Катер Чибис: описание модели, технические характеристики, отзывы

Малый спасательный катер чибис. Малый спасательный катер из легкого сплава «Чибис Руководство по эксплуатации катера чибис

Проект катера «Чибис» разрабатывался с целью создания небольшого судна, используемого для спасательных операций на прибрежных участках морей и больших водохранилищах. Созданием катера занимались конструкторы ЦКБ «Восток» и профессиональные спасатели. Производство запущено в 1979 году, а первые образцы появились в 1978 году. В конструкции всё спроектировано с целью оказания первой помощи при катастрофе. Изготавливается из лёгкого металлического сплава.

Общее описание катера «Чибис»

Катер должен был покрывать цели не только спасательных операций, но и быть пригодным для осуществления патрульной службы в прибрежных зонах поблизости спасательных станций.

Забегая наперёд, отметим – катер вышел довольно удачным:

  • обладает высокими скоростными характеристиками. Это сделано с целью быстрейшего проведения спасательной операции, так как нормативы дают до 6 минут на выполнение поставленной задачи;
  • катер обладает высокой манёвренностью для поиска пострадавших при любом волнении;
  • удобен для выполнения оперативных задач во время дежурства;
  • обладает широким кокпитом и специальным оборудованием – специфика спасательных мероприятий. Большая часть всей аппаратуры размещается вдоль бортов, здесь высвобождено место за счёт устранения зашивки изнутри.

В конструкции катера «Чибис» имеется дистанционное управление работой двигателя. Изначально приходится привыкать к нему, так как управление отличается тем, что располагается по левую сторону. Эта модель имеет специальную доску посредине корпуса, которая может убираться при отсутствии необходимости. Её основная задача заключается в расположении пострадавшего. Для расширения места на кокпите доску лучше снимать, так как эффективную врачебную помощь оказывают уже при достижении берега. Реанимационных приборов на борту не предусмотрено.

Конструкция катера имеет остроскулые обводы, которые обладают наклонённым форштевнем и транцем. В основе корпуса используется сплав алюминия и магния. Для соединения секций используется сварка. Корпус обладает поперечным набором.

В отношении компоновки всё довольно традиционно – 2 переборки, разделяющие судно на несколько отсеков:

Даже в случае затопления носа катер останется над уровнем воды.

В процессе разработки должное внимание удалялось удобству расположения кокпита и отсека для установки мотора. Размеры кокпита подбирались с целью создания приемлемых условий для подготовки и выполнения операций по спасению пострадавших, а также для оказания первой помощи и принятия реанимационных мер.

Для достижения перечисленных целей в конструкции кокпита предусмотрен рундук, дополнительно он вмещает доску для расположения пострадавшего и сидения для медработника с откидным типом фиксации. Поблизости сидения имеется аппаратура и аптечка. Для других членов экипажа оборудованы 4 сидения.

Сидения, расположенные на корме, скрывают от вида 2 акваланга, которые служат для спасателей-матросов. С той же целью в рундуке имеется 2 гидрокомбинезона и остальное необходимое водолазное снаряжение. Благодаря выбранному расположению, удаётся обеспечить быстрейшее одевание экипировки.

В кокпите имеется:

  • 2 якоря, они имеют традиционные концы;
  • трап складного типа;
  • различное снабжение для шкипера и аварийно-спасательных целей;
  • 2 огнетушителя;
  • насос для откачки воды ручного типа.

В кокпите имеется пульт управления, в нём присутствуют:

  • рулевая машинка;
  • рычаг для переключения на реверсивный ход;
  • рукоятка для контролирования оборотов мотора;
  • средства для обеспечения связи с внешним миром: мегафон, радиостанция, флаги, ракетница;
  • съёмный тип тента.

Носовая область кокпита имеет защитное стекло, предотвращающее попадание брызг и ветра. Основная стойка стекла выполняет функцию основания для мачты. В корме под сидениями пассажиров установлены ёмкости для хранения топлива.

Двигатель работает на бензине, модель мотора – М8ЧСПУ100-1.

Ниша для мотора позволяет открыть доступ к устройству и сопряжённым системам, а также к аккумулятору и электрическому оборудованию. Для закрытия отсека используется откидной люк, он имеет специальный фиксатор. Вентиляционная система работает естественным методом, специальный вентилятор не используется, имеются только решётки для тока воздуха.

Помимо мотора, в нише устанавливаются:

  • аккумулятор;
  • электрическое оборудование для обеспечения электроэнергией всего катера;
  • кошма противопожарного типа, укладывается в футляр;
  • рулевые механизмы, состоящие из: штуртроса, машинки руля и рулевого баллера. Штурвал может наклоняться максимально на 35°;
  • сигнал звукового типа;
  • румпель для ремонта;
  • сумка для хранения инструментария и запасных компонентов лодки.

По периметру корпуса устанавливаются сигнальные огоньки, которые расположены на палубе, стойках козырька для защиты от ветра и мачте. Вдоль бортов присутствует леер спасательного характера с соответствующей надписью: «Спасательный». Окраска корпуса выполнена в хорошо отличимый цвет – преимущественно оранжевый, а в носовой части присутствует эмблема службы спасателей. Ресурс катера рассчитан на 15 лет эксплуатации.

В корме и на носу имеются рым-утки, они обеспечивают качественную швартовку катера и позволяют фиксировать судно при подъёме из воды.

Технические характеристики катера «Чибис»

Технические характеристики катера «Чибис»:

  • длина по габаритам – 7 м;
  • наибольшие показатели ширины – 2,2 м;
  • высотность борта в области миделя – 1 м;
  • максимальная осадка при полной нагрузке – 0,3 м;
  • предельное водоизмещение – 2,3 т;
  • количество пассажиров;
  • наибольшая мощность мотора – 100 л. с.;
  • длительность автономного плавания – 2,8 ч.;
  • скорость на полном ходу с максимальной нагрузкой – 43 км/час;
  • тип корпуса – алюминиево-магниевый сплав;
  • метод сборки – сварной.

Вес катера «Чибис» с полным оборудованием составляет 1,5 т.

Какая цена

Стоимость судна в значительной мере зависит от года выпуска, ухоженности конструкции и состояния двигателя. Сегодня довольно много предложений по покупке катера, стоимость колеблется от $2,5 до 4,5 тысяч.

Отзывы владельцев

В эксплуатации у населения катер появился относительно недавно, когда началась активная распродажа спасательных суден, зато сами спасатели долгое время использовали «Чибис», они часто делятся впечатлениями от использования.

Скоростные катера, построенные «Вымпелом», составляют основу корабельной группировки Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. В частности, в этом году «Вымпел» успешно продолжает строительство серии катеров для Береговой охраны РФ.

Читайте также:
Промысловая лодка "ЛПТ-7": технические характеристики, отзывы

Малый пограничный катер проекта 21850 «Чибис» относится к классу служебно-боевых кораблей и катеров. Подкласс – малый пограничный катер. Проект катера разработан Центральным конструкторским бюро имени Алексеева.

Катер предназначен для охраны морских прибрежных участков государственной границы. Районы плавания – прибрежные морские акватории, включая мелководные, и заливы с удалением от берега до 5 миль и от пункта укрытия до 14 миль. Катер обеспечивает решение следующих задач: обследование прибрежных акваторий, внутренних и внешних рейдов портов и гаваней с целью поиска малых и средних целей; обнаружение и перехват малых скоростных целей; перевозку пограничных нарядов и антитеррористических групп; спасение людей в районах несения службы. Дальность плавания на экономической скорости «Чибиса» составляет 160 миль. В режиме патрулирования со скоростью хода 6 узлов дальность плавания – свыше 500 миль.

Пропульсивная установка состоит из двух комплексов, включающих главный двигатель и сопряженный с ним водометный движитель. В состав каждого комплекса входят: двигатель D4-260 фирмы Volvo Penta мощностью 1009 кВт; водомет FF240 фирмы KaMeWa, укомплектованный гидравлической системой управления.

Для кораблевождения и обеспечения навигационной безопасности плавания в любых условиях принят следующий состав штурманского вооружения: магнитный компас KMC 90-1, приемник ГЛОНАСС/GPS с функцией картплоттера «Регата-710», навигационная радиолокационная станция «Поиск» МР-415, светосигнальное оборудование.

Главные размерения катера «Чибис»

Длина габаритная, м -11,0

Ширина габаритная, м – 3,06

Осадка габаритная, м – 0,61

Водоизмещение полное, т – 6,02

Основной материал корпуса и надстройки – алюминиево-магниевый сплав.

Скорость катера – около 38 узлов, скорость экономического хода – 30 узлов.

Силовым ведомствам РФ хорошо известен скоростной патрульный катер проекта 12150 «Мангуст». Этот быстроходный глиссирующий катер в корпусе из алюминиево-магниевого сплава с обводами «глубокое V» развивает максимальную скорость в 53 узла и незаменим для выполнения задач, стоящих перед Береговой охраной, морской полицией, таможенными службами, а также при проведении поисково-спасательных операций.

Проект универсален, и на его основе могут создаваться различные модификации катера в зависимости от решения тех или иных задач. Совместно с ЦМКБ «Алмаз» ССЗ «Вымпел» провел модернизацию проекта 12150 «Мангуст». Была изменена внутренняя компоновка, увеличена надстройка, установлен боевой дистанционно управляемый модуль. Результатом модернизации стало улучшение боевых, тактических, мореходных и технических характеристик катера, а также заметно улучшилась его обитаемость.

Основные характеристики модернизированного катера «Мангуст»:

Длина габаритная, м – 19,2

Ширина наибольшая, м- 4,4

Водоизмещение полное, т – 27,2

Осадка наибольшая с учетом винтов, м – 1,13

Максимальная скорость хода на тихой воде при нормальном водоизмещении, узлов – 53

Экономичная скорость катера при тех же условиях, узлов – 36

Скоростной патрульный катер проекта 14310 «Мираж» – быстроходный глиссирующий в корпусе из алюминиево-магниевого сплава с остроскулыми обводами. Применение комплекса автоматически управляемых интерцепторов улучшает скоростные характеристики катера на 8-10 узлов, а также мореходные, уменьшая амплитуду бортовой качки в шесть раз и килевой качки – в 1,5 раза. При водоизмещении в 120 т, скорость катера при использовании системы интерцепторов составляет до 50 узлов, а дальность плавания – до 1500 миль.

За свою историю, насчитывающую не одно десятилетие, ССЗ «Вымпел» накоплен огромный опыт сотрудничества с отечественными и зарубежными заказчиками. Богатые традиции, отточенное поколениями мастерство, высокий профессиональный уровень коллектива, постоянное развитие и модернизация производства помогли «Вымпелу» стать современным предприятием по выпуску катеров, отвечающих самым высоким требованиям рынка судостроения.

ОАО «Судостроительный завод «Вымпел»

Катера проекта 21850 «Чибис» строятся на ССЗ «Вымпел» (город Рыбинск, Ярославская область, Россия) по заказу Пограничной службы ФСБ России.

Малый пограничный катер «Чибис» проекта 21850 предназначен для охраны морских прибрежных участков государственной границы.

Районы плавания – прибрежные морские акватории, включая мелководные и заливы с удалением от берега до 5 миль и от пункта укрытия до 14 миль.

Катер обеспечит решение следующих задач:

обследование прибрежных акваторий, внутренних и внешних рейдов портов и гаваней с целью поиска малых и средних целей;

обнаружение и перехват малых скоростных целей;

обеспечение перевозок пограничных нарядов, антитеррористических групп;

спасение людей в районах несения службы.

Основные характеристики катера проекта 21850 «Чибис»: Водоизмещение полное 6,08 тонн. Длина наибольшая 9,95 метра, ширина габаритная 3,06 метра, высота габаритная 5,3 метра. Максимальная скорость хода более 37 узлов, экономическая скорость хода 30 узлов. Автономность двое суток. Экипаж составляет 2 человека.

Главный двигатель: Пропульсивная установка, состоящая из двух комплексов, включающих главный двигатель и сопряжённый с ним водометный движитель.

В состав каждой комплекса входят: двигатель D4-260 фирмы Volvo Penta мощностью 1009 кВт; водомет FF240 фирмы KaMeWa, укомплектованный гидравлической системой управления.

Для кораблевождения и обеспечения навигационной безопасности плавания в любых условиях применения катера принят следующий состав штурманского вооружения: магнитный компас KMC 90-1; приемник ГЛОНАСС/GPS с функцией картплоттера «Регата -710»; навигационная радиолокационная станция «Поиск» МР-415; светосигнальное оборудование.

22 апреля 2013 года состоялся спуск на воду малого пограничного катера «Чибис» проекта 21850. Данный катер стал первым катером, который был спущен на воду в 2013 году.

25 апреля 2013 года состоялся спуск на воду второго малого пограничного катера «Чибис» проекта 21850, построенного для ФСБ России. После прохождения швартовных, заводских ходовых и приемо-сдаточных испытаний катер был доставлен автотранспортом к месту базирования.

В июне 2013 года были спущены на воду еще два «Чибиса».

22 и 24 апреля 2014 года на ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» (город Рыбинск) были малых пограничных катера «Чибис» проекта 21850 (бортовые номера 669 и 679). Это первые катера из серии, построенные для ФСБ России в 2014 году. 28 мая подписаны приемные акты на два малых пограничных катера проекта 21850 «Чибис» (бортовые номера 669 и 679). Катера подготовлены к отгрузке железнодорожным транспортом к месту базирования.

Читайте также:
Промысловая лодка "ЛПТ-7": технические характеристики, отзывы

Всего в 2015 году судостроительному заводу «Вымпел» предстоит сдать 12 катеров «Чибис», последний из них отправится к месту несения службы в октябре.

12 мая 2015 года на судостроительном заводе «Вымпел» проекта 21850 «Чибис». По сообщению от 28 мая катера (заводские номера 02121, 02122, 02123), спущенные на воду в мае 2015 года, проходят на акватории Волги в районе Рыбинска . 17 июня 2015 года государственная комиссия на три малых пограничных катера (заводские номера 02121, 02122, 02123). К месту несения службы, в порт приписки Балаклава, катера (заводские номера 02121, 02122, 02123) будут доставлены железнодорожным транспортом.

Четвертый «Чибис» (заводской номер 02124) спущен на воду 24 июня 2015 года. По сообщению от 18 августа в Ростов-на-Дону в Пограничное управление ФСБ России по Ростовской области.

Пятый «Чибис» (заводской номер 02125) спущен на воду 30 июня 2015 года. По сообщению от 18 августа в Ростов-на-Дону в Пограничное управление ФСБ России по Ростовской области.

Шестой «Чибис» (заводской номер 02126) по сообщению от 18 августа 2015 года испытаниях, ему предстоят приёмо-сдаточные. По сообщению от 07 сентября . В ближайшее время отправится железнодорожным транспортом в Астрахань. Заказчик – Пограничное управление ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области.

Седьмой «Чибис» (заводской номер 02127) спущен на воду 04 августа 2015 года. По сообщению от 18 августа испытания, а с 24 августа выйдет на ходовые. По сообщению от 07 сентября . В ближайшее время отправится железнодорожным транспортом в Астрахань. Заказчик – Пограничное управление ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области.

Восьмой «Чибис» (заводской номер 02128) у 18 августа 2015 года. По сообщению от 07 сентября . В ближайшее время отправится железнодорожным транспортом в Астрахань. Заказчик – Пограничное управление ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области.

Девятый «Чибис» (заводской номер 02129) 03 сентября 2015 года. На 16 сентября находится на приёмо-сдаточных испытаниях. По сообщению от 22 сентября Государственная комиссия приёмный акт. После подписания приёмного акта катер отправится железнодорожным транспортом к месту несения службы в город Балтийск Калининградской области. Затем будет подписан приказ о включении катера в состав Пограничной службы, состоится подъём флага, и «Чибис» будет выполнять задачи по охране Государственной границы.

Десятый «Чибис» (заводской номер 02130) 16 сентября 2015 года. Через два дня выйдет на заводские ходовые испытания. 26 сентября приёмный акт. В ближайшее время катер будет отправлен в город Высоцк. Заказчик – ПУ ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Одиннадцатый «Чибис» (заводской номер 02131) на воду 02 октября 2015 года. После приёмо-сдаточных испытаний, которые назначены на 12 октября, катер отправится заказчику в Сочи, в пограничное управление ФСБ России по Краснодарскому краю. 21 октября приёмный акт.

Двенадцатый «Чибис» (заводской номер 02132) на воду 09 октября 2015 года. В ближайшее время катеру предстоит пройти швартовные, ходовые и приёмо-сдаточные испытания. После этого отправится в Сочи, в Пограничное управление ФСБ России по Краснодарскому краю. 21 октября приёмный акт.

Катер “Чибис”

Катер Чибис

“Чибис” (малый спасательный катер из легкого сплава), специально спроектирован и оборудован для оказания помощи терпящим бедствие на воде. Проект Чибиса создавался специалистами ЦКБ “Восток” в тесном контакте со спасательной службой Ленинграда, руководимой Б. О. Найманом.

Катер получился удачным, скоростным, что очень важно, так как на все сборы и поиск пострадавшего нам по нормам отводится не более 6 минут, маневренным, удобным для оперативной работы дежурной смены. Специфика работы спасателей требует одновременно и просторного кокпита, размещения большого количества специального оборудования. Благодаря отсутствию внутренней зашивки бортов удалось большую часть этого оборудования разместить вдоль них.

Спасательный катер Чибис

Немного необычным для водителей спасательных катеров оказалось дистанционное управление реверсом и газом обычного лодочного типа — под левую руку, но это дело привычки. В будущем придется сделать доску для пострадавшего убирающейся на уровне пайола или вообще отказаться от нее, чтобы кокпит освободить для работы команды. Опыт показывает, что практически действенную врачебную помощь всегда оказывают уже на берегу, поскольку многие специальные медицинские приборы для реанимации не приспособлены для работы на волнение.

Сосновский судостроительный завод приступил к серийному производству спасательных катеров “Чибис” в 1982 году.

В августе 1978 г. был принят опытный образец первого отечественного малого спасательного катера “Чибис”, проект которого разработан специалистами филиала ЦКБ “Восток” по техническому заданию спасательных служб министерств жилищно-коммунального хозяйства УССР и РСФСР.

По замыслу конструкторов, катер “Чибис” предназначен не только для оказания помощи терпящим бедствие на воде, но и несения патрульно-спасательной службы в зонах действия спасательных станций.

Катер “Чибис” построен под надзором и по Правилам Речного Регистра РСФСР для судов класса “Р”, которым разрешается плавание в бассейнах разряда “О” с ограничением по погодным условиям. “Чибис” может эксплуатироваться и в прибрежных морских районах.

Общий вид спасательного катера “Чибис”

Обводы катера “Чибис” выбраны остроскулыми с наклонными форштевнем и транцем. Конструкция корпуса выполнена сварной из алюминиево-магниевого сплава с поперечной системой набора корпуса. Компоновка сделана традиционной — двумя переборками судно разделено на моторный отсек, кокпит и носовой отсек, в случае затопления которого катер остается на плаву.

При разработке проекта катера “Чибис” большое внимание было уделено расположению кокпита и моторного отсека. Размеры кокпита выбраны такими, чтобы были обеспечены нормальные условия как при подготовке и проведении спасательной операции, так и при оказании медицинской помощи, включая реанимацию. Для этой цели в кокпите установлен рундук с медицинской доской и откидное сиденье для медработника, около которого размещена медаппаратура и аптечка. Для остальных членов дежурной смены предусмотрены четыре сиденья.

Читайте также:
Катер Ритм: описание модели, технические характеристики, отзывы

Расположение и устройство: продольный разрез и план со снятой палубой

1 — главный двигатель; 2—акваланги АВМ-1М; 3 — заднее сиденье; 4 — багор-весло; 5 —доска для пострадавшего; 6—трап складной, переносный; 7 — рундук с водолазным и спасательным снабжением; 8 — мачта для подъема сигнальных флагов; 9 — переднее сиденье; 10—рулевое управление; 11 —ветровое стекло; 12 — носовой релинг; 13 — моторный отсек; 14 — аккумуляторная батарея 6СТ75ЭМС; 15—топливный бак (емкость 45 л); 16—кокпит; 17 — спусковой конец; 18 — ДУ двигателем; 19 — носовой отсек; 20 —отделение для пиротехнических средств; 21 — УКВ-радиостанция; 22— якорное устройство; 23 — сигнальный конец; 24 — откидное сиденье; 25 — комплект медицинского снабжения; 26— рундук с водолазным и спасательным снабжением; 27 — рулевое устройство.

За кормовыми сиденьями хранятся два акваланга для матросов-спасателей, а в рундуке — гидрокомбинезоны и другое легководолазное снаряжение. Такое размещение позволяет аквалангистам еще на пути к пострадавшему быстро надеть гидрокомбинезоны, акваланги и быть готовыми к спасению людей до подхода катера к месту бедствия.

В кокпите также размещены два якоря с концами, складной трап, аварийно-спасательное и шкиперское снабжение, два огнетушителя и ручной осушительный насос.

Кокпит катера оборудован пультом управления с рулевой машинкой, рукоятками управления реверсом и оборотами двигателя, средствами внешней связи (УКВ-радиостанция, электромегафон, сигнальные фигуры, ракеты и флаги) и съемным тентом.

В носовой части кокпита установлен ветрозащитный козырек, центральная стойка которого является основанием откидной мачты. В кормовой части под сиденьями размещены топливные цистерны.

В качестве двигателя выбран бензиновый двигатель марки М8ЧСПУ100-1.

Габариты моторного отсека обеспечивают свободный доступ к двигателю, его системам, аккумуляторной батарее и электрооборудованию.

Моторный отсек катера закрывается откидной крышкой с фиксатором. Кроме двигателя с агрегатами здесь размещены аккумуляторная батарея, электрооборудование, противопожарная кошма в футляре, рулевое устройство, звуковой сигнал, запасной румпель и сумка с инструментом и запчастями.

Вентиляция моторного отсека осуществляется естественным путем через вентиляционные решетки.

Рулевое устройство состоит из рулевой машинки, штуртросов и руля с баллером. Максимальный угол перекладки руля 35°.

На палубе катера, стойках ветрозащитного козырька и на мачте установлены сигнально-отличительные огни.

В носовой и кормовой частях палубы установлены рым-утки для швартовки катера, которые одновременно служат и для его подъема из воды.

По бортам катера навешен спасательный леер и нанесена надпись “Спасательный”. Корпус окрашен в хорошо заметный на воде оранжевый цвет, а в носу на палубе нанесена эмблема спасательной службы. Срок службы катера рассчитан на 15 лет.

Опытный образец катера прошел всесторонние заводские и государственные испытания и по их результатам был рекомендован для эксплуатации спасательным службам страны.

С 1979 г. освоена серийная постройка катеров “Чибис”, они уже начали свою службу на спасательных станциях.

В 1980 г. опытный образец катера экспонировался на ВДНХ в павильоне “Судостроение” и был отмечен серебряной и бронзовыми медалями. В 1981 г. группе разработчиков катера выдано авторское свидетельство на промышленный образец катера.

По материалам журнала Катера и Яхты, №2 (96), 1982 год

Фотографии спасательного катера “Чибис”

Катер Чибис

Катер Чибис

Чибис

Чибис

Чибис

Чибис

Катер Чибис

Катер Чибис

Спасательный катер Чибис

Катер Чибис

Лодка Чибис

катер чибис

Катер Чибис

Катер Чибис

Катер Чибис с надстроенной рубкой

Катер “Чибис” с надстроенной рубкой и переделанный под подвесной мотор

Катер “Чибис” на видео


Модернизированный “Чибис”


Использование катера “Чибис” для спасения утопающего

Малый спасательный катер Чибис

Алексей Рудченко 6 min read 17.04.2020 Добавить комментарий

Проект катера «Чибис» разрабатывался с целью создания небольшого судна, используемого для спасательных операций на прибрежных участках морей и больших водохранилищах. Созданием катера занимались конструкторы ЦКБ «Восток» и профессиональные спасатели. Производство запущено в 1979 году, а первые образцы появились в 1978 году. В конструкции всё спроектировано с целью оказания первой помощи при катастрофе. Изготавливается из лёгкого металлического сплава.

Общее описание катера «Чибис»

Катер должен был покрывать цели не только спасательных операций, но и быть пригодным для осуществления патрульной службы в прибрежных зонах поблизости спасательных станций.

Забегая наперёд, отметим – катер вышел довольно удачным:

  • обладает высокими скоростными характеристиками. Это сделано с целью быстрейшего проведения спасательной операции, так как нормативы дают до 6 минут на выполнение поставленной задачи;
  • катер обладает высокой манёвренностью для поиска пострадавших при любом волнении;
  • удобен для выполнения оперативных задач во время дежурства;
  • обладает широким кокпитом и специальным оборудованием – специфика спасательных мероприятий. Большая часть всей аппаратуры размещается вдоль бортов, здесь высвобождено место за счёт устранения зашивки изнутри.

В конструкции катера «Чибис» имеется дистанционное управление работой двигателя. Изначально приходится привыкать к нему, так как управление отличается тем, что располагается по левую сторону. Эта модель имеет специальную доску посредине корпуса, которая может убираться при отсутствии необходимости. Её основная задача заключается в расположении пострадавшего. Для расширения места на кокпите доску лучше снимать, так как эффективную врачебную помощь оказывают уже при достижении берега. Реанимационных приборов на борту не предусмотрено.

Конструкция катера имеет остроскулые обводы, которые обладают наклонённым форштевнем и транцем. В основе корпуса используется сплав алюминия и магния. Для соединения секций используется сварка. Корпус обладает поперечным набором.

В отношении компоновки всё довольно традиционно – 2 переборки, разделяющие судно на несколько отсеков:

Даже в случае затопления носа катер останется над уровнем воды.

В процессе разработки должное внимание удалялось удобству расположения кокпита и отсека для установки мотора. Размеры кокпита подбирались с целью создания приемлемых условий для подготовки и выполнения операций по спасению пострадавших, а также для оказания первой помощи и принятия реанимационных мер.

Для достижения перечисленных целей в конструкции кокпита предусмотрен рундук, дополнительно он вмещает доску для расположения пострадавшего и сидения для медработника с откидным типом фиксации. Поблизости сидения имеется аппаратура и аптечка. Для других членов экипажа оборудованы 4 сидения.

Читайте также:
Мотолодка - из катера "С-54": технические характеристики, отзывы

Сидения, расположенные на корме, скрывают от вида 2 акваланга, которые служат для спасателей-матросов. С той же целью в рундуке имеется 2 гидрокомбинезона и остальное необходимое водолазное снаряжение. Благодаря выбранному расположению, удаётся обеспечить быстрейшее одевание экипировки.

В кокпите имеется:

В кокпите имеется пульт управления, в нём присутствуют:

  • рулевая машинка;
  • рычаг для переключения на реверсивный ход;
  • рукоятка для контролирования оборотов мотора;
  • средства для обеспечения связи с внешним миром: мегафон, радиостанция, флаги, ракетница;
  • съёмный тип тента.

Носовая область кокпита имеет защитное стекло, предотвращающее попадание брызг и ветра. Основная стойка стекла выполняет функцию основания для мачты. В корме под сидениями пассажиров установлены ёмкости для хранения топлива.

Двигатель работает на бензине, модель мотора – М8ЧСПУ100-1.

Ниша для мотора позволяет открыть доступ к устройству и сопряжённым системам, а также к аккумулятору и электрическому оборудованию. Для закрытия отсека используется откидной люк, он имеет специальный фиксатор. Вентиляционная система работает естественным методом, специальный вентилятор не используется, имеются только решётки для тока воздуха.

Помимо мотора, в нише устанавливаются:

  • аккумулятор;
  • электрическое оборудование для обеспечения электроэнергией всего катера;
  • кошма противопожарного типа, укладывается в футляр;
  • рулевые механизмы, состоящие из: штуртроса, машинки руля и рулевого баллера. Штурвал может наклоняться максимально на 35°;
  • сигнал звукового типа;
  • румпель для ремонта;
  • сумка для хранения инструментария и запасных компонентов лодки.

По периметру корпуса устанавливаются сигнальные огоньки, которые расположены на палубе, стойках козырька для защиты от ветра и мачте. Вдоль бортов присутствует леер спасательного характера с соответствующей надписью: «Спасательный». Окраска корпуса выполнена в хорошо отличимый цвет – преимущественно оранжевый, а в носовой части присутствует эмблема службы спасателей. Ресурс катера рассчитан на 15 лет эксплуатации.

В корме и на носу имеются рым-утки, они обеспечивают качественную швартовку катера и позволяют фиксировать судно при подъёме из воды.

Технические характеристики катера «Чибис»

Перед вынесением рекомендации в отношении массовой постройки катера были проведены испытания судна в заводских условиях. Отдельно выполнялись тесты государственного органа. Результаты оказались положительными.

Технические характеристики катера «Чибис»:

  • длина по габаритам – 7 м;
  • наибольшие показатели ширины – 2,2 м;
  • высотность борта в области миделя – 1 м;
  • максимальная осадка при полной нагрузке – 0,3 м;
  • предельное водоизмещение – 2,3 т;
  • количество пассажиров;
  • наибольшая мощность мотора – 100 л. с.;
  • длительность автономного плавания – 2,8 ч.;
  • скорость на полном ходу с максимальной нагрузкой – 43 км/час;
  • тип корпуса – алюминиево-магниевый сплав;
  • метод сборки – сварной.

Вес катера «Чибис» с полным оборудованием составляет 1,5 т.

Какая цена

Стоимость судна в значительной мере зависит от года выпуска, ухоженности конструкции и состояния двигателя. Сегодня довольно много предложений по покупке катера, стоимость колеблется от $2,5 до 4,5 тысяч.

Отзывы владельцев

В эксплуатации у населения катер появился относительно недавно, когда началась активная распродажа спасательных суден, зато сами спасатели долгое время использовали «Чибис», они часто делятся впечатлениями от использования.

Александр:

«Представилась возможность купить катер „Чибис“ на спасательной станции по невысокой стоимости. Переделал конструкцию для походных целей, теперь в ней есть небольшая рубка-укрытие, открытая часть кокпита и более приятные сидения. Дополнительно пришлось заменить двигатель. Оптимально подходит для дальних путешествий и прогулок с аквалангами».

Владислав:

«Катер отличный, для своей цены найти лучше будет невозможно. 10 лет назад работал спасателем, и нередко проходили обучения на нём. Понравилась высокая скорость движения, вместительный кокпит с оборудованием (если его убрать, места будет ещё больше), прочный материал корпуса. Ходовые качества оптимально подходят для моря при умеренном волнении».

Дмитрий:

«Хороший вариант катера с множеством преимуществ, но есть существенный недостаток – высокий расход топлива. Вместимость цистерн порядка 100 л, а на 100 км расход 40 л. Без дозаправки с полным баком можно пройти всего чуть больше 200 км. Высокая стоимость использования из-за топлива и привела к необходимости распродавать катера на спасательных станциях».

Катер «Чибис»: обзор и технические характеристики

Еще со времен СССР охрану и патрулирование прибрежных зон морей и водохранилищ пограничники и спасатели возложили на катер отечественного производства «Чибис». Этот спасательный катер довольно быстро распространился в охраняемых водоемах всего Союза.

катер Чибис

По сей день «Чибис» – ведущее транспортное средство береговой охраны в акваториях значительной части страны. За долгие годы службы этот малый катер сыграл важную роль в водных спасательных операциях.

История

Первые образцы проекта этого судна появились еще в 1978 г. В те годы спасательные службы Ленинградской области и конструкторское бюро ЦКБ «Восток» поставили перед собой задачу создания универсального катера.

«Чибис» должен был служить как для оказания спасательной помощи потерпевшим бедствие на воде, так и для патрулирования охраняемой водной зоны. Создатели справились со своей задачей и, уже в 1979 году было запущено его первое производство. А через 3 года серийное производство наладил знаменитый Сосновский судостроительный завод.

Технические характеристики катера «Чибис»

Катер «Чибис» – это цельнометаллическое судно, корпус которого изготовлен из алюминиево-магниевого сплава сварным методом.

Конструкторы традиционно подошли к компоновке катера и с помощью двух переборок поделили отсек на 3 части – носовой отсек, кокпит и моторный отсек.

катер Чибис

Технические характеристики катера «Чибис»‎:

  • Длина катера – 7,0 м;
  • Ширина катера – 2,0 м;
  • Высота борта на миделе – 1 м;
  • Максимальная осадка при полном водоизмещении – 0,3 м;
  • Максимальная мощность двигателя М84СПУ100-1 – 100 л.с.;
  • Длительность в режиме автономного плавания – 2,8 ч;
  • Скорость по воде с максимальной нагрузкой – 43 км /ч;
  • Вес катера с полным оборудованием – 1,5 т;
  • Пассажировместимость – 6 человек.
  • Срок эксплуатации, заявленный изготовителем – 15 лет.
Читайте также:
Тахометр катера "Амур-М": технические характеристики, отзывы

Конструкторы рассчитали проект катера таким образом, что при повреждении носового отсека и полном затоплении его водой, судно все равно должно оставаться на плаву.

В середине носового отсека есть центральная стойка, которая исполняет роль откидной мачты катера. Стойка оснащена козырьком, который служит защитой кокпита от ветра. На носовом отсеке так же установлено и ветровое стекло.

Строение катера позволяет матросам легко подобраться к двигателю и аккумулятору. Отсек с мотором М8ЧСПУ100-1 и электрооборудованием находится в кормовой части и закрывается фиксирующей крышкой.

Топливные баки с бензином, емкостью 45 л расположены под сидениями заднего ряда.

Также в кормовой части находятся запасной румпель, само рулевое устройство и запчасти с инструментами.

В кокпите установлен пульт управления, оснащенный рулевой машинкой, а переключение на реверсивный ход и управление оборотами двигателя осуществляется при помощи рукояток.

Устройство и оснащение катера:

  • носовой отсек;
  • кокпит;
  • моторный отсек;
  • главный двигатель;
  • рулевое устройство;
  • дистанционное управление двигателем;
  • топливный бак емкостью 45 л – 2 шт.;
  • аккумуляторная батарея 6СТ75ЭМС;
  • мачта для подъема сигнальных флагов;
  • переднее сиденье – 2 шт.;
  • заднее сиденье – 2 шт.;
  • откидное сиденье;
  • ветровое стекло;
  • носовой релинг.

Комплектация катера «Чибис»

Поскольку катер создавался прежде всего для спасательных операций, его строение и все комплектующие продуманы с целью удобного оказания скорой помощи на воде.

катер Чибис

Так, для спасателей в специальном отсеке за сидениями на корме находятся 2 акваланга, а в рундуке спрятаны 2 гидрокомбинезона со спасательным снаряжением. Удобство расположения этого инвентаря позволяет аквалангистам уже на подходе к месту бедствия облачиться в костюмы ныряльщиков.

Для пострадавшего пассажира в кабине катера между задними сидениями находится медицинская доска. Она предусмотрена для транспортировки человека, неспособного самостоятельно сидеть в кресле. Сама доска занимает в катере значительное количество пространства, поэтому в случае ненадобности она легко извлекается.

В правой части кокпита возле медицинской доски предусмотрено дополнительное откидное кресло и для самого медика. Рядом с креслом имеется комплект медицинского снабжения.

Средствами связи катера с внешними объектами служат встроенная радиостанция и электронный мегафон. Для подачи сигналов на воде предусмотрены флаги, ракеты и сигнальные фигуры.

Сигнальные огни установлены на стойках ветрозащитного козырька и на бортах судна.

На левой и правой сторонах катера натянут спасательный трос, который помогает человеку за бортом оставаться на плаву.

В комплектацию катера входят спасательные жилеты в количестве 4 шт. и один спасательный круг.

Предусмотрены также два якоря, складной трап, багор-весло, два огнетушителя и осушительный насос (ручной).

Итого в комплектацию входит:

  • акваланг АВМ-1М – 2 шт.;
  • багор-весло – 1 шт.;
  • доска для пострадавшего – 1 шт.;
  • трап складной, переносный – 1 шт.;
  • водолазное снаряжение – 2 шт.;
  • спасательное снабжение – 1 шт.;
  • спусковой конец – 1 шт.;
  • отделение для пиротехнических средств – 1 шт.;
  • УКВ-радиостанция – 1 шт.;
  • якорное устройство – 1 шт.;
  • сигнальный конец – 1 шт.;
  • комплект медицинского снабжения – 1 шт.

Для чего подходит катер

За все годы эксплуатации людьми катер «Чибис» зарекомендовал себя как надежное судно в спасательных операциях и в охране водных территорий. Все испытания, производимые государственными органами, дали положительные результаты.

Во время тестов и эксплуатации были выделены его устойчивость и хорошая управляемость.

катер Чибис

«Чибис» участвовал в эвакуации людей, терпящих кораблекрушение; в зонах пляжного отдыха он стал незаменимым помощником для спасателей. А для инспекции рыбной охраны он помог занять выигрышную позицию в борьбе с браконьерами.

Несмотря на то что в своем большинстве этот катер всегда находился на балансе государственных организаций, его также положительно оценили и частные владельцы.

Просторный кокпит позволяет долго находиться на борту катера, а также совершать длительные путешествия по воде. Поэтому катер сыграл роль передвижного дома по воде для многих туристов.

Отсутствие зашивки внутри корпуса освобождает дополнительное место и позволяет снабдить экипаж дополнительным провиантом.

Высокоскоростные характеристики катера и маневренность на воде дают возможность успешно использовать судно в целях охоты и рыбалки.

Также все вышезаявленные характеристики позволили «Чибису» неоднократно принимать участие в спортивных соревнованиях. Поэтому на сегодняшний день «Чибис» перестал ассоциироваться со спасателями. На его борту все больше можно увидеть простых отдыхающих и рыбаков.

Катер «Чибис» не был рассчитан на массового потребителя, а создавался для работы в государственных службах. Поэтому спрос и предложение этого водного транспорта по сравнению с другими катерами на рынке не столь широк.

Однако в интернете можно найти владельцев «Чибиса», которым он прослужил несколько лет, и теперь они выставляют его на продажу. Также на специализированных форумах можно встретить желающих приобрести этот катер.

Цена на катер зависит в большей степени от года выпуска. Но и немаловажным будет учесть его нынешнее состояние и дополнительное оснащение.

Начальная цена катера, выпущенного в 80-е и 90-е годы прошлого столетия стартует от 200 000 р. Катера, выпущенные 2000-х годах, продаются по цене от 500 000 р.

В интернете можно найти более новые и дорогие модели, их ценовой диапазон варьируется в 1,5 – 2 млн р. и больше.

катер Чибис

Также на форумах есть информация, что катер «Чибис» можно приобрести у спасательных служб. За долгие годы эксплуатации катера переходят на списание. Но среди них есть очень много находящихся в хорошем состоянии до сих пор.

Созданный более 40 лет назад катер «Чибис» до сих пор продолжает успешно выполнять функции своего назначения. Этот катер все еще не перестает служить как государственным органам, так и своим частным владельцам.

Читайте также:
КС-701: описание катера, технические характеристики, отзывы

Несмотря на то что среди большого выбора водных транспортных средств «Чибису» найдутся достойные конкуренты, катер, как и раньше, собирает в основном положительные отзывы.

Катер Чибис

Есть возможность приобрести катер ЧИБИС на спасательной станции.
Хотелось бы услышать отзывы по этой лодке, может кто переделками занимался.

Рад любым отзывам по этой лодке.

#2 uvs50

Есть возможность приобрести катер ЧИБИС на спасательной станции.
Хотелось бы услышать отзывы по этой лодке, может кто переделками занимался.

Рад любым отзывам по этой лодке.

#3 Baturin

Рулевой 2-го класса

Как идея использования – установка небольшой рубки (укрытия), скорее всего открытую в корму. и использования как для походов 2-3 чел. (на 2-3 дня минимум), так и для выездов для нырялок в составе 5-6 человек.

На том катере что предлогают, рубки нет, но я видел варианты уже с рубкой – вот только не понятно это самострой или заводская модификация.

#4 iliill

Классный катер, только расход топлива около 40 литров в час! Потому и продают! Хотя, если не пугает. катер хороший!

#5 uvs50

Катер пр. 14100 “Чибис” для нырялок то собствено и проектировался , а вот длительный поход врят ли вас устроит, рубка в корме невозможна там крышка “машины” которую держат постоянно приоткрытой, штатных воздухозабрников не хватает, а с расходом предыдущий товарищь загнул реальный расход 29.7, (движок конвер. ГАЗ-53) скорость хода примерно 40-45 кмчас (ограничена принудительно, дабы не угробить двигатель) Где планируйте эксплуатировать?

#6 uvs50

#7 uvs50

#8 Санёк-

Здравствуйте мотоводники!Принимайте в свои ряды.
Приобрёл “Чибис”.Вопросов куча – ответов.
1.Как его консервировать на зиму.(храниться будет на открытой площадке),что делать с бензином ,с движком и т.д.
2.Переделка рубки – делал кто-нибудь или нет.(перенос управления в кокпит,вырез панели управления за ненадобностью,а основное – увелечение места в рубке с дальнейшей мыслью о создании комфортной каюты.)
3.Программа максимум – но это уже мечты (переделать под ПОК)но на это надо много – мани, которых нет в таких количествах сколько желаний.
Поэтому всё надо делать своими ручками по возможности.
Заранее спасибо Всем кто поможет дельным советом.

#9 St. Alexandr

Рулевой 2-го класса

Консервация двигателя:
– добросовестно слить отовсюду воду
– вывернуть свечи
– вдуть по шприцу масла в цилиндры
– провернуть коленвал
– закрутить свечи обратно

– измазать литолом или чем другим всё что может заржаветь

из корпуса удалить всю вду, дабы не замёрзла и чёнибудь не поломала

бак желательно залить под завязку бензином (чтоб не ржавел) в случае если стоянка обеспечивает сохранность залитого.

нормальная рубка – затея не простая, рекомендую за зиму проработать в 3Д-максе каком-нибудь

Установить ПОК можно но сначала рекомендую научиться ходить с тем что есть.
Погубить ПОК по неопытности – очень досадно и дорого, да и установить – дело не простое.

Вообще Чибис – отличный аппарат.

#10 Baturin

Рулевой 2-го класса

Спасибо за ответы и помощь!
По расходу бензина проблемах обслуживания Газ-53 на катерах знаком, принимал участие в обслуживании несколько лет в подряд катеров Волга (увы не своих ), и особых проблем с этим не вижу .

Катер предпологалось использовать в системе водохранилишь канала им. Москвы (Пироговское, Пестовское и далее по списку ), выходы предполагаються в основном с одной двумя ночевками двух человек. если больше то с организацией стоянки на берегу.

Теперь о грусном, катер предлагали списанный со спасательной станции – без рубки. А самое главное пока решал вопрос, катер поуродовали страшно – выравнивали рядом сним площадку бульдозером и водитель его (. – нехороший человек в общем) незаметил катер немного и поправил корпус – в общем в таком варианте его теперь только на металолом

Теперь ищу другие предложения, можно голый корпус или с запоротым двигателем

#11 iliill

Спасибо за ответы и помощь!
По расходу бензина проблемах обслуживания Газ-53 на катерах знаком, принимал участие в обслуживании несколько лет в подряд катеров Волга (увы не своих ), и особых проблем с этим не вижу .

Теперь ищу другие предложения, можно голый корпус или с запоротым двигателем

УРА. Если ты почти спец по Волгам, то может поможешь? Или кого порекомендуешь? а то у нас в клубе больше разговоров, чем дела.
Кстати, могу сосватать тебе Отличный прогулочный катер, сделанный на базе Невки (без крыльев). Требуется, конечно дизайнерская доработка, но вся ходовая в идеальном состоянии.

Катер чибис с подвесным мотором 90

Проект катера «Чибис» разрабатывался с целью создания небольшого судна, используемого для спасательных операций на прибрежных участках морей и больших водохранилищах. Созданием катера занимались конструкторы ЦКБ «Восток» и профессиональные спасатели. Производство запущено в 1979 году, а первые образцы появились в 1978 году. В конструкции всё спроектировано с целью оказания первой помощи при катастрофе. Изготавливается из лёгкого металлического сплава.

Общее описание катера «Чибис»

Катер должен был покрывать цели не только спасательных операций, но и быть пригодным для осуществления патрульной службы в прибрежных зонах поблизости спасательных станций.

Забегая наперёд, отметим – катер вышел довольно удачным:

  • обладает высокими скоростными характеристиками. Это сделано с целью быстрейшего проведения спасательной операции, так как нормативы дают до 6 минут на выполнение поставленной задачи;

Катер “Чибис” обладает высокими скоростными характеристиками

  • катер обладает высокой манёвренностью для поиска пострадавших при любом волнении;
  • удобен для выполнения оперативных задач во время дежурства;
  • обладает широким кокпитом и специальным оборудованием – специфика спасательных мероприятий. Большая часть всей аппаратуры размещается вдоль бортов, здесь высвобождено место за счёт устранения зашивки изнутри.
Читайте также:
Blash 190 CC: описание катера, технические характеристики, отзывы

В конструкции катера «Чибис» имеется дистанционное управление работой двигателя. Изначально приходится привыкать к нему, так как управление отличается тем, что располагается по левую сторону. Эта модель имеет специальную доску посредине корпуса, которая может убираться при отсутствии необходимости. Её основная задача заключается в расположении пострадавшего. Для расширения места на кокпите доску лучше снимать, так как эффективную врачебную помощь оказывают уже при достижении берега. Реанимационных приборов на борту не предусмотрено.

Конструкция катера имеет остроскулые обводы, которые обладают наклонённым форштевнем и транцем. В основе корпуса используется сплав алюминия и магния. Для соединения секций используется сварка. Корпус обладает поперечным набором.

В отношении компоновки всё довольно традиционно – 2 переборки, разделяющие судно на несколько отсеков:

  • носовая часть;
  • кокпит;
  • моторная ниша.

В конструкции катера «Чибис» имеется дистанционное управление работой двигателя

Даже в случае затопления носа катер останется над уровнем воды.

В процессе разработки должное внимание удалялось удобству расположения кокпита и отсека для установки мотора. Размеры кокпита подбирались с целью создания приемлемых условий для подготовки и выполнения операций по спасению пострадавших, а также для оказания первой помощи и принятия реанимационных мер.

Для достижения перечисленных целей в конструкции кокпита предусмотрен рундук, дополнительно он вмещает доску для расположения пострадавшего и сидения для медработника с откидным типом фиксации. Поблизости сидения имеется аппаратура и аптечка. Для других членов экипажа оборудованы 4 сидения.

Сидения, расположенные на корме, скрывают от вида 2 акваланга, которые служат для спасателей-матросов. С той же целью в рундуке имеется 2 гидрокомбинезона и остальное необходимое водолазное снаряжение. Благодаря выбранному расположению, удаётся обеспечить быстрейшее одевание экипировки.

В кокпите имеется:

  • 2 якоря, они имеют традиционные концы;
  • трап складного типа;
  • различное снабжение для шкипера и аварийно-спасательных целей;
  • 2 огнетушителя;
  • насос для откачки воды ручного типа.

Катер Чибис имеет 2 якоря

В кокпите имеется пульт управления, в нём присутствуют:

  • рулевая машинка;
  • рычаг для переключения на реверсивный ход;
  • рукоятка для контролирования оборотов мотора;
  • средства для обеспечения связи с внешним миром: мегафон, радиостанция, флаги, ракетница;
  • съёмный тип тента.

Носовая область кокпита имеет защитное стекло, предотвращающее попадание брызг и ветра. Основная стойка стекла выполняет функцию основания для мачты. В корме под сидениями пассажиров установлены ёмкости для хранения топлива.

Двигатель работает на бензине, модель мотора – М8ЧСПУ100-1.

Ниша для мотора позволяет открыть доступ к устройству и сопряжённым системам, а также к аккумулятору и электрическому оборудованию. Для закрытия отсека используется откидной люк, он имеет специальный фиксатор. Вентиляционная система работает естественным методом, специальный вентилятор не используется, имеются только решётки для тока воздуха.

Помимо мотора, в нише устанавливаются:

  • аккумулятор;
  • электрическое оборудование для обеспечения электроэнергией всего катера;

Катер “Чибис” с надстроенной рубкой и переделанный под подвесной мотор

  • кошма противопожарного типа, укладывается в футляр;
  • рулевые механизмы, состоящие из: штуртроса, машинки руля и рулевого баллера. Штурвал может наклоняться максимально на 35°;
  • сигнал звукового типа;
  • румпель для ремонта;
  • сумка для хранения инструментария и запасных компонентов лодки.

По периметру корпуса устанавливаются сигнальные огоньки, которые расположены на палубе, стойках козырька для защиты от ветра и мачте. Вдоль бортов присутствует леер спасательного характера с соответствующей надписью: «Спасательный». Окраска корпуса выполнена в хорошо отличимый цвет – преимущественно оранжевый, а в носовой части присутствует эмблема службы спасателей. Ресурс катера рассчитан на 15 лет эксплуатации.

В корме и на носу имеются рым-утки, они обеспечивают качественную швартовку катера и позволяют фиксировать судно при подъёме из воды.

Технические характеристики катера «Чибис»

Перед вынесением рекомендации в отношении массовой постройки катера были проведены испытания судна в заводских условиях. Отдельно выполнялись тесты государственного органа. Результаты оказались положительными.

Технические характеристики катера «Чибис»:

  • длина по габаритам – 7 м;
  • наибольшие показатели ширины – 2,2 м;
  • высотность борта в области миделя – 1 м;

Спасательный катер “Чибис”

  • максимальная осадка при полной нагрузке – 0,3 м;
  • предельное водоизмещение – 2,3 т;
  • количество пассажиров;
  • наибольшая мощность мотора – 100 л. с.;
  • длительность автономного плавания – 2,8 ч.;
  • скорость на полном ходу с максимальной нагрузкой – 43 км/час;
  • тип корпуса – алюминиево-магниевый сплав;
  • метод сборки – сварной.

Вес катера «Чибис» с полным оборудованием составляет 1,5 т.

Какая цена

Стоимость судна в значительной мере зависит от года выпуска, ухоженности конструкции и состояния двигателя. Сегодня довольно много предложений по покупке катера, стоимость колеблется от $2,5 до 4,5 тысяч.

Отзывы владельцев

В эксплуатации у населения катер появился относительно недавно, когда началась активная распродажа спасательных суден, зато сами спасатели долгое время использовали «Чибис», они часто делятся впечатлениями от использования.

«Представилась возможность купить катер „Чибис“ на спасательной станции по невысокой стоимости. Переделал конструкцию для походных целей, теперь в ней есть небольшая рубка-укрытие, открытая часть кокпита и более приятные сидения. Дополнительно пришлось заменить двигатель. Оптимально подходит для дальних путешествий и прогулок с аквалангами».

«Катер отличный, для своей цены найти лучше будет невозможно. 10 лет назад работал спасателем, и нередко проходили обучения на нём. Понравилась высокая скорость движения, вместительный кокпит с оборудованием (если его убрать, места будет ещё больше), прочный материал корпуса. Ходовые качества оптимально подходят для моря при умеренном волнении».

«Хороший вариант катера с множеством преимуществ, но есть существенный недостаток – высокий расход топлива. Вместимость цистерн порядка 100 л, а на 100 км расход 40 л. Без дозаправки с полным баком можно пройти всего чуть больше 200 км. Высокая стоимость использования из-за топлива и привела к необходимости распродавать катера на спасательных станциях».

Катер «Чибис»: обзор и технические характеристики

Еще со времен СССР охрану и патрулирование прибрежных зон морей и водохранилищ пограничники и спасатели возложили на катер отечественного производства «Чибис». Этот спасательный катер довольно быстро распространился в охраняемых водоемах всего Союза.

Читайте также:
Катер "Тритон": описание модели, технические характеристики, отзывы

По сей день «Чибис» – ведущее транспортное средство береговой охраны в акваториях значительной части страны. За долгие годы службы этот малый катер сыграл важную роль в водных спасательных операциях.

История

Первые образцы проекта этого судна появились еще в 1978 г. В те годы спасательные службы Ленинградской области и конструкторское бюро ЦКБ «Восток» поставили перед собой задачу создания универсального катера.

«Чибис» должен был служить как для оказания спасательной помощи потерпевшим бедствие на воде, так и для патрулирования охраняемой водной зоны. Создатели справились со своей задачей и, уже в 1979 году было запущено его первое производство. А через 3 года серийное производство наладил знаменитый Сосновский судостроительный завод.

Технические характеристики катера «Чибис»

Катер «Чибис» – это цельнометаллическое судно, корпус которого изготовлен из алюминиево-магниевого сплава сварным методом.

Конструкторы традиционно подошли к компоновке катера и с помощью двух переборок поделили отсек на 3 части – носовой отсек, кокпит и моторный отсек.

Технические характеристики катера «Чибис»‎:

  • Длина катера – 7,0 м;
  • Ширина катера – 2,0 м;
  • Высота борта на миделе – 1 м;
  • Максимальная осадка при полном водоизмещении – 0,3 м;
  • Максимальная мощность двигателя М84СПУ100-1 – 100 л.с.;
  • Длительность в режиме автономного плавания – 2,8 ч;
  • Скорость по воде с максимальной нагрузкой – 43 км /ч;
  • Вес катера с полным оборудованием – 1,5 т;
  • Пассажировместимость – 6 человек.
  • Срок эксплуатации, заявленный изготовителем – 15 лет.

Конструкторы рассчитали проект катера таким образом, что при повреждении носового отсека и полном затоплении его водой, судно все равно должно оставаться на плаву.

В середине носового отсека есть центральная стойка, которая исполняет роль откидной мачты катера. Стойка оснащена козырьком, который служит защитой кокпита от ветра. На носовом отсеке так же установлено и ветровое стекло.

Строение катера позволяет матросам легко подобраться к двигателю и аккумулятору. Отсек с мотором М8ЧСПУ100-1 и электрооборудованием находится в кормовой части и закрывается фиксирующей крышкой.

Топливные баки с бензином, емкостью 45 л расположены под сидениями заднего ряда.

Также в кормовой части находятся запасной румпель, само рулевое устройство и запчасти с инструментами.

В кокпите установлен пульт управления, оснащенный рулевой машинкой, а переключение на реверсивный ход и управление оборотами двигателя осуществляется при помощи рукояток.

Устройство и оснащение катера:

  • носовой отсек;
  • кокпит;
  • моторный отсек;
  • главный двигатель;
  • рулевое устройство;
  • дистанционное управление двигателем;
  • топливный бак емкостью 45 л – 2 шт.;
  • аккумуляторная батарея 6СТ75ЭМС;
  • мачта для подъема сигнальных флагов;
  • переднее сиденье – 2 шт.;
  • заднее сиденье – 2 шт.;
  • откидное сиденье;
  • ветровое стекло;
  • носовой релинг.

Комплектация катера «Чибис»

Поскольку катер создавался прежде всего для спасательных операций, его строение и все комплектующие продуманы с целью удобного оказания скорой помощи на воде.

Так, для спасателей в специальном отсеке за сидениями на корме находятся 2 акваланга, а в рундуке спрятаны 2 гидрокомбинезона со спасательным снаряжением. Удобство расположения этого инвентаря позволяет аквалангистам уже на подходе к месту бедствия облачиться в костюмы ныряльщиков.

Для пострадавшего пассажира в кабине катера между задними сидениями находится медицинская доска. Она предусмотрена для транспортировки человека, неспособного самостоятельно сидеть в кресле. Сама доска занимает в катере значительное количество пространства, поэтому в случае ненадобности она легко извлекается.

В правой части кокпита возле медицинской доски предусмотрено дополнительное откидное кресло и для самого медика. Рядом с креслом имеется комплект медицинского снабжения.

Средствами связи катера с внешними объектами служат встроенная радиостанция и электронный мегафон. Для подачи сигналов на воде предусмотрены флаги, ракеты и сигнальные фигуры.

Сигнальные огни установлены на стойках ветрозащитного козырька и на бортах судна.

На левой и правой сторонах катера натянут спасательный трос, который помогает человеку за бортом оставаться на плаву.

В комплектацию катера входят спасательные жилеты в количестве 4 шт. и один спасательный круг.

Предусмотрены также два якоря, складной трап, багор-весло, два огнетушителя и осушительный насос (ручной).

Итого в комплектацию входит:

  • акваланг АВМ-1М – 2 шт.;
  • багор-весло – 1 шт.;
  • доска для пострадавшего – 1 шт.;
  • трап складной, переносный – 1 шт.;
  • водолазное снаряжение – 2 шт.;
  • спасательное снабжение – 1 шт.;
  • спусковой конец – 1 шт.;
  • отделение для пиротехнических средств – 1 шт.;
  • УКВ-радиостанция – 1 шт.;
  • якорное устройство – 1 шт.;
  • сигнальный конец – 1 шт.;
  • комплект медицинского снабжения – 1 шт.

Для чего подходит катер

За все годы эксплуатации людьми катер «Чибис» зарекомендовал себя как надежное судно в спасательных операциях и в охране водных территорий. Все испытания, производимые государственными органами, дали положительные результаты.

Во время тестов и эксплуатации были выделены его устойчивость и хорошая управляемость.

«Чибис» участвовал в эвакуации людей, терпящих кораблекрушение; в зонах пляжного отдыха он стал незаменимым помощником для спасателей. А для инспекции рыбной охраны он помог занять выигрышную позицию в борьбе с браконьерами.

Несмотря на то что в своем большинстве этот катер всегда находился на балансе государственных организаций, его также положительно оценили и частные владельцы.

Просторный кокпит позволяет долго находиться на борту катера, а также совершать длительные путешествия по воде. Поэтому катер сыграл роль передвижного дома по воде для многих туристов.

Отсутствие зашивки внутри корпуса освобождает дополнительное место и позволяет снабдить экипаж дополнительным провиантом.

Высокоскоростные характеристики катера и маневренность на воде дают возможность успешно использовать судно в целях охоты и рыбалки.

Читайте также:
Катер "Невка": описание модели, технические характеристики, отзывы

Также все вышезаявленные характеристики позволили «Чибису» неоднократно принимать участие в спортивных соревнованиях. Поэтому на сегодняшний день «Чибис» перестал ассоциироваться со спасателями. На его борту все больше можно увидеть простых отдыхающих и рыбаков.

Катер «Чибис» не был рассчитан на массового потребителя, а создавался для работы в государственных службах. Поэтому спрос и предложение этого водного транспорта по сравнению с другими катерами на рынке не столь широк.

Однако в интернете можно найти владельцев «Чибиса», которым он прослужил несколько лет, и теперь они выставляют его на продажу. Также на специализированных форумах можно встретить желающих приобрести этот катер.

Цена на катер зависит в большей степени от года выпуска. Но и немаловажным будет учесть его нынешнее состояние и дополнительное оснащение.

Начальная цена катера, выпущенного в 80-е и 90-е годы прошлого столетия стартует от 200 000 р. Катера, выпущенные 2000-х годах, продаются по цене от 500 000 р.

В интернете можно найти более новые и дорогие модели, их ценовой диапазон варьируется в 1,5 – 2 млн р. и больше.

Также на форумах есть информация, что катер «Чибис» можно приобрести у спасательных служб. За долгие годы эксплуатации катера переходят на списание. Но среди них есть очень много находящихся в хорошем состоянии до сих пор.

Созданный более 40 лет назад катер «Чибис» до сих пор продолжает успешно выполнять функции своего назначения. Этот катер все еще не перестает служить как государственным органам, так и своим частным владельцам.

Несмотря на то что среди большого выбора водных транспортных средств «Чибису» найдутся достойные конкуренты, катер, как и раньше, собирает в основном положительные отзывы.

Катер Чибис: описание модели, технические характеристики, отзывы

МАЛЫЙ ПОГРАНИЧНЫЙ КАТЕР «ЧИБИС» ПРОЕКТА 21850. SMALL EDGE CUTTER «CHIBIS» PROJECT 21850

МАЛЫЙ ПОГРАНИЧНЫЙ КАТЕР «ЧИБИС» ПРОЕКТА 21850

SMALL EDGE CUTTER «CHIBIS» PROJECT 21850

14.09.2013
09.09.13 на ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» состоялся спуск на воду очередного катера проекта 21850 «Чибис». По завершению заводских ходовых испытаний катер будет отправлен к месту базирования. Малые пограничные катера «Чибис» проекта 21850 развивают скорость свыше 37 узлов и могут обеспечить выполнение широкого круга задач, стоящих перед силовыми ведомствами.

12.05.2014

22 и 24 апреля 2014 года на ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» спущены на воду два малых пограничных катера «Чибис» проекта 21850. Это первые катера из серии, построенные для ФСБ России в этом году. После прохождения швартовных, заводских ходовых и приемо-сдаточных испытаний катера будут доставлены железнодорожным транспортом к месту базирования.

28.05.2014

27 мая 2014 года состоялся спуск на воду малого пограничного катера проекта 21850 «Чибис». Это третий катер из серии, построенный для ФСБ России в этом году. Два первых катера данного проекта уже прошли швартовные и заводские ходовые испытания и подготовлены к отгрузке железнодорожным транспортом к месту базирования.

02.07.2014

27 июня 2014 года спущен на воду малый пограничный катер проекта 21850 «Чибис». Это пятый катер из серии, построенный для ФСБ России в этом году.
Также сегодня подписан приемный акт на «Чибис», спущенный ранее, который уже прошел все испытания.

СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «ВЫМПЕЛ»

01.06.2015

Малые пограничные катера проекта 21850 «Чибис» (заводские номера 02121, 02122, 02123), спущенные на воду в мае, проходят на акватории Волги в районе Рыбинска заводские ходовые испытания.
3 июня на ОАО «ССЗ «Вымпел» для проведения приёмо-сдаточных испытаний катеров прибудет комиссия Пограничной службы ФСБ России. Чуть раньше приедут экипажи катеров для приёмки и прохождения обучения. Затем катера железнодорожным транспортом отправятся на место постоянного базирования – в Крым.
В этом году судостроительному заводу «Вымпел» предстоит сдать 12 катеров «Чибис», последний из них отправится к месту несения службы в октябре. www.vympel-rybinsk.ru

17 июня государственная комиссия подписала приёмные акты на морской буксир прибрежного плавания проекта 1496М1 «Ламантин» (заводской № 01407) и три малых пограничных катера проекта 21850 «Чибис» (заводские номера 02121, 02122, 02123).
В ходе проведения приёмо-сдаточных испытаний были подтверждены все заявленные тактико-технические характеристики катеров, такие, как мореходные качества, скорость, маневренность. Члены комиссии проверили радиосвязь, навигацию, вооружение, обитаемость. Приёмные акты подписаны без замечаний.
Теперь катера направятся к месту несения службы в порт приписки Балаклава. «Чибисы» будут доставлены железнодорожным транспортом, «Ламантин» пойдёт до места в сопровождении буксира.
ОАО «Судостроительный завод «ВЫМПЕЛ»

МОРСКОЙ БУКСИР ПРИБРЕЖНОГО ПЛАВАНИЯ ПРОЕКТА 1496М1

20.08.2015

18 августа 2015 года на АО «Судостроительный завод «Вымпел» спущен на воду очередной малый пограничный катер «Чибис» производственной программы этого года. Его заводской номер — 02128. 4 августа был спущен на воду «Чибис» с заводским номером 02127, сейчас он проходит швартовные испытания, а с 24 августа выйдет на ходовые. Катер с заводским номером 02126 уже на ходовых испытаниях, ему предстоят приёмо-сдаточные.
За спуском «Чибиса» на воду наблюдали команды трёх катеров, приехавшие на «Вымпел». Катера с заводскими номерами 02126, 02127, 02128 будут нести службу в ПУ ФСБ России по республике Калмыкия и Астраханской области. Приёмо-сдаточные акты должны быть подписаны 1 сентября.
Катера проекта 21850 с заводскими номерами 02124 (спущен на воду 24.06) , 02125 (спущен на воду 30.06) отправлены железнодорожным транспортом в Ростов-на-Дону в Пограничное управление ФСБ России по Ростовской области. Катера, изготовленные на судостроительном заводе «Вымпел» теперь отправляются по железной дороге в специальной упаковке из термоусадочной плёнки. Она обеспечивает максимальную сохранность кораблей во время транспортировки и хранения.
ОАО «Судостроительный завод «ВЫМПЕЛ»

20.09.2015

16 сентября на АО «Судостроительный завод «Вымпел» спущен на воду малый пограничный катер «Чибис» заводской №02130. Это десятый катер проекта 21850 производственной программы текущего года. Через два дня он выйдет на заводские ходовые испытания.
Катер «Чибис» с заводским № 02129, спущенный на воду 3 сентября, уже прошёл заводские ходовые, сейчас находится на приёмо-сдаточных испытаниях. В начале следующей недели Государственная комиссия планирует подписать приёмный акт. После этого катер отправится к месту несения службы в город Балтийск Калининградской области.

Читайте также:
Круизные катера: описание катера, технические характеристики, отзывы

07.10.2015

АО «Судостроительный завод «Вымпел» (г. Рыбинск, Ярославская область) 2 октября 2015 года спустил на воду малый пограничный катер проекта 21850 «Чибис» с заводским номером 02131. Об этом сообщает пресс-служба завода.На заводские ходовые испытания катер выйдет 7 октября. После приемо-сдаточных испытаний, которые назначены на 12 октября, катер отправится в пограничное управление ФСБ России по Краснодарскому краю (Сочи). Как сообщалось ранее, 26 сентября был подписан приемный акт на «Чибис» с заводским номером 02130. В ближайшее время катер будет отправлен в город Высоцк, в ПУ ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

14.10.2015

АО «Судостроительный завод «Вымпел» (г. Рыбинск, Ярославская область) 9 октября 2015 года спустил на воду малый пограничный катер проекта 21850 «Чибис» (заводской номер 02132). Как сообщает пресс-служба предприятия, это последний «Чибис» производственной программы 2015 года. В ближайшее время катеру пройдет швартовные, ходовые и приёмо-сдаточные испытания, после чего отправится в Сочи.

23.10.2015

21 октября на АО «Судостроительный завод «Вымпел» Государственная комиссия, назначенная приказом начальника ПУ ФСБ России, после окончании приёмо-сдаточных испытаний подписала приёмные акты на 2 малых пограничных катера «Чибис» проекта 21850 (заводские номера 02131, 02132). Это последние «Чибисы» производственной программы 2015 года.
В соответствии с программой испытаний, Государственная комиссия проверила работоспособность материальной части. Были проведены скоростные и маневренные испытания, проверено навигационное и радиотехническое оборудование. Председатель Госкомиссии отметил: «Все заявленные тактико-технические характеристики подтверждены. Испытания катеров показали высокий уровень производства на предприятии». Командир одного из «Чибисов» особо подчеркнул хорошие условия обитаемости и современное оборудование, которым оснащены катера.
В начале ноября «Чибисы» отправятся железнодорожным транспортом к месту базирования – в Сочи. Согласно планам, уже в этом году на катерах будут подняты флаги, и они приступят к выполнению задач по охране южных рубежей нашей Родины.
АО «Судостроительный завод «Вымпел»

МАЛЫЙ ПОГРАНИЧНЫЙ КАТЕР «ЧИБИС» ПРОЕКТА 21850

В 2004 г. пограничной службой ФСБ России был организован конкурс на проектирование малого пограничного катера для замены самого массового патрульного катера «Аист», используемого для несения пограничной службы на пограничных реках и в прибрежных морских районах. Необходимость замены катеров этого типа была обусловлена резким ростом технической оснащенности нарушителей. Для борьбы с ними потребовались новые, более современные катера, оснащенные современным навигационным и поисковым оборудованием, средствами связи и обладающие высокой скоростью хода в пределах 40 узлов.
Конкурс выиграло ОАО «Центральное Конструкторское Бюро по Судам на Подводных Крыльях им. Р.Е. Алексеева» (ОАО «ЦКБ по СПК им Р.Е. Алексеева»), входящее в состав финансово-промышленной группы «Скоростной флот». В рекордно короткие сроки катер был спроектирован (главный конструктор И. Булдаков) и в декабре 2004 г. заводу-изготовителю начала поступать рабочая конструкторская документация для строительства головного катера (контракт был подписан 29 июня).
Малый пограничный катер «Чибис» проекта 21850 предназначен для охраны морских прибрежных участков государственной границы.
Районы плавания — прибрежные морские акватории, включая мелководные и заливы с удалением от берега до 5 миль и от пункта укрытия до 14 миль.
Катер обеспечит решение следующих задач:
• обследование прибрежных акваторий, внутренних и внешних рейдов портов и гаваней с целью поиска малых и средних целей;
• обнаружение и перехват малых скоростных целей;
• обеспечение перевозок пограничных нарядов, антитеррористических групп.
• спасение людей в районах несения службы.

Катер «Чибис», при значительных скоростных показателях обладает очень высокой маневренностью. Это обеспечивается двумя водометными движителями, которые позволяют ему разворачиваться на месте на любой скорости, идти лагом и быстро набирать максимальную скорость движения с места (режим «стоп»).
Катер может использоваться на реке и в морских условиях для чего может быть разработаны речная и морская модификации. Морской вариант катера предположительно будет оснащен дополнительным радиосвязным оборудованием и оборудован антикоррозийной защитой.
В качестве двигательной установки на катере установлены два дизеля КАМД 43, мощностью 230 л.с. и водометы фирмы KaMeVa.
«Чибис» оснащен современным радионавигационным оборудованием, которое ранее не устанавливалось на таких малых катерах. Для освещения надводной обстановки и повышения безопасности плавания в открытом море, вблизи берегов и в узостях, особенно в сложной метеорологической обстановке, на катере установлена навигационная радиолокационная станция «Галс», сопряженная с горизонткомпасом ДС-83.
Предполагается разработка модификаций катера «Чибис» для морских регионов с другими движителями, а также в соответствии с требованиями МЧС, государственной таможенной службы и МВД.

Водоизмещение наибольшее, т 6,08
Длина наибольшая, м 9,95
Ширина габаритная, м 3,06
Высота габаритная, м 5,3
Главная энергетическая установка: Пропульсивная установка, состоящая из двух комплексов, включающих главный двигатель и сопряжённый с ним водометный движитель.
• В состав каждой комплекса входят:
• двигатель D4-260 фирмы Volvo Penta мощностью 1009 кВт;
• водомет FF240 фирмы KaMeWa, укомплектованный гидравлической системой управления
Скорость наибольшая, узлов 37
Скорость экономическая, узлов 30
Автономность, суток 2
Экипаж, человек 2
Для кораблевождения и обеспечения навигационной безопасности плавания в любых условиях применения катера принят следующий состав штурманского вооружения:
• магнитный компас KMC 90-1;
• приемник ГЛОНАСС/GPS с функцией картплоттера «Регата -710»;
• навигационная радиолокационная станция «Поиск» МР-415;
• светосигнальное оборудование.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: