Что нужно знать о гребном винте

Статья о гребных винтах и их свойствах

Сегодня поговорим о таких элементах экипировки, как перчатки и боты. Перчатки. В них так же как со штанами и курткой. Есть защита от трения в виде материала, как правило, это кожа или кевлар. И защита костяшек фаланг и

В предыдущей статье мы говорили о защите головы, т.е. о мотошлеме. В этой статье поговорим о защите тела. Здесь множество вариантов: «черепахи», куртки, текстиль, кожа, наколенники, налокотники, жилеты и т.д. У всего

Про каждый элемент мотоэкипировки можно говорить очень долго. Мы расскажем только самые основы. У каждого мотоциклиста свои требования к мотоэкипировке, но любой выбор обычно сводится к двум критериям: удобство и

Всем привет и сегодня мы собираемся разобраться в жилете Icon D30, который можно приобрести на сайте UniversalMotors.ru И то, что мы собираемся здесь увидеть нового от Icon – это защита спины D3O второго уровня CE и жилет, объединенные в

В предыдущей статье мы вкратце рассказали вам о мотоджинсах MAXLER JEANS MJ 005. Сейчас мы опубликуем отчет об испытаниях этих штанов в суровых условиях. Тест 1. По заявлению производителя, эти мегапрочные джинсы могут

Многие мотоциклисты любят ездить на мотоцикле в джинсах. Это удобно и практично, но к сожалению не безопасно. Конечно, можно носить бронешорты, чтобы ваша пятая точка смотрелась не хуже чем у Ники Минаж. Также можно

Выбираем мото экипировку для холодной погоды. Обзор жилета с электрическим подогревом для мотоциклистов BMW Motorrad Heat Up Vest. Сезон в наших широтах непредсказуем, поэтому стоит позаботиться о комфортной и надежной

Теперь давайте попробуем собрать два набора экипа – бюджетный и дорогой. В первый вариант обязательно войдет шлем. На первое время пойдет даже каска, которую вы одолжили у друга. Дешевый же шлем выйдет вам в 2000 рублей.

Наколенники. Эту часть экипировки надевают под штаны. В магазине вы можете увидеть совершенно разные по цене модели. Стартует эта часть экипа от двух тысяч рублей. Но нужно понимать, что изделие за шесть тысяч рублей

Продолжаем обозревать экипировку для питбайка. Сегодня поговорим о том, что ниже пояса. Область талии можно защитить специальным поясом, но о нем позже. Вместо этого рассмотрим “бронетрусы”. Это вещь второй

Статья о гребных винтах и их свойствах

Винт – именно та деталь в моторе, которая сообщает лодке поступательные движения. В большинстве случаев используется шлицевая посадка винта на гребной вал. Винты разных производителей могут иметь разное количество шлицов. Также винты могут отличаться диаметром ступицы. На гребном валу винт фиксируется гайкой и кандрится шпринтом. В основном используется выхлоп через ступицу винта. Это более эффективно. Такой винт имеет дефлектор для создания области разряжения, чтобы понизить давление не выхлопе, а следовательно и увеличить мощность мотора в целом.

Чтобы защитить редуктор от повреждения при ударе винта о грунт, используется резиновая втулка демпфер. Технически можно перепрессовать втулку с одного винта на другой, если совпадает диаметр посадки, но лучше использовать оригинальные винты. Иногда производители винтов делают втулку съемной, чтобы была возможность один и тот же винт устанавливать на разные моторы.

На моторах небольшой мощности используется посадка винта на шпонку. Для этого на втулке винта есть специальные пазы. В случае удара винта о препятствие шпонка срезается, защищая шестерни и вал редуктора. В таких моторах выхлоп осуществляется через отдельные отверстия.

В большинстве подвесных моторах используется двух, трех и четырех лопастные винты. Двух лопастные винты редко встречаются, в основном, на маломощных моторах, а вот 3х и 4х лопастные винты применяются повсеместно.

3х лопастной винт обеспечит наибольшую скорость лодки, и будет хорошо работать как на минимальных, так и на максимальных скоростях, сохраняя высокий КПД и низкий уровень вибрации.

4х лопастной винт имеет смысл приобретать, если нужен хороший упор на старте. Также уровень вибрации на таком винте ниже, особенно это заметно на мощных моторах. Также можно отметить более плавный ход на 4х лопастных винтах.

Сравним винт алюминиевый и из нержавеющей стали.

Основной плюс стальных винтов – возможность сделать лопасти более тонкими. Если сравнить толщину лопастей стального и алюминиевого винта для однотипных моторов, то нетрудно увидеть, что стальные лопасти почти втрое тоньше, чем алюминиевые. Это значит, что у стального винта меньше потери на трении выше эффективность в целом, поэтому стальные винты широко применяются на скоростных лодках и катерах. Сталь гораздо лучше, чем алюминий противостоит кавитационному и обыкновенному механическому разрушению.

Читайте также:
Mercury выпустила 300-сильный шестицилиндровый подвесной мотор Verado

Диаметр винта – диаметр окружности, которые образуют кончики его лопастей при вращении. Шаг винта – расстояние, которое пройдет винт за один оборот в плотной среде. Чем больше шаг, тем это расстояние больше.

Диаметр и шаг винта производители указывают на ступице, либо на какой-нибудь лопасти. Также все это дублируется на упаковке. Винты с большим шагом называются скоростными, а винты с меньшим – грузовыми. Для подбора оптимального винта нужен тахометр, чтобы понять насколько раскручивается мотор под тем или иным винтом.

Всё что нужно знать о гребных винтах для правильного выбора

В этой статье вы узнаете, как же всё-таки правильно подобрать и купить гребной винт под свой комплект лодка + мотор и чем они отличаются между собой. Итак, приступим. Мы не будем лить много воды и постараемся сделать нашу статью максимально информативной для того, чтобы Вы сделали правильный выбор!

Прежде всего, винт – это та деталь мотора, которая передаёт лодке поступательное движение.

Гребной винт в работе

Современные лодочные моторы используют шлицевую посадку гребного винта на вал редуктора.

Гребной вал лодочного мотора

Винты разных производителей могут иметь разное количество шлицов. Например, у винта SUZUKI на 15 лошадиных сил 10 шлицов, а у винта MERCURY такой же мощности их 8. Также винты могут отличаться диаметром ступицы, например, редуктор SUZUKI больше, чем редуктор мотора Mercury.

На гребном валу винт, как правило фиксируется гайкой и контрится шплинтом. В большинстве моторов используется отвод выхлопных газов через ступицу винта – это более эффективно в плане его коэффициента полезного действия. Такой винт имеет дефлектор (расширение на выходе), чтобы создать зону разряжения и понизить давление на выхлопе, а следовательно и увеличить мощность мотора в целом.

Дефлектор гребного винта

Чтобы защитить редуктор мотора от повреждений при ударе гребного винта о грунт в них используется специальная втулка демпфер. Как правило, она туго впрессована в корпус винта, но некоторые модели имеют сменную втулку для возможности установки одного и того же винта на разные моторы.

Резиновая втулка гребного винта

В лодочных моторах небольшой мощности иногда используется посадка гребного винта на шпонку. Для этого на втулке винта есть специальные пазы и в случае удара винта о препятствие шпонка ломается, тем самым защищая от повреждения дорогой редуктор мотора.

Шпонка гребного винта

В таких моторах выхлоп отработанных газов осуществляется через отдельное отверстие под антикавитационной плитой мотора. Это не так эффективно, как выхлоп через винт, но тоже работает.

В большинстве лодочных моторов используется двух, трёх и четырёх лопастные гребные винты. Двухлопастные винты, как правило, устанавливают на маломощные и электромоторы.

Трёхлопастной винт обеспечивает наибольшую скорость лодки, при этом будет работать, как на минимальных, так и максимальных скоростях, сохраняя КПД и низкий уровень вибрации.

Четырёхлопастной винт мы рекомендуем приобретать, если нужен хороший упор на старте, например, при буксировке лыжника или различных аттракционов. Также уровень вибрации на таком моторе ниже, особенно это заметно на мощных моторах. Многие также отмечают более плавный ход на таких гребных винтах.

При прочих равных с увеличением скорости эффективность четырёхлопастного винта будет снижаться, а трёхлопастного наоборот увеличиваться.

Сравнение гребного винта из нержавеющей стали и алюминия

Основное преимущество стальных винтов – это возможность сделать их лопасти более тонкими. Например, если сравнить указанную толщину на стальном и алюминиевом винте одной мощности, то можно обнаружить что толщина лопасти стального гребного винта почти в три раза меньше, чем на алюминиевом. А это значит, что у стального винта меньше потери на трение и выше эффективность в целом, поэтому стальные винты широко применяются на скоростных лодках и катерах.

Толщина лопасти стального гребного винта

Ну и конечно сталь гораздо лучше противостоит кавитационному и обычному механическому разрушению, но нужно учесть, что при жёстком контакте с грунтом стальные винты также гнуться и разрушаются, но при этом передавая на шестерни редуктора гораздо более мощные ударные нагрузки. Поэтому со сталью надо быть вдвое бдительнее на мелководье.

Основные параметры гребного винта и их маркировка

Помимо количества лопастей и материала изготовления есть ещё несколько важныйх параметров, по которым производится подбор винта – это его диаметр и шаг.

Диаметр винта – это диаметр окружности, которую образуют кончики его лопастей при вращении.

Диаметр гребного винта

Шаг винта – это расстояние, которое пройдёт винт за один полный оборот в плотной среде. Чем больше шаг, тем это расстояние больше.

Читайте также:
Москва: описание мотора, технические характеристики, отзывы

Шаг гребного винта

Диаметр и шаг винта производители, как правило, указывают либо на ступице, либо непосредственно на лопасти. Также эти параметры дублируются на коробке упаковки.

Вариантов маркировки бывает несколько и они разняться от производителя к производителю, но всё же разобраться в ней достаточно просто.

Например, маркировка Y15 9 ¼ X 9 обозначает винт для мотора Yamaha мощностью 15 лошадиных сил, диаметром 9 ¼ дюйма и шагом 9 дюймов. Или другой пример маркировки у гребных винтов Solas – Y8 3×8.5x7RB обозначает винт для мотора Yamaha трёхлопастной с диаметром 8.5 дюймов и шагом 7 дюймов. Аббревиатура RB обозначает правое вращение. Как видите всё не так уж и сложно.

Винты с большим шагом, называются скоростными, а с меньшим – грузовыми – это обязательно надо учитывать при покупке нового основного или дополнительного винта для мотора. Шаг винта это вроде резьбы на саморезе, с большей резьбой он быстрее заворачивается, но и крутить его гораздо труднее. Поэтому установка скоростного винта не всегда даёт прирост скорости, а иногда и наоборот. Тоже можно сказать и про диаметр, чем он больше, тем лучше упор винта. С помощью большего диаметра можно увеличить тяговые свойства мотора, но проиграть в скорости, но надо учитывать, способен ли ваш мотор по мощности обеспечить нормальную работу с таким винтом.

Правильный выбор гребного винта – подбор и замеры

Для правильного выбора винта можно и нужно использовать тахометр, чтобы понимать на сколько раскручивается лодочный мотор на том или ином винте и какую при этом обеспечивает скорость лодке.

Например, на винте с шагом 9 лодка идёт со скоростью 29 км/ч при оборотах 5400 об/мин, меняем наш винт на винт с шагом больше, скорость немного выросла до 33 км/ч и при этом обороты упали до 5280 об/мин, ставим ещё более скоростной (больше шаг) винт и видим что скорочть упала до 27,7 км/ч и при этом обороты 5010 об/мин! А это значит что наш мотор уже не может раскрутиться из-за установленного винта, обороты падают и соответственно скорость тоже.

Именно так можно экспериментально, меняя шаг и диаметр винта, подобрать оптимальные параметры наиболее эффективного среди них для вашего комплекта лодка + мотор. Универсальных решений не существует, то что хорошо работает на одном комплекте, может плохо работать на другом.

Информация о гребном винте

3-х лопастной гребной винт имеет меньшее сопротивление и более высокий коэффициент полезного действия, однако на 3-х лопастных винтах раньше возникает кавитация. 4-х лопастной гребной винт при том же диаметре позволяет переработать большую мощность и снизить вибрацию.

Также 4-х лопастной винт уменьшает время выхода на глиссирование и даже может экономить топливо при движении на крейсерском ходе. Однако при небольших мощностях максимально достигаемая скорость судна с 4-х лопастным винтом меньше по сравнению с 3-х лопастным винтом того же диаметра и шага.

Диаметр

Диаметр гребного винта – это диаметр окружности, охватывающей все лопасти винта. Обычно чем меньше обороты гребного вала, тем больше должен быть диаметр.

Правильный выбор диаметра винта очень важен для взаимодействия гребного винта и судна. Как правило, для относительно тихоходных судов используют винт с бо́льшим диаметром, для скоростных судов – с меньшим.

Шаг гребного винта – это его вторая важнейшая техническая характеристика. Шаг винта соответствует теоретическому расстоянию, на которое винт переместится за один полный оборот в недеформируемой среде.

Таким образом, гребной винт с шагом 500 мм (20 дюймов) при каждом полном обороте должен был бы передвигать судно на 0,5 м при условии отсутствия скольжения (то есть если бы винт ввинчивался в воду, как в твердую среду). Но поскольку винт отбрасывает воду назад, истинное перемещение судна будет меньше.

Правое и левое вращение

Говорят, что винт имеет правое вращение, если на переднем ходу он вращается по часовой стрелке, когда глядишь на судно с кормы. По традиции, когда на судне установлен один двигатель, он ставится правого вращения и, соответственно, используются гребные винты с правосторонним вращением.

Если на судне установлено два двигателя, то их ставят противоположного вращения (обычно, хотя и не обязательно, правого борта – правосторонний, левого борта – левосторонний), что обеспечивает лучшую управляемость судна.

На поворотно-откидные колонки ставят соосные гребные винты противоположного вращения, которые позволяют увеличить КПД, снизить величину оптимального диаметра и уменьшить вибрационные нагрузки на лопасти.

Сегментные лопасти

Это техническое решение применяется для повышения эффективности гребного винта при определенных условиях: винт с сегментными лопастями будет иметь очень высокую эффективность на высоких скоростях, а также сведет к минимуму кавитацию при больших нагрузках.

Читайте также:
Устройство системы впуска 2т лодочных моторов

Гребной винт с сегментными лопастями обеспечивает высокий КПД на всех режимах использования двигателя, рекомендуется для моторов средней мощности, установленных на тяжелых катерах.

Угол откидки

Откидка лопасти – это угол наклона лопасти гребного винта по отношению к оси ступицы. Положительный наклон немного увеличивает КПД. и позволяет использовать винт бо́льшего диаметра, отрицательный – обеспечивает дополнительную прочность лопасти при работе на очень высоких скоростях.

Для сильно нагруженных гребных винтов лопасти наклона обычно не имеют, они перпендикулярны ступице. У быстроходных и глиссирующих судов для повышения КПД винта лопастям придают значительный наклон в корму.

Кавитация и кавитационная эрозия

При вращении гребного винта в воде на одной (нагнетающей) стороне лопасти создается повышенное давление, на другой (засасывающей) – разрежение. Чем больше скорость вращения, тем ниже становится давление на засасывающей стороне лопастей. При определенной скорости, которая зависит от формы винта, давление на засасывающей стороне лопастей становится настолько низким, что вода начинает кипеть, и в этой зоне образуется смесь воздуха с пузырьками пара.

Эффект кавитации можно почувствовать по отсутствию прироста скорости при увеличении оборотов двигателя. Это происходит потому, что пузырьки делают лопасти гребного винта более “толстыми”, сопротивление воды для лопастей увеличивается и тем самым снижаются их эффективные рабочие характеристики. Может также ощущаться вибрация корпуса судна.

Смесь воздуха с пузырьками пара перемещается по лопасти и, достигнув места, где давление воды выше, сжимается и взрывается. Освобождаемая при этом энергия сравнима с ударом по лопасти молотком, вследствие чего от лопастей винта начинают откалываться мелкие кусочки. Получаемые повреждения внешне похожи на результат воздействия коррозии и потому называются кавитационной эрозией.

Момент наступления кавитации зависит от площади лопастей (чем больше площадь, тем позже наступает кавитация), их толщины, степени заглубленности винта под поверхность воды. Причин, влияющих на скорость возникновения кавитации, может быть много: неудачная форма лопасти (аэродинамический профиль начинает кавитировать раньше, чем сегментный; профиль с большой кривизной – раньше, чем плоский), излишне заостренные передние кромки лопастей, плохая полировка или неровная покраска лопастей, дефекты поверхности лопастей, особенно шероховатость передних кромок и многое другое.

Что необходимо знать о гребных винтах

Что необходимо знать о гребных винтах

Винт, это деталь мотора, которая сообщает лодке поступательное движение. В большинстве случаев используется шлицевая посадка винта на гребной вал мотора. Винты разных производителей могут иметь разное количество шлицов, например, у винта на Suzuki 15 л.с. десять шлицов, а у винта Mercury той же мощности восемь шлицов. Также винты могут отличаться диаметром ступицы, к примеру редуктор Suzuki 15 больше чем Mercury 15. На гребном валу винт фиксируется гайкой и контрится шплинтом. В большинстве современных моторов используется выхлоп через ступицу винта, это более эффективно. Такой винт имеет дефлектор для создания области разрежения чтобы понизить давление на выхлопе, а следовательно, и увеличить мощность мотора в целом.
Чтобы защитить редуктор от повреждения при ударе винта о грунт используется резиновая втулка-демпфер Технически можно перепрессовать втулку с одного винта на другой если совпадает диаметр посадки. Но лучше использовать оригинальные винты. Иногда производители винтов делают втулку съемной, чтобы была возможность один и тот же винт устанавливать на разные моторы. Еще, в основном на моторах небольшой мощности используется посадка винта на шпонку, для этого на втулке винта есть специальные пазы. В случае удара винта о препятствие шпонка срезается защищая шестерни и вал редуктора. В таких моторах выхлоп осуществляется через отдельное отверстие под антикавитационной плитой. Это не так эффективно как выхлоп через винт, но тоже работает.
В большинстве подвесных моторов используются двух-, трех- и четырехлопастные винты. Двухлопастные винты встречаются редко, устанавливаются в основном на моторах малой мощности, а трех- и четырехлопастные винты применяются повсеместно.
Трехлопастной винт обеспечит наибольшую скорость лодки при этом будет хорошо работать как на минимальных так и на максимальных скоростях, сохраняя высокий к.п.д. и низкий уровень вибрации.
Четырехлопастной винт имеет смысл приобретать если нужен хороший упор на старте, например при буксировке лыжника или различных аттракционов. Также уровень вибрации на таком винте ниже, особенно это заметно на мощных моторах. Многие также отмечают более плавный ход на четырехлопастных винтах.
При прочих равных условиях с увеличением скорости эффективность четырехлопастного винта будет снижаться, а трехлопастного наоборот увеличиваться.
Теперь сравним винт алюминиевый и из нержавеющей стали. Основное преимущество стальных винтов это возможность сделать лопасти более тонкими. Если сравнить толщину лопасти стального и алюминиевого винта для однотипного мотора, то нетрудно увидеть, что стальные лопасти почти в трое тоньше алюминиевых. А это значит, что у стального винта меньше потери на трение и выше эффективность в целом. Поэтому стальные винты широко применяются на скоростных лодках и катерах, там где требуется максимальная скорость и эффективность.
Плоскость лопастей скоростных винтов имеет ощутимый наклон для того, чтобы уменьшить сопротивление набегающему потоку воды. То есть немного уменьшить диаметр, но при этом сохранить площадь лопастей, а следовательно и хороший упор. Конечно сталь гораздо лучше чем алюминий противостоит кавитационному и обыкновенному механическому разрушению, однако необходимо понимать, что при жестком контакте с грунтом стальные винты также гнутся и разрушаются, но при этом, еще передавая на шестерни редуктора гораздо более мощные ударные нагрузки, поэтому со сталью нужно быть вдвойне бдительней не мелкой воде.
Помимо количества лопастей и материала изготовления есть еще один важный параметр, по которому производится подбор винта, это его диаметр и шаг. Диаметр винта – это диаметр окружности, которую образуют кончики его лопастей при вращении. Шаг винта – это расстояние, которое пройдет винт за один оборот в плотной среде. Чем больше шаг, тем это расстояние больше. Диаметр и шаг винта производители указывают либо на ступице, либо на какой-нибудь лопасти, единых стандартов нет. Также эта информация дублируется на упаковке.
Винты с большим шагом называются скоростными, а винты с меньшим шагом – грузовыми. Этот момент всегда нужно учитывать при покупке нового основного или дополнительного винта. Шаг винта, это вроде резьбы, например саморез с крупной резьбой быстрее вворачивается, но и крутить его становится тоже труднее, поэтому установка скоростного винта не всегда дает прирост скорости, а иногда и наоборот. То же самое можно сказать и про диаметр – чем он больше, тем лучше упор винта, с помощью большого диаметра можно увеличить тяговые свойства мотора, но проиграть в скорости. Это как переобуть машину в большие колеса – проходимость увеличится, но потянет ли мотор такие катки – вот в чем вопрос, ведь на воде нет возможности включить пониженную передачу. Поэтому для подбора оптимального винта нужен тахометр, чтобы понять насколько раскручивается мотор под тем или иным винтом.
Например на винте с шагом 9 дюймов лодка идет со скоростью 29 км/ч при оборотах мотора 5400 об/мин, меняем винт на шаг больше – скорость 33 км/ч, обороты упали до 5300 об/мин, ставим еще более скоростной винт и видим, что на таком тяжелом винте мотор уже не может нормально раскрутиться, поэтому его обороты и мощность падает (5000 об/мин) и, как следствие скорость тоже (27 км/ч).
Следует отметить, что универсальных решений не существует, что работает хорошо на одном комплекте может плохо работать на другом, поэтому самый лучший способ подобрать оптимальный винт это его протестировать. Тахометр и спидометр будут хорошими помощниками для проведения испытаний.

Читайте также:
Салют-2С: описание мотора, технические характеристики, отзывы

Что надо знать о гребном винте ?

Для винтов, работающих в докавитационном режиме, дисковое отношение принимают в пределах 0.3-0.6. У сильно нагруженных винтов на быстроходных катерах с мощными высокосборотнымн двигателями A/Ad увеличивается до 0.6-1.1. Большое дисковое отношение необходимо и при изготовлении винтов из материалов с низкой прочностью, например, из силумина или стеклопластика. В этом случае предпочтительнее сделать лопасти шире, чем увеличить их толщину.

Гребные винты катеров имеют обычно большую частоту вращения, поэтому вследствие больших центробежных скоростей происходит перетекание воды по лопастям в радиальном направлении, что отрицательно сказывается на КПД винта. Для уменьшения этого эффекта лопастям придают значительный наклон в корму – от 10 до 15°.

В большинстве случаев лопастям винтов придается небольшая саблевидность – линия середин сечений лопасти выполняется криволинейной с выпуклостью, направленной по ходу вращения винта. Такие винты благодаря более плавному входу лопастей в воду отличаются меньшей вибрацией лопастей, в меньшей степени подвержены кавитации и имеют повышенную прочность входящих кромок.

Наибольшее распространение среди винтов малых судов получил сегментный плоско-выпуклый профиль. Лопасти винтов быстроходных мотолодок и катеров, рассчитанных на скорость свыше 40 км/ч, приходится выполнять возможно более тонкими с тем, чтобы предотвратить кавитацию. Для повышения эффективности в этих случаях целесообразен выпукло-вогнутый профиль (“луночка”). Стрелка вогнутости профиля принимается равной около 2% хорды сечения, а относительная толщина сегментного профиля (отношение толщины t к хорде b на расчетном радиусе винта, равном 0.6R) принимается обычно в пределах t/b=0.04÷0.10. Ординаты профилей лопастей некавитирующих винтов приведены в таблице 2.

ПРИМЕЧАНИЕ: x/b – относительный абсциссы отвходящей кромки ГВ, % хорды сечения лопасти; Yн – относительная ордината нагнетающей поверхности лопасти, % макс. стрелки вогнутости ƒ; Yз – относительная ордината засасывающей поверхности лопасти, % макс. расчётной толщины профиля t

Для суперкавитнрующих винтов гоночных судов применяют клиновидный профиль с тупой выходящей кромкой.

Двухлопастной гребной винт обладает более высоким КПД, чем трехлопастной, однако при большом дисковом отношении весьма трудно обеспечить необходимую прочность лопасти такого винта. Поэтому наибольшее распространение на малых судах получили трехлопастные винты. Винты с двумя лопастями применяют на гоночных судах, где винт оказывается слабо нагруженным, и на парусно-моторных яхтах, где двигатель играет вспомогательную роль. В последнем случае имеет значение возможность устанавливать винт в вертикальном положении в гидродинамическом следе ахтерштевня для уменьшения его сопротивления при плавании под парусами.

Читайте также:
ЛММ-6, ЛММ-6а: описание мотора, технические характеристики, отзывы

Четырех- и пятилопастные винты применяют очень редко, в основном на крупных моторных яхтах для уменьшения шума и вибрации корпуса.

Гребной винт лучше всего работает, когда его ось расположена горизонтально. У винта, установленного с наклоном и в связи с этим обтекаемого “косым” потоком, коэффициент полезного действия всегда будет ниже; это падение КПД сказывается при угле наклона гребного вала к горизонту больше 10°.

Гребной винт-мультипитч

Задачу согласования элементов гребного винта с сопротивлением мотолодки при изменении ее нагрузки помогает решить винт изменяемого шага типа “мультипитч”.

На рисунке представлена схема устройства такого винта, выпускаемого Черноморским судостроительным заводом. Ступица винта изготовлена из нержавеющей стали и коррозионно-стойкого алюминиевого сплава; лопасти изготавливают литьем под давлением из полиамидных смол. Все три лопасти взаимозаменяемы и имеют на комле жестко закрепленные пальцы 2, которые проходят в отверстия в торце носовой части ступицы 6 и входят в пазы поводка 4. При повороте лопасти вокруг ее оси происходит синхронный разворот всех лопастей в сторону увеличения или уменьшения шага винта. На поводке нанесена шкала, причем среднее деление ее соответствует конструктивному шагу, равному 240 мм. Пределы изменения шага составляют 200-320 мм, дисковое отношение винта – 0.48.

Закрепление лопастей в выбранном положении осуществляется гайкой 3. Втулка 5 имеет внутренний диаметр, равный диаметру гребного вала мотора “Вихрь”. От осевого перемещения по втулке винт фиксируется гайкой 3 и стопорным винтом 8.

Винт имеет диаметр 240 мм и массу не более 0.71 кг (винт новой конструкции – целиком из полиамидных смол – весит 0.45 кг). Для изменения шага достаточно 3-5 мин, причем снимать винт с мотора не требуется, так же как и специально подходить к берегу. Конструкция защищена авторским свидетельством №454146.

Совмещая в себе как бы несколько сменных гребных винтов разного шага, мультипитч не лишен недостатков. Например, КПД винта при всех значениях шага, кроме конструктивного, оказывается меньше КПД винтов фиксированного шага, рассчитанных специально на эти промежуточные режимы. Это объясняется тем, что для изменения геометрического шага винта (уменьшения или увеличения его) в мультипитче, как и в винте регулируемого шага, вся лопасть поворачивается на какой-то угол. Так как этот угол постоянен для всей лопасти, значение геометрического шага на различных радиусах лопасти изменяется не на одинаковую величину и распределение шага по радиусу лопасти искажается. Например, при повороте лопасти в сторону уменьшения шага на постоянный угол шаг сечений у конца лопасти уменьшается в значительно большей степени, чем у комля. При достаточно большом повороте лопасти концевые сечения даже могут получить отрицательный угол атаки – создавать упор заднего хода при неизменном направлении вращения гребного вала. Кроме того, при развороте лопасти профиль поперечного сечения ее уже не ложится на спрямленную винтовую линию, а приобретает S-образную форму, что также приводит к искажению кромочного шага.

Тем не менее, возможность плавного изменения шага в зависимости от нагрузки лодки позволяет получить наиболее оптимальный и экономичный режим работы подвесного мотора. При установке шага важно иметь возможность проконтролировать частоту вращения коленчатого вала двигателя во избежание его перегрузки при чрезмерном уменьшении шага.

Кольцевая профилированная насадка

На тяжелом водеизмещающем катере трудно получить высокий КПД гребного винта, если он приводится от высокооборотного автомобильного двигателя или подвесного мотора. Винт в этих случаях работает с большим скольжением н не развивает необходимый упор. Особенно велики потери мощности на винте, если он имеет недостаточный диаметр и шаговое отношение менее H/d=0.5.

Читайте также:
Honda: описание мотора, технические характеристики, отзывы

Кроме снижения частоты вращения гребного винта, заметный эффект в таких случаях дает применение кольцевой направляющей насадки (рисунок 7), представляющей собой замкнутое кольцо с плоско-выпуклым профилем. Площадь входного отверстия насадки больше, чем выходного; винт устанавливается в наиболее узком сечении и с минимальным зазором между краем лопасти и внутренней поверхностью насадки; обычно зазор не превышает 0.01 D винта. При работе винта засасываемый им поток вследствие уменьшения проходного сечения насадки увеличивает скорость, которая в диске винта получает максимальное значение. Благодаря этому уменьшается скольжение винта, повышается его поступь. Вследствие малого зазора между краем лопасти и насадкой уменьшается перетекание воды через край, что также повышает КПД винта.

Рисунок 7. Кольцевая профилированная насадка: а – расположение гребного винта; б – размеры и профиль насадки.

Небольшой дополнительный упор создается и на самой насадке, которая обтекается потоком воды подобно крылу. На каждом элементе насадки возникает подъемная сила, которая дает горизонтальную составляющую, направленную вперед. Сумма этих составляющих и образует дополнительный упор.

Очевидно, что применение комплекса винт-насадка сопровождается повышением пропульсивных качеств судна до тех пор, пока потери мощности на преодоление сопротивления насадки не превысят увеличение упора винта, достигнутое с ее помощью. Для оценки эффективности насадки можно воспользоваться диаграммой, представленной на рисунке 8. По ней можно установить, на сколько повысится ηн-КПД комплекса винт-насадка по сравнению с КПД η открытого винта. Кривые построены для оптимального диаметра винта в зависимости от коэффициента K’n, вычисляемого по заданным значениям скорости, частоты вращения винта и мощности, подводимой к винту:

K’n= va 4√ pva
√n Ne

где va – скорость воды в диске винта с учетом попутного потока, м/с; n – частота вращения винта, об/с; p – массовая плотность воды (102 кгс2/м4); Ne – мощность, подводимая к винту, с учетом потерь в редукторе и валопроводе, л.с.).

Применение насадки становится выгодным при К’n

Рисунок 8. Увеличение КПД и изменение элементов гребного винта при установке насадки в зависимости от величины коэффициента K’n

Подсчитав значение К’n, можно по графику, представленному на рисунке 8, найти относительную поступь λ. и шаговое отношение винта H/D, а затем определить диаметр винта

D= va
λ*n

и шаг для винта без насадки и с насадкой. Если речь идет об уже эксплуатируемом катере, то с помощью этого графика можно сравнить существующий винт с элементами винта, имеющего оптимальный диаметр.

Благодаря применению насадки удается повысить скорость катера на 5-8% (и даже до 25% на тихоходной лодке с двигателем, имеющим большую частоту вращения). При скоростях около 20 км/ч установка насадки нецелесообразна. На быстроходных лодках с увеличением скорости винт становится менее нагруженным, а сопротивление насадки возрастает.

Насадка является хорошей защитой гребного винта от повреждений, благодаря постоянному заполнению водой не позволяет ему обнажаться при килевой качке. Иногда направляющие насадки выполняют поворачивающимися относительно вертикальной оси, в результате отпадает необходимость устанавливать руль.

Применение насадок целесообразно и на подвесных моторах, устанавливаемых на тихоходных судах водоизмещающего типа. На 25-30-сильном подвесном моторе целесообразно использовать насадку на судне водоизмещением более 700 кг (например, на катерах, переделанных из военно-морских ялов, и парусно-моторных яхтах). На моторах мощностью 8-12 л.с. насадка полезна уже при водоизмещении более 400 кг.

Рекомендуемые размеры насадки и ее профили показаны на рисунке 7. Длина насадки принимается обычно в пределах Lн (0.50÷0.70) D диаметра винта. Минимальный диаметр насадки (место, где устанавливается гребной винт) располагается на расстоянии А=(0.35÷0.40) D от входящей кромки насадки. Наибольшая толщина профиля δ=(0.10÷0.15) Lн.

Насадку можно выточить из предварительно согнутой в обечайку толстой алюминиевой полосы или выклеить ее из стеклопластика на болване. Все поверхности насадки следует тщательно отполировать для снижения потерь на трение. На подвесном моторе насадку прикрепляют к антикавитационной плите, для чего снаружи насадки делают “лыску”, образующую плоскость. Внизу кольцо крепят к шпоре мотора.

Гребные винты для лодочных моторов

Как показывает практика незаменимых узлов и агрегатов не существует. При необходимости подобрать гребной винт для лодки или катера, достаточно знать некоторые специфические характеристики этой детали, чтобы правильно осуществить эту операцию.

Для чего нужен гребной винт?

Гребной винт нужен для того чтобы передвигаться по водной поверхности. Это приспособление выполняет функцию, которая аналогична действию ведущего колеса автомобиля. То есть, оно трансформирует силу, которая вращает валы двигателя, в прямолинейное движение транспортного средства.

Читайте также:
Yamaha F6B, F8B, T8B User Manual: описание мотора, технические характеристики, отзывы

При вращении гребного винта в воде образуется подъёмная сила, благодаря которой и осуществляется движение лодки или катера. Скорость движения плавсредства зависит от частоты вращения лопастей винта, а также от формы и величины шага.

Разновидности гребных винтов

Гребные винты отличаются по многим параметрам, среди которых:

grebnoj_vint_honda

  • величина шага, которая представляет собой расстояние, которое проходит винт за один оборот;
  • дисковое соотношение — это величина отношения общей площади лопастей, к площади круга гребного винта по максимальному диаметру;
  • диаметр окружности — величина максимального диаметра окружности гребного винта;
  • количество лопастей, наиболее часто встречаются винты с 3 лопастями, но иногда их может быть 2 и 4;
  • материал, гребные винты могут быть изготовлены из углеродистой и нержавеющей стали, алюминиевого сплава или пластика;
  • конструкция ступицы, некоторые модели гребных винтов осуществляют удаление отработанных газов двигателя через ступицу;
  • количество шлицов втулки, число их может существенно отличаться.

По причине такой вариативности параметров, гребной винт от одного лодочного мотора не подходит для другой модели без дополнительной доработки или переделки этой детали.

Маркировка винтов

Для обозначения размеров диаметра гребного винта применяются дюймы. Маркировка чаще всего наносится на лопасти винта. В стандартной маркировке обозначается:

  • диаметр;
  • шаг гребного винта, например: 9 1/4 x 13;
  • количество лопастей;
  • направление движение, например: 3 х 10 х 11 R. В этом обозначении литера «R», указывает на правое вращение гребного винта.

В том случае, когда на гребном винте указывается номер по каталогу, например: 1235-200-45, то расшифровка указывается на упаковке изделия.

Как выбрать оптимальный винт?

Для того чтобы винт справлялся со своей задачей наилучшим образом, его необходимо правильно подобрать к установленному на лодке мотору. Обратите внимание на следующие нюансы:

  1. Для развития плавательным средством максимальной скорости требуется винт определённой формы и хода.
  2. Для того чтобы лодка или катер развивали максимальные тяговые характеристики, также потребуется приобрести винт оригинальной конструкции.

Для повышения КПД двигателя, следует выбрать деталь, учитывая следующие характеристики:

  • материал изготовления;

Стальной винт имеет минимальную толщину лопастей, что положительно сказывается на общем КПД двигателя. Кроме этого данный материал позволяет изготовить более сложные модели винтов. В отличие от алюминиевых изделий, стальной гребной винт позволяет получить КПД на 5 — 7% выше.

  • количество лопастей.

Модели с тремя лопастями позволяют развивать плавсредству более высокую скорость, но четырёхлопастные гребные винты обладают большей тяговой силой на средних оборотах, что позволяет экономить топливо и повышает КПД лодочного мотора. Данные характеристики, являются приблизительными и зависят от фирмы-изготовителя и формы винта.

Вычисление шага винта

Шаг — это основная характеристика винта катера. Этот параметр измеряется в дюймах, и чем он больше, тем выше упор винта при вращении. Также учитите, что:

i

  1. Он возникает в результате вращения гребного винта и приводит в движение катер или лодку.
  2. Этот показатель в обратной пропорции влияет на скорость вращения лодочного винта. Чем шаг меньше, тем выше максимальные обороты лодочного двигателя.
  3. Оптимальное значение шага лодочного винта должно быть подобрано таким образом, чтобы при полностью открытой дроссельной заслонке, двигатель развивал обороты, рекомендованные заводом изготовителем.

Чтобы узнать шаг винта, потребуется произвести следующие вычисления: в формулу H=20,5*V/n необходимо подставить значения, которые следует замерить в процессе экспериментальных заплывов, обязательно наличие тахометра для точного определения оборотов двигателя.

В данной формуле:

  • Н — это шаг винта;
  • V — скорость движения лодки;
  • n — обороты гребного винта.

Например, если скорость лодки составляет 40 км/ч при оборотах гребного винта 2000 об/мин, то шаг винта будет равен: 20,5*40/2000= 0.41. Шаг винта такого двигателя — 0,41 дюйма.

Гребные винты, которые будут оптимально подходить для данного плавсредства можно подобрать только в результате тестовых заездов. Теоретически, можно лишь в общих чертах рассчитать характеристики, исходя из размеров, шага, количества лопастей и оборотов двигателя.

Винт для лодочного мотора: как правильно подобрать?

Преимущество правильно подобранного винта для лодочного мотора

Гребной винт для лодочного мотора

Гребной винт для лодочного мотора Если вы владелец лодочного мотора, тогда возможно у вас возникнет необходимость в выборе гребного винта.
Гребной винт является необходимым устройством для любой лодки, ведь с его помощью возможно переключение передач и эффективное движение.

С заменой гребного винта на лучшую модель появляется возможность увеличить скоростные характеристики, также весь потенциал лодочного мотора будет проявляться только с правильно подобранным винтом.

Если выбрать правильный винт, вы получите следующие преимущества:

  1. Уменьшение потребления топлива;
  2. Улучшенная мощность двигателя;
  3. Увеличивается грузоподъемность лодки;
  4. Существенно снижается уровень шумности;
  5. Появляется возможность выходить на глиссирование.
Читайте также:
История мотора "Вихрь": описание мотора, технические характеристики, отзывы

Ремонт винта

При ремонте алюминиевых винтов всегда необходимо применять нагрев при их выравнивании.

Основными поломками гребного винта являются загибы лопастей, трещины в лопастях или их обламывание:

Читайте также: Как обкатать лодочный мотор — инструкции и рекомендации, последствия неправильной обкатки

  • Загибы латунных винтов до 30 градусов можно выравнивать на холодную. Для этого необходимо применять штанги длинною около метра, с прорезями по краям глубиной 6-8 см. Если загибы более 30 градусов то лопасть необходимо прогреть до температуры 600-700 градусов, прогрев лучше выполнять в печи для обжига, так как она обеспечивает наиболее оптимальные прогрев всей поверхности.
  • После правки необходимо произвести отжиг винт для снятия напряжения. Для этого сначала медленно нагреть винт не более чем по 100 градусов в час до температуры 450-500 градусов, а затем медленно его остудить со скоростью не более чем 50 градусов в час. Для сварки латунных деталей необходимо использовать аргонно-дуговую сварку.
  • При устранении загибов стальных винтов отжиг для снятия напряжения не применяют.
  • После применения сварки необходимо устранить наплыв, обработав шов надфилем, или шкуркой.
  • По окончанию ремонта необходимо сбалансировать вес каждой лопасти, это осуществляется спиливанием лишнего веса по всей площади лопасти. Чтобы определить какая лопасть тяжелее, необходимо надеть винт на втулку и более тяжелая лопасть будет опускаться.

Пользуясь данным руководством, вы можете без особых проблем подобрать для себя необходимый вам гребной винт и наслаждаться ездой на своем плавсредстве.

Маркировка гребных винтов лодочного мотора

Маркировка гребных винтов лодочных моторов

Маркировка гребных винтов лодочных моторов
Все винты имеют определенное обозначение, оно обычно наносится на ступицы винта или прямо на лопасти.

Из маркировки можно увидеть размер винта, его всегда отображают в дюймах.

В зависимости от производителя или страны изготовления маркировка может быть разной.

Например, 3213−101−14 это маркировка каталогов, на коробке или в инструкции по эксплуатации должна наноситься расшифровка.

Есть маркировка типа 1 ¼×15-G, где можно увидеть диаметр лопасти и шаг винта.

Чем отличается грузовой винт от скоростного

Никак не пойму, вот например: Лопасти Hustler (диаметр 14 1/4 х шаг 17) H-1417 Лопасти Hustler (диаметр 14 1/4 х шаг 19) H-1419 Лопасти Hustler (диаметр 14 1/4 х шаг 21) H-1421

Какую лучше выбрать, мнеб скоростную надо бы. В прошлом году поставил на 14″, бенза употребляет мало на глиссер выходит быстро. Впрочем понравился винтец, да и ему приходит конец. Хочу заказать, а вот не задача не знаю какой выбрать. Посоветуйте.

Шаг винта — и есть показатель

Для оборотов 4500-5500 тринадцать это примерно середина и каждая цифра это как бы +200 оборотов. То есть 17-19-21 это скорстные винты, даже слишком если на14 ходил нормально то эти винты явно большой перебор. С небольшим грузом есть риск вообще не выйти на глисс. Думаю лучше смотреть надо на 15 и16 если хочешь чуть быстрее и на пустой лодке ходить. Да тут всё зависит от мотора и лодки. Выше написано для комплекта 2Т 40л/с на лодке типа Крым,ПРог4 или Каз5М. На больших моторах и шаги винта большие нужно брать как раз в диапазоне указанном автором

у меня Ямаха 40 ендуро 4 сезон езжю, брал винты 12-13 в прошлом

году на 14 взял фирмы Солас (вьетнам), что то быстро за сезон уменьшилась.

не для твоего мотора. Это для 150 сил. Во-первых смотри букву в инструкции к мотору! Твой размер G. Это где-то 11-11 1/2 дюйма. Больше на редуктор не подойдет. Возьми оригинал или аналог (их много) на 14. Солас для Ямахи г. но винт. Грузовой шаг для тебя 12 скоростной 14. Не больше. Читай инструкцию.

для моторов от 40-70, там до 22″ были, у кореша на 75 яме стоит22″, прошлом году ваще в лагере работали там по тонну груза возили, 20 литров туда обратно.

если это был бы не его винт он просто не сел бы, они отличаются количеством шлицов.

Солас не Тайвань?

правильно говорят 14 это максимум, больший шаг ничего тебе кроме как нагрузки на мотор и перерасход

топлива не даст

а вот ещё вопрос знатокам маломерникам

зачем 4-х лопастные винты? какая от них польза? стоит ли пользоваться им на крыме?

честно сказать пробуя 4х лопастной ,

пришел к тому, что разницы большой нет. Винт непонятен думал скорость увеличится, наоборот потеря топлива, вибрация появилась в корпусе, зачем? может винты такого плана считаются буксировачными. Наилучшая середина гребного винта под №13, 3лоп и грузовой и скоростной, экономичный, крейсерский

Читайте также:
Водометы Mercury: описание мотора, технические характеристики, отзывы

С Яма 40 на крым можно ставить до 16 это увеличит скорость

И нагрузки на двиг не будет. Конечно если есть уже 13или14. При движении на большие растояния скорость(при открытом на2/3 дросселе) равняется экономии топлива ну и времени тоже. Из личной практики 16 оригинальный винт свободно поднимает 4чел и 200л бенза(крым).

ЯМАХА 25,ВИНТ 12 СКОРОСТНОЙ ИЛИ ГРУЗОВОЙ?

Скажите, добрые люди, Крым с сузуки 30 2- х тактный,

какой винт самое то? По реке Амге 3 человека с небольшим (до 100кг) грузом?

основной, 12 шаг грузовой про запас.

Такая же конфигурация, я на 11 поставил — самый раз. В четвером прет.

У сузы 30 интервал от 9 до 13

ищу выходы на легал

ищу доверенного продавца

Для 40 л.с + Казанка 5 или прогресс оптимальный винт 13. Так сказать средний. Максимум 15 ставить, если пустой ездишь. Если под завязку загружен 10-11 ставь. Для 60 л.с _ Казанка 5 оптимальный 15 винт. Как-то так.

для 15 какой лучше винт поставить скаросной на легке стаит 11

ввс, На какой лодке? Если совсем легкая и один то максимум 13. Больше шаг ставить на маленький мотор нельзя. Будет много кушать и всегда под нагрузкой. И еще смотря какой мотор если Мерк то пусть будет 11. Если Яма то можно увеличит шаг.

хатабыч_ру12 А разве на 15сильные моторы существуют винты с шагом 13? У них вроде потолок 11.

Ты хочешь убедить что Мерк 15 самый слабый? Наоборот,он самый мощный из пятнашек. До последнего болта это Тохацу 18.А разница в силах происходит потому что у американцев занижена реальная мощность а у японцев завышена

можно выбирать разно и разные винты, но от одного незя отказаться при выборе: мерилом будет тахометр оборотов вала мотора или винта (кто на что горазд). Именно тахометр позволяет установить правильный винт или шаг на винте. Без него труба и непонятки в поездках. На крайняк можно использовать навигатор, измеряя скорость и подбирать винт под максимальную скорость. Надо всегда помнить: глиссирующая лодка находится в сильной зависимости от полного водоизмещения. На скоростях (в среднем) 13-14 км/час и более лодка сильно чувствует загрузку (ПОЛНОЕ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ) И НАЧИНАЕТ ЖРАТЬ. Только пустая лодка для «мы-це Европа» и «кто не скаче — тот Москаль» + «ЕвроСоюза» рациональна в пользовании (глиссирующая). Спросите у «мы не дома и без Родины» глядя на их «небаскребы» на лодочной стоянке:» где истина?» и они ответят Вам молчанием — разочарованием.

хомо-сапиенс, спорим на миллион что у на на 15ке нет тахометра? Скорость тоже не показатель, когда течение достаточно быстрое, и зависит от направления движения.

Количество лопастей в винте лодочного мотора

Количество лопастей в гребном винте лодочного мотора

Количество лопастей в гребном винте лодочного мотора
Существует несколько вариантов лопастей, самыми простыми считаются варианты с 1 лопастью.

Их можно купить в том случае, если вам не страшна небольшая вибрация при движении.

Модели на 2 лопасти создают меньше вибрации и являются более эффективными.

Стоит понимать, что количество лопастей отражает эффективность движения, чем их больше — тем плавнее будет работа устройства.

Если вы не хотите долго выбирать и изучать количество лопастей, выбирайте варианты на 3 лопасти — отличное решение со средними характеристиками.

Какую форму лопасти выбрать

Лопасть с заостренными концами

Гребные винты производят различной формы. Каждая предназначена для определенных целей.

Рассмотрим основные виды лопастей:

  • лопасти с нулевым гребком, такие лопасти расположены перпендикулярно втулке они отличаются тем, что способствуют максимальному подъему носа лодки и способствуют глиссированию;
  • лопасти, закрученные в сторону вращения винта, отличаются тем, что в процессе вращения разрезают любую траву, и водоросли, которые попадают на винт, и не дают им накручиваться идеально подходят для плавания в заросших водоемах;
  • эллиптические лопасти дают идеальное соотношение тяги и скорости;
  • лопасти с заостренными кончиками ставят на быстроходные лодки, так как трение при их использовании минимально.

Как выбрать винт для лодочного мотора?

Гребной винт для лодочного мотора Ханкай

Гребной винт для лодочного мотора Ханкай
Винт для лодочного мотора Ханкай или другой модели выбирается исходя из ряда вышеуказанных рекомендаций, к ним еще можно прибавить увод лопасти и стоимость винта.

Но в любом случае наиболее важным показателем будет считаться количество оборотов двигателя, где правильно подобранный винт будет выдавать максимальную скорость и разгон при полном газе.

Читайте также:
Масло для подвесного мотора. Зачем нужен TC-W3?

В противном случае неправильный винт будет не выдавать желаемых оборотов, которые указываются производителем лодочного мотора.

Обычно улучшить ситуацию с малым разгоном помогает установка винта уменьшенного размера.

Если же вам необходима увеличенная тяга для транспортировки груза либо вы занимаетесь буксировкой других плавательных средств, выбирайте винты с увеличенным диаметром.

Чтобы достичь оптимальной грузоподъемности и нормальной скорости выбирайте винты с меньшим диаметром, но увеличенным шагом. Обороты будут достигаться на достаточном уровне.

Важно: чтобы лодочный мотор безопасно и эффективно работал, нужно выбирать гребной винт с оптимальным сочетанием диаметра и шага.

  • Увеличить обороты и скорость — воспользуйтесь меньшим диаметром и большим шагом винта;
  • Увеличить тягу и снизить скорость — воспользуйтесь большим диаметром и меньшим шагом винта.

Если же вы владеете определенной моделью лодочного мотора, можете поискать рекомендации и отзывы о максимально подходящих гребных винтах.

Прочие рекомендации

  • Материал винта — лучшими винтами считаются те, которые создаются из нержавеющей стали последнего поколения.
  • Менее слабые лодочные моторы можно оснастить винтом из сплава алюминия и кремния, также имеются алюминиево-магниевые сплавы.
  • Форма лопасти — важно учесть, что лопасти с увеличенной кривизной будут ускорять показатель кавитации. Обратите внимание на форму кромок спереди, они должны быть в меру острыми.

Делаем расчеты

На сегодняшний день существует большое количество различного программного обеспечения, которое позволяет рассчитывать оптимальные параметры гребного винта с учетом задаваемых показателей.

Считается, что наиболее точным расчеты формируются программами, которые для этих целей задействуют диаграммы Пампеля. Однако даже в таком случае допускаются погрешности, поэтому окончательный подбор показателей осуществляется только путем тестовых заводов.

Для получения наиболее точных расчетов необходимо учитывать следующие значимые факторы:

  1. Размеры и вес плавательного средства.
  2. Особенности формы днища моторной лодки.
  3. Объем воды, который вытесняется лодкой.
  4. Наличие продольных или поперечных реданов, снижающих сопротивление.
  5. Рабочие показатели двигателя.
  6. Показатели редукции.

Основная задача заключается в получении навыка осуществлять максимально точные расчеты при наличии минимального объема информации. Для этого потребуется располагать следующими сведениями:

  1. Передаточное отношение редуктора, которое можно посмотреть в документации, прилагаемой к двигателю.
  2. Обороты максимальной мощности мотора. Эти сведения наносятся непосредственно на двигатель или в моторном отсеке, при их отсутствии данную информацию можно уточнить у производителя или посмотреть на его официальном сайте.
  3. Максимальная скорость, которую предполагается достичь. Необходимо приводить реальные показатели, которые можно получить при сопоставлении мощности двигателя и особенностей лодки.

Для расчета шага обычно используется следующая формула: (750х (желаемая максимальная скорость)) / количество оборотов вала.

Для точного подбора устройства полученный показатель шага необходимо использовать следующим образом:

  1. Диаметр устройства и ее шаг являются взаимосвязанными показателями, но даже при известном шаге будет присутствовать около 2-3 моделей с различными диаметрами. Здесь необходимо учитывать максимально разрешенную мощность двигателя: чем она выше, тем больше должен быть диаметр винта.
  2. При наличии возможности рекомендуется попросить продавца провести тестовые испытания или взять под залог винт с шагом, который соответствует не только рассчитанному показателю, но и близкими к нему значениями. Это позволит на практике проверить правильность расчетов путем замеров скорости и выбрать наиболее подходящий вариант.

Гребной винт

Особенности в работе винта лодочного мотора

Если случилось так, что в паспорте од данные, а ваш мотор, развивает совсем другие обороты, то корректировать эту ситуацию можно с помощью винта.

Если развиваемые обороты существенно ниже тех, что указаны в паспорте — нужно укоротить шаг винта. Один дюйм уменьшения приведет к повышению на двести оборотов.

Если же обороты выше паспортных — нужно удлинить шаг винта, внимая ранеесказаное.

Когда стоит задача более быстрого выхода на гидропланирование, либо уменьшение скорости скольжения:

  1. Выбирайте четырёхлопастный винт, это приведет к снижению оборотов двигателя
  2. Чем больше винт в диаметре — тем обороты двигателя меньше. Но стоит учитывать, что лодка должна быть достаточно мощной.
  3. Для более успешного старта стоит выбрать вентилируемый винт.

Для получения наивысшей скорости:

  • Уместным будет использование вентилируемых полированных винтов из нержавеющих материалов. Стоит учитывать, что при этом имеется возможность подъёма оборотов.
  • На высокой скорости нужно использовать винт с высоким коэффициентом полезного действия.

Для получения более экономичного комплекта:

  • Нужно использовать вин, шаг в котором немного больше
  • Винт из нержавеющих материалов
  • Развитый интерцептор повысит скорость при равных оборотах

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: