Ставим «ГЕНЕРАТОР» на лодочный мотор

Реле-регулятор для ПЛМ

В общем инициатор темы в моей голове ovkos знающим о том что я разбираюсь в электронике, задавший мне вопрос об установке на плм реле-регулятора и питании от встроенного в плм генератора рыболовной электроники и прочего электрооборудования в лодке. Готовый можно конечно купить и просто установить в плм, но тут тоже загвоздка как оказалось-погуглил и обнаружил что все “заводские” реле регуляторы поголовно шунтирующие(т.е. регулировка напряжения на выходе регулируется нагрузкой на генератор, это значит что реле постоянно потребляет ток от генератора и не маленький-кпд генератора естественно падает как минимум на треть.) и цена не очень гуманная для содержимого “коробочки с проводами”.

Нагуглил несколько самодельных схем на ресурсах мотоциклистов, на скутерах японского и китайского производства установлены тоже шунтирующие реле-регуляторы и генераторы такие-же как и в плм, знающие люди разработали несколько схемок, очень просты в изготовлении и надёжны в работе, подключение тоже очень простое как и штатного(у кого не установлено для этого выведены 2 провода с катушки освещения генератора-можно нагуглить или посмотреть в документации к мотору)

1245275_1.png

1245275_2.png

1267107_1.png

1267107_2.png

все детали у меня в запасе есть, стоят копейки по сравнению с “заводским” реле в ближайшее время буду собирать, и испытывать на мопеде(генератор на мопеде такой-же как на плм).

Сообщение отредактировал VASILILYAI: 23 Ноябрь 2015 – 00:26

  • Nik(дядьКоля), Радист, танкист и еще 1 это нравится

#2 ФокС

Дата регистрации: 23-Июнь 14

Не понимаю ничего в электронике, поэтому спрошу просто – а это нафига ?

  • melita и Fill это нравится

#3 НЕМО

Дата регистрации: 23-Июнь 14

Не понимаю ничего в электронике, поэтому спрошу просто – а это нафига ?

электричество с плм брать , как я понял , тебе не надо

  • Георгич, VASILILYAI и Santila это нравится

#4 VASILILYAI

Дата регистрации: 25-Июнь 14

  • Город: Рубцовск
  • Могу быть полезен: электроника

Не понимаю ничего в электронике, поэтому спрошу просто – а это нафига ?

допустим питание ходовых огней, зарядка аккумулятора от которого питается вся рыболовная аппаратура и т.д. от штатного генератора плм, как в автомобиле.

#5 Ром.Ан

Дата регистрации: 26-Сентябрь 15

  • Город: Барнаул,Поток
  • Могу быть полезен: Сварной (водопровод)

полезно. я тоже хочу себе воткнуть. жду лета.))

#6 Лохматый

Дата регистрации: 20-Март 16

Одно время тоже изучал данный вопрос. Дилема везде была одна: шунтирующее или нешунтирующее РР? Причем готовых решений, кроме шунтирующих РР отечественных умельцев не находил. Сомнения вызывали следующие моменты: потеря мощности и нагрев катушки освещения. Были, правда, и некоторые разработки (схемы) нешунтирующих, но рабочих вариантов не находил. Уточню: изучал этот вопрос в зиму 2014-2015, возможно с того времени что-то изменилось. В итоге, после долгих сомнений, решил все-таки попробовать штатное РР китайских моторов. У меня YAMAHA 9.9 , оригинальное РР выдает только 6V постоянки. Заказал, получил, подключил. В тестовом баке при замерах мультитестер показал 14V на выходе. Напряжение зависит от оборотов двигателя, на маленьких гораздо меньше. Это логично. Радовало, что от средних до максимальных оборотов напряжение не поднималось выше 14V, что и требуется. Весь сезон 2015 (каждый выходной) отходил без проблем. Через мотоциклетный аккумулятор (для выравнивания напряжения) были подключены эхолот, навигатор, телефон на зарядку (при необходимости), в планах на этот год – подключить фонарь. Эхолот вообще практически не выключал, т.к. аккум подзаряжался теперь на переходах. По навигатору потерю в максимальной скорости не обнаружил, проблем с электрикой ни разу не было. В общем, очень доволен. Так что, может не греть голову и пользоваться готовыми решениями?

  • Георгич, Zlobnyi Ka и Курильщик это нравится

#7 Хмурый

Дата регистрации: 23-Июнь 14

  • Город: Барнаул
  • Могу быть полезен: IT, ИБ

Так что, может не греть голову и пользоваться готовыми решениями?

Вопрос. На Yamaha 30 HWCS это надо? Или можно просто эхолот к аккумулятору подключить?

#8 Keman

Дата регистрации: 23-Июнь 14

  • Город: Барнаул
  • Могу быть полезен: ручная сборка удилищ

Вопрос. На Yamaha 30 HWCS это надо? Или можно просто эхолот к аккумулятору подключить?

У тебя уже все есть – с генератора через выпрямитель заряд идет на аккум. Подключай эхолот непосредственно к клеммам аккума, и не забудь предохранитель на красный провод (для эхолота) поставить. Ну и выключатель массы нормальный поставь.

Читайте также:
Прочность лески на узлах

Статьи о моторах

Не секрет что двигатели мощностью от 30 л/с и выше чаще всего имеют электростартер и запускаются от аккумулятора 12в. Такие моторы уже оборудованы зарядным устроиством и во время работы подзаряжают стартовую аккумуляторную батарею.

Как же быть владельцам моторов с ручным запуском мощностью 30л/с и менее? Если возникла необходимость питать ходовые огни или зарядить аккумулятор для эхолота, можно дополнить свой двигатель электрооборудованием позволяющим получить электроток от работающего мотора.

Часть моторов небольшой мощности, содержащих в названии надпись « Sailpower » уже содержат в себе необходимые компоненты. Однако на рыболовных лодках эти моторы используются редко, они имеют длинный дейдвуд и предназначены для использования на парусных яхтах для передвижения в штиль и маневрирования в маринах.

Итак, где генератор уже установлен мы разобрались, теперь остановимся на двигателях, где его нет. Часто возникают вопросы как его туда установить. Возьмем для примера несколько самых популярных среди охотников и рыболовов двигателей.

4-х тактный Меркури 4л/с и 6 л/с (раб объем 123см3)

Чтобы с помощью этих двигателей заряжать аккумулятор потребуются два комплекта – это «набор генератора переменного тока» и «набор заряда аккумуляторной батареи» обозначенные на рисунке под номерами 1 и 9 соответственно.

Необходимо отметить что набор №1 включает в себя маховик, который устанавливается взамен штатного. После установки этих деталей на двигатель вы сможете получать ток 2А и мощность 25Вт, при максимальных оборотах двигателя.

Стоимость этих двух наборов 574 доллара, стоимость работ по их установке 1760 руб.

4-х тактный Меркури 8л/с и 9,9 л/с (раб объем 209см3)

От двигателей, упомянутых в данном абзаце, можно получить ток 6А мощностью 76Вт, опять же при максимальных оборотах двигателя. Для этого необходимо приобрести только «набор заряда аккумуляторной батареи».

Эта опция обойдется в 325 долларов, а ее установка 2450руб.

2-х тактный Меркури 10л/с и 15 л/с (раб объем 262см3)

Для получения зарядного тока от этих моторов понадобится установить на двигатель «катушку света» и «набор заряда аккумуляторной батареи». В результате после их установки получите ток 6А мощностью 76 Вт.

Стоимость двух наборов составит 219долларов, а их установка 1500руб

2-х тактный Меркури 25л/с и 30 л/с (раб объем 429см3)

Эти двигатели производятся в Японии и на них так же предусмотрена возможность заряда аккумулятора. Чтобы воспользоваться этой опцией, необходимо приобрести

«набор преобразователя переменного тока в постоянный», изображенном на рисунке ниже.

После его установки вы получите ток 6А мощностью 80Вт, напомню, при максимальных оборотах.

Здесь затраты будут самые маленькие – это 211 долларов набор плюс 900руб его установка.

Если вы решили установить «ГЕНЕРАТОР»

Если вы все взвесили и решили добавить перечисленные выше опции к двигателю, учитывайте что данные компоненты не всегда есть в наличии на складе в Москве и их ожидание может занять около месяца. Постарайтесь сделать заказ с учетом сроков поставки.

Для установки этих деталей обращайтесь в Велход Сервис или другой авторизованный сервисный центр, т.к. неквалифицированная установка каких-либо деталей на двигатель может привести к его неисправности. Также установка любых компонентов в неавторизованном сервисе, автоматически отменяет гарантию на ваш мотор.

Декабрь 2008г Велход Сервис

Для того, чтобы писать комментарии, войдите под своим логином и паролем или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет учетной записи.

Авторские права на содержание опубликованных на сайте текстов и изображений защищены. Товарные знаки зарегистрированы. Полное или частичное использование материалов сайта возможно только с разрешения владельцев сайта.

Приведенные на сайте цены и характеристики товаров носят исключительно ознакомительный характер и не являются публичной офертой.

Генератор для лодочного мотора

У мощных лодочных моторов, свыше 15-20 л.с. и особенно у тех, которые оснащены электростартером, всегда есть выходной разъем для подключения аккумулятора, а уже на сам аккумулятор вешается нагрузка от эхолота, ходовых огней и холодильника с пивом. А вот на маломощных моторах зачастую даже катушки света нет, а если и есть, то она идет как отдельная опция при покупке.

Генераторы для аккумулятора являются штатной комплектацией на многих лодочных моторах мощностью от 9,9 л.с. Если же у вас мотор 4 или 5 л.с., то на нем вы найдете лишь штатное место для установки катушки света, да и то не всегда, не все производители задумываются об этом.

Читайте также:
Расчет скорости маломерного судна

Место установки генератора (два выступа с отверстиями под винты), как и сам генератор, если он присутствует, находится под маховиком, там же где и магдино, которое по сути тоже генератор, только для системы зажигания. Понять, есть ли у вашего мотора генератор, достаточно просто, от него всегда выходят два проводка (чаще всего зеленого цвета), которые вы найдете под маховиком, со стороны блока цилиндров.

Катушка света

Катушка света

Некоторые не совсем родные генераторы предполагают еще и замену штатного маховика лодочного мотора. В принципе можно использовать такую же катушку магдино, как и у вашего мотора, а если вдруг у вас есть друг-электрик, то попросите его сделать вам катушку с необходимыми параметрами. Если посадочные места у вашего мотора имеются, новая катушка встанет как раз напротив магдино, а провода нужно будет прокинуть под корпус маховика и вывести наружу. Но бывает и так, что посадочное место под генератор есть, а вот отверстий нет (например у Mercury ME 5M), но проблема решается дрелью и резбовёртом.

Зарядный комплект для мотора Honda 5

Зарядный комплект для мотора Honda 5

Снятие маховика лодочного мотора

Самостоятельная установка генератора потребует снять сам маховик, а это не такая простая задача. Сначала нужно снять ручной стартер, после чего можно будет добраться до гайки, которая натягивает маховик на коленвал. Момент затяжки у гайки большой и открутить её будет трудно. Лучше перед этим открутить шкив храпового механизма ручного стартера, которая прикручивается к маховику тремя болтами.

Снятие маховика лодочного мотора

Снятие маховика. a) Шкив стартера; b) Болты (3 шт.); c) Шкив стартера; d) Ключ с обвязочной лентой; e) Гайка маховика

Чтобы открутить гайку маховика нужно застопорить сам маховик с помощью металлического стержня, установив его между уступами сверху, а гайку откручивать накидной головкой с удлинителем. Но на некоторых моделях таких уступов может не быть, в этом случае, если у вас нет специального съемника, надо стопорить поршневую, сделать это можно через свечное отверстие. Если же для откручивания гайки требуется слишком большое усилие, то лучше сделать специальный ключ с обвязочной лентой (см. рисунок выше).

Откручивание гайки маховика

Откручивание гайки маховика. a) Металлический стержень

Еще в качестве варианта можно вкрутить в те отверстия, которые держали чашку стартера три болта (но не те самые, а другие, не нужные) и, вставив между ними силовую отвертку или стальной прут, создать тем самым противодействующий рычаг. Но будьте готовы, что болты эти могут сломаться у основания, так что не затягивайте их сильно. Но даже если это случиться, болты обычно ломаются, оставляя небольшой торчащий зубец, за который их можно выкрутить плоскогубцами.

Ну и конечно кайку маховика можно сбрызнуть той же WD-40 или т.п. жидкостями и дать ей немного отмокнуть. И вот когда гайка будет откручена, маховик можно снимать.

Съемник маховика

Съемник маховика. a) Съемник

Съемник для маховика

Для снятия маховика нужен специальный инструмент – съемник, т.к. маховик сильно натянут на конусную часть коленвала. Есть и не очень дружественные для мотора способы разделения этих двух деталей – на перевернутом моторе ударить (возможно несколько раз) молотком по коленвалу с наживленной на резьбу гайкой до тех пор пока маховик не удастся стронуть с конуса. Но мы не рекомендуем так делать. При таких нагрузках можно сорвать резьбу, да и подшипники поршневой вам спасибо не скажут. Хотя такой “варварский” метод снятия маховика часто применяют на “сервисах”, не захотели или не смогли купить нужный съемник.

Установка маховика

Установка маховика. a) Шпонка маховика; b) Маховик; c) Шайба; d) Гайка

А ведь на самом деле съемники для маховика не такая уж и распространенная вещь, найти нужный не так просто. Моделей лодочных моторов сейчас развелось ооочень много и даже универсальные съемники зачастую не подходят.

Универсальный съемник маховика

Универсальный съемник маховика

Но выбора у вас нет, либо молоток либо съемник, хоть сами его изобретайте и изготавливайте. Принцип работы у них у всех одинаковый. Три болта через толстую стальную пластину съемника вкручиваются на место болтов чашки для стартера, а третий, бОльшего размера, проходит через резьбу в центральном отверстии съемника и упирается своей заостренной частью в специально созданную для этого площадку на торце коленвала. При закручивании центрального болта, пластина поднимается и, учитывая, что через нее проходят болты, прикрученные к маховику, тянет маховик за собой вверх. Но есть варианты съемников, которые вкручиваются в резьбу на маховике в углублении вокруг оси коленвала. Иногда, но не везде, в комплекте съемника идет еще и длинная ручка, которая поможет работать с упорным болтом и с гайкой маховика.

Главное не забыть, после того как вы все закончите и установите маховик на место, затянуть его как следует, вращается он с большой скоростью, да еще и масса у него большая.

Места крепления генератора вы найдете как раз под маховиком (для того то мы его и снимали). Если специальных мест крепления нет, значит у вашего лодочного мотора не предусмотрена установка катушки света, информацию о такой возможности вы найдете в документации к мотору.

Читайте также:
Что такое максимально допустимая мощность двигателя

После того, как вы болтами закрепили катушку на её месте (как раз напротив магдино), провода от неё выводите туда же, где идут провода от магдино и укладывать их нужно так, чтобы они не перетерлись вращающимся маховиком.

Установка катушки света. a) Выводы катушки; b) Катушка; c) Винты (2); d) Хомут крепления выводов; e) Винт Установленная катушка света на лодочном моторе Tohatsu 9.8. a) Магдино; b) Катушка света

Генератор для зарядки аккумулятора от лодочного мотора

Но на установке катушки дело получения электричества на вашей лодке не заканчивается, т.к. эта самая катушка вырабатывает переменный так, а это нам не подходит. Большинство мощный лодочных моторов от 25 л.с. уже имеет у себя контроллер заряда, маломощные моторы оснащаются исключительно генератором. Так что, чтобы получить постоянный ток для заряда аккумулятор, нам нужно сделать выпрямитель. По сути это простой диодный мост, который можно спаять самому своими руками, или снова попросить знакомого электрика. Если же вы хотите все оригинальное, то вам тогда нужно купить такую штуку как “преобразователь переменного тока в постоянный” и стоит эта “уникальная” штука для мотора в 5 л.с. будет около 6-8 тыс. рублей.

И еще нам нужен будет стабилизатор, который будет ограничивать напряжение, т.к. обороты лодочный мотор выдает разные, и при максимальных, напряжение на генераторе может переваливать за 30 вольт, а это для зарядки аккумулятора многовато. А вот стабилизатор будет ограничивать напряжение 13-14 вольтами, что для 12-вольтового аккумулятора самое то.

С силой тока немного сложнее, её надо смотреть уже конкретно на каждом генераторе. Так же нужно учитывать и требования вашего аккумулятора к силе тока при зарядке. Для большинства АКБ сила тока для зарядки равна 10% от их ёмкости. Но для литиевых аккумулятора такой способ не подходит.

Лодочный мотор в 5 л.с. выдает в ток среднем 2-2,5А, более мощные моторы – 6А.

Пару раз нам встречались владельца маломощных моторов в 2,5 л.с., которые вырабатывали от них электроэнергию не совсем обычным способом. К маховику прижимался упругий валик, который вращал уже генератор постоянного тока, снятый с какого нибудь старого электродвигателя. Мотору это не доставляло никаких проблем, а энергии вырабатывалось достаточно. Так что немного воображения и вы сможете осветить свой путь в ночи, зарядить севший телефон или подключить эхолот. Но аккумулятор для этого все же понадобиться.

Ни в коем случае не подключайте ваши электроприборы к генератору лодочного мотора без стабилизатора и выпрямителя. Посчитайте выходные характеристики своей новой катушки света и вашего лодочного АКБ, который будет выступать в роль буфера в вашей электрической цепи на лодке, а дальше ищите старые электроприборы, в который если и не найдете готовые части цепи, то уж компоненты к ним точно обнаружите. А дальше паяльник в руки и … Или вы хотите купить у своего дилера мотора простейшие электрические приблуды по цене этого самого мотора?

Лодочные генераторы

Генераторная установка автомобильного типа, которую чаще всего используют на стационарных и подвесных лодочных моторах, состоит из нескольких основных частей – трехфазного генератора, выпрямительных диодов и регулятора. Генератор вырабатывает переменное напряжение, диоды преобразуют его в постоянное, а регулятор, как следует из его названия, поддерживает заданный уровень напряжения не смотря на изменения нагрузки, температуры и числа оборотов двигателя.

Читайте также:
Максимальная скорость надувных лодок с различными моторами

Регуляторы фиксированным напряжением и с температурной компенсацией

Регулятор поддерживает фиксированное напряжение в течении всего времени работы двигателя (слева). Напряжение регулятора с температурной компенсацией снижается с ростом температуры (справа)

Целевое напряжение типичного регулятора 14,4 Вольта, что соответствует напряжению абсорбции для некоторых типов аккумуляторов глубокого разряда. Абсорбция – это этап зарядки при постоянном напряжении во время которого восстанавливаются внутренние области аккумуляторных пластин и заряженность аккумулятора достигает максимального значения. Продолжительность абсорбции зависит от начального состояния и типа аккумулятора и составляет от 30 минут до 8 часов.

По мере того, как в процессе абсорбции заряженность аккумулятора возрастает ток, потребляемый им снижается. После того как ток опустится до 3-5% от емкости, аккумулятор считается заряженным. В этот момент устройство зарядки должно понизить напряжение, чтобы не перезарядить аккумулятор. Регулятор генератора понизить напряжение не может, поэтому даже полностью заряженный аккумулятор остается под повышенным напряжением в течении всего времени работы двигателя.

Ток, протекающий по заряженному аккумулятору нагревает его, и температура батареи постепенно начинает расти. С ростом температуры скорость химических реакций возрастает и если не уменьшить зарядное напряжение интенсивное газообразование начнет выдавливать активный материал из пластин и разрушит аккумулятор.

Проблемы могут возникнуть и у самого генератора. Разряженная свинцово-кислотная батарея большой емкости или LiFePO4 аккумулятор, емкость которого больше номинала генератора, заставят генератор долго работать на полной мощности. Через некоторое время он нагреется и, если охлаждение недостаточное, может сгореть.

Обмотка в генератора сгорела от перегрева

Автомобильный и лодочный генераторы

Чтобы защитить аккумулятор от перезаряда, а генератор от перегрева в автомобильных генераторах применяют регуляторы с температурной компенсацией. Принцип их работы такой же как у устройств с фиксированным напряжением. Но есть одно отличие. С ростом температуры целевое напряжение регулятора снижается и ток, текущий в цепи, падает. Благодаря этому генератор остывает, а аккумулятор не перезаряжается

Из-за потерь напряжения генератор часто не заряжает сервисные аккумуляторы

На лодке большое расстояние между генератором и аккумуляторами приводит к тому, что напряжение на сервисной батарее оказывается слишком низким. Если у регулятора есть температурная компенсация или в цепи стоит диодный разделитель, на зарядку аккумуляторов может уйти несколько дней

Регулятор уменьшает выходное напряжение генератора исходя из температуры собственного корпуса. Но в тесном подкапотном пространстве автомобиля разница температур не велика этот способ измерения не дает большой ошибки.

Система зарядки в автомобиле имеет еще две особенности. Во-первых, аккумулятор почти всегда полностью заряжен, поэтому его тонким пластинам не требуется этап абсорбции. Во-вторых, падение напряжения в проводнике между аккумулятором и генератором не превышает 0,1 В

На катере или яхте дело обстоит иначе. На большинстве судов не один, а как минимум два аккумулятора – стартовый и сервисный. Стартовый не должен иметь никакой другой нагрузки, кроме стартера двигателя, поэтому все бортовое оборудование — устройства навигации, освещение, холодильник, мультимедиа и т.д подключают к сервисной батарее. На лодках с подруливающим устройством на носу устанавливают третий аккумулятор. Как заряжать аккумулятор подруливающего устройства

Графики тока и напряжения при зарядке тяговых аккумуляторов от генератора

Графики тока и напряжения при зарядке сервисных аккумуляторов напрямую от генератора и через DC-DC зарядное устройство. В начале работы зарядное устройство понижает напряжение генератора (точка 4) до 13,4 Вольт (точка 5). В результате на участке 8-9 генератор отдает в цепь максимальный ток. В тех же условиях ток, отдаваемый стандартным генератором плавно снижается с 80 до 30 А (участок 2-3 ). Площадь между фиолетовой и голубой линиями – дополнительный заряд, который получает сервисная аккумуляторная батарея. В точке 1 напряжение сервисной батареи становится выше напряжения генератора Процесс зарядки сервисной батареи состоит из нескольких этапов. На первом (отрезок 8-9 ) аккумуляторы получают постоянный ток до тех пор пока их напряжение не вырастет до 14,8 Вольт (точка 6). В этот момент наступает второй этап зарядки в течении которого ток плавно снижается, до тех пор пока не достигнет точки 10. Напряжение во время этого этапа остается постоянным (отрезок 6-7 ). Зарядное устройство работает с высокой точностью. Напряжение понижается с 14,8 до 13,8 Вольт (поддерживающая зарядка) как только ток, потребляемый сервисными аккумуляторами снижается до 5 А (точка 10). В этот момент аккумуляторы полностью заряжены. Точка 11 подтверждает, что в течении всего времени зарядки сервисной батареи стартовый аккумулятор получает ток, поддерживается в заряженном состоянии и в любой момент сможет запустить двигатель.

Читайте также:
Свечи для лодочных моторов

Для стартовой, сервисной и носовой групп часто используют аккумуляторы разного типа. Например, стартовый может быть с жидким электролитом, сервисный LiFePO4, а носовой AGM. Каждый из этих типов имеет собственный алгоритм зарядки. Напряжения аккумуляторных батарей также могут быть разными, например, 12 и 24 Вольта, 12 и 36 Вольт и т.д.

Сервисные аккумуляторы сильно разряжаются. Для полной зарядки им необходим этап абсорбции. Аккумулятор подруливающего устройства и стартовый всегда почти полностью заряжены, этап абсорбции для этих аккумуляторов не требуется.

Силовые провода на лодке длиннее, чем в автомобиле. Расстояние от генератора до сервисной батареи в одну сторону может достигать 5 метров. Поэтому потери напряжения будут гораздо больше. Например, падение напряжения в 10 мм2 проводе длиной 5 метров при токе 50 А составит 0,9 Вольт. Дополнительные потери возникают в диодных изоляторах, переключателях и соединениях.

Большое расстояние между генератором и сервисным аккумулятором приводит к тому, что оба устройства работают при разной окружающей температуре. Воздух в двигательном отсеке может нагреться до 40 – 50 ° C, а в каюте, где часто устанавливают сервисную батарею температура не поднимется выше 20 ° С. В таких условиях регулятор с температурной компенсацией защитит генератор, но непропорционально увеличит время зарядки аккумулятора.

Установка генератора на лодочный мотор – 12 вольт в лодке

Установка генератора и регулятора напряжения на любой лодочный мотор на примере Mercury/Mariner F9.9, (TOHATSU/NISSAN MFS8/9.8A3)

Вкратце: у меня был мотор без генератора и регулятора напряжения, я купил недостающие запчасти и теперь у меня в лодке есть 12 вольт для питания эхолота, USB для электрических стелек, зарядки телефона, фонарика и других необходимых вещей. На примере своего мотора я расскажу, как узнать:

  • Установлен ли генератор на вашем моторе,
  • Партнамбер (заводской номер) необходимых запчастей,
  • Если возможно, найти надежную и недорогую замену для оригиналов,
  • Какие использовать разъемы и провода,
  • Какой аккумулятор нужен для лодочного мотора без электростартера.

По ходу написания я покажу вам ход своих мыслей и способы поиска запчастей, а также расскажу про экономию и дам чертеж съемника маховика. Все эти сведения можно использовать не только для указанных выше, но в принципе для любых лодочных моторов у которых нет генератора, или он есть, но не подключен.

Как устроен лодочный генератор

Начнем с азов. Что такое, собственно, генератор? На нашем лодочном моторе есть маховик. На маховике расположены магниты. Внутри маховика есть как минимум одна катушка, это высоковольтная катушка зажигания, металлический сердечник с намотанным вокруг него проводом. При прохождении магнитного поля внутри провода возникает электрический ток, который питает катушку зажигания, откуда идёт ток к свечам (искра, воспламенение смеси, тут понятно). Эта катушка нас не интересует, она уже задействована.

Нас интересует катушка генератора, которая расположена там же, под маховиком. Она вырабатывает электричество с напряжением от 6 до 40 вольт переменного тока, в зависимости от оборотов. Но нам же нужно 12 вольт, скажете вы? На помощь приходит регулятор напряжения, или реле-регулятор, как его называют по старинке. На некоторых моторах (например, на моторах Johnson) вместо реле-регулятора ставится обычный выпрямитель типа “диодный мост”, при этом скачки напряжения при повышении оборотов двигателя поглощаются аккумулятором. На других моторах используется регулятор, который, помимо преобразования тока из переменного в постоянный, при повышении оборотов (и соответствующем росте напряжения на входе) не дает напряжению на выходе вырасти выше критической точки. Напряжение от 14.4 до 14.7 вольт как раз то, при котором аккумулятор заряжается, но не кипит. Если будет выше – выкипит электролит. Если будет ниже – сульфатация пластин и медленный выход из строя от недозаряда.

Также аккумулятор выступает в роли сглаживающего фильтра/балласта. В момент скачков напряжения аккумулятор принимает излишки энергии, в момент падения – наоборот, отдаёт. Именно поэтому эксплуатация электрооборудования без аккумулятора запрещена: от скачков напряжения эхолоты, например, горят, как спички.

Вы захотели получить 12 вольт из лодочного мотора. Что делать дальше?

Первым делом необходимо определить, есть ли в вашем моторе генератор. Довольно часто встречается ситуация, когда сам генератор установлен, а регулятор – нет. Это связано с унификацией производства, поскольку практически все моторы имеют версию как с ручным, так и с электрическим запуском. Если генератор установлен, нужно определить количество фаз. Например, на моем предыдущем моторе Johnson J30RSSR генератор стоял и был трехфазным, не было только регулятора напряжения. На новом моторе Mercury F9.9 не было ни того, ни другого.

Читайте также:
Безопасность на воде

Как определить, установлен ли генератор? Очень просто. Первым делом нам нужно зайти на сайт www.boats.net и найти свой мотор. Нажимаем Mercury, на открывшейся странице появляется два раздела: Search by HP / Serial Range и Search by Year / Model Number. Первый предлагает найти по мощности и заводскому номеру, второй по году выпуска и названию модели. Я выбрал первый путь и нажал ссылку Mercury Outboard Parts, затем мощность 9.9 (4-STROKE)(209cc), и наконец попал на выбор конкретной партии моторов по серийному номеру, мой вариант 0P325500 & Up. Дальше нас интересует Electric Start Conversion Kit, это комплект переделки стартера на электрический, его заводской номер 895298A01.

Поскольку мы не собираемся переделывать стартер, весь комплект нам не нужен. На схеме я отметил две необходимых нам детали: №2 – это катушка генератора, заводской номер 855944T01, цена $75, и №5 – регулятор напряжения, заводской номер 853811008, цена $125.

Так вот, нужно посмотреть, как выглядит катушка генератора (Alternator coil), и место её установки (на рисунке – под маховиком слева, ближе к передней части мотора). Открываем капот мотора и заглядываем под маховик. Есть такая катушка? Если есть – прекрасно. Найдите место, куда приходят провода от катушки, и переходите к выбору регулятора. В моем случае её не оказалось, то есть, катушку тоже пришлось заказывать.

А на предыдущем моторе Johnson генератор был установлен, под капот было выведено три желтых провода (см. фото ниже). В этом случае достаточно было заказать только регулятор pn 173692 (581778), причем трехфазный (такие регуляторы еще называют пятиконтактными, на вход переменки три желтых провода, на выход – красный и черный, или только красный (+12В), а минус снимается с корпуса).

Ставим «ГЕНЕРАТОР» на лодочный мотор

В 2013 году , я стал владельцем данного мотора. Так как мотор купили осенью то полную обкатку мотора до морозов закончить не успел.
В межсезонье , я решил заняться вопросом получения эл.питания от мотора, так как таскать с собой большой АКБ желания не было, а хотелось и лодку подкачивать автокомпрессором , + хотелось чтобы АКБ не разряжался в самый неподходящий момент(было пару раз, АКБ сел в незнакомом месте . И из за незнания глубин рыбалка прошла не так как планировалось).
Изучив ориг.каталог з/ч для Тохатсу9,8(2такта), нашёл номер ориг.генератор катушки, посмотрел цену, в Киеве в наличии данной опции не было, нашёл и почти договорился за доставку. Но интуиция подсксзывала, что не совсем всё просто в данном вопросе.
Начал искать данные по оригинальной генератор катушке, так как меня интересовало чтобы питание от мотора было во всех диапазонах от самых самых малых оборотов и до макс.оборотов. Связался с пользователем Тохатсу9,8 который уже установил на свой мотор данную опцию. Уточнил у него интересующие меня моменты и оказалось что интуиция меня не подвела. Катушка , оригинальная, начинает выдавать устойчивое питание только после примерно 1500-2000оборотов. А на малом, самом малом ходу питания достаточного для подзарядки АКБ, или питания слаботочных потребителей нет совсем. А ведь эхолотом в основном я пользуюсь на малом ходу, когда подробно рассматриваю заинтересовавшее меня место.
Да и подкачивать лодку хотелось на нейтралке не сильно выкручивая ручку газ.
Заказ в Владивостоке на оригинальную генератор катушку для Тохатсу9,8 пришлось отменить. И заняться вопросом самостоятельного изготовления катушки которая смогла бы удовлетворить мои запросы. Сначала поиск в интернете, потом общение на разных форумах, общение с “знающими” :), “знающие” пересказали сайт мотолодка :)(как потом оказалось :)).
Обратился за помощью к своему отцу, он в курсе перемотки эл. моторов, генераторов и т.д., + его приятель сосед недавно получил звание академика за разработку нового типа электромоторов.
Для того чтобы замерять имеющиеся на моторе посадочные места, пришлось обратиться к одному специалисту по ремонту моторов, который является ещё и модератором на одном ресурсе.
Списались , созвонились, договорились на субботу о встрече по поводу вопроса, можно или нет :) установить на мой мотор генератор.
Напомню, мотор практически новый, выкатал только 12л обкаточной смеси. Приехали в условленное место(въезд в гаражи) , набрали на тел , через минут 15 подъехал мастер-, говорит , оставляй мотор, я посмотрю и открыл багажник своей машины. Новый мотор :), практически незнакомому человеку :), ага, сейча(такими примерно словами вернула меня на землю моя жена :). Я так сильно хотел установить генератор, что был готов на всё :))..
Спрашиваю, а что так всё сложно?, да!, надо смотреть!, говорю, так давай вместе и посмотрим. Кое как уговорили, заехали в гаражи, попетляв по гаражам подъехали к гаражу “мастера”
Занёс мотор, повесили на какую-то стойку, “мастер”со знанием дела снял колпак, открутил ручной стартер(3 болта) и тут я понимаю что приближаемся к финалу. Но не тут то было, увидев маховик “мастер” сказал нужен спец съёмник!
А что делать?, оставляй мотор!
Мотор ясное дело никто не оставил, “мастер” сказал что для изготовления спец съмника надо несколько недель.
На этом и порешили, что как будет готов съёмник, потом приедем.

Читайте также:
Расчёт плавучести лодки или катера при затоплении

Походив вокруг мотора в субботу до вечера, в воскресенье , с утра пораньше из подручных материалов имевшихся в наличии, что то валялось на балконе, за 30минут был изготовлен :) съёмник. Маховик был снят буквально за пару минут :).
Что подтверждает народные пословицы , ” терпение и труд всё перетрут”, ” вода камень точит” и т.д. :)

Снял все размеры, отправил отцу.
Через некоторое время первый вариант был испытан на моторе. Параметры получились немного лучше чем у оригинальной катушки, но всё равно немного хотелось получше.
Параллельно общался с единомышленниками (Андрей(Королёв), Юра47, Игорь(Академик. Юра оказался бывшим киевлянином :)(быаших киевлчн не бывает :) , Игорь из Харькова :), а позномились на форуме соседней страны)на одном форуме, обмениваясь результатами своих замеров .
В итоге, после проб и ошибок удалось получить желаемый результат. А именно 0,6-0,9А 12В после регулятора напряжения.
Все необходимые посадочные, крепёжные места на моторе предусмотрены производителем, ничего сверлить , переделывать не надо. Всё стало на штатные места.

Вывести электропитание из поддона мотора можно при помощи разъёма/розетки , есть норм.разъём металлический GX16, есть пластмассовый SP16. Разъём становится в уже имеющееся отверстие , которое расположено возле подсоса и закрыто рез.заглушкой.
Регулятор напряжения так же разместил под колпаком мотора.
Теперь вопрос электропитания от мотора решён полностью. АКБ 4А/ч хватает и для подкачки лодки автокомпрессором и хватает эхолоту, + вечером ВКЛ при необходимости фару..

Если кому то тема электропитания от мотора 9,8 будет интересна, подскажу как всё можно сделать самостоятельно или помогу в приобретении и установке правильного комплекта.

После моих результатов, были разные “копировальщики”, но получить даже близких параметров им не удалось.
Те кто просил для себя, с моей помощью смогли сделать своими руками подобный комплект.

Аналогично сделал и для ПЛМ 9,9/15 Сузуки 2такта и для Меркури 9,9/15-25 с мультирумпелем(там та же ситуация, что ориг.генератор катушки не выдают на малых оборотах необходимое питание. Но у меня получилось добиться желаемых результатов).

Как установить выпрямитель на лодочный мотор

У мощных лодочных моторов, свыше 15-20 л.с. и особенно у тех, которые оснащены электростартером, всегда есть выходной разъем для подключения аккумулятора, а уже на сам аккумулятор вешается нагрузка от эхолота, ходовых огней и холодильника с пивом. А вот на маломощных моторах зачастую даже катушки света нет, а если и есть, то она идет как отдельная опция при покупке.

Генераторы для аккумулятора являются штатной комплектацией на многих лодочных моторах мощностью от 9,9 л.с. Если же у вас мотор 4 или 5 л.с., то на нем вы найдете лишь штатное место для установки катушки света, да и то не всегда, не все производители задумываются об этом.

Место установки генератора (два выступа с отверстиями под винты), как и сам генератор, если он присутствует, находится под маховиком, там же где и магдино, которое по сути тоже генератор, только для системы зажигания. Понять, есть ли у вашего мотора генератор, достаточно просто, от него всегда выходят два проводка (чаще всего зеленого цвета), которые вы найдете под маховиком, со стороны блока цилиндров.

Читайте также:
Что такое максимально допустимая мощность двигателя

Катушка света

Некоторые не совсем родные генераторы предполагают еще и замену штатного маховика лодочного мотора. В принципе можно использовать такую же катушку магдино, как и у вашего мотора, а если вдруг у вас есть друг-электрик, то попросите его сделать вам катушку с необходимыми параметрами. Если посадочные места у вашего мотора имеются, новая катушка встанет как раз напротив магдино, а провода нужно будет прокинуть под корпус маховика и вывести наружу. Но бывает и так, что посадочное место под генератор есть, а вот отверстий нет (например у Mercury ME 5M), но проблема решается дрелью и резбовёртом.

Зарядный комплект для мотора Honda 5

Снятие маховика лодочного мотора

Самостоятельная установка генератора потребует снять сам маховик, а это не такая простая задача. Сначала нужно снять ручной стартер, после чего можно будет добраться до гайки, которая натягивает маховик на коленвал. Момент затяжки у гайки большой и открутить её будет трудно. Лучше перед этим открутить шкив храпового механизма ручного стартера, которая прикручивается к маховику тремя болтами.

Снятие маховика. a) Шкив стартера; b) Болты (3 шт.); c) Шкив стартера; d) Ключ с обвязочной лентой; e) Гайка маховика

Чтобы открутить гайку маховика нужно застопорить сам маховик с помощью металлического стержня, установив его между уступами сверху, а гайку откручивать накидной головкой с удлинителем. Но на некоторых моделях таких уступов может не быть, в этом случае, если у вас нет специального съемника, надо стопорить поршневую, сделать это можно через свечное отверстие. Если же для откручивания гайки требуется слишком большое усилие, то лучше сделать специальный ключ с обвязочной лентой (см. рисунок выше).

Откручивание гайки маховика. a) Металлический стержень

Еще в качестве варианта можно вкрутить в те отверстия, которые держали чашку стартера три болта (но не те самые, а другие, не нужные) и, вставив между ними силовую отвертку или стальной прут, создать тем самым противодействующий рычаг. Но будьте готовы, что болты эти могут сломаться у основания, так что не затягивайте их сильно. Но даже если это случиться, болты обычно ломаются, оставляя небольшой торчащий зубец, за который их можно выкрутить плоскогубцами.

Ну и конечно кайку маховика можно сбрызнуть той же WD-40 или т.п. жидкостями и дать ей немного отмокнуть. И вот когда гайка будет откручена, маховик можно снимать.

Съемник маховика. a) Съемник

Съемник для маховика

Установка маховика. a) Шпонка маховика; b) Маховик; c) Шайба; d) Гайка

А ведь на самом деле съемники для маховика не такая уж и распространенная вещь, найти нужный не так просто. Моделей лодочных моторов сейчас развелось ооочень много и даже универсальные съемники зачастую не подходят.

Универсальный съемник маховика

Но выбора у вас нет, либо молоток либо съемник, хоть сами его изобретайте и изготавливайте. Принцип работы у них у всех одинаковый. Три болта через толстую стальную пластину съемника вкручиваются на место болтов чашки для стартера, а третий, бОльшего размера, проходит через резьбу в центральном отверстии съемника и упирается своей заостренной частью в специально созданную для этого площадку на торце коленвала. При закручивании центрального болта, пластина поднимается и, учитывая, что через нее проходят болты, прикрученные к маховику, тянет маховик за собой вверх. Но есть варианты съемников, которые вкручиваются в резьбу на маховике в углублении вокруг оси коленвала. Иногда, но не везде, в комплекте съемника идет еще и длинная ручка, которая поможет работать с упорным болтом и с гайкой маховика.

Главное не забыть, после того как вы все закончите и установите маховик на место, затянуть его как следует, вращается он с большой скоростью, да еще и масса у него большая.

Места крепления генератора вы найдете как раз под маховиком (для того то мы его и снимали). Если специальных мест крепления нет, значит у вашего лодочного мотора не предусмотрена установка катушки света, информацию о такой возможности вы найдете в документации к мотору.

После того, как вы болтами закрепили катушку на её месте (как раз напротив магдино), провода от неё выводите туда же, где идут провода от магдино и укладывать их нужно так, чтобы они не перетерлись вращающимся маховиком.

Читайте также:
Свечи для лодочных моторов

Установка катушки света. a) Выводы катушки; b) Катушка; c) Винты (2); d) Хомут крепления выводов; e) Винт Установленная катушка света на лодочном моторе Tohatsu 9.8. a) Магдино; b) Катушка света

Генератор для зарядки аккумулятора от лодочного мотора

Но на установке катушки дело получения электричества на вашей лодке не заканчивается, т.к. эта самая катушка вырабатывает переменный так, а это нам не подходит. Большинство мощный лодочных моторов от 25 л.с. уже имеет у себя контроллер заряда, маломощные моторы оснащаются исключительно генератором. Так что, чтобы получить постоянный ток для заряда аккумулятор, нам нужно сделать выпрямитель. По сути это простой диодный мост, который можно спаять самому своими руками, или снова попросить знакомого электрика. Если же вы хотите все оригинальное, то вам тогда нужно купить такую штуку как «преобразователь переменного тока в постоянный» и стоит эта «уникальная» штука для мотора в 5 л.с. будет около 6-8 тыс. рублей.

И еще нам нужен будет стабилизатор, который будет ограничивать напряжение, т.к. обороты лодочный мотор выдает разные, и при максимальных, напряжение на генераторе может переваливать за 30 вольт, а это для зарядки аккумулятора многовато. А вот стабилизатор будет ограничивать напряжение 13-14 вольтами, что для 12-вольтового аккумулятора самое то.

С силой тока немного сложнее, её надо смотреть уже конкретно на каждом генераторе. Так же нужно учитывать и требования вашего аккумулятора к силе тока при зарядке. Для большинства АКБ сила тока для зарядки равна 10% от их ёмкости. Но для литиевых аккумулятора такой способ не подходит.

Пару раз нам встречались владельца маломощных моторов в 2,5 л.с., которые вырабатывали от них электроэнергию не совсем обычным способом. К маховику прижимался упругий валик, который вращал уже генератор постоянного тока, снятый с какого нибудь старого электродвигателя. Мотору это не доставляло никаких проблем, а энергии вырабатывалось достаточно. Так что немного воображения и вы сможете осветить свой путь в ночи, зарядить севший телефон или подключить эхолот. Но аккумулятор для этого все же понадобиться.

Изготовлю выпрямитель-регулятор для лодочного мотора

Василий Любов
капитан 3-го ранга

Re: Изготовлю выпрямитель-регулятор для ПЛМ.

Фаритыч
матрос

Re: Изготовлю выпрямитель-регулятор для ПЛМ.

Регулятор еще на той неделе получил. Лежит, ждет весны.

Владимир61
мл. лейтенант

Re: Изготовлю выпрямитель-регулятор для ПЛМ.

Василий привет. Мне тоже нужен выпрямитель на Яму-8 а может на Тоху-18 поставлю, пока не знаю. Сильно не спешу.

Василий Любов
капитан 3-го ранга

Re: Изготовлю выпрямитель-регулятор для ПЛМ.

Владимир61
мл. лейтенант

Re: Изготовлю выпрямитель-регулятор для ПЛМ.

Тугарин
капитан 1-го ранга

Re: Изготовлю выпрямитель-регулятор для ПЛМ.

матрос

Re: Изготовлю выпрямитель-регулятор для ПЛМ.

Василий, привет, подскажи если не сложно: ямаха 115
Была 2-т сейчас едет на её замену 4-т betl( голая без ничего, только сам мотор), подскажи пожалуйста что понадобится для корректного подключения?
Приборы квадратные уже добыл и несколько проводов к ним, дистанция старая 407(врезная), зажигания замок-тоже старый.
Если можно расскажи, или пошли на нужную ссылку, у самого что-то не выходит(только продажу нахожу).

Извиняюсь за оффтоп.

dr Feelgood
капитан 3-го ранга

Re: Изготовлю выпрямитель-регулятор для ПЛМ.

Если на ФР-23 просто меняете двигатель с двухтактного на четырехтактный то ничего, вообще там ничего особого. Жгут проводов и фишка такие же. Поправлю, дистанция там 704-я! Был обладателем такого судна в течении последних трех сезонов, в этом году благополучно продан. Скажу откровенно 115-ти сил хоть двух хоть четырехтактных ему откровенно мало. Максимальной скорости удалось добиться 52км/ч. Будут вопросы пишите. А лучше создайте темку отдельную в соответствующем разделе, у меня руки так и не дошли.

Не будем оффтопить.

Василий Любов
капитан 3-го ранга

Изготовлю выпрямитель-регулятор для ПЛМ.

Небольшая партия из 3-х штук будет готова к выходным. Пишите в личку.

Volgasar
капитан 1-го ранга

Re: Изготовлю выпрямитель-регулятор для ПЛМ.

Василий Любов
капитан 3-го ранга

Re: Изготовлю выпрямитель-регулятор для ПЛМ.

Volgasar
капитан 1-го ранга

Re: Изготовлю выпрямитель-регулятор для ПЛМ.

лЮбовский. Согласен. Я почему-то автоматически представляю себе автоаккум 40-75Ач,а про AGM даже не подумал.

Читайте также:
Прочность лески на узлах
Василий Любов
капитан 3-го ранга

Re: Изготовлю выпрямитель-регулятор для ПЛМ.

Электричество в лодке ПВХ! Устанавливаем розетку и выпрямитель стабилизатор на лодочный мотор!

Hiển thị các điều khiển trình phát

NHẬN XÉT • 13

А в чём разница? Этот диодный мост работает только в паре с аккумулятором. Этим и обеспечивается регулировка. Автомобильные реле- регуляторы имеют аналогичное построение.

Без резинки опасно.

Здравствуйте, а минусовой провод от регулятора сразу на акб или сначала на корпус мотора?

Там масса берётся с корпуса. Провод сразу на АКБ.

Как установить разетку на мотор 9,9 про чтобы вилка вставлял ась, мешает ручка

Никита, просьба, подскажите название розетки или её артикул.

@Никита Гольдберг спасибо. Очень нужно.

Где такую розетку приобрести?

Спасибо за добрые слова )

Я, купил на Алиэкспресс #Aliexpress 1 399,43 руб. 25%OFF | Регулятор напряжения лодки Выпрямитель подходит для Yamaha 15HP 2-тактный мотор подвесной двигатель, серый
a.aliexpress.ru/_B1hvvb и разъем #Aliexpress 208,88 руб. 5%OFF | Водонепроницаемый разъем SP21 кабельный разъем и розетка штекер и гнездо 2 3 4 5 6 7 9 12P быстрый разъем
a.aliexpress.ru/_BUeypf. Цена около 1 500 руб. Регулятор по виду и размеру как у Yamaha 15f все подходит и работает.

Во сколько обойдётся все это установить на мой мотор. Хайди 9.9 у Сергея!

@Никита Гольдберг а можно его сотовый номер?

Вы забыли сказать тип ррн. Это очень важно для некоторых моторов. Шунтирующий можно для этого мотора. С этим справится любой от китайского скутера, а вот на более серьёзных уже требуется не шунтирующего типа. Видов очень много. Ещё один вопрос это нужна ли зарядка на холостом ходу. У этого мотора слабая катушка, а вот на более мощных уже с 1000 оборотов 27 вольт даст. Кстати можно сделать схему самому. Вот туд пару вариантов. Либо диодный мост и по кабелю выпрямленный ток в электрическую коробку, либо ррн и уже стабилизированный ток к аккумулятору.

@Никита Гольдберг я приболел. Хотел обновить мотор. У того мотора 6А генератор. Этот 3-4А. Так там нужен не шунтирующий. Один вопрос по электронике. Какая схема обеспечивает срез вершины волны, а не отключение катушки по достижению заданного напряжения. Тут нужно будет разобраться с супрессором и конденсатором для сглаживания помех. Очень важно для эхолота.

Полезно. Но хотелось бы увидеть замер напряжения на розетке без подключенного аккумулятора, с разной нагрузкой, при разных оборотах двигателя

@Михаил Кузнецов Из букваря: «зарядка АКБ может осуществляться двумя методами, стабилизацией напряжения, при которой ток заряда снижается по мере приближения напряжения на АКБ к уставке, и стабилизацией тока с обратным процессом». Я специально привел пример с авто, ибо по вашим словам АКБ не требует стабилизации. Что касается лодочных моторов, я не знаю точно, какой ток может обеспечить катушка на моторе, но если нагрузка больше её возможностей, то какой вообще в ней смысл, если она не способна обеспечить подзарядку АКБ? Просто выпрямитель, который немного снизит нагрузку на АКБ? Без аккумулятора её применить нельзя, там нет стабильного напряжения, а зарядку не обеспечивает. Тем более бесполезный девайс. Проще тогда взять хорошую сборку литиевых аккумов, их хватит не на одну рыбалку, и не париться с хилыми выпрямителями.

@Михаил Кузнецов АКБ не может являться, как вы говорите «источником стабилизации», обо напряжение на нем не стабильно. Оно зависит от степени зарядки. Именно стабилизацию напряжения выполняет даже банальное реле регулятор в старых авто. В современных, даже бюджетных машинах зарядным током управляет бортовой компьютер путем изменения напряжения на обмотке возбуждения. Если очень интересно, измерьте даже на Логане напряжение зарядки на АКБ сразу после пуска(оно будет максимальным, дабы компенсировать расход на пуск у АКБ), и по мере подзарядки напряжение снижается. Фактически там осуществляется именно стабилизация зарядного тока. Если вы думаете, что АКБ для зарядки не нужна стабилизация, то о зарядке вы вообще ничего не знаете.

Добрый вечер. Когда покажите испытания на воде с консолью? Уж больно хочется увидеть конечный результат. Спасибо

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: