По Селенге и Байкалу на лодке “Малютка”

Секретная миссия «Малюток»: как подлодки в Ладоге спасали Ленинград

Военно-морской флот России получит модернизированные подлодки проекта “Пиранья”. Конструкторы в четыре раза увеличили водоизмещение субмарины с 370 до 1400 тонн и оснастили судно новой энергетической установкой, а из шлюзовой камеры подлодки смогут десантироваться шесть подводных диверсантов. Предшественниками “Пираний” были компактные советские подлодки “Малютка”. Эти субмарины прозвали “стражами Ладоги”. Они сыграли важную роль в освобождении Ленинграда. Как экипажам “Малюток” удавались смелые, рискованные диверсии под самым носом у врага? Об этом рассказали эксперты программы “Неизвестная история” с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Почему решили в Ладогу запустить “Малюток”?

Январь 1943 года. В ходе операции «Искра» советские войска прорвали блокаду Ленинграда и освободили от врага полосу шириной 11 километров. Ее назвали Дорогой Победы. По этому коридору в истощенный город пошли эшелоны и грузовики с продовольствием.

Но уже весной 1943 года Ленинграду снова угрожала блокада. Немцы и финны готовили контрнаступление. В любой момент город могли повторно взять в кольцо. Советское командование хотело нанести упреждающий удар и отчаянно нуждалось в разведданных.

“Надо было осуществлять разведку в северных районах, которые находятся в 240 километрах. Ни ресурсов, ни катеров, ни топлива не хватило бы для того, чтобы туда дойти, вернуться назад и вести разведку. Для этого наиболее подходили подводные лодки”, – отметил ветеран разведки Военно-морского флота, капитан первого ранга Александр Гедримович.

Запустить в Ладогу подлодки – дерзкий план. Противнику и в голову бы не пришло искать в озере субмарины. Выбор пал на подводные лодки класса “М”, которые моряки прозвали “Малютками”. Они действительно были очень компактными – длина всего 37 метров, ширина – чуть больше трех.

“На флоте существовала поговорка: “Кто на “Малютке” не бывал, тот и горя не видал”. Даже командир не имел каюты на лодках этого типа. Он был единственный, кто имел откидной диван. Все остальные могли располагаться возле тех приборов и механизмов, которые они обслуживали. Спали просто на матрасах”, – рассказал старший научный сотрудник Института российской истории РАН, кандидат исторических наук Мирослав Морозов.

Как подводные лодки доставили к Ладожскому озеру?

В Ленинграде как раз стояли на приколе две списанные “Малютки” М-77 и М-79. Во время блокады дизельные генераторы субмарин использовали как электростанции для питания фабрик. Но подлодки не могли попасть в Ладожское озеро по Неве своим ходом.

Акваторию контролировали финские войска. Оставался единственный выход – переправить субмарины по железной дороге. “Малютки” изначально проектировали так, чтобы их можно было перевозить по суше.

“Они строились на Николаевских судостроительных заводах, а потом по железной дороге должны были переезжать во Владивосток. То есть лодка строилась, сдавалась, входила в состав флота на Черном море. После этого ее прочный корпус уже не разбирался. Из него вытаскивали всю внутреннюю начинку. После этого максимально облегченный корпус ставили на железнодорожные транспортеры и за тысячи километров в Дальний Восток ее отправляли, где снова ее собирали”, – отметил Мирослав Морозов.

Ночью подлодки подняли из Невы самым большим в Ленинграде плавучим краном грузоподъемностью 150 тонн и подготовили к отправке – сняли пушки и оборудование, опутали сетью, прикрыли ящиками и коробками, чтобы обмануть авиаразведку.

Но тут возникла непредвиденная проблема – из-за такой маскировки конструкция получилась высотой с двухэтажный дом. Груз с такими габаритами порвал бы все линии электропередачи по пути к Ладоге. Руководители спецоперации нашли неожиданный выход – вместе с подлодками отправили целый батальон связистов и электриков.

“Они шли со скоростью 5 километров в час. Рядом с этим поездом поднимали провода, потому что высота подводной лодки была значительно больше. Где-то высоковольтные линии передачи демонтировали”, – сказал Александр Гедримович.

Миссия “Малюток” в годы ВОВ

Но мало было доставить субмарины к Ладожскому озеру – “Малютки” нужно было подготовить к погружению в пресной воде.

“Пресная вода гораздо легче, поэтому лодка полностью под воду и не уходила. Поэтому пришлось монтировать дополнительный балласт на лодках”, – рассказал научный сотрудник Музейно-мемориального комплекса “Дорога Жизни” Александр Войцеховский.

Читайте также:
Опыт эксплуатации мотолодки "Москва-2" в морских условиях

“Малютки” стали глазами и ушами советского флота. Подводники с рассвета до заката наблюдали в перископы за перемещениями финских солдат на позициях и докладывали о передвижениях вражеских кораблей. Это спасло десятки судов, доставлявших грузы в Ленинград. Вступать в бой экипажам подлодок строжайше запрещалось.

Финны не должны были узнать, что за ними шпионят советские субмарины. Иначе Ладожское озеро тут же перекрыли бы минными заграждениями. Но “Малютки” незаметно переправляли в тыл к врагу советских диверсантов. На многих отчетах об этих спецоперациях до сих пор стоит гриф «совершенно секретно».

“В принципе, ясно, что эти военные занимались сбором развединформации, в первую очередь о противодесантной обороне финнов: где находятся береговые батареи, где окопы, где какие-то подводные препятствия создаются. Были попытки захвата языков с берега, это точно, а еще, возможно, каких-то штабных документов”, – сказал Мирослав Морозов.

Тулоксинская десантная операция

Весной в Ладогу пришли еще три “Малютки”, уже своим ходом – по Неве. Разведданные, которые добыли экипажи этих субмарин, обеспечили успех масштабной спецоперации “Тулоксинский десант”. В ночь на 23 июня 1944 года к вражеским позициям незаметно подошли 78 кораблей Ладожской военной флотилии. Финны не ожидали нападения.

“Задачей Тулоксинской десантной операции было именно отрезать пути отступления с тыла и обеспечить разгром группировки. И благодаря участию кораблей Ладожской военной флотилии успешная высадка десанта позволила освободить всю южную часть Карелии”, – отметил Александр Гедримович.

“Малютки” несли службу на Ладоге до конца войны, а способы скрытно высадить разведчиков с подводной лодки, отработанные на берегах Ладожского озера, до сих пор использует спецназ российского Военно-морского флота.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе “Неизвестная история” с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

По Селенге и Байкалу на лодке “Малютка”

Карта маршрута Селенга - Байкал

Длина этого маршрута от моего родного города Улан-Удэ вниз по Селенге, а затем вдоль восточного берега Байкала до селения Безымянна составляет что-то около 350 км. О том, какая лодка подходит для плавания по Байкалу, уже писалось в сборнике неоднократно. Чтобы не повторяться, только отмечу, что я выбрал такую, которую вряд ли кто взялся бы рекомендовать, — двухметровую одиночку, не случайно названную «Малюткой». Меня она устраивала, потому что, во-первых, я все равно собирался путешествовать один, а во-вторых, «Малютка» весит всего 20 кг и разбирается на секции, которые вставляются одна в другую, а это намного упрощает проблему ее транспортировки до и после плавания.

Эта серийная алюминиевая лодочка никак не рассчитана ни на выходы в открытые водоемы, особенно — такие, как наш Байкал, ни вообще на дальние туристские плавания. Но я уже знал, что моя «Малютка» — довольно надежна и, если идти вдоль самого берега, а малая осадка это делать позволяла, особого риска нет. Торопиться мне некуда, плохую погоду могу переждать.

Грузоподъемность лодки меня удовлетворяла: в 100 кг я в принципе уложился. Не считая паруса, спасательного нагрудника и тента-палатки (он же «фартук», закрывающий лодку на ходу), мой багаж составили резиновые сапоги, ватник, свитер, теплое белье и запас провизии. Про теплые вещи могу сказать, что, хотя плавание совершалось в июле (с 8-го по 29-е), они лишними не были: вода холодная, ночью и на воздухе совсем не жарко. При выходе запас продовольствия состоял из 10 банок тушенки, 10 кг картофеля, 3 банок сгущенки, 10 пачек хрустящих хлебцев, 2 булок, 3 кг сахара, 0,5 л топленого масла, нескольких пачек консервированного супа с мясом, соли и чая. Готовил, естественно, на костре.

Почти половину описываемого маршрута составляет сплав по Селенге, которая является главной водной магистралью Бурятской АССР. Селенга имеет спокойное, но довольно быстрое течение. От Улан-Удэ, расположенного в месте впадения Уды в Селенгу, до Байкала сплав занимает не больше четырех-пяти дней. По обоим берегам немало, как пишут на картах, населенных пунктов сельского типа, в которых можно пополнить запас продовольствия. Найти хорошие места для стоянки легко. Специальных бензозаправочных пунктов, конечно, нет, но многие местные жители имеют моторные лодки и могут помочь в приобретении бензина. Правда, я в нем не нуждался: движителями «Малютки» были весла и самодельный парус.

Читайте также:
Подуключины на лодке «Крым»: описание модели, технические характеристики, отзывы

В 50 км от Улан-Удэ на левом берегу Селенги расположено большое село Троицкое. Здесь можно сделать остановку для осмотра бывшего девичьего монастыря.

Дальнейший путь рекомендуется продолжать вдоль правого берега: во всех отношениях он более интересен, живописен и менее населен. За селом Жилино Селенга разливается — начинается ее широкая дельта с многочисленными протоками. Чтобы не заблудиться в них, рекомендую держаться фарватера, отмеченного навигационными знаками.

И вот, наконец, выход в Байкал. Наше «славное море» славится дикой и суровой красотой. По берегам высятся горные хребты, местами опускаясь к самой воде обрывистыми скалами. Вода исключительно прозрачна: в литре ее всего около 1 мг растворенных солей. Даже в самое теплое у нас время—в августе — верхний слой воды имеет температуру порядка 12—15°; только в мелких заливах она прогревается до 22°. Находящийся в центре азиатского материка и отгороженный от порождающих облака океанов горами, Байкал имеет почти 2600 солнечных часов в году — значительно больше, чем, скажем, в Кисловодске или на Рижском взморье.

Выйдя в Байкал из Селенги, поворачиваем к востоку, чтобы дельта была с правого борта. Здесь много мелей, порой с вязким, илистым дном. Глубоко сидящим и тяжелым лодкам надо держаться как можно дальше от устья реки, но нельзя забывать и о том, что отрываться от берега опасно: штормы начинаются молниеносно.

Кстати сказать, при малейшей возможности надо интересоваться прогнозами погоды. Это просто необходимо. У здешних жителей всегда можно получить исчерпывающую информацию, местные признаки погоды знают чуть ли не все — от мала до велика.

Меня Байкал встретил довольно сильным встречным ветром. Волны были явно выше 200 мм—предела, ‘ установленного заводской инструкцией. Да и все равно мне было бы не выгрести, а лавировать мой парусник не мог. Кончилось дело тем, что я «выбросился» на мель, да здесь и заночевал прямо в лодке. Невдалеке по курсу на высоком берегу виднелся уютный домик, но до него было не добраться — свистел ветер, кипели волны. Ночью пошел дождь, однако под моим тентом было вполне терпимо — тепло и сухо.

Утром ветер стал попутным, и я под всеми парусами поплыл к берегу. В доме обнаружил исправную железную печь, на которой и сварил завтрак. Через открытую дверь постоянно влетали ласточки — внутри было их гнездо. Десятью днями раньше здесь был некто С. М. Л., он даже оставил свежий журнал «Наука и жизнь». Недалеко от домика на столбе я обнаружил щит с надписью: «Государственный заказник. Охота запрещена». Чтобы не тревожить покой охраняемого государством зверья, в лес углубляться не стал, а, как следует отдохнув на берегу, спустился к своему кораблю.

Через день, 16 июля сделал первую дневку в протоке Сахарная на участке охотника-ондатрщика Николая Николаевича. Ночевал в его промысловой избе.

Следующая стоянка была—после на редкость удачного целого дня плавания под парусом — где-то севернее села Дубинине.

В принципе на Байкале надо просыпаться рано и завтракать побыстрее. Утром на озере, как правило, спокойно, а уже часов с 10 начинается волнение. Когда же на берег накатываются волны с белыми гребнями, не только грести, но и сесть сухим в лодку очень трудно. Я уж не говорю об опасности, поскольку лодку легко может залить водой.

От села Дубинино мое плавание совершалось только на веслах, так как все время дул встречный ветер. Так и получилось, что последний «парусный» день 17 июля остался в памяти настоящим праздником!

Встретилась стоянка рыболовецких судов, принадлежащих местному рыбозаводу, который расположен между селами Дубинино и Оймуром. Оба ети села стоят на обрывистом берегу с узким бечевником. Дальше за Оймуром берег постепенно понижается и начинаются песчаные пляжи с сосновым лесом; они тянутся почти на 30 км до самого села Сухая. Отмечу, что байкальский песок мельче и чище, чем на самых прославленных пляжах черноморского побережья.

Читайте также:
Моторная лодка Gladius Glide 460

В Сухой рекомендую пополнить запасы, поскольку дальше начинается совсем малонаселенный участок пути. До ближайшего села Гремячинск по берегу около 60 км. Горы здесь близко подступают к самому урезу воды, а местами обрываются отвесными скальными щеками. Большую опасность для моторных лодок представляют и подводные камни. Плохо придется, если кого застанет шторм — выброситься на берег и то можно далеко не всюду.

Это — самый сложный, но зато и самый интересный этап маршрута. Надеяться я мог только сам на себя. Шел буквально впритирку к скалам, бдительно следил за малейшими изменениями обстановки. Когда среди дикости и безлюдия попадалась на берегу одинокая промысловая избушка, становилось теплее на душе. Здесь так хорошо можно было переночевать, переждать плохую погоду. Так кстати оказывались заботливо приготовленные сухие дрова, когда хлестал дождь.

На четвертый день плавания от села Сухая обнаружил уже не просто избу, а большое заброшенное деревянное здание. Во множестве стояли невысокие, но большого диаметра пустые бочки. Когда-то в них солили здесь знаменитого байкальского омуля.

Отсюда до Гремячинска один день хода на веслах вдоль живописных береговых скал. А вот уже дальше путь лежит вдоль обжитых берегов. С озера даже видно, как по трассе идут машины.

Еще день плавания, и я оказался в портовом поселке Турка. Здесь мое внимание привлекло потерпевшее когда-то катастрофу полузатопленное большое судно. Взобраться на него не представило трудности — его палуба с правого борта находилась на уровне воды. Это позволило мне даже втащить на нее свою «Малютку, поскольку ветер не вовремя стал свежеть.

По Селенге и Байкалу на лодке "Малютка"

Так снаряжение и лодка (справа) были доставлены на берег Уды.

По Селенге и Байкалу на лодке "Малютка"

Вытащенная на берег лодка с поставленным тентом нередко заменяла мне палатку.

По Селенге и Байкалу на лодке "Малютка"

Типичные условия для «швартовки» на байкальских берегах.

29 июля на мысу Безымянном я решил закончить путешествие. С одной стороны, я уже вдоволь насладился одиночеством и хорошо отдохнул, а с другой — отсюда шла машина охотхозяйства как раз в Улан-Удэ. Еще два слова о «Малютке», которая мирно зимует сейчас дома на шкафу. Купил я ее в 1970 г., но так далеко плавал на ней впервые. И под веслами, и под парусом лодка идет легко. Благодаря скуловым килям очень остойчива даже при боковой волне. Не раз приходилось груженую лодку вытаскивать на галечниковый берег, а на ходу — стукаться о подводные камни и затонувшие деревья, но на днище и бортах видны лишь мелкие царапины. Корпус прочен и надежен. За все эти качества я очень благодарен создателям «Малютки»— прославленным ленинградским кораблестроителям.

Для транспортировки лодки в лопастях весел просверлены отверстия, в которые вставляется ось с двумя колесами от детского велосипеда. На весла скуловыми килями ложится сама лодка (в сложенном виде), в нее помещаются рюкзак и другие вещи. Получается очень удобная тачка.

Модернизация лодки Малютка

В этом году думаю увеличить длину лодки за счет еще одной средней секции, чтобы при ночлеге было просторней. При первой возможности мы с «Малюткой» продолжим плавание по Байкалу.

Лодка Малютка – описание, характеристики, видео и фото материалы, отзывы владельцев.

Производство алюминиевых лодок

Производитель ООО Фирма «Малютка» зарегистрирован и расположен в Новгородской области с главным видом деятельности – производство алюминиевых катеров и лодок. Основным уставным видом деятельности компании является строительство алюминиевых лодок, легко перевозимых и не нуждающихся в месте на лодочной стоянке.

В качестве материала для производства алюминиевых лодок мы используем современный дюралюминиевый сплав. Он обладает всеми положительными качествами обычного алюминия, но при этом имеет повышенную прочность, надежность и устойчивость к воздействию коррозии. Последний пункт наиболее важен, так как лодки постоянно взаимодействуют с водой и далеко не всегда хранятся в сухих помещениях. Дюралюминий не нуждается в специфическом уходе, что высоко ценят владельцы нашей продукции.

Читайте также:
Моторные лодки Крым, Крым-М: описание модели, технические характеристики, отзывы

Мы производим алюминиевые катера и лодки картоп – «Малютка», «Романтика» и «Мста», перевозимые на багажнике на крыше легкового автомобиля. Транспортируемая таким образом алюминиевая лодка картоп не мешает управлению, загрузка лодки на верхний багажник и разгрузка вполне по силам при определённой сноровке даже одному человеку. Лодки спроектированы, в том числе, и для перевозки на багажнике путём установки носом вперёд и днищем вверх так, что нос лодки не препятствует водителю видеть обстановку на дороге и светофоры.

Немного об истории производства

Первая лодка была изготовлена в 2000 году, и с тех пор благодаря стремлению работать для клиента мы приобрели значительный опыт в строительстве лёгких лодок из алюминия, а клиенты возможность купить алюминиевую лодку по цене от производителя без торговой наценки дилера с доставкой в кратчайший срок по всей России. Наша лёгкая (20, 30 и 40 кг), клёпаная, долговечная, простая в использовании и хранении, недорогая лодка сделана именно для того, кто живёт или отдыхает у воды.

Качественные и надежные лодки из алюминия от Российского производителя

Линейка продукции компании Фирма «Малютка» представлена на рынке лодками из алюминия с неразборными клёпаными корпусами, скоростными и лучше управляемыми на вёслах, чем резиновые или ПВХ лодки. В отличие от советских разборных лодок, они всегда готовы к использованию на воде. Аналогично всем алюминиевым лодкам, лодки Фирмы «Малютка» практичны и удобны. На наших лодках из алюминия можно ходить как в длительные экспедиции, так и отдыхать в конце рабочей недели, использовать лодку для охоты, для рыбной ловли, как прогулочное судно или перевозить на алюминиевой лодке пассажиров через водоём.

При движении по водоёму с мотором на алюминиевую лодку с небольшой килеватостью воздействуют гидродинамические силы поддержания, уравнивающие часть лодки или её всю. Алюминиевая лодка поднимается и начинает скользить по воде, или глиссирует. Все наши лодки глиссирующие, что позволяет экономить на топливе и ходить на значительных скоростях.

Алюминиевые лодки «Мста» и «Романтика» в нижней части днища усилены г-образными профилями, являющимися реданами, улучшающими остойчивость алюминиевых лодок, ослабляющими качку. При движении во время крена реданы противодействуют усилению наклона лодки и значительно повышают стабильность на курсе.

Для увеличения остойчивости наших лодок во время стоянки и понижения крена при движении с мотором мы устанавливаем по бортам оригинальные непроницаемые наделки в виде своего рода крыльев – були. Получив распространение много лет назад на алюминиевых лодках «Казанка» как усовершенствование от любителей, були стали устанавливаться на заводских лодках, улучшив остойчивость в динамике моторной алюминиевой лодки. Були расширяют кормовую часть лодки, повышают остойчивость и безопасность, способствуют необходимой плавучести при переворачивании или наполнении водой. Герметичные алюминиевые були и отсеки из пенопласта под сиденьями-банками обеспечивают аварийную плавучесть.

Продажа алюминиевых лодок и моторов

Все наши лодки сертифицированы для использования с подвесными лодочными моторами разной мощности. На установку и демонтаж такого мотора нужно всего несколько минут, а корма алюминиевой лодки «Романтика» и «Мста» в стандартном варианте оборудована транцем для мотора. Подобные подвесные моторы позволяют установить его под таким углом, который обеспечит безопасное движение при небольшой глубине. В применении мотор надёжен и несложен. С ним лодка отличается проходимостью и мобильностью в камышах или зарослях. Доставлять мотор возможно в заднем багажнике, а нашу лодку картоп на верхнем багажнике на крыше авто.

Будучи российскими производителями, мы предлагаем купить алюминиевые катера и лодки в нашем интернет-магазине по выгодным для покупателей ценам. Вам не придется переплачивать посредникам, покупая у нас лодку напрямую!

По Селенге и Байкалу на лодке “Малютка”

Муравьёв Илья: весь лес на Синюшиной Горе перерыт какими-то карьерами.. им лет, ну не меньше 50-ти. хотя явно больше. Что там добывали?

Я в том лесу не был, но, может быть, камни? 07.04.2010, 10:01:17 | WladimirВот ещё материал о строительстве тракта от Иркутска до Байкала: http://www.child.baikal.ru/nasledniki/rus/ist1998.htm#1 07.04.2010, 10:04:14 | И. Фефелов

Читайте также:
Мотолодка "Ока": описание модели, технические характеристики, отзывы

Вячеслав Петухин: По-моему, там же, где потом построили железную дорогу, то есть по Ангаре до Байкала, а потом по берегу Байкала.

Нет, вдоль бывшей Кругобайкалки дороги не было, была только тропа. 07.04.2010, 10:33:34 | Вячеслав ПетухинНо, по крайней мере, зимой ездили по Байкалу и летом была возможность плыть по Байкалу. Вот в Улан-Удэ (и далее, на восток), интересно, какой был основной вариант пути? Насколько часто добирались по воде? 07.04.2010, 12:59:42 | Felix

Вячеслав Петухин: Вот в Улан-Удэ (и далее, на восток), интересно, какой был основной вариант пути?

Подозреваю, что от Слюдянки могла быть и дорога тоже. По крайней мере вдоль берега там остатки дороги есть. Я даже фото показывал из района Выдрино 07.04.2010, 13:28:38 | Вячеслав ПетухинДорога была, конечно. Мне вот интересно, как было лучше — ехать длинными дорогами по тайге, по юго-восточному берегу Байкала, или вплавь по Байкалу. 07.04.2010, 13:32:41 | Дмитрий АндроновА мне интересна история купеческого тракта от кяхтинской пристани в Мысовой до Кяхты. Может кто там ходил? Вот тут немного есть:http://www.magicbaikal.ru/history/baikal-railway-3.htm . 07.04.2010, 15:44:53 | Муравьёв Илья

Евгений Рензин: Муравьёв Илья: весь лес на Синюшиной Горе перерыт какими-то карьерами.. им лет, ну не меньше 50-ти. хотя явно больше. Что там добывали? Я в том лесу не был, но, может быть, камни?

да, возможно песчанник брали, но всё же интересно подробнее узнать бы. Куда прийти, кого бы спросить можно. :)

Читал про изыскания путей для КБЖД в конце 19-го века. они же, наверно, в первую очередь рассматривали существующие маршруты. Там описывались маршруты через ольхинское плато и долина Иркута, до каой-то горы. Опять же существовал уже два столетия Монгольский тракт(через Слюдянку). Зимой-то всё ясно, но 6месяцев им же надо было где-то по суше ехать. 07.04.2010, 17:36:03 | И. Фефелов

Вячеслав Петухин: Дорога была, конечно. Мне вот интересно, как было лучше – ехать длинными дорогами по тайге, по юго-восточному берегу Байкала, или вплавь по Байкалу.

Когда была возможность вплавь — было однозначно лучше вплавь. Дорог из Иркутска на Кяхту было четыре — через Тункинскую долину и в трех местах через Хамар-Дабан, и все, прямо скажем, плохие. Только во второй половине 19-го века проложили тракт от Слюдянки по берегу Байкала к низовью Селенги, который уже был достаточно приличным.
Вот, в частности:
http://airikt.chat.ru/trakt/zab_dorogi.txt

По этому поводу в прошлом году слышал хороший доклад на чтениях памяти Дыбовского в Култукской школе — о всех этих перипетиях с прокладками чайных трактов.
07.04.2010, 18:10:46 | Felix

Дмитрий Андронов: А мне интересна история купеческого тракта от кяхтинской пристани в Мысовой до Кяхты. Может кто там ходил?

Если имеется ввиду дорога от Мысовой в сторону Гусиноозерска через хребет, то прмерно 30 км я по ней проезжал. Знаю людей кто и всю проезжал.
Местные ее иногда называют наркотрафиком :)) 07.04.2010, 18:10:53 | И. ФефеловТак называемый Удунгинский тракт. 07.04.2010, 18:21:02 | Муравьёв Ильяспасибо всем за разъяснения и за ссылки. По дороге всё понятно теперь :)

Ещё вопрос. Есть такой пунк на карте — “дабаты”(нежилое) 51,58’20″C 104,21’10″B. Как видно на месте, по количеству фундаментов, селение было оч обширное. Возможно, это всего-лишь посёлок лесорубов середины прошлого века. Или же это была полноценная деревня. 07.04.2010, 18:48:55 | Sergey D

Муравьёв Илья: Или же это была полноценная деревня.

Клады ищите? ;) Лес там готовили, говорят что даже ЗК там работали. 07.04.2010, 19:03:54 | Муравьёв Ильяну, и зк, и японци пленные(чуть подальше). Просто интересна история мест, где бываешь. 07.04.2010, 19:09:48 | Felix

И. Фефелов: Так называемый Удунгинский тракт.

Местные так его почему то не называли. Летом уточню. 07.04.2010, 20:08:55 | Wladimir

Felix: Местные так его почему то не называли. Летом уточню

Читайте также:
Опыт эксплуатации "Казанки-2М" в морских условиях

Можно проще — посмотреть на топокарту. Удунга — приток Темника, дорога от Мысовой в долину Селенги и проходит после перевала по этой речке 07.04.2010, 20:21:01 |

Страница 1 из 2: 1 2Следующая

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

По Селенге и Байкалу на лодке “Малютка”

Разборная секционная металлическая лодка «Малютка» предназначена в первую очередь для любителей рыбной ловли и охоты, но нередко используется туристами, а в некоторых районах страны и в качестве переносного переправочного средства.

Это — надежная (насколько может быть надежным двухметровое судно!), неприхотливая в эксплуатации одноместная лодка-челнок грузоподъемностью 100 кг при собственном весе 20 кг. Основное достоинство «Малютки» заключается в том, что она приспособлена для перевозки любым видом транспорта, включая автобус: это делает доступными самые заманчивые для рыбаков и охотников глухие, удаленные от городов и селений водоемы. В сложенном виде комплект представляет собой упаковку с габаритами большого чемодана и несколько большей массы, чем багаж, который берут с собой и отпуск. Лодка может разместиться в багажнике автомобиля «Волга».

То, что в сложенном виде (носовая секция вставлена в кормовую, а кормовая — в среднюю) лодка представляет сравнительно небольшой пакет с габаритами 800х650х300, намного упрощает и решение проблемы межсезонного хранения, «неразрешимой» для горожан. «Малютка» прочна и долговечна. Корпус ее не рассыхается и не ржавеет, так что уход за лодкой сведен до минимума — содержи в чистоте и следи за сохранностью защитного слоя краски. Можно добавить еще, что залитая водой лодка не тонет: непотопляемость ее обеспечивает пенопластовая плита — сиденье, пристегиваемое к днищу специальным ремнем.

Три секции (каждая длиной по 0,65 м) соединяются друг с другом с помощью 18 шпилек с гайками-барашками, устанавливаемых по фланцам, которые одновременно служат шпангоутами, придавая конструкции прочность и жесткость. Для обеспечения водонепроницаемости соединений секций по периметру фланцев укладывается резиновая полоса — прокладка.

Материалом корпуса служит легкий сплав АМг-5, пластичность которого позволяет изготовлять секции с применением холодной штамповки. Толщина листов обшивки — 1,5 мм, ее жесткость обеспечивается благодаря гофрам (или зигам, как их иногда называют) полукруглого сечения, выштампованным на днище и бортах. Отдельные элементы конструкций соединяются при помощи аргонодуговой сварки, затем секции направляются на сверловку отверстий во фланцах, зачищаются и поступают на участок окраски (в голубой или шаровый цвет) в электростатическом поле.

Изготовляемые заводом металлические весла имеют положительную плавучесть (в дальнейшем предполагалось снабжать лодку «Малютка» веслами с лопастью из термопласта). Лодки первых лет выпуска поступали в продажу упакованными в парусиновый чехол (он же тент), приспособленный для переноски «Малютки» на спине. В дальнейшем завод перестал поставлять чехлы (и теперь владельцы лодок чаще всего шьют их самостоятельно). Каждую «Малютку» снабжают веслами с уключинами, сиденьем с резиновым ремнем, прокладками, шпильками с барашками и черпаком (с 1974 г. — пластмассовым); лодка упаковывается в деревянный ящик и теперь уже готова к отправке.

Что можно сказать о качествах лодки? Она обладает вполне удовлетворительной остойчивостью — ватерлиния имеет большой коэффициент полноты, скуловые кили оказывают сопротивление резким накренениям; поскольку гребец сидит на очень низком сиденье, центр тяжести расположен низко.

Под веслами довольно неуклюжая на вид лодка идет легко; две пары подуключин позволяют грести, садясь, по желанию, вперед спиной или лицом.

Судя по многочисленным отзывам владельцев «Малютки» лодка вполне пригодна для использования в тех условиях, на которые рассчитана, — в спокойных, закрытых от ветра водоемах. «Малютка» может использоваться не далее 300 м от берега при высоте волны не более 0,2 м. Однако известны случаи, когда лодку оснащали небольшим парусом или устанавливали подвесной мотор «Салют» и отправлялись на ней в небольшое путешествие по реке или даже вдоль побережья Байкала (По Селенге и Байкалу на «Малютке»). Наиболее же частое усовершенствование — это дополнение лодки четвертой секцией для того, чтобы увеличить ее грузоподъемность и вместимость до двух человек, улучшить ходовые качества на веслах, сделать возможным установку подвесного мотора (см. Двухместная мотолодка из «Малютки»). Попутно устраняется и такой существенный недостаток, как неправильное расположение аварийной плавучести: в случае заполнения водой «Малютка» переворачивается вверх дном, что затрудняет ее использование в качестве спасательного прибора.

Читайте также:
Моторные лодки Нептун и Нептун-2: описание модели, технические характеристики, отзывы

В последствии лодку «Малютка» заменила новая модель — «Малютка-3» аналогична по конструкции, но имеющая более современный внешний вид и повышенную (благодаря увеличению ширины) остойчивость. Ее размерения 2,0X0,84X0,38 м, масса — 23 кг.

Лодка надувная SibRiver Селенга-330 НД

Моторно-гребная модель со стационарным транцем.
Купить надувную лодку SIBRIVER СЕЛЕНГА-330 НД стоит тем, кому нужна лодка повышенной мореходности.

Массово-габаритные характеристики

SIBRIVER СЕЛЕНГА-330 НД имеет длину 3.30 м при ширине 1.66 м.
Длина кокпита 2.50 м, ширина 0.72 м.
Масса лодки в комплекте 43 кг.

Максимальная грузоподъемность – 500 кг, вместимость 4-5 чел.

При использовании с подвесным мотором его мощность не должна превышать 15 л.с.

Баллоны SIBRIVER СЕЛЕНГА-330 НД изготовлены из армированного пятислойного ПВХ плотностью 800 г/м2.
Материал устойчив к воздействию соленой воды, бензина и масла.
Для защиты баллонов при швартовке установлен привальный брус.

Диаметр баллонов надувной лодки 47 см, 6 герметичных отсека (+ пол).

Лодка изготавливается в сером, красно-черном, зеленом, серо-синем цветах.

Лодка комплектуется надувным дном.

Комплект SIBRIVER СЕЛЕНГА-330 НД включает 2 жестких сиденья из водостойкой фанеры, которые можно передвигать по кокпиту с помощью системы ликтрос/ликпаз.

На лодке установлен стационарный транец, жестко приклеенный к баллонам.
Материал – водостойкая фанера.
В месте крепления двигателя установлена накладка для уменьшения износа.

Особенности

Безопасность пассажиров SIBRIVER СЕЛЕНГА-330 НД дополнительно обеспечивается натянутым вдоль баллонов леерным тросом.
На концах баллоновх установлены ручки для переноски, в носовой части есть рым ручка.

Между транцем и баллонами установлены брызгозащитные косынки (комингсы).
Весла крепятся в стояночном положении с помощью специальных держателей.

Дно лодки многоболонное.
Самоотливная палуба, поднятая над уровнем воды.
По периметру установлен привальный брус.

Производитель предоставляет на лодку 1 года гарантии.

Комплект поставки

SIBRIVER СЕЛЕНГА-330 НД поставляется в следующей комплектации:
1. Лодка – 1 шт.
2. Весло – 2 шт.
3. Сиденье жесткое – 2 шт.
4. Сумка – 1 шт.
5. Ремкомплект – 1 шт.
6. Насос – 1 шт.
7. Паспорт – 1 шт.

Киль проходит посередине днища лодки от начала носовой до конца ее кормовой части.
Килеватая форма днища (V-образное днище) нужна для придания лодке курсовой устойчивости.
Курсовая устойчивость лодки -это свойство ее управляемости, послушности, которое обеспечивает отсутствие «рыскания» из стороны в сторону при быстром движении лодки или при встрече лодки с волной.
Статью про киль вы можете прочитать здесь.

Стрингеры

Стрингеры это алюминиевый профиль (продольные ребра жесткости) для придания жесткости полу, соединяет несколько листов ( секций) пола в одно целое.
Статью про стрингеры вы можете прочитать здесь.

Наличные

Наличные ( для Москвы и М.О. )

Вы можете оплатить заказ наличными при доставке курьеру

Вы можете оплатить заказ наличными при самовывозе

Оплата принимается только в рублях

Банковский перевод

Безналичная оплата ( для юр. лиц )

Для оплаты товара по безналичному расчету из нашего интернет магазина мы высылаем Вам счет согласованным с Вами способом оплаты.
Счет и резерв товара действительны в течение трех банковских дней. Если в течение этого времени Вы не перечислите средства в оплату счета, он становится недействительным и Вам необходимо будет получить новый счет на оплату.
Если Вам необходимо продлить резерв, то необходимо связаться с нами любым удобным способом.
После оплаты счета просим Вас выслать платежное поручение по электронной почте info@vodomotorika.ru, чтобы мы не снимали бронь на складе.
Товар отпускается после зачисления средств на наш расчетный счет.
Для получения товара необходимо предоставить оригинал доверенности от организации-плательщика с указанием получаемых материальных ценностей или заверить наш экземпляр товарно-транспортной накладной печатью организации-плательщика. Пожалуйста, подтвердите оплату вашего заказа, выслав копию платежного поручения.

Кредит

Вкредитрф

ООО “Репутация” (Торговая марка “Вкредитрф”) является аккредитованным партнером крупнейших банков России в области POS-кредитования. Большой пул кредитных учреждений гарантирует ододбрение вашей заявки с вероятностью, минимум, 80%. Услуга доступна на всей территории Российской Федерации.

Читайте также:
Моторная лодка Кама: описание модели, технические характеристики, отзывы

За подбор кредитного учреждения, кредитного продукта, информирования и организации подписания комплекта кредитных документов Вкредитрф взымает комиссию в размере 5,95% от стоимости выбранного вами товара (-ов)

Банковские карты

Оплата банковскими картами ( для Москвы и М.О.) (+3%)

Вы можете оплатить заказ при доставке курьером или на пункте самовывоза банковской картой. Сумма заказа увеличивается на 3%
Эта услуга возможна только при доставке курьером по Москве и Московской области или при самовывозе.
Если Вы находитесь в другом городе, то, чтобы оплатить банковской картой, вам надо выбрать “электронные способы оплаты”

Cамовывоз

Самовывоз в Москве

Оформив заказ через сайт или по телефону, менеджеры магазина обеспечат доставку вашего заказа до места выдачи.
Самостоятельно забрать товар вы можете по адресу: г. Москва, МКАД, 78 километр, 14,корп. 1 ( ТЦ ДЕКСТЕР ) (второй этаж, левое крыло)

Режим работы: пн.-сб: 9:00 – 18:00, вс-выходной

Самовывоз надувных лодок

Есть два варианта:

1) Обычный – проверяется внешний вид и комплектация лодки (надуваете лодку вы уже дома, на возврат-обмен у вас есть 14 дней) – бесплатно

2) Самовывоз с проверкой – наши сотрудники полностью накачивают и собирают лодку при вас.

Стоимость данной услуги: 500 руб. (лодки с надувным полом), 800 руб. (лодки с жестким полом)

Доставка курьером

Доставка по Москве курьером

Москва:
– доставка осуществляется на следующий день после заказа товара, но могут быть и исключения
– время доставки: пн.-сб. с 11:00 до 22:00
– доставка товара оплачивается непосредственно курьеру и только в рублях

Стоимость доставки по Москве:
– доставка по Москве заказа стоимостью менее 15.000 руб. — 300 рублей
– доставка по Москве заказа стоимостью более 15.000 руб. — бесплатная
– доставка после 19:00 платная — 400 рублей

Подъем товара:
– доставка тяжелого и крупногабаритного товара производится до подъезда
– доставка товара не габаритного и весом до 20 кг. производится до квартиры
– возможен подъем товара при условии, что это реально сделать одному человеку:
при подъеме товара без лифта — 100 руб. за один этаж, но не менее 300 руб.
при подъеме на лифте — 300 руб.

Похожие Лодки ПВХ под мотор со стационарным транцем

Лодка Адмирал 290

Надувная лодка ПВХ СкайРа 335 Al

Надувная лодка BoatMaster 310K

Надувная лодка FLINC FТ290LA

Наличные ( для Москвы и М.О. )

Вы можете оплатить заказ наличными при доставке курьеру

Вы можете оплатить заказ наличными при самовывозе

Оплата принимается только в рублях

Безналичная оплата ( для юр. лиц )

Для оплаты товара по безналичному расчету из нашего интернет магазина мы высылаем Вам счет согласованным с Вами способом оплаты.
Счет и резерв товара действительны в течение трех банковских дней. Если в течение этого времени Вы не перечислите средства в оплату счета, он становится недействительным и Вам необходимо будет получить новый счет на оплату.
Если Вам необходимо продлить резерв, то необходимо связаться с нами любым удобным способом.
После оплаты счета просим Вас выслать платежное поручение по электронной почте info@vodomotorika.ru, чтобы мы не снимали бронь на складе.
Товар отпускается после зачисления средств на наш расчетный счет.
Для получения товара необходимо предоставить оригинал доверенности от организации-плательщика с указанием получаемых материальных ценностей или заверить наш экземпляр товарно-транспортной накладной печатью организации-плательщика. Пожалуйста, подтвердите оплату вашего заказа, выслав копию платежного поручения.

Вкредитрф

ООО “Репутация” (Торговая марка “Вкредитрф”) является аккредитованным партнером крупнейших банков России в области POS-кредитования. Большой пул кредитных учреждений гарантирует ододбрение вашей заявки с вероятностью, минимум, 80%. Услуга доступна на всей территории Российской Федерации.

За подбор кредитного учреждения, кредитного продукта, информирования и организации подписания комплекта кредитных документов Вкредитрф взымает комиссию в размере 5,95% от стоимости выбранного вами товара (-ов)

Оплата банковскими картами ( для Москвы и М.О.) (+3%)

Вы можете оплатить заказ при доставке курьером или на пункте самовывоза банковской картой. Сумма заказа увеличивается на 3%
Эта услуга возможна только при доставке курьером по Москве и Московской области или при самовывозе.
Если Вы находитесь в другом городе, то, чтобы оплатить банковской картой, вам надо выбрать “электронные способы оплаты”

Читайте также:
Вишера - Новая лодка для туризма
Самовывоз в Москве

Оформив заказ через сайт или по телефону, менеджеры магазина обеспечат доставку вашего заказа до места выдачи.
Самостоятельно забрать товар вы можете по адресу: г. Москва, МКАД, 78 километр, 14,корп. 1 ( ТЦ ДЕКСТЕР ) (второй этаж, левое крыло)

Режим работы: пн.-сб: 9:00 – 18:00, вс-выходной

Самовывоз надувных лодок

Есть два варианта:

1) Обычный – проверяется внешний вид и комплектация лодки (надуваете лодку вы уже дома, на возврат-обмен у вас есть 14 дней) – бесплатно

2) Самовывоз с проверкой – наши сотрудники полностью накачивают и собирают лодку при вас.

Стоимость данной услуги: 500 руб. (лодки с надувным полом), 800 руб. (лодки с жестким полом)

Доставка по Москве курьером

Москва:
– доставка осуществляется на следующий день после заказа товара, но могут быть и исключения
– время доставки: пн.-сб. с 11:00 до 22:00
– доставка товара оплачивается непосредственно курьеру и только в рублях

Стоимость доставки по Москве:
– доставка по Москве заказа стоимостью менее 15.000 руб. — 300 рублей
– доставка по Москве заказа стоимостью более 15.000 руб. — бесплатная
– доставка после 19:00 платная — 400 рублей

Подъем товара:
– доставка тяжелого и крупногабаритного товара производится до подъезда
– доставка товара не габаритного и весом до 20 кг. производится до квартиры
– возможен подъем товара при условии, что это реально сделать одному человеку:
при подъеме товара без лифта — 100 руб. за один этаж, но не менее 300 руб.
при подъеме на лифте — 300 руб.

К подлодке типа «Малютка» еще нужно было приспособиться

В тридцатые годы, годы первых пятилеток, когда наш народ решал задачи социалистической индустриализации, остро стал вопрос об усилении обороноспособности Советского государства. При этом большое внимание Советское правительство уделяло созданию мощного военно-морского флота, и в частности — подводного флота.

В июле 1936 года на стапелях одного из заводов были заложены шесть подводных боевых кораблей типа «М» новой серии. Строительство шло по тому времени довольно быстро. Уже через четырнадцать месяцев после закладки первая лодка серии М-171 была спущена на воду. Вскоре один за другим вступили в строй и остальные корабли. Никто в то время не предполагал, что в предстоящей войне этим лодкам придется в числе первых вступить в активную борьбу с противником на море и тем самым внести немалый вклад в историю боевой славы нашего подводного флота. По первоначальному замыслу лодки типа «М» должны были решать ряд частных задач в обороне морских границ; предполагалось использовать их только у своего побережья в закрытых морях, таких, как Балтийское и Черное. Это и определяло их мореходные и тактико-технические качества. Лодки были водоизмещением более 200 тонн, плавали в надводном положении до 800 миль, в подводном, после полной зарядки аккумуляторной батареи, — до 80 миль.

Экипаж состоял из 18 человек, которые обеспечивали двухсменную ходовую вахту. В условиях плавания у своих берегов в течение 8—10 суток это считалось достаточным.

Надводный ход лодки осуществлял один дизель отечественной конструкции, он позволял развивать скорость до 12 узлов. Под водой использовалась энергия аккумуляторных батарей. Максимальная скорость в этом положении была 8 узлов. Скоростные данные лодок типа «М» были примерно такие же, как и у всех других подводных лодок того времени. Однако максимальная подводная скорость практически использовалась лишь в исключительных случаях и очень непродолжительное время. Обычно в подводном положении лодка в целях экономии энергоресурсов передвигалась малым ходом, при котором расход электроэнергии был минимальным. Все подводные лодки довоенного времени вынуждены были вести боевую деятельность под водой на малых скоростях, чтобы как можно реже всплывать для зарядки аккумуляторов, так как при хорошем техническом состоянии батареи зарядка занимала в среднем 10 часов.

Читайте также:
Варианты модернизации мотолодки «Обь»

Подводные лодки типа «М» были вооружены двумя торпедными аппаратами, заряженными двумя торпедами (без запасных) и 45-миллиметровым артиллерийским полуавтоматом. Пушка предназначалась для самообороны на случай, когда лодка, в силу каких-то причин, не сможет в присутствии кораблей и самолетов противника уйти под воду.

Комфортом эти корабли не отличались, хотя и были несколько лучше малых лодок предыдущей серии. Поскольку их предполагалось использовать вблизи побережья и продолжительность плавания при этом не должна была превышать 10 суток, бытовой стороне на них не придавалось большого значения.

Но война внесла свои поправки в намеченный план использования малых лодок. Им приходилось действовать в более сложных условиях, чем предполагалось, и более продолжительное время. Однако в этих условиях бытовые неудобства на корабле не имели большого значения: в боевой обстановке экипаж сталкивался с затруднениями куда более серьезными.

Завершением строительства нового корабля далеко не заканчивается его создание. После постройки корабль принимает экипаж, которому предстоит еще большая работа по освоению механизмов, идет доработка некоторых узлов, не выдержавших проверки. Одновременно окончательно формируется коллектив, создаются свои, свойственные именно этому кораблю традиции.

Несколько лет корабли типа «М» входили «в форму»: люди учились управлять механизмами, совершенствовали их, вырабатывали эффективные приемы ведения боя. Этот опыт очень пригодился потом морякам, участвовавшим в военных действиях во время Великой Отечественной войны. С благодарностью они вспоминали имена отличных специалистов своего дела: старшины мотористов Демонова, боцмана Маховикова, старшины электриков Поршнева, гидроакустика Матвеева, богатейший опыт которых с успехом использовали во время войны. Большую роль в становлении такого типа кораблей сыграли командиры В. Ф. Кульбакин, Н. Г. Столбов и другие.

Боевая подготовка лодок типа «М» началась в конце 1937 года на Балтике, когда навигация там уже заканчивалась. План подготовки строился по зимнему варианту — в ледовых условиях. В середине следующего года, когда корабли начали плавать после ледостава, была проведена первая летняя кампания, отработаны первые задачи по курсу подводных лодок. Затем начались торпедные атаки.

Зимой 1938 года экипажам было объявлено, что весной все подводные лодки этой серии пойдут на север, в состав молодого Северного флота, который уже начал осваивать Ледовитый океан.

В мае 1939 года дивизион малых подводных лодок из шести единиц под командованием капитана 3-го ранга Г. А. Субботина вышел из гавани и взял курс на север, через Беломорско-Балтийский канал.

10 июня 1939 года прибыли на Северный флот. Началась новая, северная жизнь, надо было освоиться с новыми, суровыми условиями. Неизвестно было, как в этих условиях поведут себя лодки.

Уже первые непродолжительные выходы кораблей в море показали, что вести боевую подготовку здесь будет нелегко. Многие моряки впервые познакомились с океанской волной, не были привычны к такой качке. Кроме того, во время учений в открытом море у всех малых лодок выявился конструктивный дефект: рубочная надстройка оказалась слишком низкой. При шторме свыше шести баллов встречная волна накрывала ходовой мостик. Это очень затрудняло несение вахты. Нередко подводные лодки вынуждены были возвращаться не выполнив задания. Стало ясно, что боеспособность малых лодок в Баренцевом море будет крайне ограниченной. Перед командованием встал вопрос о возвращении их на Балтику. Однако его так и не успели решить, и в войну дивизион вступил в этих неблагоприятных условиях. Надо было к ним приспосабливаться. Была найдена новая конструкция мостика. Чтобы облегчить несение верхней вахты, решили переоборудовать переднее ограждение рубки. Технически эта задача решалась довольно просто, и через год новые ограждения рубок были поставлены.

Так совершенствовались лодки, совершенствовались в своих специальностях люди. К началу войны дивизион был уже достаточно подготовлен и являлся довольно грозной силой.
«На грани жизни и смерти», вице-адмирал, Герой Советского Союза, Валентин Георгиевич Стариков

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: