{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}
Ржевский завод АТЭ-3 приступил к серийному выпуску подвесных лодочных моторов мощностью 30 л. с. — «Москва-30». Новая модель разработана на базе «Москвы-25А», причем повышение мощности на 5 л. с. при том же рабочем объеме цилиндров достигнуто за счет лучшей «организации» рабочего процесса в камере сгорания — изменена форма дефлектора, расширен тракт всасывания, изменены фазы газораспределения. Часовой расход топлива остался таким же, как и у «Москвы-25А»; таким образом новый мотор с удельным расходом 350 г/л. с. час можно считать самым экономичным из выпускающихся в настоящее время серийных отечественных подвесных моторов.
Важно отметить высокий уровень унификации новой модели с выпускаемым мотором «Москва-25А» — различаются только блоки цилиндров, поршни, корпус распределителя и головки блока с крышкой и прокладкой.
Помимо базовой модификации 30-сильного мотора выпускается электрифицированная «Москва-30Э» — с электростартером, электроприводом воздушной заслонки и генератором переменного тока с выпрямителем для подзарядки аккумуляторной батареи; сухой вес модели «30Э» на 6 кг больше. Разработаны и два варианта этих моделей («Москва-30Д» и «Москва-30ЭД») с удлиненной дейдвудной трубой, рассчитанных на высоту транца 510 мм; вес мотора увеличивается на 3 кг.
При испытаниях лодка с мотором «Москва-30» легко буксировала двух воднолыжников. Кстати, говоря о возможностях этого мотора, можно отметить, что абсолютный победитель VI соревнований на приз сборника «Катера и яхты» в классе скутеров ОС (с моторами до 500 см 3 ) выступал с двигателем от «тридцатки».
Коллектив завода продолжает работу по совершенствованию конструкции и неуклонному повышению качества моторов; за последнее время количество случаев отказов на тысячу эксплуатируемых «тридцаток» значительно снизилось.
Стоимость мотора модели «Москва-30» — 430 рублей, «Москва-30Э» — 520 рублей. В комплект мотора входят белый и голубой винты; красный поступает в торговую сеть отдельно.
Конструктивные характеристики лодочного мотора «Москва»
В конструкции мотора было предусмотрено большую часть современных устройств:
- стартер ручного типа, шнур самостоятельно убирается внутрь;
- топливная цистерна устанавливается отдельно и имеет ёмкость 6 галлонов или 22 л;
- по периметру устроен кожух и поддон, они призваны защитить внутренние запчасти от проникновения воды. Второстепенной, но важной, задачей является снижение уровня шума;
- современный карбюратор, в него встроена камера с поплавком в центре. Для регулировки использовался основной жиклёр и механизм пуска от заслонки воздуха;
- система подвески, в которую встраивались амортизационные пружины;
- насос для экстренной откачки жидкости из внутреннего объёма кокпита;
- реверс имел неразъёмную тягу, из-за этого снять редуктор не представлялось возможным без предварительного извлечения двигателя;
- реверсредуктор.
Большим преимуществом конструкции было невысокое сопротивление от гребного винта, соответственно, достигалось повышение показателей КПД. Высокому результату способствовал небольшой диаметр ступицы и переменного радикального шага.
Для движения при различных условиях было предусмотрено 2 винта:
- Скоростной – подразумевалось наличие небольшой нагрузке на судне, он развивал большую скорость.
- Грузовой винт использовался для эффективного передвижения при большом водоизмещении.
Дизайн был во многом позаимствован с космической тематики и стал продолжением мотора Scott-Atwater, сходные черты бросаются в глаза сразу:
- кожух обтекаемого вида, он разделён на 2 полушария. В основе используется сталь, так как алюминий тяжёл в производстве, а подходящего пластика ещё не разработано. Здесь появился первый недостаток – быстрое появление коррозии и наступление полной негодности. Сейчас встретить «Москву» с кожухом – большая редкость, в основном защита прогнила и отправилась в мусор. Голый мотор создаёт много шума и может быть залит водой;
- чрезмерно глубокий поддон, в стандартной конструкции из-за него было сложно проводить техническое обслуживание карбюратора, свечей и насоса;
- водная помпа высоко расположена, это создавало некоторые трудности при всасывании жидкости после пуска двигателя. Крыльчатки приходится часто менять, срок эксплуатации сильно ограничен;
- в конструкции маховика имелся всего 1 магнит, он был слабым, это приводило к сложности получения искры, как следствие – трудности пуска по меркам современного водомоторника. При сравнении с мотором «Стрела» качество запуска «Москвы» значительно лучше.
После передачи прав и технологии на Ржевский завод мощность была увеличена до отметки в 10 л.с., этот лодочный мотор часто называют «Москва-10». В скором времени было запущено изготовление модифицированной версии с мощностью 10,5 л.с. – это лодочный мотор «Москва-М». Текущая модификация по меркам того времени стала шедевром, так как в конструкции были устранены многие недочёты предыдущей версии:
- внедрена конструкция рубашек охлаждения, которые предотвращали наступление перегрева и увеличили мощность на 0,5 л.с.;
- в конструкции цилиндров использован меньший объём камеры сгорания и увеличен размер;
- металлический кожух стал изготавливаться из алюминия;
- измельчение поддона и замена материала на силумин (литое исполнение) привели к улучшению доступности всех элементов мотора;
- помпа стала размещаться немного ниже, это обеспечивало более стабильное охлаждение;
- реверсивная тяга получила разъёмный тип, теперь редуктор снимать не придётся;
- в основе формы редуктора использована обтекаемая модель.
Небольшим недостатком стало нестабильное зажигание, оно улучшилось, но недостаточно. Многие нашли выход за счёт замены маховика, взятого с мотора Ветерок, даже подгонка деталей не требовалось, а искра становилась отличной. Завод продолжил развитие модели и добавил опцию дистанционного управления реверсивным движением и газом. Многие отзывы о моторе «Москва» отмечали, что такое управление стало самым комфортным из всех отечественных вариантов до сегодняшнего дня.
В дальнейшем была допущена весомая ошибка – для экономии стал устанавливаться карбюратор (К36-К) с мотоцикла. В его конструкции не было предусмотрено наличие заслонки воздуха в пусковом механизме, также был значительно увеличен диаметр диффузора. Запуск стал тяжелее, регулировка карбюратора усложнилась. Другим недостатком стало частое появление в магазинах бракованных моторов, иногда даже недоставало отверстия для смазки в шатунах, это приводило к быстрому износу.
Тест лодочного мотора Москва 10, после доделок переделок.
Откуда у меня тяга к моторам и их модернизации я не знаю, наверно от деда. Он в годы войны служил в ремонтной роте, ремонтировал пушки. Говорят он еще и пел хорошо под гитару. Я тоже сейчас пою, короче точно от него такие гены передались. Это как знаете "Мотор поет". По звуку можно определить все ли хорошо с мотором и с человеком также. Дед и рыбачил тоже, да все как я. Только не знал я его вообще. Умер он раньше чем я родился.
Вспоминаю, как в детстве с каким-то трепетом и завистью смотрел на людей перемещающихся по водным просторам на лодке с мотором. Мне хотелось также нажать на газ и плыть быстро над водной гладью. Ощущать ветер и брызги. Но почему-то максимум что у моих родителей было — весельная резиновая лодка. Брызги были, ветра не было.
Тогда я не знал, что в лодках румпель а не газ. Но сути не меняет — это одно и тоже. Только румпель еще выполняет функции руления. Случилось так, что мне достался мотор Москва 10 1958 года выпуска. Копия какого-то там Джонсона и достаточно аккуратная копия. Там поначалу детали шли с завода оригинала и эти детали стоят на этом моторе. Позже литье стали делать у нас в СССР и как вы понимаете качество упало, при том еще некоторые узлы упразднялись. Надо сказать весь наш пром — это копия чего-то за бугорного. Меня это всегда бесило. Есть умы и таланты, а руководство их тупо не замечает и дает указания тупо копировать лучшие забугорные образцы техники. Китайцев ругаем, а сами делаем не хуже. Но не будем о грустном. После ремонта Паджерика в мае почти сразу приступил к ревизии лодочного мотора. Пришлось коснуться каждого узла, прежде чем мотр начал выдавать нужные 10 л.с. мощи и выводить лодку на глисс. По началу просто прочистил карбюратор, топливный насос, сделал некоторые прокладки сделал топливный бак из канистры подключил, проверил искру и компрессию — все было ок и пробовал запускать на бочке. После отчаянных попыток мотор запустился, но из контрольного отверстия в головке блока не текла вода охлаждения. Помпа. Дорабатыааю помпу, установив новую крыльчатку от Ветерка, и проточив внутреннюю полость корпуса помпы. Также изготовил пластину из нержавейки. Насос откачки воды устранил за не надобностью. После сборки запускаю и, о чудо, вода в контрольке появилась и можно теперь мотор погонять подольше. Настало время настройки карбюратора и зажигания. Дымил, работал не устойчиво, то набирая обороты то сбавляя, то вспышки в картере и все останавливалось. И потом изрядно помахав стартером снова запуск и т.д. Не знаю сколько раз запускал, но методом подбора нащупал более адекватную работу мотора. Но до идеала было далеко. Стабильности никакой. Долго изучал опыты разных мастеров в интернете решил — надо глубже разбирать, менять сальники коленвала и редуктора и зажигание на электронное безконтактное.
Решено сделано. Закупил сальники, зажигание. В блок подобрал по размеру. В редукторе выточил и запрессовал втулки на валы, иначе просто ничего подходящего не было. В редуктор установил новые подшипники. Также доработал карбюратор и установил мотор на бочку. Поколдовав с новым зажиганием — пришлось менять угол положения пластины — зажигание было слишком ранним и таки норовило оторвать шнур вместе с рукой. В итоге опять же методом подбора тему победил. Погонял мотор в бочке и решил ехать на воду. Тут же подвернулась лодка и все срослось. Выделяю себе день лета, которое у нас было именно в тот день. Кидаю все в паджерика и на реку. И мечты детства сбылись с невероятно силой и скоростью.
Солнце, относительное безветрие — самое то что нужно. И мотор проверить и по воде прокатиться и рыбу еще половить. Офигенный план и он сработал на все 300 тыщ % и все получилось и рыба тоже клюнула. А ощущения полета по глади реки — это наверно самое сильное ощущение этого лета — ощущение свободы. Никуда не надо торопиться — ты просто летишь над водой. Да, многие скажут ставь 20ку или 30ку и полетишь. Для первого ощущения мне 10ка зашла, мотор выдал свои 10 сил и 4200 об/мин и развил скорость почти 30 км/ч. И я буду всегда вспоминать этот момент. Кайф! Щучка 1270 г. Пожарил — тоже зачет.
Мнение владельцев
На интернет-форумах, где высказывают свое мнение владельцы лодочных моторов, можно прочесть информацию и об отечественном производителе. Среди них есть немало положительных комментариев, относящихся к модели «Москва 10».
Несмотря на то что сейчас появилось большое количество разнообразных лодочных моторов, подразделяющихся по:
- качеству;
- мощности;
- дизайну;
- производителю.
Существует и группа людей, которые ценят раритетные аппараты, особенно если они были изначально изготовлены качественно и надежно, как говорится «на совесть». К числу заслужено одобренных потребителем моторов относится и 10-сильный, малолитражный (экономичный) бензиновый двигатель «Москва 10». Его широко применяли и до сих пор применяют в поездках на рыбалку, используют как водную тяговую силу для перевозки грузов, а также на водных прогулках.
Во многом владельцев устраивает его надежность, легкость в ремонте, наличие запчастей или способ альтернативной замены недостающих запчастей. А в умелых руках мастера данная модель легко модернизируется, приобретая свою вторую жизнь. Поэтому если у вас «золотые руки», то использование данного мотора принесет вам только радость.
5-Series E12 | 1973 – 1981 |
5-Series E28 | 1981 – 1987 |
5-Series E34 | 1988 – 1992 |
6-Series E9 | 1968 – 1975 |
6-Series E24 | 1975 – 1989 |
7-Series E3 | 1968 – 1977 |
7-Series E23 | 1977 – 1986 |
7-Series E32 | 1986 – 1992 |
Даже после непродолжительного перегрева может повести головку блока цилиндров
После переборки блок цилиндров нередко трескается вокруг резьбы для болтов ГБЦ
Немало хлопот владельцам доставляют отказы датчика массового расхода воздуха
Зазоры клапанов нужно регулировать раз в 10 – 20 тысяч км, гидрокомпенсаторов нет
Сам механизм регулировки зазоров быстро приходит в негодность и требует замены
Двигатель на BMW М30 (старый)
Все тексты написаны мной, имеют авторство Google, занесены в оригинальные тексты Yandex и заверены нотариально. При любом заимствовании мы сразу же пишем официальное письмо на фирменном бланке в поддержку поисковых сетей, вашего хостинга и доменного регистратора.
Далее подаем в суд. Не испытывайте удачу, у нас более тридцати успешных интернет проектов и уже дюжина выигранных судебных разбирательств.
Москва-25(30)
Уважаемый Trin! Если бы всё так было просто с маховиком, имеющим 4 пары магнитов в порядке +-+-+-+-, то я уж точно огород городить бы не стал, а давно бы снял с бензокосилки, благо их на работе валом убитых или скопировал с иномарки.
#14 Zloalex
Рулевой 3-го класса
- Из: г.Россошь
- Судно: Мотолодка
- Название: Ладога Suzuki DT50
#15 sanvitso
Рулевой 1-го класса
- Из: Ростов
- Судно: лодка
- Название: Прогресс-4
Скоро буду вживую в бочке 500 литровой гонять, благо погодка забибись!
#16 sanvitso
Рулевой 1-го класса
- Из: Ростов
- Судно: лодка
- Название: Прогресс-4
#17 Andrei 978
Рулевой 2-го класса
- Из: г.Зерноград
- Судно: Ока-4+Москва-30
- Название: Марина
Что такое неодимовый магнит в маховике(увидел на мотолодке тему ) и где его брать и как ставить _ клей ?, на магдино – это индукционные датчики ? Если поставить катушки освещения, нужно заново настраивать зажигание ? В нептуне на ДХ влияет расположение сердечников на магдино.
У меня тоже лежит м-30э с 97 года, с чего начать к ней подступаться даже не знаю. Опыта нет, а выкинуть жалко, компресия вроде в норме, снаружи чуть ал.коросзией покрылась, внутрь не лазил.
Досталась от старого хозяина у которого еще лет 5 не использовалась, кулачковое я выкинул – оно было все погрызано грызунами, у меня к кулачковому аллергия со времен мучений с нептуном.
На что в первую очередь смотреть в железе москвы, какие там слабые места ?
Пока у моей бензонасос отдельно(как в анекдоте, барыня куды совать-то – гусары молчать) нет у вас фоток, как бенз.насос стоит на москве ?, у к-36 игла вообще вкривь стоит, что с ним делали не знаю.
Непонятно где брать прокладки, если разбирать и можно ли их заменить каким-нибудь герметиком, типа силиконового. Прокладка с металлизацией наверное ничем и не заменяется.
Хочется и запустить, и денег особо на него не тратить, если окажется, что мотор – хлам.
То есть я представляю, что в первую очередь надо сделать зажигание электронное, карб К-65Л временно поставить можно ? А к68Д на него подойдет ?
Как добраться к помпе, помотреть ее состояние ? Вопросов тьма, в общем.
Я восстанавливал М-30
У меня с рук заводилась на горячую.
Был выпуска 1974г. еще с овалной антикавитац. плитой.
Бензонасос стоит справа по ходу, на кронштейне поп моему Ветерковски. Штуцер в одной из крышек с правой стороны. Пдушки подвески резиновые от старости порвались, (чуть мотор не утоп) подобрал от Нептуна, брал в "Веломототехнике" на Портовой.
Сальник на двиг. верхний подобрал (по ходу от мот. ИЖ, не помню 5 лет назад делал) по внутреннему диаметру, по нар завтулил дюралевым кольцом.
Редуктор-слабое место. Салльник ГВ подбирал опять таки от мотоцикла, сальники вала-рессоры родные без пружин. Вал был свернут по нижним шлицам. Заказывал вал с подкалкой нижних шлицев ТВЧ, и хромировал место под сальники. Вместо верхней опоры вала рессоры (Бронзоая втулка была разбита) примудрили узел который словами не опишеш, рисовать надо.
За три сезона ни капли воды в редуктор не попало. Винты собрал родные по всей РО. Изготовил съемники винта и шпонок, так как по валу стучать не хотелось (з/ч то нет)
Прокладки делал из паронита все кроме головки, эту нашел в Таганроге на рынке. В редуторе прокладки не трогал дабы не нарушить зазор.
Карбюратор переделывал из К62-63 путем расточки диффузора с 28 до 30 мм, и подборкой жиклера.
Еще много чего по мелочи, но уже устал кнопки нажимать.
Мотор-супер, и по моему экономичней Вихря.
Жалко что продал
Сейчас можно подобрать такой с цилиндрическим золотником, это лучше.
Обзор лодочного мотора Москва 10
Производство бензиновых моторов для лодок торговой маркой «Москва» началось в 1955 году на Московском машиностроительном заводе. А с 1963 года по 1966 год изготовление моторов класса «Москва 10» продолжилось на Ржевском заводе автотракторного электрооборудования №3.
В советские годы в нашей стране такой лодочный мотор имел высокий потребительский спрос. Его хорошие технические качества и сравнительно невысокая цена, по сравнению с иностранными аналогами, позволили удовлетворить потребности могих владельцев данного агрегата.
{RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
{RANDOM_SECTION=500-3000}