Катер “Борей”: описание модели, технические характеристики, отзывы

{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}

Катер «Борей» для буксировки воднолыжников

Алексей Рудченко 4 min read 13.04.2020 Добавить комментарий

Интерес к экстремальным водным соревнованиям, к которым относится увлекательный и красивый воднолыжный спорт, всегда был достаточно высоким. Изменялась конструкция водных лыж, росли скорости, и в восьмидесятых годах прошлого века возникла необходимость в мощном и быстром катере, предназначенном для буксировки спортсменов. Именно в это время разработан катер «Борей», который развивал скорость более 60 км/ч. Его изготавливало из стеклопластика Ленинградское экспериментальное предприятие, специализировавшееся на выпуске плавательных средств для спортивных целей.

История проекта 995 «Борей»

История создания советских подводных лодок четвертого поколения началась еще в далеком 1978 году. Под руководством главного конструктора Здорнова в ЦКБ «Рубин» началась разработка проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО «Dolgorukiy» или «Borei») — советской атомной подводной лодки четвертого поколения. Новая подлодка должна была относиться к классу подводных ракетоносцев, иметь подводное водоизмещение 29 тысяч тонн, корпус длиной 170 метров, подводную скорость 29 узлов и глубину погружения до 400 метров.

История проекта

АПЛ проекта 955 должны были заменить морально устаревшие корабли 941 проекта «Акула» и 667 БДРМ «Дельфин». Лодку планировали вооружить твердотопливными баллистическими ракетами, сначала для этой цели специально разрабатывалась ракета «Барк», но до стадии серийного производства ее так и не смогли довести, и было принято решение вместо нее вооружить новые лодки ракетами Р-30 «Булава». Поэтому начиная с 1998 года подводные лодки проекта 955 переделывались под новый ракетный комплекс.

Вообще, следует сказать, что судьба проекта «Борей» складывалась непросто. Изначально АПЛ проектировались под одну ракету с определенными габаритами, затем ракетный комплекс был заменен. Основным оружием ракетного подводного крейсера стратегического назначения являются именно межконтинентальные баллистические ракеты, и без них он будет как орудие без снарядов. В 1998 решили отказаться от создания ракет «Барк» и был объявлен конкурс на разработку новой твердотопливной ракеты. Победителем конкурса стал Московский институт теплотехники.

Неудачи с ракетой наложились на общую тяжелую ситуацию в стране в конце 90-х. Практически прекратилось бюджетное финансирование, строительство первого корабля проекта было почти заморожено. «Юрий Долгорукий» в тот момент представлял собой разрозненные части корпуса. Часть материалов и комплектующих поставлялись из других республик СССР, после его распада поставки были прекращены.

Например, специальные виды металлопроката изготавливал Запорожский металлургический завод, после 1991 года поставки прекратились.

Читайте также:
Gladius Phantom WA: описание катера, технические характеристики, отзывы

Но несмотря на все трудности, строительство первой лодки проекта 955 «Борей» было возобновлено уже в 2000 году. Корабелы шли на различные ухищрения, в дело пошли даже части недостроенной многоцелевой АПЛ К-337 «Кугуар». «Юрия Долгорукого» планировали сдать в 2006 году, а в 2004 была заложена вторая атомная подводная лодка того же проекта – «Александр Невский». Параллельно строительству лодок шли работы над созданием их оружия – новой твердотопливной ракеты.

В 2005 году было закончен корпус подводной лодки, в 2006 году был заложен третий ракетоносец того проекта, «Владимир Мономах». В 2008 году «Юрий Долгорукий» был спущен на воду, был запущен его ректор, а в следующем году начались швартовые и ходовые испытания лодки. Эта субмарина стала первым реализованным российским проектом АПЛ четвертого поколения.

С 2003 года полным ходом шла подготовка двух экипажей для первой атомной подлодки проекта 955.

По состоянию на май 2011 года было известно, что, начиная с 4-го корпуса подлодок проекта 955 «Борей» (условно пр. 09554), будет изменяться форма корпуса лодки, которая станет ближе к изначально задуманному облику субмарин. Вероятно, данные лодки будут строиться без использования задела, который остался от ПЛА пр. 971. В носовых отсеках РПКСН планируется отказаться от двухкорпусности.

995 «Борей»

Наряду с носовыми антеннами ГАК «Иртыш-Амфора» будут использоваться протяжные корпусные антенны ГАК. Торпедные аппараты планируется сдвинуть ближе к центру корпуса и сделать их бортовыми. Передние рули глубины собираются переместить на рубку. Количество пусковых шахт планируется довести до 20, с уменьшением размеров проницаемой надстройки в районе шахт. Подвергнется модернизации и энергетическая установка, которая будет унифицирована с другими подлодками 4-го поколения.

Катер "Борей"

Хочу купить для недальних вылазок в прибрежной части Финского залива. Очень интересуют:

1. Расход бензина на средних оборотах;
2. Можно ли дорожить (способен ли передвигаться на совсем малом ходу и какой при этом расход бензина)
3. Насколько много проблем с валом, винтом, как с запчастями
4. Как ведет себя на волне

Читайте также:
Катер "Чирок": описание модели, технические характеристики, отзывы

Причина покупки – задолбали уже подвесные моторы – что-то не везет мне на них.

Если кто-то может поделиться информацией не по рассказам, а на основании реального опыта – буду очень признателен.

#2 Displacer

Рулевой 1-го класса

  • Из: Жуковский
  • Судно: Водозамещающий
  • Название: Р5886МЦ и ещё 3

#3 Pooh

Рулевой 3-го класса

  • Из: Ленинград
  • Судно: Катер Пр.338 Мс

#4 сергей1922

Рулевой 1-го класса

  • Из: саратов
  • Судно: николь+Y- 115
  • Название: Adventure

Хочу купить для недальних вылазок в прибрежной части Финского залива. Очень интересуют:

1. Расход бензина на средних оборотах;
2. Можно ли дорожить (способен ли передвигаться на совсем малом ходу и какой при этом расход бензина)
3. Насколько много проблем с валом, винтом, как с запчастями
4. Как ведет себя на волне

Причина покупки – задолбали уже подвесные моторы – что-то не везет мне на них.

Если кто-то может поделиться информацией не по рассказам, а на основании реального опыта – буду очень признателен.

Был у меня такой,вспоминаю не без содрогания. по порядку:
1.Не сильно большой.
2.Чаще всего так и добирался до базы.
3.После ночевки задолбался сталкивать его.
4.Это просто пи. ц!

ПЫ.СЫ.не бери ты его,послушай человека который обжегся.

#5 Mikem5

Рулевой 1-го класса

  • Из: Питер
  • Судно: MCProStar190

Хочу купить для недальних вылазок в прибрежной части Финского залива. Очень интересуют:

1. Расход бензина на средних оборотах;
2. Можно ли дорожить (способен ли передвигаться на совсем малом ходу и какой при этом расход бензина)
3. Насколько много проблем с валом, винтом, как с запчастями
4. Как ведет себя на волне

Причина покупки – задолбали уже подвесные моторы – что-то не везет мне на них.

Если кто-то может поделиться информацией не по рассказам, а на основании реального опыта – буду очень признателен.

Катался на таком 4 года.
1.расход зависит от того какой мотор, мой ГАЗ 13 при скорости 45 км в час кушал 15 литров в час
2 ЭТО чисто воднолыжный буксировщик – первый камень= песец винту, валу, рулю.
3. проблем с запчастями нет – все дешево и дерьмового качество
4. вроде проблем небыло, правда в волну не ходил, только на своей прыгал.

Читайте также:
Катер "Амур": описание модели, технические характеристики, отзывы

#6 Pooh

Рулевой 3-го класса

  • Из: Ленинград
  • Судно: Катер Пр.338 Мс

Катался на таком 4 года.
1.расход зависит от того какой мотор, мой ГАЗ 13 при скорости 45 км в час кушал 15 литров в час
2 ЭТО чисто воднолыжный буксировщик – первый камень= песец винту, валу, рулю.
3. проблем с запчастями нет – все дешево и дерьмового качество

Большое спасибо всем!

В принципе, 15 литров в час – это даже меньше, чем у подвесного.

По запчастям – имелось в виду винт – вал – сальники можно найти где-нибудь, и насколько сложно они меняются?

И нельзя ли придумать какую-нибудь защиту для винта?

И еще один вопрос: как я вычитал, у "Борея" двигатель расположен в центре катера, и вокруг него в кокпите установлены сиденья.

В том, что я смотрел, двигатель установлен сзади, как у Амура, и отделен от кокпита, причем есть основания полагать, что это было так с завода. Это я что-то не так понял или какая-то модификация или что?

Силовая установка

На лодке установлен ядерный энергоблок, вероятно, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичным с парогенератором ОК-650В мощностью в 190 МВт. Система управления и защиты ППУ — «Алиот». На лодках проекта установлен ядерный энергоблок 4 поколения — КТМ-6.

Для движения используется одновальная паровая блочная паротурбинная установка ПТУ «Мираж» с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной амортизацией мощностью около 50000 л.с. Для улучшения манёвренности ПЛ оснащены двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с. (по другим данным — 370 л.с.). (Расположены в выдвижных колонках в кормовой части ПЛ.)

Вывод из цеха в плавдок ПЛ К-535 “Юрий Долгорукий” по.955, 15.04.2007 г.

 Подводные лодки проекта 955 «Борей»

«Борей-А». Россия испытывает передовую стратегическую подлодку

Подводная лодка проекта 955 «Борей» является во всех смыслах знаковой: именно этот корабль стал первым в истории ракетным подводным крейсером стратегического назначения четвертого (последнего) поколения. Преимущества таких атомных подводных лодок хорошо известны. Главным можно назвать еще более высокую скрытность, которая достигается за счет максимально сниженного уровня шумности.

Читайте также:
Yamarin 68 Cabin: технические характеристики, отзывы

Почему США не захотели получить собственную новую стратегическую лодку раньше других? Спорить на этот счет можно долго, но главным аргументом видится то, что заложенный в подводных лодках типа «Огайо» потенциал позволяет им даже сейчас оставаться основой всей ядерной триады США. Напомним, что одна такая субмарина в стратегическом варианте (часть субмарин типа «Огайо» ранее переоборудовали под носители крылатых ракет) несет 24 твердотопливные баллистические ракеты UGM-133A Трайдент II (D5), которые отличает наибольшая среди всех современных баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) забрасываемая масса.

Как и в случае с США, российский морской компонент ядерной триады базируется на том, что досталось от холодной войны. Речь идет о разных представителях семейства подлодок проекта 667, которые находятся на стыке второго и третьего поколений. Сейчас эти лодки стремительно морально устаревают. Именно это побудило руководство страны всерьез заняться перевооружением своего флота, причем начать именно с ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Логика в этом, безусловно, есть. Еще немного, и Россия могла бы окончательно распрощаться с возможностями флота, как сдерживающего фактора. Некоторые говорят, что это было бы логичным завершением деградации флота, да и, вообще говоря, ничего плохо здесь нет. Но это — едва ли правда.

В наше время не составляет большого труда отследить наземные комплексы шахтного и мобильного базирования. И хотя они представляют для Запада реальную угрозу, словосочетание «ядерная триада» не утратило своей значимости даже в наши дни. Хотя, по понятным причинам (стратегические возможности крылатых ракет относительно скромные), авиационная составляющая сдала свои позиции. И не только в России.

«Борей» всех морей

Всего сейчас в распоряжении ВМФ РФ имеется три лодки проекта 955: К-535 «Юрий Долгорукий», К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах». 28 ноября 2018 года из Северодвинска впервые вывели в море на заводские ходовые испытания головной атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения модифицированного проекта 09552 (шифр «Борей-А»). Официальную закладку новой субмарины К-549 «Князь Владимир» произвели на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске 30 июля 2012 года. Строительство выполнялось в рамках отдельного контракта между российским Минобороны и АО «Объединенная судостроительная корпорация».

Читайте также:
Промысловая лодка "ЛПТ-8": технические характеристики, отзывы

Главной интригой, безусловно, стала «начинка» субмарины. К сожалению, точные отличия новой лодки от предыдущих кораблей проекта 955 неизвестны. С большой уверенностью можно говорить, что основные возможности лодки, в целом, остались без изменений. Как и ее предшественники, субмарина несет шестнадцать ракет Р-30 «Булава».

Стоит напомнить, что ранее стало известно о планах модернизировать это изделие. В январе 2017 года источник в оборонно-промышленном комплексе рассказал, что полезная нагрузка Р-30 может быть увеличена более чем в два раза, а дальность полета возрасти до 12 тыс. км (сейчас она составляет 9300 км). Также, по словам источника, заложенный в комплексе потенциал позволяет вооружить лодки усовершенствованной ракетой без серьезной переделки атомных субмарин.

«Борей-А». Россия испытывает передовую стратегическую подлодку

Неизвестно, учтены ли эти требования при проектировке субмарины «Князь Владимир», однако, совершенно очевидно, что повышение технических характеристик ракеты Р-30 станет следующим важным этапом на пути ее совершенствования, вслед за увеличением надежности. В целом, для того, чтобы утверждать что-то конкретное в этом случае, нужны официальные подтверждения. Напомним также, что ранее фигурировали слухи об увеличении числа ракетных шахт на подлодках «Борей-А» с шестнадцати до двадцати. Однако еще в 2013 году данную информацию опровергли.

Есть, впрочем, и более подтвержденные данные. Из известных отличий «Князя Владимира» от трех ранее построенных субмарин: сниженная шумность, улучшенные маневренность и удержание на глубине, а также новые системы управления оружием. Об этом в свое время рассказал экс-главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал Владимир Высоцкий. Согласно данным ряда СМИ, лучшую скрытность для новой субмарины обеспечит более низкий уровень физических полей (электрическое, акустическое, инфракрасное, магнитное и некоторые другие поля, свойственные кораблю, как материальному объекту). На практике это означает, что выявить субмарину станет еще сложнее. Кроме этого, разработчики стремились максимально улучшить условия для экипажа, что чрезвычайно важно при длительных походах.

Дальнейшая судьба субмарин «Борей-А» видится относительно безоблачной, чего не скажешь об улучшенной версии в лице «Борей-Б» (впрочем, обо всем по порядку). После лодки К-549 намерены ввести в строй еще четыре атомные субмарины «Борей-А». Кроме того, 30 ноября 2018 года ТАСС со ссылкой на анонимный источник сообщило, что Россия к 2028 году построит на Северном машиностроительном предприятии еще две серийные атомные стратегические подлодки проекта 955А «Борей-А», так что общее количество субмарин «Борей» всех модификаций будет увеличено до десяти. Вне всякого сомнения, это позволит полностью отказаться от подлодок проекта 667БДРМ «Дельфин», получив современный и, в теории, высокоэффективный компонент ядерной триады.

Читайте также:
Корабельная слобода: описание катера, технические характеристики, отзывы

Несбывшиеся надежды

Упомянутый выше проект «Борей-Б», судя по всему, окончательно канул в Лету. Еще в мае этого года ТАСС со ссылкой на один из источников сообщило, что данная субмарина не отвечает критериям «цена-эффективность». Доподлинно неизвестно, чем именно могла похвастаться новая субмарина. По имеющимся данным, на нее хотели установить новый водометный движитель и оснастить более совершенным оборудованием. Отказ от модернизированного «Борея» не должен удивлять: это далеко не первый (и, нужно полагать, далеко не последний) российский военный проект, который станет заложником «новой экономической политики».

Современная Россия, в отличие от России прошлых лет, вынуждена скрупулезно считать деньги, потраченные на оборону. В противном случае она рискует вообще остаться ни с чем. Стоит также отметить, что наличие максимально унифицированного флота стратегических лодок и такой же подход в отношении многоцелевых субмарин (имеются в виду подводные лодки проекта 885 «Ясень») позволят избавиться от многих проблем, связанных с эксплуатацией большого числа самых разных лодок и их модификаций, доставшихся в наследство от СССР. Де-факто, Россия вполне разумно стремится к тому, чтобы иметь два типа атомных субмарин в своем распоряжении в будущем: лодки проекта 885 и субмарины проекта 955 (включая версию «Борей-А», разумеется). Похожую картину мы можем наблюдать и на примере США, хотя американцы, как известно, в отличие от России, отказались от строительства неатомных субмарин. Так что в их случае все еще проще.

5tudent

Ну что же, вот и сбылась мечта идиота, мы с братцем по весне купили катер. Точнее его заготовку, которая очень быстро обрела свое имя – Бориска. Состояние Бориски при покупке оставляло желать лучшего (да и оставляет по сей день), но в силу ограниченности выбора, да и стесненности в средствах выбор пал именно на этот экземпляр.

Чуть-чуть истории нашего катера. Катер был произведен в далеком 1985 году и вышел из стен Ленинградского экспериментального завода спортивного судостроения под номером 89, и сразу отправился служить в речную милицию г.Москвы, в конце 90-х его выкупил предыдущий владелец и отвез в город Серпухов на реку Оку, ну а в 2012 году Бориска, волей случая оказался у нас.

Читайте также:
Экспериментальный катер "Триумф": технические характеристики, отзывы

Нельзя сказать, что покупка Бориски прошла без сучка и задоринки. Во-первых, катер стоял без каких-либо телодвижений аж 8 лет, под открытым небом, благо хоть накрытый какой-то брезентухой. Во-вторых, у него не было аккумулятора, вообще не было. Ну и в-третьих, само состояние различных проводов и проводочков не располагало к пробуждению его ото сна.

сердце V8

Для понимания того о запуске какого двигателя идет речь вот коротенькое его описание и фото сделанное при попытке запуска.

Двигатель судовой М8ЧСПУ100-1
Базовый двигатель ЗМЗ-513 (или ЗМЗ-53-11) конвертированный для использования в качестве главного двигателя на маломерных судах.
Число цилиндров – 8 с V-образным расположением под углом 90 градусов
Тип двигателя – бензиновый, карбюраторный
Масса – 275 кг
Рабочий объем – 4,25 л
Максимальная мощность – 100 л.с. при 2800 об/мин (дефорсирован путем ограничения максимальных оборотов двигателя)
Максимальный крутящий момент – 294 Нм в диапазоне 2000-2500 об/мин
Потребляемое топливо – бензин А-76 или А-72 в качестве резервного топлива.
Расход топлива – около 25 литров в час на максимальном ходу.
Аккумуляторная батарея – 6СТ-75

Ну что ж, после первого просмотра катера уехали домой – думать (а стоит ли?), да и без бензина и аккумулятора большего все равно не увидишь. А так как это было воскресение, то очередной просмотр и пробу запуска запланировали через неделю.

Пока ехали, и под вечернее пивко, пришли к выводу, что оно нам все-таки надо. Подкупало следующее:
– корпус хоть и находился в состоянии не идеальном, но был крепок, расслоений пластика и осмоса не наблюдалось.
– двигатель, со слов хозяина, был недавно заменен на новый и отработал всего пару тройку часов на воде. Впоследствии это подтвердилось, все внутренние полости двигателя блистали первозданной чистотой.
– катер был комплектен, то есть присутствовали все жизненно необходимые вещи (двигатель, коробка, вал, винт, перо руля и пр.) и вроде как был даже на ходу спускай и иди. Чего не скажешь о его конкурентах на "рынке".
– цена
Были конечно и минусы:
– Не было "телеги" на которой этот катер можно было бы забрать. Точнее была только самопальная, на ЗиЛовских колесах, сваренная из прямоугольной трубы и с возможностью перевозки только глухими тропами за трактором или грузовиком.
– "Убитая" электрика – все на сопельках и на скруточках. Как выяснилось позже, щиток приборов вообще не подключен, а провода просто болтаются. Датчики все разбиты и отключены.
– Бензобак самопальный и сделан из чернухи, за 8 лет простоя (а может и раньше) потроха его начали обильно ржаветь.
– ВВХ отсутствовал, соответственно система охлаждения была одноконтурная. Хорошо хоть ВМХ не выкинули.

Читайте также:
Borneo Speedhunter 30: описание катера, технические характеристики, отзывы

Ну а раз было принято положительное решение в пользу дальнейшего знакомства с нашим будущим Бориской, то были закуплены аккумулятор и пару литров топлива, захвачен весь инструмент, что может пригодиться и взят курс на г.Серпухов.
Увы, но и этот день в плане запуска был потрачен впустую. Началось все с подготовительных работ. Закручены на место все сливные заглушечки на двигателе и агрегатах, проверены провода отвечающие за цепь зажигания (многие пришлось переподключить заново, так как они окислились от времени), почищены контакты на распределителе зажигания, проложены заново высоковольтные провода, т.к. порядок работы цилиндров не совпадал. А дальше мы сделали роковую ошибку: владелец катера, боясь запороть двигатель при работе без охлаждающей жидкости, велел подключить шланг с водопроводной водой на всасывающую магистраль, что и было сделано. Вода побежала по контурам двигателя, агрегатов и выхлопа в том числе. А впоследствии привело это все к тому что 1,2,7 и 8 цилиндры были залиты водой в процессе запусков через выпускные клапана. Но выяснится это чуть позже, а пока накидываем клеммы аккумулятора и делаем первую попытку "оживить зверя".
К слову сказать, чтобы подобных вещей не происходило ни при каких обстоятельствах импортные двигатели изначально комплектуются или таким коллектором:
коллектор
или вот такими наконечниками:
выхлопнаконечник1
наконечник2
закончим с лирическим отступлением и продолжим.
Сказать что мотор сразу ожил или что он бодренько начал вращать коленчатый вал – соврать, да так, как если бы я сказал что "Борей" самый эксклюзивный и самый дорогой катер в мире! Хотя пару вспышек он все же дал. Дальнейшие попытки запуска в тот день ни к чему не привели, мотор крутил слишком слабо, как будто аккумулятор был сильно разряжен. Позже, уже когда катер был нашим и стоял на нашей даче, мы выяснили в чем была причина. Она оказалась банальной. Провод втягивающего реле стартера был подключен к замку зажигания на прямую, без всяческих реле, так еще и имел сечение около 0,25 квадратов. Как он вообще не перегорел? – для меня до сих пор остается загадкой, так как два замка зажигания ему удалось спалить.

Читайте также:
Fibrafort Style 215: описание катера, технические характеристики, отзывы

{RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
{RANDOM_SECTION=500-3000}

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: