Моторная лодка Южанка: описание модели, технические характеристики, отзывы

Моторная лодка (мотолодка) Казанка и ее модификации

Плоскодонная дюралевая глиссирующая моторная лодка (мотолодка) «Казанка» (рис. 14) долгое время была единственной мотолодкой, выпускаемой массовой серией в торговую сеть. С 1955 по 1978 год, когда все модификации этой лодки (включая «Казанку-М» и «Южанку») были сняты с производства, было выпущено более 200 тыс. единиц.

Технические характеристики мотолодки Казанка

Основные данные
Длина наибольшая, м 4,63
Ширина наибольшая, м 1,24 [1,60]
Высота борта на миделе, м 0,68
Угол килеватости днища у транца
Масса лодки с оборудованием и снабжением 138 [145]
Грузоподъемность, кг 400
Пассажировместимость, чел. 4
Допустимая мощность ПМ, л. с. (кВт) 14 (10,3) [2518,4)]

Достоинства моторной лодки

К числу достоинств моторной лодки можно отнести простоту ее конструкции и оборудования, что обусловило сравнительно невысокую ее стоимость и неприхотливость в эксплуатации. В настоящее время можно считать возможным использование старой «Казанки» (без бортовых наделок) с мотором мощностью не более 12 л. с.
Усовершенствования, выполняемые владельцами мотолодки, в основном касались повышения ее мореходных качеств (установка булей или фальшборта в кормовой части) и комфортабельности (устройство полурубок, улучшение оборудования). Существует много конструкций «Казанок» с водометными стационарными установками, на подводных крыльях, амфибий.

Недостатки мотолодки

Существенными недостатками мотолодки « Казанки », послужившими причиной для ее снятия с производства, являются низкая остойчивость, неправильное распределение отсеков, обеспечивающих непотопляемость, отсутствие рецесса, сильные перегрузки, возникающие на плоском днище при использовании подвесных моторов мощностью до 25 л. с. (на «Южанке» и «Казанке-М»). Эти недостатки стали особенно ощутимыми при широком распространении «Вихрей» мощностью 20—25 л. с, под которыми лодки опрокидывались, корпуса их теряли герметичность. Кроме того, «Казанка» не имеет подмоторной ниши, вследствие чего нередки случаи заливания водой через корму.

Мотолодки Казанка-М и Южанка

Моторные лодки Казанка-М и Южанка отличаются от исходной модели – «Казанки» – бортовыми булями, приклепываемыми в кормовой части корпуса ( рис. 15 ). Були, имеющие герметичную конструкцию и объем 52 л, увеличивают общую ширину лодки на 400 мм и служат дополнительными отсеками плавучести, обеспечивающими непотопляемость лодки. На многих лодках серии були заполнялись пенополистиролом.

Рис. 14. Теоретический корпус мотолодки «Казанка»

Рис. 15. Мотолодка «Южанка» (общее расположение)

Корпус

Корпуса мотолодок изготовлялись клепаной конструкции из дюралюминия, со смешанной системой набора, состоящего из продольных ребер жесткости, шпангоутов и двух переборок. Толщина обшивки днища 1,5-1,8 мм; бортов и палубы – 1 мм. Водонепроницаемая форпиковая переборка выделяет герметичный отсек непотопляемости; вторая переборка с запираемой дверцей- багажник для походного снаряжения.

Мотолодки оборудовались жесткими сиденьями со спинками, ветровым стеклом; снабжались распашными веслами с уключинами. Дополнительно отдельные серии лодок комплектовались дистанционным управлением мотором и тестовым устройством.

Эксплуатация

Эксплуатация мотолодок допускается при удалении от берега до 1 5 км и волнении не выше 2 баллов. Максимальная скорость лодки под мотором «Вихрь» составляет 37-40 км/ч; с полной нагрузкой – 30 км/ч. Под мотором «Москва» мощностью 10 л с. соответствующие скорости 25 и 12 км/ч.

Усовершенствование лодки Казанка

К настоящему времени накоплен довольно обширный материал и реализовано множество интересных идей по усовершенствованию мотолодки “Казанка”.
Значительная часть таких доработок направлена на улучшение скоростных и общих эксплуатационных характеристик. Кроме этого, проделана большая работа по специальному переоборудованию серийных моделей для рыбной ловли, семейного туризма, дальних переходов. Подробнее.

Моторная лодка Южанка

лодка Южанка

Группа энтузиастов под руководством инженера Г. Г. Менькова на Черноморском судостроительном заводе провела работу по совершенствованию популярной прогулочной мотолодки “Казанка”. Особенностью новой лодки являются водонепроницаемые 2,75-метровые були объемом по 52 л. установленные на бортах в кормовой части судна.

Читайте также:
Паспорт - инструкция на мотолодку "Крым"

Моторная лодка “Южанка”

Були изменили внешний вид лодки, придав ей более современные архитектурные формы, и, главное, улучшили технические и эксплуатационные характеристики. При этом вес “Южанки” (так названа новая моторная лодка) но сравнению с “Казанкой” увеличился на 7,5 кг и незначительно снизилась скорость хода при полной нагрузке под мотором “Вихрь”.

Были проведены всесторонние сравнительные испытания обеих лодок. Скорость хода замерялась пробегами на мерном участке длиной 500 м при скорости ветра 6—8 м/сек и состоянии водной поверхности 2—3 балла.

Установка булей благоприятно отразилась на поведении “Южанки” при свежем ветре и волнении. Лодка не заливается, брызгообразование, по сравнению с “Казанкой”, незначительно. Испытания показали возможность безопасной эксплуатации “Южанки” с полной нагрузкой (5 человек) под мотором “Вихрь” при волнении до 2 баллов включительно.

Сравнение остойчивости лодок проводилось при размещении людей на сиденьях одного борта. “Южанка” не опрокидывалась, имея на одном борту четырех человек — 338 кг; минимальный надводный борт при этом составлял 55 мм. “Казанка” же имела высоту надводного борта у транца всего 25 мм уже при нагрузке на борт в 267 кг (три человека).

Для проверки непотопляемости кокпит и багажное отделение заполнялись водой. Вместо мотора “Вихрь” был размешен балласт весом 48 кг “Казанка” оставалась на плаву, но имела большой дифферент на корму, а запаса плавучести хватало лишь для того, чтобы поддерживать находящихся в воде людей. При попытке одного человека перейти из воды в кокпит “Казанка” тонула. “Южанка” же оставалась на плаву даже с тремя пассажирами.

Основные данные моторных лодок “Южанка” и “Казанка”

Результаты испытаний лодок на скорость

Междуведомственная комиссия проводившая сравнительные испытания, дала положительную оценку “Южанке” и рекомендовала ее к серийному производству.

Назначение и основные характеристики

Мотолодка “Южанка” предназначена для прогулок, отдыха, рыболовства, разъездов, туризма и других видов отдыха на воде с подвесным мотором типа “Вихрь” мощностью до 25 л. с и на веслах.

Район плавания — реки, озера, водоёмы с удалением от берега не более 1500 м при состоянии акватории не выше 2 баллов (слабое волнение, местами видны барашки).

Обводы мотолодки “Южанка” аналогичны “Казанке”

Общее расположение мотолодки “Южанка”

Описание “Южанки”

Мотолодка цельнометаллическая из алюминиевого сплава. Лодка разделена на три отсека: носовой водонепроницаемый, средний багажный и кормовой пассажирский.

По бортам, на длине 2700 мм от транца, с наружной стороны установлены були, которые совместно с носовым воздушным отсеком и кормовыми пакетами плавучести обеспечивают плавучесть и непотопляемость лодки.

При заполнении булей полистиролом кормовые пакеты плавучести не устанавливаются. В пассажирском отсеке лодки размещены два двухместных сидения с откидными спинками и одно одноместное. Багажный отсек размещен между 2-м й 3-м шпангоутами и служит для хранения инструмента и имущества во время плавания. Корпус лодки набран по смешанной системе набора, состоящей из продольных ребер жесткости, шпангоутов и 2-х водонепроницаемых переборок (на 7-м шпангоуте — транцевой и на 2-м шпангоуте, обеспечивающей герметичность отсека).

Соединение деталей осуществлено дюралюминиевыми заклепками. Герметичность заклепочных швов обеспечивается за счет прокладки между склепываемыми деталями, уплотнительной ленты. Були выполнены сварными, соединение их с корпусом лодки на заклепках. Для буксировки, швартовки, и переноски лодки предусмотрены 3 ручки: одна (в носовой части, и две — в кормовой).

Читайте также:
Варианты модернизации мотолодки «Обь»

В нижней части транцевой переборки установлено сливное устройство, с помощью которого можно удалять воду из лодки на берегу.

Мотолодка “Южанка” может комплектоваться тентовым устройством и дистанционным управлением мотора “Вихрь”. Тентовым устройством разрешается пользоваться только ня якоре.

Для отражения брызг воды и уменьшения влияния ветра в носовой части лодки установлено съемное ветровое стекло.

Ветровое стекло состоит из двух половин.

К корпусу лодки ветровое стекло крепится с помощью опорных кронштейнов и двух профилей, установленных на палубе лодки.

Отличия “Южанки” от “Казанки-М”

После начала серийного производства лодки “Южанка”, такими же булями обзавелась и “Казанка”, получив новое название “Казанка-М”. Две эти лодки получились практически идентичными. В процессе производства они несколько дорабатывались, так со временем носовая палуба получила рифление, а спустя какое-то время у “Казанки-М” появились продольные реданы. Существует мнение, что корпус “Южанки” был толще, это подтверждает и несколько больший вес согласно характеристикам в паспортах лодок.

“Южанку” сняли с производства

“Казанка” (в народе “Метла”) производство которой было налажено в 1955 году долгое время была единственной мотолодкой, выпускаемой массовой серией в торговую сеть. В 1978 году все модификации этой лодки (включая “Южанку”) были сняты с производства, за все время было выпущено более 200 тыс. единиц “Казанок” и ее модификаций.

“Южанка-2”

“Южанка-2” также как и “Южанка” выпускалась на Черноморском судостроительном заводе с 1978г. Кроме названия и производителя общего у этих лодок нет.

Фотографии моторной лодки “Южанка”

лодка Южанка

лодка Южанка

мотолодка Южанка

моторная лодка Южанка

Южанка

Южанка

лодка Южанка

Самодельный самоотливной рецесс

лодка Южанка. Самоотливной рецесс

лодка Южанка. Самоотливной рецесс

лодка Южанка. Самоотливной рецесс

лодка Южанка. Самоотливной рецесс

Аэросани из лодки “Южанка”

Аэросани из лодки Южанка

Аэросани из лодки Южанка

Аэросани из лодки Казанка

Лодка “Южанка” на видео

Моторная лодка Южанка

Алексей Рудченко 4 min read 20.04.2020 Добавить комментарий

Сегодня основным транспортом, используемым для перемещения по водной поверхности на относительно небольшие расстояния, являются моторные лодки. Они очень удобны, в особенности когда речь идет о транспортировке небольшого количества человек. Их часто используют для прогулок по рекам, озерам и прибрежным территориям морей, а также для рыбалки. Моторная лодка «Южанка» сегодня является одной из наиболее востребованных на отечественном рынке в этой категории.

История создания и описание «Южанки»

Еще в конце шестидесятых годов прошлого века группа конструкторов-энтузиастов черноморского судостроительного завода решила усовершенствовать популярную в то время моторную лодку «Казанка». Были приняты во внимание все ее основные недостатки. Главное усовершенствование заключалось в том, что на бортах в кормовой части лодки были установлены пятидесятилитровые були длиной в 275 сантиметров.

Южанка 1

Такое дополнение к конструкции сделало лодку значительно более современной и улучшило ее эксплуатационные качества. Стоит отметить, что вес всей конструкции после добавления булей увеличился на 7,5 килограмма, что несколько снизило максимальную скорость хода при полной загрузке, однако это изменение является незначительным.

Испытания обеих лодок проводились на разных отрезках и с разными показателями волнения поверхности, а также при разной силе ветра. Стоит отметить, что установленные були сослужили лодке «Южанка» неплохую службу – она значительно лучше вела себя при сильном ветре и при волнении в 2–3 балла. На палубу и на пассажиров попадало значительно меньше брызг при езде на любой скорости и вне зависимости от загрузки плавательного средства. Кроме того, «Южанка» показала себя значительно лучше во время испытаний ее устойчивости. Борт находился на расстоянии почти в полметра от кромки воды, даже когда четыре человека садились возле него. На аналогичных испытаниях «Казанки» был отмечен результат в 25 сантиметров при трех пассажирах.

Были проведены также испытания непотопляемости. И тут «Южанка» показала себя намного лучше. Она оставалась на плаву даже с тремя людьми на борту, в то время как «Казанки» хватило только на то, чтобы удерживать находящихся в воде людей.

Технические характеристики лодки «Южанка»

Эта модель обладает следующими техническими параметрами:

  • максимальная длина – 463 сантиметра;
  • максимальная ширина – 160 сантиметров;
  • усредненная высота бортов над водной поверхностью – 37 сантиметров;
  • показатель килеватости дна в транце – 4 градуса;
  • вес лодки без мотора – 145 килограмм;
  • вес лодки с навесом и устройствами для дистанционного контроля при отсутствии мотора – 161 килограмм;
  • грузоподъемность лодки – 400 килограмм;
  • пассажировместимость лодки – до 5 человек;
  • осадка при максимальной загрузке – 15 сантиметров;
  • водоизмещение – 365 литров;
  • максимальная допустимая мощность устанавливаемого мотора – 25 лошадиных сил;
  • максимальная скорость с мотором на 20 лошадиных сил и с 5 пассажирами – 26 километров в час;
  • материал, из которого изготовлен корпус, – дюралюминий;
  • лодка разделена на три отсека: носовой – водонепроницаемый, средний – багажный и кормовой – пассажирский;
  • тентовое устройство лодки может быть использовано только в случае, если она стоит на якоре;
  • ветровое стекло состоит из двух независимых частей, каждая из которых крепится к корпусу отдельно на кронштейнах.
Читайте также:
Лодка Казанка-5М4 - паспорт и руководство по эксплуатации

Технические характеристики лодки «Южанка-2»

«Южанка-2» была изготовлена значительно позднее, но теми же конструкторами. Она очень сильно отличается от первой модели серии и обладает следующими техническими характеристиками:

  • длина – 420 сантиметров;
  • ширина – 165 сантиметров;
  • усредненная высота бортов над водной поверхностью – 65 сантиметров;
  • показатель килеватости дна в транце – 8 градусов;
  • вес лодки с мотором и всем оборудованием – 152 килограмма;
  • грузоподъемность лодки – 400 килограмм;
  • пассажировместимость лодки – до 4 человек;
  • максимальная допустимая мощность устанавливаемого мотора – 30 лошадиных сил;
  • максимальная скорость с мотором на 20 лошадиных сил и с 5 пассажирами – 26 километров в час;
  • материал, из которого изготовлен корпус, – дюралюминий.

Лодки «Южанка» и «Южанка-2» обычно используются для перемещения по небольшим водоемам. Они довольно хорошо маневрируют, а потому высоко ценятся теми, кто любит заниматься рыбалкой на маленьких речках и озерах. Кроме того, они способны выдерживать волнение водной поверхности в 2–3 балла, но не более, а потому обычно используются для морских прогулок только во время полного штиля или ситуаций, приближенных к нему.

Важным преимуществом обеих лодок является то, что их корпуса прекрасно защищены от ржавчины. Все владельцы таких лодок отмечали их невероятную долговечность и стабильность в эксплуатации.

Стоимость

Стоимость лодок «Южанка» обычно зависит от их состояния, а также от особенностей модификации и технических характеристик. В любом случае такие лодки являются вполне доступным и подходящим транспортом для большинства рыбаков, живущих возле небольших водоемов.

Отзывы

Если исходить из отзывов большинства владельцев таких лодок, то можно заключить, что продукция такого типа прекрасно показывает себя при выполнении своих непосредственных функций – перемещении на небольшие расстояния по рекам, озерам и прибрежным морским территориям. Соотношение цены и качества является оптимальным.

Покупка первой “кастрюльки” — Южанка 2 (часть 2 — открытия приятные и не очень…)

Продолжаю…(начало тут — www.drive2.ru/b/536220551945913573/ )
Первый же выезд на рыбалку я не стал откладывать и как только закончился “моторный запрет” рванул с семьей на воду.
Из приятных моментов, то что лодка оказалась намного вместительней, чем мой Баджер, то есть туда влез абсолютно весь туристо-рыболовный скарб, еда, запас топлива, а еще я и жена с новорожденной дочерью.
Мотор тоже завелся сразу и без проблем. На глиссирование мы безрезультатно пытались выйти минут 10, после чего решили поиграть развесовкой и всю воду и запас топлива перебросили в нос. Еще пару минут лодка набирала скорость и наконец-то нам удалось выйти из водо-измещающего и “полетели” на наши острова со скоростью 27км.ч. )
Так как часть команды осталась на берегу и мне за ними предстояло

Читайте также:
Лодка Бакай: описание модели, технические характеристики, отзывы

вернуться, замерил скорость когда летел за ними уже на пустой лодке и на полном газу. Под Сузукой 30 скорость была 44 км.ч., что меня вполне устраивало, до этого мой пустой Баджер 370 под 20л.с. показывал скорость всего 34км.ч. при этом его вертлявость на такой скорости очень напрягала. Южанка же шла, как крейсер — четко по прямой, без всяких виляний, попутно прорубая небольшие волнения от проплывающих лодок.
Из того что меня напрягало, это потихоньку поступающая вода, а так как пол был досчатый из реек то это было хорошо видно. Не сильно, но на утро следующего я вычерпал литра 3, ну и потом потихоньку тоже черпал воду. Лодка клепанная и я все свалил на разболтавшиеся заклепки.
Приехав домой я решил всерьез заняться гидроизоляцией, попутно укрепив транец и поменять реечный пол на нормальный. Интернет и форум сайта мотолодка -forum.motorka.org очень этому способствовали.
Сначала хотел купить полиуретановый герметик и промазать все швы, жена поехала в Максидом, откуда позвонила и прислала мне картинку химии называемой “Жидкая кровля”, которую делают у нас.

Почитав аннотацию, решил рискнуть и обработать ей внутренние полости, заклепки, швы и все откуда может поступать вода.
Химия оказалась на редкость вонючей, в меру текучей и вымазался я в ней практически весь, что не вымазал сразу, вымазывал после, пока лез любопытным носом уже в свеже-замазанные места. Делал эту операцию с другом, он взял на себя самую трудную часть — размазывание жижи в носу через переднюю перегородку. Так вот он вылез чистенький, хотя и работа там была самая неудобная, вот что значит художник.
Сохнуть эта “жидкая кровля” должна была долго, не меньше недели, она затекала везде и постепенно. выглядела монументально и вселяла уверенность в завтрашнем дне.
Далее перешел к транцу…
Он мне достался с пластиной усиления по внешней стороне, несмотря на это пластина была чуть вогнута, с внутренне стороны стояла деревянная доска, покрашенная снаружи той же синей дрянной краской.
Все это я начал демонтировать. Оказалось что лист притянут обычными болтами, которые проржавели и ломались при первой же попытке откручивания. Отодвинув металлический лист в сторону, предстал совсем унылый вид заплаты, уже однажды ремонтировавшегося транца и какой-то мокрой нашлепки со следами чего-то похожего на герметик на отверстие в котором должен был стоять сливной болт.

Транец был слегка вогнут и стало понятно откуда поступала вода в лодку.

Доска с обратной стороны, в которую упирались болты струбцины мотора оказалась гнилая напрочь и куски от нее начали отваливаться сразу, как только я ее снял.

Читайте также:
Моторная лодка Тренер: описание модели, технические характеристики, отзывы

Печально, но поправимо.
Единственное, что озадачило, это как выгнуть обратно вогнутый внутрь транец. Подумав и измерив максимальный развод струбцины на моторе, решил на внешнюю сторону взять доску на транец потолще( в итоге выбрал бакеллитовую фанеру 24мм), дополнить усиление уже имеющимся листом металла, пс внутренней стороны снизу установить на штатный усилитель(там есть пластина) швеллер 80*40*4мм, оставить все это безобразие на 12мм шпильки из нержавейки и широкие шайбы и стянуть между собой сначала со обеих сторон транца, а потом максимально оттянув от перегородке рецесса придать более менее правильную форму вернув на место выгнутый участок. Объяснил криво, может по итоговым фото будет понятней.

Шпильки в данном случае играли роль растяжки. Вот единственное чего я не сделал и за что впоследствии был наказан — это не промазал ничем с внутренней стороны между швеллером и перегородкой транца в месте шпилек. Причем с наружной стороны как то еще обработал, а про внутреннюю махнул рукой, типа так сойдет — все притянется… не притянулось!
Дальше занялся художественным выпилом пола из бакеллитовой фанеры 12мм, с одной стороны рифленой, чтобы на скользком полу не найти перелом чего-нибудь…
Получилось страшненько, но приемлемо. Хотел сделать специально быстро-разборный, мало ли что… ну и заодно использовал алюминиевые уголки и полосы, дано болтающиеся без дела. Толщина фанеры 12мм оказалась достаточной, чтобы не делать дополнительного усиления под листы фанеры. Ребята с форума обходились и 9мм, но тут я решил перестраховаться…

ну и итогом поставил на место сливной болт, через полиэтиленовую шайбу… хотел приспособить пробку от шампанского, она по диаметру очень близка, но передумал… ассоциации неправильные…)

Технические характеристики моторных лодок «Казанка»

Лодка «Южанка» — слегка видоизмененная версия «Казанки—М», идентична с ней по строению и техническим характеристикам. Это глиссер с малой килеватостью, средними ходовыми показателями и прочным, «неубиваемым» корпусом. Главная особенность — були с достаточно большим воздушным объемом. Рекомендуемая мощность двигателя — не более 25 л. с. Так как мореходностью плавсредство похвастаться не может, следует использовать его для рыбалки, охоты, непродолжительных прогулок и служебных нужд на территории озер, рек, водохранилищ.

Модификация «2» — принципиально другая, с иными обводами, характеристиками, гидродинамическими качествами. Она более быстрая, маневренная, остойчива. Не боится морских акваторий и выдерживает большее волнение. Область применения данного судна существенно расширилась: стали осуществимы морские поездки, рыбалки, но только при спокойной, маловетренной погоде.

Достоинства

  • Вышеперечисленные модели объединяет их долговечность в эксплуатации. Дошедшие до нынешних дней экземпляры редко имеют проржавевшее насквозь дно, течи. Причиной этому служит прочная обшивка корпуса и сборка «на совесть»
  • Киль идет от форштевня до самой кормы, улучшая мореходность моторки
  • И первая, и вторая версии обладают неплохой остойчивостью на стоянке и при движении. У последней ход мягче
  • Система хранения вещей хорошо продумана и вместительна
  • Простота в управлении
  • Невысокая стоимость при покупке и в обслуживании
  • Отличная пассажировместимость
  • Основной упор разработчиков судна пришелся на свойства непотопляемости, их сделали сильнее, чем у «Казанки» и подобных моделей
  • Материалом версии «2» стал сплав АМг, который не подвержен корродирующему воздействию морской воды

Тенты для лодок «Казанка»

Первоначально тенты для лодок «Казанка» не были предусмотрены. В настоящее время появилась возможность приобретения различных защитных тентов для всех модификаций мотолодок «Казанка».

Материалом может служить брезент, палаточная ткань или полиэстер с акрилом.

Читайте также:
Лодка Сарепта - паспорт и инструкция по эксплуатации

Читайте также: Насосы для лодок: описание лучших аккумуляторных электрических и ручных насосов высокого или низкого давления для ПВХ-лодки

В базовой комплектации тента для маломерного флота предусмотрены:

  • несколько прозрачных вставок;
  • металлические или пластиковые дуги для крепления тента к корпусу судна;
  • до 10 вариантов трансформации с несколькими входными люками;
  • чехол для тента

Недостатки

  • Низкий уровень комфорта: жесткие сиденья, скупая комплектация. Однако, при желании все недостающее можно приобрести и установить
  • При выходе в режим глиссирования модификация «1» начинает дельфинировать, ударяясь дном о воду. Это приводит к преждевременному изнашиванию конструкции, деформированию заклепок
  • Непереносимость волнения более 2 баллов создает неудобства владельцам: совершать поездки следует либо в штиль, либо следить за прогнозом погоды относительно ветра

Отзывы пользователей

Как отмечают владельцы рассматриваемого судна, оно существенно выигрывает по показателям хода и устойчивости своей предшественнице. Мотолодка подходит для передвижения в пресной и морской воде. Ее можно использовать для прогулок, туристических поездок, рыбалки, и просто в качестве малого грузового транспорта.

Пользователи отмечают отличное сочетание показателей качества материалов, устойчивых к коррозии и скоростных показателей. Разработчикам лодки удалось добиться максимального соответствия простоты, удобства, надежности и безопасности. В гонках, этот агрегат проявил себя уверенно наравне с известными конкурентами, что обусловило появление серийных выпусков и различных модификаций лодки.

История и цели создания

Монополия и широкое распространение «Казанок « по всей территории Советского Союза показали невероятный спрос на данную продукцию. Однако, было также много пожеланий потребителей несколько модернизировать ее и убрать существующие недостатки. Решить возникшую проблему вызвалась команда конструкторов Черноморского судостроительного завода, во главе которой находился инженер Г. Г. Меньков.

Были внесены следующие изменения:

  • увеличен вес
  • установлены були

Благодаря этим доработкам характеристики мотосудна улучшились в разы: клиновидные наделки по бортам снизили забрызгивание салона, заливание транца, повысили остойчивость и безопасность плавсредства при затоплении. Так появилась серийная модель «1», а любители прогулок и рыбалки получили недорогое надежное плавсредство. Проект был воплощен в жизнь в 1969 году. Производство всей серии происходило до 1978 года. Вскоре, после появления ее на прилавках магазинов, завод Горбунова выпустил почти полный аналог — «Казанку—М». Разница была лишь в некоторых декоративных элементах и наличии у последней реданов.

Фото лодки Южанка:

С 1978 г. на смену пришла «Южанка—2». Концепция ее заключалась в кардинальной смене дизайна, строения и устранении всех замеченных недостатков. Характеристики лодки из серии «Южанка» также подверглись тщательному пересмотру: ПМ стал мощнее, длина уменьшилась на 40 см, угол килеватости почти достиг показателя «Днепра» и в весе прибавилось 7 кг. Внешний облик изменился до неузнаваемости. Материал изделия — АМг5М. Первая версия «2» была продемонстрирована на соревнованиях «КиЯ» в 1978 г., где были отмечены ее стандартное для глиссеров исполнение и обычные для него качества.

История появления плавсредства

Пожалуй, нет ни одного по настающему заядлого рыболова, который бы не слышал о легенде советского, а затем и российского маломерного судна «Казанка». Оставаясь одним из самых популярных плавательных средств на территории стран СНГ и сегодня, её начало производства датируется 1955 годом.

На самом деле ещё в 1948 году на Казанском авиационном заводе им. С. П. Горбунова впервые появилась идея производства лодки. В том же году были разработаны первые чертежи конструкции и сделано около трёхсот экземпляров изделия. Но авиационный бум, проходивший на то время по стране, отложил массовый выпуск лодок почти на десять лет.

О лодке вспомнили лишь в конце 1955 года, когда по стране прокатилась волна увлечения рыболовством и охотой. Чертежи усовершенствовали, и в серийное производство была запущена модель, ставшая прародительницей целого семейства изделий, получивших название «Казанка». Своё название продукция получила из-за одноимённой речки, протекающей недалеко от завода, и на которой происходили испытания первых образцов изделия.

Читайте также:
Восстановление лодки Ока-4: описание модели, технические характеристики, отзывы

Дальнейшее развитие производства

На то время это была единственная лодка с мотором, массово выпускающаяся на территории бывшего СССР. Изготовление мотолодок не было основным и приоритетным изделием завода, но нарастающий интерес населения к лодочной продукции авиазавода заставил производителя наращивать мощности производства. Так, к началу 1960 года, производственная мощность составляла 2600 лодок в год. Вместе с тем авиаинженеры постоянно модернизировали своё детище и в продажу поступали различные вариации продукта, такие как «Казанка-М», «Южанка», «Казанка-МД».

Казанка

На начало 1978 года общее количество выпущенных и проданных плавсредств Казанского авиазавода оставляло около двухсот тысяч единиц продукции. Параллельно с выпуском одномоторных изделий в середине 70-х годов началось строительство «Казанка-2», ставшей одной из больших моторных лодок в СССР. Технические характеристики лодки на то время были недостижимы для других производителей. Через два года была предложена «Казанка-5». Её остро вогнутые килеватые обводы на носу отражали брызги вниз, что способствовало мягкому ходу при невысокой волне.

Модернизированные модели выпускались с немагнитными штурвалами, и к их названию в конце добавлялась буква “М”. Все лодки проходили испытания в Центральном аэрогидродинамическом институте и непосредственно на реке Казанка.

После того как в 1973 году директором предприятия стал Виталий Егорович Копылов изделие получило новый толчок в развитии производства. Выпуск моделей под названием «Казанка-2» и «Казанка-5» было перенесено в Лениногорскую филию. Модели длиной 5,3 и 4,5 метра, соответственно, получили признание не только на территории страны, но и в странах восточной Европы. Тогда же, Копылов поставил задачу перед коллективом выпускать лодки с качеством достойным авиамоделей.

Таблица характеристик

«1» «2»
Длина наибольшая, м 4,63 4,2
Ширина наибольшая, м 1,6 1,65
Высота борта на миделе, м 0,65
Осадка при загрузке 400 кг, м 0,15
Высота борта над водой (средняя), м 0,37
Высота транца, м 0,38
Угол килеватости днища на транце
Объем отсеков плавучести, л 365
Масса без ПМ, кг 145 152
Масса с тентом и ДУ (без ПМ), кг 161
Пассажировместимость, чел. 4—5 4
Грузоподъемность, кг 400 400
Допустимая мощность мотора, л. с. 25 30
Материал конструкции Д1 АМг5М

Видео лодки Южанка:

Надувная лодка Saturn KaBoat SK548XL

Вес (кг.СТАЛЬ / Основной материалПОЛЫ в лодкелодка TYPМОЩНОСТЬ, макс.ЛОДКА ДВИГАТЕЛЬ, л. с.ВОСПРИЯТИЕ (человек)ДЛИНАШИРИНАДлина кабины, м.Ширина кабины, м.Количество надувных отсековДиаметр цилиндров, м.ВМЕСТИМОСТЬЦВЕТПЛОТНОСТЬ материала, цилиндр / дноСТРАНАТИП УПРАВЛЕНИЯ

55
ПВХ / ПВХ
надувной
гребной двигатель
15 КМ
10-15
6
5,48 м
1,47 м
4.10
0,51
4 + 1 (этаж Airdeck)
0,46
680 кг
зеленый, красный, темно-серый, черный, хаки
1100 г / м2
Корея
руководство пользователя

Толщина нижней части нижней части 1,5 мм

Характерной особенностью экспедиционных катеров серии Saturn XL является увеличенный диаметр баллонов, а также заводское днище бронируется дополнительным слоем ПВХ плотностью 1500 г / м2.

В результате плотность ПВХ на ДОЛЕ составляет 2600 г / м2!

Saturn KaBoat SK548XL – самый крупный представитель этой линейки. Идеально подходит в качестве экспедиционного катера – вам не придется беспокоиться о нехватке места для топлива и других припасов, ведь длина лодки меньше 5,50 м! 4 отдельные воздушные камеры + надувное дно – для безопасности, увеличенный диаметр цилиндра до 0,48 м и резиновые буферы по всей длине – для большей жесткости, 2 пары весел и подпорки для них – для тандемной гребли. Технические данные KaBoat SK548XL:
Общая длина 548 см
внешняя ширина 147 см
внутренняя длина 410 см
внутренняя ширина 51 см
высота транца 38 см
диаметр цилиндра 48 см
размер после складывания
вес нетто 55 кг
Размер посылки 122x64x33 см
вес с упаковкой 60 кг
пассажировместимость 6 человек
грузоподъемность 680 кг
камеры 4 + 1 (этаж Airdeck)
Материал 1100 г / м2 ПВХ
воздушные клапаны Хэлки Робертс
максимальная мощность двигателя 10 л. с. (15 л. с. для двухтактных двигателей)
Читайте также:
Варианты модернизации мотолодки «Обь»
время откачки 10 минут.
тип гребной мотор
Длина лодки 548 см
материал лодки армированный ПВХ
Плотность ПВХ 1100 г / м2
Портативность 680 кг
Транец встроенный
Высота транца 38,1 см
Максимальная мощность двигателя 10 км
Тип шва ручное склеивание
Тип соединения перекрытие
Количество воздушных отсеков 5
Киль нет
Тип штыка надувной
Ширина лодки 147 см
весла имеется в наличии
Подставить оружие да
Насос да
Ручки для переноски да
Мост жизни да
Сливной клапан является

Комплект для ремонта

Преимущества Saturn KaBoat перед байдарками и стандартными надувными лодками: Обычные байдарки из пластика или стекловолокна требуют значительного пространства для хранения из-за их большого размера. KaBoat можно опускать и складывать для удобства хранения и транспортировки; На байдарках можно только грести (грести), KaBoat позволяет использовать небольшой бензиновый или электрический двигатель для преодоления больших расстояний. Если вам надоедает гребля, вы можете начать использовать дополнительный подвесной двигатель; KaBoats более устойчивы, чем традиционные каяки, поэтому вы можете стоять и ходить внутри Сатурна. Можно ловить рыбу стоя и даже кататься; KaBoats можно использовать для дайвинга, снорклинга. и рыбалка, но немногие обычные каяки могут предложить аналогичные функции; Благодаря надувным барабанам и надувному дну KaBoat может перевозить гораздо больше груза, чем традиционные байдарки; KaBoat позволяет пересекать узкие и мелкие воды, просто поднимите двигатель и используйте весла, которые являются стандартным оборудованием на всех моделях KaBoat;

    Благодаря узкому профилю KaBoat может развивать более высокие скорости с тем же двигателем, чем надувные лодки сопоставимых размеров; KaBoat стоит значительно дешевле, чем большинство надувных лодок и каяков, представленных сегодня на рынке. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Пакетные предложения ЛОДЗ + МОТОЦИКЛЫ МОТОРНАЯ ЛОДКА Лодки / моторные лодки
      ЗОЛОТОЙ ОРЕЛ RUSBOAT Классический алюминий

    JET Waterjet JET PRO глубокий туннель БАЛТИЙСКИЙ ORION ДАЛЬВЕРФ Смартлайнер

    Южанка (моторная лодка)

    «Каза́нка» — серия металлических моторных лодок из алюминиевых сплавов, выпускаемых авиазаводом им. С. П. Горбунова в Казани с 1955 года. Одна из модификаций мотолодки выпускалась, так же, Черноморским судостроительным заводом под названием «Южанка».

    Основные модификации — «Казанка», «Казанка-М» («Южанка»), «Казанка-МД», «Казанка-2», «Казанка-5», «Казанка-5М»:

    • «Казанка» стала первой советской моторной лодкой, которая при массовом выпуске распространялась через торговую сеть;
    • «Южанка» и «Казанка-МД» являлись наиболее дешёвыми из промышленных мотолодок аналогичного класса в СССР. В 1973 г. розничная цена на них составляла 350 руб. («Южанка») и 420 руб. («Казанка-МД»). [1][2]
    • модификации «Казанка-М» и «Южанка» имеют приклёпанные к бортам в кормовой части дополнительные були. Були расширяют плоскую кормовую часть днища лодки, повышают остойчивость, облегчают движение в режиме глиссирования;
    • «Казанка-2М» стала самой большой дюралевой лодкой, выпускаемой в СССР;
    • «Казанка-5» проектировалась с расчётом на повышенную мореходность и комфортабельность при ограниченной мощности подвесных моторов, выпускаемых в СССР. У модели «Казанка-5М» выносной транец рассчитан на установку двух подвесных моторов.

    Моторные лодки серии «Казанка» можно было встретить практически на всех судоходных реках Советского Союза.

    Характеристики мотолодок типа «Казанка» и «Южанка» [1]

    «Южанка» «Казанка-МД» «Казанка-5» «Казанка-2М»
    Длина (м) 4,63 4,65
    Ширина (м) 1,6 1.7 1.62 1.65
    Высота борта (м) 0,6 0.68 0.72 0.8
    Размеры кокпита (м) 2,97×1,05 3,17×1,05 1,8×1,26 2,48×1,31
    Вес (кг) 145 145 220 250
    Вместимость 4 — 5 чел. или 400 кг груза 6 чел. или 600 кг груза
    Максимальная мощность мотора (л. с.) 25 25 30 50 (2 мотора)
    Максимальная скорость (км/ч) 36
    (мотор 20 л.с и один водитель)
    43 с одним водителем,
    40 с полной нагрузкой
    42 с одним водителем,
    34 с полной нагрузкой
    55 (45 с полной нагрузкой)
    Розничная цена (руб. 1973 год) 350 420 745 1050
    Комплектация Вёсла Вёсла, дистанционное управление. Вёсла, дистанционное управление, мягкие сиденья, тент, сигнальная мачта. Вёсла, дистанционное управление, мягкие сиденья, тент, сигнальная мачта, бортовые огни.

    Содержание

    «Южанка» — моторная лодка, выпускалась Черноморским судостроительным заводом в 1970-х годах. Южанка — модификация «Казанки», выполненная группой энтузиастов под руководством инженера Г. Г. Менькова, имеет характерные приклёпанные к бортам в кормовой части герметичные були, которые существенно повысили аварийную плавучесть и остойчивость лодки, допустив её безопасную эксплуатацию с полной нагрузкой в 5 человек на волнении до 2 баллов. Максимальная скорость, при этом уменьшилась незначительно. Казанский вариант мотолодки с булями называется «Казанка-М», «Южанка» отличается от неё тем что днище и палуба рифлёные, на днище специальные накладки — реданы для большей остойчивости.

    «Южанка» предназначается для прогулок, туризма, рыбалки. Моторная лодка может оснащаться подвесным мотором мощностью до 25 л. с. и разгоняться до 35—40 км/ч. Були расширяют плоскую кормовую часть днища лодки, повышают остойчивость, облегчают движение в режиме глиссирования, однако лодка имеет худшую остойчивость, чем лодки серии «Прогресс».

    • Длина — 4,63 м;
    • Ширина — 1,6 м;
    • Высота — 1,24 м;
    • Сухой вес корпуса — 172 кг;
    • Грузоподъёмность — 400 кг;
    • Мощность мотора — до 25 л. с.

    Лодка имеет клёпаный корпус из дюралюминия, со смешанной системой набора, состоящего из продольных рёбер жёсткости, шпангоутов и двух переборок. Толщина обшивки днища — 1,5—1,8 мм; бортов и палубы — 1 мм. Герметичный отсек непотопляемости обеспечивает водонепроницаемая форпиковая переборка, и в корме — були.

    Технические характеристики лодок Казанка

    Лодка Казанка считается одним из самых популярных средств передвижения по воде. Различные модификации лодок распространены по всей территории постсоветского пространства.

    Рыболовы отмечают некоторые недостатки, которые устраняются путем тюннинга и самостоятельной доработки. Сегодня мы поговорим об этом и рассмотрим технические характеристики всех модификаций.

    Казанка-М (Южанка)

    Казанка-М (Южанка)

    Это лодка Казанка с кормовыми булями. Такая конструкция позволила советским инженерам повысить устойчивость лодки. Модификация оснащена жесткими сидениями и ветровым стеклом.

    Отсутствие подмоторной ниши приводит к частому заливанию мотора водой, поэтому приходится усовершенствовать конструкцию.

    Модификация Южанка поступила в производство в 1970-х годах. Основным отличием от других моделей является наличие булей и рифленого днища, а также палубы. Для повышения остойчивости лодки на её дне установлены реданы.

    Конструкция лодки позволяет установить на неё моторы мощностью до 25 лошадиных сил. Максимальная скорость составляет порядка 40 км/час. Отличительной чертой является повышенная устойчивость во время глиссирования.

    Технические характеристики лодки Казанка-М (Южанка) следующие:

    • Длина составляет 463 сантиметра.
    • Ширина корпуса лодки составляет 124 сантиметра.
    • Высота бортов равна 160 сантиметрам.
    • Корпус лодки весит 172 килограмма.
    • Способна перевозить до 400 килограмм груза.
    • Максимальная мощность мотора до 25 лошадиных сил.

    Технические характеристики моторной лодки Казанка 2М

    Технические характеристики моторной лодки Казанка 2М

    Лодка Казанка 2М — самая большая лодка, производимая на территории постсоветского пространства. Помимо габаритов она отличается и преимуществами, это одна из лучших модификаций, которую рыбаки с удовольствием эксплуатируют и сегодня.

    Особые, технические характеристики у этой модели отсутствуют, так что повторятся по несколько раз не стоит. Они полностью совпадают с лодкой Южанка, отличаясь лишь внешним обликом и габаритами, ну и цена тоже будет соответственной.

    Моторная лодка типа Казанка 5М2

    Моторная лодка типа Казанка 5М2

    Лодка Казанка 5М2 это самая популярная модель лодок советского производства, и эта популярность является вполне оправданной. Лидирующие позиции на популярных досках объявлений и барахолках больших городов подтверждают популярность.

    Технические характеристики лодки Казанка 5М2 заключаются в следующем:

    • Длина модели составляет 450 сантиметров.
    • Ширина достигает отметки в 160 сантиметров.
    • Максимальный груз, который способна перевозить эта модель достигает 400 килограмм.
    • Максимальная скорость Казанки 5М2 составляет 40 километров в час.
    • Пассажировместимость — 4 человека.

    Моторная лодка Казанка 5М3

    Моторная лодка Казанка 5М3

    Эта модель не является новинкой на рыболовном рынке, она представляет собой усовершенствованную Казанку 5М2. Но лодка усовершенствованна немного непривычным способом, отличий в технических характеристиках мало, основной чертой является дополнительное усиление корпуса. Это сделано не только для надежности, но и для повышения максимальной мощности устанавливаемого мотора.

    Основные технические характеристики этой модификации следующие:

    • Длина корпуса плавательного средства составляет 450 сантиметров.
    • Ширина лодки достигает отметки в 160 сантиметров.
    • Корпус собран клепкой.
    • Дюралюминиевый корпус.
    • Способна перевозить груз весом до 400 килограмм.
    • Максимальная мощность устанавливаемого мотора составляет 60 лошадиных сил.
    • Подходит для комфортного передвижения 4 человек.

    Лодка Казанка 5м4

    Лодка Казанка 5м4

    Лодка Казанка 5М4 является новаторской моделью у которой наблюдаются отличительные черты в технических характеристиках и конструкции корпуса. Технические характеристики модели следующие:

    • Длина модели составляет 4.6 метра.
    • Ширина лодки всего 1.6 метра.
    • Максимальная скорость, которую способно развить плавательное средство достигает 40 километров в час.
    • Грузоподъемность лодки составляет порядка 400 килограмм.
    • Обеспечивает комфортное передвижение 5 рыбакам.
    • Максимальная мощность устанавливаемого мотора является 60 лошадиных сил.

    Характеристики моторной лодки 5М7

    Характеристики моторной лодки 5М7

    Модель Казанка 5М7 является доработанной версией, которая закрывает линейку моделей. Технические характеристики этой лодки следующие:

    • Длина плавательного средства достигает 460 сантиметров.
    • Ширина модели составляет порядка 165 сантиметров.
    • Максимальная грузоподъемность 400 килограмм.
    • Можно установить мотор, мощность которого не превышает 50 лошадиных сил.
    • Способна перевозить до 5 человек.

    Мотолодка модели Казанка 6М

    Мотолодка модели Казанка 6М

    Основными отличиями лодки Казанка 6 и 6М является плоское дно, малый вес и большая грузоподъемность. Рыбаки и охотники из всех регионов страны быстро приняли во внимание эту модель и она пользуется большим спросом по сей день.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: