Универсальная дюралевая лодка “Прогресс”: описание модели, технические характеристики, отзывы

{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}

Моторная лодка Прогресс (1, 2, 2М, 3М, 4, 4Л)

Прогресс2

Технический проект моторной лодки “Прогресс” был разработан в 1966 году Л. П. Зимаковым. В этом же году производство лодок было налажено на Куйбышевском авиационном заводе. Мотолодка “Прогресс” была настоящим прорывом в маломерном судостроении тех лет.

Первые версии “Прогрессов” выпускались не долго, на смену им пришли модификации лодки – “Прогресс-2”, “Прогресс-2М”, “Прогресс-3М”. “Прогресс” имел килевую накладка из стали, на “Прогрессе-2” и более поздних “Прогресс-2М” и “Прогресс-3М” ее заменили на дюралюминиевую, это позволило уменьшить влияние электрохимической коррозии и тем самым, значительно продлить срок службы мотолодки.

Дистанционное управление мотором, тент, мягкие подушки для сидений, колеса со стойками и водилом, поставлялись за отдельную плату в зависимости от варианта комплектации.

Как создавалась лодка МКМ?

Лодка МКМ

Лодка МКМ
Началась история достаточно популярной лодки МКМ еще в 60-х годах, ведь на то время большинство рыбаков и простых пользователей могли использовать только обычную казанку. Такой вариант был ограничен в мощности двигателя (до 12 л.с.) и не позволял выполнять некоторые задачи.

Именно поэтому инженеры начали разработку новой модели, и поэтому в 1968 году мир увидел новую моторную лодку МКМ. Разработчиком считался Ярославский завод, а в основе данного изобретения послужили две модели — лодка Казанка и более старая разновидность с названием МК-29.

Необходимость в создании новой лодки была однозначно, ведь старый вариант был небезопасным и требовался более надежный сплав. Также если на Казанку использовать более мощный мотор, то она может не выдержать такую эксплуатацию.

А новый МКМ продумал эти нюансы, хотя общее устройство корпуса осталось прежним. Отличиями в конструкции можно назвать более заваленные борта во внутренней части торца, также днище получило плоско-килеватую форму. Из-за завода-производителя новую лодку рыбаки стали называть «Ярославка».

Благодаря улучшенному корпусу на лодку появилась возможность располагать мотор мощностью до 25 л.с. Но пользователи плохо отзывались о таком решении ставить максимально допустимый мотор.

Ведь в таком случае движение на реках или небольших водоемах было достаточно неудобным. При наличии волн вода попадала в кокпит и на пассажиров.

Читайте также:
Лодки Казанка и Казанка-М: описание модели, технические характеристики, отзывы

Технические характеристики лодки «Прогресс-2»

Лодка «Прогресс-2» практически не имеет отличий от первой модели, соответственно, в ней были заменены только несколько элементов, но часть из них крайне важна.

Длина лодки «Прогресс-2» осталась прежней, как и остальные габаритные характеристики. Значимых изменений корпуса, помимо килевых накладок, не наблюдается. Лодка «Прогресс 2» имеет такие технические характеристики:

  • максимальная длина – 4,65 м,
  • габаритная ширина – 1,7 м,
  • высота борта в области миделя – 0,65 м,
  • килеватость дна возле транца – 7°,
  • вес с полным снаряжением – 223 кг,
  • количество пассажиров – до 5 человек,
  • полезная грузоподъёмность – 500 кг,
  • максимальная мощность навесного двигателя – 30 л. с.,

Отличительные характеристики лодки «Прогресс-2»:

  • накладки киля из нержавеющей стали заменены дюралевыми. Нержавейка приводила к появлению электрохимической коррозии. Гниение накладок теперь не происходит, это увеличивает срок эксплуатации,
  • вес лодки «Прогресс-2» немного увеличен (до 223 кг) за счёт некоторого изменения конструкции кокпита,
  • устранены герметичные отсеки для непотопляемости. Внутри корпуса разбросаны пенопластовые блоки, они экономят место и отличаются надёжностью.

Эта модель выпускалась длительное время, из-за чего и приобрела распространение. Сегодня лодка «Прогресс-2» всё чаще подвергается тюнингу, в сети многочисленные фото, а также предложения компаний узкой специализации по изменению конструкции и дизайна лодок. По фотоизображениям лодок «Прогресс-2» видно, что они часто подвергаются усилению транца, установке дополнительных электрических компонентов, замене лобового стекла. Ходовые качества лодки «Прогресс-2» можно изучить по видео.

Лодки Прогресс: Какая модель лучше

Одна из самых известных и любимых лодок советского производства. Сколько споров было на форумах – о тёмных и светлых сторонах каждой модели (Прогресс, П2, П2М, П3М, П4, П4Л). Никакого попкорна не хватит, следить за этими спорами. Сегодня я хочу (очень кратко) озвучить основные “+” и “-“ некоторых моделей, которые считаю важными.
Если заметили неточности в описании лодок или есть что дополнить – пишите в комментариях.

В 1966 году, Куйбышевским авиазаводом был выпущен первый “Прогресс”. Клепаный дюралевый корпус длиной 4,6м. прочный и надёжный как бомбардировщик ВВС СССР.
Если б не стальная килевая накладка, был бы ещё и более живучим.

Читайте также:
Рубка со сдвижной крышей на Казанке-5

Кто сможет ответить – какая была максимальная разрешенная мощность мотора на самых первых “Прогах” – 30 л.с. или 40 л.с? Пишите в комментариях. Почему допустимая мощность у них на шильдах написано по разному?

Недостатки Прогресса, унаследовал и Прогресс 2. Из-за низкой скулы – зарывается в волну. Легко забрызгивается. Нет самоотливного рецесса – подмоторная ниша легко заливается волной. Считаю, все Прогрессы до четвёртой модификации – мало подходят для больших водохранилищ.
Самоотливной рецесс появился на Прогресс 2М. Но и у П2М та же беда – он так и норовит нырнуть носом в волну. Принять её на себя – и перебросив воду через стекло, освежить людей в кокпите. На крупной попутной волне водохранилища, многие из нас это испытали. Зато на П2М, вместо стальных скуловых накладок появились алюминиевые.
Силовой набор по килю, в передней части, стал прочнее.

Для рыбалки и семейных выездов на острова, эти модели показали себя отлично. Вместительный кокпит, огромный носовой рундук. Шикарная остойчивость (рыбаки знают, как это важно). Пробить корпус этих лодок – это надо было сильно постараться. Какие нибудь шведы или финны считали бы такие лодки неубиваемыми.
Но мы можем всё! Пробивали, клепали – и снова “от винта”.

Прогресс 3М от П2М отличается только релингами на носовой палубе.

Фото: Алексей Крокас. Группа "Лодка Прогресс. Тюнинг, барахолка, обмен опытом"

Фото: Алексей Крокас. Группа “Лодка Прогресс. Тюнинг, барахолка, обмен опытом”

Прогресс 4 () выпускали с самоотливным рецессом и транцем на 2 мотора. Мощностью до 30 л.с. Позже был изменён силовой набор и укреплён транец. В результате, допустимая мощность повышена до 40 л.с. А затем и до 50 л.с.
У П4, в отличии от ранних модификаций Прогрессов – высокая скула у форштевня. Длина кокпита больше на 25 см (за счет более короткой палубы). Ходовые качества заметно лучше чем у предыдущих версий. Волна ему уже не страшна. Можно смело газовать в свежую погоду на водохранилище. Но отбить ливер можно почти так же – как на Крыме (который по этому делу чемпион).

Читайте также:
Опыт эксплуатации "Днепра" в морских условиях

Носовой рундук, “по-прогрессовски” огромный. Остойчивость у П4 на высоте, как у предшественников. Это важно для рыбалки на спиннинг или донку. Да и просто, для приёма пассажиров на борт.
Чего не скажешь, например, про Казанку 5м3.

Колеса Прогрессов, это особая статья. Моё мнение – от них было больше вреда, чем пользы. Основное, это коррозия в местах их крепления. Но многие с этим не согласятся – всё таки, это благо, когда можно быстро установить колёса и докатить лодку до воды (или от воды).

Казалось бы, Прогресс 4 явно лучше чем П, П2 и П2М. Но многие справедливо возразят: П4 немного мореходней, чем П2 . Зато второй – более комфортабельный по кокпиту. Корпус П4 слабее. Гниёт и течёт сильнее. Поэтому их почти не осталось в хорошем состоянии. Зато у П2М прочный корпус. А то, что в волну зарывается – так ты голову то включай.

Прогресс 4

Прогресс 4

По моей просьбе, участники группы “Лодка Прогресс. Тюнинг, барахолка, обмен опытом” (ВКонтакте), владельцы прогрессов озвучили личные мнения об этих лодках. Ниже будет ссылка на эту группу.
Думаю, вам интересно будет прочитать их мнение:

Владислав Шканов: Начну в защиту Прогресса 2. В семье эта лодка с 1972 г. Сколько на ней пройдено не посчитать. Огромные плюсы это крепкий корпус, обитаемый кокпит с возможностью спать по человечески не на полу где ходил, а на чистом и высоко от пола, то есть от воды. Хорошая остойчивость, великолепная грузоподъемность. Легко выходит на глисс. Для рыбалки, походов и семейных выездов – за свои деньги шикарна.

Константин Игнатьев: Страшно когда попадаешь в волну на Проге2

Сергей Никаноров: Ходил на всех прогрессах. Четвёртый по волне идёт лучше, но взять железо – оно не очень. Мотору везти его тяжелее чем простой или 2й Прогресс. Если спокойная вода, то простой Прогресс лучше. И не гниёт вообще, в отличии от 2м, который начиная с углов на корме расслаивается слоями. Минус простого прогресса был в корме, пока не появились помпы.

Читайте также:
Стационарный топливный бак для "Прогресса"

Войслав Петрович: Прогресс 2, отличная большая лодка для отдыха и рыбалки. Делай самоотливной рецесс и все супер. На Tohatsu 30, с двумя пассажирами + 60 л. бензина, рыболовным шмурдяком – 42 км. по течению 38 против (Волга).

Технические характеристики «Прогресса 4»

Лодка является продуктом Куйбышевского авиационного завода.

Ниже приводится список основных технических характеристик:

  • максимальная длина судна — 4,69 м;
  • максимальная ширина — 1,72 м;
  • высота борта — 0,69 м;
  • максимальная высота, не включая козырек – 0,8 м;
  • средняя осадка при условии полного водоизмещения- 0, 229 м;
  • вес катера при варианте комплекта 1У (см. ниже), включая оборудование и снабжение – 225 кгс;
  • полное водоизмещение- 0, 7 т;
  • сухой вес корпуса —190 кг;
  • грузоподъемность — 475 кг;
  • угол килеватости днища около транца — 7°;
  • глубина осадки изделия при максимальной загрузке людьми— 0,25 м;
  • высота транца в положении под мотором – 0, 38 м;
  • вес вместе с оборудованием и комплектующими – 220 кг;
  • размеры коклита – 1,3х2,4 м;
  • пассажировместимость по паспорту – 4 чел.;
  • допустимая мощность двигателя ПМ – от 30 до 50 л.с.;
  • материал корпуса – Д16Т и Д16М;
  • метод сборки – клепание;
  • ходовая скорость при полном водоизмещении с мощностью двигателя – 29,44 кВт. – 35 км/ч.

При полной загрузке и оснащенности мотором «Вихрь» со штатным гребным винтом модель движется на средней скорости 22 км/ч. Размеры винта должны равняться 240×300 мм. Она способна развить скорость до 37 км/ч, если используется вышеуказанный мотор.

Вот описание набора 1У:

Возьмите за правило, на каждой рыбалке, первым делом начинайте.

  • корпус, на котором установлены несъемные элементы оборудования и единицы снабжения- 1 шт.;
  • козырек, снабженный сигнальными огнями и очистителем стекла- 1 шт.;
  • стойка с колесом – 2 шт.;
  • весло – 2 шт.;
  • водило – 1 шт.;
  • пожарная кошма – 1 шт.;
  • аптечка для ремонта- 1 шт.;
  • черпак – 1 шт.;
  • спасательный линь- 1 шт.;
  • набор сланей- 1 шт.;
  • руль, компл.- 1 шт.;
  • комплект средств дистанционного управления – 1 шт.;
  • паспорт изделия с эксплуатационной инструкцией – 1 шт.
Читайте также:
Тент для Немана-2: особенности ловли, фото, отзывы

Разборная рубка, предусмотренная в варианте 2У, состояла из таких частей:

  • крыша – 1 шт.;
  • левая боковая стенка – 1 шт.;
  • правая боковая стенка – 1 шт.;
  • левая задняя панель – 1 шт.;
  • правая задняя панель- 1 шт.;
  • профиль – 1 шт.;
  • косынка – 2 шт.;
  • левый профиль в комплекте- 1 шт.;
  • правый профиль в комплекте- 1 шт.;
  • набор крепежных элементов для монтажа рубки – 1 шт.

“Прогресс” – серийный комфорт.

Производство моторных лодок “Прогресс” начали с 1966г. на Куйбышевском авиационном заводе “Прогресс”. Моторная лодка “Прогресс” была настоящим прорывом в маломерном судостроении тех лет. Самодельные челны, списанные шлюпки и единственная серийно выпускаемая “Казанка” или “Метла” в простонародье – все, чем мог порадовать себя Советский гражданин при желании стать водномоторником.
“Прогресс” стал воплощением мечты. Широкий кокпит, большая палуба, панорамное стекло, легкосъемный тент и это только часть прогрессивных новшеств. Дистанционное управление в базовой комплектации!
Первые версии Прогрессов выпускались не долго, на смену им пришла модификация, ставшая самой массовой лодкой продаваемой в СССР в то время.
“Прогресс-2” отличался от “Прогресса” в основном внедрением наработок в области эксплуатации. Килевая накладка из нержавеющей стали заменена на дюралюминиевую. Подмоторная ниша превратилась в самоотливной рецесс, правда утрачена возможность спрятать мотор под замок при стоянке катера.
Прогрессы обладали высокими ходовыми качествами и непревзойденной остойчивостью, как на ходу, так и на стоянке. Мотолодка получила статус настоящего семейного прогулочного судна. Грузоподъемность 500кг или 5 человек со скарбом. Прогрессы оказались прочными и надежными, конечно, мы ведь и сегодня, спустя больше 30 лет, эксплуатируем их и не собираемся менять на тяжелые сварные АМГ лодки с навязанными эксплуатационными характеристиками (вес под 300кг, мощность мотора от 60!). Старый добрый Прогресс никогда не подведет!
Лирику в сторону, характеристики:
Завод авиационный – лодки из дюраля, причем высочайшего качества марок Д16Т и Д16М с последующей закалкой. Корпус с поперечным набором, клепаный. Весит с оборудованием и снаряжением всего 200 кг. Для обеспечения непотопляемости корпус имеет три герметичных отсека: носовой объемом 270 литров, багажный (при плотно закрытом люке) 640 литров, два съемных бака под передним и задним сиденьями по 54 литра каждый.
Толщина дюраля на обшивках: днище в носовой части – 2 мм, днище в кормовой – 1,8 мм, борта в носовой части – 1,5 мм, в кормовой – 1 мм, палуба – 1 мм, планширь – 1,5 мм, транец – 2 мм. Поперечный набор – преборки толщиной 1 мм и шпангоуты толщиной 2 мм. Переборки и шпангоуты изготовлены методом штамповки из листа.
Автомобильное восприятие комфорта диктовало судостроению нормы к проектированию, так в современных моторных лодках появились: автомобильная баранка, герметичный багажный отсек, трансформируемые кресла салона.
Разместив люк на носовой палубе проектировщики “убили двух зайцев” – это и удобный доступ к походным вещам, и место для размещения гребца. На открытом вперед люке, оказалось, очень удобно грести распашными веслами, впоследствии многие прикрепляли мягкую накладку на тыльную сторону люка. Сегодня невозможно представить себе лодку без носового люка.
Кормовой отсек имеет две сдвижные крышки, которые закрываются навесными замками. Предусматривалось хранение канистр с бензином, инструмента и т.д.
Заводом изготовителем было продумано удобное вытаскивание лодки на берег и буксировка лодки за автомобилем. В бортах по два глухих отверстия с резьбой для крепления кронштейнов. Кронштейны с колесами от мотороллера “Вятка”. Колеса легко монтируются на воде с помощью шпилек и болтов. Водило также монтируется на лодке с помощью болтов. Водило снабжено кольцом для крепления его за автомобилем или лебедкой для вытаскивания лодки на зимнее хранение.
Тотальной модернизации Прогрессы так и не подверглись, значит, в них изначально было все продумано с присущей советским инженерам проработкой проекта еще на стадии проектирования.
Прогресс, Прогресс-2, Прогресс-2М, Прогресс-3М в плане переоборудования рассматриваются нами как одна модель “Прогресс-2”, т.к. установочные места для стекла, дуг и тента едины.

Читайте также:
Лодка Бакай: описание модели, технические характеристики, отзывы

Автор Алексей Тимофеев.

Смотрите также:

Мотолодка Прогресс-4

Мотолодка «Прогресс 4» обладает клепаным корпусом, изготовленным из дюралюминиевых сплавов. Обводы корпуса являются глиссирующими и остроскулыми. Багажное отделение располагается в запалубленной носовой части и оборудовано крышкой на верхней палубе. Эту крышку можно использовать в качестве сидячего или стоячего места для рыбной ловли. Моторный отсек лодки «Прогресс 4» находится в кормовой части, здесь располагаются: запасные детали и инструменты, а также два штатных бака для топлива, емкость которых составляет по 20 литров. Отсек закрыт самоотливным рецессом. В транце поставлен клапан, служащий для слива воды и имеющий дистанционное управление из кокпита.

Непотопляемость судну обеспечивают блоки пенопласта, уложенные под палубой в носу и по бортам в корме. Моторная лодка «Прогресс 4» полностью залитая водой будет находиться в ровном положении. Транец позволяет навесить как один, так и два мотора, но при втором варианте потребуется дополнительно смонтировать второй комплект дистанционных органов управления газом и реверсом, а также штангу, которая будет соединять пару ПМЛ для реализации их синхронного поворота.

Моторная лодка «Прогресс 4» имеет мореходные качества , которые позволяют пребывать в прибрежной зоне морей и водохранилищ на трехкилометровом удалении от берега и высоте волны до 75 см. Однако, при ходе на волнении, кокпит мотолодки значительно забрызгивается, а перегрузка днища заставляет придерживаться небольшой скорости. Благодаря значительному внутреннему пространству и грузоподъемности, данная лодка пригодна для дальних путешествий в составе экипажа из 2-3 человек.

Корпус моторной лодки «Прогресс 4» является достаточно широким и имеет полные носовые обводы, что практически полностью исключает вероятность опрокидывания судна на волнении. Главными проблемами, с которыми сталкивается владелец моторной лодки «Прогресс 4» — это уменьшение расхода топлива и повышение скорости. Как правило, это решается при помощи установки двух ПЛМ. Моторная лодка «Прогресс 4» при полной загрузке и команде из пяти членов экипажа под мотором «Вихрь-М» может разогнаться до 32 км/ч. Максимальная скорость составляет 37 км/ч.

{RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
{RANDOM_SECTION=500-3000}

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: