{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}
САМОДЕЛЬНЫЕ ЛОДОЧНЫЕ МОТОРЫ (Продолжение – начало в № 5/2018)
История производства советских лодочных моторов начинается с середины XX века. Первые попытки предпринимались еще до Великой отечественной войны, но безуспешно. Условно выделяют несколько этапов в истории советских моторов:
1. Освоение и начало выпуска подвесных моторов (50-60-е годы XX века);
2. Массовое производство различных моделей и типов (70-е годы XX века);
3. Сокращение объемов производства в связи со сложной ситуацией в стране (80-90-е годы XX века).
Советские моторы выполнялись примерно по одинаковой схеме: бензиновый двигатель двухтактный. Количество цилиндров зависело от мощности агрегата и составляло от одного до четырех. Редуктор располагался в подводной части, он приводил в движение гребной винт. Мотор обеспечивался водяным охлаждением, термостат отсутствовал. Выхлопные газы выпускались через грибной винт.
Двигатели “Вихрь” и “Нара”
“Вихрь”
История производства моторов для лодок марки «Вихрь» началась в 1966 году. Пользуется успехом как у профессиональных спортсменов, так и у рыболовов, во многом, благодаря оптимальному сочетанию цена/качество.
Востребованные и модифицированные модели под индексами 30, 32М, 32Х, имеют следующие характеристики:
- Ручной запуск с помощью румпеля.
- Вместимость топливного бака – 22 литра.
- Модернизированная система газораспределения.
- Мощность двухцилиндрового мотора – 30 лошадиных сил.
- Вес изделия – 49 кг.
- Усовершенствованная система зажигания.
Моторы для лодок «Нара 4,7» выпускаются машиностроительным комбинатом в Наро-Фоминске и имеют следующие возможности:
- мощность – 4,7 л. с.;
- масса – 15 кг.;
- обороты – до 3600 об/мин.;
- вместимость бака – 1 л.;
Несмотря на малый вес и низкую вместимость топлива, представленная модель пользуется большим спросом, благодаря непривередливости в эксплуатации и простоте в монтаже конструкции.
Определяющие факторы отечественной продукции
Определяющими факторами отечественной продукции являются:
- стоимость запчастей;
- высокая надёжность;
- простота эксплуатации;
- приемлемая стоимость;
- высокая ремонтопригодность;
- потребление низкокачественного топлива.
Старые модели пользуются большой популярностью среди потребителей. Не последнюю роль в этом сыграло легендарное советское качество, имеет следующие отличительные черты:
Надёжность. Продукция российских производителей характеризуется большей надёжностью и повышенной производительностью. Надёжность обуславливается различными факторами:
- проведение поэтапного контроля;
- использование проверенных технологий.
- очистка топливного бака;
- осмотр;
- произведение уплотнения;
- осмотр анодов противокоррозионной защиты;
- осмотр пускового механизма;
- регулировка или замена дроссельной заслойки;
- регулировка и замена свечей зажигания;
- проверка шумности;
- замена или регулировка троса дроссельной заслонки;
- проверка процесса запуска;
- замена анодов противокоррозионной защиты;
- проверка системы охлаждения и топливного насоса;
- замена масла и т. д.
Парус
Российские лодочные моторы Парус используются большим количеством отечественных рыбаков. Эти подвесные моторы отличаются хорошим качеством и случаи, когда они подводят рыбаков, крайне редкие. Поэтому двигатели Парус обрели широкое распространение в рыболовных кругах. Технические характеристики моторов Парус следующие:
- Максимальная мощность, развиваемая мотором, составляет 3.6 лошадиных силы.
- Работа двигателя производится в двухтактном режиме.
- Масса Паруса в снаряженном состоянии составляет порядка 17 килограмм.
- Конструкция предусматривает возможность установки системы румпельного управления.
- Система запуска имеет ручной режим.
- Цен мотора Парус составляет порядка 500 долларов.
О конструкции и создании моторов
Рассматриваемые сегодня ДВС в лице VK45DD и VK45DE вышли на конвейеры Nissan в 2001 году. Производились они на протяжении 9 лет, то есть – в 2010 году создание двигателей прекратилось. VK45DD и VK45DE пришли на смену устаревшим агрегатам для представительских и спортивных моделей концерна. Если быть точней, установки заменили VH41DD/E и VH45DD/E. Монтировались они преимущественно в Infiniti Q45, Nissan Fuga, President и Cima.
VK45DD и VK45DE представляют собой 8-цилиндровые, бензиновые моторы с усиленной конструкцией и достаточно большой мощностью. В итоговый выпуск вышли вариации моторов с объемом в 4,5 литров и 280-340 «лошадьми». Отличия между VK45DD и VK45DE заключаются в нескольких аспектах их построения, а именно:
- Степень сжатия – у VK45DD она составляет 11, а у VK45DE находится на уровне 10,5.
- Системой питания — у VK45DD организован непосредственная подпитка под управлением специального блока, а у VK45DE используется многоточечный впрыск топлива в цилиндры (типичный инжектор).
В остальных же моментах VK45DD и VK45DE совершенно идентичные моторы, построенные на базе типичных для Nissan алюминиевых блока и его головки.
По сравнению со своими предшественниками, данные моторы обладают более продуманной конструкцией и заметно легче. С течением времени VK45-е устарели и им на замену пришли движки посовременней, поэтому с 2010-ого года VK45DD и VK45DE не производятся. Встретить их можно только в виде контрактников, цена на которые находится в пределах 100 000-300 000 рублей.
Описание наиболее частых проблем
Частой проблемой детонации и потери мощности силового агрегата является клапанный механизм. Без гидрокомпенсаторов двигатель модели УМЗ 421 постоянно требует регулировки зазоров. Троение ДВС и детонация появляются по причине вышедшей из строя свечи, когда она не дает искру.
Ремонту УМЗ подвергается из-за слабой защиты от перегрева. Эта проблема также появляется у силовых агрегатов УМЗ 341. Смазывающее средство уходит в охлаждайку через многочисленные микротрещины в ГБЦ.
Поршни прогорают на пробеге больше 200-300 тысяч километров или же при эксплуатации транспортного средства в условиях повышенных нагрузок. Ремонт заключается в замене поршней, коленчатого вала, рубашки цилиндров.
Техобслуживание и ремонт дизелей А01
Техобслуживание дизельного мотора А01 – дело достаточно простое. Можно назвать его аналогичным всем дизельным силовым агрегатам Ярославского моторного завода, семейства ЯМЗ. Техническое обслуживание дизеля производится каждые 12-15 тысяч километров пробега. В данную процедуру входит замена моторного масла и фильтрующего элемента. Также рекомендуется проверять зажигание и состояние воздушного фильтра. Не нужно забывать о том, что замену воздушного элемента следует производить каждое второе техническое обслуживание.
График проведения текущего и капитального ремонта двигателя А-01 определяется нормами межремонтных сроков работы мотора, выражаемыми величиной пробега; мото-часами работы мотора; количеством израсходованного дизельного топлива.
Текущий ремонт предусматривает частичную разборку двигателя и замену дефектных деталей. Разборка узлов и агрегатов проводится только в случае необходимости по результатам диагностики.
Дизельный двигатель А-01 Алтайского моторного завода получил в советские времена достаточно широкое распространение на строительной и сельскохозяйственной технике отечественного производства. Более того, некоторые автолюбители даже устанавливали данный силовой агрегат на старые ЗИЛы – вместо их «родных», прожорливых и устаревших бензиновых. Межсервисное техническое обслуживание производится достаточно просто, поскольку данный силовой агрегат имеет достаточно простые конструктивные особенности.
Стоимость нового дизельного двигателя А-01 находится в 2022 году на уровне 700 тысяч рублей. Подержанный мотор данной модели можно приобрести по цене в диапазоне от 100 до 300 тысяч рублей, в зависимости от технического состояния.
{RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
{RANDOM_SECTION=500-3000}