Слабое место “Вихря”: описание мотора, технические характеристики, отзывы

Лодочный мотор Вихрь .

Регистрация 10 Фев 2010 Сообщения 2.436 Реакции 395 Возраст 45 Местонахождение Казахстан г.Семипалатинск Имя Юрий Техника Тайга с двиг к6а, skandik rev xu 550f, vk 540-4, CF moto X8 Крым с бийск 45 , мотособака, мот Honda XR 250.

Все это так но у нас меляки гравий перекаты за сезон три вента. Конечно уже давно бы купил яму 40 как мой сосед, за то теперь он с чистыми руками кукует дома жалко ему винтов. Вихрь надо один раз продефектовать и довести до ума масло 1-20 бенза 80 й. Получается у нас разница с ямой 40 с его маслом и 92 копейки. Кстате у меня сейчас бийск 45. Доволен им как слон яму 30 делает на раз при одинаковых условиях. Чем хороша наша техника что она выучила нас и не дает раслабится. Вихрь 30 у меня жрал 22 литра на 50км лодка крым 2чел шмурдяк против приличного течения скорость 38 км при 5000. Бийск столько же но уже 4чел и куча шмурдяка. Назад по течению 18 но скорость полняк. Бийск четверых дядек по 100кг спокойно кочегарит 45 км в час то есть по стоячей воде и полтинник пойдет нахрена мне ямаха 70? При всем при этом он экономичней вихря на 20проц но жаль его перестали выпускать. Бийска я брал у мужика который 12 лет на нем лыжников и банан таскал на прогрессе в курортной зоне говорит не одну машину на нем заработал и у меня он третий сезон.

Илья Сергеевич
Активный участник

Регистрация 25 Июл 2016 Сообщения 449 Реакции 91 Возраст 38 Местонахождение НСО, д.Пристань-Почта ,Колыванский район Имя Илья Техника Lynx Alpine 1200

Все это так но у нас меляки гравий перекаты за сезон три вента. Конечно уже давно бы купил яму 40 как мой сосед, за то теперь он с чистыми руками кукует дома жалко ему винтов. Вихрь надо один раз продефектовать и довести до ума масло 1-20 бенза 80 й. Получается у нас разница с ямой 40 с его маслом и 92 копейки. Кстате у меня сейчас бийск 45. Доволен им как слон яму 30 делает на раз при одинаковых условиях. Чем хороша наша техника что она выучила нас и не дает раслабится. Вихрь 30 у меня жрал 22 литра на 50км лодка крым 2чел шмурдяк против приличного течения скорость 38 км при 5000. Бийск столько же но уже 4чел и куча шмурдяка. Назад по течению 18 но скорость полняк. Бийск четверых дядек по 100кг спокойно кочегарит 45 км в час то есть по стоячей воде и полтинник пойдет нахрена мне ямаха 70? При всем при этом он экономичней вихря на 20проц но жаль его перестали выпускать. Бийска я брал у мужика который 12 лет на нем лыжников и банан таскал на прогрессе в курортной зоне говорит не одну машину на нем заработал и у меня он третий сезон.

В случае сильного мелководья и каменистого дня есть всем известное решение, и винты будут целы

шрек1
Активный участник

Регистрация 27 Дек 2008 Сообщения 382 Реакции 4 Местонахождение Смоленская олб.г.Ярцево Имя павел Техника лыжи

Всем доброго дня) Сразу скажу не силен по техчасти, есть только впечатления от владения этим “чудом техники”.И так 30 Вихрь электрон б/у, был куплен мною еще когда в школе учился) Ходили под ним с соседом на его Южанке. Моё личное мнение – мотор НЕ НАДЕЖНЫЙ, ПРОЖОРЛИВЫЙ, ТРЕБУЮЩИЙ ПОСТОЯННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА ИЗ ВНЕ. ОН Просто заеб. л меня за 15 лет. Ни разу не было чтоб не сломался по пути и это после 1,5 часов еб. и ,чтоб завести его. Ни о каких дальних путешествиях даже речи не могло быть(( Рыбачить на стационарных снастях невозможно! ОН просто глохнет на низких оборотах, а потом полчаса его заводишь! Последней каплей был полный разбор мотора на фуфайке ночью под адским гнетом комаров, а имеенно засосало винтик крепления круглой решеточки карбюратора , и заклинило его внутри! Полный пизд. ц! Мы гребли против течения несколько часов, все проклял. Короче продал его энтузиасту из деревни за 5000р и перекрестился. Сейчас для пиратских вылазок 18 NISSAN MARAN+ Южанка, для походов по серьезней SUZUKI S70 (4т) + WR 470, для озер и малых речек ,ну и так с собой по месту Mercury 3.5 + Двина ПВХ. За 6 лет ни одной поломки. Ни на одном из этих моторов! Мерк даже топил и хоть бы че! Все работает, шепчет и внушает доверие. Мой личный вывод: Вода- дело серьезное и не безопасное, поэтому техника должна быть НАДЕЖНОЙ!
PS Ну а всякие байки про цену и стоимость запчастей полная хрень супротив вечному гемморою с советским не до мотором. Для примера мой бывший 30 Вихрь сьедал минимум 25 кг горючего на час – это ~ 34,2 литра. В то время как Nissan 18 примерно 12 литров, и прет он куда лучше вихря( видимо 18 л.с это на винте, а на Вихре 30л.с. это на маховике). Suzuki 70 , у меня ест примерно 18-20 литров на час при скорости 50-52 км/ч( ~5200 об/мин) Это при порядочной загрузке телами и шмурдяком.
PPS Еще раз подчеркну, все выше сказанное исключительно мой личный опыт, ни какой агитации, ни какой философии. С уважением.

Читайте также:
Honda: описание мотора, технические характеристики, отзывы
Ветеран

Регистрация 10 Фев 2010 Сообщения 2.436 Реакции 395 Возраст 45 Местонахождение Казахстан г.Семипалатинск Имя Юрий Техника Тайга с двиг к6а, skandik rev xu 550f, vk 540-4, CF moto X8 Крым с бийск 45 , мотособака, мот Honda XR 250.

Что за хрень такая заводится плохо еле как компресия 8 очков двиг после ремонта. Сальники в норме. Вкручиваешь свежие свечки заводится с первого раза заглушиш хрен заведеш свечи сухие. Закручиваеш новые первого раза тут же глуших опять не заводится?

Отзыв: Лодочный мотор Вихрь-30 – самое неудачное творение отечественного мотопрома

постоянная тренировка по разборке -сборке мотора,выхватыванию ключей из инструментального ящика на ощупь,матам-перематам.Физические упражнения по спортивной гребле по и против течения в любую погоду,особенно в шторм)

Подвесной лодочный мотор “Вихрь-30”- это самое неудачное творение нашего мотопрома.
У меня достаточно большой опыт эксплуатации и ремонта различных лодочных моторов и я могу с уверенностью сказать, что в данном моторе собраны самые худшие технологии, какие, наверно, были на тот момент придуманы нашими конструкторами.
Начиная с эксплуатационных характеристик, этот мотор поражает своим прожорством и своей минимальной живучестью на воде. Он может работать только в бочке.
Если сравнивать расход топлива “Вихря-30” с той же “Ямахой 40”, то средний расход топлива:
Вихрь -20л.50 км
Ямаха- 20л.80 км
моторесурс:
Вихрь – 500-700 км.
Ямаха – 120.000 км. ( и до сих пор работает)
В наших краях летом дорог почти нет. Поэтому основное средство передвижения-это водно-моторная техника. Поэтому за навигацию я выкатываю, в среднем, 4-6 тонн топлива.
О недостатках “Вихря” можно говорить долго. Начать можно с системы зажигания. Само электронное магнито у вихрей очень надёжно. Можно сказать, неубиваемое. Но это можно сказать только лишь об электронных магнито времён 80-90-х годов. Далее, более современные модификации присутствие надёжности не выказывали.
Но, само крепление катушек зажигания(ТЛМ-ок) было абсолютно не правильным. Крепилось оно далеко от свечей зажигания. Благодаря этому приходилось прокладывать высоковольтные провода большой длины по поддону двигателя. А в поддоне, благодаря до безобразия не совершенной системе питания и смесеобразования мотора, постоянно болталась маслота с бензином. В пожаробезопасном моменте это ещё один минус для этого мотора. Эта маслота разьедала изоляцию проводки и попадала везде, где должен быть надёжный и сухой контакт: свечи-ТЛМ-пусковые провода электростартера-кнопка”стоп” и т. д. Благодаря этому всё это электрохозяйство достаточно быстро начинало работать с перебоями и выходило из строя.

Для того, чтобы облегчался запуск мотора, минимизировалась вероятность возгорания мотора советую распилить крепление ТЛМ-ок на пополам, свеху вниз. И, просверлив отверстия на 8, прикрепить эти две половинки к шпилькам головки цилиндров. Тем самым Вы сократите длину высоковольтников и улучшите запуск двигателя.
Само магнито со временем разбалтывается в сухарях, которые крепят его к картеру двигателя. Из-за люфта уменьшается зазор между ферритовыми магнитами и сердечниками катушек магнитов, вплоть до замыкания. Что также сказывается нехорошо на запуске. К тому же, болтающееся магнито постоянно заскакивает за флажок, который отвечает за опережение зажигания и клинит там. Вариант устранения этого недоразумения один: сточить “сухарики” на наждаке, выставить опережение зажигания на максимум и зажать сухариками магнито намертво. Флажок отламываем за ненадобностью.
Шайба храповика на маховике частенько откручивается. Поэтому болты в инструкции рекомендуется кернить. Я бы не советовал этого делать так как там потом живого места не остаётся. Лучше болтики смазать клеем “момент” не обезжиривая их. Больше они откручиваться не будут.
Сам маховик, если вы его сняли с матом-перематом, перед посадкой его обратно, лучше будет притереть конуса маховика и верхней шейки коленвала притирочным аброзивом. Так как из-за того, что эти моторы обычно заводятся только на больших оборотах из-за наших криволобых конструкторов, конуса привариваются друг к другу из-за блуждающего статического напряжения этих деталей. И при снятии маховика, метал отрывается и остаётся на конусах. А всего-то надо, маховик сделать алюминиевым и доработать картер. Но до этого никто из конструкторов додуматься не может
Также стоит отметить очень плохой запуск этих моторов. Для того, чтобы он заводился более-менее сносно, необходимо измерить осевой люфт коленвала при помощи отвёртки, поддевая ей маховик и толкая его кверху. Если люфт есть, а он обычно есть у всех вихрей, разбираем картер и под верхнюю половинку картера, на верхнюю шейку коленвала, устанавливаем тонкую шайбочку по высоте этого люфта. Люфт должен быть не более 0.2 мм. Если люфт больше, во время запуска вручную маховик подскакивает вместе с к-валом и зазор в золотниковой шайбе верхнего цилиндра увеличивается. Что приводит к обеднению рабочей смеси верхнего цилиндра. Всё топливо падает вниз и заливает свечу. На которой итак пусковой разряд слабый.
Так же все эти осевые колебания маховика и к-вала приводят к тому, что оба подшипника в верхней крышке картера начинают люфтить. А, так как сальник там всего один. Да ещё и в железной обойме, выколотив которую однажды, мы сами же и создаём ещё один подсос воздуха. Сальник этот довольно таки быстро изнашивается. Если бы конструктора сделали верхнюю крышку, как и нижнюю, с двумя сальниками, то проблем было бы меньше. А если бы они ещё и картер сделали бы не из трёх половинок, а из двух( нижней ложи к-вала и верхней), то проблем с запуском было бы ещё меньше. А так, приходится собирать все три части картера кучей болтиков на 10. Вырезать толстый ватман вместо прокладок и садить всё это на хороший дорогой импортный герметик.
Карбюратор у этих моторов вырабатывается достаточно быстро. Язычок начинает изгибаться, что влечёт за собой постоянное подкапывание топлива и излишнее обогащение рабочей смеси. А так же перелив топлива в поддон. Что, рано или поздно, приведёт к пожару. Кнопка “стоп” постоянно выходит из строя из-за того, что она не герметична. Коннектора вообще, с выхода с завода никогда не работали. Их использовали только для того, чтобы шланг топливного бака заткнуть.
Редуктор пропускать воду начинает просто моментально. Первые капельки воды начинают сочиться через алюминиевый стакан гребного вала. В который впрессована бронзовая втулка с одним единственным резиновым “сальничком”. Из-за того, что винт на гребной вал крепится с большим люфтом. Постонные нагрузки разбивают это ненадёжное устройство и там начинает поступать вода.
Второе место по пропусканию влаги-это, не что иное, как тяга реверса. Там также впрессовывается бронзовая втулочка и, типа, сальничек в виде резинового колечка.
Третье место взяло на себя верхний подшипник редуктора. Который из-за недостаточной смазки(литол через отверстие в редукторе) быстро изнашивается и появляется люфт. А на вертикальном валу крепится водяная помпа. Кстати сказать, помпа у вихрей мне нравится. Если бы ещё и крыльчатки научились делать из силикона или очень мягкой резины, то помпы работали бы намного дольше. И эта помпа начинает давить воду в редуктор.
Когда вода попадает в редуктор, она начинает медленно но верно разрушать верхний роликово-упорный подшипник. Который со временем рассыпается и ролики падают на шестерни переднего и заднего хода. И там такое крошево получается! Мама не горюй
Торсионый вал состоит из двух пластин, которые имеют обыкновение сворачиваться. И, когда квадрат на валу к-вала или валу редуктора, поднимается выше крайней точки надёжного зацепа, он лопает и раскрывается “розочкой!. и закатывает квадраты валов.
Поддерживание мотора на подвеске в поднятом состоянии осуществляется при помощи обычной пластины, которая только и норовит уронить его обратно в воду. Или, что ещё хуже, на асфальт во время транспортировки лодки. Что не есть хорошо. Хотя, редуктор я однажды пытался сломать кувалдой-не смог)Поэтому мотор лучше подвязывать.
Масло, рекомендуемое для максимально эффективной и бережной эксплуатации мотора, льётся в бензин в таких количествах, что дышать от выхлопа становится трудно. Свечи закоксовываются моментом. Три дня и на свечах такая шляпа вырастает, что не видно становится и электродов свечи. Что, в общем-то, и является первым условием того, что свечи выходят из строя.
Если вам надоело разбирать сей образец человеческой недалёкости, могу посоветовать способ сделать его разборку более быстрой и продуктивной. Для этого разбираем мотор. Снимаем поддон. Откручиваем три крепёжных болта. Что крепят поддон к двигателя, и выкидываем их.
Собираем всё в обратном порядке. Ставим мотор на лодку и, прокатившись немного, поджимаем болты, которые крепят двигатель к поддону. Ну, те, что шестигранником крутятся.
В последствии, вы выкручиваете эти болты шестигранником. Снимаете двигатель и уносите его к себе в мастерскую. Колпак обрано на поддон. И всё.
Разобрали двигатель. Отремонтировали его. Собрали и обратно на поддон. Шестигранные болты на место. Прокатились. Двигатель оцентровался. Поджимаете шестигранные болты и всё)
Кстати, у этих моторов очень не продуманная система охлаждения. Из -за чего он фактически кипит во время работы. Так что не рекомендую ставить новую цилиндропоршневую без прочистки рубашки охлаждения и замены водяной помпы.
В общем, не стоит этот покрашенный металолом тех денег, что за него просят. Возьмите лучше “Ямаху-40” Вот это вещь!
По “Ямахе” я позже выложу отзыв.
А если уж совсем патриоты, то лучше уж купить “Нептун-23”. Этот моторчик на порядок надёжней “Вихря)

Читайте также:
Салют-4: описание мотора, технические характеристики, отзывы

Все недостатки Вихрь!

Регистрация 20.08.2011 Сообщения 298 Карма 14 Возраст 39 Город Северодвинск, Архангельская область Имя Тихон Лодка П-4, маленкий плоскодонный самодел, метла с булями+водомет Мотор Вихрь30 4шт-раздал, 25(один) оставил, дабы не расслаблятсья, Ураган-8М, япония 30лыс-очень харашо :)

Ино или нашими?
Снятие редуктора-та еще головоломка.
Вал торсионный(рессора) не очень удачной конструкции. У себя менял на квадрат из хорошей сталюги.
Термастату нету.
Пока так как-то. Все ИМХО.
Щя тут накидают,мне думается.

победа
капитан 1-го ранга

Регистрация 04.03.2011 Сообщения 1 540 Карма 42 Имя Виктор Лодка Прогресс-2(был); Прогресс-4 красавчик Мотор Мercury-50 ELPTО

корепа
матрос

Регистрация 03.09.2012 Сообщения 21 Карма 1 Возраст 41 Город г.Северодвинск Имя юрий Лодка Нептун-3;2. Обь-зич. Форель. Мотор Вихрь 30;25, ветерок 12;8, suzuki 40 dt

Для пользователей:
1) Отсутствие автоматической фиксации в поднятом положении(высокобортные суда усугубляют неудобство)
2) Отсутствие направляющего ролика на ручном стартере перетирает веревку(частые запуски и отменная компрессия особенно 30-го становится скорее проблемой чем недостатком)
3) В штатном исполнении нет нормальной контрольки работоспособности помпы.
Очень интересно почему такие примитивные мелочи небыли исправлены.
Тихону отдельный привет,с какой лодочной?

Тихон
лейтенант

Регистрация 20.08.2011 Сообщения 298 Карма 14 Возраст 39 Город Северодвинск, Архангельская область Имя Тихон Лодка П-4, маленкий плоскодонный самодел, метла с булями+водомет Мотор Вихрь30 4шт-раздал, 25(один) оставил, дабы не расслаблятсья, Ураган-8М, япония 30лыс-очень харашо :)

Землякам привет! Гвмк “Беломор”,о.Ягры.
По теме.
Нет “мелководника”. Удобная штука по мелям ползать.
Поднимать из воды не удобно. До ручки далеко тянутся.
При поднятом моторе не вся вода сливается. При минусовой температуре может помпу прихватить.

ribac666
капитан 2-го ранга

Регистрация 03.06.2010 Сообщения 1 210 Карма 70 Возраст 48 Город Россия Имя Владимир Лодка Колибри-240,Колибри КМ-330Д, Таврия Мотор Меркурий 6, ямаха 2, вихрь 30, ветерки 8-12, гибриды 2-6,5л.с

Если поставить цель то можно найти столько недостатков, что каждому у кого еще есть Вихрь можно ставить диагноз и клеймить позором. С другой стороны если сравнивать то с его одногодками и только, тогда недостатков будет намного меньше вроде ролика в стартере и неразъемной тяги реверса.

Читайте также:
Модельный ряд HONDA: описание мотора, технические характеристики, отзывы
Александр Бузин
капитан 3-го ранга

Регистрация 31.03.2012 Сообщения 935 Карма 34 Возраст 37 Город РТ Зеленодольск Имя Саня Лодка “Казанка-М” Мотор Ветерок-8э, Tohatsu M18

а что толку в разъёмной тяге реверса,ИМХО это еще геморой тот ,ну сделал я разъемную,и при смене крыльчатки так наёпся попадать ресорой,водонапорной трубкой,да еще в это соединения,что плюнул и собрал по штатному,так что за недостаток это не считаю
Как выше отметили,вода остается в крыльчатке и при морозе может прихватить,вот это недостаток который трудно исправить,остальные недостатки переходят в доработки,чтоб зимой было чем заняться

ribac666
капитан 2-го ранга

Регистрация 03.06.2010 Сообщения 1 210 Карма 70 Возраст 48 Город Россия Имя Владимир Лодка Колибри-240,Колибри КМ-330Д, Таврия Мотор Меркурий 6, ямаха 2, вихрь 30, ветерки 8-12, гибриды 2-6,5л.с

Если делать ее грамотно тогда через окно которое придется сделать в сапоге будет легко контролировать и трубку и рессору, если конечно не сделать окно размером с 5 копеек.

ctljd
капитан 3-го ранга

Регистрация 14.03.2011 Сообщения 705 Карма 9 Город 76 регион Имя Андрей Лодка starcraft starfire 19 Мотор Yamaha F 60 cetl.Mercury 90 elpto

Если делать ее грамотно тогда через окно которое придется сделать в сапоге будет легко контролировать и трубку и рессору, если конечно не сделать окно размером с 5 копеек.

Pilot-by
капитан 1-го ранга

хватит по горло того, что 2025 до 30 “доусовершенствовали”, а пермяку ещё и окна распилили. что бы они ещё выдумали, в страшном сне не приснишь.

благо то, что стоит копейки и поездить можно, и даже вполне с ветерком, если не убитый.

Вячеслав
капитан 3-го ранга

Регистрация 03.04.2010 Сообщения 980 Карма 12 Возраст 41 Город Карелия Кондопога Имя Вячеслав Лодка Прогресс4 Мотор Вихрь30, Sea-Pro T 2.5 S

хватит по горло того, что 2025 до 30 “доусовершенствовали”, а пермяку ещё и окна распилили. что бы они ещё выдумали, в страшном сне не приснишь.

благо то, что стоит копейки и поездить можно, и даже вполне с ветерком, если не убитый.

Читайте также:
Honda BF115A, BF130A service manual: описание мотора, технические характеристики, отзывы

Ну вот это как раз,и было усовершенствование!Причём с явным улучшением(мощность ведь поднялась).Жаль что оно коснулось только цилиндров!
Кстати,и ино моторы прошли по этому пути(я про цилиндры).

реф-мех
капитан 1-го ранга

Регистрация 16.01.2012 Сообщения 4 464 Карма 165 Возраст 80 Город Мариуполь Имя Михаил Лодка Казанка 5М2, ПВХ Thunder ТМ-270 Мотор Вихрь-30, Вихрь-45

а что толку в разъёмной тяге реверса,ИМХО это еще геморой тот ,ну сделал я разъемную,и при смене крыльчатки так наёпся попадать ресорой,водонапорной трубкой,да еще в это соединения,что плюнул и собрал по штатному,так что за недостаток это не считаю
Как выше отметили,вода остается в крыльчатке и при морозе может прихватить,вот это недостаток который трудно исправить,остальные недостатки переходят в доработки,чтоб зимой было чем заняться

Саша, неразъемная тяга реверса очень серьезный недостаток. первое-это чтобы заменить уплотнение тяга-редуктор, надо выпрямлять тягу, а потом снова сгибать. Второе-это для снятия редуктора необходимо надо полностью разбирать регулировочный узел перелючения реверса. Третье-это очень сложно вставить эту тягу в верхнее отверстие дейдвуда, особенно, если на дейдвуде стоит поддон с двигателем (в дейдвуде нет плавного конуса, чтобы тяга легко входила в отверстие дейдвуда). Поэтому делают дополнительную насадку на тягу или вкручивают в тягу длинную проволоку д.3мм У меня насадка, в которую вкручивается проволока д.3мм х 300мм. Что касается прихватывания морозом крыльчатки, то согласен: у меня прошлой зимой мороз оторвал резину от ступицы крыльчатки (разморожена).

реф-мех
капитан 1-го ранга

Регистрация 16.01.2012 Сообщения 4 464 Карма 165 Возраст 80 Город Мариуполь Имя Михаил Лодка Казанка 5М2, ПВХ Thunder ТМ-270 Мотор Вихрь-30, Вихрь-45

Недостатки снаружи мотора: съемник маховика, управление карбюратором и опережением зажигания быстро срабатываются или разбалтываются сопрягаемые детали), малое расстояние от гребного винта до АКП и до корпуса редуктора, вал гребного винта ржавеет, совершенно не продуман механизм отидывания мотора и его фиксация в нужном приподнятом состоянии, сердечники трансформаторов ТЛМ не имеют замкнутого контура, крепежные изделия изготовлены из “ржавеющей” стали, некачественное литье и лакокрасочное покрытие мотора, подводная часть редуктора имеет большое сопротивление движению воды, низкий КПД гребных винтов (сама конструкция) и чистота поверхности, контроль за работой системы охлаждения далеко не на высоте-даже не видно струйки от руля, низкая мощность генераторной катушки, быстрый износ шарнира румпеля, штуцер для подсоединения топливного шланга расположен далеко от топливного насоса-карбюратора, слишком маленькое расстояние от электроконтакта (плюса) электростартера до детали подсоса (бывают случаи короткого замыкания на массу).

Лодочный мотор Вихрь 25 2-х тактный

Вихрь 25 – высокопроизводительный лодочный мотор, один из самых массовых на отечественном рынке. Данная модель занимает лидирующие позиции в бюджетной ценовой категории, поскольку в этом сегменте ей нет равных в плане мощности. Не смотря на тот факт, что мотор разработан еще в СССР, многие технические решения модифицированы под современные требования. Улучшились показатели экономичности и экологичности, повысилось удобство управления, появились дополнительные функции, а дизайн остался таким же классическим. Отзывы покупателей подтверждают, что у Вихря 25 до сих пор гораздо больше преимуществ, нежели недостатков. Рассмотрим их подробнее в этой статье. Также выделим технические особенности модели и рассмотрим отзывы покупателей об этом моторе.

Общие сведения и конструкция

Вихрь 25 – конструктивно простой лодочный мотор с румпельным управлением и электронным стартером. Двигатель имеет проверенную временем двухтактную компоновку, у которой нет сложных технических новшеств. За счет этого Вихрь 25 можно считать одним из самых ремонтопригодных моторов на сегодняшний день. Его можно обслуживать самостоятельно, используя при этом минимальный набор инструментов. Многие ценят двигатель именно за простоту обслуживания и недорогие запчасти. Именно в этом заключается главное достоинство рассматриваемой модели.

Вихрь 25 предназначен для использования в туристических и коммерческих целях. Он идеально подходит для профессиональных рыбаков и охотников, а благодаря приличной мощности его можно использовать для активных поездок и заплывов на длинные расстояния. Набор скорости происходит практически мгновенно – во многом благодаря не столько мощности, сколько хорошим тяговым характеристикам. К тому же, высокая мощность позволяет эксплуатировать данный агрегат в спасательных целях. Его можно устанавливать в маломерные и среднеразмерные суда, в том числе надувные лодки и катера со стандартным транцем.
Надежную защиту от коррозии обеспечивает особый антикоррозионный сплав из нержавеющей стали, а также повсеместное использование алюминия в подводной части мотора. Вихрь 25 оснащен новым блоком цилиндров с поршневыми гильзами, особенностью которых является твердосплавное хромированное покрытие. Также отметим совершенно новую конструкцию крыльчатки, которая является одним из элементов вихревой помпы системы водяного охлаждения. Эта особенность позволила улучшить качество охлаждения, повысить производительность мотора на высоких нагрузках. К тому же, теперь он способен работать в запредельном режиме в течение длительного времени. Еще раз обратим внимание на мощную антикоррозионную защиту, за счет которой удалось повысить проходимость по рекам, озерам, соленым морским водам, а также в условиях подводных препятствий, с большим количеством водорослей, ила, камней и других преград.

Читайте также:
Selva 50 EMA: описание модели, технические характеристики, отзывы

Можно сказать, лодочный мотор Вихрь 25 не имеет аналогов в мире по стоимости и мощности. При соблюдении всех правил эксплуатации двигатель прослужит максимально долго, и будет радовать бесперебойной работой.

Видео

Характеристики

  • Тип мотора – бензиновый, двухцилиндровый двухтактный
  • Рабочий объем – 0,4 литра
  • Мощность – 25 лошадиных сил
  • Максимальные обороты в минуту – 5000
  • Зажигание – электронное МБ-22
  • Тип системы смазки – предварительное смешивание
  • Рекомендуемое соотношение смешивания бензина и масла – 40:1
  • Вместимость бака, л – 22
  • Вес – 45 кг
  • Скорости – передняя, задняя, нейтральная
  • Система запуска – ручного типа.

Расход топлива

Двухтактный лодочный мотор Вихрь 25Р потребляет в среднем 10 литров бензина в час.

Обкатка

В перечне заводских рекомендаций для владельца мотора Вихрь 25 заявлены своевременное обслуживание, которое проводится согласно регламенту, а также выполнение специальных испытаний. Эти испытания можно считать первым этапом эксплуатации лодочного мотора. Главной задачей испытаний является адаптация мотора к местным условиям. По сути, данная процедура представляет собой обкатку, в процессе которой происходит полная оптимизация всех рабочих органов мотора. В ходе обкатки двигатель должен работать как на полную мощность, так и в режиме самых низких оборотов. Иными словами, для адаптации деталей важно задействовать весь диапазон оборотов. Таким образом, мотор станет не только более надежным, но и менее затратным в эксплуатации.

Подготовка к обкатке не менее важна, чем сама процедура. Так, перед обкаткой необходимо проверить все узлы и агрегаты мотора. Например, обратим внимание на систему охлаждения, которая в исправном состоянии будет выпускать струю воды в виде фонтана.

Перед заправкой расходных материалов мотор надо зафиксировать строго в вертикальном положении. Все заправочные жидкости должны соответствовать рекомендуемым заводским параметрам. Для заправки масла в редуктор подойдет медицинский шприц емкостью 120 мл. Что касается изготовления топливной смеси, для этого нам понадобится бензин и масло в пропорции 40:1. Так как обкатка проводится 10 часов, нам потребуется большое количество горючей смеси.

Обкатка должна происходить в любом водоеме – реке, озере, море, океане – где угодно, но только не в бочке. Надо признать, что в бочке столь мощный мотор скорее перегреется, получит тепловой удар и выйдет из строя, чем адаптируется к окружающей среде. А море или речка – естественные условия, наиболее благоприятные для 10-часовой процедуры.

Приступаем к обкатке

  1. Сначала двигатель должен поработать на холостом ходу в течение 30-60 минут – до тех пор, пока он не нагреется до рабочей температуры
  2. Примерно через час можно начинать движение, при установке мотора на низкие обороты
  3. Обороты надо регулировать, соблюдая переменную нагрузку – это очень важно для адаптации деталей. Как писалось выше, надо задействовать более широкий диапазон оборотов. Но при этом надо иметь ввиду, что мощность мотора должна постепенно увеличиваться. Тяга должна повышаться каждый час примерно на 5-10 процентов – до тех пор, пока мощность мотора не достигнет 80-90 процентов. По предварительным подсчетам, на это уйдет 8-9 часов. На мощности 100% мотор будет сильнее подвержен перегреву, поэтому здесь надо еще надо смотреть по состоянию системы охлаждения
  4. Продолжаем передвигаться с переменной скоростью вплоть до окончания процедуры. В конце обкатки необходимо остудить двигатель на холостых оборотах. Затем можно выключить зажигание, и слить отработанный материал. При необходимости заменить свечи зажигания, заправить новые жидкости. Обкатка завершена. На следующий день мотор готов к эксплуатации в обычном режиме.

Цены в России

Средняя стоимость лодочного мотора Вихрь 25 на российском рынке составляет 50 тысяч рублей.

4GR — шестицилиндровый V-образный 4.0 Тойота

Двигатель Toyota 4GR-FSE

Двигатели

Двигатель 4GR-FSE – силовой агрегат автомобилей марки Toyota, существующий на рынке с 2003 года. Использовался для престижных заднеприводных авто или моделей с полным приводом. Основное отличие двигателя – Dual VVT-i (регулировка фаз на впуске и на выпуске), а также системы прямого впрыска топлива.

Двигатель Toyota 4GR-FSE

Характеристики двигателя 4GR

Двигатель Toyota 4GR-FSE

Двигатель 4ГР имеет следующие технические характеристики:

  • год начала выпуска – 2003;
  • блок цилиндров из алюминия;

Расход топлива

Технические особенности мотора 4GR-FSE

Механические особенности силовой установки — система впрыска. Степень сжатия у таких моторов выше, чем у похожих моделей.

Шатун и поршень двигателя 4GR-FSE

Для создания обратного вихря внутри цилиндра, был разработан порт для непосредственного впрыска в головной части блока.

Особенность поршней состоит в различающей форме днища для полубоков с правой и с левой стороны.

ТНВД двигателя 4GR-FSE

Двигатель 4GR-FSE отличается системой впрыскивания топлива. Оно из бака через насос передается в ТНВД для увеличения давления. После этого топливо оказывается в коллекторе, откуда потом форсунки впрыскивают его в цилиндр.

Впускной коллектор 4GR-FSE

У мотора есть два основных режима работы.

  1. Однородная смесь. Топливо попадает в цилиндр во время впуска, смешиваясь с поступающим воздухом. При этом топливо при охлаждении с помощью поступающего воздуха исправляет, наполняемость самого цилиндра увеличивается.
  1. Образование смеси послойно. Во время такта сжатия, топливо попадает в выемку поршня, отражаясь в сторону свечи зажигания, и начинает испаряться. Зона вокруг свечи зажигания заряжена настолько, чтобы воспламениться от искры, поджигая полученную смесь. Крутящиеся момент увеличивается за счёт повышенной степени сжатия, так как полученная путем смешения неоднородная смесь не склонна к детонации. В связи с испарением топлива, воздух в цилиндре становится холоднее, что снижает риск детонации.

Обслуживание

  • Масло для мотора двигателя 4GR-FSE необходимо менять каждый 10 000 км. Производить замену свечей зажигания следует не позже, чем через 100 000 км.

Недостатки и слабые места 4GR-FSE

Двигатель Toyota 4GR-FSE

Двигатель 4GR-FSE в свое время стала открытием для компании Тойота, и его работа не могла не обойтись без проблем. Производство передового для 2003 года мотора стало для компании отправной точкой.

Основываясь еще на негативном опыте силового агрегата D4, Toyota провела ряд исследований, направленных на изучение ошибок. Решение было найдено – мотор больше не вызывал у владельцев проблем с системой питания, так как теперь работал не хуже, чем у агрегатов с моделью распределённого впрыскивания.

Датчик состава смеси Denso DOX-0263 для двигателя 4GR-FSE

Однако слабые места двигателя остались теми же, что и у предыдущих моделей. Датчик состава смеси по-прежнему работает с перебоями, сообщая об ошибках, что может привести к чрезмерному расходу и попаданию бензина в масло. Соответствующие проблемы наблюдались и у датчика кислорода.

Коррозия все также остается проблемой, которую не могут решить. Ржавчина, образующаяся на алюминиевых частях двигателя, чреватые появлением трещин, сколов, способствуют разъеданию поверхности. Последующая за этим утечка топлива наблюдалась регулярно у автомобилей с 2005 года. И хотя данный недостаток устранили, надежность защиты частей мотора от коррозии все еще вызывает сомнения.

Надежность механики также вне идеальна. Кроме незначительного минуса, вроде протекания масла в стыках корпусов, проблемы возникали с ГРМ. Характерный треск после запуска автомобиля исправляли в нескольких модификациях, и даже на внутреннем рынке встречались случаи, когда двигатель заклинивало во время работы.

Коленвал, шатуны и поршни двигателя 4GR-FSE

Основные минусы мотора касались его эксплуатации во время прогрева или работы на холостом ходу. Решить это можно было с помощью замены поршней, однако частая замена и тщательная очистка всех элементов слишком дороги.

Отзывы

Уважаемые Читатели на нашем сайте пока нет отзывов о моторе 4GR. Если Вы хотите поделиться своим опытом, мнением, то оставляйте их в виде комментариев в любой форме.

Спасибо.

Тюнинг

Arma Supercharger 7PSi (0.5Bar)

Мотор 4GR-FSE – не лучший вариант для экспериментов с тюнингом. К мотору сложно подобрать запчасти для усиления мощности. Это нецелесообразно при наличии более мощных моторов на рынке. Доступным улучшением может стать только приобретение компрессора кита для незначительного улучшения крутящего момента.

Любые серьезные меры для апгрейда мотора не рекомендуются.

На какие автомобили устанавливался 4ГР-ФС

Toyota Crown S180 (слева) и Toyota Mark X X120 (справа)

Двигатель 4GR-FSE, созданный для дорогих седанов, устанавливался, как правило, на модели Тойота (Камри, Авалон, Краун), и Лексус.

Заключение

Двигатель 4GR-FSE – силовой агрегат средней надежности. Для 2003 года мотор был средним вариантом, но, учитывая возраст и уменьшившийся ресурс, 4GR-FSE – не самый привлекательный выбор.

Лодочный мотор Вихрь-30

Лодочный мотор Вихрь-30 отзывы

Пользователь Offline

hawk

Отзыв: Лодочный мотор Вихрь-30

Лодочные моторы одна из вещей без которых не обойтись рыбаку, тур фирме или простому человеку который хочет прокатится по речку. на рынке двигателей их великое множество, зарубежных агрегатов и вовсе пруд пруди, однако их стоимость иногда не позволяет поставить их на свой фрегат. а что же отечественный моторный производитель.

В нашей стране достаточно много моторов тех или иных качеств и характеристик, но не все они хороши. Сегодня хотелось бы рассказать про один экземпляр производимый еще Советским Союзом это мотор Вихрь-30. Одни его хвалят, другие ненавидят, мы же постараемся взвесить все плюсы и минусы данного мотора и решить стоит ли покупать отечественное или всеже доплатит и купить зарубежное.

Мотор для лодок Вихрь-30

А теперь о минусах и плюсах данного двигателя.

Этот мотор называется вихрь 30, он уже довольно давно существует на отечественном рынке и производится у нас в России, мотор пользуется спросом на просторах стран СНГ в связи со своей простотой в использовании и качества сборки. Двигатель ни в коем случае не идет в сравнение со своими зарубежными конкурентами, он довольно сильно уступает по выполненному дизайну и механической начинке, однако, отечественный двигатель на голову выше некоторых брендовых агрегатов по своим характеристикам, доступностью запчастей и удобством в управлении. Двигатель довольно таки небольшого размера, очень надежный и легко поднимается одним человеком не смотря на свои мощностные характеристики. На вид он сделан немного углом, что для многих это будет небольшим неудобством, так как красота отсутствует полностью, но этот вид сделан не просто так, он удобен. Если соблюдать все предписание производителя и использовать строго по правилам, а так же производить своевременное обслуживание то данный мотор будет служить верно и на протяжении большого количества времени..

Конструкция Вихрь-30

Конструкция Вихрь-30

Данный двигатель, а конкретно данная модель двигателя имеет в запасе несколько модификаций той или иной мощности. Одна из них версия Вихрь-30Р имеет обычное управление румпелем и ручной запуск, а на модификации Вихрь-30Э установлен электростартер. Последнюю модификацию используют на лодках у которых есть штурвал, то есть свое управление не зависящее от двигателя. Качество заливаемого топлива не имеет особого значения, двигатель нормально переваривает все его виды. Да и цена на двигатель довольно таки приемлема, а мощность даст фору некоторым западным вариантам.

У двигателя стандартная конструкция, на два цилиндра. Основные двигательные узлы расположены в одной плоскости, в вертикальном положении. Вихрь-30 имеет стандартную двухтактную компоновку, а так же дефлекторную или петлевую продувку. Интересно что само топливо поступает в двигатель через приспособление с дисковыми текстолитовыми золотниками. Заборная вода используется для охлаждения агрегата, а горючая смесь зажигается с помощью мегнето. Мотор Вихрь это представитель классического двигателя для отрасли туризма и курорта, рыбацких катеров и охотников, а так же для частных лиц. Этот двигатель очень хорошо проявит себя на водных прогулках и длительным хождениям по реке, озеру или морю. Данный мотор хорошо эксплуатируется в любом водоеме, поскольку высота которая поддерживается транцом 405 миллиметров. Глубина под килем должна быть при этом не менее 0.8 метра. Двигатель выдает высокую производительность, а так же быстрое движение и тяговые возможности, можно спокойно прицепить для развлечения банан или шайбу и катать туристов по воде. Подводная часть двигателя сделана из нержавеющего материала, он защитит корпус агрегата от коррозии и повреждений, можно не бояться ила, глины , подводных камней или водорослей. А антикоррозийные свойства обшивки плевать хотели на соленую и пресную воду. Так же стоит написать про винт двигателя. У него есть реверс, что позволяет лодке идти задним ходом, не очень быстро но можно. Можно так же подключить в Вихрю-30 дистанционное управление, агрегат оборудован устройством которое может быть зарядчиком для аккумулятора. Повторяясь, можно отметить что соблюдая правила написанные в инструкции к двигателю можно добиться очень долго срока службы всех частей Вихря-30. Новый части или усовершенствованную замену можно свободно приобрести, производитель периодически выпускает обновления и дополнения к двигателю.

Немного истории. Лодочные двигатели Ихрь-30 были самыми массовыми в бывшем Советском Союзе. А сейчас их производит Российская Федерация, конечно это уже не те первые движки, однако суть не изменилась.

Вихрь (лодочный мотор)

Лодочные моторы «Вихрь» построены по классической схеме с вертикальным расположением узлов. Двигатель — двухтактный карбюраторный двигатель двухцилиндровый с трехканальной возвратно-петлевой продувкой и всасыванием свежей смеси через золотниковые клапана.

Рабочий объём двигателя мотора «Вихрь» составляет 423 см 3 , «Вихрь-М» = 423 см 3 , «Вихрь-30» = 488 см 3 .

Дейдвудная труба мотора (промежуточный корпус) связывает двигатель и редуктор. С помощью подвески с упругими элементами и струбциной мотор закрепляется на транце лодки.

Двигатель закрывается кожухом. Серийно выпускались три модели: «Вихрь», мощностью 20 л.с., «Вихрь-М», мощностью 25 л.с. и «Вихрь-30», мощностью 30 л.с.

Были изготовлены экспериментальные образцы моторов мощностью 40, 45 и 60 л.с.

Лодочные моторы «Вихрь» построены по классической схеме с вертикальным расположением узлов.

Двигатель — двухтактный двухцилиндровый карбюраторный двигатель. У мотора «Вихрь» продувка дефлекторная, у мотора «Вихрь-М» — трёхканальная возвратно-петлевая продувка, и у мотора «Вихрь-30» — трёхканальная возвратно-петлевая продувка. «Вихрь-М» («Вихрь-25») и «Вихрь-30» отличаются незначительно, в основном формой глушителя и устройством выхлопа в дейвуде, у «Вихрь-30» настроенный выхлоп. Впуск свежей смеси в картер — через золотниковое устройство с текстолитовыми «шайбами».

Зажигание рабочей смеси осуществляется от магнето МГ-101 на Вихрь и МВ-1 на Вихрь-25/30 с маховиком, на ранних моделях — с контактным прерывателем, с начала 80-х годов — бесконтактное.

Охлаждение двигателя — принудительное, забортной водой. Для этого в конструкции мотора предусмотрен насос-дозатор (помпа).

Запуск двигателя осуществляется ручным стартером. Модель «Вихрь-30» может комплектоваться и электростартером. Предусмотрен также «аварийный» запуск при помощи стартового шнура.

Дейдвудная труба мотора (промежуточный корпус) связывает двигатель и редуктор. С помощью подвески с упругими элементами и струбциной мотор закрепляется на транце лодки.

Редуктор моторов «Вихрь» конический одноступенчатый реверсивный с возможностью включения свободного хода.

Гребной винт трёхлопастной. Передача вращения от выходного вала редуктора к винту — через демпфер и срезную шпонку, которые являются самым слабым звеном в силовой передаче от двигателя к редуктору. При ударе винта о подводное препятствие шпонка срезается и предохраняет детали мотора от поломки. Для продолжения движения шпонку необходимо заменить.

Управление мотором осуществляется с помощью румпеля и дистанционно.

Моторы имеют отдельный бензобак, стандартной ёмкостью 22 литра, который можно размещать в любом месте лодки.

Двигатель закрывается кожухом.

Мотор имеет генератор переменного тока (напряжение 12 В, мощность 30 Вт) для питания ходовых огней лодки и заряда аккумуляторов.

Потребительские характеристики

Подвесные лодочные моторы «Вихрь» — самые массовые в СССР. Нашли применение на туристических, хозяйственных, прогулочных, патрульных и спасательных лодках — там, где требуется достижение высокой скорости движения.

К положительным качествам мотора можно отнести:

  • достаточно высокую мощность;
  • невысокую цену мотора (примерно вдвое меньше зарубежных моторов аналогичной мощности).
  • недефицитность запасных частей.
  • хорошую ремонтопригодность — практически любую неполадку можно устранить (при наличии минимального набора запчастей и инструмента) даже в путевых условиях.

Недостатков у моторов «Вихрь» значительно больше:

  • слишком большое гидродинамическое сопротивление подводной части;
  • довольно высокая шумность(владельцы моторов снижали шумность обшивкой кожуха поролоном с внутренней стороны);
  • неудачное расположение выхлопного патрубка, приводящее к возникновению гидродинамического момента, стремящегося развернуть мотор и создающего статическое усилие на румпеле (6 кг).
  • отсутствие термостата в системе охлаждения, что не позволяет поддерживать оптимальный тепловой режим двигателя;
  • нестандартное крепление гребного винта и как следствие — невозможность использования винтов, выпускаемых зарубежными производителями;
  • низкий КПД гребного винта, редуктора (владельцы моторов выполняли полировку винта и корпуса редуктора, что повышало КПД);
  • неоптимальные для большинства лодок параметры гребного винта;
  • в редукторе используются подшипники скольжения, имеющие ограниченный срок службы и уплотнительные манжеты невысокого качества;
  • неудобный механизм реверса, не позволяющий фиксировать муфту сцепления в положении свободного хода, что приводило к авариям;
  • невысокая надёжность золотникового устройства;
  • на модели «Вихрь» — тяжёлый тепловой режим верхнего цилиндра;
  • ненадёжное магнето;
  • затрудненная регулировка карбюратора;

Дополнительная информация

Из основных особенностей, на Вихре-30 недостаточно большие каналы для охлаждения, как следствие, при изношеной помпе мотор периодически перегревается, что ведет к сокращению ресурса двигателя.

При форсировке Вихря-30, можно достичь частоты вращения 8500 – 9000 об/мин в течение 30 секунд при использовании со скоростным винтом шагом 282 мм, но при этом сильно рвет гильзы в районе выхлопных окон, что в конечном итоге приводит к дорогостоящему ремонту. Чтоб хорошо форсировать двигатель, нужно избавиться от выхлопных окон, оставить как есть впускные окна, доработав напильником и наждачной бумагой продувочные каналы, введя в конструкцию ГБЦ с ГРМ, с парой выпускных клапанов на каждый цилиндр, можно снизить шумность и увеличить мощность.

На Беломорской биологической станции Зоологического института РАН у мыса Картеш установлен памятник мотору. Табличка на небольшом бетонном обелиске гласит: «Мотору „Вихрь“ — с любовью и ненавистью».

Перспективы

Ввиду слабой надежности конструкции, данный ПЛМ Вихрь прекратили выпускать, так как дальнейшее производство стало таким некультурным, что моторы жили не 500 моточасов, а 160 моточасов до капиталки, поскольку поршни делались из алюминия без добавления кремния, магния, никеля и вольфрама, а коленвал и другие вращающиеся ответственные детали практически не закаливались и в сыром виде выбрасывались на рынок. После прекращения производства моторов на КМПО, китайцы включились в производство запчастей и комплектующих для Вихрей откровенно кустарного типа изготовления, причем не соблюдались никакие допуски при изготовлении особо ответственных деталей. Все это теперь продается в наших российских магазинах и приобретая запчасти вы рискуете угробить мотор практически неожиданно.

В перспективе желательно восстановить производство этих чудесных моторов, но с применением современных технологий. К примеру, оставить поршень в таком виде, какой он есть (72 мм диаметр и 60 мм высота юбки), но отверстие под поршневой палец увеличить в диаметре с 16 мм до 20 мм, на днище поршня сделать решетку охлаждения продувочными потоками, использовать современные поршневые кольца наподобие тех, что стоят на Yamaha 40XMHS и Suzuki DT40RS.

Увеличить ход поршня с 60 мм до 86 мм, это даст прирост мощности за счет увеличения крутящего момента на крейсерском режиме (4300 об/мин). Ну а дейдвуд сделать современным, с возможностью установки гребных винтов зарубежных производителей с 13-шлицевым соединением.

Напишите отзыв о статье “Вихрь (лодочный мотор)”

Ссылки

  • [motorka.org/motory/podvesnie_lod_motory/215-vikhr-lodochnyjj-motor.html Подборка документации и статей о лодочном моторе Вихрь]
  • [www.parohodoff.ru/motors/vihr.htm Материалы о ремонте мотора «Вихрь»]
  • [www.oddjobmotors.com/whirlwind.htm Взгляд американца на мотор «Вихрь»]
  • [forum.motorka.org/forum16.html Форум по моторам «Вихрь»]

Отрывок, характеризующий Вихрь (лодочный мотор)

Но одни слова не доказали бы, что он тогда понимал значение события. Действия его – все без малейшего отступления, все были направлены к одной и той же цели, выражающейся в трех действиях: 1) напрячь все свои силы для столкновения с французами, 2) победить их и 3) изгнать из России, облегчая, насколько возможно, бедствия народа и войска.
Он, тот медлитель Кутузов, которого девиз есть терпение и время, враг решительных действий, он дает Бородинское сражение, облекая приготовления к нему в беспримерную торжественность. Он, тот Кутузов, который в Аустерлицком сражении, прежде начала его, говорит, что оно будет проиграно, в Бородине, несмотря на уверения генералов о том, что сражение проиграно, несмотря на неслыханный в истории пример того, что после выигранного сражения войско должно отступать, он один, в противность всем, до самой смерти утверждает, что Бородинское сражение – победа. Он один во все время отступления настаивает на том, чтобы не давать сражений, которые теперь бесполезны, не начинать новой войны и не переходить границ России.
Теперь понять значение события, если только не прилагать к деятельности масс целей, которые были в голове десятка людей, легко, так как все событие с его последствиями лежит перед нами.
Но каким образом тогда этот старый человек, один, в противность мнения всех, мог угадать, так верно угадал тогда значение народного смысла события, что ни разу во всю свою деятельность не изменил ему?
Источник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его.
Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями из в немилости находящегося старика выбрать его против воли царя в представители народной войны. И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все свои силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их.
Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история.
Для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величии.

5 ноября был первый день так называемого Красненского сражения. Перед вечером, когда уже после многих споров и ошибок генералов, зашедших не туда, куда надо; после рассылок адъютантов с противуприказаниями, когда уже стало ясно, что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет, Кутузов выехал из Красного и поехал в Доброе, куда была переведена в нынешний день главная квартира.
День был ясный, морозный. Кутузов с огромной свитой недовольных им, шушукающихся за ним генералов, верхом на своей жирной белой лошадке ехал к Доброму. По всей дороге толпились, отогреваясь у костров, партии взятых нынешний день французских пленных (их взято было в этот день семь тысяч). Недалеко от Доброго огромная толпа оборванных, обвязанных и укутанных чем попало пленных гудела говором, стоя на дороге подле длинного ряда отпряженных французских орудий. При приближении главнокомандующего говор замолк, и все глаза уставились на Кутузова, который в своей белой с красным околышем шапке и ватной шинели, горбом сидевшей на его сутуловатых плечах, медленно подвигался по дороге. Один из генералов докладывал Кутузову, где взяты орудия и пленные.
Кутузов, казалось, чем то озабочен и не слышал слов генерала. Он недовольно щурился и внимательно и пристально вглядывался в те фигуры пленных, которые представляли особенно жалкий вид. Большая часть лиц французских солдат были изуродованы отмороженными носами и щеками, и почти у всех были красные, распухшие и гноившиеся глаза.
Одна кучка французов стояла близко у дороги, и два солдата – лицо одного из них было покрыто болячками – разрывали руками кусок сырого мяса. Что то было страшное и животное в том беглом взгляде, который они бросили на проезжавших, и в том злобном выражении, с которым солдат с болячками, взглянув на Кутузова, тотчас же отвернулся и продолжал свое дело.
Кутузов долго внимательно поглядел на этих двух солдат; еще более сморщившись, он прищурил глаза и раздумчиво покачал головой. В другом месте он заметил русского солдата, который, смеясь и трепля по плечу француза, что то ласково говорил ему. Кутузов опять с тем же выражением покачал головой.
– Что ты говоришь? Что? – спросил он у генерала, продолжавшего докладывать и обращавшего внимание главнокомандующего на французские взятые знамена, стоявшие перед фронтом Преображенского полка.
– А, знамена! – сказал Кутузов, видимо с трудом отрываясь от предмета, занимавшего его мысли. Он рассеянно оглянулся. Тысячи глаз со всех сторон, ожидая его сло ва, смотрели на него.
Перед Преображенским полком он остановился, тяжело вздохнул и закрыл глаза. Кто то из свиты махнул, чтобы державшие знамена солдаты подошли и поставили их древками знамен вокруг главнокомандующего. Кутузов помолчал несколько секунд и, видимо неохотно, подчиняясь необходимости своего положения, поднял голову и начал говорить. Толпы офицеров окружили его. Он внимательным взглядом обвел кружок офицеров, узнав некоторых из них.
– Благодарю всех! – сказал он, обращаясь к солдатам и опять к офицерам. В тишине, воцарившейся вокруг него, отчетливо слышны были его медленно выговариваемые слова. – Благодарю всех за трудную и верную службу. Победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки! – Он помолчал, оглядываясь.
– Нагни, нагни ему голову то, – сказал он солдату, державшему французского орла и нечаянно опустившему его перед знаменем преображенцев. – Пониже, пониже, так то вот. Ура! ребята, – быстрым движением подбородка обратись к солдатам, проговорил он.
– Ура ра ра! – заревели тысячи голосов. Пока кричали солдаты, Кутузов, согнувшись на седле, склонил голову, и глаз его засветился кротким, как будто насмешливым, блеском.
– Вот что, братцы, – сказал он, когда замолкли голоса…
И вдруг голос и выражение лица его изменились: перестал говорить главнокомандующий, а заговорил простой, старый человек, очевидно что то самое нужное желавший сообщить теперь своим товарищам.
В толпе офицеров и в рядах солдат произошло движение, чтобы яснее слышать то, что он скажет теперь.
– А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите; недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да все же вы дома; а они – видите, до чего они дошли, – сказал он, указывая на пленных. – Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?
Он смотрел вокруг себя, и в упорных, почтительно недоумевающих, устремленных на него взглядах он читал сочувствие своим словам: лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившейся в углах губ и глаз. Он помолчал и как бы в недоумении опустил голову.
– А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им, м… и… в г…. – вдруг сказал он, подняв голову. И, взмахнув нагайкой, он галопом, в первый раз во всю кампанию, поехал прочь от радостно хохотавших и ревевших ура, расстроивавших ряды солдат.
Слова, сказанные Кутузовым, едва ли были поняты войсками. Никто не сумел бы передать содержания сначала торжественной и под конец простодушно стариковской речи фельдмаршала; но сердечный смысл этой речи не только был понят, но то самое, то самое чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты, выраженное этим, именно этим стариковским, добродушным ругательством, – это самое (чувство лежало в душе каждого солдата и выразилось радостным, долго не умолкавшим криком. Когда после этого один из генералов с вопросом о том, не прикажет ли главнокомандующий приехать коляске, обратился к нему, Кутузов, отвечая, неожиданно всхлипнул, видимо находясь в сильном волнении.

8 го ноября последний день Красненских сражений; уже смерклось, когда войска пришли на место ночлега. Весь день был тихий, морозный, с падающим легким, редким снегом; к вечеру стало выясняться. Сквозь снежинки виднелось черно лиловое звездное небо, и мороз стал усиливаться.
Мушкатерский полк, вышедший из Тарутина в числе трех тысяч, теперь, в числе девятисот человек, пришел одним из первых на назначенное место ночлега, в деревне на большой дороге. Квартиргеры, встретившие полк, объявили, что все избы заняты больными и мертвыми французами, кавалеристами и штабами. Была только одна изба для полкового командира.
Полковой командир подъехал к своей избе. Полк прошел деревню и у крайних изб на дороге поставил ружья в козлы.
Как огромное, многочленное животное, полк принялся за работу устройства своего логовища и пищи. Одна часть солдат разбрелась, по колено в снегу, в березовый лес, бывший вправо от деревни, и тотчас же послышались в лесу стук топоров, тесаков, треск ломающихся сучьев и веселые голоса; другая часть возилась около центра полковых повозок и лошадей, поставленных в кучку, доставая котлы, сухари и задавая корм лошадям; третья часть рассыпалась в деревне, устраивая помещения штабным, выбирая мертвые тела французов, лежавшие по избам, и растаскивая доски, сухие дрова и солому с крыш для костров и плетни для защиты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: