Катер “Аист”: описание модели, технические характеристики, отзывы

{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}

Пограничный катер “Аист”

Производство пограничного катера «Аист» было начато с целью использования его для охраны границы Советского Союза в Финском заливе. Катера “Аист” отличаются выносливостью, качественной сборкой, отличными мореходными качествами. Основа катера – легкая алюминиевая конструкция с водометным движителем, особенности которой обеспечивают хорошую проходимость по мелководью и в заросших водоемах. В следующей статье будут приведены характеристики и подробное описание пограничных катеров «Аист».

Общее описание катера «Аист»

В конструкции используется водомётный тип движителя, позволяющий катеру проходить даже по засорённым и неглубоким рекам. Для поддержания температуры мотора используется система охлаждения, она имеет герметичный тип и обладает холодильником. Достоинством конструкции является особая система охлаждения. Она абсолютно исключает риски проникновения в систему частичек грязи, песка, водорослей и остального мусора. Вода циркулирует исключительно в замкнутом кругу. Для охлаждения используется 3 коробчатых канала, которые сварены с обшивной на днище.

В норме катер «Аист» может эксплуатироваться с пассажирами в количестве 6 человек, при снижении комфорта в кокпит помещается 10 человек. Характеристики катера «Аист» позволяют проводить прогулки без дозаправки на расстояния порядка 200 км.

Катер «Аист»

Обводы корпуса имеют остроскулый тип, они позволяют быстро переходить на глиссирование. В области кормы днище относительно плоское, это сделано с целью формирования гидродинамической силы выталкивания воды. Конструкция днища обеспечивает снижение дифферента, который всегда сопровождает движение переходного типа. В носу шпангоуты имеют большую килеватость, а в области палубы устроен развал. Не снижая скорости движения, на катере можно преодолеть волнение до 1,5 м.

С помощью переборок катер разделяется на 5 отсеков. Часть из них используется для обеспечения непотопляемости судна, а именно:

  • герметичный форпик;
  • пространство вдоль бортов.

В качестве наполнителя используется пенопласт, который в случае затопления позволяет катеру оставаться над уровнем воды. Остойчивость конструкции сохраняется даже при затоплении одного из отсеков.

В носовой части расположен трюм, он предназначается для транспортировки различного рода груза, который должен оставаться сухим. В трюме находится большая часть всего снабжения.

Палуба лодки оборудована каютой, в ней устроен мягкий диван, столик (типа шкаф), вешалки для верхней одежды и подобное. Для попадания в каюту нужно пройти ходовую рубку. Сверху водительских кресел и второго переднего сидения имеется вырез с люком, он используется для управления судном в положении стоя. В области кормы кокпит открыт, но может закрываться с помощью тента. На кокпите располагается диван и 2 сидения, которые могут откидываться.

Читайте также:
Fibrafort Style 215: описание катера, технические характеристики, отзывы

Лодка Аист

В основе корпуса используются алюминиево-магниевые листы. Для укрепления конструкции устроен поперечный набор, состоящий из шпангоутов, они изготавливаются из профиля фасонного типа. В дополнение устроены прочные флоры (толщина 3 мм). Для связки шпангоутов используется 2 стрингера из листа в 4 мм. Внешняя обшивка корпуса состоит из 4 мм листов, а в области киля прочность увеличена за счёт толщины в 6 мм. Материалом переборок является тот же АМг5 с толщиной в 3 мм. Для соединения используется аргонодуговая сварка.

Для изготовления палубы применяется фанера бакелизированного типа (толщина 5 мм), она фиксируется на бимсы из алюминия. Сверху фанеры укладываются рейки из ясеня толщиной 1,2 см. Они приклеиваются сплошным слоем и формируют удобный и красивый настил. В фальшборте, рубке и надстройке используется 3 слоя материалов:

  • снаружи – авиационная фанера 2 мм;
  • второй слой – пенопластовый наполнитель 16 мм;
  • изнутри – такая же фанера.

В движение судно приводится посредством дизельного двигателя 3Д20, он способен развивать предельную мощность в 260 л. с. и 2270 об./мин. При эксплуатации в штатном режиме мощность составляет 235 л. с. и 2200 об./мин. Имеет спаренный тип с водомётом. Маховик в моторе скрепляется с помощью муфты с гребным валом. Для изоляции внешней части вала используется стеклопластик.

На первых моделях монтировались 2-ступенчатые типы водомётов для исключения рисков кавитации с 1-ступенчатым движителем. В конструкции имеется 2 ротора, у каждого по 4 лопасти с диаметром в 348 мм. После проведения испытаний опасения не оправдались и стали устанавливать 1 ротор, которого оказалось достаточно для получения приемлемых результатов.

Катер Аист

Для перехода в реверсивное движение используется закрытие сопла с помощью заслонки. Вода отражается от стенки и спрямляется в 2 трубы в обратном направлении. Холостой ход движителя также может достигаться за счёт устройства разгрузки, оно открывает заслонку для проникновения воздуха в сектор для забора воды. Для поворота катера используется специальное сопло. Оно имеет прямоугольную форму и располагается рядом с местом выпуска струи.

На борту имеется электросеть с постоянным током (24 В). Для питания электроэнергией устанавливается генератор ГСК-1500-жт, который монтируется на мотор. В статическом положении электричество поступает от 2 аккумуляторов 6 СТК-180-М.

На приборной доске имеется:

  • пульт для дистанционного управления насосом в системе подачи масла. Им рекомендуется пользоваться до старта двигателя;
  • кнопка запуска стартера;
  • педаль, корректирующая ток горючего;
  • рукоятка для механического управления заслонкой на водомётной установке;
  • педаль для воздействия на разгрузочный клапан;
  • компас, работающий по принципу магнита;
  • различные приборы для измерения и контроля состояния двигателя и других характеристик.
Читайте также:
Отзывы о катере "Борей": описание катера, технические характеристики, отзывы

Для фиксации катера используется якорь, его вес около 10 кг. Якорь соединяется с помощью каната из капрона в длину 30 м. На корме и носу приварены утки для швартовки и буксировки и леерное устройство. За рым-утки осуществляется подъём катера.

Судно Аист

Во время испытаний были проявлены оптимальные показатели манёвренности. Циркуляция при максимальной скорости составляет 5 величин длины при правом повороте и 8 при левом. При прикрытии заслонок реверсивного движения снижается циркуляции до 3 и 2 величин.

Тесты показали, что катер может остановиться с полного хода за 3 секунды, за это время пройдёт дистанцию 9 м. Лодка сохраняет устойчивость в равной мере как при обычном ходе, так и при реверсивном.

Технические характеристики катера «Аист»

Судно используется для проведения длительных прогулок, спасательных целей и береговой охраны. Имеет комфортные габариты кокпита и каюты, их достаточно для укрытия от непогоды или отдыха.

В сети много фото катера «Аист» и чертежей, они позволят, при должных усилиях, создать конструкцию вручную или изменить существующий корпус.

Технические характеристики катера «Аист»:

  • длина по габаритам – 9,1 м;
  • габаритная ширина – 2,6 м;
  • высотность борта в области миделя – 1,22 м;
  • водоизмещение при отсутствии нагрузки – 3,55 т;
  • водоизмещение загруженного катера – 4,75 т;
  • максимальная осадка – 0,46 м;

Пограничный катер Аист

  • скорость при движении в водоизмещающем режиме – 35 км/час;
  • тип двигателя – стационарный 3Д20, работает на дизеле;
  • максимальная мощность мотора – 260 л. с.;
  • материал основания – АМг5;
  • метод соединения – сварной.

Катер “Аист”: описание модели, технические характеристики, отзывы

Характеристики катера “Аист”
Длина наибольшая, мм 9100
Ширина наибольшая, мм 2600
Высота борта на миделе, мм 1220
Водоизмещение порожнем, кг 3550
Водоизмещение полное, кг 4750
Осадка при полном водоизмещении, мм 460
Скорость при полном водоизмещении, км/ч около 35
Стационарный дизель “3Д20”, л.с. 260
Материал корпуса АМг
Технология соединения сварка
Описание
Быстроходный разъездной катер “Аист” предназначен для эксплуатации на реках, озерах и в прибрежных районах морей при волнении до 3 баллов. Для возможности плавания в засоренных водоемах с малыми глубинами на нем установлен водометный движитель, а двигатель оборудован изолированной замкнутой системой охлаждения с донными холодильниками. Нормальная пассажировместимость катера — 6 человек, максимальная — 10. Дальность плавания — около 200 км.

Читайте также:
Gladius Swan 750: описание катера, технические характеристики, отзывы

Остроскулые обводы корпуса рассчитаны на движение в переходном к глиссированию режиме при Fr = 1,1-1.3. Относительно плоская кормовая часть днища обеспечивает образование здесь гидродинамической подъемной силы, достаточной для того, чтобы не допустить чрезмерного дифферента на корму, характерного для переходного режима. В носовой части шпангоутам придана значительная килеватость с развалом при палубе. Без снижения скорости катер проходит волну высотой до 1,5 м.
Катер разделен переборками па пять отсеков. Герметизация форпика и заполнение узких отсеков вдоль бортов легким пенопластом обеспечивают необходимый аварийный запас плавучести. Имея пробоину, катер остается на плаву и сохраняет остойчивость при затоплении любого одного отсека.

Носовой трюм предназначен для перевозки груза и размещения основной части снабжения.

Каюта оборудована мягкими диванами, столиком-шкафом, вешалками для одежды и т. п. Вход в каюту из ходовой рубки. Над креслами водителя и наблюдателя в крыше рубки прорезаны люки, чтобы при швартовке или проходе узкостей можно было управлять судном стоя.

Кормовая палуба может быть закрыта тентом; на ней установлены диван и два откидных сиденья.

Корпус катера, изготовленным из алюминиево-магниевого сплава, имеет поперечную систему набора со шпангоутами из фасонного профиля и флорами из листа толщиной 3 мм. Продольными связями служат два стрингера из 4-мнллиметрового листа. Толщина наружной обшивки — 4 мм (горизонтального киля — 6 мм), переборок — 3 мм. Все соединения корпуса выполнены аргоно-дуговой сваркой.

Палуба изготовлена из бакелизированной фанеры толщиной 5 мм, уложенной на алюминиевые бимсы. Поверх фанеры сплошным слоем наклеены ясеневые рейки толщиной 12 мм, образующие красивый и практичный настил. Надстройка, рубка и фальшборт имеют трехслойную конструкцию: наружные слои из березовой авиационной фанеры толщиной 2 мм, внутренний — из листов легкого пенопласта толщиной 16 мм.

Дизель “3Д20” (максимальная мощность 260 л. с. при 2270 об/мин; эксплуатационная 235 л. с. при 2200 об/мин) спарен напрямую с водометным движителем. Маховик двигателя соединяется с гребным валом через эластичную муфту. Наружная часть вала изолирована стеклопластиком.

Система охлаждения двигателя выполнена таким образом, что полностью исключается опасность ее засорения илом, водорослями пли песком. Циркулирующая в замкнутой системе пресная вода охлаждается в трех коробчатых каналах, приваренных изнутри к обшивке днища. На первых катерах были установлены двухступенчатые водометы, так как расчеты показывали возможность возникновения кавитации при одноступенчатом движителе. Два четырехлопастных ротора диаметром 348 мм с дисковым отношением A/Ad = 0,87 давали суммарную спрямленную площадь лопастей 0,17 м2, что позволяло избежать кавитации. Однако при испытании судна с одним ротором также удалось получить удовлетворительные результаты, поэтому в дальнейшем будут устанавливаться более компактные и простые по конструкции одноступенчатые движители.
Реверс осуществляется за счет перекрывания сопла заслонками, которые направляют струю в две трубы заднего хода, выведенные к бортам. Холостой ход движителя при работающем двигателе обеспечивается с помощью разгрузочного устройства, открывающего доступ воздуха в водозаборник.

Читайте также:
Yamarin 68 Cabin: технические характеристики, отзывы

Управление поворотом катера осуществляется поворотным соплом прямоугольного сечения на выходе струи из движителя.

Источниками электроэнергии в сети постоянного тока напряжением 24 в являются: генератор типа ГСК-1500-жт, навешенный на двигатель, и две соединенные последовательно аккумуляторные батареи 6 СТК-180-М (емкость 180 а-часов).

На пульте дистанционного управления установлены включатель насоса прокачки двигателя маслом перед пуском, включатель стартера, ножная педаль подачи топлива, рукоятки управления заслонками водомета, педаль привода/ управления разгрузочным клапаном, а также другое оборудование и контрольно-измерительные приборы, обеспечивающие эксплуатацию катера. Установлен магнитный компас типа КИ-13.

Катер “Аист” оборудован якорным устройством, состоящим из якоря весом 10 кг и капронового каната длиной 30 м; швартовными и буксирными утками, леерным устройством. Носовые и кормовые рым-утки служат и для подъема катера краном.

Пограничный катер Аист (Чита)

Пограничный катер проекта 1398 “Аист” установлен в Читинском парке ОДОРА.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника – удовлетворительное.
Дата съёмки – 13 августа 2015 года.

01.


Все фото кликабельны до 3648х2736.

02. Морякам-пограничникам Забайкалья.

Карта Забайкальского края на камне интересна фантастической ленью дизайнера, благодаря которому на камне была выбита ворованная(?) картинка с водяными знаками сайта map-site.narod.ru.
(нижняя половина, верхняя половина, оригинал)

03. Речные пограничные катера проекта 1398 – советские речные пограничные катера, шифр проекта “Аист”.
Предназначались для охраны государственной границы СССР на реках Амур, Уссури с притоками, Дунай, Амударья, на озере Ханка и озёрах Карельского перешейка, в прибрежных районах Финского залива.

04. В послевоенные годы возникла потребность в рейдовом катере для специальных нужд пограничных войск: патрулирования акваторий, перевозки пограничных нарядов с боевым снаряжением и собаками, доставки грузов.
В сентябре 1967 года был построен и прошел испытания головной катер проекта, после чего началось серийное строительство, порученное судостроительному заводу “Море” в г. Феодосии.

05. Это был катер из лёгкого сплава с одновальной дизельной установкой и двухступенчатым водомётным движителем.
Системы и агрегаты двигателя были разработаны с учётом эксплуатации катера в засорённых водоёмах.
Например, система охлаждения двигателя пресной водой была одноконтурная, теплообмен которой осуществлялся забортной водой в специальных каналах в днищевой части корпуса катера.
Гребной вал имел упорный подшипник, работающий в масле, и опорный подшипник из капролона.
Такие конструктивные мероприятия позволяли эксплуатировать катер в акваториях с песчаными отмелями, взвешенными частицами песка и ила в воде, многочисленными протоками и берегами, заросшими осокой, камышом и кустарниками.

Читайте также:
Катер "Борей": описание модели, технические характеристики, отзывы

06. В соответствии с техническим заданием катер принимал на борт шесть пассажиров, а при необходимости 10 человек или 500 кг груза, имел мореходность 3 балла.

07. Ввиду того, что собаки чувствовали себя некомфортно на металлической палубе, пришлось для изготовления палубы и рубки применить дерево.

08. В сентябре 1967 года был построен и прошёл испытания головной катер, который в том же году был передан в эксплуатацию по прямому назначению.

09. Катера проекта 1398 стали поступать в пограничные войска для прохождения так называемого установочного периода эксплуатации.
В этот период они подтвердили своё соответствие климатическим и природным требованиям при выполнении всех возложенных на них задач.
Предложения и замечания заказчика по улучшению эксплуатационных качеств весьма благожелательно принимались проектантом и, если позволяли условия, незамедлительно вносились в конструкторскую документацию, которая передавалась заводу-строителю.

В результате эксплуатации первой серии катеров проекта 1398 были собраны и систематизированы все замечания и предложения для внедрения их на головном катере второй серии.
В качестве головного катера второй серии был взят один из серийных катеров, на котором были внедрены все принятые замечания и предложения эксплуатационников.
Основные изменения проекта касались защиты водомётного комплекса и усовершенствования управления катером.

10. Двухступенчатый водомётный движитель, установленный на катере, проектировался в содружестве с ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова и состоял из двух рабочих колёс и двух спрямляющих аппаратов.
Двухступенчатый водомёт оказался очень сложным и дорогим и, главное, недостаточно износоустойчивым при засасывании пульпы и гальки.
В целях упрощения и удешевления, а также увеличения долговечности водомёта проектант в инициативном порядке спроектировал и изготовил одноступенчатый водомёт, который по скоростным качествам оказался не хуже двухступенчатого.

Параллельно с этим на катерах проекта 1398 клиновидный руль был заменён на коробчатый и раздельная перекладка заслонок заменена на одновременную, что упростило управление ими.

11. В декабре 1969 года в Феодосии были проведены испытания головного катера второй серии, после чего он был принят в состав пограничных войск.
В январе 1970 года заводу “Море” был передан корректированный комплект документации для серийной постройки этих катеров, которым был присвоен номер проекта 1398Б.

Читайте также:
Mazury 700 Camping Cruiser: описание катера, технические характеристики, отзывы

Катера “Аист” используются пограничниками до сих пор (2016 год).

Установленный здесь катер – проекта 1398Б.

12. Мачта установлена задом наперёд.
Ходовой и пограничный огни должны светить в нос, а не в корму :)

Андреевский флаг с зелёными полями – Флаг Морчастей Погранвойск России.

13. Якорь Холла (Лев Скрягин “Книга о якорях”. Глава VIII.)

14. Пограничный столб.
Пограничные столбы используются для демаркации границы на местности.
То есть, показывают где именно проходит граница.
Раскраска столба – полосатая, яркая, заметная.
На столбе герб установившей его стороны (России).
Цифра используется для привязки конкретного столба к местности на картах и для облегчения коммуникации между пограничниками.

15. Рядом с памятником расположено Пограничное управление ФСБ России по Забайкальскому краю.

16. А с другой стороны – аттракционы и колесо обозрения.

17. Про историю создания и повседневную службу катеров типа “Аист” есть забавный рассказ на bigler.ru.

Катер “Аист”: описание модели, технические характеристики, отзывы

Пограничный катер проекта 1398 "Аист" установлен в Читинском парке ОДОРА.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника – удовлетворительное.
Дата съёмки – 13 августа 2015 года.

01.


Все фото кликабельны до 3648х2736.

02. Морякам-пограничникам Забайкалья.

Карта Забайкальского края на камне интересна фантастической ленью дизайнера, благодаря которому на камне была выбита ворованная(?) картинка с водяными знаками сайта map-site.narod.ru.
(нижняя половина, верхняя половина, оригинал)

03. Речные пограничные катера проекта 1398 – советские речные пограничные катера, шифр проекта "Аист".
Предназначались для охраны государственной границы СССР на реках Амур, Уссури с притоками, Дунай, Амударья, на озере Ханка и озёрах Карельского перешейка, в прибрежных районах Финского залива.

04. В послевоенные годы возникла потребность в рейдовом катере для специальных нужд пограничных войск: патрулирования акваторий, перевозки пограничных нарядов с боевым снаряжением и собаками, доставки грузов.
В сентябре 1967 года был построен и прошел испытания головной катер проекта, после чего началось серийное строительство, порученное судостроительному заводу "Море" в г. Феодосии.

05. Это был катер из лёгкого сплава с одновальной дизельной установкой и двухступенчатым водомётным движителем.
Системы и агрегаты двигателя были разработаны с учётом эксплуатации катера в засорённых водоёмах.
Например, система охлаждения двигателя пресной водой была одноконтурная, теплообмен которой осуществлялся забортной водой в специальных каналах в днищевой части корпуса катера.
Гребной вал имел упорный подшипник, работающий в масле, и опорный подшипник из капролона.
Такие конструктивные мероприятия позволяли эксплуатировать катер в акваториях с песчаными отмелями, взвешенными частицами песка и ила в воде, многочисленными протоками и берегами, заросшими осокой, камышом и кустарниками.

Читайте также:
Grizzly 580R: описание катера, технические характеристики, отзывы

06. В соответствии с техническим заданием катер принимал на борт шесть пассажиров, а при необходимости 10 человек или 500 кг груза, имел мореходность 3 балла.

07. Ввиду того, что собаки чувствовали себя некомфортно на металлической палубе, пришлось для изготовления палубы и рубки применить дерево.

08. В сентябре 1967 года был построен и прошёл испытания головной катер, который в том же году был передан в эксплуатацию по прямому назначению.

09. Катера проекта 1398 стали поступать в пограничные войска для прохождения так называемого установочного периода эксплуатации.
В этот период они подтвердили своё соответствие климатическим и природным требованиям при выполнении всех возложенных на них задач.
Предложения и замечания заказчика по улучшению эксплуатационных качеств весьма благожелательно принимались проектантом и, если позволяли условия, незамедлительно вносились в конструкторскую документацию, которая передавалась заводу-строителю.

В результате эксплуатации первой серии катеров проекта 1398 были собраны и систематизированы все замечания и предложения для внедрения их на головном катере второй серии.
В качестве головного катера второй серии был взят один из серийных катеров, на котором были внедрены все принятые замечания и предложения эксплуатационников.
Основные изменения проекта касались защиты водомётного комплекса и усовершенствования управления катером.

10. Двухступенчатый водомётный движитель, установленный на катере, проектировался в содружестве с ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова и состоял из двух рабочих колёс и двух спрямляющих аппаратов.
Двухступенчатый водомёт оказался очень сложным и дорогим и, главное, недостаточно износоустойчивым при засасывании пульпы и гальки.
В целях упрощения и удешевления, а также увеличения долговечности водомёта проектант в инициативном порядке спроектировал и изготовил одноступенчатый водомёт, который по скоростным качествам оказался не хуже двухступенчатого.

Параллельно с этим на катерах проекта 1398 клиновидный руль был заменён на коробчатый и раздельная перекладка заслонок заменена на одновременную, что упростило управление ими.

11. В декабре 1969 года в Феодосии были проведены испытания головного катера второй серии, после чего он был принят в состав пограничных войск.
В январе 1970 года заводу "Море" был передан корректированный комплект документации для серийной постройки этих катеров, которым был присвоен номер проекта 1398Б.

Читайте также:
Rinker 210 МТХ Captiva Cuddy: описание катера, технические характеристики, отзывы

Катера "Аист" используются пограничниками до сих пор (2016 год).

Установленный здесь катер – проекта 1398Б.

12. Мачта установлена задом наперёд.
Ходовой и пограничный огни должны светить в нос, а не в корму :)

Андреевский флаг с зелёными полями – Флаг Морчастей Погранвойск России.

14. Пограничный столб.
Пограничные столбы используются для демаркации границы на местности.
То есть, показывают где именно проходит граница.
Раскраска столба – полосатая, яркая, заметная.
На столбе герб установившей его стороны (России).
Цифра используется для привязки конкретного столба к местности на картах и для облегчения коммуникации между пограничниками.

15. Рядом с памятником расположено Пограничное управление ФСБ России по Забайкальскому краю.

{RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
{RANDOM_SECTION=500-3000}

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: