{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}
Прибой (лодочный мотор)
Лодочный мотор “Прибой” выпускался с 1968 года по начало 80-х одним из оборонных заводов г. Перми. Конструктивно мотор копировал мотор фирмы Johnson.
Мотор предназначался для эксплуатации в пресной воде при глубине не менее 50 см и установке на лодках с высотой транца не более 380 мм.
В отличие от ранее выпускавшихся в СССР моторов мощностью до 5 л. с. двигатель “Прибоя” выполнен двухцилиндровым с дефлекторной продувкой. Конструкция “Прибоя” обеспечила более надежный запуск и позволила снизить вибрацию по сравнению с одноцилиндровыми предшественниками.
Благодаря тому, что при изготовлении всех деталей корпуса двигателя и дейдвуда, поршней и шатунов использовался алюминиевый сплав, вес мотора Прибой – всего 19 кг. Это даже по сегодняшним меркам один из самых легких пятисильных моторов в мире.
Не смотря на ряд недостатков, среди выпускаемых в СССР лодочных моторов “Прибой” по праву считается одной из самых удачных серийных моделей.
Достоинства:
• Малый вес – даже по сегодняшним меркам “Прибой” один из самых легких пятисильных моторов в мире;
• Лёгкий запуск – даже пролежавшие несколько десятилетий в гаражах моторы с легкостью заводятся;
• Малая шумность – в испытательном помещении, где одновременно на стендах работало восемь моторов Прибой, можно было свободно разговаривать;
• Надежность – в целом мотор достаточно надежен, особенно его механическая часть;
• Хорошая тяговитость – Прибой выводит на глиссирование моторные лодки типа “Казанка” с одним человеком на борту;
• Простота конструкции – почти любой ремонт можно выполнить вне ремонтных мастерских;
• Неприхотливость к топливу и маслам.
• Высокий удельный расход топлива – около 500 гр. /л.с. в час, против 300 гр./ л.с. в час у аналогов;
• Сложности с з/ч ввиду малой унификации узлов “Прибоя” с другими моторами;
• Комплектация мотора всего одним полускоростным винтом;
• Отсутствие заднего хода в редукторе, хотя, это недостаток почти всех моторов малой мощности того времени, включая и “Ветерок”;
• Неудобный и ненадёжный ручной стартёр с нижним расположением шнура.
Характеристики лодочного мотора «Прибой»
Мощность, л.с. | 5±0,3 |
Тактность | 2-тактный |
Количество цилиндров | 2 |
Рабочий объём, см3 | 124 |
Максимальное число оборотов в минуту | 4500 |
Диаметр цилиндра, мм | 48 |
Ход поршня, мм | 34 |
Степень сжатия (геометрическая) | 5,5 |
Смазка | предварительным смешением |
Емкость топливного бака, л | 20 |
Система управления | румпель |
Тип запуска | ручной |
Топливо | бензин А-66, А-72 в смеси с маслом АКп-10 (автол) или АСп-10 в соотношении 25:1 (при обкатке 12:1) |
Максимальный расход топлива, кг/час | 2,5 |
Зажигание | маховичное магдино МН-1 с выносными высоковольтными трансформаторами |
Карбюратор — поплавковый, тип | «КЛМ-5» |
Передаточное отношение редуктора | 15:27 |
Диаметр двухлопастного гребного винта, мм | 200 |
Шаг гребного винта, мм | 184 |
Вес, кг | 19 кг |
Страна производитель | СССР |
Годы выпуска | с 1968 по начало 1980-х |
“Прибой” – образец для подражания (из прошлого)
Я ненавижу СССР. 14 лет собственной жизни прошли в этой империи зла. Но было “там” всё же кое-что хорошее. Одно из таких немногочисленных изделий – лодочный мотор “Прибой”. Поиском данного агрегата я был озадачен полтора года и наконец нашел! Спасибо Александру (КАЕ) из Курска. Личное мнение – это самый лучший отечественный плм. Пять сил, 2 цилиндра, 19 кг веса! Конечно, по сравнению с Ямой нет блокировки стартера при включенной передаче, реверса, мелководного режима и прочих “мелочей”. НО работает Прибой гораздо тише любого слышанного мной мотора. Заводится с трёх рывков при -5. Там почти нечему ломаться – весь мотор на подшипниках скольжения (втулках). В редукторе они просто чудовищной ширины – хватит на всю жизнь. Мной был имплантирован родной стартер (из собственных запасов, правда верхняя опора самодельная из текстолита), ямаховский топливный коннектор и гребной винт, кнопка Стоп китайская. Новые ВВ катушки – думаю в них и был корень зла, попивший крови прежнему хозяину. У меня давний принцип – любая высоковольтная катушка, попавшая в мои руки не из магазина, идет в утиль. Без всякой проверки – себе дороже. Вот такой красавец, посмотрим как покажет себя на воде.
Колпак пришлось покрасить – в нем было 2 дыры величиной с кулак 😊 Вид на ямовский коннектор и кнопку Стоп
Я не мудрил – запускается нормально, трубку ставил абы как. В остальном всё так 😊
Права у меня есть, так что пофигу. Налог с двух пятерок, насколько я понимаю, берётся – с одной нет. А на глисс выпрыгивать есть Москва-М – это тоже вещь.
Счас глянул в магазине – 7 1/4 х6 1/2
Имеет. Однозначно имеет! я осенью взял 2 Прибоя за 3 тыщи, одну ногу продал за ненадобностью, одну голову положил в запас и собрал комплектный мотор. По запчастям полный нуляк, но я НИ РАЗУ не встречал вусмерть уезженную голову Прибоя – такое случается только при езде на чистом бензе. Померяй компрессию. Если будет 6,5-7 – не боись, он такой и был с новья 😊 Главное минимальная разница по цилиндрам. Ну а с редуктором как повезет. Конструкция там очень хорошая, вот только герметичности добиться очень сложно. Сейчас поищу фотки потрошков Прибоя, осенью детально фоткал процесс. Я разбирал всё, чтобы выбрать радиальный люфт коленвала в блоке. Притер на плите картер привалочными плоскостями, потом заново развернул втулки коленвала – как новенький 😊
Головки тоже притирались, заодно пождал чуток под 92-й
Самый дефицит на Прибое крыльчатка помпы. Не подходит ни от чего нашего. Вариантов 2 – или вкрячить ветерковскую помпу в сборе и забыть про дефицит крыльчаток, или подобрать оную от иномарки. Вот номер крыльчатки, которая подходит на Прибой, правда с завтуливанием, ибо прибоевская рессора уж очень тонкая, 12мм всего. Зато из нержавейки!
Вот сейчас в Питере висят 2 объявления – 8000 и 12000(вроде как з/ч на второй мотор).
Я правильно понимаю, что не стоит с ними заморачиваться за эти деньги?
Проще взять ветерок за те же 6000-8000 рублей?
– Однозначно не стану менять родной карбюратор.
– Однозначно не планирую замену подшипников скольжения коленвала на подшипники качения, как многие делают. Выясню, если ли люфт в них – если есть, то даже не буду морочиться, поставлю на прибойскую ногу китайскую голову или вообще электромотор.
– Замена винта на 3-лопастной – возможно, но сильно позже, если мотор в принципе будет стабильно работать.
Честно говоря, пытаться заводить его, как есть – нет желания особого.
Думаю начать с полной переборки и чистки карбюратора.
Затем – полная ревизия зажигания.
Опять же, менять его на электронное пока не хочу. Любое контактное зажигания можно легко отладить – как минимум, для начала.
Сдернул маховик и диск зажигания с катушками и контактами, и расстроился. (Хотя, казалось бы, что тут неожиданного ))
Вал имеет заметный радиальный люфт.
Вот и думаю – стоит ли тратить время на переборку карбюратора и прочую возню, или не убивать время и сразу ставить на него китайскую башку?
Там газораспределение юбкой поршня, не клапана. А это всегда больше топлива. Скорее всего нужно ставить “грушу” на входе в карбюратор, как на Архимеде 3.9.
Какой конкретно карбюратор?
Есть Стрела, снял все “древнее лишнее”, думаю что ставить из зажигания и карбюраторов. Зажигание с маховиком просится от Чемпиона. По карбу пока непонятка.
Мне гдето на Ю туб попадался ролик там на Ветерок приспособили карбюратор от мотоскутера , в журнале Катера и яхты была схема постановки карбюратора от бензопилы Урал 5 л.с. Про зажигание – думаю надо внешнюю катушку от скутерамото они заметно лучше первичная обмотка генерирующая ток остаётся на родном сердечнике , но перематывается большим числом витков до заполнения . Схема остаётся контактная. Есть ещё вариант с заменой маховика и электронного зажигания от Ветерка , но тогда надо перетачивать или коленвал или делать отверстие под конус на маховике родной маховик не пойдёт помнится у них разная магнитная система. Ещё вариант использовать только ногу поставив 4х тактный двигатель воздушного охлаждения от какойнибудь мототехники сельхозназначения с вертикальным валом типа газонокосилки сил на 5-8. Гто у меня сохранено вроде здесь(
винт надо ставить от ветерка 8
Прибой: описание мотора, технические характеристики, отзывы
Приветствую. Всем мира и спокойствия.
Начну повествование об одновременно приятной, сложной и, иногда, болезненной задаче – “поставить на винт” легендарный лодочный мотор “Прибой 5”.
Попал сей пациент к нам в августе прошлого года, с первоначальным диагнозом от его владельца – плохое огниво.
Огниво (зажигание) у этого мотора как у Нептуна – с некоторыми отличиями в части управления, но особого труда замена на электронный вариант не составила.
Заводили день, заводили два, заводили три – не хочет шайтан. И бензу ему и в душу и в горшки, углы опережения разные – молчит партизан. Никак не хочет сотрудничать.
Таймаут два дня, сняли голову, подключили отдельно, тянем по-тянем, и.
Не заводится. И видно почему. Весь бензин по нижней цапфе (хвостовику) коленвала, спокойненько себе стекает на стенд.
Более внимательно подергали коленвал, проблема ясна – разбиты втулки, они же сальники, они же подшипники скольжения.
Болячка известная, однако так и не нашли сколь-нибудь адекватного, на наш взгляд, способа лечения. Биение, как оказалось позже, очень сильное, порядка 2 десяток, что без хирургического вмешательства не вылечить.
Внешнее состояние мотора на 4.
Ну что, будем разбирать, изучать, думать .
Прикрепления Изображения
Разборка удивила! Мотор 1969 года рождения, сделан как конфетка, все четко, выверено, проточено, подогнано, ни раковин ни наплывов, литье – фантастика. Карбюратор когда разбирали – не поверили, что пр-ва СССР. О как!
Разобрали. Состояние ЦПГ, на считая головок поршней, хотя это мелочи, – почти идеал. Мотору 44 года.
Прикрепления Изображения
Зато шатунные шейки, ролики, головки, пальцы – очень хорошо себя чувствуют.
Все это конечно хорошо, но дальше нужно ломать голову как это все восстановить, да еще так, что бы работало хорошо и долго.
И следующие пол года ходили вокруг него, спорили, думали, читали форумы, буквари. Но толкового и полноценного варианта борьбы со втулками мы не нашли.
В результате сформировали три направления/варианта ремонта:
1. Восстановить оригинальную конструкцию, т.е. восстановить опорные втулки. Для этого шлифануть/торцануть плоскости разъема картера, после чего за один проход развернуть все три втулки, для соблюдения соосности.
И началось. Во всем Донецке нашли только одного человека, который хоть и теоретически, но может такое изобразить за баснословную сумму.
Едем дальше, мы нигде не нашли на 100% подверженных данных о необходимом зазоре втулка – шейка, что в какой-то степени делает такую затею (и вложения) авантюрой. И последний камень, – конструкция морально устаревшая и не надежная, что собственно на лицо.. При этом простыми способами не ремонтируется.
Решение – отказались.
Где-то через месяц, созрели на 3-й вариант, который и был принят в работу. Суть такова – не трогать сам коленвал, т.е. не точить шейки, а посадить втулки на хвостовики, они же новые рабочие шейки под подшипники, проточить подбором под реальный размер подшипника, подшипник при этом будет по диаметру больше, что собственно хорошо, т.к. нагрузочные параметры – выше. Внешний размер подшипника при этом будет равен размеру сальника, т.е. дополнительно заворачиваться с проточками картера под каждый размер (подшипника и сальника) не нужно. Все красиво.
Приступили. Отдали токарям, объяснили, начертили. Ждем.
Недели через три, получили результат.
Прикрепления Изображения
Прикрепления Изображения
Прикрепления Изображения
С покрашенными деталями работать ооооочень сложно, (не ударь, не
царапни, и т.п.) потому процесс идет медленно, но со вдохновением.
Прикрепления Изображения
Прикрепления Изображения
Прикрепления Изображения
Прикрепления Изображения
Прикрепления Изображения
К сожалению, фоток мы больше не сделали.
Дальше был гемор с запуском. Было это в конце января 2016 года, когда мы приезжали на зимние каникулы в Донецк.
Что мы только не перепробовали.
Крутили дрелью.
Но прибой гордо не сдавался. Вроде бы и подхватывает, но только снимаешь дрель – практически сразу глохнет.
Мотор разбирали и пристально с пристрастием досматривали еще пару раз.
Вроде бы все в норме, искра искрает, топливо подается. Подхватывает, но сразу глохнет.
Бросили его пока – нам уже пора было возвращаться работать в Харьков.
Снова вернулись мы на майские праздники.
Покушав на 1 Мая шашлыка и отдохнув с дороги мы снова занялись Прибоем.
Внимательно просмотрев маслоканалы мы заглушили то, что уже не нужно, но могло давать подсос в катрер.
В общем в конце концов мы обнаружили, что мотор безбожно льет.
Короче в итоге дошло, что в регулировке карбюратора мы не угадали с диапазоном регулировки.
Мы то как на ветерке стартово открутили винт на 1.5 оборота. И это была наша основная ошибка.
Тогда решили уже экспериментально вычислять момент подачи правильной смеси.
Закрутив полностью винт регулировки, предварительно высушив свечи и продув цилиндры начали крутить дрелью.
Постепенно очень маленькими шажками откручивали винт регулировки.
И мотор зажил. Диапазон регулировки оказался крайне узок – от 1/4 до 1/2 оборота.
УРА. ЗАРАБОТАЛО.
В общем радости нашей не было предела.
Мотор заводился, глушился. Включали передачу. Все просто замечательно стало.
На этом все.
Современный лодочный мотор
Говоря о характеристиках современных лодочных агрегатов, стоит отметить, что они являются очень надежными, практичными, долговечными и в целом очень усовершенствованными. Сегодня мототехника делает семимильные шаги вперед, постоянно радуя водномоторников по всему миру:
- современные лодочные моторы более всего отличаются своей крайне высокой скоростью, которая подчас достигает 300 лошадиных сил и даже более. Это крайне высокий и хороший показатель для водной среды. Это вовсе не означает, что сегодня не существует маломощных моторов. Напротив, они есть в свободной продаже, и на некоторые суда подходят только такие модели двигателей. К примеру, если у вас компактная двухместная лодка пвх, тогда нет смысла встраивать в нее мощный двигатель. Это может выглядеть нелепо, так как лодка обретет дополнительную маневренность;
- современные лодочные моторы отличаются своей долговечностью. Во многом это происходит з счет современных материалов, из которых изготавливаются эти агрегаты. Очень часто это прочные металлы или сплавы из нескольких смесей;
- современные лодочные моторы являются крайне безопасными, надежными и экологичными. Особенно четырехтактные моторы на лодку. Это очень важные показатели для современного мира. Ведь сегодня с лихвой хватает вредных производств. А также самый главный параметр любого судовладельца – это его личная и пассажирская безопасность;
- надо отметить, что двухтактные лодочные моторы не всегда отвечают стандартам экологичности, из-за чего запрещены в некоторых странах мира. Однако, при правильном подборе моторного масла даже эти модели моторов можно эксплуатировать с минимальным количеством выхлопов.
Самое удивительное, что сегодняшние лодочные моторы являются очень экономичными, учитывая их всевозможные навороты и большую мощность. Однако, их экономия топлива достигает 45 процентов. Это становится понятным уже после первой обкатки и эксплуатации такого лодочного мотора.
Ссылки
-
статью.
- Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
- Добавить иллюстрации.
- Лодочные моторы СССР
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое “Прибой (лодочный мотор)” в других словарях:
Ветерок (лодочный мотор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ветерок. Лодочный мотор Ветерок 8 Годы выпуска с 1964 по 2008 … Википедия
Кама (лодочный мотор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кама (значения). Лодочный мотор Кама … Википедия
Москва (лодочный мотор) — У этой статьи нет иллюстраций. Вы можете помочь проекту, добавив их (с соблюдением правил использования изображений). Для поиска иллюстраций можно: попробовать воспользоваться инструментом … Википедия
Стрела (лодочный мотор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Стрела (значения). У этой статьи нет иллюстраций. Вы можете помочь проекту, добавив их (с соблюдением правил использования изображений). Для поиска иллюстраций можно: попробовать воспользо … Википедия
Вихрь (лодочный мотор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вихрь. Лодочный мотор Вихрь , Вихрь М , Вихрь 30 Годы выпуска 1966 н.в. Страна выпуска СССР/Россия Заводы КМПО им. Фрунзе (г. Самара), ЗИД (г. Пермь) Серийность крупносерийный Тип… … Википедия
Бийск (лодочный мотор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бийск (значения). Лодочный мотор Бийск 45М Годы выпуска 1992 1997 Страна выпуска Россия Заводы АО Конвейер , г.Бийск Серийность мелкосерийный Тип двигателя … Википедия
Нептун (лодочный мотор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Нептун. Лодочный мотор Нептун , Нептун М , Нептун 23 , Нептун 25 Годы выпуска 1967 2009г. Страна выпуска СССР/Россия Заводы Московский завод Красный октябрь (г.Москва) Серийность… … Википедия
Привет (лодочный мотор) — Содержание 1 Привет 22 1.1 Основные характеристики 1.2 Дополнительные характеристики … Википедия
Зиф-5 — Лодочный мотор Стрела Годы выпуска с 1953 по 1965 Страна выпуска СССР Заводы Ульяновский моторный завод , Завод им. Фрунзе (г. Куйбышев) Серийность массовый Тип двигателя Двухтактный карбюраторный Мощность двигателя … Википедия
▍ От автора
В усилителе «Прибой 50УМ-204С» соединились моя любовь к музыке и моя любовь к ламповой электронике. Этот усилитель вкупе с АС «Союз 130АС-002» одинаково хорошо воспроизводит как классическую музыку с «винила», так и industrial или trip-hop с компакт-дисков.
Вот например, как звучит финал русского танца из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»:
Практика тридцати лет работы моего «Прибоя» подтверждает правило: простые схемы требуют подбора комплектующих.
В этом усилителю «Прибой 50УМ-204С» совершенно не повезло. Аппаратуру ставили на производство во время крушения хозяйственных связей в стране. По комплектации усилитель напоминает винегрет: качественные конденсаторы К73-16 перемежаются с «помоечными» К10-7; «разнобой» типов резисторов в регуляторе уровня; некачественные лампы 6Р3С-1, наконец.
Никто из моих товарищей по увлечению музыкой на покупку лампового усилителя так и не решился.
{RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
{RANDOM_SECTION=500-3000}