Лодка “Гулянка”: описание модели, технические характеристики, отзывы

{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}

Лодка «Гулянка» – обзор и характеристики судна

Алексей Рудченко 7 min read 25.04.2020 Добавить комментарий

Нет однозначного понятия о лодке «Гулянка», так как это собирательное представление о самодельных плавательных средствах, изготовленных на основании гребных рыбацких суден. Уже в 70-х годах на Саратовском заводе взяли чертежи лодки «Гулянка» за основу моторных лодок. Преимущественно лодка начала использоваться в промышленном рыболовном деле и пользуется спросом у групп рыбаков, предпочитающих длительные выезды на рыбалку. Лодка совмещает: грузоподъёмность, остойчивость и комфорт, но теряет ходовые качества, на глиссирование не выходит.

  • Поперечная валкость
  • Назкая непотопляемость — (отсутствие плавбаков)
  • Нет возможности выхода на глисс

Саратовские модели несколько отличаются от своих предшественников. Это заметно по фотографиям. Промышленный образец легко узнаваем благодаря характерным обводам и надстройкам. Проекты самодельных водоизмещающих судов допускают отсутствие кают и свободную комплектацию плавсредства.

Фото катера Гулянка:

лодка Гулянка лодка Гулянка лодка Гулянка лодка Гулянка лодка Гулянка лодка Гулянка лодка Гулянка лодка Гулянка лодка Гулянка лодка Гулянка лодка Гулянка лодка Гулянка лодка Гулянка лодка Гулянкалодка Гулянка

Лодка “Гулянка”: описание модели, технические характеристики, отзывы

«Странное чувство – как будто мы опоздали. Опоздали совсем на чуть-чуть. Вчера еще все было. а сегодня – нет. » – потом, уже после экспедиции, напишет капитан Чиркин в своем дневнике. По берегам реки только остовы деревянных лодок-гулянок и проросшая сквозь них трава. Волгари с настороженностью встречают любые расспросы. В семьях – только фотографии и воспоминания о мастерах-лодочниках, которыми были деды и прадеды. Целый пласт волжской жизни оказался вычеркнут, забыт, никому не нужен. В краеведческих музеях Поволжья – скалки, прялки, ухваты и чугунки. И ничего о мастерах-лодочниках.

По берегам рек – и только там – осталась память о том, как жили волжские деревни до того, как пришли плотины и большая вода. О том, как по реке ходили огромные беляны, груженные лесом, и плоты. Как лес покупали с плотов, как строили лодки-гулянки. Как Волга жила, дышала, кормила своих людей.

Во всем, как обычно, виноват шаман Сорокин. Вообще-то Игорь музейщик, но всем в Саратове известно, что он настоящий шаман. В начале нулевых поднял из праха и забвения дом художника Павла Кузнецова. Сейчас взялся за почти непосильное дело: вытаскивать из руин дом, в котором жил учитель Кузнецова, художник Гектор Баракки.

Читайте также:
Paragon 25: описание катера, технические характеристики, отзывы

История с гулянкой началась со смешного. Несколько лет назад Игорь поехал в Тольятти, где собирались музейщики со всего Поволжья – от Ярославля до Астрахани. Обсуждали музей Волги. И тут он возьми и скажи: «У меня уперли гулянку». И все вытаращились на Сорокина – не поехал ли он часом? Как можно украсть гулянку? Никто не понял, что Игорь говорил о лодке.

Игорь Сорокин, вдохновитель проекта

Искусствовед, известный саратовский музейщик, первый директор музея «Дом Павла Кузнецова» (1989—2007). Четырежды его проекты выигрывали гранты фонда Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире»: «Музейная долина», «Саратовское озеро: сакральная география», «Атлас Рима: руководство саратовскому водохлебу» и «Саратовская крепость: рассредоточенный музей истории города».

Руководитель АНО Культурный центр «Дом Гектора Баракки».

– Я никогда и в голову не брал, что гулянка – это местная лодка, – рассказывает он. – Рядом с музеем Павла Кузнецова лежала старая гулянка. Мы ее приспособили под разные наши акции. С детьми устраивали гулянку в гулянке. А потом ее украли.

Там же, в Тольятти, Сорокин и выяснил, что никто из волжан не знает о такой лодке.

Стали спрашивать. Выяснили, что «ареал обитания» гулянки примерно от Хвалынска до Камышина. Так родилась идея: найти лодки, найти мастеров, изучить и построить такую же, деревянную, самим. Вернуть лодку. Когда зашли в эту историю «по горло», поняли, что найти «деревяшку» задача непосильная. Но за каждой лодкой, когда-то ходившей по Волге, стоит история человека – мастера, рыбака.

– Гулянка эта – она не сама по себе возникла, – объясняет Сорокин. – Мотор поставили в уже существующую рыбацкую лодку.

– Сначала отсек просто технологически держал два борта, – вторит Сорокину музейщик Александр Капернаумов. – Потом его превратили в широкую лавку, потом приделали дверцы. Получился садок для пойманной рыбы. А уже когда появились моторы, в него их и стали устанавливать. Каюта появилась позже.

Александр Капернаумов, участник проекта

Художник, искусствовед, сотрудник Энгельсской картинной галереи. Работал вместе с Игорем Сорокиным в проектах «Саратовское озеро: сакральная география» и «Атлас Рима: руководство саратовскому водохлебу».

Читайте также:
Круизные катера: описание катера, технические характеристики, отзывы

Алексей Чиркин, руководитель проекта

Яхтенный капитан, инструктор, судостроитель, инженер-механик. Участник проекта «Поморский карбас» (в команде «строителей»).

– Все лето мы работали как раз на этой лодке, которая пришла к нам из 19-го столетия, – вспоминает он. – Деревянная, смоленая, ровно с этим мотором, что стоит здесь в коридоре.

Мотор «Николай Николаевич» – Л6, 1953 года выпуска, довольно долго квартировал в штабе культурного центра «Дом Гектора Баракки». Имя свое он получил за старческий, скрипучий голос. По задумке, движок этот должен был встать на новую лодку, которую построят участники экспедиции.

Когда концепция – использовать лодку как метод исследования жизни волгарей – обрела свой окончательный вид, появились и деньги на воплощение мечты. Заявку на грант от Культурного центра «Дом Гектора Баракки» одобрил Российский Фонд культуры в рамках конкурса «Гений места. Новое краеведение». И проект «Исследование гулянки» получил полтора миллиона рублей при условии, что еще полмиллиона участники где-то найдут сами.

В саратовском фейсбуке забулькало: кудаааа такие деньги? поиск гнилушек на островаааах – это не краеведение! лучше бы потратили на… – и тут каждый желающий мог подставить свой вариант.

Парни только плечами пожали. Полтора миллиона – сумма весьма скромная для решения тех задач, которые поставили для себя организаторы проекта. Организовать экспедицию, чтобы обойти 800 километров волжских берегов, собрать истории, снять кино, построить лодку, – все это стоит намного, намного дороже.

Собака лает, караван идет. И караван пошел.

В августе в три парусные лодки загрузили вещи, еду, бензин – и полтора десятка исследователей отправились собирать истории. Среди прочих в составе экспедиции были студенты Московской школы нового кино. Группой операторов руководил ведущий преподаватель лаборатории режиссуры монтажа МШНК Илья Томашевич.

С выбором киношников исследователи не ошиблись: Илья свой, саратовский. Он понимает местность.

– Я на берег специально не ходил, – говорит капитан. – Я хотел, чтобы эти места, которые я знаю довольно давно – якобы знаю, – увидели другие люди.

Читайте также:
Катер "ЛС-5": описание модели, технические характеристики, отзывы

– Ее прямо при нас спустили на воду и отплыли то ли на рыбалку, то ли за грибами на острова, – рассказывает Томашевич. – Лодка была просто супер! Та самая, безо всяких наворотов. Мастер, который ее сделал, уже, к сожалению, умер.

В том же Рыбном прямо на горке обнаружился памятник гулянке. У этой лодки, которая, как на руках, лежит на металлических опорах, своя история. Она появилась на свет в руках мастера-лодочника Александра Лопатина в 1974 году. Он сделал ее по заказу своего односельчанина Александра Алексеевнина. В 82-м мастер умер, а лодка ходила до 2014 года уже у другого хозяина. Даже побывала в аварии, после которой ей заменили некоторые детали. В 2019-м отбыла на вечную стоянку – в виде памятника, который соорудил Сергей Рябухин, хозяин той самой лодки, что «ушла за грибами».

– В память отцов, – сказал он.

Еще двух лодочников экспедиция встретила в Терсе, небольшой деревеньке на отшибе. Владимир Ежов, по профессии столяр, свою лодку сделал четыре года назад, сам. Прежнюю, что ходила 20 лет, делал еще под руководством отца. И Николай Суханов – его гулянка уже свое отслужила. А была необычная – сделана из ветлы. Ветла – нетипичный материал для строительства лодок. В целом даже и не очень-то пригодный.

– Не стало леса, – объясняет Илья. – Дело не только в том, что пришел металл. Плоты-лесовозы, которые возили лес с верховьев Волги до Астрахани, исчезли. С этих плотов где за бутылку, где за копейку деревенские мужики брали строительный лес, пригодный для лодок. Эта культура ушла, постепенно все иссякло. У нас пригодного для строительства лодок леса нет. В итоге металл заменил дерево. И вот мы находим лодку, которая от безысходности сделана из ветлы.

Лодка «Татьяна» – живая, прям хоть сейчас на воду, но много лет простоявшая под навесом в яблоневом саду Ивана Павловича – нашлась в Ахмате.

– Вниз по течению было много мифологии, – делится впечатлениями Илья Томашевич. – Там совершенно другие люди, другая обстановка, материал совершенно другой, чем вверх по Волге. Большие деревни – Синенькие, Золотое, Нижняя Банновка. Там мы встретили мужика, которому сто лет от роду. Он рассказывал, как в тридцатых годах прошлого века пацанва засмеяла какого-то деда, который шел по улице, неся с рыбалки всего две рыбки. «Да я что, – ухмылялся тот в ответ, – меня бабушка попросит, я пойду и еще поймаю». Рыбы было – море!

Читайте также:
Катер "Аист": описание модели, технические характеристики, отзывы

Еще один старый рыбак когда-то строил лодки, а потом ему кто-то купил краски, и он начал писать – и лодки, и всю эту береговую волжскую жизнь.

А потом они пришли в Ахмат. Не совсем заброшенное село, но все равно пустоватое. Мало деревенских, обилие дачников. Старый, полуразвалившийся храм. Потрясающий ландшафт и необыкновенной красоты виды.

Дом Ивана Павловича Шарова нашли по подсказке местных жителей. Стучались к старику долго. Чуть было не ушли. Но он успел. Вышел, оглядел исследователей строгим взглядом – чего вам?

Те бросились объяснять. Слово за слово, Иван Павлович оттаял, заговорил. Углядел интерес к гулянкам, подарил рыбачьи снасти. А потом возьми да и скажи: «А у меня тут во дворе гулянка стоит».

Ивану Павловичу уже за девяносто. Он родился в Ахмате. В первый послевоенный призыв ушел в армию – попал на Дальний Восток, на военно-морскую службу. Как отслужил, поступил в Макаровку (Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. Макарова), но, закончив, вернулся обратно в село – понял, что в плане карьеры ему на службе ничего не светит. А дома, где он с 14 лет был рыбаком, он нашел себе место.

Лодок у Ивана Павловича было много. Эту, последнюю, он то ли сделал сам, то ли заказал у мастера (история умалчивает) в 1974 году. Ходил на ней тридцать лет и три года. Хотел подарить ее внуку. Но парень погиб в нелепой аварии. Так двадцать лет эта лодка и простояла под навесом, дожидаясь исследователей. Сохранилась она потому, что хозяин никогда не смолил ее продуктами нефтеперегонки. Только дегтярное древесное масло.

«Иван Палыч кряхтел-кряхтел, потом махнул рукой: «А, шут с вами, забирайте, черти!». Купили! Когда лодка, поднятая краном, поплыла по воздуху, Палыч незаметно смахнул слезу и прерывисто задышал…» – напишет потом в своем дневнике капитан.

Технические характеристики лодки Гулянка

Основные характеристики лодки «Гулянка» в современном исполнении:

  • длина: 10 м;
  • ширина: 2,6 м;
  • масса: 2,5 т;
  • предельная осадка: 0,5 м;
  • пассажировместимость: 6 чел.;
  • количество спальных места: 4;
  • тип двигателя: стационарный, дизельный;
  • мощность мотора: 16 л. с.;
  • каюты: 2 шт.;
  • высота каюты: 1,9 м;
  • бак для топлива: 60 л;
  • наибольшая развиваемая скорость: 14 км/ч;
  • тип обводов: яхтенные;
  • толщина металлических листов на днище: 3 мм.
Читайте также:
Катер "Чирок": описание модели, технические характеристики, отзывы

Содержание

Вероятно, название возникло в советский период, в первой половине XX века, для обозначения типа самодельных лодок больших размеров (как правило, 6—12 метров в длину и 2—3 метра в ширину), изготавливавшихся из дерева в прибрежных деревнях.

В 70-х годах на Саратовском судоремонтном заводе был разработан отдельный проект подобного судна, и на протяжении нескольких лет гулянки выполнялись заводом на заказ из металла. Лодки, изготовленные на заводе, отличались красотой и удобством, большой и светлой каютой, просторной палубой, исключительной прочностью, но имели существенную недоработку: мидель (широчайшая часть судна) был смещён ближе к носу, потому при установке более тяжёлого и мощного двигателя корма проседала и тащила за собой воду, существенно ограничивая ход. Из-за этого приходилось уделять особое внимание распределению веса при загрузке судна. По своим ходовым качествам и «грации» на воде эти суда уступали некоторым деревянным, изготовленным высококвалифицированными мастерами из поволжских деревень.

В настоящее время гулянки почти не производятся.

Обслуживание

Срок службы добротно выполненной лодки, как деревянной, так и металлической, в пресных водах при надлежащем уходе составляет 25-35 лет

На протяжении сезона навигации гулянка не требует особого ухода и хранится на плаву, при глубине не менее одного-двух метров, на канатных растяжках или якорях. Осенью тяжёлое судно вытаскивают на берег на специальной тележке или волоком, при помощи трактора. В исключительных случаях особо прочные большие металлические лодки оставляют на воде в зиму, соорудив вокруг бревенчатый пояс, чтобы защитить их от раздавливания льдом. Весной, перед спуском на воду, необходимо провести профилактические работы (обдирку и покраску днища, ревизию механизмов и т. п.). Обычно, деревянные суда требуют более тщательной и долговременной подготовки к спуску на воду.

{RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
{RANDOM_SECTION=500-3000}

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: