Опыт эксплуатации “Сарепты” в морских условиях

{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}

Мотолодка "Сарепта"

Мотолодка "Сарепта"

Корпус мотолодки имеет обводы типа «тримаран» с плоско-килеватым днищем в корме . Благодаря спонсонам судно имеет повышенную остойчивость на стоянке и на ходу (начальная поперечная метацентрическая высота при всех вариантах нагрузки превышает 1 м).

«Сарепта» оборудована жестким тентом — сдвижной рубкой, что позволяет сочетать преимущества судна открытого типа и каютной мотолодки. При прогулках в благоприятную погоду рубку можно снимать с направляющих полозьев и оставлять на берегу. Сдвинув рубку в корму в условиях плохой видимости и на волнении, можно управлять лодкой стоя, что нередко бывает необходимо для обеспечения безопасности плавания, например, при шлюзовании.

Рубка и складной брезентовый тент, который закрывает кормовую часть кокпита, позволяют быстро оборудовать уютную каюту, пригодную для размещения на ночлег трех человек. С этой целью сиденья легко можно превратить в койки.

Лобовые и боковые стекла рубки (плексиглас толщиной 5 мм) закреплены на уплотняющих резиновых профилях, что обеспечивает брызгонепроиицаемость рубки.

Пост управления расположен у лобового панорамного стекла рубки. Ручной стеклоочиститель и зеркало заднего обзора создают дополнительные удобства водителю в сложных метеорологических условиях и при буксировке воднолыжника.

Скорость мотолодки «Сарепта» в зависимости от полезной нагрузки G и водоизмещения D при различных вариантах установки подвесных моторов:

В корму от сидений водителя и его напарника расположены продольные бортовые диваны-рундуки, в которых можно разместить походное снаряжение и запасы. У переборки подмоторной ниши находится поперечное сиденье, под которым размещается отсек для бензобаков. Четыре шкафчика-нишн в планширях и в приборной доске используются для хранения инструмента, запасных частей и мелких предметов снабжения. Имеется и носовой багажник, отделенный от кокпита водонепроницаемой переборкой. Попасть в него можно только через люк с герметичной крышкой, установленной на палубе перед лобовым стеклом. На стенках рубки предусмотрены крючки-вешалки для одежды.

Обшивка лодки изготовлена из листов алюминиево-магниевого сплава толщиной 2 мм на днище (в носовой части — 2,5 мм) и 1,5 мм на палубе и бортах. Большинство соединении корпуса выполнены сварными и лишь в труднодоступных местах применена клепка. Продольные гофры по бортам, палубе, крыше и стенкам рубки позволили отказаться от продольного набора в этих конструкциях. Надежной выполнена конструкция транца, который рассчитан на два мотора мощностью по 25 л.с. С продольным набором днища транец соединен посредством трех бракет-кннц с бортами — стенками подмоторной ниши. Дубовая подмоторная доска дополнительно крепится к бортам при помощи угольников.

В комплект снабжения, поставляемого вместе с лодкой, входят: забортный трап, якорь, насос, весло-гребок, брезент-кошма, спасательный линь, аптечка и якорный конец.

«Сарепта» — удобная лодка для дальнего туризма; ее можно использовать и как лодку-буксировщик воднолыжников, базу для аквалангистов, а также в качестве служсбно-разъездного, спасательного или патрульного судна. Судно может эксплуатироваться в морской воде. Допускается выход на ней в водохранилища и морские заливы при высоте волны до 0,75 м.

Экономичным вариантом можно считать эксплуатацию «Сарепты» с одним «Вихрем-30» мощностью 22 кВт, под которым мотолодка с 4 чел. на борту устойчиво глиссирует со скоростью 30 км/ч. Расход горючего при этом составляет 0,37 л/км. Если на «Сарепту» ставится «Вихрь» мощностью 14,7 кВт, то оптимальным является гребной винт с шагом 240—264 мм, позволяющий выйти на глиссирование с нагрузкой 3 чел. При установке двух «Вихрей-М» (по 18,4 кВт) со штатными винтами 240х300 мм с 4 чел. на борту мотолодка развивает скорость 46 км/ч при расходе горючего около 0,62 л/км.

Читайте также:
Фотографии моторных лодок Прогресс: описание модели, технические характеристики, отзывы

Для участия в соревнованиях под двумя 20-сильными «Вихрями» были использованы двухлопастные гребные винты диаметром 230 и шагом 350 мм. С нагрузкой 2 чел. и 70 кг горючего на борту мотолодка развила максимальную скорость 53,3 км/ч.

Достоинства лодки

“Сарепта” прекрасно зарекомендовала себя при эксплуатации в заливе Петра Великого. Тримаранные обводы обеспечивают хорошую всхожесть на попутную и косую волну, хорошую устойчивость на курсе и отсутствие зарыскивания. При ходе против волны “Сарепта” идёт мягче, чем “Прогресс”, хотя и несколько жёстче, чем более килеватые лодки “Ока-4″,”Днепр” и, тем более, “Темп”. Очень высока начальная остойчивость, что ценится аквалангистами.

Достоинства сдвижной рубки трудно переоценить. Это и возможность удобного устройства на ночлег, и защита пассажиров от забрызгивания на волне, и возможность трансформации лодки в открытый вариант.

Материал корпуса не корродирует в морской воде, “Сарепта” – практически “вечная” лодка.

При всех вышеперечисленных достоинствах вес “Сарепты” невелик, нет проблем с выходом на глиссирование под отечественными моторами. Лодка может эксплуатироваться как с двумя, так и с одним мотором 20

Недостатки лодки

“Сарепта” – одна из немногих отечественных лодок, не имеющих явных серьёзных недостатков (таких, как недостаточная прочность днища, быстрая коррозия в морской воде, чрезмерный вес для своих размерений, опрокидывание на волне и т.п.). Лодка сделана очень добротно, что называется, “без дураков”, и не будет грузить своего владельца неразрешимыми проблемами.

Из мелочей можно отметить коробление металла бортов при сварке на лодках первой партии, ухудшающее товарный вид (хорошо видно на цветном фото в начале страницы). В дальнейшем завод-изготовитель внедрил более совершенное сварочное оборудование и проблема была решена. К великому сожалению, “Сарепта” в числе многих моделей была снята с производства после известных событий 15 сентября 1981г.

Заключение

“Сарепта” – очень удачная лодка, подходящая для эксплуатации в морских заливах и крупных водохранилищах.

Параметр Значение
Длина Наибольшая, м 4,65
Ширина Наибольшая, м 1,6
Угол килеватости днища на транце
Пассажировместимость, чел. 6
Максимальная мощность подвесного двигателя, л.с. 50
Максимальная высота волны, м 0,75
Грузоподъемность, кг 450
Масса с оборудованием и снабжением, кг 235

Корпус мотолодки имеет обводы типа тримаран с плоско-килеватым днищем в корме . Благодаря спонсонам судно имеет повышенную устойчивость на стоянке и на ходу (начальная поперечная метацентрическая высота при всех вариантах нагрузки превышает 1 м).

Читайте также:
Восстановление и модернизация мотолодки «Прогресс-2»: описание модели, технические характеристики, отзывы

«Сарепта» оборудована жестким тентом — сдвижной рубкой, что позволяет сочетать преимущества судна открытого типа и каютной мотолодки. При прогулках в благоприятную погоду рубку можно снимать с направляющих полозьев и оставлять на берегу. Что облегчает массу лодки и позволяет увеличить массу полезного груза или уменьшить скорость выхода лодки на глиссирование и увеличить максимальную скорость. Сдвинув рубку в корму в условиях плохой видимости и на волнении, можно управлять лодкой стоя, что нередко бывает необходимо для обеспечения безопасности плавания, например, при шлюзовании.

Рубка и складной брезентовый тент, который закрывает кормовую часть кокпита, позволяют быстро оборудовать уютную каюту, пригодную для размещения на ночлег трех человек. С этой целью сиденья легко можно превратить в койки.

Лобовые и боковые стекла рубки (плексиглас толщиной 5 мм) закреплены на уплотняющих резиновых профилях, что обеспечивает брызгонепроиицаемость рубки. Пост управления расположен у лобового панорамного стекла рубки. Ручной стеклоочиститель и зеркало заднего обзора создают дополнительные удобства водителю в сложных метеорологических условиях и при буксировке воднолыжника.

По бокам (бортам) большинства моторных лодок имеются уключины для вёсел, что позволяет совершать медленные (или бесшумные) перемещения, а также двигаться в случае отказа мотора. Место крепления мотора к лодке — транец — представляет из себя плоскую вертикальную стенку (борт) толщиной 1—3 см в задней части (корме) судна, высотой около 30—50 см над поверхностью воды. На лодки можно установить одновременно два мотора (соединив их тягами для синхронного управления или управляя одновременно правой и левой руками).

Лодочный мотор «надевается» сверху скобами крепления на транц и закрепляется (прижимается) винтами аналогично струбцине. Размеры моторов (по крайней мере одного класса мощности) и их управление практически стандартизованы, так что большинство лодок и моторов совместимы. Гребные винты на моторах быстросъёмные, и существуют разного шага и диаметра, что позволяет быстро переставлять их при повреждении о препятствие или для изменения характеристик привода («скорость или тяга»). В корму от сидений водителя и его напарника расположены продольные бортовые диваны-рундуки, в которых можно разместить походное снаряжение и запасы. У переборки подмоторной ниши находится поперечное сиденье, под которым размещается отсек для бензобаков. Четыре шкафчика-ниш в планширях и в приборной доске используются для хранения инструмента, запасных частей и мелких предметов снабжения. Имеется и носовой багажник, отделенный от кокпита водонепроницаемой переборкой. Попасть в него можно только через люк с герметичной крышкой, установленной на палубе перед лобовым стеклом. На стенках рубки предусмотрены крючки-вешалки для одежды.

Обшивка лодки изготовлена из листов алюминиево-магниевого сплава толщиной 2 мм на днище (в носовой части — 2,5 мм) и 1,5 мм на палубе и бортах. Большинство соединении корпуса выполнены сварными и лишь в труднодоступных местах применена клепка. Продольные гофры по бортам, палубе, крыше и стенкам рубки позволили отказаться от продольного набора в этих конструкциях. Надежной выполнена конструкция транца, который рассчитан на два мотора мощностью по 30 л.с. С продольным набором днища транец соединен посредством трех бракет-кннц с бортами — стенками подмоторной ниши. Дубовая подмоторная доска дополнительно крепится к бортам при помощи угольников.

Читайте также:
Фотографии мотолодки Сарепта: описание модели, технические характеристики, отзывы

«Сарепта» — удобная лодка для дальнего туризма; её можно использовать и как лодку-буксировщик воднолыжников, базу для аквалангистов, а также в качестве служебно-разъездного, спасательного или патрульного судна. Судно может эксплуатироваться в морской воде. Допускается выход на ней в водохранилища и морские заливы при высоте волны до 0,75 м.

Экономичным вариантом можно считать эксплуатацию «Сарепты» с одним «Вихрем-30» мощностью 22 кВт, под которым мотолодка с 4 чел. на борту устойчиво глиссирует со скоростью 30 км/ч. Расход горючего при этом составляет 0,37 л/км. Если на «Сарепту» ставится «Вихрь» мощностью 14,7 кВт, то оптимальным является гребной винт с шагом 240—264 мм, позволяющий выйти на глиссирование с нагрузкой 3 чел. При установке двух «Вихрей-М» (по 18,4 кВт) со штатными винтами 240х300 мм с 4 чел. на борту мотолодка развивает скорость 46 км/ч при расходе горючего около 0,62 л/км.

Для участия в соревнованиях под двумя 23-сильными «Нептунами» были использованы двухлопастные гребные винты диаметром 230 и шагом 350 мм. С нагрузкой 2 чел. и 70 кг горючего на борту мотолодка развила максимальную скорость 53,3 км/ч.

Эксплуатация [ | ]

«Сарепта» — удобная лодка для дальнего туризма; её можно использовать и как лодку-буксировщик воднолыжников, базу для аквалангистов, а также в качестве служебно-разъездного, спасательного или патрульного судна. Судно может эксплуатироваться в морской воде. Допускается выход на ней в водохранилища и морские заливы при высоте волны до 0,75 м.

Экономичным вариантом можно считать эксплуатацию «Сарепты» с одним «Вихрем-30» мощностью 22 кВт, под которым мотолодка с 4 чел. на борту устойчиво глиссирует со скоростью 30 км/ч. Расход горючего при этом составляет 0,37 л/км. Если на «Сарепту» ставится «Вихрь» мощностью 14,7 кВт, то оптимальным является гребной винт с шагом 240—264 мм, позволяющий выйти на глиссирование с нагрузкой 3 чел. При установке двух «Вихрей-М» (по 18,4 кВт) со штатными винтами 240х300 мм с 4 чел. на борту мотолодка развивает скорость 46 км/ч при расходе горючего около 0,62 л/км.

Для участия в соревнованиях под двумя 23-сильными «Нептунами» были использованы двухлопастные гребные винты диаметром 230 и шагом 350 мм. С нагрузкой 2 чел. и 70 кг горючего на борту мотолодка развила максимальную скорость 53,3 км/ч.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация для классного часа “Александр Невский”

На центральной картине триптиха изображен Александр Невский, русский князь, причисленный к лику святых Русской православной церковью в 1549 г. за вклад в защиту русских земель от врагов. Александр Нев.

Внеклассная работа. Классный час для 10 класса. Презентация к классному часу.

Классный час для 10 класса ” Человек рожден для счастья!”.

Читайте также:
Трехлетний опыт использования мотолодки Крым-3
Методическая разработка классного часа на тему: «Секрет горчичного масла»

Любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданами, – все это соста.

Классный час: “Профессии, которые мы выбираем”. Презентация к классному часу: “Профессии”.

Классный час был разработан для учащихся 9 – х классов и вызвал большой интерес. В 16 лет ученики начинаются задумываться над выбором своей будущей профессии. В презентации рассказывается о проф.

Юбилейные даты России в 2014 году (история и культура) Презентация к классному часу Тема презентации: «Первая точно датированная книга «Апостол» и ее создатели».

Презентация : «Первая на Руси точно датированная книга «Апостол» и ее создатели». предназначена для внеклассного мероприятия . Рассчитана для учащихся 7-8 классов. Цель работы: привлечь внимание .

Классный час “Права нужны, а обязанности важны”( презентация к классному часу)

Презентация к классному часу в 7 классе “Права нужны, а обязанности важны”.

классный час “Мы сдадим” презентация к классному часу.

Цель: сообщить школьникам об эффективных способах подготовки к экзаменам и поведении во время и после него.Задачи:- провести занятия с учениками по снятию психологического напряжения у выпускников.

Опыт эксплуатации “Сарепты” в морских условиях

Лёш, сцылки не пашуть.:shock: По ходу права получать придёццо.:rolleyes:

Поправил.
А правами – уже занимаюсь.

Ссылки не открываются.

Надо перечислить подробнее условия эксплуатацыи.

Так. А Фишроад – тоже в топку. Вроде фины такие же по обводам строят достаточно давно.

Судя по обводам- да. На Волге пойдет, а вот Ладога и Телецкое- опасно. Смотреть надо не по тому сколько строят, а на мореходные качества, они их указывают в характеристиках.

Судя по обводам- да. На Волге пойдет, а вот Ладога и Телецкое- опасно.

А где эти Пегасы производят и сколько его цена? Я лимит выделил – 300 на корпус. Ну край – 400.

Судя по обводам- да. На Волге пойдет, а вот Ладога и Телецкое- опасно. Смотреть надо не по тому сколько строят, а на мореходные качества, они их указывают в характеристиках.

Предел что я видел – два балла. Это по указанным характеристикам. В основном же пишут высоту борта на миделе, что – как я помню – не главное.

А где эти Пегасы производят и сколько его цена? Я лимит выделил – 300 на корпус. Ну край – 400.

В Казани. Казанский судостроительный завод. Стоит между 300 и 400. Формуют в вакуумном мешке, а значит содержание смолы в массе минимально и нет воздушных пузырьков, что добавляет прочности. Владимир Геннадьевич- человек очень хороший и в разговоре всё подробно расскажет, грузить не будет. Его телефон есть на их сайте и много другой информации. Это не реклама, а дружеский совет.

Читайте также:
Опыт эксплуатации "Дракона" в морских условиях

фигня какая то. надо просто купить соломбальский катер и дешевле и надёжнее. но на прицепе таскать запаришься.
цена космическая для лодки. а нормальный катер за такую не купишь.
ИМХО изначально неправильная концепция покупки катера.
http://savepic.su/1378684m.jpg (http://savepic.su/1378684.htm)
на переднем плане, с жёлтой рубкой, стандартный соломбальский катер и на заднем плане в шаровый цвет покрашен катер, тот поинтереснее сделан.
это Лайский док, по дороге в Северодвинск..

и вообще. длина рулит, про Ладогу тоже читал, что волна коварная, я бы только на рибах ходил, они покрайней мере не тонут.

Предел что я видел – два балла. Это по указанным характеристикам. В основном же пишут высоту борта на миделе, что – как я помню – не главное.

Есть такой параметр, что ли, всхожесть на волну. У Пегаса есть у корпуса в носовой части дополнительные объёмы по бортам, которые при небольшом волнении не смачиваются, а при попадании на волну добавляют подъёмной силы, что позволяет на неё подняться. Ещё они гасят брызги.

В Казани. Казанский судостроительный завод. Стоит между 300 и 400. Формуют в вакуумном мешке, а значит содержание смолы в массе минимально и нет воздушных пузырьков, что добавляет прочности. Владимир Геннадьевич- человек очень хороший и в разговоре всё подробно расскажет, грузить не будет. Его телефон есть на их сайте и много другой информации. Это не реклама, а дружеский совет.

Он весит – 800 кг. И двигло от 100 лошадей. Неплохо.:D

Он весит – 800 кг. И двигло от 100 лошадей. Неплохо.:D

А может ты на него ЗМЗ 409 поставишь с угловой колонкой, а то подвесник после 100сил будет стоить дороже катера.

Пенухин.
Ясно что длина рулит, возить то как?
По поводу риба, помнится года два назад затеяли тут одни переход из Питера в Сочи на рибе 7ми метровом. В Балтике чуть не обосрались, один из участников в Голандии сошёл, а двое до Биская дошли, а потом каналами через Францию щемились. Даже тема про этот поход была, старожилы должны помнить.

ээээээээ. а при чём тут Балтика?

так я и говорю, что не правильно изначально поставленна задача покупки катера, универсальных нет.. я бы выбрал всё таки РИБ а не кострюлю. какой нить на 4 метра и повесной на 30 сил. хватило бы на всё.

ээээээээ. а при чём тут Балтика?

так я и говорю, что не правильно изначально поставленна задача покупки катера, универсальных нет.. я бы выбрал всё таки РИБ а не кострюлю. какой нить на 4 метра и повесной на 30 сил. хватило бы на всё.

Балтика- как пример того что риб не для большой волны, обводы не те, каюта меньше получится, баллоны толстые. И что такое четыре метра для резинки, баллон 45-50см и остаётся метр ширины кокпита.
Хотя в шторм на Ладоге никто специально не сунется, если только не успели укрыться.

Читайте также:
Моторная лодка Нептун-400: описание модели, технические характеристики, отзывы

на переднем плане, с жёлтой рубкой, стандартный соломбальский катер и на заднем плане в шаровый цвет покрашен катер, тот поинтереснее сделан.
это Лайский док, по дороге в Северодвинск..

а сколько он весит? Самосну ж его еще надо Уазиком до Ладги дотащить.
какой нить на 4 метра и повесной на 30 сил. хватило бы на всё.

поэтому я голосую за Прогресс и его модификации:D

А может ты на него ЗМЗ 409 поставишь с угловой колонкой, а то подвесник после 100сил будет стоить дороже катера.

Вот об этом я и думаю. Но тогда логичнее наверно будет ЗМЗ-409 + водомет ставить.

Балтика- как пример того что риб не для большой волны, обводы не те, каюта меньше получится, баллоны толстые. Хотя в шторм на Ладоге никто специально не сунется, если только не успели укрыться.

каюта при такой маленькой длине судна? ну не знаю. у меня опыт эксплуатации, Прогресс 4 с Нептуном 23, Казанка 5, водомёт, двигатель от 21 Волги и теперь у меня Ямаран 330В с 6 сильной Сельвой, 6 сил мало, буду покупать на 15, но надувнуху я уже на кострюлю вряд ли сменю, если только соломбалку докуплю:).

каюта при такой маленькой длине судна? ну не знаю. у меня опыт эксплуатации, Прогресс 4 с Нептуном 23, Казанка 5, водомёт, двигатель от 21 Волги и теперь у меня Ямаран 330В с 6 сильной Сельвой, 6 сил мало, буду покупать на 15, но надувнуху я уже на кострюлю вряд ли сменю, если только соломбалку докуплю:).

Когда купишь- приглашай порыбачить!:D

а сколько он весит? Самосну ж его еще надо Уазиком до Ладги дотащить.

да тонну наверное. но лучше здесь почитать – http://sanatatur.ru/forum/viewtopic.php?f=48&t=2201&page=all

Вот об этом я и думаю. Но тогда логичнее наверно будет ЗМЗ-409 + водомет ставить.

теоретик. на бензине раззоришься. да и водомёт тебе не нужен.

Вот об этом я и думаю. Но тогда логичнее наверно будет ЗМЗ-409 + водомет ставить.

Какой смысл в водомёте? У него КПД ниже, движок надо мощнее. Если водомёт, то люминь с толщиной на днище 6-8мм, автоматом вылезет вес и расход горючки не детский. Планируешь по каменистым речкам?

Когда купишь- приглашай порыбачить!:D

:D:D:D:D:D:D. не поверишь, для того и покупать собираюсь, что бы гостей мог с собой брать:D:D:D:D

фигня какая то. надо просто купить соломбальский катер и дешевле и надёжнее. но на прицепе таскать запаришься.
цена космическая для лодки. а нормальный катер за такую не купишь.
ИМХО изначально неправильная концепция покупки катера.
http://savepic.su/1378684m.jpg (http://savepic.su/1378684.htm)
на переднем плане, с жёлтой рубкой, стандартный соломбальский катер и на заднем плане в шаровый цвет покрашен катер, тот поинтереснее сделан.
это Лайский док, по дороге в Северодвинск..

Читайте также:
Восстановление лодки Обь-3: описание модели, технические характеристики, отзывы

Костя это не совсем Соломбальский проект.
Соломбальский вот:
http://img-fotki.yandex.ru/get/5308/53017714.10/0_5a230_a4ea24b2_L.jpg
Но заявленным требованиям не подойдёт.
а сколько он весит? Самосну ж его еще надо Уазиком до Ладги дотащить.
Тот который на переднем плане примерно 800-1000 кг.
На заднем до 1500 кг.
Оба скорее всего с дизелем.
поэтому я голосую за Прогресс и его модификации:D
Прогресс не совсем удачен для заявленных требований, хоть волну держит до – 0,75 м и 3 км от берега.
Вот порекомендовал бы мотолодку "Темп" и обводы заявленным требованиям.
http://www.motolodka.ru/temp.gif
теоритический чертёж
http://www.katera-lodki.ru/katera/images/21.gif
масса снаряжённая – 380 кг. грузоподъёмность – 500 кг. водоизмещение полное – 1026 кг.
Волну держит до 0,5 м. и из минусов работа в прибрежной зоне морей и водохранилищ – 3 км.
Вопрос в том есть ли они ещё в продаже.

Костя это не совсем Соломбальский проект.
Соломбальский вот:
[.

конечно же ты прав:). просто тем кто не в теме долго объяснять;)

Константин ,То , что у тебя по первой ссылке , у нас раньше до фига было. До сегодняшнего дня , очень популярная в Астрахани посудина , особенно среди пенсионеров. Это не подколка , просто видимо их раньше проще было взять. На лодочной у нас две такие валяются . Уже два половодъя под водой проводят. В металлолом здать лень , да и ехать за ними никто не хочет. А так и задаром никому не нужны. Дизеля на них АЧа помоему.

а у нас одни корпуса по 120 тыщ продают. я кстати смотрел как то про ваши астраханские посудины, по моему они всё таки разные с нашими. я могу и ошибаться, Славик(Темнила) лучше разбирается.
чесслово, я соломбалку себе хочу, у нас кстати от кострюль в пользу таких катеров отказываются.

конечно же ты прав:). просто тем кто не в теме долго объяснять;)

На Волге их зовут лодками гулянками. В продаже часто попадаются и недорого. Один недостаток при нашей суматошной жизни- медленная, но в этом её преимущество. Позволяет расслабится и отдохнуть. Горючки расходует очень мало, раз водоизмещающая.

«Ремонт» озимого поля

Прошедшая осень 2013 года оказалась очень сложной, так как посеять озимые хлеба в оптимальные сроки большинству хозяйств не удалось. Значительные площади (324 тыс. га) оказались вообще не засеянными. Кроме того, 130 тыс. га озимых хлебов ушло в зиму в ослабленном состоянии (фаза 1-3 листа), а 80 тыс. га самых ранних посевов из-за сентябрьских дождей переросли и относятся также к группе ослабленных к перезимовке.

В связи с этим весной сельчанам предстоит восполнить дополнительные объемы по посеву или пересеву озимых по сравнению с предыдущими годами. Земледельцам предстоит выбирать, сколько и какими яровыми культурами «ремонтировать» пострадавшие площади озимых хлебов.

Большой опыт «ремонта» у нас был накоплен в 2003-2008 годах в хозяйствах Октябрьского района. Там, при изреженности свыше 30-50% стеблестоя озимых весной подсевалась горчица сизая или яровой рыжик. Посевы летом имели «лоскутный» вид, но были совершенно свободны от сорняков и убирались напрямую, когда полностью созреет яровая культура (горчица, рыжик).

Читайте также:
Моторные лодки Крым, Крым-М: описание модели, технические характеристики, отзывы

Семяочистительные машины на току сначала отбирали зерно, а при повторной очистке «отходов» получались чистые маслосемена. Нередко отдельные поля давали по 15,0-20,0 ц/га пшеницы и по 8,0-10,0 ц/­га горчицы в среднем на каждый гектар озимого поля.

В сложившейся ситуации земледельцам могут помочь («подстраховать») именно мелкосеменные масличные культуры, от природы имеющие высокий коэффициент размножения (до 1:150), способные прорастать и развиваться в самые ранние сроки, будучи посеяны на небольшую глубину (1-3 см) после обычного боронования. Но самое главное – на 1 га посева для ремонта достаточно до 4-х килограммов семян рыжика или 5-ти килограммов семян горчицы. Мы предлагаем вашему вниманию два новых сорта таких культур, семена которых имеются в нашей области, которые хорошо зарекомендовали себя при производственной проверке в зоне каштановых почв.

Этой весной сельчанам предстоит восполнить дополнительные объемы по посеву или пересеву озимых по сравнению с предыдущими годами. Земледельцам предстоит выбирать, сколько и какими яровыми культурами «ремонтировать» пострадавшие площади озимых хлебов. В сложившейся ситуации могут помочь («подстраховать») именно мелкосеменные масличные культуры – горчица и рыжик.

Горчица сизая – Флагман Сарепты

В Нижнем Поволжье возделывается несколько сортов горчицы сарептской. К районированным низкоэруковым сортам относятся сорта краснодарской и ростовской селекции: Росинка, Славянка, Ракета, Люкс, Лера. Сорта отличаются высокой продуктивностью и хорошим качеством масла при выращивании их в условиях благоприятного года.

Однако большинство лет территория Нижнего Поволжья характеризуется частыми засухами, не только снижающими урожайность этих сортов, но и резко ухудшающими качество масла. Масличность в этом случае опускается до 30 %, растет доля эруковой кислоты, меняется жирнокислотный состав масла, а в отдельные годы появляется сильная горечь в вырабатываемом масле. В связи с этим, селекционеры продолжают искать пути повышения продуктивности горчицы за счет создания новых ее сортов, адаптированных к жестким условиям сухой степи и полупустыни.

В 2011 году в районирование был включен новый сорт яровой низкоэруковой горчицы сизой (сарептской) Флагман Сарепты. Новый сорт был создан методом массового отбора из сорта Славянка. Авторы сорта – известный селекционер по горчице Н. Г. Коновалов, а также руководитель волгоградской коммерческой структуры ОАО «Универстром» – В. А. Хомутов и сотрудники: Квасницкий Ю. В., Князев Н. Г., Гончаров А. С.

Официальное экологическое сортоиспытание сорта Флагман Сарепты проводилось несколько лет на полях Волгоградской сортоиспытательной станции – филиала Государственной комиссии Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений.

Испытание проводилось на паровых полях светло-каштановых солонцеватых почв в жестких погодных условиях. Урожайность семян, по данным сортоиспытательной станции, колебалась в пределах 11,7-14,7 ц/га, что на 1,4 ц/га выше, чем у исходного сорта Славянка, высеваемого в качестве стандарта. Масличность семян составила 45,2%, по сравнению с сортом Славянка на 1,5% больше. Отклонения этого показателя качества по годам находился в пределах от 44,8-45,6%. Эфиромасличность выращенного урожая была очень высокой – 0,90%.

Читайте также:
Лодка Дельта: описание модели, технические характеристики, отзывы

При возделывании сорта Флагман Сарепты в условиях фермерских хозяйств Октябрьского района Волгоградской области в крайне неблагоприятном 2011 году масличность семян составила 33,9 % в пересчете на сухое вещество. В отличие от других низкоэруковых сортов, Флагман Сарепты показал стабильно низкое содержание в масле нежелательной жирной эруковой кислоты (0,77%).

Урожай сорта Флагман Сарепты в условиях 2011 года по Волгоградской области характеризуется не только высоким содержанием (44,7%) незаменимых полиненасыщенных жирных кислот, но и благоприятным соотношением линоленовой (омега-3) к линолевой (омега-6) кислоте по сравнению с сортом Славянка. Это соотношение выражается в цифрах как 1:3,3, что в ряде стран признается для питания человека как наиболее желательное с физиологической точки зрения.

Хорошо зарекомендовал себя сорт Флагман Сарепты у А. В. Егорова из Иловлинского района, который высевал в 2013 году этот сорт на площади около 600 га. В Аркадакском районе Саратовской области ООО «Золотая нива» этот сорт возделывала в 2013 г. на площади 180 га, с которых получено по 16,5 ц/га при содержании жира 46,8%, эруковой кислоты в масле – 0,6%.

Аналогичные результаты в этом же году были получены в Марксовском районе на менее плодородных каштановых почвах известным фермером Виктором Петровичем Быковым на площади 400 га с урожайностью 11, 5 ц/га.

Маслосемена этого сорта предназначаются для получения высококачественного пищевого масла, а также горчичного порошка. Зеленая масса с успехом может использоваться на корм и сидеральные удобрения. Маслосемена этого сорта охотно закупают наши маслоперерабатывающие заводы: «Сарепта» и «Родос».

Сорт Флагман Сарепты – среднеспелый, устойчив к полеганию и осыпанию, что позволяет убирать его прямым комбайнированием. Засухоустойчивость растений высокая.

Растения этого сорта имеют ветвистый стебель высотой от 80 до 200 см. Корневая система сорта достигает 80-150 см в глубину. Листья и стебли имеют слабый восковой налет, соцветие – рыхлое щитковидное. Цветки ярко-желтые, диаметром 10-15 мм. Стручок линейный, слабобугорчатый, от 2,5 до 10,0 см длины и содержит до 15 шт. желтых семян. Масса 1000 семян составляет 3,2-3,6 г.

Сорт Флагман Сарепты относится к типу факультативных самоопылителей, с долей перекрестного опыления до 46,0%. Эту особенность необходимо учитывать при размещении в хозяйстве нескольких сортов этой культуры в плане пространственной изоляции. Прорастание семян начинается при 2-3°С тепла. Цветение начинается на 35-45 день после всходов. Всходы переносят кратковременные заморозки (до 5-7°С). Продолжительность вегетационного периода – 85-86 дней.

Яровой рыжик Екатерининский

В последние десять лет сельские товаропроизводители степной зоны России все больше внимания обращают на рыжик масличный. Культура отличается высокой пластичностью к самым разным условиям среды обитания, устойчивая к большинству полевых вредителей и болезней. Рыжик при этом не только не нуждается в гербицидах, но и сам подавляет многие сорняки из других ботанических семейств как гербицид. Поля после уборки рыжика остаются чистыми от большинства сорняков. В связи с этим технология возделывания рыжика весьма малозатратна и объективно гарантирует производству экологически чистую продукцию.

Читайте также:
Пластмассовая мотолодка "Ладога": описание модели, технические характеристики, отзывы

Площади посева рыжика в европейской части страны в 2002 году не превышали 1,0 тыс. га, а в текущем году ожидается не менее 130,0-150,0 тыс. га. Основные площади посева сосредоточены в Волгоградской, Саратовской, Самарской, Пензенской областях и в Республике Калмыкия. В течение последних 3-5 лет выращивается рыжик и в ряде районов Ростовской, Воронежской, Ульяновской областей, а также на Ставрополье. Используются сорта озимого рыжика Пензяк и ярового рыжика Исилькулец.

В 2011 году для хозяйств на черноземных землях районирован новый сорт ярового рыжика Екатерининский. Сорт выведен в Тамбовской области на Екатерининской опытной станции ВНИИР под руководством ученых Всероссийского НИИ растениеводства им. Н. И. Вавилова.

Сорт Екатерининский имеет обычные по размеру для ярового рыжика семена желто-коричневого цвета. Прорастает при температуре 1,0-5,0 °С. После появления всходов на 20-25 день формирует слабовыраженную прикорневую розетку листьев. Лист светло-зеленой окраски. Опушенность с верхней стороны листа отсутствует. Лист по краям не рассеченный. Цветение ранее. Окраска цветов светло-желтая. Время созревания ранее. Стручок двустворчатый, короткой шаровидной формы.

Растения этого сорта мощные, сильно ветвистые. Высота растений достигает 75-85 см. Стеблестой при созревании не полегает. Яровой рыжик Екатерининский устойчив к вредителям и болезням – фомозу и белой гнили. Засухоустойчив, не осыпается. Высота штамба у стебля до точки ветвления – 5 см, что определяет пригодность для механизированной уборки прямым комбайнированием. Длина вегетационного периода 65-70 дней. Масса семян с одного растения – от 2,3 до 4,0 г. Масса 1000 шт. семян – 1,2 г. Урожайность в сортоиспытании составила 1,21 т/га. Масличность семян – 35,0 % от абсолютно сухого вещества семени. Массовая доля жирной эруковой кислоты в масле не превышает 1,5-2,0 %.

Сорт Екатерининский явно отличается от любого другого общеизвестного сорта, соответствует требованиям однородности и стабильности. Рекомендован для степной зоны России.

В 2013 году сорт проходил широкое производственное испытания на полях двух землепользователей Городищенского района Волгоградской области в зоне малоплодородных светлокаштановых солонцеватых почв. Урожайность маслосемян на опытном участке Нижне–Волжского НИИСХ в этом году достигала 14,0 ц/­га. Государственные испытания проходил в течение 2008 и 2009 годов на ГНУ «Екатерининская опытная станция ВНИИР». Запатентован.

Виктор БУЯНКИН, кандидат сельскохозяйственных наук, зав. лабораторией инновационных технологий ГНУ НВ НИИСХ

{RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
{RANDOM_SECTION=500-3000}

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: