Общая классификация катеров: описание катера, технические характеристики, отзывы

{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}

Типы катеров

Многим это может показаться странным, но на самом деле в мире боутинга и яхтинга нет единой классификации гражданских плавсредств. Конечно, существует государственное ранжирование водного транспорта с точки зрения законодателя, но на практике все обстоит немного иначе.

По типу привода силовой установки

Motor boat и power boat

(Классическая моторная лодка аскетична по своей сути, но отличается скромным весом)

Day cruiser, overnighter и weekender

(В обойме овернайтера уже есть биотуалет и просторное спальное место)

Runabout (спортивно-прогулочные катера)

Bowrider, closed bow и deck boat

(Капитан боурайдера имеет возможность постоянно созерцать отдыхающих)

Некой разновидностью боурайдера можно считать deck boat, бравирующий расширенным носовым кокпитом для повышенного комфорта пассажиров. Противоположностью «носовому наезднику» представляется closed bow (закрытый нос). В его случае носовая часть запалублена и является вместительным рундуком, у нас обрел большую популярность в советскую эпоху.

(Closed bow считается советской классикой)

Hard top, cuddy cabin и midcab

Данная группа спортивно-прогулочных катеров имеет кабину и отличается друг от друга ее расположением. Начать стоит с hard top. Это, по сути, европейский продукт, предлагающий открытую со стороны кормы рубку. Плавсредство может оборудоваться камбузом, туалетом, а также спальным местом, что придает хардтопу немалую степень автономности.

(Хардтопы в основном пользуются популярностью в теплых широтах)

Cuddy cabin и midcab уже имеют полностью закрытую каюту-рубку. Но если «кадди» – это крытый боурайдер, сделанный по американскому шаблону, то midcab уже представляет скандинавский подход, с расположенной в миделе кабиной, а также двумя (носовым и кормовым) кокпитами.

(Катер с кабиной максимально практичен и наиболее уместен в холодных водах)

Tow boats (спортивные буксировщики)

Это плавсредства узкой специализации. Подобное предложение появилось на рынке после того, как водные лыжи и вейкбординг официально стали видами спорта, а значит, спортсменам понадобилось серьезно тренироваться. Для этого идеально подходят спортивные буксировщики, обладающие уникальной формой корпуса, благодаря чему по траектории движения лыжника или вейкбордиста образуются определенные волны. Как правило, в движение данный тип катеров приводится стационарным двигателем и гребным валом. Также существуют буксировщики для парашютистов.

Читайте также:
Катер "Восток" и "Восток-2": технические характеристики, фото и отзывы

(Tow boats сразу заточены под спорт)

High performance boats (скоростные представительские катера)

Здесь все ясно уже из названия, так как от своих обычных прогулочных сородичей HPB отличаются увеличенными размерами, неистовой мощью и высочайшим уровнем исполнения. В качестве основы обычно берутся реальные гоночные модели оффшорных катеров, которые дополняются изысканными материалами отделки. При этом объем интерьеров невелик ввиду ограничений по ширине плавсредства. В этом классе нередко встречаются катамараны.

(Скоростные представительские катера – для избранных)

Fishing boats (рыболовные катера)

Поистине огромный выбор для рыбаков сосредоточен в данной категории лодок. Здесь найдутся как маленькие, спартанские катера, так и роскошные океанские судна класса люкс. И все они объединены одной целью – обеспечить хозяину максимальное количество спортивного азарта от рыбной ловли. Одной из самых востребованных представительниц рыбацкой когорты является лодка типа centre consol, то есть «центральная консоль». Она предоставляет много свободного места для работы с удилищем и рулевую консоль посередине. Каюта при этом отсутствует. Также бывают аналогичные модели с компоновкой dual consol (две консоли вдоль бортов).

(Centre consol гарантирует комфортное управление и много полезного пространства)

Неким компромиссом между максимальной эргономичностью и комфортабельностью явился продукт под названием walkaround. Такой катер имеет полноценную каюту, расположенную между миделем и форштевнем, при этом в распоряжении рыбака остается широкий проход по всему периметру катера. Это гарантирует свободный доступ ко всем бортам во время рыбалки. Трудно также не упомянуть и о феномене под названием bass boat – скоростной лодке, созданной специально для ловли американского окуня.

(Bass boat способен максимально быстро доставить к месту клева)

Cruisers (круизеры)

Семейство круизеров призвано удовлетворять потребности дружественных компаний или отдыхающих в кругу семьи. По сути своей это уикендер длиной 7-10 метров, снабженный камбузом, туалетом и каютой (каютами). Данный сегмент насчитывает несколько типов, отличающихся архитектурой и планировкой пространства. Основным и традиционным круизером считается sedan – с полностью застекленной рубкой. Также различают подвиды седанов: coupe (в крыше рубки имеются сдвижные люки) и flybridge (на крыше имеется ходовой мостик, с которого открывается отличный обзор).

Читайте также:
Промысловая лодка "ЛПТ-7": технические характеристики, отзывы

(На флайбридже можно почувствовать себя капитаном мегаяхты)

С целью побороздить просторы океана в компании подруги можно взять себе sport cruiser, который отличается большей прытью, но уже не так практичен, как классический sedan. В данном случае нет надстройки, но присутствует салон, камбуз и туалет. В миделе располагается полукаюта с двухместной койкой. Неким переходом между седаном и спортом является express cruiser, который имеет небольшую надстройку, не утопленную в палубу. Touring boat – популярный в Европе туристический круизер, рассчитанный на длительные вояжи большой компанией.

(Стихия touring boat – неспешные туристические путешествия)

Motor yachts (моторные яхты)

Многие согласятся с тем, что моторная яхта – королева в мире приватных плавсредств. К тому же данная категория водного транспорта порождает целую субкультуру под названием яхтинг. Бывают яхты различных калибров и возможностей. Но в целом они принимают эстафету напрямую у своих менее маститых братьев – круизеров. Считается, что яхта – это катер, чья длина превышает 10 м, хотя разграничение это весьма условное. Строго говоря, это судно для серьезного отдыха частных лиц, и по архитектуре оно во многом схоже с лодками.

(Часто грань между дорогой лодкой и яхтой уловить трудно)

Самой распространенной версией выпускаемых сегодня моторных яхт является pilot house, которая имеет развитые надстройки, подобно круизерам типа седан. Как правило, капитан может рассчитывать на полноценный флайбридж или даже отдельную ходовую рубку. Для любителей погонять по волнам пару часов с немыслимой скоростью и повышенным комфортом маркетологи развивают сегмент sport yacht, идеологически связанный со sport cruiser и cкоростными представительскими катерами. Правда, запасы горючего у такого монстра иссякают быстро, а потому значительной автономности от него не требуется.

(Спортивные яхты плавают точно так же, как и выглядят)

Венцом в иерархии яхтинга, бесспорно, являются полноразмерные траулеры и мегаяхты (суперяхты). Оба представителя отличаются значительными размерами, повышенной мореходностью и впечатляющей автономностью. В принципе, это апартаменты на воде. Но если суперяхты предполагают организацию на борту крупных вечеринок, презентаций с обилием танцполов, джакузи и плавательных бассейнов, то траулер (trawler) – более специфичный товар. Такие яхты может не столь фешенебельны, рассчитаны на меньшее число людей, но зато готовы долгие месяцы рассекать штормящее море на пути к заданной цели.

Читайте также:
Gladius Phantom WA: описание катера, технические характеристики, отзывы

Понтонные катера для рыбалки: ТОП-5

Стабильные и практичные понтонные катера для рыбалки представляют собой устойчивые платформы, которые используют для рыбной ловли. Понтоны поместят для рыбалки серьезную компанию рыбаков или дружную семью. Понтонные лодки для рыбалки Когда нас просят описать лодку для рыбалки, то одни представляют надувное ПВХ судно, скользящее по речной глади. Другие озвучат практичную, крепкую алюминиевую лодку, удобную для …

Консервация катера на зиму: что нужно?

Виды яхт: 6 основных классификаций яхт и катеров

Маломерные суда очень разнообразны и могут иметь существенные отличия по целому ряду признаков. Например, спортивный парусник лишь отдаленно схож с моторной многопалубной мегаяхтой. Тем более, прогресс не стоит на месте: образцы водного транспорта постоянно изменяются и совершенствуются. Поэтому систематизировать суда и привести их к единой классификации едва ли возможно. Таким образом, деление на виды яхт производится по базовым критериям, таким, как размер, назначение, форма и т.д.

скоростной катер

Семь основных классификаций яхт выглядят так:

  • По типу привода (выделяются 3 принципиально разных вида яхт: парусные, парусно-моторные, моторные)
  • По «среде обитания» (океанские, морские, речные и универсальные суда «река-море» имеют значительные отличия)
  • Целевое назначение судна (по этому принципу маломерные суда делятся на прогулочные, спортивные, рыболовные, туристические, круизные и т.д.)
  • По форме и конструкции корпуса (за основу здесь берется количество корпусов и многочисленные конструкторские особенности плавсредства).
  • По размерам (тут все прозрачно и понятно)
  • Классификация ГИМС (учитывают сразу несколько критериев).

Кроме того, суда подразделяются по типу двигателя (навесной, стационарный, водомет), материалу корпуса (пластик, стеклопластик, алюминий), водоизмещению судна, пассажировместимости и т.д. Но это не главные, а дополнительные признаки. Например, грузоподъемность и количество мест для гостей тесно связано с размерами и конструкцией яхты, а материал корпуса – с водной средой, в которой она должна эксплуатироваться. Впрочем, в классификациях, которые мы разбираем, так или иначе присутствует пересечение двух подходов – функционального (для чего и где будет применяться судно) и технического (размеры, конструкция, ходовые качества). Ниже рассмотрим каждую из 6 классификаций катеров и яхт подробнее.

Читайте также:
Катер Trident 620: описание катера, технические характеристики, отзывы

Ветер в парусах или топливо в двигателе

По типу привода выделяют 3 вида яхт: парусные, моторные и парусно-моторные. В парусных судах для передвижения используется сила ветра, в моторных – двигателя, а в парусно-моторных – и то и другое. В настоящее время парусные суда без мотора используются в основном для спортивных целей, но не только. Такие яхты делятся на крейсерские (для продолжительного морского плавания) и гоночные – для коротких скоростных заплывов. Разница – в размере, конструкции корпуса и парусов, а также материалах, из которых они изготовлены. Кроме того, в парусных и парусно-моторных яхтах важен такой критерий, как остойчивость, т.е. способность противостоять сильному крену и перевороту корпуса. Она достигается при помощи 3 основных форм днища: килевые (имеют киль), швертботы (с подводным крылом вместо киля) и компромиссы (гибрид двух первых форм). Также на остойчивость влияет тип корпуса (их мы разберем чуть позже).

Наличие помимо паруса еще и подвесного мотора делает судно пригодным для туризма, придавая больше маневренности и автономности (когда есть ветер экономится топливо, а в штиль – маломер продолжает движение за счет работы мотора). Парусно-моторные яхты условно делятся на категории в зависимости от того, насколько важна роль мотора. Во-первых, это может быть вспомогательная функция (медленное движение при отсутствии ветра, заходе в порт и т.д.). Далее – двигатель может работать наравне с парусом. Третий вариант – мотор берет на себя основную нагрузку. Это самые резвые, но и самые прожорливые из парусно-моторных яхт.

Заключительный тип – моторные яхты. Здесь приведение в движение осуществляется с помощью стационарного или подвесного мотора, а паруса отсутствуют. Такие суда в свою очередь делятся еще на множество разновидностей. Кроме того, разработаны «мировые стандарты классификации яхт», в соответствии с которыми производится сертификация фирмы-производителя и ее продукции.

Виды яхт по среде обитания

В соответствии с европейскими стандартами (CE), моторные суда делятся на 4 класса: А, B, C и D.

Международный класс А, или океанские яхты – самые большие и выносливые. Они устоят при сильных порывах ветра (свыше 8 баллов из 12 по шкале Бофорта) и волнах высотой около 4 м. Лучший вариант для кругосветки.

Читайте также:
Катер "Орлан" : технические характеристики, фото и отзывы

Класс В – для морских круизов. Они не боятся умеренного шторма и могут осилить многодневное путешествие в открытом море.

Яхты класса С предназначены для курсирования в прибрежной морской зоне, широких реках и каналах. Осилят гребни волн до 2 м и 6-балльный ветер.

И, наконец, класс D – это вид катеров и небольших яхт для плавания в закрытых водоемах. Они имеют облегченный корпус (менее толстый, чем морские собратья). В модификациях река-море могут использоваться для краткосрочных заплывов возле морского берега (если погода хорошая и волны не выше полуметра).

Целевое назначение судна

Тут деление чисто практическое. Классификация включает в себя: круизные (для длительного плавания), прогулочные, или дейкруизеры (хороши для пикников и отдыха на воде), спортивно-прогулочные (для водных активностей), чисто спортивные (гонки и адреналин), рыболовные (помощники в улове), буксировщики (везут на тросе любителей кататься на водных лыжах, досках, бананах и т.д.), туристические яхты (укомплектованы большим количеством пассажирских сидений). Кроме того, яхта может служить залом переговоров и званых ужинов (представительская функция), местом уединения (небольшой катер с каютой) или полноценной квартирой на воде, где владелец ежедневно ночует.

По форме и конструкции корпуса

Это самый объемный критерий. Во-первых, суда можно делить по количеству корпусов и палуб. Так, существуют моно-корпусные (1), катамараны (2) и тримараны (3 корпуса). Наличие дополнительных корпусов придает устойчивость. Количество палуб – от 1 до 9 (столько их у Eclipse, одной из крупнейших яхт мира).

Кроме того, существует большое количество конструктивных решений, которые тесно связаны с предыдущей классификацией – по целям использования. Так, дейкруизеры имеют открытую палубу, рыболовный катер оснащен рубкой, а круизеры – большим кокпитом и полноценными каютами.

А большое семейство спортивно-прогулочных яхт и катеров – ранэбауты (runabout) по типу конструкции делятся на:

  • Closed bow (закрытая моторка). Такие катера имеют запалубленный нос с местами для хранения.
  • Bowrider (боурайдер) – тип катеров, в носовой части которых оборудован кокпит.
  • Cuddy cabin (маленькая каюта) и middle cabin (мидкаб) – отличаются компактной закрытой кабиной-рубкой, расположенной соответственно в носовой и средней части катера.
  • Hard top (хардтоп) – над кокпитом располагается раздвижная крыша.
  • Свои разновидности имеют и круизеры. Например, coupe, где в крыше надстройки вмонтированы сдвижные световые люки или flybridge (флайбридж) – с открытым капитанским мостиком на крыше рубки.
Читайте также:
Рыболовные катера: описание катера, технические характеристики, отзывы

Размер имеет значение

По такой характеристике, как размер выделяют 5 типов яхт и моторок. Большинство маломерных судов вписываются в длину от 3 до 7,5 м (до 25 футов). Их принято называть катерами или мини-яхтами. Далее идут круизеры, или круизные катера. Их длина варьируется от 7,6 до 13,7 метров (25-45 футов). Следующий размер – до 24 метров (79 футов) – позволяет назвать плавсредство яхтой. Если длина превышает 24 м – смело можно добавлять приставка «супер», а после отметки в 70 м уместно название «мегаяхта».

Классификация ГИМС

В ведомстве Государственной инспекции маломерных судов МЧС находятся катера и другие водные ТС до 20 метров, вмещающие не более 12 пассажиров. Разделение на виды яхт, катеров и лодок в ГИМС проводится по нескольким параметрам:

  • назначение судна (коммерческое, спортивное, прогулочное, спасательное и т.д.),
  • тип двигателя (стационарный и навесной) и тип движителя (гидравлический, воздушный, газоводометный);
  • мощность двигателя (Показатель напрямую влияет на транспортный налог. Например, за стационарный мотор до 8 кВт/12 л.с. платить не придется),
  • режим движения (водоизмещение, глиссирование, перемещение на подводных крыльях, или подушке);
  • район плавания (морские, прибрежные, речные, озерные) и др.

Таким образом, чтобы провести систематизацию по видам яхт, нужно учитывать комплекс характеристик, базовые из которых мы описали выше.

Уважаемые покупатели! В связи с колебаниями курса валют, идет обновление цен на выпускаемую продукцию и весь ассортимент товаров. Указанные на сайте цены могут отличаться от действительных. Просьба уточнять стоимость у менеджеров отдела продаж компании Velvette Marine.

Мореходные качества

Приложение законов механики к судостроению привело к появлению теории корабля – науки, изучающей мореходные качества – совокупность характеристик, определяющих поведение судна в условиях плавания.

На мореходные качества катеров оказывает влияние множество факторов. К числу наиболее значимых относятся размеры катеров, форма обводов, распределение масс.

Одно из важнейших мореходных качеств катера – плавучесть – сохранение определенной осадки при заданном количестве груза.

Не менее важна остойчивость – способность противостоять внешним силам, вызывающим крен или дифферент, каждый раз после прекращения их действия возвращаясь в положение равновесия.

Читайте также:
Velvette 25 Euphoria: описание катера, технические характеристики, отзывы

Способность оставаться на плаву, сохраняя остойчивость и некоторый запас плавучести, при затоплении одного или нескольких отсеков называется непотопляемостью. Технически она обеспечивается: делением корпуса на водонепроницаемые отсеки, устройством двойного дна, оборудованием катера водоотливными средствами.
Мореходные качества, характеризующие возможность судна перемещаться и маневрировать называют ходовыми качествами.

К ходовым качествам относятся:

  • ходкость,
  • управляемость,
  • инерция,
  • устойчивость на курсе,
  • потеря скорости на волнении,
  • время погашения инерции,
  • расстояние, проходимое судном после реверса главных механизмов.

Способность катера развивать заданную скорость при определенной затрате мощности главного судового двигателя называется ходкостью. Ходкость зависит от главных размерений, обводов корпуса и режима работы движителя. Управляемость – свойство катера выдерживать направление движения или изменять его в соответствии с перекладкой руля во время маневрирования. Характеризуется устойчивостью на курсе (способностью сохранять прямолинейное движение в заданном направлении, не отклоняясь в сторону) и поворотливостью (свойством изменять направление движения под действием руля).

Устойчивость на курсе зависит от характеристик подводной части судна. Ее антагонист – рыскливость – «готовность» катера самопроизвольно отклоняться от курса под влиянием внешних сил.

Поворотливость в первую очередь определяется правильным соотношением длины и ширины корпуса, формы обводов, а также площади пера руля.

Инерция – свойство катера сохранять поступательное движение после прекращения работы движителя.

Как отрасль судостроительства производство и сборка катеров для прогулок довольно популярна, поэтому модели данного класса производят как зарубежные компании, так и российские. Среди заграничных фирм отдельно стоит отметить американские судоверфи, продукция которых заслужила доверие пользователей по всему миру. В частности, это такие производители, как:

  • Sea Ray;
  • Cobalt;
  • Regal;
  • Four Winns;
  • Crownline.

Достойную конкуренцию американским судам составляют плавсредства из Северной и Центральной Европы. Среди европейских компаний наиболее известны:

  • Bella boats (Финляндия);
  • Alunaut (Эстония);
  • Forbina (Норвегия);
  • Hellwig Boats (Германия);
  • Rhea Marine (Франция);
  • Quicksilver (Польша);
  • Cranchi (Италия);
  • Van Wijk Maritiem (Голландия).

Также немало качественных моделей прогулочных катеров сходит с отечественных судоверфей. Из наших производителей стоит отметить следующие заводы:

  • Enigma (Московская обл.);
  • «Варяг» (Петрозаводск);
  • ООО «Саитов» (Кировский р-он);
  • SAVA (Тверская обл.).
Читайте также:
Gladius Swan 750: описание катера, технические характеристики, отзывы

Конечно, все верфи перечислить просто невозможно, поэтому в материале представлены только популярные производители.

Моторная лодка или катер — что выбрать?

Для начала рассмотрим основные отличия этих плавательных средств. В общих чертах, моторная лодка — это маломерное судно, передвигающееся при помощи легкосъемного подвесного двигателя (двигателей) мощностью до 70 л.с. Размер моторки практически не ограничен – длина корпуса может достигать 7 метров. Для улучшения скоростных характеристик и повышения безопасности плавания на них устанавливаются два мотора, при этом динамические показатели мотолодок становятся не хуже, чем у катеров.

В настоящее время определенно сказать, какое плавсредство является моторной лодкой, а какое катером — нельзя. Еще около пяти лет назад специалисты считали, что если судно оснащено стационарным мотором, то это – катер, а если подвесным, легкосъемным – то моторная лодка. Но в настоящее время многие известные производители стали устанавливать на свои модели подвесные двигатели. Так же были попытки классифицировать суда по типу системы управления: дистанционная – катер, расположена на корме – моторка.

Немного разобравшись с терминологией, и понимая, что представляет собой каждый вид, нужно решить с какой целью приобретается водное судно.

Во-первых – скорость и комфорт передвижения. Считается, что для поездки к месту охоты или рыбалки вполне достаточно моторной лодки, но если хочется отдохнуть в комфортабельных условиях или совершить продолжительное путешествие, то наиболее оптимальным вариантом будет решение купить катер.

Во-вторых, нужно понимать, где будет эксплуатироваться предполагаемая покупка. Передвижение по закрытым водоемам (озерам и водохранилищам), малым и крупным рекам имеет свои особенности. На больших просторах для быстрого и удобного перемещения предпочтительнее будет использовать маломерный катер.

В-третьих, предполагаемое количество людей, одновременно находящихся на плавсредстве. Моторные лодки, в основном, предназначены для доставки от 2 до 4 человек к месту охоты или рыбалки, тогда как вместимость катеров выше – до 8 пассажиров.

Определившись с целью покупки, местом эксплуатации и грузоподьемностью стоит внимательно изучить в интернете предлагаемые модели. Если решение приобрести маломерное судно окончательное сформировалось, лучшим вариантом будет покупка катера серии «Сильвер». Модели этой линейки предназначены для всесезонной эксплуатации, они надежны, а простота управления обеспечит безопасность передвижения.

Читайте также:
Открытые прогулочные катера: технические характеристики, отзывы

{RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
{RANDOM_SECTION=500-3000}

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: