Самодельный винт мульти-питч: описание мотора, технические характеристики, отзывы

Рыбалка и Охота в Татарстане

Задумался о замене винта на Suzuki 30, в связи с этим вопрос: есть ли смысл смотреть в сторону неоригиналов (Solas, X-Power, BaekSan, E-Chance) ? У кого был опыт использования данных винтов, прошу поделиться мнением: каково качество окраски и соответствие шагов относительно родных винтов сузуки? Если данная тема уже обсуждалась, не стесняйтесь, ткните носом.

Сидит мужик, на поплавок смотрит. Час смотрит, другой. На третий час в ванную заходит жена: -Ладно, черт с тобой! Иди на рыбалку, а то мне постирать надо!

Re: Неоригинальные винты для ПЛМ

Сообщение просто Андрей » 29 мар 2013 10:31

Желательно не экономить на оригиналах, потому как у всех производителей чехарда с параметрами, общего стандарта нет, купив Солас 13 шага, получаешь винт с параметрами оригинала 12 шага, как то так.ИМХО.

Re: Неоригинальные винты для ПЛМ

Сообщение mar » 29 мар 2013 10:59

просто Андрей, так и есть, заипешься подбирать. Оригиналы сколько были – работают совершенно по другому.

Re: Неоригинальные винты для ПЛМ

Сообщение Pasha116rus » 29 мар 2013 12:11

mar писал(а): просто Андрей, так и есть, заипешься подбирать. Оригиналы сколько были – работают совершенно по другому.

Работают по другому в отличие от чего? т.е правильно понимаю, есть опыт использования не оригиналов? винты каких производителей использовали, в чем непосредственно отличие выражается?

Сидит мужик, на поплавок смотрит. Час смотрит, другой. На третий час в ванную заходит жена: -Ладно, черт с тобой! Иди на рыбалку, а то мне постирать надо!

Re: Неоригинальные винты для ПЛМ

Сообщение Pasha116rus » 29 мар 2013 12:31

просто Андрей писал(а): Желательно не экономить на оригиналах, потому как у всех производителей чехарда с параметрами, общего стандарта нет, купив Солас 13 шага, получаешь винт с параметрами оригинала 12 шага, как то так.ИМХО.

В принципе, готов на понижение шага, если следствием этого скорость немного упадет и мотор станет лучше тянуть более загруженную лодку.

Сидит мужик, на поплавок смотрит. Час смотрит, другой. На третий час в ванную заходит жена: -Ладно, черт с тобой! Иди на рыбалку, а то мне постирать надо!

Re: Неоригинальные винты для ПЛМ

Сообщение Beer_MyASO » 29 мар 2013 12:40

Много слышал о винтах наподобие SOLAS. Надпись на коробке и характеристики не соответствуют друг другу. С ними нужно экспериментировать,но кто же тебе даст их пачку разных? Их я думаю стоит взять как запасной с мыслью “а с чем черт не шутит ” по крайней мере запасной винт. Или знать эффект на идентичной лодке с таким же мотором и этим винтом чтобы не обжечься, хотя тоже – бог его знает какая там у них партия была в тайване

Re: Неоригинальные винты для ПЛМ

Сообщение mar » 29 мар 2013 12:55

mar писал(а): просто Андрей, так и есть, заипешься подбирать. Оригиналы сколько были – работают совершенно по другому.

Работают по другому в отличие от чего? т.е правильно понимаю, есть опыт использования не оригиналов? винты каких производителей использовали, в чем непосредственно отличие выражается?

На Меркурий 60 4Т стоял с завода Солас с 13 шагом – перекрут 6400, поставил оригинал Блэкмакс с меньшим диаметром и 15 шагом – обороты 5700-5800, скорость та же – упор меньше. Яма 60 4Т – алюминий Солас 13 шаг – перекрут, нержа Солас 14 шаг- самое то в дырочку, 5900-6000 и скорость 64, другой такой же комплект с алюминиевым 14 Соласом – обороты меньше и скорость 59. Сейчас Яма 60 4Т с оригиналом 11.1х13 Ямаха – недокрут 5600 и недобор скорости, но мотор новый и не экспериментировал.
Мои выводы – под каждый конкретный корпус и конкретные задачи нужен подбор винта, универсал можно – но выиграв в универсализме теряешь в чем-то другом. У винтов разная форма лопастей, разные диаметры и шаг, загиб лопасти. например диаметр влияет на упор (грузоподъемность), меньшие диаметры более скоростные но более долгие на выход глисса. Шаг влияет на скорость – для меня важна крейсерская – т.е. бОльшая скорость на меньших оборотах, ибо хожу далеко и экономичность на первом месте.. в этом случае максималка будет не самая большая (как и грузоподъемность). Особняком стоят винты из нержавейки, они более тяжелы – но за счет этого и более острой кромки лопасти дает большие обороты, чем люминь.
Еще немаловажен редуктор мотора (его передатка))), с большим числом позволит поставить винт с большим шагом – т.е. больше упор и грузоподъемность.

Читайте также:
Разборка и сборка двигателя "Ветерков"

Самодельный винт мульти-питч

После публикации в сборнике информации о винте изменяемого шага — «мульти-питче», который позволяет использовать полную мощность мотора при самых различных нагрузках лодки, самодеятельные конструкторы создали уже несколько вариантов таких винтов. С конструкцией Б. Синильщикова мы познакомили читателей в 4 (44) номере сборника за 1973 год. Изменение шага в этом варианте винта производилось для каждой лопасти отдельно, что не очень удобно. Предлагаем вниманию читателей разработку новосибирца Б. Д. Филиппова, устранившего этот недостаток — поворот всех трех лопастей на новый шаг на его винте выполняется одновременно перестановкой кольцевого фиксатора со шпонкой.

винт мульти-питч

Сконструированный мной гребной винт «мульти-питч» эксплуатировался на «Вихре-М» с самой различной нагрузкой и показал неплохие результаты. Изменение шагового отношения винта занимает немногим более минуты и выполняется очень просто: не нужно совмещать риски на корне лопасти и ступице — все три лопасти поворачиваются на нужный угол одновременно.

Сборочный чертеж винта мульти-питча

Сборочный чертеж винта мульти-питча.
1 —передняя часть ступицы, сплав Д16-Т; 2 —корень лопасти; 3 — поводок, стальной пруток диаметром 5 мм, HRC=40; 4—кольцо изменения шага, сплав Д16-Т; 5 —винт М5; 6— цилиндр, нержавеющая сталь; 7 — гайка, сплав Д16-Т; 8 — фиксатор, нержавеющая сталь; 9 — задняя часть ступицы, сплав Д16-Т; 10 — винт М6; 11 — резина; 12 — шарик диаметром 10 мм, сталь; 13 — втулка, бронза.

Изменение шага от 200 до 400 мм ступенчатое через 25 мм и производится перестановкой фиксатора 8 (см. чертеж) в пазы детали ступицы 9 и кольца 4. Ступица состоит из двух деталей 1 и 9, расточенных в сборе и соединенных между собой тремя винтами 10 с потайной головкой. На заднем торце детали 9 имеются радиальные пазы «а», кольцевая канавка для фиксатора и три овальных отверстия, параллельных оси для прохода поводков 3 поворота лопастсй. Расточенная под корни лопастей (под углом 120°) ступица стягивается тремя винтами 10. К заднему ее торцу прилегает дюралюминиевое кольцо 4 для изменения шага, имеющее на переднем торце радиальные пазы и кольцевую канавку такие же, как на ступице. На кольце 4 просверлены три углубления «б» для поводков. Поводки плотно запрессованы в корни лопастей, причем отверстия под них сверлятся на собранном винте при среднем положении лопастей (шаг 300 мм), которое проверяется шаговым угольником. Ступица и кольцо 4 закрепляются на втулке винта 13 гайкой 7. Система крепления винта выполнена для гребного вала мотора Вихрь. Она состоит из цилиндра 6 с эксцентрично расточенной внутренней полостью под кольцевую канавку гребного вала. Цилиндр может вращаться в отверстии втулки, расточенном с таким же эксцентриситетом. При повороте отверткой цилиндра 6 через отверстие в гайке 7 выступ на его внутренней полости входит в паз гребного вала. От самопроизвольного поворачивания цилиндр, а заодно и гайка 7, контрятся винтом 5.

При необходимости изменить шаг отворачивается гайка 7, фиксатор 8 (на чертеже показан в положении среднего шага — 300 мм) переставляется в необходимый паз вправо или влево, с выступом фиксатора совмещается соответствующий паз кольца 4 и гайка вновь затягивается.

В конструкции винта предусмотрено предохранительное устройство от поломки лопастей при ударе о препятствие. Оно состоит из кусочков плотной резины, вставленных в углубления под каждым из винтов 10 и стальных шариков, входящих в углубления на втулке винта. Жесткость и толщина резины подбираются опытным путем.

Читайте также:
Электрическая схема Suzuki DT30

самодельный винт мульти-питч в разобранном виде

Чтобы все лопасти получились одинаковыми, рекомендую следующий технологический процесс их изготовления: на лопасти пришедшего в негодность винта проводится на делительной головке с помощью рейсмуса радиальная риска вдоль «средней» линии на нагнетающей стороне. Затем эта лопасть вырезается вместе с частью ступицы и оставшаяся на лопасти часть ступицы обрабатывается, как прямоугольный выступ. Изготавливаются два цилиндра с необходимыми припусками по диаметру. Они закрепляются на лопасти так, чтобы их оси с доступной точностью совпадали с риской на нагнетающей стороне. Больший цилиндр крепится на выступе со стороны ступицы, а меньший на внешнем крае лопасти с помощью винтов и эпоксидной шпаклевки. Шпаклевкой заделываются щели и на 2 мм с нагнетательной и всасывающей сторон утолщается корневая часть лопасти. После затвердевания шпаклевки торцы цилиндров засверливаются центровым сверлом. Получившиеся бобышки обтачиваются соосно и торцуются в центрах. Полученная таким образом модель лопасти зачищается и окрашивается. Отливка лопастей производится из сплавов АЛ-9 или ЛМцЖ. Литник подбирается соответствующего объема, чтобы исключить возникновение усадочных полостей в теле лопасти. Отливки обтачиваются в центрах, точно так же как и модель. Далее удаляется малая бобышка и поверхность лопасти зачищается и полируется. Винт комплектуется одинаковыми по весу лопастями. При сборке все внутренние полости и зазоры винта заполняются консистентной графитовой смазкой.

Мультипитч

Доброго дня всем!
По рассказа бывалых Нептуноводов к “23” раньше выпускались винты с переменным шагом. Так как плюсы в использовании есть, то возникает кучка вопросов:
1. Есть ли в продаже мультипитч для Нептуна?
2. Можно ли приспособить мультипитчи от импортных моторов?
(выпускают с пластиковыми лопастями)
3. Какие отзывы у счастливых обладателей?
Поделитесь информацией пожалуйста!

#2 alex-bmw

Мультипитчи и сейчас есть-только для Вихря.
Для Нептуна-никогда не слышал, что б выпускались.
А зачем он нужен-мультипитч?
КПД у него-хуже, чем у винта с постоянным шагом-а ну его. тем более с пластиковыми лопастями.

#3 pine73

Дабы не возиться каждый раз с заменой винта. Хожу то пустой , то под завязку. Я сам его не видел, но товарищь до сих пор жалеет, что выбросил его после поломки лопасти. Спрашивал кто ваял- в ответ улыбка.

#4 pine73

#5 marlen

Доброго дня всем!
По рассказа бывалых Нептуноводов к “23” раньше выпускались винты с переменным шагом. Так как плюсы в использовании есть, то возникает кучка вопросов:
1. Есть ли в продаже мультипитч для Нептуна?
2. Можно ли приспособить мультипитчи от импортных моторов?
(выпускают с пластиковыми лопастями)
3. Какие отзывы у счастливых обладателей?
Поделитесь информацией пожалуйста!

Привет коллега! Преобрел я года 2 назад такой винт, удобно конечно,но. КПД падает существенно. Пустой, с 300 обычным винтом, мотор крутил 5150 оборотов в минуту, а на мультипитче пришлось ставить шаг 275-280. Так что, отъездил я на нем 3 дня и все.

#6 alex-bmw

Дабы не возиться каждый раз с заменой винта. Хожу то пустой , то под завязку. Я сам его не видел, но товарищь до сих пор жалеет, что выбросил его после поломки лопасти. Спрашивал кто ваял- в ответ улыбка.

Ничего страшного-все возятся со сменой винта-никто не плачет, зато винт
доступный и с хорошим КПД и стоит недорого, что нельзя сказать о мультипитче, решать конечно вам.

#7 Г. Цвелёв

Рулевой 1-го класса

Дабы не возиться каждый раз с заменой винта. Хожу то пустой , то под завязку. Я сам его не видел, но товарищь до сих пор жалеет, что выбросил его после поломки лопасти. Спрашивал кто ваял- в ответ улыбка.

Менять шаг на мультипитче экономия времени еще та. На вихревском Енисее, к примеру, надо снять защитный колпачек не утопив его при этом, потом двумя ключами раскрутить гайку с контрагайкой, затем поставить лимб поводка на нужную риску и затянуть все в обратном порядке. Однако у поводков лопастей есть некоторый люфт поэтому установка на знакомую риску не гарантирует однозначную установку нужного шага и потом иногда приходится его еще раз корректировать. Насчет более низкого КПД мультипитча это понятно из теории-он имеет только один конструктивный шаг, обычно соответствующий легкому (у меня было два вихревских мультипитча Днепр-240 мм, Енисей -кажется 264), на практике так оно и есть, поэтому когда мотор крутил со штатным хотя бы 4400 желания поставить мультипитч не возникало. Ну с Вихрем понятно, мы в те времена покупали мультипитчи не от хорошей жизни, а потому что никаких винтов кроме 300 мм не существовало. На Нептун выпускается 3 винта которые полностью перекрывают диапазон рабочих нагрузок, поэтому в мультипитче смысла никакого нет. Хотя в 80е годы мультипитч для Нептуна выпускался и был в продаже я его неоднократно встречал, но его никто не покупал. В общем по моему глубокому убеждению мультипитч порождение эпохи дефицита, и трудно понять для чего покупать тот же шведский PROPULSE для моторов винтов к которым с нужным шагом и так полно. Производителей кстати вполне понимаю -технологочески производство мультипитча намного проще производства обычных винтов а продать их можно дороже.

Читайте также:
Подвесной лодочный мотор: описание мотора, технические характеристики, отзывы

Катера, лодки и моторы в вопросах и ответах

Читать о том как отмыть лодку, яхту, катер, его днище, борта от водорослей и тины, мойка днища ниже ватерлинии.

Площадки для размещения статей смотрите здесь

Многошаговый винт-мультипитч

Обычный гребной винт с постоянным (фиксированным) шагом позволяет использовать всю мощность двигателя только при одном определенном сочетании скорости и нагрузки лодки, частоты вращения гребного вала и т. п. Винт, рассчитанный на максимальную скорость лодки с одним водителем, оказывается “тяжелым” при нагрузке в три человека.

За рубежом для подвесных моторов и угловых откидных колонок выпускаются гребные винты типа мультипитч, лопасти которых можно Поворачивать в ту или иную сторону для изменения и точной корректировки шага. В небольших количествах винт-мультипитч “Днепр-240”, конструкция которого разработана на “Днепрополимермаше”, поступал в продажу и у нас в стране. Это трехлопастной винт с диаметром 240 мм и дисковым отношением A/Ad = 0,55, с бесступенчатым изменением шага в пределах от 220 до 400 мм (шаговое отношение HID = 0,92-т-1,67). Лопасти винта изготовлены методом литья по выплавляемым моделям из нержавеющей стали 1Х18Н9Т (рис. 83). На цилиндрических комлях лопастей имеются кольцевые проточки, в которые входят штифты, крепящие лопасти в ступице.

Рис. 82. Способ изготовления модели винта из фанеры: а – “звездочка” из фанеры; б – проверка сечений лопасти по шаблону / и контршаблону 2, в – сборочная плита с шаговыми угольниками; г – модель перед обработкой.

Рис. 83. Гребной винт-мультипитч “Днепр-20”. 1- ступица; 2 – демпферный палец; 3 – штифт крепления лопасти: 4 – фтулка; 5 – разжимное кольцо; 6 – лопасть; 7 – регулирующее кольцо; 8 – шайба; 9 – обтекатель; 10 – упор; 11 – фиксатор; 12 – пружина фиксатора; 13 – штифт фиксации винта на валу.

Лопасть свободно вращается относительно оси комля и имеет выступающий прилив близ выходящей кромки, скользящий в фигурном пазу, профрезерованном в регулирующем кольце. За счет изменения продольного расстояния паза от среза ступицы при вращении этого кольца и происходит изменение шага в ту или иную сторону. При нужном значении шага кольцо стопорится с помощью шайбы и гайки-обтекателя, для фиксации которой в свою очередь предусмотрен фиксатор с пружиной.

Винт насаживается на гребной вал подвесного мотора так же, как и обычный, и удерживается на нем с помощью штифта, проходящего через втулку.

Масса винта – 1,18 кг, масса лопасти – 0,194 кг. Ступица, установочное кольцо и обтекатель изготовлены литыми из алюминиевого сплава, втулка 4 – выточена из легкого сплава. Цена винта-мультнпитча – 35 руб.

Несмотря на то, что мультипитч совмещает в себе как бы несколько сменных гребных винтов разного шага, он не лишен недостатков. Например, КПД винта при всех значениях шага, кроме расчетного или конструктивного, оказывается меньше КПД винтов фиксированного шага, рассчитанных специально на эти промежуточные режимы. Это объясняется тем, что для изменения геометрического шага винта (уменьшения или увеличения его) в мультипитче, как и в другом винте регулируемого шага (ВРШ), вся лопасть поворачивается на какой-то угол. Так как этот угол постоянен для всей лопасти, значение геометрического шага на различных радиусах лопасти изменяется не на одинаковую величину и распределение шага по радиусу лопасти искажается. Например, при повороте лопасти в сторону уменьшения шага на постоянный угол у шаг сечений на комле и конце лопасти изменяется в разной степени – у конца он уменьшается в значительно большей степени, чем у комля (рис. 84;. При достаточно большом повороте лопастей концевые сечения могут получить даже отрицательный угол атаки -создавать упор заднего хода. Кроме того, при развороте лопасти профиль поперечного сечения ее уже не ложится на спрямленную винтовую линию, а приобретает S-образную форму, что также приводит к искажению кромочного шага.

Читайте также:
Расшифровка серийного номера лодочных моторов Suzuki

Обычный гребной винт имеет массу 400-500 г, на эту массу (конечно, с запасом) рассчитаны подшипники редуктора подвесного мотора. Поэтому, если масса мультипитча будет превышать массу обычногго винта в 1,5-2 раза, моторесурс редуктора снизится. Следовательно, применение металла в конструкции мультипитча нежелательно и там, где это возможно, его необходимо заменять на более легкий материал, например пластмассу.

Существенным для потребителя является и высокая стоимость мультипитча, в 4-6 раз превышающая стоимость штатного винта мотора.

Из-за отмеченных недостатков мультипитча следует отдать предпочтение набору из двух-трех винтов с фиксированным шагом, подобранным для каждого подвесного мотора с учетом сопротивления выпускаемых промышленностью серийных мотолодок.

Гребной винт «незацепляйка» на станке с ЧПУ

Каждый рыболов, который имеет обычную надувную лодку, рано или поздно задумывается над тем, чтобы на нее установить мотор. Все-таки, передвигаться по водоему на веслах не так уж и легко, тем более против течения. Рыболов тратит много физических сил, которые он мог бы потратить на рыбалку. Купить новый мотор — это дорого, и не каждому по карману, но, оказывается, существует выход. Лодочный мотор можно сделать из более дешевых компонентов, которые зачастую валяются в гараже или в сарае. В некоторых водоемах запрещено использовать бензиновые моторы, поэтому используются электромоторы, а в остальных случаях пойдет и бензиновый двигатель.

Из чего делают самодельные моторы для лодок

Подойдут некоторые изделия, даже неисправные, но при одном условии, что мотор у них рабочий. Даже если приобрести новую бензокосилку или шуруповерт, то это окажется намного дешевле нового лодочного мотора, останется только изделие немного доработать. Финансовый вопрос оказывается главным при решении данной проблемы, иначе уже на каждой лодке стоял бы мотор.

  1. Для изготовления лодочного мотора с электроприводом придется приобрести шуруповерт или электродрель на аккумуляторах. Возможно, что у кого-то в сарае или в гараже завалялся испорченный шуруповерт или дрель. Шуруповерт использовать предпочтительнее, так как у него на выходе не такие большие обороты.
  • Естественно, что тех аккумуляторов, которые установлены на электроприборах не хватит по мощности, чтобы длительное время перемещаться по водоему. В таком случае подойдет автомобильный аккумулятор на 12 V. Естественно, что и приборы нужно покупать на такое же рабочее напряжение. Мощности электроприбора в 300 W хватит для того, чтобы лодка смогла перемещаться по водоему с грузом.
  • Следует решить еще и задачу понижения оборотов электроприбора. В таком случае понадобится редуктор. Особенно это актуально при использовании электродрели.
  • Придется так же изготовить или купить приводной вал и гребной винт. Достоинство лодочного электромотора в том, что работает он бесшумно. К тому же, ремонт такого мотора обойдется намного дешевле ремонта классического лодочного мотора.
  1. Бензиновые моторы значительно мощнее, поэтому они позволяют существенно увеличить зону облова. К тому же, их мощность не падает, как у электромоторов, да и аккумулятор имеет значительный вес и занимает полезное пространство. Можно использовать силовые агрегаты от мотокос, мотоблоков, бензопил и т. д. Следует выбирать, исходя из финансовых возможностей, величины лодки, а так же от того, какое устройство имеется в наличии.
  • Больше всего для подобных целей подходят триммеры, поскольку они требуют минимальных доработок. Достаточно заменить устройство, где крепится леска и установить гребной винт, как мотор уже готов и им можно пользоваться.
  • Другие силовые устройства требуют более серьезных доработок, поскольку потребуется редуктор, вал и гребной винт. К тому же, их необходимо соединить вместе.

На заметку! Некоторые рыболовы используют мотокультиватор, удалив фрезы и на их место установив примитивные гребные лопасти.

Кроме того, что нужно сделать мотор, следует подумать о том, как его закрепить на лодке. Дело в том, что не на каждой лодке имеется транец и не каждая лодка приспособлена под установку мотора. Особенно трудно установить такое приспособление на резиновую надувную лодку.

Читайте также:
Автомобильный двигатель на катере

Винты для моделей катеров

Одной из основных составляющих любой модели радиоуправляемого катера является гребной винт.

От его параметров и качества изготовления зависят ходовые характеристики модели. Сейчас различные гребные винты можно купить в интернет-магазинах, но предлагаемые винты больше являются универсальными и не делаются под конкретные модели прототипов. В такой ситуации для модели-копии приходится делать гребные винты самостоятельно. В этой статье я постараюсь описать как сделать гребные винты для моделей катеров

, например, таких как S-100 Shnellboot от фирмы Revell в масштабе 1:72. Для данного процесса необходим токарный станок, листовая латунь и паяльник.

Сначала на станке выточим ступицы и нарежем в них резьбу. Размеры ступиц и резьбу нужно подбирать конкретно под Ваши задачи.

Затем на ступицах шлицовкой нарежем пазы для лопастей. Так как винты у нас правого и левого вращения пазы нужно резать в противоположенные стороны. Чтобы ни чего не перепутать лучше сделать разметку. Для этого я использую маркер для рисования дорожек на печатных платах. Для того чтобы пазы получились на одинаковом расстоянии друг от друга и параллельны между собой, втулку предварительно надо разметить в токарном станке, разбив окружность на сектора по 120 градусов.

Следующий этап, нужно нарезать лопасти из листовой латуни, я использую материал толщиной 0,3-0,4 мм. Для этого сделаем шаблон и по нему вырежем заготовки. После этого одну лопасть обработаем и придадим ей нужную форму. В дальнейшем она будет у нас эталонной и по ней будем проверять все остальные лопасти.

После нарезки нужного количества лопастей их надо обработать. Им необходимо придать одинаковую форму и размер. Эту операцию лучше производить в пакете. Для этого спаяем вместе все лопасти одного винта. Так как в нашем случае винты для модели катера

S-100 трехлопастные, возьмем три лопасти и спаяем их вместе в пакет. Для этого берем за основу какую-либо и кромку, и совместив по ней все заготовки, спаяем лопасти в пакет. Замечу, что пр пайке используется паяльная кислота ZnHl. При нагревании выделяется довольно вредный газ, который нужно постараться не вдыхать, задержав дыхание. Затем получившийся пакет, из трех лопастей, обработаем, приведя все лопасти к размеру и форме эталонной детали.

После обработки пакета, разъединяем детали. Заодно, во время этого процесса, облудились места пайки в ступицы.

Теперь подготовим лопасти для пайки в ступицы. Так как ширина полотна шлицовки несколько больше, чем толщина лопасти, то и пазы получились немного шире, и лопасти в них не фиксируются. Если первая лопасть нормально припаяется, то во время пайки остальных, при нагреве детали, ранее установленные могут отвалиться. Чтобы лопасти не выпадали, кромку, которая будет вставляться в ступицу, немного деформируем, так что бы лопасть держалась в ступице.

При пайке нужно следить чтобы не перепутать стороны лопастей. Нужно контролировать чтобы встречающая сторона лопастей винтов для модели катера

была расположена по направлению их вращения.

После впаивания всех лопастей их нужно загнуть. Для этого плоскогубцами придаем лопастям нужную крутку.

Читайте также:
Бийск-45: описание мотора, технические характеристики, отзывы

После загиба лопастей, винты для модели катера

обтачиваются и полируются. Но окончательную обработку лучше производить после испытания и настройки винтов на воде. Вполне возможно, что придется еще подтачивать и подгибать лопасти. После обработки винты будут выглядеть примерно так, как на фото, приведенных ниже. Здесь они еще окончательно не обработаны и не отполированы.

На этом видео, в HD качестве, показано как самостоятельно сделать гребные винты для модели катера

Лодочный мотор из шуруповерта

Шуруповерты лучше всего подходят для изготовления моторов для лодки. Следует выбирать устройство на рабочее напряжение 12 V, чтобы можно было установить аккумулятор от автомобиля, емкостью 45-55 ампер-часов. Дорабатывается устройство элементарно.

Аккумуляторный лодочный мотор на базе шуруповёрта METABO BS 18 LT 5.2 Ач

Подъемный механизм

Задача подъемного механизма состоит в том, чтобы перемещать мотор в различных плоскостях, как в горизонтальной, так и в вертикальной для того, чтобы не только управлять плавсредством, но и для того, чтобы можно было поднимать двигатель из воды. Самая простая конструкция — это система струбцин, с помощью которых крепится шуруповерт к подъемному механизму. Подъемный механизм должен жестко крепиться к лодке, тем более, если лодка резиновая. На струбцинах должны быть кольца, через которые проходит трубка, а внутри трубки проходит вал из стального прутка подходящего диаметра. Чтобы скольжение было легким, внутри трубки устанавливаются подшипники.

Редуктор и гребной винт

Шуруповерт развивает большие обороты, но для самодельного электромотора для лодки этого не нужно, поэтому нужен редуктор. Редуктор от болгарки — это самый подходящий вариант. Для крепления редуктора, верхняя часть его вала просто зажимается в патроне шуруповерта.

Понадобится так же гребной винт, который лучше сделать из нержавейки, толщиной 2,5-3,0 мм. Не стоит использовать алюминий или пластик.

Порядок действий:

  1. В первую очередь вырезается квадратная заготовка, размерами 30х30 см.
  2. В центре заготовки размечается квадрат, размером 5х5 см и через углы проводятся диагональные линии. По этим линиям нужно до маленького квадрата заготовку разрезать.
  3. 4 полученных лепестка заокругливаются и поворачиваются на угол в 30 градусов.
  4. В центре изделия нужно просверлить отверстие для крепления на редуктор.
  5. После этого, гребной винт устанавливается на свое место и надежно закрепляется.

Гребной винт на шуруповерт 2. Лодочный мотор из шуруповерта

Основные характеристики гребного винта

В настоящее время производятся гребные винты всевозможных конструкций, в зависимости от условий, в которых он будет использоваться, можно выбрать наиболее подходящий для вас винт.

На что необходимо обращать внимание:

  • диаметр винта – это расстояние от центра втулки до края лопасти умноженное на 2;
  • шаг гребного винта – это расстояние, которое гребной винт за один оборот, оно зависит от угла наклона лопастей. Чем больше угол наклона, тем больший шаг;
  • форма и направление лопастей гребного винта.

Основной характеристикой, на которую требуется обратить внимание при выборе винта, является отношение шага винта на диаметр. Рекомендуют следовать принципу – чем быстрее лодка, тем больше шаговое отношение.

Если у вас легкая быстроходная лодка, то вам необходимо выбирать винт с шаговым отношением больше единицы. Для быстрых лодок рекомендуют шаговое отношение равное 1,2. Для простых лодок это отношение должно быть равным 1, и для тяжелых тихоходных лодок, предназначенных для перевозки грузов это отношение должно быть около 0.8.

Лодочный мотор из бензокосы

Чтобы получить лодочный мотор из бензокосилки, придется последнюю немного доработать, потратив на это совсем немного времени. По сравнению с электромотором, бензиновые двигатели более дешевые и ремонтопригодные, к тому же, они более экономичные и не требуют возить с собой еще и аккумулятор. Поскольку встречаются комплекты для переоснащения, куда входит гребной винт и привод из нержавейки, а также набор других комплектующих, то проблем с установкой такого мотора на лодку не должно быть. Если приобрести все необходимые детали, то минут за 20-30 можно легко получить лодочный мотор из триммера.

Читайте также:
Опыт переделки газонокосилки-триммера в лодочный мотор

В таком случае получится простое устройство, но его можно усложнить с целью более удобной работы с ним. К сожалению, для этого понадобится не только смекалка, но и технические условия. Один из вариантов — это установка вертикальной ноги.

  1. Потребуется редуктор от болгарки, чтобы получить прямой угол.
  2. Трубку от триммера придется вкоротить, а вместо втулок придется установить подшипники.

На заметку! Подшипники внутри трубки опрессовываются обычным молотком, с помощью ударов по окружности.

  1. Винт можно изготовить из полоски дюралюминия, размером 10х30 см и толщиной 2 см. Для начала нужно изготовить трафарет, который затем прикладывается к заготовке. По трафарету делается разметка, после чего винт легко вырезается с помощью острого зубила. Все заусеницы убираются с помощью напильника. Каждую лопасть следует выгнуть так, чтобы от горизонтальной линии они были удалены на 1 см. Для этого можно винт положить на ровную поверхность и сделать нужный изгиб.

Гребной винт «незацепляйка» своими руками.

На заметку! После изготовления винта, его форма дорабатывается в процессе испытания.

  1. В центре винта сверлится отверстие, для крепления его на валу мотора. Можно защитить баллоны лодки от внештатных ситуаций, оградив винт кольцевой насадкой. После закрепления мотора на лодке, можно проводить ходовые испытания.

Самодельный лодочный мотор из триммера

Простой расчет и изготовление самодельных винтов.

Обычно в этом случае есть только одна причина, которая останавливает здоровую идею: как получить винт с заданными характеристиками?

Рис 1. Теория винта. Шаг винта.

Аналогичная ситуация возникает, если нужны два винта разного направления вращения, или если нам понадобились 3-4 лопастные винты. Все это решаемо при наличии разумного подхода и простейших инструментов.

Рис 2. Определение угла наклона профиля винта.

Рис 2. Определение всех углов наклона во всех расчетных точках

Выполнив аналогичные построения для всех 6-ти сечений винта мы получим ширины винта на расстоянии 12.5, 25.0, 37.5, 50, 62.5 и 75 мм. Строить большее количество сечений можно, но особой точности это не добавит. В итоге на рис 2., обведя полученные ширины винта в шести точках, мы получим профиль винта на виде сверху.

Далее изготовляем шаблон винта из картона или любого другого (см рис 3.) плотного материала и переходим к изготовлению собственно требуемого винта (150х100 мм).

Рис 3. Шаблон и размеченная заготовка винта

Рис 4 Вид на размеченную заготовку сверху.

Рис 5 Вид заготовки сбоку и сверху

Рис 6. Балансирова заготовки

Рис 7. Разметка выборки передней части

Рис 8. Разметка выборки задней части.

На виде снизу(сзади) проводим линии отстоящие от края винта примерно на 1 мм. Нижняя часть винта как раз задает шаг (или угол наклона сечения).

Рис 9 Выбранная задняя часть винта.

Затем начинаем убирать лишнюю дрвесину ножом или напильником начиная с нижней (задней) части винта согласно сделанной разметке. Убрав все сзади (снизу), отшкуриваем сначала крупной(120-160), а потом мелкой шкуркой заднюю часть винта.

Рис 10. Выбранная передняя часть винта

Рис 11. Балансировка отлакированного винта.

Обычно я окрашиваю изготовленный винт в традиционный черный цвет, а затем покрываю 2-4 слоями лака. Как правило я использую классический эмалит. Быстро сохнет и легко шлифуется. Во время окрвшивания и лакировки не стоит забывать о балансировке. См. рис 11.

Полученные таким образов винты, по моему мнению ничуть не хуже покупных пластиковых винтов, которые обычно тоже нуждаются в дополнительной балансировке. Если же вас больше устраивают винты из угле- или стекло- пластика, то используя изготовленный по описанной выше методе винт в качестве мастер-модели, вы можете изготовить формы для винтов из стекло- углепластика.

Более того, рассчитав и изготовив одну лопасть двухлопастного винта, вы сможете изготовить по ней формы для трех или 4-х лопастных винтов из стекло-угле-пластика, но это уже тема для отдельной статьи.

Простой расчет и изготовление самодельных винтов.

Наверное каждый сталкивался с ситуацией, когда требуемого винта или нет в продаже, или винты нужны уже завтра, а посылка где-то застряла. Тогда в голову приходит совершенно разумный выход – а не сделать ли мне винт самому?

Читайте также:
Обзор мотора Tohatsu 50HP

Обычно в этом случае есть только одна причина, которая останавливает здоровую идею: как получить винт с заданными характеристиками?

На самом деле все достаточно просто – для этого не требуется ни сложных расчетов, ни сверхсложного оборудования. Как обычно достаточно немного здравого смысла, карандаша, линейки, знания школьной геометрии и немного прямых рук.

В данной статье пойдет речь именно об этом: как правильно рассчитать геометрию винта с заданными параметрами и как его изготовить. Времени обычно надо не так уж и много – 1-2 часа на графический расчет + 2-3 часа на изготовление самого винта.

Рис 1. Теория винта. Шаг винта.

Аналогичная ситуация возникает, если нужны два винта разного направления вращения, или если нам понадобились 3-4 лопастные винты. Все это решаемо при наличии разумного подхода и простейших инструментов.

Посмотрим внимательно на рис 1. Что мы там видим? А вот что:
– Винт радиусом R, за один оборот проходит в воздухе расстояние H. R – это радиус винта (от оси вращения до его окончания), Н – это шаг винта, если он не проскальзывает в воздухе, а ввинчивается в него подобно шурупу в дереве. Это собственно два основных параметра вина. D = 2хR и H- шаг винта.

Обычно человек хорошо знает, какой именно винт ему нужен для модели. Если нет – то это тема для отдельного разговора. Пока будем предполагать, что мы хорошо представляем какой винт нам нужен: т.е. мы знаем параметры D и Н, или R и Н.

Поучить геометрические размеры требуемого винта, если мы знаем R и Н винта – проще всего геометрическим расчетом. Смотрим на рис 2. По горизонтали – откладываем в каком-то масштабе (у меня (2:1 для большей точности) радиус винта. По вертикали – расстояние, которое пройдет винт за один оборот без проскальзывания – Н/2хPi, где Pi – это известное еще со школьных лет число 3.14.

Рис 2. Определение угла наклона профиля винта.

Почему именно так а никак иначе – я доказывать здесь не стану. Те кто хорошо учил геометрию в школе – те сразу поймут, а остальным надо или заново перечитать учебники школы или задать свои вопросы в процессе обсуждения. Немного ниже нарисован боковой профиль винта. Он собственно выбран исключительно из моего опыта изготовления простых винтов. Каждый имеет право выбрать его достаточно произвольно. Я выбрал толщину винта в комеле (около ступицы – 10 мм) и в конце – на масимальном радиусе – 2 мм. Цель данного геометрического расчета – получит правильные ширины винты на виде сверху. Т.е. получить геометрические размеры винта диаметром 150 мм и с шагом 100 мм. Это и записано справа вверху листа..

См. Рис 2. Для достижения поставленной цели мы проводим прямую от точки шага на вертикальной координате к требуемому сечению (линия 1). Я для начала выбрал сечение отстоящее от оси вращения на 37.5 мм = т.е. ровно на середине проектируемого винта. Согласно боковой проекции, толщина винта в этом месте – 6.5 мм. Переносим этот размер вверх(операция 2) и рисуем прямоугольник вокруг наклонной линии. Он (прямоугольник) дает нам ширину лопасти винта на виде сверху – 14 мм. Этот размет мы переносим вниз (операция 3) и получаем ширину винта в этом сечении.

Рис 2. Определение всех углов наклона во всех расчетных точках

Выполнив аналогичные построения для всех 6-ти сечений винта мы получим ширины винта на расстоянии 12.5, 25.0, 37.5, 50, 62.5 и 75 мм. Строить большее количество сечений можно, но особой точности это не добавит. В итоге на рис 2., обведя полученные ширины винта в шести точках, мы получим профиль винта на виде сверху.

Далее изготовляем шаблон винта из картона или любого другого (см рис 3.) плотного материала и переходим к изготовлению собственно требуемого винта (150х100 мм).

Читайте также:
Автомобильный двигатель на катере

Берем заготовку из подходящей древесины и размечаем ее. Прежде всего придаем ей толщину и длину требуемого винта – 10 мм х 150 мм. Ширина заготовки должна быть чуть больше чем ширина винта в самом широком месте – 15 мм.

Рис 3. Шаблон и размеченная заготовка винта

Наносим разметку на боковой вид (толщина в комле – 10 мм и 2 мм на конце лопасти) и на виды сверху и снизу с помощью изготовленного шаблона.

Рис 4 Вид на размеченную заготовку сверху.

Рис 5 Вид заготовки сбоку и сверху

На рис 4-5 Вы видите размеченную заготовку. Первым делом с помощью напильника или ножа убираем лишнюю древесину на виде сбоку. То что должно получиться вы видите на рис 6. Если вы делаете винт из достаточно мягкой древесины(липа, бальса) то достаточно использовать модельный нож и шкурку, если же вам нужен винт из твердых пород вроде березы или бука, то лучше использовать драчевый напильник (с крупной насечкой) или мелкозубый рашпиль.

Рис 6. Балансирова заготовки

Сразу после придания заготовке правильного бокового профиля надо проделать балансировку заготовки. Я обычно делаю это так: ввинчиваю в центр вращения тонкое сверло (0.5-1.0 мм) и кладу сверлом на две вертикально стоящие опоры. В данном случае – это два одинковых стакана. (рис 6.).
Затем – сошкуриванием – добиваюсь одиакового веса обеих будующих лопастей.

Рис 7. Разметка выборки передней части

После того как вид сбоку отпрофилирован переходим к разметке выброк для получения нужного профиля ловастей. На виде сверху – спереди (мы делаем винт нормального вращения – против часовой стрелки) намечаем линию проходящую через 2/3 ширины винта. См. рис 7.

Рис 8. Разметка выборки задней части.

На виде снизу(сзади) проводим линии отстоящие от края винта примерно на 1 мм. Нижняя часть винта как раз задает шаг (или угол наклона сечения).

Рис 9 Выбранная задняя часть винта.

Затем начинаем убирать лишнюю дрвесину ножом или напильником начиная с нижней (задней) части винта согласно сделанной разметке. Убрав все сзади (снизу), отшкуриваем сначала крупной(120-160), а потом мелкой шкуркой заднюю часть винта.

Рис 10. Выбранная передняя часть винта

Затем то же самое повторяем для передней части винта. См. рис 10.
Убедившись, что вся лишняя древесина убрана, тщательно отшкуриваем весь винт для придания ему требуемого профиля – аналогичного профилю крыла, т.е. скругленная передняя кромка, максимальная толщина примерно 30% от ширины сечения и острая задняя кромка. Неполохо в процессе придания этого профиля все время контролировать балансировку обрабатываемого винта как было показано на рис 6.

После того как обе лопасти приобрели нужную форму и профиль, а также балансировку, можно переходить к заключительному этапу – покраске и лакировке. См. рис 11.

Рис 11. Балансировка отлакированного винта.

Обычно я окрашиваю изготовленный винт в традиционный черный цвет, а затем покрываю 2-4 слоями лака. Как правило я использую классический эмалит. Быстро сохнет и легко шлифуется. Во время окрвшивания и лакировки не стоит забывать о балансировке. См. рис 11.

Полученные таким образов винты, по моему мнению ничуть не хуже покупных пластиковых винтов, которые обычно тоже нуждаются в дополнительной балансировке. Если же вас больше устраивают винты из угле- или стекло- пластика, то используя изготовленный по описанной выше методе винт в качестве мастер-модели, вы можете изготовить формы для винтов из стекло- углепластика.

Совершенно аналогичным способом вы легко сможете сделать винт любого, нужного Вам диаметра и шага, а также винт обратного вращения – по часовой стрелке.

Более того, рассчитав и изготовив одну лопасть двухлопастного винта, вы сможете изготовить по ней формы для трех или 4-х лопастных винтов из стекло-угле-пластика, но это уже тема для отдельной статьи.

Читайте также:
Подвесной лодочный мотор: описание мотора, технические характеристики, отзывы

Гребной винт «незацепляйка» на станке с ЧПУ

Здравствуйте! Недавно ко мне пришел дядя с просьбой сделать гребной винт к его новому мотору для небольшой лодки. Об этом и пойдет речь.

Дядя уже в возрасте и далек от ПК и Интернета, но зато очень любит рыбалку. Конечно же, я первым делом спросил его про покупку винта, но он сказал, что такого, который ему нужен, нет (не нашел). Ему нужен гребной винт типа «незацепляйка» двухлопастной. Принес мне в качестве образца винт, купленный через Интернет в каком-то отдаленном регионе. Но этот винт оказался с противоположным направлением лопастей и чуть меньшего размера, чем хотелось бы поставить на новый двигатель.

Ну что ж, дядю расстраивать не хотелось, так что надо браться за этот проект… Задача состояла в следующем: изготовить двухлопастной винт из алюминия, отмасштабировав по наружному диаметру со 140мм до 180мм, и развернуть направление лопастей в противоположную сторону, то есть сделать зеркальное исполнение относительно образца.

Реализация виделась следующей: оцифровать образец, сделать 3D модель зеркальной, подогнать под требуемый размер и запустить изготовление на станке с ЧПУ.

Сразу возник вопрос про оцифровку, конечно, было бы самым простым решением воспользоваться 3D сканером, но ценник переводит это решение в разряд сложных. Остается вариант делать все руками (на большее фантазии не хватило).

Присел за одну из программ для 3D моделирования и начал творить. Моделька получилась с первого раза, достаточно неплохая, но профиль сечения лопасти прямой, а не аэродинамический.

На данном этапе решил не заморачиваться с прорисовкой, так как эту модель еще как-то надо изготовить из алюминия. Заготовку алюминиевого сплава нужного диаметра и высоты найти не так уж просто и дешево, да и станок у меня слабоват для обработки металла, а обрабатывать такую объемную заготовку со съемом по 0,1 мм тоже нет никакого желания.

В общем, было предложено сделать модель из дерева (или чего-то подобного), доработать ее руками, если это потребуется, а после уже отдать в литейную мастерскую, где по нашей модели отольют конечную деталь из алюминия. Ценник озвучили более-менее удовлетворяющий.
Далее стал продумывать изготовление модели на станке, так как требовалась обработка с двух сторон. Уменьшил масштаб модели, чтобы помещалась в имеющуюся у меня заготовку.

В ArtCAM создал G-code, за начало координат принял центр заготовки. В качестве заготовки взял кусок сосновой доски толщиной 50 мм, нашел в ней центр и закрепил на станке, с боков упер прижимами.

Запустил черновую обработку концевой фрезой диаметром 6 мм, по окончанию поменял фрезу на чистовую коническую с радиусом 1,5 мм. Провел чистовую обработку, после чего выявились некоторые недочеты по работе станка (но про это возможно будет другой пост).

Как не странно, первая сторона получилась на удивление хорошо. Теперь предстояло перевернуть заготовку. Для этого деталь приклеил к тонкой фанерке обработанной стороной, и привернул к станку в то же отверстие с начальными координатами. Фанерку прижал пластиковыми прижимами.

Запустил обработку: черновая, чистовая. Все прошло хорошо, единственное немного отгибало лопасти ближе к кончикам, так как там самое тонкое место. На большой модели этого уже не будет, может даже придется подклеить стоечки для большей жесткости.

Резюмирую: до этого у меня не было опыта в двухсторонней обработке, считаю, что для первого раза получилась вполне хорошая поделка, не без мелких косяков конечно, но куда же без них. Далее предстоит работа над полноценной моделью, но сначала хочется доделать 3D модель и станок, так как, в ходе работы были выявлены некоторые недочеты.

P.S.: Каждый из нас художник и видит по-своему. Я сделал так, как увидел. Уверен, что вариантов сделать как-то иначе очень много.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: