Опыт эксплуатации “Крыма” в морских условиях

Под Крымом действует гигантская опреснительная установка

Ученые обнаружили в Крыму два крупных подземных магматических очага, рядом с которыми опресняется морская вода. О том, поможет ли это полуострову решить проблему водоснабжения, — в материале РИА Новости.

Жизнь на морской воде

Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар, Оман, Бахрейн, Израиль обеспечивают себя водой за счет опреснения. Что же мешает последовать их примеру в Крыму?

Есть три основных способа опреснения. Первый — термическая дистилляция — известен тысячи лет. Соленую воду кипятят, сверху отводят пар, при охлаждении он конденсируется и дает пресную воду. А внизу остается концентрированный соляной раствор — рапа.

Второй — с применением электричества. Заряженные ионы соли перемещаются через избирательно проницаемую мембрану. Чем больше сила тока, тем меньше соли остается в воде.

Третий способ — обратный осмос — применяют в промышленных целях. Вода проходит через мембрану под давлением, а соль — снаружи.

Все три метода энергоемкие. Себестоимость полученной воды в три раза выше, чем из поверхностных пресных источников. Богатые страны Ближнего Востока могут себе это позволить, Крым — пока нет. Потребителям не хватит средств на такую воду. Кроме того, ее нельзя использовать для мелиорации.

Все же определенные шаги в этом направлении сделаны. В частности, пилотную станцию по опреснению построят вблизи города Судак. Небольшая установка действует в поселке Новый Свет.

Горячее сердце вулкана

Но есть и природные опреснители. На побережье, над глубинными горячими магматическими очагами, нередко формируются системы выпаривания соленой воды и конденсации пара.

Морская вода просачивается к магме и вскипает. Соленая рапа уходит по трещинам, а пар под давлением поднимается вверх и конденсируется в пористых породах или полостях. Образуются подземные резервуары. Из них пресная вода устремляется по зонам разломов, пока не прорывается на поверхность.

Природные системы геотермального опреснения позволяют круглый год, независимо от осадков, получать много высококачественной воды для питья и полива. Воздействие на окружающую среду минимальное, а затраты — крайне низкие.

Как устроены природные опреснители Крыма

Три такие системы обнаружили на побережье Черного моря, две — в Крыму. Первые сведения о них появились в 2006-2007-м, когда на полуострове вели геолого-разведочные работы на нефть и газ. Сейчас ученые уточнили их местоположение и контуры, детали строения.

Высокотемпературные очаги — зоны подземного парообразования с температурами от 100 до 200 градусов Цельсия — находятся под Ай-Петринской яйлой на глубине около двух с половиной километров. Их диаметр — 2,5 и четыре километра.

По заключению авторов исследования, пар из зоны кипения поднимается по разломам, а затем, на глубинах 930-1100 метров, конденсируется в виде горячих — 80-85 градусов Цельсия — геотермальных растворов. Ближе к поверхности в карстовых полостях известняков и в крупнозернистых песчаниках образуются подземные озера и линзы пресной воды с незначительным напором и температурой 25-30 градусов. Остаточная соленая геотермальная рапа истекает по тектоническим трещинам из нижней части зоны парообразования на глубинах 2000-2500 метров.

“Как работают такие системы, мы уже видели в других странах. Крупные объемы опресненных вод обычно расходятся от очагов на тысячи километров, — рассказывает РИА Новости Николай Ковалев из Севастопольского государственного университета. — Совместно с НИИ сельского хозяйства Крыма мы подтвердили наличие в зонах разломов высоконапорных глубинных пресных вод высокого качества. Как субмаринные разгрузки, они круглый год сбрасываются в Черное и Азовское моря на глубинах 600-800 метров и расстоянии пяти-десяти километров от берега”.

Интересно, что многие разведочные скважины, пробуренные более двадцати лет назад, фонтанируют до сих пор. Вода абсолютно пресная — соли меньше грамма на литр. Как минимум два поселка в Крыму снабжаются такой водой, поступающей с глубин 500 и 800 метров.

“В том, что мы обнаружили, нет сенсации, — замечает Ковалев. — Давно известно, что в Крыму есть глубинные пресные воды. Они самоизливаются уже многие годы, выдавая не менее двух тысяч кубометров в сутки, в то время как дебет обычных скважин — 100-200 кубометров”.

“В Крыму сейчас примерно у десяти поселков вообще нет источника воды, ее завозят, — добавляет ученый. — А здесь не надо строить большие водоводы: достаточно пробурить там, где разлом”.

Подземные реки ищет ядерный резонанс

Ученые детально обследовали два сквозных подземных пресных потока, которые выходят из-под Крымских гор и через 200-300 километров сбрасывают воды в Азовское море. Всего же, по предварительной оценке, на полуострове около двадцати глубинных тектонических разломов, и по каждому за сутки протекает от одного до полутора миллионов кубометров пресной воды. Это в несколько раз больше объемов добычи из верхних водоносных горизонтов.

Читайте также:
Лодка Ладога: описание модели, технические характеристики, отзывы

Направления потоков изучали по космоснимкам, затем проехали по местности с полевой аппаратурой — ядерным магнитно-резонансным (ЯМР) геотомографом. Он точно показывал, где разлом и есть ли там движение воды. Кроме того, прибор дистанционно, до глубины три километра, определил объемы, температуру и соленость водных масс, участки образования пара и направления его миграции по горизонтальным разрывам или трещиноватым породам.

Местоположение разломов и подземных вод ученые-геофизики из НИИ сельского хозяйства Крыма подтвердили методами электро- и магниторазведки.

Потоки приурочены к двум горизонтам проницаемых пород на глубинах около 400 и 1000 метров от поверхности. Пробы, отобранные из трех действующих скважин с самоизливом, показали высокое качество воды и ее пригодность для питья. Исследователи рассчитали общий напор потока, исходя из места и глубины сброса — эти данные получили, пользуясь ИК-снимками из космоса, на которых прекрасно видны выходы пресных вод на дне моря.

По мнению ученых, глубинные тектонические разломы Крыма — потенциальные водоносные каналы, не требующие финансовых затрат на постройку и обслуживание. Однако чтобы оценить запасы, все же необходимо бурить скважины.

Мотолодка «Крым»

схема лодка крым

Мотолодка «Крым», выпускаемая с 1970 г., предназначена для туризма и прогулок по рекам, прибрежным зонам водохранилищ и морей при высоте волны до 0,75 м и удалении от берега до 3000 м. В настоящее время выпускается модернизированная модель «Крым-М», отличающаяся от первоначального проекта повышенной прочностью корпуса и дополнительными удобствами для экипажа. Корпус изготовлен из алюминиево-магниевого сплава АМг5, соединение деталей выполняется посредством контактной и аргонодуговой сварки. Материал корпуса обладает повышенной коррозионной стойкостью, благодаря чему лодка может эксплуатироваться в морской воде. Толщина обшивки днища — 2 мм, бортов и палубы — 1.5 мм. В конструкции широко применена штамповка листовых деталей. Набор корпуса в ранее выпущенной серии был выполнен по смешанной системе: с продольными стрингерами и шпангоутами; в модели «Крым-М» днище подкреплено исключительно штампованными шпангоутами П-образного профиля.

Выпукло-килеватые обводы днища с умеренной килеватостью и скуловым брызгоотбойником обеспечивают высокое гидродинамическое качество.

Теоретический корпус мотолодки «Крым»

строение лодка крым

В кокпите с размерами 2,05х1,3 м расположены мягкие сиденья. Носовые имеют две независимые спинки со съемными подушками; эти спинки могут быть откинуты вниз, например, для работы веслами. Спинка кормового дивана сплошная; откидываясь, она открывает доступ в кормовой багажник. Все сиденья — легко снимаются. Уложив их на пайолы, можно быстро устроить мягкую постель на троих.

У транца установлена водонепроницаемая переборка, ограждающая моторный отсек, который сверху закрывается крышкой. Переборка препятствует попаданию воды, загрязненной горючим, в кокпит лодки. Транец и переборка снабжены быстрооткрывающимся сливными устройствами, причем пружинную пробку в транце можно открыть на ходу мотолодки. В моторном отсеке можно хранить уложенный поперек лодки мотор и бак к нему, причем крышку можно запереть на замок. На ходу крышка укладывается под носовое сиденье.

В форпике оборудован багажник для походного снаряжения, а над ним небольшой рундук с крышкой.

Непотопляемость лодки обеспечивается блоками пенопласта, закрепленными под кормовым сиденьем и в носу около форштевня. Полностью залитая водой лодка остается на плаву в положении на ровный киль.

В комплект снабжения входит дистанционное управление поворотом, реверсом и газом подвесного мотора. Слева от рулевой колонки закреплена кнопка «стоп». Съемный тент из палаточной ткани используется в двух вариантах: в полуоткрытом варианте устанавливается только верхняя часть его для защиты от солнца. В непогоду к верхней части пристегиваются глухие боковины, снабженные окнами из прозрачной пленки. Плоское ветровое стекло имеет бортовые щитки, защищающие кокпит от забрызгивания.

Читайте также:
Моторная лодка "Quickline" (США): описание модели, технические характеристики, отзывы

Лодка комплектуется парой разборных весел с уключинами, черпаком, запасным днищевым блоком плавучести.

Опыт эксплуатации «Крыма» в морских условиях

Достоинства лодки

Благодаря некорродирующему материалу корпуса «Крым» — «вечная» лодка. На попутных и косых курсах к волне «Крым», благодаря полным носовым обводам, не зарывается в волну и почти не зарыскивает. Благодаря широким брызгоотбойникам кокпит лодки слабо подвержен забрызгиванию.

Благодаря малой килеватости корпуса «Крым» хорошо выходит на глиссирование с большой загрузкой и при невысокой мощности мотора.

Существенным достоинством лодки является приспособленность транца для установки двух моторов, что позволяет повысить безопасность плавания.

Недостатки лодки

Из-за малой килеватости днища «Крым» сильно бьёт на встречном волнении. При резких поворотах лодку сносит вбок, что может вызвать удар бортом о волну и переворачивание. Из-за повышенных ударных нагрузок днище, выполненное из мягкого сплава АМг5, постепенно проминается между шпангоутами и стрингерами и становится волнистым, что приводит к ухудшению скоростных качеств.

«Крым» долгое время выпускался с кормовым отсеком неудачной конструкции с точки зрения безопасности: подмоторная ниша — рецесс отсутствовала, попутная волна нередко заливала лодку. И только в середине 90-х годов после очередной модернизации «Крым» начал снабжаться самоотливным рецессом.

Заключение

Несмотря на коррозионно-стойкий материал корпуса, из-за недостаточных мореходных качеств нежелательно применение «Крыма» для протяжённых плаваний в открытых водоёмах.

Мотолодка “Крым”

Мотолодка ‘Крым’, выпускаемая с 1970 г., предназначена для туризма и прогулок по рекам, прибрежным зонам водохранилищ и морей при высоте волны до 0,75 м и удалении от берега до 3000 м. В настоящее время выпускается модернизированная модель ‘Крым-М’, отличающаяся от первоначального проекта повышенной прочностью корпуса и дополнительными удобствами для экипажа. Корпус изготовлен из алюминиево-магниевого сплава АМг5, соединение деталей выполняется посредством контактной и аргоно-дуговой сварки. Материал корпуса обладает повышенной коррозионной стойкостью, благодаря чему лодка может эксплуатироваться в морской воде. Толщина обшивки днища – 2 мм, бортов и палубы – 1.5 мм. В конструкции широко применена штамповка листовых деталей. Набор корпуса в ранее выпущенной серии был выполнен по смешанной системе: с продольными стрингерами и шпангоутами; в модели ‘Крым-М’ днище подкреплено исключительно штампованными шпангоутами П-образного профиля.

Выпукло-килеватые обводы днища с умеренной килеватостью и скуловым брызгоотбойником обеспечивают высокое гидродинамическое качество.

Теоретический корпус мотолодки “Крым”.

В кокпите с размерами 2,05х1,3 м расположены мягкие сиденья. Носовые имеют две независимые спинки со съемными подушками; эти спинки могут быть откинуты вниз, например, для работы веслами. Спинка кормового дивана сплошная; откидываясь, она открывает доступ в кормовой багажник. Все сиденья – легко снимаются. Уложив их на пайолы, можно быстро устроить мягкую постель на троих.

У транца установлена водонепроницаемая переборка, ограждающая моторный отсек, который сверху закрывается крышкой. Переборка препятствует попаданию воды, загрязненной горючим, в кокпит лодки. Транец и переборка снабжены быстрооткрывающимнся сливными устройствами, причем пружинную пробку в транце можно открыть на ходу мотолодки. В моторном отсеке можно хранить уложенный поперек лодки мотор и бак к нему, причем крышку можно запереть на замок. На ходу крышка укладывается под носовое сиденье.

В форпике оборудован багажник для походного снаряжения, а над ним небольшой рундук с крышкой.

Непотопляемость лодки обеспечивается блоками пенопласта, закрепленными под кормовым сиденьем и в носу около форштевня. Полностью залитая водой лодка остается на плаву в положении на ровный киль.

В комплект снабжения входит дистанционное управление поворотом, реверсом и газом подвесного мотора. Слева от рулевой колонки закреплена кнопка ‘стоп’. Съемный тент из палаточной ткани используется в двух вариантах: в полуоткрытом варианте устанавливается только верхняя часть его для защиты от солнца. В непогоду к верхней части пристегиваются глухие боковины, снабженные окнами из прозрачной пленки. Плоское ветровое стекло имеет бортовые щитки, защищающие кокпит от забрызгивания.

Лодка комплектуется парой разборных весел с уключинами, черпаком, запасным днищевым блоком плавучести.

Опыт эксплуатации “Крыма” в морских условиях

Благодаря некорродирующему материалу корпуса “Крым” – “вечная” лодка. На попутных и косых курсах к волне “Крым”, благодаря полным носовым обводам, не зарывается в волну и почти не зарыскивает. Благодаря широким брызгоотбойникам кокпит лодки слабо подвержен забрызгиванию.

Читайте также:
Слани для лодки Прогресс-4: описание модели, технические характеристики, отзывы

Благодаря малой килеватости корпуса “Крым” хорошо выходит на глиссирование с большой загрузкой и при невысокой мощности мотора.

Существенным достоинством лодки является приспособленность транца для установки двух моторов, что позволяет повысить безопасность плавания.

Из-за малой килеватости днища “Крым” сильно бьёт на встречном волнении. При резких поворотах лодку сносит вбок, что может вызвать удар бортом о волну и переворачивание. Из-за повышенных ударных нагрузок днище, выполненное из мягкого сплава АМг5, постепенно проминается между шпангоутами и стрингерами и становится волнистым, что приводит к ухудшению скоростных качеств.

“Крым” долгое время выпускался с кормовым отсеком неудачной конструкции с точки зрения безопасности: подмоторная ниша – рецесс отсутствовала, попутная волна нередко заливала лодку. И только в середине 90-х годов после очередной модернизации “Крым” начал снабжаться самоотливным рецессом.

Несмотря на коррозионно-стойкий материал корпуса, из-за недостаточных мореходных качеств нежелательно применение “Крыма” для протяжённых плаваний в открытых водоёмах.

Решение проблем водообеспечения Северного Крыма

Шаблий, Е. Ф. Решение проблем водообеспечения Северного Крыма / Е. Ф. Шаблий, С. С. Товстый, О. А. Курдес. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46139/ (дата обращения: 21.07.2022).

Одной из насущных проблем, которые приходится решать человечеству — это добыча водных ресурсов. На Земле много источников, но большинство из них — соленые. Пресных источников воды не так много на планете, и не во всех странах они есть.

Проблема с пресным водоснабжением в Крыму возникла после событий, связанных с его присоединением к России в 2014 году. Украина перекрыла Северо-Крымский канал, подающий на полуостров пресную воду, тем самым создав дефицит как технической, так и питьевой воды для населения.

По данным подведомственного Минприроды Крыма предприятия КП «Южэкогеоцентр» обеспеченность населения Республики Крым подземными водами выглядит следующим образом (рис.1) [1 С.122].

Из рисунка видно, что некоторая часть водозаборов Крыма находится в сложных условиях эксплуатации. Повышенная минерализация воды и загрязнение наблюдаются на 46 водозаборах, в т. ч. 14 — с утвержденными запасами подземных вод.

Рис. 1. Обеспеченность населения Республики Крым подземными водами

Неблагоприятная гидрохимическая обстановка по водоносному горизонту четвертичных отложений наблюдается на 5 водозаборах в Ялтинском и Судакском районах.

Водоносный горизонт мэотических, объединенных сармат-мэотис-понтических отложений характеризуется развитием негативных процессов в Красноперекопском, Первомайском, Раздольненском, Сакском, Черноморском районах и на Керченском полуострове.

В Красноперекопском районе сохраняется неблагоприятная гидрохимическая обстановка. На Воронцовском водозаборе, величина сухого остатка неуклонно растет и в настоящее время составляет 2,5–3,0 г/л, жесткость — 22,15–24,7 мг-экв/л. Аналогичная ситуация сохраняется на близлежащих промышленных предприятиях: ООО «Титановые Инвестиции» — минерализация 1,1 г/л, АО «Бром» — минерализация 1,33 г/л, ПАО «Крымский содовый завод» (водозабор «Сольпром 2») — минерализация 10,4 г/л. В подобных условиях острого дефицита пресной воды особую актуальность приобретают альтернативные технологии пополнения водных ресурсов, в том числе и за счет опреснения морской воды.

В 2012–2014 году для Камыш-Бурунской ТЭЦ ПАО «Крым ТЭЦ» г. Керчь был реализован проект по деминерализации морской воды производительностью 50 т/час для подпитки теплосетей и паровых котлов. В качестве исходной используется вода из Керченского пролива с солесодержанием 16 г/л. Это в свою очередь позволило снизить нагрузку на сети городского водоканала, что, в свою очередь, улучшило общее водоснабжение Керчи [3 С.64].

Морская вода на этой установке проходит несколько этапов опреснения по комбинированной технологии: для осветления используется мембранная технология ультрафильтрации, для опреснения — мембранная технология обратного осмоса, для полировочного умягчения — ионнообменная технология. Установка функционирует в автоматическом режиме.

Экологи Крыма высказываются против процесса опреснения, утверждая, что он наносит вред окружающей среде. Удаление соли из морской воды, приводит к образованию концентрированного шлама, который в два раза тяжелее морской воды и содержит примеси, которые могут негативно влиять на морских обитателей при сбросе рассола в море. В случае утилизации отходов на суше, они могут просачиваться сквозь почву, проникая в подземные воды и загрязняя их.

Предприятия северной части Республики Крым также испытывают дефицит пресной воды, который временно восполняется путем отбора подземных вод из скважины. В перспективе требуется иной долговременный источник пресной воды. В этой связи субъектами хозяйствования северной части Крыма, рассматривается концепция использования морской воды Черного моря с её дальнейшим опреснением до требуемых в производственном цикле химических параметров [10].

Читайте также:
Тюнинг лодки Прогресс-4 (каюта): описание модели, технические характеристики, отзывы

Для решения данной задачи предлагается использовать опреснительный комплекс по термической технологии исходя из максимальной потребности в морской воде, в количестве 480000 м3/сут. Данная технология имеет следующие преимущества:

– технология отработана на объектах атомной энергетики и показала надежность и стабильность показателей работы в разных условиях;

– позволяет выполнять проект полностью на российском оборудовании (исключено влияние экономических санкций, а также прямое влияние курса рубля к иностранной валюте);

– простота процесса, позволяющая с высокой степенью стабильности получать обессоленный дистиллят солесодержанием 2–5 мг/дм3;

– не требуется специальной подготовки исходной воды, оборудование работает стабильно в широких диапазонах температур и химического состава исходной воды;

– оборудование надежно работает в непрерывном стационарном режиме, нет специальных требований к квалификации обслуживающего персонала;

– длительный рабочий срок эксплуатации оборудования до его амортизации — 50 и более лет;

– низкие эксплуатационные затраты: для работы требуется тепловая энергия — водяной пар низких параметров;

– легко сопрягается с источниками тепла — ГТУ, пароводяными контурами ТЭЦ, водогрейными котлами.

Ввиду того, что в районе предполагаемого размещения энерго-опреснительного (ЭОК) отсутствуют источники отработанного пара в достаточном объеме, предполагается реализовать проект в варианте энергоопреснительного комплекса, где тепловая энергия энергоисточника будет утилизироваться для работы дистилляционных опреснительных установок (ДОУ). Таким образом, цель проекта строительства опреснительного комплекса с энергоисточником: создание автономного источника комплексного обеспечения химических предприятий ресурсами в части водоснабжения и электроснабжения. Район предполагаемого строительства расположен на равнинной местности в южной части Перекопского перешейка между Каркинитским заливом Черного моря и озером Сиваш. Схема предполагает сброс упаренного раствора в отстойник, а возврат морской воды исходного качества, использованной для охлаждения — обратно в акваторию Каркинитского залива.

Несмотря на всю привлекательность, реализовать проект опреснения на данный момент предприятия химической отрасли не могут из-за недостатка оборотных финансовых средств, так как реализация мероприятия очень-очень дорогостоящая.

  1. Доклад о состоянии и охране окружающей среды на территории Республики Крым в 2016 году//Рескомприроды Крыма. [Эл. ресурс]. URL: http://meco.rk.gov.ru/rus/file/doklad-o-sostoyanii-i-okhrane-okruzhayushhej-sredy-respubliki-krym-v-2016-godu.pdf
  2. Ляшевский В. И., Джапарова А. М. К проблеме опреснения морской воды в Крыму // Таврический вестник аграрной науки. — 2015. — № 1. — С.63–68.
  3. Проект «Строительство энергоопреснительного комплекса «Северный Крым». Концепция.- 2016.- 72 с.

Основные термины (генерируются автоматически): морская вода, Крым, пресная вода, вод, водоносный горизонт, исходная вода, неблагоприятная гидрохимическая обстановка, обеспеченность населения Республики, опреснительный комплекс.

Ученые против. Нужны ли Крыму опреснительные установки?

Не в первый раз Крыму приходится выбирать между жизненно необходимым и возможными неприятными последствиями. Можно вспомнить историю с Крымской АЭС, вложенные в неё миллиарды рублей, перспективу ухода от энергодефицита — и страх перед возможным повторением Чернобыльской трагедии.

Тогда победила осторожность. А вот в случае с многочисленными карьерами много раз верх брала жадность и недальновидность. Поэтому добытчики песка и камня снова и снова «дырявили» полуостров, вместо того, чтобы использовать уже существующие заброшенные разработки.

Сейчас снова приходится выбирать: строить в Крыму опреснительные установки или можно обойтись без них? Точнее, место для нескольких опреснительных станций уже определено, но будет ли расширена эта сеть для других приморских городов и посёлков? В вопросе разбирались «АиФ-Крым».

Гладко только на бумаге

В Ялте активисты уже инициировали сбор подписей против… строительства установки по опреснению воды. Хотя ещё неизвестно, какого типа будут опреснители, жители города считают, что такую воду невозможно использовать, как питьевую.

Ялте в межсезонье требуется 70 тысяч кубометров в сутки. Водопады, которые выручают во время таяния снега и дождей, перестают быть надёжными источниками с конца весны до осени. А в это время население, за счёт курортников, увеличивается в несколько раз. В многоводные годы Ялта всё-таки обходится своими ресурсами, а вот в засушливые приходится сильно экономить.

Какие же «подводные камни» могут ждать Крым при строительстве и эксплуатации станций по опреснению воды?

Читайте также:
Восстановление лодки Обь-3: описание модели, технические характеристики, отзывы

Заведующий кафедрой водоснабжения, водоотведения и санитарной техники Крымского федерального университета (КФУ) Илья Николенко назвал несколько. Это, например, нерешённый вопрос утилизации стоков. При опреснении образуется концентрированный рассол с высоким содержанием солей. Сбрасывать их в море — не лучшее решение, экологию это точно не улучшит. Кроме того, пока непонятно, какие характеристики будет иметь полученная вода: можно ли будет её использовать для применения в ЖКХ, промышленности, сельском хозяйстве, рекреации и т.д.

«В Израиле государство 50 лет настраивало характеристики этих сооружений, прежде чем сформировалась законодательная база с зафиксированными критериями, — привёл пример Илья Николенко. — Там 20 лет ушло на отладку санитарных и технологических аспектов. При этом израильские специалисты выявили области вероятного ущерба при работе водоочищающих заводов: повреждение прибрежных зон, нарушения морской среды, увеличение объёмов использования энергии, негативные воздействия на прибрежную и морскую среду во время строительства и в процессе эксплуатации».

Поэтому, считает Илья Николенко, Крыму необходим экспертный совет учёных. Которые могли бы оценить перспективы и последствия опреснения именно для полуострова.

Очень пригодились бы и свежие идеи о том, что можно сделать с отходами опреснительных установок. Самое очевидное, о чём уже говорили специалисты, предусмотреть одновременно со строительством опреснительных станций, промышленные предприятия по переработке рассолов. Из них, например, можно получать гипохлорид натрия. Очень даже востребованное в медицине, ЖКХ и в быту вещество. Оно применяется для обеззараживания воды, отбеливания, очистки поверхностей, устранении запахов, для санитарной обработки и т.д.

Ещё не всё пробовали

Роман Захаров, заведующий кафедрой природообустройства и водопользования Академии строительства и архитектуры КФУ, допускает строительство опреснительных станций, но при организации комплексного подхода:

«Следует рассматривать все варианты восполнения вододефицита и мероприятия, которые будут способствовать развитию региона; всесторонне их анализировать, сравнивать и выбирать наиболее целесообразный вариант, — пояснил он. — Технологии по деминерализации (опреснению) морской воды в Российской Федерации существуют, документально подтверждается высокий процент выхода товарной продукции и качество воды. Остаётся задача утилизации отходов такого производства. В зависимости от производительности опреснительной станции такая задача может быть решена по-разному. Например, часть объёма рассола поступает на дальнейшую переработку, в том числе для производства стройматериалов. А оставшаяся часть смешивается с морской водой в определенной пропорции и возвращается в море. Только более чистая, поскольку заборная морская вода перед деминерализацией очищается. Такая комплексная технология будет дороже, но и на порядок более экологичной».

Конечно, не только в Крыму есть дефицит воды. Но в развитых странах всё большие обороты набирает защита окружающей среды. Экологичность промышленности оказывается в приоритете. Профессор Николенко отметил, что во всех официальных предписаниях опреснительные заводы являются мерой, к которой прибегают при отсутствии эффекта от всех остальных.

Симферопольское водохранилище

Достиг ли Крым того порога, когда спорная мера является необходимой? Крымские учёные считают, что нет. Имеются ещё ресурсы и возможности.

Можно более рационально использовать воду из водохранилищ, рек, нормировать использование воды в сельском хозяйстве и промышленности. Так, например, предприятия Армянско-Красноперекопского промузла («Титановые инвестиции», Крымский бромный завод) сейчас используют пресную воду из скважин, которая является питьевой. Если фундаментально заняться инфраструктурой и использовать современные методы контроля водного баланса, ситуацию можно стабилизировать.

«Опыт показывает, что вложения в режим водосбережения и в рациональное использование приносят в 4-5 раз больше объемов воды, чем вложения в опреснение, — пояснил Илья Николенко. — И по сравнению с опреснением очистка сточных вод может дать в 1,5-2 раза больше объёма воды».

Можно сказать, что опреснительные станции не являются единственным «лекарством» лечения полуострова от вододефицита. Но вот научно-стратегический подход к решениям нехватки воды на уровне республики почему-то почти не задействован.

«В маловодные годы в Крыму выпадает примерно 350 млн кубометров воды в год, в многоводные периоды — до 800 млн кубометров. Потребление в среднем — 500 млн кубометров. Дефицит в годы, когда осадков мало, составляет около 150 млн кубов. Исследования говорят о прогнозируемом дефиците к 2030 году. Тогда Крыму будет не хватать 200 млн кубометров. Но за счёт перераспределения во времени и в пространстве избыточных ресурсов многоводного года недостаток в засушливое время можно частично перекрыть. Сейчас мы эту воду теряем, сбрасывая в реки. Также у нас вода, которую после хозяйственного использования можно очищать и возвращать в водоёмы, это 223 млн кубометров. Сейчас повторно используется только десятая часть. Если мы накопим остальные 200 млн. куб. м. в дополнительных водохранилищах, то это уже решит проблему недостачи».

Читайте также:
Опыт эксплуатации моторной лодки Ладога в морских условиях

Порты Крыма заполнят яхтами и экскурсионными судами

В Крыму готовят проект развития яхтенных марин в четырех морских портах полуострова. Марины, как и экскурсионные пассажирские перевозки, должны вывести убыточные крымские порты из кризиса.

Василий Батанов/РИА Новости

Сели на мель

Ввод в эксплуатацию Крымского моста чуть более года назад обрадовал всех, кроме сотрудников Керченской паромной переправы, которые остались фактически без работы. Несколько лет именно переправа получала основной доход ГУП РК “Крымские морские порты”. Сейчас предприятие переживает сложные времена из-за снижения грузооборота.

В нынешнем году, по словам директора Олега Татаренкова, паром выполнил 162 рейса и перевез 2339 пассажиров и 485 автомашин. С 16 апреля в работу включился и второй паром, выполнив за месяц 12 рейсов и перевезя 340 пассажиров и 27 машин. Хотя два парома способны выполнять до 20 рейсов в сутки, перевозя около 120 грузовых и 800 легковых автомобилей и 2400 пассажиров, пока же выполняется всего два рейса.

– В силу объективных причин, таких как отсутствие железнодорожного сообщения с материком и санкционных ограничений, грузооборот портов значительно сократился, – говорит исполнительный директор компании “Крымские морские порты” Юрий Черненко. – Значительная часть мощностей остается невостребованной. Основным условием выхода из этой ситуации должна стать диверсификация предприятия, описанная в концепции развития портовой инфраструктуры Крымского полуострова до 2030 года.

План выхода из кризиса предусматривает развитие трех направлений: создание инфраструктуры для яхтенного туризма и экскурсионно-туристические перевозки, образование грузовой судоходной компании, модернизация инфраструктуры для создания современных специализированных и универсальных перегрузочных комплексов.

Туристы под парусами

Развитие туристического направления деятельности вполне логично, учитывая курортную специфику полуострова. Концепция предусматривает создание в Керчи международной яхтенной марины и порта-хаба на 500 мест, в Феодосии – каботажной яхтенной марины на 200 мест, в Ялте – марины и сервисной базы на 500 мест, в Евпатории – марины и сезонного яхтенного центра на 500 судов.

В каждом городе определены инвестиционные площадки для строительства яхтенной инфраструктуры. Государственное участие в реализации этих проектов – предоставление земельных участков, гидротехнических сооружений, коммуникаций и подъездных путей. Сейчас разрабатывают технико-экономическое обоснование размещения сети яхтенных марин, проводятся маркетинговые исследования.

Еще одно направление развития морских портов Крыма – экскурсионно-туристические перевозки, для которых планируется создать пассажирскую судоходную компанию и закупить суда. В арсенале у “Крымских морских портов” есть десять судов, которые нуждаются в капремонте, планируется приобрести еще 12 современных. Кстати, в прошлом году по маршруту Севастополь – Ялта пустили пассажирскую “Комету”. В нынешнем планируют связать морским сообщением Евпаторию и Феодосию.

Кроме того, необходимо будет создать береговую инфраструктуру для обслуживания туристических катеров и яхт, а также провести реконструкцию гидротехнических сооружений.

Копайте глубже

Третье направление – грузовые перевозки, в частности, перевалка горюче-смазочных материалов и зерна. Основные надежды здесь связывают с развитием торговых отношений с Сирией, Ираном и Абхазией.

– После ввода в эксплуатацию железнодорожной части Крымского моста мы попадаем в межрегиональные и международные транспортные коридоры, – продолжает Юрий Черненко. – Это откроет для портов Крыма новые возможности и будет способствовать выходу предприятия из кризиса.

Однако для того чтобы развивать это направление, нужны не только заказчики на перевалку грузов и суда, но и техническая готовность самих портов. Основную перевалку грузов планируется сосредоточить в Керчи и Феодосии. Но сейчас состояние Керчь-Еникальского и подходного каналов к Керченскому торговому порту не соответствует нормативам. Последний по своим параметрам не позволяет судам с осадкой более пяти метров заходить в порт. Каждый год донное отложение увеличивается на 30 сантиметров, так что каналы нужно очищать. Ориентировочная стоимость только подготовки проектов – около десяти миллионов рублей, а само углубление дна обойдется в 1,5 миллиарда. Бюджетные средства на это не выделены, привлечь инвестиции со стороны практически невозможно. Собственных средств предприятию не собрать, потому что 70 процентов зарабатываемых денег уходит в республиканский бюджет (арендная плата за республиканское имущество, находящееся на балансе портов).

Читайте также:
Лодка Казанка-2М: описание модели, технические характеристики, отзывы

– Имущество, переданное нам в хозведение (гидротехнические сооружения, здания и сооружения), несет очень большую нагрузку, и те 30 процентов средств, которые у нас остаются, не покрывают расходы на его содержание, – говорит генеральный директор ГУП РК “Крымские морские порты” Сергей Квасов. – Даже если мы все его отдадим в аренду, средств все равно будет недостаточно. По опыту аналогичных предприятий на материке могу сказать, что там 100 процентов арендной платы остается у них. Эти средства целевым образом направляются на содержание объектов.

В компании просят внести изменение в нормативный акт о распределении доходов от аренды имущества, увеличив процентное соотношение в их пользу.

Кроме того, чтобы предприятие могло развиваться, необходимо обновить портовую инфраструктуру, создать судоходную компанию с государственным участием и обновить флот. В будущем здесь планируют приобрести шесть судов грузоподъемностью до 20 тысяч тонн. А в еще более отдаленной перспективе – создать логистическую компанию и обзавестись собственным контейнерным парком.

Инвестор для порта

Остается ответить на самый главный вопрос: где взять деньги? Ведь прежде чем предлагать инвесторам площадки для яхтенных марин или грузовых терминалов, нужно их еще подготовить.

В правительстве о проблемах предприятия знают и в апреле выделили на поддержку “Крымских морских портов” целевую субсидию в размере 237 миллионов рублей, которые направили в первую очередь на выплату долгов по заплате 2,5 тысячи работников, а также налогов.

– Учитывая сложное финансовое положение ГУП “Крымские морские порты”, проведение диверсификации его деятельности только за счет собственных средств невозможно, – говорит Юрий Черненко. – Предполагается привлечение бюджетных средств на строительство и реконструкцию гидротехнических сооружений для яхтенной инфраструктуры, на ремонт судов и приобретение новых. А сами проекты планируется реализовать на условиях государственно-частного партнерства или концессии с использованием механизмов СЭЗ Крыма.

Петр Запорожец, председатель комитета Госсовета Республики Крым по промышленной политике, транспорту и топливно-энергетическому комплексу:

– Совершенно очевидно, что сегодня нелогично требовать от “Крымских морских портов” сиюминутного роста экономической активности, ведь это долгая и кропотливая работа. Но нужно видеть перспективу, понимать, что уже делается, чтобы вывести предприятие из числа убыточных. Думаю, именно Керченский морской торговый порт может и должен стать точкой развития. Надеюсь, открытое обсуждение проблем поможет выработать общую схему выхода из непростой ситуации и принесет желаемые результаты. И уже во втором полугодии экономическая активность предприятия вырастет.

Андрей Ксензов, заместитель министра транспорта РК:

– Пока баланс доходов и расходов предприятия “Крымские морские порты” отрицательный. Работаем над тем, чтобы его выровнять. Для этого принят план мероприятий, предусматривающий возможность списания девяти судов, что снизит издержки. Также принято решение провести оценку еще 55 судов, чтобы определить их дальнейшую судьбу. Обсуждается возможность полностью оставлять предприятию полученные им доходы на содержание целостного имущественного комплекса, а также выделить средства на очистку подводного канала, чтобы обслуживать его собственными силами.

Субмаринные воды Крыма

Много подземных источников беспрепятственно утекает в море

Сергей Кондратьев,
кандидат химических наук, старший научный сотрудник отдела биогеохимии моря Морского гидрофизического института РАН, Севастополь
«Коммерсантъ Наука» №33 (5), ноябрь 2020

Мыс Пелекето («Коммерсантъ Наука» №33, ноябрь 2020)

Мыс Пелекето. Фото: Коммерсантъ / Сергей Кондратьев

По данным многолетних исследований крымских гидрогеологов и в первую очередь работ профессора Юрия Юровского, дебет подземных вод Горного Крыма оценивается примерно в 330 млн м 3 в год. Это всего в три раза меньше, чем поступало на полуостров по Северо-Крымскому каналу — с учетом транспортных потерь, испарения и фильтрации в подземные водоносные горизонты.

Посвящается светлой памяти Юрия Георгиевича Юровского, геолога, поэта, писателя, Мастера

Часть подземных вод Горного Крыма питает главные реки полуострова и, соответственно, две дюжины водохранилищ на их пути, а также многочисленные горные ручьи и родники. Но значительная доля подземных вод уходит в море незаметно для человека в результате так называемой субмаринной разгрузки.

Читайте также:
Лодка Обь: описание модели, технические характеристики, отзывы

Подводные ключи, родники и реки

В самом общем смысле субмаринная разгрузка — это выход подземных пресных вод под поверхностью моря. С точки зрения гидродинамики — явление обычное. Где-то на равнине или в горах выпали осадки (дождь или снег), тают ледники, вода так или иначе должна вернуться в источник, где она когда-то образовалась в виде паров: море или океан. Как вода туда доберется — зависит от строения суши.

Если строение суши не позволяет воде проникать внутрь подстилающих пород, то по пути движения воды будем иметь ручейки, реки (иногда озеро в промежутке). Если же строение и состав подземных недр таковы, что в них имеются трещины и полости, то собирающаяся в них вода в своем стремлении вернуться в океан предпочитает подземные пути, иногда выходя на поверхность в виде родников, а иногда, сумев размыть себе путь в недрах, изливается в море ниже уровня его поверхности. Она может проникать в море или через так называемую рассредоточенную разгрузку, поднимаясь и просачиваясь через донные осадки на больших площадях, или через локальные источники, расположение которых можно указать с высокой точностью.

Схематическая карта распространения выходов субмаринных источников в Черном море («Коммерсантъ Наука» №33, ноябрь 2020)

Схематическая карта распространения выходов субмаринных источников в Черном море. Источник: Пасынков А. А., Вахрушев Б. А. // Ученые записки КФУ им. Вернадского. 2017. Т. 3 (69). № 3. С. 258

Субмаринные источники пресной воды существуют чуть ли не по всему миру, и о них известно очень давно. Не будем перебирать источники всего мира, остановимся на ближайшем соседе — Средиземном море. Там в античное время крупные субмаринные источники активно использовались как для водоснабжения населения (например, источник, расположенный на острове Арвад, современная Сирия), так и для снабжения пресной водой судов.

В наше время в бухте Порт-Мийо, расположенной между городами Марсель и Кассис, было обнаружено более десяти подводных источников пресной воды. Масштаб субмаринной разгрузки оказался столь значительным, что в 1964 году французское Бюро геологических и горных исследований создало в Марселе специальную организацию по ее изучению. После проведения детальных исследований в карстовой галерее была построена плотина, разделяющая пресные и соленые морские воды, после чего пресные воды стали поступать в систему берегового водоснабжения.

Аналогичные поисковые работы проводились на материковом побережье и островах Греции с последующим строительством плотины в одной из пещер, в прибрежной зоне Сирии и в ряде других стран. В 1981 году был опубликован каталог 96 субмаринных источников, расположенных в бассейне Средиземного моря, а по современным данным, только в Адриатическом море субмаринных источников насчитывается более 700.

Крымский карст

Примеряя марсельский опыт и опыт других средиземноморских стран к Крыму, следует прежде всего принять во внимание, что три гряды Крымских гор сложены преимущественно известняками, характерной особенностью которых является наличие карстовых полостей — подземных резервуаров, порой значительного объема. Нет большого смысла перечислять все имеющиеся карстовые пещеры в горах Крыма, образовавшиеся в результате растворения известняков выпавшими в горах осадками и образующими бурные потоки внутри гор. Практически в любой пещере горного Крыма, куда сейчас водят экскурсии (Красной, Скельской или Мраморной), вы попадете в карстовую полость, которую вымыли осадки, выпавшие в Крымских горах за тысячелетия.

Все эти карстовые полости действуют как подземные водохранилища и посейчас. Попробуйте посетить, к примеру, Красную пещеру, но не летом, а в феврале или марте — вероятнее всего, вход в нее будет закрыт, потому что пещера будет залита водой, поднявшейся выше экскурсионных троп. К лету уровень воды в пещере упадет, но это произойдет не в результате испарения — контакт водоема с атмосферой минимален, — а потому что вода переместится в подобную пещеру, но расположенную ниже. И далее в следующий подземный водоем и так далее, пока вода не выйдет на поверхность в виде родника, подобного тому, который дает начало реки Черной.

Мощность этого родника впечатляет: поднимитесь у моста в селе Родниковском вдоль реки метров на 500, и река закончится, останется небольшое углубление в каменистом русле. А за эти 500 метров от истоков река Черная становится столь полноводной (по меркам, конечно, крымских рек), что у моста выше по течению расположен гидрологический пост, где можно оценить мощность потока, а ниже — Чернореченское водохранилище, каждый день поставляющее в Севастополь около 150 тыс. кубических метров воды.

Читайте также:
Моторные лодки Казанка-5 и Казанка-5М: описание модели, технические характеристики, отзывы

Ну а если подземным водам не удалось выйти на поверхность суши? Это не остановит их на пути к Черному морю. Три гряды Крымских гор вытянуты вдоль побережья. Осадки, выпавшие на внешней и внутренней грядах, питают равнинно-крымский артезианский бассейн, разгрузка вод которого происходит рассредоточенно на северо-западном шельфе Черного моря. Главная гряда, которая начинается у мыса Айя и заканчивается у Феодосийского залива, устроена так, что основная масса выпавших осадков по карстовым полостям так или иначе (пути и время пребывания под землей могут быть разными) растекается от ее оси к северу и к югу. И на западной оконечности Крымских гор, и на восточной образуются локальные субмаринные источники, родники пресной воды в море. Глубины выхода пресных вод в море могут быть различными — например, у мыса Айя один из выходов на глубине около одного метра (возле мыса Пелекето) можно увидеть невооруженным глазом.

Один из гротов на мысе Пелекето близ Балаклавы («Коммерсантъ Наука» №33, ноябрь 2020)

Один из гротов на мысе Пелекето близ Балаклавы, в которых в море на глубине 1,5 м впадает подземная река с дебетом 6–10 тыс. кубометров в день, которых хватило бы для обеспечения пресной водой всей Балаклавы. Фото: Коммерсантъ / Сергей Кондратьев

Ситуация в Феодосийском заливе посложнее: гидрологические данные (конкретно величина солености в поверхностных водах) нескольких экспедиций МГИ говорят о том, что на дне залива субмаринный источник пресной воды есть — и мощный (он расположен на глубине около 30 метров, и этого потока хватает, чтобы добраться до поверхности моря). Однако локализовать его положение экспедициям нашего института не удалось — акватория эта служит полигоном ВМФ, и там сложно проводить исследования.

Субмаринная разгрузка под Севастополем

В районе Севастополя выходы пресных вод изучены лучше. Во-первых, имеются пресноводные родники на территории города, самый мощный из них расположен на Максимовой Даче, и в старой морской лоции он был указан как источник пресной воды для кораблей. В настоящее время вода из этого родника после всех метаморфоз по пути все же добирается до Южной бухты, хотя гидрохимический состав этой воды как удивляет, так и оставляет желать лучшего.

Во-вторых, небольшие пресноводные родники расположены по всему неурбанизированному водному периметру территории города — от мыса Лукулл до Учкуевки и от мыса Херсонес до мыса Сарыч. Туристы, летом проживающие «диким образом», прекрасно их знают, причем отдельные родники позволяют не только собирать питьевую воду, но использовать их как пресноводный (хотя и холодный) душ. И на функционировании этих родников не слишком сказалось изъятие вод из скважин многочисленными садовыми товариществами.

В-третьих, возле Севастополя также достаточно субмаринных источников. В 1993 году на НИС «Вега» была проведена экспедиция вдоль берега от мыса Фиолент до мыса Сарыч, и это был не изначальный поиск субмаринных источников, а проверка дебита действующих, нанесенных на карту чуть ли не до войны (эту карту с нанесенными источниками автор видел, но она имела гриф секретности и год издания остался ему неизвестен). Есть, например, действующий источник на выходе из Балаклавской бухты (и это не выход канализации, которой на момент экспедиции не было), есть несколько источников возле мыса Пелекето (видимо, это один источник, разгружающийся в нескольких гротах). Есть источник на дне бухты Ласпи (согласно легендам, из него во времена древнего Херсонеса заправляли водой корабли).

Таким образом, в районе Севастополя существует несколько достаточно мощных субмаринных источников и возникает естественный вопрос: а можно ли их использовать для получения пресной воды? Ответ будет тоже совершенно естественным: можно, только неизвестно — как.

К примеру, источник небольшой мощности на выходе из Балаклавской бухты, расположенный на глубине примерно 1,5 метра. Представляется вполне возможным загнать в отверстие источника металлическую трубу и залить бетоном основание трубы. Можно предполагать, что из отверстия трубы, поднятой, скажем, на 0,5 метра над уровнем моря, польется пресная вода, но нельзя это гарантировать, при таком гидростатическом напоре вода может «уйти» и начать изливаться в соседней подводной полости, поскольку все источники, как правило, гидравлически взаимосвязаны.

Читайте также:
Лодка Крым-3: описание модели, технические характеристики, отзывы

Грот на мысе Пелекето с субмаринной разгрузкой пресных вод («Коммерсантъ Наука» №33, ноябрь 2020)

Грот на мысе Пелекето с субмаринной разгрузкой пресных вод (вид изнутри грота). Фото: Коммерсантъ / Сергей Кондратьев

Или взять, скажем, самый мощный из известных источник возле мыса Пелекето, который, по разным оценкам, может давать 6–10 тыс. кубометров пресной воды в день, то есть объем, которого бы хватило для обеспечения водой Балаклавы. Напомню, что Большой Севастополь, включающий и Балаклаву тоже, получает примерно 150 тыс. кубометров из Чернореченского водохранилища.

В 1998 году автор принимал участие в совместной экспедиции с днепропетровскими учеными, целью которой было установить и закрепить на выходе из грота мыса Пелекето металлические ворота, чтобы оценить, станут ли после этого более пресными воды в гроте. В случае положительного результата в дальнейшем предполагалось по контурам створа закрепить и загерметизировать «капитальные ворота», чтобы запереть выходящую пресную воду в гроте и, таким образом, построить небольшое водохранилище. Но первая же волна в 2 балла снесла ворота насовсем.

Дальнейшее изучение подводных гротов возле мыса Пелекето показало, что чуть ли не в каждом из них происходит разгрузка пресных вод, и закупорка одного из выходов приведет только к тому, что пресная вода будет изливаться через другие. Поскольку пресные воды выходят из гротов в течение всего года, казалось бы, объем питающего источники подземного водохранилища должен быть очень велик. Желающие могут подняться на тропу над Серебряным пляжем Балаклавы и посмотреть на мыс Айя — в тихую безветренную погоду вдоль берега хорошо видны две небольшие полоски на поверхности моря — это следы выхода пресных вод возле мыса.

Цена подземных вод Горного Крыма

Единого природного подземного водохранилища ни здесь, ни в других местах Горного Крыма не существует. Хотя басни по этому поводу в некоторых средствах массовой информации по-прежнему время от времени будоражат умы обывателя. Все дело в том, что массив юрских известняков главной гряды, как губка, пронизан в местах тектонических и гравитационных нарушений карстовыми кавернами и полостями различной конфигурации и объема, соединенными между собой многочисленными трещинами. По трещинам осуществляется гидравлическая связь подземных вод — медленная фильтрация и перетекание воды из высших уровней к низшим. Методом «меченой воды» в 1970–90-е годы прошлого века крымскими гидрогеологами досконально изучены все аспекты функционирования подземной гидросферы Горного Крыма, составлены карты, рассчитан баланс бассейна подземных вод.

Грот в Крыму («Коммерсантъ Наука» №33, ноябрь 2020)

Фото: Александр Скифский / Коммерсантъ

Осваивать эти водные богатства технически возможно. Однако следует учитывать два фактора. Во-первых, недоступность территории с отвесными скалами и крутыми склонами для доставки горнопроходческой или буровой техники без предварительного планирования рельефа. Во-вторых, практически весь горно-крымский бассейн карстовых вод расположен в пределах заповедной зоны со строго ограниченными возможностями природопользования, исключающими любое техногенное вмешательство. Работы по освоению карстовых подземных вод возможно проводить только после лишения территории заповедного статуса.

Таким образом, возникает дилемма: рубить реликтовые крымские леса, прокладывать дороги, бурить скважины и проходить водосборные галереи — в общем, довольно сильно нарушить девственную крымскую природу — или довольствоваться более доступной водой.

Литература
1. Шнюков Е. Ф., Клещенко С. А., Митин Л. И. и др. Поиски субмаринных источников в каньонах материковой окраины южного берега Крыма. К.: ИГН АН УССР, 1989. 39 с.
2. Кондратьев С. И., Прусов А. В., Юровский Ю. Г. Наблюдения субмаринной разгрузки подземных вод (Южный Крым) // Морской гидрофизический журнал. 2010, № 1. С. 32–45.
3. Юровский Ю. Г. Подземные воды шельфа. Задачи и методы изучения. Монография. Симферополь: ДИАЙПИ, 2013. 260 с.
4. Пасынков А. А., Вахрушев Б. А. Субмаринные источники пресных вод юго-восточного Крыма // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 3 (69). № 3. Ч. 2. 2017. С. 250–263.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: