Пожар на теплоходе “Баргузин-2”: технические характеристики, фото, отзывы

Что случилось на «Баргузине-2»?

Пассажиры, находившиеся на загоревшемся теплоходе «Баргузин-2», могут считать 2 августа своим вторым днем рождения. По предварительной версии, воспламенился один из двигателей теплохода, который выполнял регулярный рейс по маршруту бухта Песчаная — Иркутск. Возгорание произошло в тот момент, когда теплоход находился в районе Большого Голоустного, в 1,5 км от берега. В салоне судна в это время было 117 пассажиров и шесть членов экипажа. Всем удалось спастись.

«Мужчины прыгали быстрее женщин»

Одна из пассажирок теплохода, Татьяна Чемоданова из Ангарска, отдыхает на Байкале каждый год. И эту поездку она планировала давно, еще с зимы. Отдых был очень долгожданным. 27 июля вместе с двумя детьми Татьяна отправилась на турбазу «Байкальские дюны». На 2 августа был запланирован выезд с турбазы.

— За нами пришел теплоход, мы сели в него. По пути еще зашли в Песчанку — захватить людей. Нас стало достаточно много, даже мест не хватало. Через 30 минут после отправления я вдруг заметила дым, одна из первых. Панику поднимать не стала, но на всякий случай надела жилеты на детей и на себя. Позже увидела, что и другие пассажиры, как по цепной реакции, разобрали жилеты. Они лежали на виду, и все их брали, — рассказывает Татьяна. — Когда уже начался настоящий пожар, некоторая паника присутствовала, причем даже у стюардессы, которая нас встречала на теплоходе. Когда я это увидела, отошла в сторонку и смирилась с судьбой.

Татьяна не видела, как с другой стороны к горевшему теплоходу подходила яхта.

Яхта Princess некоторое время назад проходила мимо «Баргузина». Шла она достаточно медленно, и ее владелец Александр Ляховчук вовремя заметил дым на теплоходе. Всего несколько минут ему понадобилось на то, чтобы вернуться.

— Обычно я хожу побыстрее, но тут погода была хорошая. Мы с женой отдыхали, и я вовремя увидел дым. Корма горела, все люди переместились в носовую часть. Многие были в шоке, не понимали, что надо прыгать в плоты. Потом, когда я уже забрал всех детей и отошел к берегу, увидел, что пассажиры стали бросаться в плоты, — вспоминает Александр. — Я забрал где-то 35—40 человек. Дети маленькие на руках были, трое или пятеро. Беременную женщину взяли.

Экипаж теплохода тем временем спустил на воду четыре плота, которые могли вместить по 20 человек каждый. Всего плотов на теплоходе было семь, достать оставшиеся не получилось — огонь отсек дорогу к ним.

Выйти сухими из воды у пассажиров не получилось — во всех плотах была вода. Татьяна Чемоданова вспоминает, что она сидела по пояс в холодной воде. Терпеть холод пришлось достаточно долго. Потом яхта Александра Ляховчука вернулась, им бросили трос и все шлюпки дотащили до берега. Стресс и пребывание в холоде отразились на здоровье женщины. Она находится на третьем месяце беременности, и случившееся вызвало угрозу выкидыша. Татьяна сейчас помещена в больницу. Но самые неприятные ощущения у женщины остались не от пережитого, а от поведения некоторых пассажиров.

— Нелучшим образом себя проявили мужчины. Один сидел рядом со мной. Он прыгнул на плот одним из первых, хотя в первую очередь должны были пропускать детей и женщин, и по пути делал еще селфи, — поясняет Татьяна. — А еще в Песчанке на теплоход села пьяная компания, которая в пути распивала водку и играла на гитаре. Так вот пассажиры из этой компании бросали в шлюпки пакеты с бутылками водки. Спасали водку. Это для них главным оказалось.

Экипаж был трезв, капитан опытный

На следующий день после случившегося руководство Восточно-Сибирского речного пароходства на пресс-конференции разъяснило, что случилось с теплоходом, и рассказало о порядке выплаты компенсаций пассажирам, имущество которых сгорело при пожаре.

Впрочем, ответы у исполнительного директора ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» Виталия Кельманова нашлись не на все вопросы.

К примеру, ВСРП еще не знает, что стало причиной возгорания в машинном отделении теплохода. Плановый текущий ремонт судно прошло этой зимой. Перед началом навигации теплоход был осмотрен Российским речным регистром. Был подписан акт, подтверждающий техническую готовность судна к эксплуатации.

— «Баргузин-2» — одно из относительно новых судов на Байкале, 1991 года выпуска, — отметил Виталий Кельманов. — В свое время было произведено три судна подобного проекта: «Баргузин-1», «Баргузин-2» и «Баргузин-3». Они сделаны в промежутке с 1989-го по 1991 год. Все три судна эксплуатируются у нас.

По словам руководителя, после крушения теплохода «Булгария» в 2011 году в России действуют единые правила речного регистра, которые были ужесточены. Только после полной проверки судна дается разрешение о начале навигации. До навигации в осенний период судно предъявляется к осмотру, речной регистр выписывает перечень тех видов работ, которые необходимо выполнить в зимний период. Весной снова проверяется качество выполненных работ.

Читайте также:
Теплоходы "Баргузин" : технические характеристики, фото, отзывы

Перед выходом в рейс также проводятся внутренние проверки судов.

— Со слов членов экипажа, при курсе город Иркутск — бухта Песчаная все технические параметры судна были в норме. Что произошло, непонятно. Специалисты должны установить, в чем причина. Это нужно и нам, и пассажирам, — говорит Виталий Кельманов. — На теплоходе сгорели салон и машинное отделение. Плавился металл. Судно восстановлению не подлежит. Оно находится в прибрежной зоне Большого Голоустного.

Еще один вопрос, который пока остается без ответа, — почему должным образом на теплоходе не сработала система пожаротушения. Виталий Кельманов уточнил, что система сработала, но не дала должного результата. Капитан включил систему, когда было обнаружено задымление. Она на какое-то время заглушила пожар, но потом судно заново начало гореть, с еще большей силой.

У пассажиров теплохода, которые случайно узнали о встрече журналистов с представителями ВСРП и поспешили туда, возник вопрос и о профпригодности капитана. По их словам, он сидел в рубке и бездействовал, продолжал вести судно на полном ходу, после того как пассажиры указали ему на появившийся дым.

Виталий Кельманов пояснил, что эти факты не говорят о бездействии капитана. После возгорания весь корабль был обесточен, рация не работала, капитан позвонил с сотового телефона диспетчерам, сообщил им о произошедшем, назвал координаты судна, что позволило выйти навстречу другому теплоходу максимально быстро. Кроме того, капитан покинул судно последним, сохранив журнал, в котором все зафиксировано. Действия капитана и членов экипажа будут позднее оценены компетентными органами. Каждый из них прошел медицинское освидетельствование.

Предварительные пробы на наличие алкоголя в крови показали, что весь экипаж был трезв.

К слову, капитан судна Борис Козко в пароходстве работает более 40 лет. Он является единственным, бессменным капитаном «Баргузина-2» с его самой первой навигации.

В пароходстве также сообщили, что после случившегося технической службе дано указание проработать вопрос размещения большего количества плотов на теплоходах.

Пассажирам обещают компенсацию

По факту пожара на теплоходе СКР возбудил уголовное дело по части 1 статьи 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей»). Следственные органы сейчас изымают техническую документацию судна, личные дела членов экипажа.

С 10 утра 3 августа работает горячая линия ВСРП (тел. 287-250), по которой можно получить ответы на все интересующие вопросы. Заявление о выплате компенсации можно написать в офисе ВСРП по адресу: улица Чкалова, 37.

Там же работают психолог и юристы, дежурит терапевт. Есть договоренность с одной из больниц Иркутска о том, что, если понадобится, будет произведена госпитализация пассажиров за счет компании.

В заявлении пострадавшим пассажирам предлагается указать, какие вещи утеряны, какая компенсация необходима. По данным на вечер 3 августа, заявления уже написало более 90 человек. Пассажиры перечисляют все, вплоть до футболок, шорт, толстовок, зарядок для фотоаппаратов. В компании обещают, что ни одно заявление не будет оставлено без внимания. Размер компенсации со стороны ВСРП будет рассматриваться в каждом случае индивидуально в соответствии с заявлением. Кроме того, пассажирам будет выплачена компенсация стоимости проезда и перевозки багажа по маршруту бухта Песчаная — Иркутск, а также компенсация от страховой компании, где была застрахована ответственность ВСРП перед пассажирами. Максимальный размер компенсации по этому договору — 23 тысячи рублей каждому человеку.

— Мы также передали в наш постоянно работающий call-центр телефоны иногородних пассажиров, которые ночью с 2 на 3 августа уехали в Москву, Читу, Нижнеудинск. Мы сами им позвоним и разъясним всю необходимую информацию, — подчеркнул Виталий Кельманов.

Пожар на теплоходе “Баргузин-2”

История начиналась 2 августа 2015 года, по расписанию, в 16.00 местного времени, быстроходный речной теплоход «Баргузин-2» вышел из Бухты Песчаная со 117 пассажирами и шестью членами экипажа на борту, и направился на юг Байкала, в направлении Листвянки, чтобы, опять же по расписанию, свернуть в исток Ангары и в восемь часов вечера прибыть в Иркутск. Но этого не случилось. Ровно через час после отправления, на глазах у жителей Большого Голоустного теплоход вспыхнул в полутора километрах от берега. Пока в МЧС не озвучивают даже предварительную причину возгорания, известно только, что пожар, по другим данным – взрыв, произошёл в машинном отделении, и начался с мотора судна.

Как рассказал «Иркутскому репортёру» один из пассажиров «Баргузина», Александр, который со своим другом в этот момент как раз сидели на корме, первый дым стал пробиваться в вентиляционные отверстия в палубе приблизительно в 16.50.

Читайте также:
Теплоход "Фонтанка" : технические характеристики, фото, отзывы

– Это был не отработанный мотором дым, в нём отчётливо ощущался запах гари. Мы пошли и рассказали об этом капитану, но он повёл себя пассивно – сказал, что всё в порядке и ещё некоторое время теплоход шёл на полном ходу. Мы вернулись на корму, перед нами был металлический кожух, накрывавший палубу, под ним находилось машинное отделение. И там раздался громкий хлопок и повалил дым, – рассказал молодой человек.

Вызов сначала поступил в единую дежурно-диспетчерскую службу 112 от одного из пассажиров, и после был передан в Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Иркутской области (служба 112 относится к ведомству областного правительства). К месту происшествия были направлены два катера «Мангуст», на которых, в рамках взаимодействия службы МЧС с Байкальским поисково-спасательным отрядом, находилось две группы – спасатели и бойцы второго противопожарного отряда.

эвакуация с теплохода Баргузин-2 при пожаре

пожар на теплоходе Баргузин-2

К моменту их прибытия все пассажиры были обеспечены спасательными жилетами и эвакуированы. Как рассказали очевидцы, на теплоходе началась паника, потому что из штатных семи плотов три были блокированы огнём на корме, и спустить можно было только четыре двадцатиместных. При этом пассажиры обвиняют капитана в бездействии – всё время от начала пожара до полной эвакуации он находился в рубке и ничего не предпринимал. Руководство Восточно-Сибирского речного пароходства защищает капитана. «Быть в рубке не значит бездействовать. Борис Каско – бессменный капитан «Баргузина» и опытный мореход. Он покинул судно последним и спас судовой журнал», – заявили на пресс-конференции представители компании. «На судне не работала рация!» – Возмущаются пассажиры. «Взрыв в моторном отсеке обесточил систему, поэтому капитан вызывал помощь по сотовому телефону», – парируют руководители ВСРП.

эвакуация с теплохода Баргузин-2 при пожаре

При этом основную часть спасения пассажиров на борту теплохода взял на себя второй из ушедших последним с борта гибнущего корабля, механик Валерий Маслов – он руководил эвакуацией, раздал всем спасательные жилеты и рубил концы спасательных шлюпок. Правда, к этому времени часть пассажиров была спасена судовладельцем проходящей мимо частной яхты «Принцесса» Александром Ляховчуком.

– Нас догонял теплоход, метрах в двухстах-трёхстах, когда мы возвращались с отдыха. И я жене сказал: «Смотри, дым какой-то идёт». Жена отмахнулась и сказала, что в этих теплоходах всегда что-то дымится. Я хотел идти спать. Хорошо, что не пошёл – вдруг повалил дым, и мы подошли поближе, стали спасать людей.

Судовладелец вывез на берег около тридцати пострадавших. Остальных забрали спасательные плоты и другие суда, подошедшие с берега.

В спасении пассажиров принимали участие все находящиеся рядом с Большим Голоустным катера и лодки отдыхающих. Людей доставили на берег, во взаимодействии с администрацией Иркутского района были организованы оперативные пункты временного пребывания. Была также отработана транспортная схема, но из Большого Голоустного пассажиры «Баргузина-2» были доставлены на теплоходе «Александр Великий» в посёлок Николу, и на «Баргузине-1» в Иркутск, где их уже ждали врачи «скорой помощи» и психологи ГУ МЧС России по Иркутской области. Людям так же был обеспечен транспорт для возвращения домой.

А тем временем подоспевшие спасатели и пожарные ликвидировали очаг открытого огня и сняли с борта теплохода остававшихся там до последнего капитана и механика. На месте происшествия с огнём боролись пожарные второго отряда федеральной противопожарной службы с катера «Дмитрий Кормилин», спасатели Западно-байкальской группы патрульной службы ГИМС и Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России.

теплоход Баргузин-2 сгорел

Как прокомментировал ситуацию Начальник Главного управления МЧС России по Иркутской области Валентин Нелюбов, рассматривалась возможность применения авиации, были приведены в боевую готовность вертолёты Сибирского авиаспасательного центра. В 20.15 последствия пожара на теплоходе «Баргузин-2» были ликвидированы. Тушение проводилось так, чтобы судно не затонуло под тяжестью воды, и нефтепродукты с теплохода не попали в озеро. Сейчас теплоход стоит на якоре неподалёку от берега в местечке Нижние Хомуты (рядом с Большим Голоустным).

Все надстройки полностью выгорели, но «Баргузин-2» находится на плаву. Восстановлению судно не подлежит – говорят, что выгорел даже металл. Причину на пресс-конференции исполнительный директор ВСРП Виталий Кельманов называть отказался даже предварительную. Собственно, сейчас даже не подтверждают, что первым загорелся мотор, обходясь обтекаемой формулировкой «очаг возгорания находился в машинном отделении». При этом уточняется, что система пожаротушения сработала, но не дала ожидаемых результатов – сначала, на минуту, она притушила огонь, но потом он вспыхнул ещё сильнее.

Представителям СМИ пояснили, что судно 1991 года производства, а срок службы таких судов не лимитирован. И по меркам судоходства «Баргузин» ещё совсем новый. Утверждается, что в начале навигации все суда проходят проверку системы управления безопасности, а перед этим рейсом плановая проверка показала, что все технические параметры были в норме. С понедельника, 3 августа, создана рабочая группа и начата комплексная проверка причин, приведших к возгоранию.

Читайте также:
Теплоход Баргузин-1: технические характеристики, фото, отзывы

Всего в ликвидации последствий происшествия было задействовано 107 человек, 27 единиц техники, из них от МЧС России 61 человек, 11 единиц техники, в том числе 5 плавсредств.

Пострадавшие получат компенсации, максимальный размер которой, по данным компании «СОГАЗ», составит 23 тысячи рублей на человека. А все дополнительные выплаты, связанные с ущербом имущества, будут решаться в индивидуальном порядке. На вечер понедельника в офис ВСРП обратилось за помощью около 80 человек. Как прокомментировала «Иркутскому репортёру» начальник пресс-службы ВСРП Елена Дуберштейн, теплоход застрахован не был. «В таких случаях имущество страхуется по КАСКО, как обычный автомобиль. Теплоход застрахован не был, и для нас это – прямые потери».

Сгоревший «Баргузин 2» отбуксировали в Порт Байкал

ИА «Телеинформ» Сгоревший теплоход «Баргузин 2» вечером 5 августа доставили из местности Малые Хомуты Иркутской района в Порт Байкал. Об этом сообщает пресс-служба Восточно-Сибирского речного пароходства. Операция по буксировке судна началась в 11.15. В его транспортировке принимали участие теплоходы «Механик Брянцев», «Сретенск», плавучий кран КПЛ-60 и баржа грузоподъёмностью 1000 тонн. Караван сопровождало профессиональное аварийно-спасательное формирование со специальным оборудовнием для предотвращения розлива нефтесодержащих продуктов. План перевозки судна предварительно был согласован с администрацией Байкало-Ангарского бассейна.

пожар на теплоходе Баргузин-2

пожар на теплоходе Баргузин-2

Прежде чем приступить к погрузке «Баргузина 2» на баржу-площадку из машинного отделения теплохода откачали воду, которая скопилась на судне в результате тушения пожара. Затем с помощью плавучего крана судно поместили на баржу-площадку и закрепили для проведения дальнейшей транспортировки. Буксировку баржи производил теплоход «Механик Брянцев». В 16.00 уникальная операция была завершена. Сейчас для детального осмотра сгоревшего судна на место выехали представители Следственного комитета, Российского речного регистра, эксперты.

Взрыв и стечение обстоятельств. Первые версии экспертов по ЧП на Байкале

Теплоход выгорел почти полностью.

Пожар на теплоходе, принадлежащем Восточно-Сибирскому речному пароходству, начался в пять вечера, когда судно находилось в полутора километрах от берега. В хронологии событий и возможных причинах происшествия разбирался корреспондент «АиФ-Иркутск».

«Яркие» впечатления

«Мы возвращались с отдыха в Иркутск из Бухты Песчаной, отошли от берега и минут через 40 почувствовали запах гари, сообщили об этом капитану, и тут же раздался взрыв, после чего заднюю палубу охватило огнём, – рассказал «АиФ» пассажир теплохода Илья Филиппенко. – Мы спустились в основной салон и начали вытаскивать с полок спасательные жилеты, чтобы эвакуироваться».

Мужчина рассказал, что сильной паники не наблюдалось, но люди, безусловно, нервничали, тем более что надувных плотов не хватало, поскольку три из них оказались отрезаны от людей огнем. В их распоряжении было четыре плота на 20 человек каждый. Лишь спасательных жилетов было в достатке, но вряд ли бы они помогли тонущим, ведь окажись люди в воде, все могло закончиться трагично – температура в Байкале всего семь градусов.

Баргузин 2 #баргузин

Видео опубликовано Ilya Filippenko (@filippenko500700) Авг 3 2015 в 2:04 PDT

На счастье, дым от пожара заметили люди на частной яхте и буквально за две-три минуты подоспели на помощь. Её владелец Александр Ляховчук взял к себе на борт женщин и детей с терпящего бедствие корабля, а плоты с остальными эвакуированными помог отбуксировать к берегу. Оттуда спасённые наблюдали, как полыхает «Баргузин-2».

«На борту было много туристов из других городов. У людей сгорели паспорта, билеты на поезда, на самолёты » , – рассказал Илья Филиппенко.

Двигатель подвел

Как сообщил «АиФ» руководитель пресс-службы ГУ МЧС России по Иркутской области Андрей Шутов, спецтранспорт к месту происшествия вышел сразу после поступления сообщения, но на дорогу понадобилось полтора часа. Пламя тушили пожарными стволами, чтобы не потопить корабль и не допустить разлива нефтепродуктов. С огнём боролись до десяти вечера.

За эвакуированными пассажирами ВСРП отправилось круизное судно «Александр Великий», которое находилось недалеко от места происшествия. Оно доставило спасенных отпускников до Пади Кадильной, откуда их забрал специально отправленный за ними теплоход «Баргузин-1» и отвёз кого в Листвянку, кого в Иркутск. С пристани всех развезли по домам, а иногородним пароходство предоставило гостиницу.

По предварительной информации МЧС, пожар начался в моторном отсеке – произошёл взрыв двигателя. Точную причину возгорания ещё предстоит установить. Восточно-Сибирским следственным управлением на транспорте СРК возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей). Изымается техническая документация и личные дела членов экипажа. Медицинское освидетельствование показало, что алкоголя в крови людей, работавших на судне, не было.

То, что происшествие не обернулось трагедией, – это счастливое стечение обстоятельств. Между тем, судя по информации, которую дают правоохранительные и надзорные органы, круизы по Байкалу – удовольствие небезопасное, потому что очень много судов выходит в рейсы с нарушениями. Их владельцы зачастую берут на борт пассажиров в два-три раза больше, чем положено, нередко транспортные средства просто неисправны.

Читайте также:
Теплоход Баргузин-3: технические характеристики, фото, отзывы

Кстати

Как рассказали в ВСРП, теплоход «Баргузин-2» 1991 года выпуска вместимостью 126 человек минувшей зимой прошел плановый текущий ремонт. Перед началом навигации его осмотрели специалисты Российского речного регистра, после чего был подписан акт, подтверждающий техническую готовность судна к эксплуатации.

По словам исполнительного директора ВСРП Виталия Кельманова, система пожаротушения на корабле сработала, но не дала должного результата. То есть сначала возгорание удалось приглушить, но потом теплоход вспыхнул как спичка. Восстановлению он не подлежит. Капитан Борис Козко управлял «Баргузином-2» с момента выпуска корабля и ни разу неприятных инцидентов у него не происходило.

Представители пароходства заявили о готовности выплатить пассажирам компенсацию за сгоревшие вещи.

Пожар на теплоходе “Баргузин-2”: технические характеристики, фото, отзывы

Теплоход «Баргузин-2», горевший на Байкале, не подлежит восстановлению – ВСРП (фото)

Теплоход «Баргузин-2», который загорелся 2 августа 2015 года на Байкале, в настоящее время находится в прибрежной зоне поселка Большое Голоустное. Как сообщает пресс-служба владельца судна – ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» (ВСРП), теплоход восстановлению не подлежит, пассажирский салон, машинное отделение полностью выгорели.

Судно осматривают представители следственных органов, Российского Речного регистра. Следственный комитет изымает всю техническую документацию по теплоходу, личные дела экипажа. Отмечается, что вся команда судна «Баргузин 2» сразу же после инцидента прошла медицинское освидетельствование. Алкоголя в крови ни у одного из членов команды не выявлено.

Возгорание одного из двигателей теплохода «Баргузин-2» ВСРП произошло 2 августа 2015 года в 17:10 по местному времени на Байкале. На судне находились 117 пассажиров и шесть членов экипажа. Теплоход совершал регулярный рейс по маршруту «Бухта Песчаная – Иркутск». Во время инцидента теплоход находился в районе поселка Большое Голоустное, в 1,5 км от берега. Все пассажиры были немедленно эвакуированы на спасательных плотах. По предварительным данным, никто из людей не пострадал.

«Восточно-Сибирское речное пароходство направило к месту происшествия находящийся поблизости теплоход «Александр Великий», который принял пассажиров на борт. Пассажирам с маленькими детьми на судне «Александр Великий» были предоставлены благоустроенные каюты, всем без исключения чай, кофе и прохладительные напитки. Людей пересадили затем на теплоход «Баргузин 1», который оперативно был направлен к месту ЧП. Часть пассажиров высадили в Листвянке – это 40 человек, затем на автобусах их направили в Иркутск, часть отправилась на «Баргузине 1» на пристань «Ракета» в Иркутске», – говорится в сообщении.

Примерно к 22:00 по местному времени все пассажиры были доставлены в Иркутск. На пристани «Ракета» в Иркутске пассажиров встречали бригады скорой помощи, сотрудники МЧС и представители ароходства. Пассажирам была оказана вся необходимая помощь: 10 человек разместили в гостиницах Иркутска, шестерым организовали трансфер на железнодорожный вокзал для дальнейшего отправления в пункты назначения, остальных – автобусы развезли по домам.

В сообщении пресс-службы ВСРП отмечается, что команда судна сработала профессионально. «Оперативно всем пассажирам выдали спасательные жилеты, организовали эвакуацию в спасательных плотах. В это же время подошла частная яхта, экипаж которой оказал серьезную помощь в вопросе эвакуации пассажиров. В 20:00 пожар был потушен».

С 10:00 по местному времени 3 августа 2015 года в ВСРП работает горячая линия. С людьми работают представители пароходства, юристы, психологи, принимает терапевт. Сейчас идет сбор заявлений от пассажиров на компенсацию утраченного багажа. Формируем списки с контактной информацией. По последним данным к нам обратились уже порядка 90 человек.

Ответственность перед пассажирами застрахована по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика в ОАО «Согаз». Максимальный размер компенсационной выплаты составляет 23 тыс. руб. на каждого пассажира. Размер дополнительной компенсации от ОАО «ВСРП» сейчас уточняется. Компенсация будет производится в индивидуальном порядке. Также пассажирам будет возмещена стоимость билета по направлению «Б.Песчаная – Иркутск» и стоимость провоза багажа.

Теплоход «Баргузин-2» 1991 года выпуска. Принадлежит ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство». Тип судна на воздушной подушке. Спроектирован в КБ Вымпел (Нижний Новгород). Построен на Сосновском судостроительном заводе (Кировская область). Назван по имени одного из четырех байкальских ветров. Выполняет регулярные пассажирские перевозки по озеру Байкал.

Плановый текущий ремонт судно прошло зимой 2014-2015 гг. Перед началом навигации было осмотрено Российским речным регистром, в результате чего был подписан акт ежегодного освидетельствования, подтверждающий техническую готовность судна к эксплуатации. Капитан теплохода «Баргузин 2» Борис Козко. В пароходстве работает более 40 лет. Является единственным и бессменным капитаном судна с первой навигации, с 1992 года.

Читайте также:
Теплоход "Заря" : технические характеристики, фото, отзывы

ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» – крупнейшее судоходное предприятие Иркутской области. Входит в состав группы компаний «Истлэнд». Осуществляет грузовые и пассажирские перевозки по озеру Байкал и реке Ангаре, Братскому и Усть-Илимскому водохранилищам. Ежегодно пассажирскими судами ВСРП перевозится около 200 тыс. человек, грузовыми судами – около 2 млн тонн грузов.

Ссылки по теме:

Сгоревший пассажирский теплоход «Баргузин-2» отбуксируют в порт Байкал (фото) >>>>

На пассажирском теплоходе на о. Байкал тушили пожар >>>>

Теплоход в огне

Иркутская общественность до сих пор поражена подробностями страшного пожара на теплоходе «Баргузин-2», произошедшего 2 августа в районе Большого Голоустного. Возгорание едва не стоило жизни более чем 120 людям, но пришедшая на помощь яхта спасла пострадавших от пламени. Что происходило на горящем теплоходе и кто может быть виноват в случившемся — в материале ИА «Иркутск онлайн».

Незапланированное купание

Примерно за десять-пятнадцать минут до взрыва двигателя из вентиляционных отверстий на корме корабля стал просачиваться неприятный едкий дым. Среди десятков веселящихся и отдыхающих пассажиров попались наблюдательные люди, уловившие эти тревожные сигналы. Александр, один из пассажиров того злополучного воскресного рейса, в тот момент как раз находился на палубе рядом с машинным отсеком и решил рассказать капитану о непонятной ситуации.

— Я незадолго до инцидента находился на задней палубе и сидел непосредственно возле того самого двигателя, — рассказывает очевидец. — Мы с товарищем почувствовали запах гари и обратили внимание, что дым идет не из трубы, а из вентиляционных отверстий. Мы пошли в рубку, нашли капитана и сообщили ему о неполадках. Капитан, если не ошибаюсь, обратился к бортинженеру, чтобы тот пошел и проверил.

Техники корабля не успели принять меры по устранению неполадки. Около шести вечера в двигательном отсеке «Баргузина» раздался взрыв. В этот момент судно находилось в полутора километрах от берега возле Большого Голоустного. Кормовую часть охватил густой дым, из дыры на палубе по задней части теплохода начал разбегаться огонь. К счастью, от взрыва никто не пострадал. Но многие понимали: надо спасаться, и как можно скорее. На борту в тот момент было 116 пассажиров и шесть членов экипажа.

— Я стоял примерно в четырех метрах от того места, где находился двигатель, и на моих глазах он взрывается, — вспоминает Александр. — Раздался резкий хлопок, и сразу повалил едкий дым, который начало затягивать в салон корабля. Спустя какое-то время началась эвакуация.

Фото пользователя nestandv из Instagram

Фото пользователя nestandv из Instagram

По словам Александра, команда и пассажиры вcе это время безуспешно пытались связаться с МЧС и другими оперативными службами. Но это оказалось большой проблемой — мобильные не ловили. Нельзя было воспользоваться и средствами связи корабля — электроника теплохода была завязана на взорвавшемся двигателе. Как только он вышел из строя, заглохли и все системы управления. А резервный источник питания, хотя бы для рации, на «Баргузине» почему-то не был предусмотрен.

При эвакуации вскрылась еще одна неприятная деталь — часть надувных плотов, которые вместили бы больше трети пассажиров, остались на корме корабля. Путь к ним полностью перекрывал бушевавший пожар. Поэтому в ход пошли оставшиеся плоты, но их могло не хватить. Александр также видел нескольких человек, которым не досталось спасательных жилетов.

Фотография Александра Ерлыкова и Ильи Филиппенко

Фотография Александра Ерлыкова и Ильи Филиппенко

Пассажиры вдалеке от берега без нужного количества плотов были близки к панике. И здесь на помощь терпящим бедствие пришел Александр Ляховчук — владелец яхты «Принцесса 62», возвращавшийся с семьей из бухты Песчаной и абсолютно случайно проплывавший мимо. И именно эта случайность, уверены многие, позволила в итоге избежать жертв. Яхта подошла к горящему теплоходу и Александр начал принимать на борт потерпевших. Прежде всего он забрал детей, быстро отвез их на берег и вернулся за остальными.

— Я сразу поменял маршрут и подошел к горящему теплоходу практически через две-три минуты, — поясняет Александр Ляховчук. — В первую очередь забрал детей. У меня на борту было порядка тридцати спасательных жилетов — столько же человек смог забрать и отвезти на берег, пока остальные грузились в спасательные плоты. Их я потом отбуксировал к берегу, а затем вернулся за капитаном, его помощником и матросом. И потом буквально на моих глазах корабль уже сгорел. Это было чрезвычайное происшествие, и отреагировать я мог только так. Слава богу, все живы-здоровы.

На корабле в эвакуации активно помогал один из членов команды — помощник капитана или техник — опрошенные очевидцы не помнят. Его профессионализм и помощь при спуске спасательных плотов и погрузке на них людей также отмечали многие спасенные. Общими усилиями удалось снять с горящего корабля всех без исключения.

Читайте также:
Теплоход Баргузин-3: технические характеристики, фото, отзывы

Фотография Александра Ерлыкова и Ильи Филиппенко

Фотография Александра Ерлыкова и Ильи Филиппенко

Спустя несколько минут после того, как от борта теплохода отчалили последние плоты, корабль полностью охватило огнем. Люди отчетливо понимали, к каким последствиям могло привести замешательство при эвакуации. На берегу промокшие и напуганные, но целые и невредимые люди разжигали костры: необходимо было согреться и немного обсушиться, так как при движении плоты начерпали воду. Все личные вещи уничтожил огонь. Но тогда, кажется, никто об этом не вспоминал. Вскоре потерпевших забрал теплоход «Александр Великий», который проплывал мимо. Корабль взял курс на Листвянку.

Александр не припоминает, прибывали ли на место бедствия спасатели до момента отплытия. На полпути к Листвянке многострадальных пассажиров с «Александра Великого» забрал теплоход «Баргузин-1» — близнец сгоревшего корабля. В итоге часть потерпевших решили не испытывать судьбу и высадились в Листвянке. Большинство же решили плыть этим же кораблем в Иркутск.

Уже поздним вечером остальные пассажиры и члены команды добрались до областного центра, где на пристани их встретила внушительная команда оперативных служб и представителей власти. Руководство Восточно-Сибирского речного пароходства, входящего в группу компаний «Истлэнд», в чьем владении находился «Баргузин-2», выделило автобусы, на которых потерпевших развезли по домам и другим точкам, куда им было нужно добраться.

Опасный прецедент

Спасатели МЧС прибыли на место лишь к шести часам вечера, когда эвакуация пассажиров и экипажа давно завершилась. Как разъяснил участвовавший в тушении врио начальника части федеральной противопожарной службы №2 Игорь Уткин, как только пришло экстренное сообщение, к горящему теплоходу вышли два катера с базы Байкальского поисково-спасательного отряда. По прибытию пожарных остов теплохода еще держался на плаву, но спасать на корабле было уже нечего.

Сгоревший теплоход. Фото ГУ МЧС России по Иркутской области

Сгоревший теплоход. Фото ГУ МЧС России по Иркутской области

— Корабль на момент нашего прибытия практически выгорел, — вспоминает пожарный. — От него осталась, так сказать, одна лодка — два катамарана, из которых он состоит. А вся надстройка была полностью уничтожена огнем. Первый катер, который подошел раньше нас, подал стволы на тушение от своих насосов. И также дополнительно, когда мы подошли, приняли меры для разборки остатков пожара. Потому что по большому счету открытого горения уже не было, и «Баргузин» находился у берега.

Спасательные суда, оборудованные специальными средствами пожаротушения, в том числе и для подобных случаев, добирались до места происшествия около сорока минут. Это было связано с тем, что сигнал о бедствии поступил очень поздно, а сам горящий теплоход находился в отдаленном районе — на расстоянии примерно 96 километров от базы в Николе. Не было и четкой связи с местом аварии.

— Силы и средства федеральной противопожарной службы доставлялись по водной артерии, — поясняет Игорь Уткин. — Конечно, мы не знали всей картины случившегося: находились ли люди в воде, не знали, что им была оказана помощь проходящей яхтой. Поэтому мы, конечно, готовились к более тяжкой ситуации, зная тактику и технику тушения плавсредств, которые могут гореть долго. В открытом Байкале, на отдалении от берега ликвидация пожара практически невозможна. Поэтому мы готовились к тому, что горящий теплоход нужно тянуть к берегу и уже там тушить.

Собеседник отмечает, что случаев, подобных пожару на «Баргузине», в нашем регионе не было последние 25-30 лет — как минимум с конца 80-х годов прошлого века. Тогда, по словам Игоря Уткина, серьезное возгорание кораблей произошло на одной из ремонтно-эксплуатационных баз.

Раскаяние и расследование

Уже на следующий день представители компании «Истлэнд», собственники сгоревшего теплохода, созвали пресс-конференцию с намерением прояснить случившееся. По словам исполнительного директора Восточно-Сибирского речного пароходства Виталия Кельманова, как только начался пожар, капитан «Баргузина» включил систему пожаротушения, однако она не сработала должным образом.

Сгоревший теплоход. Фото ГУ МЧС России по Иркутской области

Сгоревший теплоход. Фото ГУ МЧС России по Иркутской области

Также руководитель отметил, что, когда пожар вышел из-под контроля, было принято решение об эвакуации. Всего на корабле размещались шесть надувных спасательных плотов, рассчитанных на 20 человек в каждом, и один плот на 10 человек. Однако, как мы писали выше, три шлюпки на корме отрезало бушующим пожаром. Поэтому возникла реальная угроза, что оставшихся четырех плотов просто на всех на хватит. И, если бы не подошедшая яхта, итог катастрофы был бы неизвестен.

Присутствовавшие на пресс-конференции пассажиры утверждали, что капитан теплохода с момента пожара бездействовал, оставшись сидеть в рубке. О какой-либо полноценной централизованной помощи со стороны команды корабля или МЧС пассажиры судна также не говорят. И еще люди посчитали кощунственными высказывания руководства Восточно-Сибирского речного пароходства о каких-то согласованных действиях по эвакуации, если людей спасал в итоге случайный человек на яхте.

Читайте также:
Теплоход "Заря" : технические характеристики, фото, отзывы

Представители компании отметили, что действия капитана и команды теплохода оценят компетентные органы. Также они подтвердили, что после взрыва двигателя корабль был полностью обесточен. А капитан до начала возгорания успел связаться с диспетчерской ВСРП по сотовому телефону и сообщить координаты бедствия. После этого связь прервалась.

Осмотр корабля проводили специалисты Российского речного регистра перед началом навигации. Также Виталий Кельманов уверил, что перед отплытием теплоход проверяется, а по ходу движения на судне действует система контроля безопасности. Со слов членов экипажа, в тот день при движении из Иркутска в бухту Песчаная все технические параметры корабля были в порядке. И в этих условиях, с нормально работающими системами судна, случившаяся на теплоходе катастрофа стала неожиданностью для команды и руководства компании.

Пожар на теплоходе удалось локализовать довольно быстро. Но предварительную причину взрыва двигателя и возгорания на корабле никто пока назвать не может. Ясно одно — теплоход восстановлению не подлежит. Огнем полностью уничтожило пассажирское и машинное отделения. Как отметил Виталий Кельманов, температура пожара была настолько высокой, что горел даже металл.

Сгоревший теплоход. Фото ГУ МЧС России по Иркутской области

Сгоревший теплоход. Фото ГУ МЧС России по Иркутской области

Сейчас остов судна остался в прибрежной зоне Большого Голоустного, в районе местечка Нижние Хомуты. Восточно-Сибирское следственное управление СКР на транспорте возбудило уголовное дело по части 1 статьи 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей». Обломки корабля осматривают представители СК и Российского речного надзора. После этого специалисты планируют доставить остатки теплохода в Порт Байкал, где проведут собственные дополнительные экспертизы для установления причин случившегося. Также в рамках следственных действий в ВСРП изъяли техническую документацию и личные дела членов экипажа.

Ожидается, что в связи со случившимся надзорные органы захотят оценить техническое состояние остальных кораблей Восточно-Сибирского речного пароходства. Руководство ВСРП также заявило, что инициирует собственную проверку своих кораблей, для чего на предприятии создана рабочая группа. Виталий Кельманов уверяет, что компания не боится никаких инспекций и готова предоставить доступ к судам. Также специалистам компании поручили проработать варианты другого размещения спасательных плотов на кораблях, чтобы в будущем не допустить их отсечения огнем в случае подобного пожара.

Также руководство Восточно-Сибирского речного пароходства выплатит компенсацию пассажирам теплохода «Баргузин-2», чьи вещи утрачены на пожаре. Сумма страховых выплат может составить до 23 тысяч рублей. Уточнить информацию по выплатам можно по телефону горячей линии: (3952) 28-72-50, или в офисе ВСРП по адресу: улица Чкалова, 37.

Страшный пожар на теплоходе «Баргузин-2» мог обернуться катастрофой со множеством жертв. Однако счастливая случайность уберегла людей от смерти. Причем удача улыбнулась не только потерпевшим, но и владельцам судна — в случае гибели кого-то из пассажиров руководству пришлось бы держать ответ за каждого. Но даже без человеческих жертв кто-то, несомненно, останется крайним в деле о возгорании «Баргузина-2». Но кто?

Что случилось на «Баргузине-2»?

Пассажиры, находившиеся на загоревшемся теплоходе «Баргузин-2», могут считать 2 августа своим вторым днем рождения. По предварительной версии, воспламенился один из двигателей теплохода, который выполнял регулярный рейс по маршруту бухта Песчаная — Иркутск. Возгорание произошло в тот момент, когда теплоход находился в районе Большого Голоустного, в 1,5 км от берега. В салоне судна в это время было 117 пассажиров и шесть членов экипажа. Всем удалось спастись.

«Мужчины прыгали быстрее женщин»

Одна из пассажирок теплохода, Татьяна Чемоданова из Ангарска, отдыхает на Байкале каждый год. И эту поездку она планировала давно, еще с зимы. Отдых был очень долгожданным. 27 июля вместе с двумя детьми Татьяна отправилась на турбазу «Байкальские дюны». На 2 августа был запланирован выезд с турбазы.

— За нами пришел теплоход, мы сели в него. По пути еще зашли в Песчанку — захватить людей. Нас стало достаточно много, даже мест не хватало. Через 30 минут после отправления я вдруг заметила дым, одна из первых. Панику поднимать не стала, но на всякий случай надела жилеты на детей и на себя. Позже увидела, что и другие пассажиры, как по цепной реакции, разобрали жилеты. Они лежали на виду, и все их брали, — рассказывает Татьяна. — Когда уже начался настоящий пожар, некоторая паника присутствовала, причем даже у стюардессы, которая нас встречала на теплоходе. Когда я это увидела, отошла в сторонку и смирилась с судьбой.

Татьяна не видела, как с другой стороны к горевшему теплоходу подходила яхта.

Яхта Princess некоторое время назад проходила мимо «Баргузина». Шла она достаточно медленно, и ее владелец Александр Ляховчук вовремя заметил дым на теплоходе. Всего несколько минут ему понадобилось на то, чтобы вернуться.

Читайте также:
Теплоход "Фонтанка" : технические характеристики, фото, отзывы

— Обычно я хожу побыстрее, но тут погода была хорошая. Мы с женой отдыхали, и я вовремя увидел дым. Корма горела, все люди переместились в носовую часть. Многие были в шоке, не понимали, что надо прыгать в плоты. Потом, когда я уже забрал всех детей и отошел к берегу, увидел, что пассажиры стали бросаться в плоты, — вспоминает Александр. — Я забрал где-то 35—40 человек. Дети маленькие на руках были, трое или пятеро. Беременную женщину взяли.

Экипаж теплохода тем временем спустил на воду четыре плота, которые могли вместить по 20 человек каждый. Всего плотов на теплоходе было семь, достать оставшиеся не получилось — огонь отсек дорогу к ним.

Выйти сухими из воды у пассажиров не получилось — во всех плотах была вода. Татьяна Чемоданова вспоминает, что она сидела по пояс в холодной воде. Терпеть холод пришлось достаточно долго. Потом яхта Александра Ляховчука вернулась, им бросили трос и все шлюпки дотащили до берега. Стресс и пребывание в холоде отразились на здоровье женщины. Она находится на третьем месяце беременности, и случившееся вызвало угрозу выкидыша. Татьяна сейчас помещена в больницу. Но самые неприятные ощущения у женщины остались не от пережитого, а от поведения некоторых пассажиров.

— Нелучшим образом себя проявили мужчины. Один сидел рядом со мной. Он прыгнул на плот одним из первых, хотя в первую очередь должны были пропускать детей и женщин, и по пути делал еще селфи, — поясняет Татьяна. — А еще в Песчанке на теплоход села пьяная компания, которая в пути распивала водку и играла на гитаре. Так вот пассажиры из этой компании бросали в шлюпки пакеты с бутылками водки. Спасали водку. Это для них главным оказалось.

Экипаж был трезв, капитан опытный

На следующий день после случившегося руководство Восточно-Сибирского речного пароходства на пресс-конференции разъяснило, что случилось с теплоходом, и рассказало о порядке выплаты компенсаций пассажирам, имущество которых сгорело при пожаре.

Впрочем, ответы у исполнительного директора ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» Виталия Кельманова нашлись не на все вопросы.

К примеру, ВСРП еще не знает, что стало причиной возгорания в машинном отделении теплохода. Плановый текущий ремонт судно прошло этой зимой. Перед началом навигации теплоход был осмотрен Российским речным регистром. Был подписан акт, подтверждающий техническую готовность судна к эксплуатации.

— «Баргузин-2» — одно из относительно новых судов на Байкале, 1991 года выпуска, — отметил Виталий Кельманов. — В свое время было произведено три судна подобного проекта: «Баргузин-1», «Баргузин-2» и «Баргузин-3». Они сделаны в промежутке с 1989-го по 1991 год. Все три судна эксплуатируются у нас.

По словам руководителя, после крушения теплохода «Булгария» в 2011 году в России действуют единые правила речного регистра, которые были ужесточены. Только после полной проверки судна дается разрешение о начале навигации. До навигации в осенний период судно предъявляется к осмотру, речной регистр выписывает перечень тех видов работ, которые необходимо выполнить в зимний период. Весной снова проверяется качество выполненных работ.

Перед выходом в рейс также проводятся внутренние проверки судов.

— Со слов членов экипажа, при курсе город Иркутск — бухта Песчаная все технические параметры судна были в норме. Что произошло, непонятно. Специалисты должны установить, в чем причина. Это нужно и нам, и пассажирам, — говорит Виталий Кельманов. — На теплоходе сгорели салон и машинное отделение. Плавился металл. Судно восстановлению не подлежит. Оно находится в прибрежной зоне Большого Голоустного.

Еще один вопрос, который пока остается без ответа, — почему должным образом на теплоходе не сработала система пожаротушения. Виталий Кельманов уточнил, что система сработала, но не дала должного результата. Капитан включил систему, когда было обнаружено задымление. Она на какое-то время заглушила пожар, но потом судно заново начало гореть, с еще большей силой.

У пассажиров теплохода, которые случайно узнали о встрече журналистов с представителями ВСРП и поспешили туда, возник вопрос и о профпригодности капитана. По их словам, он сидел в рубке и бездействовал, продолжал вести судно на полном ходу, после того как пассажиры указали ему на появившийся дым.

Виталий Кельманов пояснил, что эти факты не говорят о бездействии капитана. После возгорания весь корабль был обесточен, рация не работала, капитан позвонил с сотового телефона диспетчерам, сообщил им о произошедшем, назвал координаты судна, что позволило выйти навстречу другому теплоходу максимально быстро. Кроме того, капитан покинул судно последним, сохранив журнал, в котором все зафиксировано. Действия капитана и членов экипажа будут позднее оценены компетентными органами. Каждый из них прошел медицинское освидетельствование.

Читайте также:
Теплоходы "Баргузин" : технические характеристики, фото, отзывы

Предварительные пробы на наличие алкоголя в крови показали, что весь экипаж был трезв.

К слову, капитан судна Борис Козко в пароходстве работает более 40 лет. Он является единственным, бессменным капитаном «Баргузина-2» с его самой первой навигации.

В пароходстве также сообщили, что после случившегося технической службе дано указание проработать вопрос размещения большего количества плотов на теплоходах.

Пассажирам обещают компенсацию

По факту пожара на теплоходе СКР возбудил уголовное дело по части 1 статьи 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей»). Следственные органы сейчас изымают техническую документацию судна, личные дела членов экипажа.

С 10 утра 3 августа работает горячая линия ВСРП (тел. 287-250), по которой можно получить ответы на все интересующие вопросы. Заявление о выплате компенсации можно написать в офисе ВСРП по адресу: улица Чкалова, 37.

Там же работают психолог и юристы, дежурит терапевт. Есть договоренность с одной из больниц Иркутска о том, что, если понадобится, будет произведена госпитализация пассажиров за счет компании.

В заявлении пострадавшим пассажирам предлагается указать, какие вещи утеряны, какая компенсация необходима. По данным на вечер 3 августа, заявления уже написало более 90 человек. Пассажиры перечисляют все, вплоть до футболок, шорт, толстовок, зарядок для фотоаппаратов. В компании обещают, что ни одно заявление не будет оставлено без внимания. Размер компенсации со стороны ВСРП будет рассматриваться в каждом случае индивидуально в соответствии с заявлением. Кроме того, пассажирам будет выплачена компенсация стоимости проезда и перевозки багажа по маршруту бухта Песчаная — Иркутск, а также компенсация от страховой компании, где была застрахована ответственность ВСРП перед пассажирами. Максимальный размер компенсации по этому договору — 23 тысячи рублей каждому человеку.

— Мы также передали в наш постоянно работающий call-центр телефоны иногородних пассажиров, которые ночью с 2 на 3 августа уехали в Москву, Читу, Нижнеудинск. Мы сами им позвоним и разъясним всю необходимую информацию, — подчеркнул Виталий Кельманов.

ВСРП еще не знает, что стало причиной возгорания в машинном отделении теплохода

Александр Ляховчук часто ходит на своей яхте в Песчанку. В тот день он оказался возле теплохода «Баргузин-2» совершенно случайно и руководствовался негласным правилом, которое всегда было и есть на море: помогать

Александр Ляховчук часто ходит на своей яхте в Песчанку. В тот день он оказался возле теплохода «Баргузин-2» совершенно случайно и руководствовался негласным правилом, которое всегда было и есть на море: помогать

Пассажирам «Баргузина-2» повезло еще и потому, что среди них находились 15—20 человек, подготовленных к экстремальным условиям. Один из них Рустам Газиев, увлекающийся сплавом по горным рекам, походами по тайге. Он и другие молодые люди пытались сделать все, чтобы не допустить общей паники на судне. Он отдавал команды, и основная масса людей к ним прислушивалась

Пассажирам «Баргузина-2» повезло еще и потому, что среди них находились 15—20 человек, подготовленных к экстремальным условиям. Один из них Рустам Газиев, увлекающийся сплавом по горным рекам, походами по тайге. Он и другие молодые люди пытались сделать все, чтобы не допустить общей паники на судне. Он отдавал команды, и основная масса людей к ним прислушивалась

На Байкале сгорел «Баргузин»

История начиналась в субботу, по расписанию, в 16.00 местного времени, быстроходный речной теплоход «Баргузин-2» вышел из Бухты Песчаная со 117 пассажирами и шестью членами экипажа на борту, и направился на юг Байкала, в направлении Листвянки, чтобы, опять же по расписанию, свернуть в исток Ангары и в восемь часов вечера прибыть в Иркутск. Но этого не случилось. Ровно через час после отправления, на глазах у жителей Большого Голоустного теплоход вспыхнул в полутора километрах от берега. Пока в МЧС не озвучивают даже предварительную причину возгорания, известно только, что пожар, по другим данным – взрыв, произошёл в машинном отделении, и начался с мотора судна.

Возгорание произошло в полутора километрах от берега, напротив Большого Голоустного. Владельцы катеров и лодок из села принимали деятельное участие в спасении пассажиров горящего теплохода

Как рассказал «Иркутскому репортёру» один из пассажиров «Баргузина», Александр, который со своим другом в этот момент как раз сидели на корме, первый дым стал пробиваться в вентиляционные отверстия в палубе приблизительно в 16.50.

– Это был не отработанный мотором дым, в нём отчётливо ощущался запах гари. Мы пошли и рассказали об этом капитану, но он повёл себя пассивно – сказал, что всё в порядке и ещё некоторое время теплоход шёл на полном ходу. Мы вернулись на корму, перед нами был металлический кожух, накрывавший палубу, под ним находилось машинное отделение. И там раздался громкий хлопок и повалил дым, – рассказал молодой человек.

Вызов сначала поступил в единую дежурно-диспетчерскую службу 112 от одного из пассажиров, и после был передан в Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Иркутской области (служба 112 относится к ведомству областного правительства). К месту происшествия были направлены два катера «Мангуст», на которых, в рамках взаимодействия службы МЧС с Байкальским поисково-спасательным отрядом, находилось две группы – спасатели и бойцы второго противопожарного отряда.

К моменту их прибытия все пассажиры были обеспечены спасательными жилетами и эвакуированы. Как рассказали очевидцы, на теплоходе началась паника, потому что из штатных семи плотов три были блокированы огнём на корме, и спустить можно было только четыре двадцатиместных. При этом пассажиры обвиняют капитана в бездействии – всё время от начала пожара до полной эвакуации он находился в рубке и ничего не предпринимал. Руководство Восточно-Сибирского речного пароходства защищает капитана. «Быть в рубке не значит бездействовать. Борис Каско – бессменный капитан «Баргузина» и опытный мореход. Он покинул судно последним и спас судовой журнал», – заявили на пресс-конференции представители компании. «На судне не работала рация!» – Возмущаются пассажиры. «Взрыв в моторном отсеке обесточил систему, поэтому капитан вызывал помощь по сотовому телефону», – парируют руководители ВСРП.

Читайте также:
Теплоход Баргузин-1: технические характеристики, фото, отзывы

При этом основную часть спасения пассажиров на борту теплохода взял на себя второй из ушедших последним с борта гибнущего корабля, механик Валерий Маслов – он руководил эвакуацией, раздал всем спасательные жилеты и рубил концы спасательных шлюпок. Правда, к этому времени часть пассажиров была спасена судовладельцем проходящей мимо частной яхты «Принцесса» Александром Ляховчуком.

– Нас догонял теплоход, метрах в двухстах-трёхстах, когда мы возвращались с отдыха. И я жене сказал: «Смотри, дым какой-то идёт». Жена отмахнулась и сказала, что в этих теплоходах всегда что-то дымится. Я хотел идти спать. Хорошо, что не пошёл – вдруг повалил дым, и мы подошли поближе, стали спасать людей.

Судовладелец вывез на берег около тридцати пострадавших. Остальных забрали спасательные плоты и другие суда, подошедшие с берега.

В спасении пассажиров принимали участие все находящиеся рядом с Большим Голоустным катера и лодки отдыхающих. Людей доставили на берег, во взаимодействии с администрацией Иркутского района были организованы оперативные пункты временного пребывания. Была также отработана транспортная схема, но из Большого Голоустного пассажиры «Баргузина-2» были доставлены на теплоходе «Александр Великий» в посёлок Николу, и на «Баргузине-1» в Иркутск, где их уже ждали врачи «скорой помощи» и психологи ГУ МЧС России по Иркутской области. Людям так же был обеспечен транспорт для возвращения домой.

А тем временем подоспевшие спасатели и пожарные ликвидировали очаг открытого огня и сняли с борта теплохода остававшихся там до последнего капитана и механика. На месте происшествия с огнём боролись пожарные второго отряда федеральной противопожарной службы с катера «Дмитрий Кормилин», спасатели Западно-байкальской группы патрульной службы ГИМС и Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России.

Как прокомментировал ситуацию Начальник Главного управления МЧС России по Иркутской области Валентин Нелюбов, рассматривалась возможность применения авиации, были приведены в боевую готовность вертолёты Сибирского авиаспасательного центра. В 20.15 последствия пожара на теплоходе «Баргузин-2» были ликвидированы. Тушение проводилось так, чтобы судно не затонуло под тяжестью воды, и нефтепродукты с теплохода не попали в озеро. Сейчас теплоход стоит на якоре неподалёку от берега в местечке Нижние Хомуты (рядом с Большим Голоустным).

Все надстройки полностью выгорели, но «Баргузин-2» находится на плаву. Восстановлению судно не подлежит – говорят, что выгорел даже металл. Причину на пресс-конференции исполнительный директор ВСРП Виталий Кельманов называть отказался даже предварительную. Собственно, сейчас даже не подтверждают, что первым загорелся мотор, обходясь обтекаемой формулировкой «очаг возгорания находился в машинном отделении». При этом уточняется, что система пожаротушения сработала, но не дала ожидаемых результатов – сначала, на минуту, она притушила огонь, но потом он вспыхнул ещё сильнее.

Представителям СМИ пояснили, что судно 1991 года производства, а срок службы таких судов не лимитирован. И по меркам судоходства «Баргузин» ещё совсем новый. Утверждается, что в начале навигации все суда проходят проверку системы управления безопасности, а перед этим рейсом плановая проверка показала, что все технические параметры были в норме. С понедельника, 3 августа, создана рабочая группа и начата комплексная проверка причин, приведших к возгоранию.

Всего в ликвидации последствий происшествия было задействовано 107 человек, 27 единиц техники, из них от МЧС России 61 человек, 11 единиц техники, в том числе 5 плавсредств.

Пострадавшие получат компенсации, максимальный размер которой, по данным компании «СОГАЗ», составит 23 тысячи рублей на человека. А все дополнительные выплаты, связанные с ущербом имущества, будут решаться в индивидуальном порядке. На вечер понедельника в офис ВСРП обратилось за помощью около 80 человек. Как прокомментировала «Иркутскому репортёру» начальник пресс-службы ВСРП Елена Дуберштейн, теплоход застрахован не был. «В таких случаях имущество страхуется по КАСКО, как обычный автомобиль. Теплоход застрахован не был, и для нас это – прямые потери».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: