Тест лодочных моторов 15 л.с.

Выбираем лучший лодочный мотор мощностью в 15 л.с.

Honda BF 15 D3 SHU – подвесной мотор для лодок и катеров среднего класса. Агрегат довольно надежен и технологичен, и оснащен продвинутыми приспособлениями. Мотор разработан инженерами подразделения концерна Honda, которое отвечает за выпуск компонентов для морской техники. Это подразделение считается одним из ведущих поставщиков лодочных двигателей, а также одним из лидеров этого сегмента. Вся продукция Honda проходит целый комплекс испытаний перед тем, как поступать на прилавки магазинов. Так, во время тестирования двигатель Honda BF 15 D3 SHU проходит серию процедур для подтверждения его выдающихся показателей с точки зрения надежности, мощности и удобства управления. В этой статье рассмотрим главные преимущества мотора, а также его характеристики и мнения потребителей.

Общие сведения и особенности конструкции

В основе двигателя Honda BF 15 D3 SHU лежит проверенная четырехтактная конструкция, благодаря которой удалось достичь впечатляющей мощности. Ее вполне достаточно для охотничьих и рыбацких нужд, а также водных прогулок и приключений. Масса двигателя составляет 46 кг. К тому же, мотор получился небольшим, и имеет эргономичную форму корпуса, поэтому при установке или транспортировке проблем не будет.

Лодочный мотор Honda 15 л.с. 4-х тактный

Для удобства эксплуатации предусмотрен усилитель наклона двигателя, дающий возможность передвигаться по мелководью. При этом можно не опасаться за надежность компонентов мотора, причем даже при наличии подводных препятствий.

В комплектацию Honda BF 15 D3 SHU входит так называемая гидравлическая накидка, которая тоже является одним из элементов безопасности при плавании по мелководью.

Уже в стандартном оснащении мотор оснащен электронным зажиганием, делающим пуск мотора более эффективным и безопасным. Кроме того, в мотор встроен индикатор давления масла, а также температуры двигателя. Этот датчик предотвращает перегрев мотора, а также стабилизирует давление масла.

Для упрощения управления и маневрирования предусмотрен переключатель передач, представленный в виде положений «вперед», «назад» и «нейтраль». Чтобы увеличить дальность хода, разработчики оснастили мотор емким топливным баком на 12 литров, который позволит совершать водные прогулки продолжительное время, и при этом не будет крайней необходимости возвращаться на дозаправку.

Как известно, все производители хвалят свои моторы, рассказывают об их достоинствах и т. д. А что касается компании Honda, ее репутация настолько высока, что японский концерн может позволить себе говорить и о недостатках устройства. Например, производитель признает, что двигатель Honda можно транспортировать только с крайней осторожностью, так как есть вероятность утечки масла. Впрочем, это особенность всех лодочных моторов. Устранить этот минус можно легко и просто – слить оставшееся масло, и только потом начинать транспортировку.

Лучшие 4-х тактные лодочные моторы до 15 л. с.

Honda BF15DK2SHU

По словам многих пользователей Honda BF15DK2SHU –самый экономичный представитель четырёхтактных моторов, литра топлива которомухватает для преодоления 7,3 километров на максимальной скорости. Звучитмифически, однако причиной всему является хорошая настройка момента подачитоплива и порции, в которой Honda уж точно понимаетмногое. В связи с этим и резервуара на 12,5 литров хватает на долгую ипродуктивную рыбалку.

Два цилиндра четырёхтактного мотора располагаютсуммарным рабочим объёмом в 350 кубических сантиметров, как какой-нибудьнеплохой малолитражный мотоцикл для повседневного использования. Добавляет лиэто модели солидности? Однозначно, равно как и крутящего момента длявозможности вывоза весьма большой снаряжённой массы судна (с людьми иоснасткой). Из других преимуществ Honda BF15DK2SHU можно выделить наличиеиндикаторов перегрева и давления масла, встроенный 6-амперный генератор и блокаварийного отключения, а также ограничитель оборотов (с тахометром). В конечномитоге от приобретения потребителя отделяет лишь один серьёзный факт – цена,возросшая практически на 50%!за последние четыре года. Впрочем, это нискольконе отменяет факта классности данной модели, особенно по сравнению сконкурентами.

Характеристики

  • Двигатель – бензиновый четырехтактный
  • Рабочий объем – 0,35 литра
  • Мощность, л. с. – 15
  • Топливная система – карбюраторного типа + ускорительный насос
  • Максимальные обороты в минуту при открытой заслонке – 5500 об/мин
  • Запуск – ручной
  • Поддерживаемые размеры транца лодки, (в высоту, мм) – от 381 до 445
  • Зажигание – электронного типа (система PGM-IG)
  • Охлаждение – жидкостного типа
  • Выпуск отработанных газов – через винт
  • Передачи – задняя, передняя, нейтральная
  • Топливный бак, объем (литры) – 12
  • Марка бензина – Аи-92
  • Наличие генератора переменного тока – есть, на 12V и 6A
  • Индикатор давления масла – присутствует
  • Управление – ручного типа
  • Габариты мотора, мм: Длина – 650, Ширина – 350, высота – 1110
  • Масса – 46 кг.

Группы ПЛМ

Среди моторов мощностью 15 л.с. можно выделить 2 группы:

1) модели с номинальным потенциалом 15 лошадиных сил — мощностью по умолчанию, 2) двигатели, которые путем раздушки, предусмотренной производителем, повышают свою мощность с 9-10 л.с. до 15.

Можно сказать прямо, российские рыбаки предпочитают именно вторую группу, поскольку владение и управление двигателем с указанной в техническом паспорте мощностью до 8 кВт (~10.88 л.с.) не требует регистрации комплекта в ГИМС и получения прав судоводителя. Поэтому мы сформируем ТОП с учетом такой потребности.

Обкатка

Компания Honda – ведущий производитель автомобильной и моторной техники. Японский концерн выпускает продукцию, не подлежащую сомнениям в точки зрения ее надежности и выносливости. И все же, нужно признать, что все достоинства лодочного мотора Honda BF 15 D3 SHU можно оценить только при правильном его использовании. Здесь имеется ввиду не только своевременное обслуживание, но и необходимость обкатки – важнейшей процедуры, которую желательно проводить сразу после покупки агрегата. Обкатка выполняется 10 часов, поэтому желательно запастись необходимым количеством топливной смеси. Обратим внимание, что топливную смесь изготавливают заранее, а смешивать бензин и масло следует в определенных пропорциях. Например, в соотношении 50:1 соответственно.

Кроме того, перед обкаткой важно убедиться, что картер редуктора заполнен на 100%. Заправка редуктора осуществляется до тех пор, пока из отверстия не польется масло. Что касается самого масла, оно не входит в комплектацию мотора, и его придется покупать дополнительно. В данном случае обращаем внимание на вязкость масла, а также тип TCW-3. Масло заправляют в редуктор с помощью медицинского шприца на 120 мл.

Читайте также:
"Нептун" против "Вихря": описание мотора, технические характеристики, отзывы

Еще один момент, о котором нужно знать – место проведения обкатки. Для особо мощных и брендовых моторов, таких как Honda BF 15 D3 SHU, данная процедура выполняется в естественных условиях – на транце лодки. Подойдет любой водоем, будь то речка, озеро или даже ручей. В процессе обкатки важно обеспечить мотору переменную нагрузку, то есть его работу на низких, средних и высоких оборотах. Таким образом, будут созданы для наилучшей адаптации компонентов мотора к местному климату.

Перед обкаткой еще важно проверить, насколько работоспособен двигатель, и не перегревается ли он. В первую очередь обратим внимание на состояние системы охлаждения, у которой есть специальное отверстие. Если все в порядке, из отверстия должна фонтанировать струя воды.

Этапы обкатки

  1. Включаем двигатель, даем ему поработать примерно час, не превышая холостых оборотов
  2. На второй час работы поднять тягу до низких оборотов. Плавно начинаем движение
  3. Все последующие часы увеличиваем обороты таким образом, чтобы мощность мотора в результате достигла 80%. На это потребуется где-то шесть-семь часов
  4. Чтобы детали мотора адаптировались наилучшим образом, следует периодически сбавлять тягу, тем самым давая мотору передохнуть, и заодно адаптировать его к переменной нагрузке
  5. Оставлять двигатель работающим на 100% можно в течение 15-20 минут
  6. Все оставшееся время двигаемся с переменным ритмом, плавно или резко опуская и поднимая тягу
  7. Для завершения процедуры двигатель необходимо немного остудить на холостом ходу перед тем, как его выключить
  8. Сливаем отработанное топливо, прочищаем инжектор при необходимости, и заливаем новые расходные материалы.

Mercury F 10 MH EFI

Новинка 2021 года — Mercury F 10 MH EFI, быстро завоевавшая симпатии рыбаков и водомоторников сочетанием эффектного внешнего вида и функциональных возможностей, соответствующих современным представлениям о комфорте использования водно-моторной техники. Двигатель отличается хорошей тягой, имеет возможность раздушки в 15 л.с., его рабочий объем составляет 333 см3. Легко отправит в глиссер большую моторную лодку с 3-4 рыбаками и запасом груза.
Модель выполнена из прочнейшего «морского» сплава, защищающего внутренние узлы моторной головы и редуктора, имеет сухой вес 47,5 кг, комплектуется 9-дюймовым винтом. Инжектор управляет впрыском топлива, используя минимум бензина для совершения полезной работы в заданном режиме. В долгосрочной перспективе использования Mercury F 10 MH EFI пониженный расход бензина позволяет экономить реальные деньги.

Отдельное и неоспоримое преимущество модификации — принципиально новый удлиненный «мультирумпель» с возможностью настройки непосредственно под руку шкипера, левую или правую. Румпель надежно фиксируется в верхнем положении, что очень удобно при переноске и для откидывания. Поворот ручки газа можно настроить. Органы управления (переключение передач и кнопка глушения мотора) сгруппированы рядом с ручкой газа, что позволяет править лодкой без суеты и лишних движений.

Превосходный четырехтактный мотор, одна из самых технологичных модификаций в сегменте 15 л.с.

Отзывы владельцев

  • Владимир, Московская область. Не спорю, что Хонда BF 15 D3 SHU является одним из лучших моторов в мире. Но я пожалел, что взял 15-сильный вариант. Для рыбалки и охотны на первый взгляд достаточно, но в то же время хочется большей прыти. Нет в нем запаса мощности, все работает на пределе. Я постоянно работаю на высоких, и при этом движок шумит. На низких оборотах вообще не едет. Потребляет в среднем 5 литров в час.
  • Николай, Рязань. Качественный и относительно недорогой мотор. Ну или по крайней мере, один из самых доступных среди самых дорогих лодочных двигателей. Хонда BF 15 D3 SHU в моем владении уже два года. Очень люблю рыбалку, от которой я получаю колоссальное удовольствие, и все благодаря Хонде. Двигатель в меру шумный, да и гудит с приятным рыком. Звук мотора вообще не напрягает, вибрации почти не ощущаются. Отмечу надежное ручное управление, примитивную съему включения скоростей – в виде положений назад, вперед и нейтральной передачи, а также похвалю мотор за низкий расход топлива в пределах 6-7 литров под нагрузкой. Катаюсь по озеру, разгоняется двигатель прилично – по крайней мере, стабильно держит 40-45 км/час. Жидкостная система охлаждения не дает мотору перегреться при такой скорости, и даже если в лодке три человека и плюс еще немецкая овчарка. Нисколько не жалею потраченных денег. Наверное, после окончания гарантии этот продам, и куплю еще один такой же, но уже на 90 сил.
  • Давид, Смоленск. Весьма мощный мотор. Производительности Хонды BF 15 DK 2 SHU вполне хватает для моих нужд. Агрегат демонстрирует высокую надежность, низкие шумы и вибрации, и быстро разгоняет мою надувную лодку. За полгода интенсивной эксплуатации каких-либо заводских недочетов не обнаружено, все работает четко. Единственное, расстроил большой расход топлива – порядка 8 литров в час. Могло быть и меньше при 15 силах. Но все остальное абсолютно устраивает.

Зачем необходим электрический мотор?

Российские владельцы компактных лодок предпочитают электрическим двигателям бензиновые. Но в последние годы тенденция изменилась. И вдобавок к мощным бензиновым моторам берут небольшие электрические.

Электромоторы выделяются на фоне бензиновых аналогов бесшумной работой. Также подобные модели не загрязняют окружающую среду. По цене электромоторы и маломощные бензиновые аналоги практически одинаковы, так как вместе с первыми необходимо приобретать зарядное устройство и аккумулятор.

Основная задача электромоторов удерживание лодки при дрейфе или использование в качестве основного мотора для небольшой лодки в стоячем водоеме и при троллинге. Электромоторам посвящена отдельная подробная статья на нашем сайте.

Тест лодочных моторов 15 л.с. (Honda, Suzuki, Yamaha, Selva и Mercury)

На протяжении нескольких последних лет мы протестировали довольно много 15-сильных подвесных моторов разнообразных марок. За этот срок менялись тенденции и предпочтения на моторном рынке, что требует осознания, особенно если речь идет о таком популярном типоразмере, как , достаточно мощном, чтобы выйти на воду компанией, и при этом портативном, пригодном для переноски и установки силами одного человека, максимум двух.

Читайте также:
Обкатка подвесных лодочных моторов TOHATSU

Набор потребительских качеств подвесника, которые можно оценить за ограниченное время теста, не слишком велик: быстроходность, тяговитость, приемистость (быстрота разгона), экономичность, эргономика и шумность. Практически невозможно оценить ресурс и ремонтопригодность – качества, которыми потребители интересуются особенно активно. Успокаивает то, что современные моторы импортного производства обычно отличает высокая надежность, и ресурсно-ремонтные вопросы неминуемо будут сведены к проблеме выбора дилера, способного наилучшим образом обеспечить своего клиента гарантийным и сервисным обслуживанием. Но это тема совершенно другого исследования.

КОНСТРУКЦИЯ

Модельные ряды компаний-моторостроителей раскололо на неравноценные по конструктивному признаку ветви – экологически чистых и обычных моторов – известное ограничение в использовании на водоемах США и Европы моторов, не соответствующих новым жестким нормам загрязнения окружающей среды САРВ и ЕРА. Следствием этого стало постепенное вытеснение привычных двухтактных карбюраторных моделей моторов маломощной группы новыми четырехтактными, и хотя малые двухтактники еще продолжают сходить с заводских конвейеров, процесс их совершенствования в общем остановился в 90-е гг., а значит, на появление в них принципиально новых конструктивных решений рассчитывать, к сожалению, не приходится.

Четырехтактники “нашего” размера пока не следуют модным тенденциям двигателестроения, но все же по исполнению они более совершенны, чем двухтактники, особенно с эргономической точки зрения. У протестированных четырехтактных “Honda” и “Suzuki” удобные румпели управления с простой регулировкой усилия поворота мотора и ручки газа и легкодоступной кнопкой “стоп”. Рычаг включения хода будто сам ложится в руку и работает очень четко. Механизмы откидки и режима “мелкой воды” таковы, что возможность намочить руки в забортной воде исключена, не потребуются также лишние движения и большие усилия. Двухтактные “Suzuki”, “Yamaha”, и особенно “Selva”, как более легкие моторы, лишенные залитого в картер масла, выигрывают только в одном – в удобстве переноски и хранения. Исключением здесь выглядит, пожалуй, “Mercury” с его интегрированным в румпель механизмом включения хода и вполне современной системой откидки одной рукой. Заслуживает уважения и способ фиксации его гребного винта стопорной шайбой, а не шплинтом, что существенно упрощает процесс снятия и установки винта, особенно если это происходит не на твердом берегу, а на зыбкой волне.

'Тест

  • Таблица 1: Технические характеристики тестирования моторов
  • Таблица 2: Замеренные показатели расхода топлива на полном ходу с двумя испытателями
  • Таблица 3: Наибольшие скорости, км/ч (в скобках соответствующие им обороты), достигнутые под испытанными моторами при различной нагрузке на лодке “Brandt-360”

Четырехтактные моторы “стремятся” не сильно отставать по весовым характеристикам от двухтактных, но в этой борьбе наблюдаются издержки: тонкостенное литье заставляет внимательнее следить за надежной затяжкой герметизирующих прокладок, особенно в местах прохода каналов охлаждения блока цилиндров. Поэтому за состоянием масла стоит следить регулярно, особенно в период обкатки. Внушительный вес четырехтактника, казалось бы, должен был привести к повышению требований к удобству его переноски, но взяться за зализанную “голову”, например, “Honda” второму человеку (а переносить мотор лучше вдвоем) совсем не просто – выемка под руку с противоположной струбцине стороны слишком мелка. Четырехтактный “Suzuki” в этом смысле тоже не блистал, но представители дилера уверили нас, что в ушедшем году появилась новая модель мотора, в которой эргономика переноски улучшена.

В чем не возникло проблем, так это в запуске всех тестированных моторов. Достаточно было накачать грушу на топливопроводе, и старт не заставлял себя долго ждать. Единственно, приходилось учитывать индивидуальные особенности каждой модели – необходимость включения “подсоса”, выбор стартового открытия дросселя, но это дело привычки.

'Тест 'Тест 'Тест 'Тест

'Тест

Все моторы оборудованы системой блокировки запуска на включенной передаче и аварийным выключателем зажигания (“чекой”), надо лишь помнить об их наличии, и, если ваш двигатель вдруг отказывается заводиться, не торопитесь тут же звонить дилеру о возникшей неисправности.

ПРОПУЛЬСИВНЫЕ КАЧЕСТВА

Пробеги, замеренные в равных условиях под шестью моторами (двухтактниками “Mercury”, “Selva”, “Yamaha”, “Suzuki” и четырехтактниками “Suzuki” и “Honda”) на разборно-надувной лодке длиной 3.6 м позволили сопоставить их скоростные и тяговые качества (см. таблицу). Первое важное наблюдение: тот винт, который фирма поставляет в качестве “стандартного”, не всегда оказывается винтом на все случаи жизни. Обычно мотор с ним “перекручивает” под малой нагрузкой, оптимальной же оказывалась нагрузка около 200 кг. Наиболее высокую скорость – 40 км/ч – показали двухтактный “Suzuki” как самый “объемистый” мотор среди аналогичных, а также сильнее других “перекручивавшая” “Yamaha”, которая стала самой быстрой при всех тестовых нагрузках. От итальянских моторов “Selva” мы обычно ждем высоких скоростных показателей, но вот “Naxos” их нам не продемонстрировал – сказался слишком тяжелый винт. Судя по всему, по скоростным качествам “Selva-15” должна была быть где-то на уровне одноклассников, если бы ее ход дополнительно не ухудшали прохваты воздуха на волне и при резких поворотах. Четырехтактные моторы слегка уступили двухтактным налегке, но уже с двумя пассажирами оказались быстроходнее последних – тянут они лучше и менее чувствительны к нагрузке, особенно “Honda” с ее самым высоким объемом цилиндров (350 см3 против 302 см3 у “Suzuki”).

По скорости разгона – как обычно, примерно с одинаковым результатом, лидировали двухтактники. Четырехтактный “Suzuki” был предсказуемо чуть более “задумчив”, “Honda” же с увеличением нагрузки оказала удивительный рост приемистости по сравнению с конкурентами, видимо, благодаря большему развиваемому моменту и упору комплектного четырехлопастного винта.

ЭКОНОМИЧНОСТЬ

Читайте также:
Расшифровка серийного номера лодочных моторов Suzuki

По расходу топлива двухтактные моторы, как оказалось, очень близки между собой – они потребляют на полных оборотах тестовые пол-литра примерно за пять минут, т. е. около 0.38-0.40 л/ч на силу мощности. Несколько отстала в экономичности Selva, работающая к тому же на 95-м бензине, результат же Yamaha оказался немного лучше среднего, но четырехтактники были закономерно экономичнее процентов на 20-30, потребляя те же 0.5л уже за 6-6.2 мин., т. е. 0.32-0.33 л/л.с./ч на полном ходу. Разумеется, на промежуточных мощностях преимущество в потреблении топлива у них еще больше, достигая невероятных высот на самых малых оборотах, когда, кажется, мотор способен работать просто на парах бензина. Экономичность малых режимов четырехтактника имеет важный побочный эффект – при многочасовой работе на рыболов получает значительно меньше шансов надышаться вредными выхлопными газами.

При длительных переходах шумность двигателя важна не меньше прочих его параметров, так как она влияет и на утомляемость сидящего непосредственно рядом с ним водителя, и на возможность нормально разговаривать в лодке на ходу. Тут надо отметить, что все испытанные моторы, независимо от тактности, показывали примерно одинаково высокую шумность на полном ходу – 90-92 дБ. А вот спектр шума оказывался различным у разных мо-торов, более или менее терпимым для уха. У Suzuki и особенно у Selva в шуме присутствовали звонкие призвуки, резкие на слух, Yamaha же мягче, и потому не так сильно мешала разговору. На малых и средних оборотах преимущество четырехтактных моторов было также очевидно – они работали на несколько децибел тише двухтактных. А вот на Honda неспроста предусмотрели зеленый огонь-индикатор работы двигателя, иначе порой было бы невозможно определить по звуку, работает он на холостых оборотах или нет.

Тест лодочных моторов 15 л.с. (Honda, Suzuki, Yamaha, Selva и Mercury)

Лодочные моторы мощностью 15 лошадиных сил являются агрегатами с хорошими тяговыми характеристиками, способными развивать приличную скорость. Оборудование бывает двухтактным, четырехтактным и отличается:

• Экономичным потреблением топлива;

• Высокими антикоррозийными свойствами.

Такие двигатели есть в линейках всех ведущих производителей.

Группы ПЛМ

Среди моторов мощностью 15 л.с. можно выделить 2 группы:

1) модели с номинальным потенциалом 15 лошадиных сил — мощностью по умолчанию, 2) двигатели, которые путем раздушки, предусмотренной производителем, повышают свою мощность с 9-10 л.с. до 15.

Можно сказать прямо, российские рыбаки предпочитают именно вторую группу, поскольку владение и управление двигателем с указанной в техническом паспорте мощностью до 8 кВт (~10.88 л.с.) не требует регистрации комплекта в ГИМС и получения прав судоводителя. Поэтому мы сформируем ТОП с учетом такой потребности.

Mercury 9.9 MH TMC (247 cc)

Один из самых популярных двухтактных карбюраторных лодочных моторов — Mercury 9.9 MH TMC (247 cc). Производится в Японии, уровень сборки — пять с плюсом. Конструкция простая и доработанная за годы выпуска модификации до совершенства. Это позволяет использовать Mercury 9.9 MH TMC в самых суровых условиях, не только на отдыхе, но и для промысла на море.
Мощность представленного ПЛМ увеличивается до 15 л.с. путем замены пластины газа (очень простая техническая операция). Раздушенный ПЛМ без проблем выведет в режим глиссирования полноразмерную моторную лодку с 3 рыбаками на борту. Необходимо только правильно установить двигатель и не допускать перегруза. Сухой вес Mercury 9.9 MH TMC — 41 кг. Это немало, однако тому имеется логичное объяснение, ведь рабочий объем модели составляет 247 кубических сантиметров. Именно этот момент обеспечивает полноценную тягу в 15 л.с. Очень мощный во всех отношениях, надежный лодочный мотор, он будет безотказно служить годами при использовании качественных расходных материалов и топлива и своевременном прохождении ТО. Можно даже установить генератор тока, что позволит быстро заряжать гаджеты и приборы.

Обкатка

Suzuki DF 15AS, как и любой другой лодочный двигатель, относится к довольно сложным механизмам, которым требуется регулярное обслуживание, смазка деталей и замена расходных материалов. В связи с этим основные рекомендации производителя – своевременное посещение СТО в период гарантии, а также обкатка. При этом обратим внимание, что несоблюдение указанных требований может стать причиной онулирования бесплатного гарантийного ремонта. Но на самом деле, сложностей с обслуживанием не возникнет, как и с обкаткой. Главное – все делать согласно инструкции. Например, обкатка включает в себя несколько элементарных шагов, на выполнение которых уйдет порядка 10 часов. Такая процедура проводится всего один раз за весь период эксплуатации лодочного мотора. Причем делать ее нужно сразу после покупки изделия. Обкатка обеспечивает адаптацию деталей мотора к местным условиям, и тем самым делает двигатель более надежным. Таким образом, после обкатки можно не беспокоиться за своевременное посещение СТО, так как в этом уже не будет необходимости. Более того, в некоторых случаях СТО вовсе можно будет отменить.

Мотор желательно обкатывать в условиях, максимально приближенных к реальным. Иными словами, нам понадобится любой водоем с глубиной не меньше 80 см. В таких условиях можно обкатать двигатель по полной программе, раскрыть весь его потенциал, заставить работать во всем диапазоне оборотов, и тем самым подвергнуть его тем нагрузкам, которые он будет испытывать на протяжении многолетней эксплуатации.

Так как мотор будет испытывать колоссальные нагрузки, всегда есть риск столкнуться с перегревом и другими проблемами. Система охлаждения – один из важнейших компонентов мотора, который надо проверить в первую очередь. Если из системы выходит фонтанирующая струя воды (под давлением в виде фонтана), значит система исправна, и перегрева удастся избежать. Масло и топливо заправляются двигатель после того, как он будет установлен на транец лодки. Все жидкости имеют заводские параметры, и надо следовать только им. Для мотора Suzuki DF 15AS бензин и масло смешиваются в пропорции 100:1.

Читайте также:
Тахомент от автомобиля и его подключение к подвесным моторам

Особенности процесса обкатки

  1. Сначала двигатель нужно прогреть на холостых оборотах, пока его температура не достигнет 70 градусов
  2. Примерно через час начинаем движение и переходим к плавному повышению оборотов
  3. Каждый час обороты мотора надо увеличивать на 5-10 процентов. В рамках обкатки надо соблюдать поэтапную нагрузку, которая может длиться и пять, и восемь часов. Например, в нашем случае для достижения мощности 80% понадобится около 8 часов (если каждый час повышать тягу на 5-10%)
  4. Необходимо постепенно довести мощность до 80%, избегая при этом перегрева и других технических проблем. Вообще рекомендуется поочередно снижать и повышать обороты, давая мотору остыть и при этом адаптироваться к переменной нагрузке
  5. В конце процедуры надо остудить мотор, выключить зажигание и слить отработанные материалы. Обкатка завершена.

Tohatsu MFS 9.9 E S

Еще один — Tohatsu MFS 9.9 E S, но уже с 4-тактной системой ДВС, позволяющей обойтись без приготовления топливной смеси. Максимально экономно расходующий бензин, что обеспечивается инжектором с электронным управлением впрыска топлива. Номинальная мощность составляет 9.9 л.с. Этот показатель может быть увеличен до 15 и 20 лошадиных сил без риска повреждения внутренней архитектуры и «начинки» двигателя или отмены гарантии. Тому способствует рабочий объем ПЛМ — 333 см3.
Помимо выдающихся возможностей в плане раздушки, мотор выделяется:

  • Стильным брутальным дизайном,
  • Достаточно малым для мотора подобной мощности весом (44,5 кг),
  • Удобным управлением.

Кроме того, ему присуще наличие полезных систем контроля, отслеживающих уровень давления масла и число оборотов для того, чтобы не допустить некорректной работы и перегрева ПЛМ. Это мощный современный мотор с низким уровнем потребления бензина. Не раздражает громким лязгающим звуком и отлично держит малые обороты, что особенно важно для троллинга.

Отзывы владельцев

  • Игорь, Московская область. Являюсь владельцем мотора Suzuki DF 15AS в течение трех лет. Двигатель много пережил, я эксплуатировал его нещадно, подвергал большим нагрузкам, ездил по озерам, рекам и соленым морским водам. Мой мотор не знал никаких преград, и в теплый сезон работал практически каждый день по 12 часов. После ухода на пенсию рыбалка стала моим основным хобби, и Сузуки меня не подводил. Последний, третий год эксплуатации выдался сложным. Двигатель отказывался запускаться, перегревался, барахлил, троил и, в общем, приносил мне немало сюрпризов. Повысился расход топлива, стали плохо включаться передачи. В общем, нестабильная работа мотора стала причиной покупки нового движка, на этот раз более мощного. И я нисколько не расстроен, считаю что моему Сузуки хорошо досталось, и он достойно прослужил мне эти три года.
  • Василий, Ленинградская область. Сузуки DF 15AS в моем владении полтора года, эксплуатируется по полной программе. Он идеально подходит для рыбалки, охоты и водных прогулок. К тому же, у меня семья, дети. Конечно, ну кто не любит подышать свежим морским воздухом, полюбоваться красивыми пейзажами и т. д. Сузуки потребляет от 8 до 10 литров. В меру мощный и тяговитый мотор с удобным румпельным управлением. Охлаждение работает эффективно. За все время пользования менял только бензин и масло.

Mercury F 10 MH EFI

Новинка 2022 года — Mercury F 10 MH EFI, быстро завоевавшая симпатии рыбаков и водомоторников сочетанием эффектного внешнего вида и функциональных возможностей, соответствующих современным представлениям о комфорте использования водно-моторной техники. Двигатель отличается хорошей тягой, имеет возможность раздушки в 15 л.с., его рабочий объем составляет 333 см3. Легко отправит в глиссер большую моторную лодку с 3-4 рыбаками и запасом груза.
Модель выполнена из прочнейшего «морского» сплава, защищающего внутренние узлы моторной головы и редуктора, имеет сухой вес 47,5 кг, комплектуется 9-дюймовым винтом. Инжектор управляет впрыском топлива, используя минимум бензина для совершения полезной работы в заданном режиме. В долгосрочной перспективе использования Mercury F 10 MH EFI пониженный расход бензина позволяет экономить реальные деньги.

Отдельное и неоспоримое преимущество модификации — принципиально новый удлиненный «мультирумпель» с возможностью настройки непосредственно под руку шкипера, левую или правую. Румпель надежно фиксируется в верхнем положении, что очень удобно при переноске и для откидывания. Поворот ручки газа можно настроить. Органы управления (переключение передач и кнопка глушения мотора) сгруппированы рядом с ручкой газа, что позволяет править лодкой без суеты и лишних движений.

Превосходный четырехтактный мотор, одна из самых технологичных модификаций в сегменте 15 л.с.

Лучшие двухтактные двигатели мощностью 5 л.с.

Более широким спросом среди рыбаков и охотников – любителей пользуются лодочные двигатели невысокой мощности – до 5 л.с. Они просты в эксплуатации; небольшой вес позволяет переносить их без привлечения сторонней помощи; экономны в расходе топлива и имеют сравнительно невысокую стоимость, что является немаловажным фактором при выборе. Среди двухтактных моторов этой мощности наиболее популярны:

Самый надежный лодочный двигатель

Одноцилиндровый YAMAHA 5CMH заводится с пол-оборота и быстро развивает предельную скорость.

Достоинства:

  • Экономный расход бензина;
  • Отличная динамика и приемистость;
  • Встроенный топливный бак — объем 2,8 л.;
  • Выносной бензобак – объем 12 л.;
  • Высококачественный трехлопастный винт;
  • Три передачи: передняя, задняя, нейтрал;
  • Возможность заднего хода без разворота;
  • Ровная работа двигателя на любых оборотах;
  • Регулировка оборотов мотора – румпель;
  • Отличный ручной запуск;
  • Японское качество сборки;
  • Надежность в поездках на дальние расстояния.

Минусы:

Эта модель пользуется огромной популярностью у дальневосточников, как самая надежная в тяжелых климатических условиях.

Надежный двигатель с отличной динамикой

TOHATSU M 5B DS – еще один «японец», отличающийся надежностью конструкции при небольшом весе.

Достоинства:

  • Экономный расход горючего;
  • Встроенный масляный бак;
  • Система передачи имеет три позиции: нейтрал, вперед, назад;
  • Карбюратор усовершенствованной модели;
  • Электронное зажигание;
  • Легкий запуск при любой погоде;
  • Шесть позиций наклона корпуса двигателя – возможность использовать его даже в мелких водоемах;
  • Специальная встроенная система регулировки угла наклона и подъема двигателя;
  • Высокопрочный алюминиевый корпус с антикоррозийным покрытием;
  • Разумное соотношение цены и качества.
Читайте также:
Установка мотора и выбор винта

Недостатки:

  • Требования к топливу (бензин Аи – 92);
  • Неравномерная работа двигателя при прогреве и запуске.

Оптимальный бюджетный вариант для любителя рыбной ловли в любых водоемах.

Самый легкий двухтактный двигатель

MERCURY 5М — детище американского ).

Достоинства:

  • Небольшой вес – 20 кг;
  • Ручная система старта;
  • Румпельное управление;
  • Встроенный бак для масла — объем 2,5 л.;
  • Оснащен внешним топливным баком – 12 л;
  • Мотор крепится посредством транцевой струбцины;
  • Выхлопная система — через ступицу винта. Минимальный уровень шума;
  • Трансмиссия надежно защищена резиновым амортизатором;
  • Быстрый разгон;
  • Коррозийная стойкость деталей.

Недостатки:

  • Ручной подъем дейдвуда.

Пользуется большой популярностью благодаря внедряемым инновационным решениям.

Honda BF 15 DK2 SHU

Модель Honda BF 15 DK2 SHU объединяет все преимущества фирменного 4-тактного лодочного мотора производства Honda Marine:

  • эффективная обработка бензина,
  • электронное зажигание,
  • электронная система сигнализации о перегреве, достижении критического числа оборотов и давлении масла.

Присутствует система зажигания с микропроцессорным управлением, наличие генератора 12 В, 6 А и уникальной маятниковой системы гашения вибраций, благодаря которой моторы Honda работают ровно и спокойно даже на полном газу. Хонда — один из лидеров по производству 4-тактных ПЛМ высочайшего уровня качества. Мотор эффективен, удобен и экологичен. При внимательном уходе легко прослужит более 15 лет.

Yamaha 9.9 GMHS

Фирменный, очень стабильный в работе 2-тактный мотор с возможностью раздушки в 15 л.с. Карбюраторный, с рабочим объемом 246 см3, отличается достаточно скромным сухим весом (36 кг), прочностью и надежностью. Очень низкий уровень шума и вибраций на румпеле. Модель более чем ресурсная, при соблюдении правил использования и обслуживания срок эксплуатации составит от 10 лет и больше. Штатный генератор на 80 Вт позволяет организовать на лодке подсветку для ночной рыбалки и заряжать телефоны и аккумуляторы портативных устройств.
Yamaha 9.9 GMHS — один из самых надежных карбюраторных моторов мощностью 15 л.с.!

Тест подвесных лодочных моторов 15 л.с.

Сравнительный тест подвесных лодочных моторов 15 л.с. Evinrude, Honda, Mercury, Suzuki, Tohatsu и Yamaha призван выявить, какие есть достижения в оснастке и техническом плане может предложить класс 15-сильных моторов. Чем могут удивить главные герои этого „шоу лодочных моторов“ свою публику?

Сравнительный тест лодочных моторов 15 л.с. Evinrude, Honda, Mercury, Suzuki, Tohatsu, Yamaha

На первом этапе моторы должны проявить себя в спринте на разборно-надувной лодке Grand 360, длиной 3,60 м, весом почти 80 кг. Предмет оценки – ручное управление, румпельный привод и ручная система запуска. Второй этап: тест-драйв на лодке SBM 600, длиной 6,60 м, с каютой на 4 персоны позволит определить, способен ли мотор 15 л.с. на поездку на полном ходу. Само собой разумеется, что для лодки с каютой данной категории необходим мотор с дистанционным управлением и функцией управления по кабелю, а так же с однорукояточным управлением и электростартером. Приглашение на „кастинг“ на стоянку яхт Мюриц Марина (Müritz Marina), где лодки можно брать в прокат, купить, отремонтировать или просто прокатиться, получили следующие производители лодочных моторов: Evinrude, Honda, Mercury, Suzuki, Tohatsu и Yamaha. Голландский импортер Parsun подтвердил свое участие, но в условленное время он и носа не показал, и с тех пор мы не могли с ним связаться.

Итак, в нашем распоряжении оказались все без исключения 15-сильные двухцилиндровые четырехтактные моторы с расположенным сверху распределительным валом (SOHC).

При ознакомлении с таблицами обращайте внимание на то, что в тесте лодочные моторы с ручным управлением (правая колонка) Evinrude, Honda, Suzuki, Tohatsu и Yamaha имеют выносной топливный бак на 12 л, мотор Mercury – 25 л.

Дистанционное управление 15 PL4

Ручное управление 15 R4

*Дальность пробега, км

**Уровень шума, дБ/А

*Дальность пробега, км

**Уровень шума, дБ/А

*с ёмкостью бака 110 л
** измерение на удалении 1 м от мотора
при разгоне от 0 до 10 км/ч: 3,4 с

*с ёмкостью бака 12 л
** измерение на удалении 1 м от мотора
при разгоне от 0 до 25 км/ч: 4,6 с

Дистанционное управление BF 15 LRU

Ручное управление BF 15 SHU

*Дальность пробега, км

**Уровень шума, дБ/А

*Дальность пробега, км

**Уровень шума, дБ/А

*с ёмкостью бака 110 л
** измерение на удалении 1 м от мотора
при разгоне от 0 до 10 км/ч: 3,8 с

*с ёмкостью бака 12 л
** измерение на удалении 1 м от мотора
при разгоне от 0 до 25 км/ч: 4,2 с

Дистанционное управление F15 EL

Ручное управление F15 М

*Дальность пробега, км

**Уровень шума, дБ/А

*Дальность пробега, км

**Уровень шума, дБ/А

*с ёмкостью бака 110 л
** измерение на удалении 1 м от мотора
при разгоне от 0 до 10 км/ч: 4,4 с

*с ёмкостью бака 25 л
** измерение на удалении 1 м от мотора
при разгоне от 0 до 25 км/ч: 4,2 с

Если поискать другие сходства, то основными у всех моделей являются привод с позициями передач передняя-нейтральная-задняя (F-N-R), а также функция быстрой остановки с аварийным тросом. Понятно, что без функции быстрой остановки мотор не запустится, и что тросы и на них закрепленные штепсели могут утонуть – это всем известный риск. Плюсом относительно удобства эксплуатации и безопасности является переключение передач запускаемого вручную мотора Mercury.

Сравнительный тест лодочных моторов 15 л.с. Evinrude, Honda, Mercury, Suzuki, Tohatsu, Yamaha

В моторах Mercury F15 переключение на переднюю, нейтральную, заднюю передачи осуществляется через ручную поворотную рукоятку газа на конце передней части румпеля, что отличается от тестируемых “конкурентов”, где на или перед масляным картером для переключения передач устанавливается легко перемещающийся рычаг. Преимущества: переключение передач происходит принудительно и всегда при количестве оборотов холостого хода.

Дистанционное управление DF15 AEL

Ручное управление DF 15 AS

*Дальность пробега, км

Читайте также:
Электрическая схема Suzuki DT30

**Уровень шума, дБ/А

*Дальность пробега, км

**Уровень шума, дБ/А

*с ёмкостью бака 110 л
** измерение на удалении 1 м от мотора
при разгоне от 0 до 10 км/ч: 4,2 с

*с ёмкостью бака 12 л
** измерение на удалении 1 м от мотора
при разгоне от 0 до 25 км/ч: 3,7 с

Дистанционное управление MFS 15C EPL

Ручное управление MFS 15C S

*Дальность пробега, км

**Уровень шума, дБ/А

*Дальность пробега, км

**Уровень шума, дБ/А

*с ёмкостью бака 110 л
** измерение на удалении 1 м от мотора
при разгоне от 0 до 10 км/ч: 4,0 с

*с ёмкостью бака 12 л
** измерение на удалении 1 м от мотора
при разгоне от 0 до 25 км/ч: 3,7 с

Дистанционное управление F15 CEL

Ручное управление F15 CМHS

*Дальность пробега, км

**Уровень шума, дБ/А

*Дальность пробега, км

**Уровень шума, дБ/А

*с ёмкостью бака 110 л
** измерение на удалении 1 м от мотора
при разгоне от 0 до 10 км/ч: 4,9 с

*с ёмкостью бака 12 л
** измерение на удалении 1 м от мотора
при разгоне от 0 до 25 км/ч: 4,3 с

Откидной румпель, который уменьшает габариты при транспортировке мотора, и ручная система запуска, которая из соображений безопасности срабатывает только при включенной нейтральной передаче и может быть демонтирована для аварийного запуска (необходимый для этого инструмент отсутствует только в моторах фирмы Yamaha), имеются во всех протестированных моторах с ручным управлением. Само собой разумеется, в моторах с дистанционным управлением, оснащенных электронным стартером, есть функция подзарядки аккумулятора, ручной стартер для этих целей необходимо дополнительно укомплектовать генератором. В моторах с ручным стартером подключение к комплекту кабелей лодки серийно устанавливается только в моторах фирмы Honda. Что более всего бросилось в глаза в ходе проведения этого теста, это система электронного впрыска бензина (EFI) в моторах фирмы Suzuki. Это первая система, которая не нуждается в дополнительном аккумуляторе, и поэтому устанавливается даже в моторах с ручным стартером DF 15. Между тем, для процесса приготовления горючей смеси тестируемые конкуренты делают ставку на традиционную схему с использованием карбюратора. Но это впечатляет не так, как система впрыска, в которой фирма Suzuki устанавливает довольно большой фильтр, в отличие от конкурентов, использующих одноразовые мини-фильтры.

Ручной стартер с системой впрыска

Мотор Suzuki с системой впрыска, с электростартером и дистанционным управлением, по цене занял второе место после Tohatsu. В сравнении цены моторов с ручным управлением, где Tohatsu снова оказался на первом месте, Suzuki занял лишь пятое место. Хорошенько раскошелиться придется покупателям моторов Yamaha, но зато они получат мотор с самым большим объемом цилиндров (362 см 3 ). Кроме того, пользователи Yamaha не очень-то будут рады тому, что у них самый тяжелый (56 кг) из принявших участие в тесте моторов с ручным управлением. Немного попотеть придется парням из США, приобревшим мотор с дистанционным управлением Evinrude 15 PL4 с электростартером, чтобы донести до точки старта его 61 кг. Что касается однорукояточного переключения газа и редуктора, которые входят в комплект поставки моторов с электростартерами, то тут действует девиз “Возьми что проще”.

Характеристики 4-х тактных лодочных моторов 15 л.с.

BF 15 SHU /
BF 15 LRU

DF 15 AS /
DF 15 AEL

MFS 15C S /
MFS 15C EPL

F 15 CMHS/
F 15 CEL

Четырехтактный мотор внутреннего сгорания SOHC

Диаметр х ход поршня, мм

Рабочий объем, см 3

Мощность л.с./ кВт

Количество оборотов, об./мин

ручное / электропуск

Тип топливной системы

система электронного впрыска

Ёмкость топливного бака, л

Снаряженный вес, кг

вода / одноконтурная система

Внешний
12 В /12 А

12 В / 6 A
12 В /12 A

12 В / 12 A
12 В / 12 A

12 В / 6 А
12 В /12 А

12 В / 10 A
12 В / 10 A

Рекомендуемая
высота транца, мм

3 x 9 1/4″ x 10″
3 x 9 1/4″ x 9″

4 x 9 1/4″ х 9″
4 x 10″ х 6 1/2″

3 x 9 1/4″ х 9″
3 x 9 1/4″ x 9″

3 x 9 1/4″ х10″
3 x 9 1/4″ х 9″

3 x 9 1/4″ х 10″
3 x 9 1/4″ x 8″

3 x 9 1/4″ х 9″
3 x 9 1/4″ х 8″

Данные для моторов с электростартером / дистанционным управлением напечатаны жирным шрифтом.

Т.е., моторы, оснащенные замком зажигания, функцией быстрой остановки и дроссельным рычагом, гораздо проще монтируются и всегда легко управляются.

Если нужно изменить дифферент, который приведет лодку в лучшее плавающее положение, водителю необходимо сильнее нажать на рычаг. Прежде чем сместить болты дифферента (у моторов Evinrude, Mercury и Tohatsu для этого есть 6, у Suzuki и Honda 5, а у Yamaha 4 различные опции). Единственное исключение – это электростартер мотора Evinrude, который оснащен электро-гидравлическим откидывающим устройством и плавной установкой на мелководье, которые управляются нажатием соответствующей кнопки. Все другие тестируемые моторы ищут и находят установку на мелководье автоматически при регулировке высоты.

О том, как найти правильный дифферент для лодки и мотора, на что нужно обращать внимание при эксплуатации мотора, и как самостоятельно выполнить простейшее техобслуживание, можно прочесть в инструкциях по эксплуатации, исполненных с доступным к пониманию содержанием, чертежами и рисунками. Перечень неполадок подскажет водителю, что следует делать, если мотор функционирует не должным образом и система предупредительной сигнализации автоматически ограничивает количество оборотов. При отсутствии давления масла или охлаждающей жидкости, во всех испытуемых моторах это будет отображено оптически и / или акустически.

Попробуйте пронесите мотор под мышкой

Все производители серийно выпускают гребной винт и несущую пластмассовую емкость, которая, кстати, у мотора Mercury в два раза больше (251). Тоже касается и троса аварийного пуска, и анода протекторной защиты, которые защищают мотор от гальванической коррозии.

Сравнительный тест лодочных моторов 15 л.с. Evinrude, Honda, Mercury, Suzuki, Tohatsu, Yamaha

У моделей с ручным стартером есть преимущество в том, что их можно устанавливать и демонтировать без особых забот при откручивании – закручивании болтов. Проблема только в том, что мотор весом в центнер просто так под мышкой не унесешь. Тут не помогут даже хорошо закругленные ручки.

Читайте также:
Чертежи проставки для установки двигателя "Вихря-30" на "нептуновский" дейдвуд.

На практике вся “шестерка” испытуемых в плане крепления показала себя с лучшей стороны. При правильной эксплуатации дросселя, моторы без проблем заводятся и в холодном состоянии (при первом пуске моторов Yamaha и Suzuki система впрыска управляется автоматически). А именно без надоедливого облака дыма.

Что касается плавности работы и ходовых качеств, то тут все испытуемые моторы достойны высшего балла. Т.е., они во всех ситуациях “ходят ровно”, без вибраций и плавно отзываются на ручку газа.

Tо, что система впрыска у последнего испытуемого мотора Suzuki на тихом и полном ходу ведет себя несколько лучше, чем карбюраторные системы у его конкурентов, доказывает разгон с 0 до 25 км/ч за 3,7 секунды. Тоже действие у Evinrude занимает 4,6 секунд. Honda, единственный мотор среди испытуемых с четырехлопастным гребным винтом, в дуэли на спринтерской дистанции разделил второе место вместе с мотором Mercury, их результат 4,2 секунды.

И снова в конце списка стоит мотор Evinrude, но, если говорить о максимальной скорости, то он находится на верхней ступени пьедестала с показателем 34 км/ч. Второе место с результатом 33,5 км/ч досталось быстрому Mercury, за ним расположились Suzuki, Tohatsu, Honda и Yamaha, последний едва не опустился ниже планки в 31,9 км/ч. Еще одно важное наблюдение: лодка, при тестировании каждого из моторов, управлялась в этом диапазоне скорости легко и уверенно. Если заходя в крутой поворот “перебрать” со скоростью, винт тот час же выскочит из воды, что притормозит ход лодки. Обнаружены также и различия в расходе, они указаны во второй колонке таблиц. Если за основу взять крейсерскую скорость – 25 км/ч, наиболее экономными оказались моторы Evinrude и Tohatsu с показателем 0,11 л/км. А вот что удивило, так это то, что карбюраторные моторы Honda и Mercury обошли по этому показателю мотор Suzuki с его системой электронного впрыска, который наряду с мотором Yamaha проявили неслабый “аппетит” (0,16 л/км).

Экономия горючего на карбюраторном моторе? Так и есть!

А насколько дорогой может стать “пара капель топлива”, однажды может выясниться при поездке на большое расстояние. В то время как моторы Evinrude и Tohatsu на одной заправке (121 л) пройдут 109 км, капитану Suzuki и Yamaha придется заправляться уже через 75 км. А вот мотор Mercury F15 M с серийно устанавливаемым 25-литровым баком, на одной заправке пройдет почти в два раза больше, чем экономичные Evinrude и Tohatsu (на баках по 12 л). То, что два мотора с почти одинаковыми конструкциями – Tohatsu и Mercury, выявили настолько разные показатели шумности 77 дБ/A и 83 дБ/A соответственно, объясняется тем, что инженеры Tohatsu устанавливают гребной винт с большим шагом, чтобы достигать скорости 25 км/ч при меньшем количестве оборотов. Следует отметить также, что моторы Mercury и Yamaha в данной категории (с румпелем) занимают последнее место и являются самыми шумными. Тихая Honda выявила показатель 76 дБ/A, но и этого не достаточно, чтобы получить кубок победителя. Мотор Suzuki и здесь уступил своему конкуренту Evinrude и с показателем 81 дБ/A разместился на 4 месте.

Сравнительный тест лодочных моторов 15 л.с. Evinrude, Honda, Mercury, Suzuki, Tohatsu, Yamaha

Каким потенциалом располагает система электронного впрыска, выявилось, когда мотор с ней установили на лодку SBM 600. Мотор-легковес (50 кг) разогнал почти 1000-килограммовый крейсер до самой высокой скорости (13,3 км/ч) среди всех испытуемых. Evinrude, Mercury и Tohatsu „допрыгнули“ до отметки 13-км/ч, а вот Honda и Yamaha (12,6 км/ч) остались позади. 61-килограммовый мотор в соревновании по достижении крейсерской скорости 10 км/ч на резиновой лодке оказался самым быстрым – 3,4 с.

В то время как Honda “шла по пятам” – 3,8 секунд, моторы Tohatsu, Suzuki, Mercury, а прежде всего Yamaha (4,9 с) были значительно медленнее.

Самые тихие (69 дБ/A) моторы с дистанционным управлением по результатам теста – Evinrude и Mercury, чего не скажешь о моторе Honda – самый шумный мотор.

Потеря скорости 3 км/ч подарит вашей лодке не только тишину и спокойствие, но и экономию определенного количества горючего. Так экономный хитрец Mercury (0,21 л/км) на разнице скорости между 13,1 и 10 км/ч позволит сэкономить 0,15 л/км. В пересчете на дальность пробега (524 км) – это плюс целых 218 км. Что касается мотора Tohatsu, последнего в списке по расходу (0,26 л/км) и дальности пробега (423 км), разница между крейсерской и максимальной скоростями меньше, но цифры говорят сами за себя (экономия – 0,11 л/км или плюс 126 км).

Остается упомянуть, что только 110-литровый бак лодки SBM 600 сможет воплотить в реальность впечатляющую дальность пробега.

Впрочем, на ходовые качества и показатели маневренности емкость бака никак не влияет. Важно также чтобы выдерживалась стабильность курса (особенно в узких участках водоемов), чем могут похвастаться все протестированные на лодке SBM моторы. При маневрировании в порту мотор Honda с четырехлопастным винтом выявил небольшие преимущества. Этот мотор быстрее всех останавливает лодку, имеет наименьшую циркуляцию и переходит с передней передачи на заднюю без сбавления оборотов (реверс). Другие моторы тоже имеют такое качество, кроме Yamaha, которому в этом случае нужно “поддать газку”, причем на это тратися минимум 3 секунды, только Honda может лучше справиться с этим.

Выводы: Ознакомившись с руководством по эксплуатации и инструкциями, Вы без труда справитесь с управлением и обслуживанием мотора 15 л.с., кроме того, это значительно повысит уровень безопасности эксплуатации. Разумеется, перед началом поездки капитану необходимо немного наловчиться. Не повредят и тренировки в управлении вдали от мест отдыха людей. Хорошо подготовленному водителю 15-сильный мотор доставит больше удовольствия от управления лодкой. Для резиновых надувных лодок лучше всего подходят моторы с ручным стартером. Для данной категории лодок и по цене и по низкому уровню шумов подходит мотор Tohatsu 15. Для желающих сэкономить вес или любителям современной техники и быстрой езды рекомендуем Suzuki. Мотор Evinrude хорошо показал себя тем, что у него низкий расход топлива и относительно высокая максимальная скорость. Honda на резиновой надувной лодке – будет универсальным вариантом. Остался мотор Yamaha: тяжелый и дорогой, но обе модели: и с ручным, и с дистанционным управлением найдут своих покупателей среди приверженцев этой марки.

Читайте также:
ИМА: описание мотора, технические характеристики, отзывы

Лодочные моторы 15 л.с. – сравнительный тест

Потребительские качества подвесного лодочного мотора, которые мы оцениваем на тесте это быстроходность, мощность или тяговитость, скорость разгона, экономичность, эргономичность и шумовые показатели. Но потребителей в большей степени интересуют такие качества мотора как ресурс и ремонтопригодность. Но такие вещи на тесте выяснить никак не удастся. Благо, что все современные лодочные моторы иностранного производства отличаются высокой надежностью и качеством. Покупателю зачастую нужно просто выбрать сервисный центр, где он сможет своевременно проходить техническое обслуживание мотора и устранение редко возникающих неполадок.

На водоемах США и Европы уже давно действуют жесткие экологические нормы по загрязнению окружающей среды (CAPM, EPA). Производители вынуждены считаться с этим и по сути в том числе благодаря этому на свет появились экологически чистые маломощные четырехтактные моторы, которые все увереннее вытесняют аналогичные двухтактники, производство которых хоть и продолжается, но технически они с 90-х годов не совершенствуются. Прогресс для двухтактных моторов до 20 л.с. остановился в конце 20 века.

В нашем тесте участвовали следующие лодочные моторы:

Табл. №1 – Технические характеристики лодочных моторов

Мотор Объем,
(см 3 )
Размер винта, (дюймы)
Honda BF-15 350 9.25×10
Suzuki DF-15 (4т) 302 9.25×10
Suzuki DT-15 (2т) 284 9.25×11
Mercury 15M 262 9×9
Selva 15 Naxos 260 8.5×10.25
Yamaha 15FMHS 246 9.25×10.5

Четырехтактные лодочные моторы в 15 л.с.(Рекомендуем: Тест лодочных моторов 10 л.с.), которые побывали у нас на тесте выглядят и ощущаются более совершенными чем их двухактные братья. Особенно это заметно с точки зрения эргономики. Четырехтактники Honda и Suzuki оснащены очень удобным румпелем управления. У него простые регулировки газа и усилия поворота. Рычаг, который отвечает за включение хода как будто специально сделан под руку каждого, кто тестировал эти моторы. Работает он точно и четко. Управление углом наклона и режим мелоководья сделано просто и изящно. При всем желании вы не сможете намочить руки когда будете пользоваться этим функционалом. Никаких лишних движений и усилий.

Преимущество двухтактных моторов на нашем тесте (Suzuki, Yamaha, Selva) по сути заключается лишь в удобстве их переноски, т.к. они легче и у них отсутствует картер с маслом. Особняком стоит лишь двухтактный мотор Mercury, у которого механизм включения хода интегрирован в румпель и его система откидки мотора сделана с учетом всех современных стандартов. В плюс Меркури 15 еще можно записать способ фиксации гребного винта. Здесь используется стопорная шайба вместо шплинта, как на большинстве моторов. Этим облегчается снятие и установка винта, к примеру в случае его повреждения и разница особенно заметно, если вы меняете винт находясь на воде, а не на твердой поверхности.

Производители четырехтактных моторов стремятся минимизировать весовую разницу в сравнении с двухтактными, но в этой борьбе приходиться чем то жертвовать. Литье становиться тонкостенным и в связи с этим нужно обязательно следить за затяжкой гермопрокладок, особенно там, где проходят каналы охлаждения блока цилиндров. Постоянно нужно следить за уровнем масла, а в особенности в период обкатки.

Но у четырехтактных моторов есть и свои недостатки. По идее их большой весь должен был привести к усовершенствованию и улучшению средств переноски. Но крышка у Хонды настолько зализана, что второму человеку удобно взяться за нее не представляется возможным, а тяжелые 4-х тактники лучше переносить вдвоем или купить тележку для мотора. Сузуки 15 тоже не отличился в лучшую сторону, но представитель производителя уверил нас, что новые модели будут идти с нормальными ручками.

Проблем с пуском всех тестовых образцов вообще не было. Подкачали грушу на топливопроводе и вот он желанный рокот работающего двигателя. Правда у каждого есть свои особенности (включать/не включать подсос, дроссель). Но это конечно же не недостатки. К таким нюансам владелец мотора привыкает быстро.

Все моторы, которые были на тесте имеют блокировку старта на передаче и систему аварийного выключения зажигания.

Тест лодочных моторов 15 лошадиных сил

В боевых условиях моторы тестировались на надувной лодке Badger FL 360, длиной 3,6 метра. В таблице можно увидеть и сравнить скоростные и мощностные результаты каждого. Наши небольшие комментарии к результатам. Стандартные гребные винты, которые производитель ставит на свои моторы далеко не лучший выбор. Зачастую мотор с таким винтом при малой нагрузке раскручивает двигатель несколько больше. Оптимальная загрузка по нашим расчетам будет около 200 кг.

Табл. №2 – Результаты теста лодочных моторов 15 л.с.

Мотор Макс.скорость (км/ч) при нагрузке, (чел/кг)
1(80)
Скорость (об.мотора)
2(170)
Скорость (об.мотора)
3(260)
Скорость (об.мотора)
Honda BF-15 38.3 (5430) 36.0 (5380) 32.0 (5050)
Suzuki DF-15 (4т) 40.0 (5600) 35.0 (5200) 31.5 (4850)
Suzuki DT-15 (2т) 38.7 (5700) 35.5 (5550) 30.5 (5200)
Mercury 15M 37.4 (5900) 32.8 (5650) 30.5 (5400)
Selva 15 Naxos 35.0 (4900) 32.7 (4850) 27.0 (4800)
Yamaha 15FMHS 40.0 (5850) 36.4 (5700) 32.8 (5400)

Самыми быстрыми моторами оказались Сузуки 15 двухтактный с самым большим рабочим объемом и Ямаха 15, которая больше всех “перекручивала” двигатель со стандартным винтом, но и показала самую высокую скорость при всех нагрузках. Моторы “Selva” обычно славятся хорошими скоростными показателями, но наша Сельва 15, видимо из-за слишком тяжелого винта не показала все то, что мы от нее ожидали. Да еще у нее были частые прохваты воздуха на волне и на поворотах.

Читайте также:
ЛМР-6: описание мотора, технические характеристики, отзывы

Сравнение скоростей лодочных моторов 15 л.с.

Четырехтактники немного уступили своими менее тактным собратьям при малой нагрузке, но с увеличением “градуса” веса в лодке они уверенно выходили вперед по скорости. Они оказались менее чувствительны к изменениям загрузки лодки. Особенно хорошо себя показала в этом Хонда, от части это объясняется бОльшим объемом цилиндров по сравнению с Сузуки (350 куб. против 302).

Хорошую скорость разгона, как и ожидалось, показали все двухтактные моторы. Четырехтактный Suzuki оказался самым задумчивым. “Honda” же снова с увеличением загрузки стала более приемиста, скорее всего благодаря большему моменту и хорошему четырехлопастному стандартному винту.

Экономичность на тесте

Табл. №3 – Расход топлива

Мотор Пробег
(км/л)
Honda BF-15 7.30
Suzuki DF-15 (4т) 6.06
Suzuki DT-15 (2т) 4.10
Mercury 15M 4.12
Selva 15 Naxos 3.92
Yamaha 15FMHS 4.96

По расходу топлива все как и ожидалось. Двухтактные моторы все как один показали результаты в районе 0,4 л. на единицу мощности. Пол литра бензина они съедали за 5 минут. Selva только немного подотстала, да и работает она на 95 топливе. Yamaha показала самые лучшие средние результаты – 0,38 л. на л.с. Четырехтактные моторы были экономичнее примерно на 25 %. Пол литра тестового бензина они переваривали больше 6 минут, что равно 0,33 л. на единицу мощности. Все эти замеры проводились на полном газе. На средних и холостых оборотах 4-х тактники еще больше отрываются в экономичности и зачастую кажется, что на малых оборотах мотор готов работать даже на парах бензина.

Шумность “пятнашек”

Не стоит забывать про шумность при выборе лодочного мотора. При дальних походах этот показатель значительно влияет на утомляемость как самого шкипера, так и на пассажиров в лодке. Ну и комфортно разговаривать в лодке лучше если мотор не глушит своим звуком все вокруг. На максимальных оборотах все модели на тесте показали примерно одинаковые показатели – 91-92 ДБ. А вот сам шум, т.е. его спектр значительно отличался. Самым “комфортный” шум был у Yamaha, без резких призвуков. При таком работающем моторе можно вполне комфортно разговаривать. А вот Suzuki и Selva отличились не лучшим образом. В их работающем звуке присутствовали резкие нотки, которые не очень комфортно переносятся. На средних, а в особенности на малых оборотах четырехтактные двигатели были вне всяких похвал. Шум, издаваемый ими был на несколько дицебел ниже по сравнению с двухтактниками. На Хонде даже есть индикатор работы двигателя зеленого цвета. Просто на холостых оборотах не всегда понятно работает мотор или нет.

Тест-драйв лодочного мотора Evinrude 15 л.сил

Люди, которые не мыслят свою жизнь без рыбалки, знают, как иногда бывает сложно подобрать для себя лодочный мотор. Этим выбором озадачились и мы, перед августовской экспедицией 2013 года. Задача усложнялась тем, что требовался необслуживаемый агрегат, для ежедневной трёхнедельной работы, с максимальной нагрузкой и далеко не лучшим топливом.

Предложений на рынке хватает. Среди прочих, был выбран и «американец»: мы решили использовать на одной из лодок винтовой лодочный мотор «EVINRUDE», мощностью 15 лошадиных сил. Не то, чтобы очень мощный двигатель, но для использования в связке с лодкой грузоподъёмностью 600 килограмм — вполне подходил, как показывали предварительные расчёты. И они оказались верны.

 Evinrude 15

Особых сюрпризов в плане водоемов не предвиделось: основная часть маршрута проходила по достаточно полноводным рекам Якутии, с заходами в мелководные притоки.

За бешенными скоростями мы не гнались изначально. 1 200 километров по воде предстояло преодолеть за три недели — можно позволить вполне размеренный ход каравана.

Таким образом, нужен был универсальный мотор небольшой мощности, который можно легко перевезти и быстро установить на надувной лодке. «EVINRUDE» весит 50 килограмм, помещается в багажник стандартного внедорожника (даже «Нивы») и может быть использован на различных лодках.

Винт стандартный, правда, гайка крепления дюймовая. Следует учитывать этот нюанс.

Скорости на моторе переключаются плавно, без рывков. Ход кулисы может показаться вначале непривычным, однако уже через десяток переключений всё происходит по наитию.

 Evinrude 15 на лодке

До максимальной скорости (засекали 41 кмч) лодка разгоняется не хуже «старших». Вообще, на ходу судно нигде не уступало трём другим, с более мощными моторами. И самое главное — «движок» работает очень тихо.

Тишина работы двигателя, в определённых случаях, принципиальна. Когда караван на марше, нередко приходится бросать спиннинг, едва заглушив мотор. Ясно, что чем больше грохота — тем менее удачно проходит рыбалка. Кроме того, на большой реке — а местами ширина русла превышала километр — экипажи постоянно переговариваются по рации, не сбрасывая оборотов. Здесь шум критичен. В этом смысле «американец» оказался почти идеален.

«EVINRUDE» довольно экономичен, расход топлива фактически не превышал заявленных производителем цифр. Опытные пользователи навесных лодочных моторов знают, что чаще бывает наоборот. Следует заметить, что вместо рекомендуемого бензина, мы заливали что попадалось. В том числе, даже так называемый «семьдесят второй» — уникальную смесь, которую не встретить в США и Европе.

А вот с маслом так шутить не следует: мы использовали «родное», от производителя.

Система охлаждения работает как часы, как на мелководье, так и в зарослях травы и тины. Из системы всегда идёт тёплая вода, одной температуры.

Румпельное управление удобно, на рукоятке не ощущается никакой дискомфортной вибрации.

лодочный мотор EVINRUDE 15

В общем, наш «EVINRUDE» оказался, практически, идеальным мотором.

И кстати, о «прохватах», которые часто обсуждают в профильных коференциях: это паразитное явление никак не зависит от марки или модели двигателя. Проблема, чаще всего, в недостаточном давлении воздуха, в надувной лодке. Особенно, в днище, если оно тоже надувное. Иногда, если лодка склеена из тонкого ПВХ, даже полное давление не спасает, корпус судна играет из-за большого груза. Тогда, решение одно: монолитный лист водостойкой фанеры на пол. Именно так делают в Якутии, видели своими глазами.

Читайте также:
Салют: описание мотора, технические характеристики, отзывы

Лодочные моторы 15 л.с.

Лодочные моторы мощностью 15 лошадиных сил являются агрегатами с хорошими тяговыми характеристиками, способными развивать приличную скорость. Оборудование бывает двухтактным, четырехтактным и отличается:

• Экономичным потреблением топлива;

• Высокими антикоррозийными свойствами.

Такие двигатели есть в линейках всех ведущих производителей.

Применение

Лодочные моторы мощностью 15 л.с. устанавливаются на прогулочные и грузовые катера, небольшие яхты, рыбацкие баркасы, туристические и экспедиционные лодки. Они могут использоваться на спасательных шлюпках, охранных маломерных судах, спортивных байдарках, буксирах.

Двигатели подходят для эксплуатации на море и просторных пресноводных водоемах с глубиной от полутора метров. Оборудование рассчитано на лодки, катера, транспортирующие до пяти человек с грузом и обладающие длиной от 3,8 метра до 4,6 метра. Оно позволяет быстро выходить в режим глиссирования и развивать скорость до 53 километров в час.

Топ-5 лучших моторов мощностью 15 л.с.

На рынке представлен огромный выбор лодочных моторов с мощностью 15 лошадиных сил. Они имеют разные технические характеристики, дизайн, различную конструкцию, систему управления, отличаются качеством сборки и ценой. По данным опросов и тестирования лучшими моделями стали:

• Моторы Honda BF15DK2SHU .

Это четырехтактные агрегаты с экономичным потреблением топлива, выносным топливным баком объемом 15 литров, двумя цилиндрами. Оборудование имеет индикаторы температуры, уровня масла, встроенный генератор, тахометр в ограничителе оборотов.

• Моторы Yamaha F15 CEHS .

Модели имеют внешний топливный бак объемом 25 литров, блок аварийного отключения, механизм откидывания двигателя при движении по мелководью. Они оснащаются устройством регулировки угла наклона, электрическим стартером, системой дистанционного управления.

• Моторы Mercury ME F 15 MH .

Они обладают встроенным топливным баком с вместимостью 15 литров, индикаторами, контролирующими работу вала, температуру, давление масла, трехлопастным гребным винтом. Конструкции укомплектовываются генератором на 12 Ампер, системой принудительного отключения, электронным зажиганием.

• Моторы HDX F 15 FWS .

Это двухтактные изделия китайского производства, входящие в бюджетный ценовой сегмент. Они оснащены встроенным топливным баком объемом 24 литра, ручной и электрической системой запуска, механизмом регулировки угла наклона, системой аварийного отключения.

• Моторы Suzuki DF-15 .

Это четырехтактные двигатели с легким весом, отличными тяговыми свойствами, электрическим запуском, электронной системой зажигания. Они укомплектовываются двумя цилиндрами, карбюратором, трехступенчатой коробкой передач, генераторами на 12 Ампер и 80 Ампер, внешним топливным баком на 12 литров.

Особенности моторов

Лодочные моторы мощностью 15 лошадиных сил имеют прочные корпуса из алюминиевых сплавов или нержавеющей стали, с которых легко смывается грязь и масло. Агрегаты быстро монтируются на короткие и длинные транцы и обладают такими достоинствами, как:

• Возможность мгновенного запуска при низких температурах;

• Устойчивость к контакту с агрессивными средами, сильным ударам.

Современные модели дополняются приспособлениями, снижающими токсичность выхлопных газов. Они способны бесперебойно работать на низкооктановом бензине и могут подключаться к бортовой электрической сети. Это удобные и простые в управлении агрегаты, которые можно устанавливать на надувные лодки из ВВХ и ремонтировать самостоятельно. Они неприхотливы в уходе и при соблюдении всех правил обслуживания хорошо работают на протяжении многих лет.

Покупка и обслуживание

Приобрести хороший лодочный мотор мощностью 15 л.с. можно в специализированных магазинах или на интернет-ресурсах, торгующих водно-моторным оборудованием. После покупки двигатели надо обкатать, чтобы повысить их надежность. Обкатка длится 8-10 часов. Оборудование монтируют на транец так, чтобы двигатель погрузился в воду, но не доставал дна. Сначала его запускают на 10 минут на холостых оборотах, потом постепенно переходят на средние и высокие частоты. В процессе обкатки мотор регулярно переключают на 5-7 минут на самые высокие и низкие обороты.

По суше агрегаты следует перевозить на специальном прицепе. Полный техосмотр нужно проводить через каждые 300 часов эксплуатации. Это поможет избежать больших проблем при использовании моторов и продлит срок их службы. Свечи нужно периодически чистить от нагара и менять через каждые 50 часов работы.

После использования оборудования в морской воде его необходимо тщательно промыть пресной водой. Если судно направляется к берегу, надо перекрыть топливный кран и выработать все остатки смеси в камере сгорания, чтобы свечи могли хорошо просохнуть. Иначе в следующий раз запуск двигателя усложнится.

Когда мотор работает, следует контролировать работу водяной системы охлаждения. Струя, вытекающая из нее, должна быть сильной и равномерной. При использовании двигателя при низких температурах его сначала необходимо прогреть на холостых оборотах в течение 10 минут. Дейдвуд в холодное время года на стоянках из воды не вынимают.

Пропорции бензина и масло в смеси, отмеченные в инструкции, надо строго соблюдать! Их нарушение может спровоцировать серьезную поломку, которая устраняется только с помощью капитального ремонта. При движении по мелководью с каменистым дном, заросшим водорослями, заваленным топляком участкам развивать большую скорость нельзя! Может повредиться гребной винт и редуктор.

Перед тем, как отправить мотор на хранение сроком больше месяца его нужно промыть чистой водой так, чтобы полностью слить все топливо. Затем двигатель тщательно высушивают и помещают на струбцины. Хранить его лучше в сухом закрытом помещении. Если оборудование остается на улице, на него надевают водонепроницаемый чехол.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: