Ветерок-12: описание мотора, технические характеристики, отзывы

{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}

лодочный мотор Ветерок-12

Моторы «Ветерок-12» выпускались в СССР и позже в России Ульяновским моторным заводом с 1967 по 1984, с 1993 по август 2008 года.

За годы выпуска мотор «Ветерок-12» несколько раз модернизировался:

мотор Ветерок-12

Первая существенная модернизация произошла в 1978 году, в результате которой «Ветерок-12» был оснащен электронным бесконтактным магнето МБЭ-1, снабжённым генераторной катушкой, обеспечивающей работу сигнальных огней лодки, суммарной мощностью до 30 Вт. Модернизированный мотор сменил своего предшественника и получил обозначение «Ветерок-12Э». Но уже в 1984 году из-за политики руководства страны против массового использования населением моторных лодок, выпуск 12-сильных Ветерков был прекращен.

лодочный мотор Ветерок-12

В 1993 году производство 12-сильного Ветерка было возобновлено, мотор был модернизирован по аналогии с уже обновленным в 1987 году «Ветерком-8М». Обновленный мотор «Ветерок-12М» получил следующие изменения по сравнению с предшественником «Ветерком-12Э»:

• верхняя головка шатуна — бронзово-графитовая втулка заменена на игольчатый подшипник;

• новое магнето МБЭ-3 — повышена надёжность за счёт улучшения охлаждения тиристоров;

• ступица гребного винта — увеличена надёжность соединения резинового демпфера с гребным винтом за счёт применения шлицев;

• изменена форма антикавитационной плиты;

• в пусковом механизме исключена возможность образования наклёпа в соединении шестерня — вал;

• увеличена степень сжатия (с 6 до 7);

• изменена конструкция румпеля;

• изменен объем топливного бака (с 20 до 14л).

• мотор «Ветерок-12М» стал комплектоваться двумя гребными винтами: скоростным и грузовым

мотор Ветерок-12Р

Третья модернизация моторов «Ветерок-12» произошла в 1995 году, мотор стали оснащать реверс-редуктором, а обновленный мотор получил обозначение «Ветерок-12Р». Из-за небольшого спроса в то время на лодки и лодочные моторы «Ветерок-12Р» выпускался малой серией.

«Ветерок-12У» и «Ветерок-12РУ»

Кроме того, начиная с 1969 года, в течении нескольких лет мелкой серией выпускались моторы «Ветерок-12У» с удлинённым дейдвудом и усиленным редуктором для тяжёлых лодок и яхт, эти моторы получили обозначение «Ветерок-12У», но поскольку в то время в СССР практически не было лодок с высотой транца 510 мм, выпуск был прекращен. И лишь в 1999 году был снова возобновлен выпуск таких моторов, получивших обозначение «Ветерок-12РУ», буква “Р” в названии говорит о наличии реверс-редуктора. Подробней о моторе «Ветерок-12У».

Читайте также:
Honda BF15D, BF20D service manual: описание мотора, технические характеристики, отзывы

Ниже приводится первая статья о моторе «Ветерок-12» опубликованная в журнале «Катера и яхты»:

Общие сведения и конструкция

Ветерок-12 имеет классическую двухтактную конструкцию, проверенную временем. Двухцилиндровая компоновка благоприятно сказалась на расходе топлива, ремонтопригодности и простоте обслуживания в домашних условиях. Более того, владельцы этого мотора могут хорошо сэкономить на топливе, ведь модель Ветерок-12 поддерживает горючее с довольно низким октановым числом, начиная с А-66 и А-72. Таким образом, в этот мотор, не опасаясь, можно заливать ныне востребованный АИ-92.

Двухтактный мотор получил дефлекторную продувку цилиндров. В качестве системы зажигания выступает устройство МЛ-10-2С. Рекомендуемая свеча зажигания – типа А7 или 5Ус. Редуктор надо смазывать трансмиссионным автотракторным маслом. Мотор получился компактным и не слишком тяжелым. Эта особенность позволяет разместить его в багажнике легкового автомобиля. Также не возникнет проблем и при установке мотора – с этим справится один человек, не прибегая к посторонней помощи.

Ветерок-12 имеет рабочий объем 250 кубов, что позволяет его устанавливать не только на малоразмерные, но и среднеразмерные суда, включая надувные лодки и катера. Благодаря этому двигатель подойдет коммерческим структурам, будет востребован в профессиональной сфере, в рыбацкой и охотничьей деятельности. Возможности мотора неограниченны, ведь его можно использовать для передвижения не только по рекам и озерам, но и соленым морским водам. Этому способствует высокий уровень защиты подводной части корпуса мотора. Защита оберегает двигатель от подводных препятствий, камней и других преград. Таким образом, Ветерок-12 доказал свою востребованность не только в дальних поездках, но и при движении по мелководью.

Обратим внимание, что Ветерок-12 имеет множество взаимозаменяемых деталей, который подходят от мотора Ветерок-8. Этот факт существенно повышает ремонтопригодность и удобство обслуживания мотора.
Выносливость и долговечность мотора Ветерок-12 подтверждена не только эффективной системой охлаждения и качественной сборкой, но и 500-часовыми эксплуатационными испытаниями на специальном стенде. Затем двигатель успешно прошел реальные испытания по маршруту Ульяновск – Чебоксары – Ульяновск, двигаясь по реке Волга.

Несмотря на все несовершенство лодочного мотора Ветерок 12, отзывы о нем, преимущественно положительные.

Читайте также:
Honda BF115A, BF130A service manual: описание мотора, технические характеристики, отзывы

Олег приобрел двигатель в 2011-ом году. На тот момент возраст агрегата составлял 30 лет. Испытания старенькая модель проходила на реке Исеть. Вместе с другом установили мотор на лодку ПВХ модели «Лиман 320» массой 52 кг. С первого раза Ветерок 12 заводиться не захотел. Однако с верхнего стартера пуск удался. Двигатель громко затарахтел, после установки специальной крышки звук несколько стих. На холостых оборотах агрегат уверенно держал обороты, но на скорости приходилось добавлять газу, чтобы мотор не заглох.

На глиссер с двумя пассажирами весом 190 кг двигатель выходил очень уверенно. Особенно понравилось движение на скоростном винте. Иногда выходить на глиссер удавалось даже с тремя пассажирами. Однако в этом случае необходимо было применять грузовой винт.

Ветерок 12 развивал достойную скорость в 27-30 км/час.

Проблемы в работе мотора возникали не так часто, но все же были. Однажды он заглох в процессе пути и отказался запускаться. Причину удалось найти довольно быстро. Чтобы не создавать вакуума, мешающего работе, топливную крышку пришлось немного открутить. После этого мотор завелся.

На агрегате при первом использовании было преодолено порядка 12 км с остановками и пусками. Средний расход за весь период эксплуатации составил около 5 л/час.

Недостатков у двигателя Ветерок 12 немало. Сильно мешает работе отсутствие заднего хода. По характеристикам он уступает даже Тохатсу 9,8. Однако для нескольких рыбалок данного агрегата вполне хватает.

Описание

Последняя глобальная модернизация лодочного мотора состоялась в 1993-ем году. В качестве основы был выбран Ветерок 12Э 1987-го года. Обновленная модель получила ряд принципиальных изменений, которые сохранились до завершения выпуска мотора.

  • магнето МБЭ-3 повышенной надежности с улучшенным охлаждением тиристоров;
  • антикавитационная плита новой формы;
  • более высокая степень сжатия (7);
  • увеличенный до 20 л топливный бак;
  • игольчатый подшипник вместо бронзово-графитовой втулки;
  • ступица гребного винта более высокой надежности;
  • румпель улучшенной конструкции;
  • два гребных винта (грузовой и скоростной).

При этом эталоном надежности отечественный мотор так и не стал. Нагрузки на втулки аппарата существенно превышали критические. И если 8-сильные «Ветерки» работали десятилетиями, то более мощные «собратья» регулярно выходили из строя. Средний срок эксплуатации мотора Ветерок 12 составлял 2-3 года, после чего двигатель начинал ломаться. Единственным решением данной проблемы стала бережная эксплуатация. Без полного газа больших нагрузок не создавалось, поломки случались реже.

Читайте также:
Wizard 60 HP: описание мотора, технические характеристики, отзывы

С технической точки зрения Ветерок 12 был очень далек от совершенства. Устаревшие технологии, используемые при его производстве, не позволяли конкурировать с иностранными аналогами по показателям экономичности и производительности. Именно потому 12-сильную модификацию вскоре сменил 14-сильный мотор с улучшенной конструкцией.

За годы выпуска двигатель неоднократно модернизировался. Среди наиболее известных версий мотора следует выделить:

  • Ветерок 12Э – первая глобальная модернизация (1978-ой год);
  • Ветерок 12Р. Версия, выпущенная в 1995-ом году. Данный мотор получил реверс-редуктор, но был выпущен ограниченной серией из-за малого спроса.
  • Ветерок 12У, Ветерок 12РУ. Модель с усиленным редуктором и удлиненным дейдвудом, предназначенная для более массивных яхт и лодок.

Достоинства модели Ветерок 12:

  • отличная ремонтопригодность. Отечественный продукт можно чинить в домашней мастерской без наличия специальных навыков;
  • сравнительно малая масса;
  • большой КПД гребного винта и малое подводное лобовое сопротивление;
  • простой пуск;
  • маленькая стоимость мотора (почти в два раза меньше, чем иностранные аналоги) и запчастей к нему;
  • высокая надежность;
  • неприхотливость и возможность работы с бензином низкого качества;
  • высокое качество обработки и окраски;
  • красивый дизайн.
  • отсутствие заднего хода в большинстве модификаций;
  • устаревшие детали;
  • неудобное крепление гребного винта;
  • сильный шум при работе;
  • отсутствие термостата, без которого поддерживать нормальный тепловой режим становится крайне тяжело;
  • крайне нестабильная работа на начальном этапе движения;
  • большое усилие при ручном запуске.

Ветерок-8(12) – советы и тонкости

Возникла совершенно нестандартная задача – потребовался максимально легкий двигатель около 10л/с. Анализ дал парадоксальный результат – самым легким оказались Ветерок-8 (25кг) и Ветерок-12 (27кг), при весе импортных конкурентов около 35-36кг.
Посему готов собрать советы, рекомендации, обсудить тонкости как это чудо отечественной промышленности сделать адекватно рабочим и по возможности еще облегчить.
Мотора еще нет – буду покупать – новый или слегка б/у. Режим работы – нечастые покатушки.

1. Слышал что наши л/с и импортные л/с это разные вещи – типа В-12 по мощности реальный аналог импортного 7-8л/с. Звучит как бред, но у нас все бывает. Кто что про это знает?
2. Можно ли переделать В-8 в В-12 ?
3. Можно ли на В-12 нацепить винт от импортного движка? Какой это потребует переделки?
4. Форсировать В-12 можно? Расточить, накрутить, облегчить маховик, короче стандартные доработки – такие варианты работают?
5. Какую модель В-12 лучше взять под данную задачу?

Читайте также:
От «Салюта» до «Спутника». Репортаж с ММЗ «Салют»

#2 Trin

  • Из: Москва
  • Судно: Пеликан+Т18

#3 Bro

  • Из: Самара
  • Судно: пико
  • Название: лентяйчик

1. Слышал что наши л/с и импортные л/с это разные вещи – типа В-12 по мощности реальный аналог импортного 7-8л/с. Звучит как бред, но у нас все бывает. Кто что про это знает?

Это не бред, наши снимают мощность с вала двигателя и пишут её в паспорт, буржуи с винта – это даёт 10-15% разницы. Далее, мощность В указывается при 5500 об, что бы снять эту мощность на воде мотор нужно до этих оборотов раскрутить, при "теоретическом" наличии всего двух винтов это сложно. К "буржуйскому" мотору винт всегда можно "подобрать" под желаемую нагрузку и скорость, не забывая про законы физики при этом.

2. Можно ли переделать В-8 в В-12 ?

Можно, только зачем? Купите сразу В-12. Съэкономить на переделке не получится.

3. Можно ли на В-12 нацепить винт от импортного движка? Какой это потребует переделки?

Можно, поищите поиском по форуму, это обсуждалось здесь лет 5 назад

4. Форсировать В-12 можно? Расточить, накрутить, облегчить маховик, короче стандартные доработки – такие варианты работают?

Это задачки для "самоделкина", если дружите с токарным и фрезерным станком, располагаете временем и получаете удовольствие от работы руками – запросто. Если хотите кататься – покупайте буржуйский мотор. Ульяновский завод, кстати, предлагает мотор 15 л.с. с возможностью установки на "старых" В-12 и В-8, правда выдержит ли торсионный вал и редуктор подобную переделку нигде не сообщалось.

5. Какую модель В-12 лучше взять под данную задачу?

#4 lazycat

  • Из: Moscow

Зачем ?? Возьмите,тогда уж, "Волгарь-15". Или Ямаху-5 – тотже результат,только без гиморроя.

#5 lionbob

Рулевой 1-го класса

  • Из: Дзержинск
  • Судно: Самодельный картоп
  • Название: Карапуз

1. Не всё так грустно. Мощность на гребном валу меньше, чем на коленвалу на величину потерь в редукторе и помпе водяного охлаждения. Исходя из этого мощность отечественного мотора составляет 92-96% от мощности импортного одноклассника. Почитать здесь: http://www.motolodka.ru/ratio.htm
2. Можно очень просто. Надо только прикупить мотоголовку В-12 и поставить её в место В-8. Кстати, я когдато так и зделал.
3. Смысла нет тратиться на импортные винты, тем более, что их придеться ещё и переделывать. Можно применить винты от "Волгаря".
4. Почитай вот здесь: "Повышение мощности моторов семейства "Ветерок". http://www.motolodka.ru/fv.htm
5. Если представится возможность купить "Ветерок-9.8", то лучше его.

Читайте также:
Москва-12,5: описание мотора, технические характеристики, отзывы

P.S. lazycat, "Волгарь" весит 29 кг, всего. И 15л.с. у него на винте.

#6 Soling

  • Из: Москва
  • Судно: Ассоль
  • Название: Стриж

Форсировать нет смысла. Лучше взять 12тый.
По доработкам: самое больное место – магдино. Схема упрощена до предела. При выходе винта на волне обороты резко повышаются и летит тиристор.
Как вариант – доделать схему, поставив простейший стабилизатор в цепи управления тиристоров. А в остальном – отлаженный работает без проблем.
Ну и по последним виденным вблизи – стоит перебрать топливный насос и карбюратор. В насосе проверить клапана а в карбюраторе – все топливные каналы. Наткнулся недавно на неубранный облой в канале. Там где игла стоит. Еще хорошо проверить не цепляет ли маховик за плату магдино. Шуму будет поменьше.
Но, если заводится сразу без проблем, лучше лишний раз не ковырять.

А облегчать там нечего. И так деталей по минимуму.

P.S.
По винтам – загладить выступы и заполировать. На заводе их прямо из литейки пакуют, похоже.

#7 sivan

  • Из: Дубна
  • Судно: Фрегат 320

#8 REF

  • Из: РостовнД

Сообщение отредактировал REF: 07 марта 2010 – 21:21

#9 radu

Рулевой 2-го класса

  • Из: Белая Калитва
  • Судно: байдарка
  • Название: 535

#10 BotsmanJ

  • Из: Ростов-на-Дону
  • Судно: Скат, Спринт-Б
  • Название: Микла

Скажите пожалуйста, на кокой модели ветерка есть задний ход?

#11 djeksom

  • Из: Ульяновск
  • Судно: Луч;СТ-25
  • Название: 835, Глория

Ветерок 12-форсированный Ветерок 8 -полная дрянь хуже не придумаешь.

Ветерок-12 это не форсированный ветерок-8.
Большинство узлов у него другие, другой объем.
А дрянь он или не дрянь- зависит напрямую от хозяина. Если для него мотор просто железка- так у него и Хонда полная дрянь.

Мне вот достался ветерок- 12 1971 года.
До 2006 года он работал на своих потрохах, менялись только колечки, сальники, крыльчатки- вообщем расходники.
Он бы и дальше так работал, если-бы не пришлось менять поршни- в 1978г была модернизация и поршни изменились.

#12 radu

Рулевой 2-го класса

  • Из: Белая Калитва
  • Судно: байдарка
  • Название: 535

Звучит забавно – но у модели с задним ходом.
Выпускалась малой серией такая модификация – отличаются подвеска, редуктор и – кажется – дейдвуд. Понижены обороты на винте, сам винт – большего диаметра.

Спосибо. То есть достать будет проблематично.

Читайте также:
FAQ по лодочным моторам Yamaha

Вопрос к ВЕТЕРОКоводам! Дайте пожалуйста данные р-ры.
Нужны для коректировки колодца.
огромное спасибо заранее!

Прикрепленные файлы

  • 2.jpg979,05К 484 Количество загрузок:

#13 metropolis

  • Из: Russia
  • Судно: Faisearce
  • Название: google

#14 Sts

  • Из: Гомелькая обл.
  • Судно: Самоделка и кайман

А возможна ли доработка системы зажигания как на Вихре с установкой датчика Холла 2108 коммутатора и другой катушки ? А вместо штатного карбюратора с бензонасосом поставить от скутера японский карбюратор с обогатителем смеси и от того же скутера бензонасос ?

#15 manul

Рулевой 1-го класса

  • Из: г Пермь
  • Судно: катер
  • Название: УРАЛ

Спосибо. То есть достать будет проблематично.

Вопрос к ВЕТЕРОКоводам! Дайте пожалуйста данные р-ры.
Нужны для коректировки колодца.
огромное спасибо заранее!

#16 kemer

Рулевой 2-го класса

  • Из: Кострома

#17 kemer

Рулевой 2-го класса

  • Из: Кострома

#18 Maslopup

  • Из: California
  • Судно: Canoe Mohawk Solo 13

Прикрепленные файлы

  • IMG_4113.jpg52,45К 525 Количество загрузок:

#19 tgn2

Рулевой 3-го класса

  • Из: Уфа

Вот, впереди Фрегат 340ФМ люкс с пятисильным длинноногим Мерком. Сзади Баджер 360 с 12-м Ветерком. почувствуйте разницу

#20 Machovv

  • Из: г. Харьков
  • Судно: Лодка
  • Название: SКАТ Рекорд R-320

#21 Machovv

  • Из: г. Харьков
  • Судно: Лодка
  • Название: SКАТ Рекорд R-320

#22 ВОЛЛИ

  • Из: Киев
  • Судно: маломерные
  • Название: нет

я смотрю други с Мотолодки здесь присутствуют, жаль что не подсказали где про интересное почитать-руки почесать, а зима впереди. Как сделать Ветерок "тихим" я отписывал на Мотолодке.ру, уверен многих заинтересует. http://forum.motolodka.ru/read.php?f=1&i=861473&t=805626#reply_861473

По поводу сказочников, что иномото в 5 лошадей сделает нормально рабочий ветер 8, бросайте курить эту гадость, на одной и той же кастрюле по сравнению с мамахой 8 проигрывает всего 1 км в час, после апгрейда и перебора руцями ничем не уступает по эксплуатационным и ходовым характеристикам иномоторам(проигрывает только ресурсом).

#23 красавец

Рулевой 2-го класса

  • Из: Санкт-Петербург
  • Судно: посейдон 400

Возникла совершенно нестандартная задача – потребовался максимально легкий двигатель около 10л/с. Анализ дал парадоксальный результат – самым легким оказались Ветерок-8 (25кг) и Ветерок-12 (27кг), при весе импортных конкурентов около 35-36кг.
Посему готов собрать советы, рекомендации, обсудить тонкости как это чудо отечественной промышленности сделать адекватно рабочим и по возможности еще облегчить.
Мотора еще нет – буду покупать – новый или слегка б/у. Режим работы – нечастые покатушки.

Читайте также:
Салют-4: описание мотора, технические характеристики, отзывы

1. Слышал что наши л/с и импортные л/с это разные вещи – типа В-12 по мощности реальный аналог импортного 7-8л/с. Звучит как бред, но у нас все бывает. Кто что про это знает?
2. Можно ли переделать В-8 в В-12 ?
3. Можно ли на В-12 нацепить винт от импортного движка? Какой это потребует переделки?
4. Форсировать В-12 можно? Расточить, накрутить, облегчить маховик, короче стандартные доработки – такие варианты работают?
5. Какую модель В-12 лучше взять под данную задачу?

Вражеский винт надо искать того же вращения. Не знаю есть ли такие.

#24 валенок

  • Из: Речновск

. на одной и той же кастрюле по сравнению с мамахой 8 проигрывает всего 1 км в час, после апгрейда и перебора руцями ничем не уступает по эксплуатационным и ходовым характеристикам иномоторам(проигрывает только ресурсом).

Проигрывает мамахе по расходу топлива,но это естественно,т.к. В-8 имеет сильно устаревшую систему продувки(дефлекторную) и меньшую степень сжатия.

#25 Алекс Ч

  • Из: Березники
  • Судно: Прогресс-4
  • Название: Пепеллац

А возможна ли доработка системы зажигания как на Вихре с установкой датчика Холла 2108 коммутатора и другой катушки ? А вместо штатного карбюратора с бензонасосом поставить от скутера японский карбюратор с обогатителем смеси и от того же скутера бензонасос ?

Сделать можно что угодно и где угодно. По результатам изготовления и эксплуатации огнив для Вихрей и Нептунов, скажу: У каждой системы есть свои плюсы и минусы. Схема-3 от Лукича , к примеру(для В-30(25), Н-23(25)) значительно проще и дешевле в изготовлении. На холостом и малом ходу огниво от ВАЗ конечно вне конкуренции, но требует питания и значительно дороже.

Отзывы владельцев

  • Наиль, Уфа. Отцовский мотор Ветерок-12 мне пришелся по душе. Хотя выбирать было не из чего, пришлось использовать эту модель. К тому же, это мой первый мотор для рыбалки и охоты. Выдает приемлемые 12 лошадок. Поломки случаются часто, перед каждым выездом надо все тщательно проверять. Расход бензина 10-12 литров в зависимости от нагрузки. В дорогу обязательно беру с собой гребное весло – по крайней мере, так больше уверенности в том, что Ветерок не заглохнет окончательно.
  • Игорь, Московская область. Ветерок-12 куплен на вторичке еще в 1995 году. Я его третий владелец. Мотор изношен до дыр в переносном смысле. Он досаждал поломками еще в середине 1990ых, когда я его купил. Сейчас дела обстоят еще хуже. Естественно, это не основной мотор. У меня есть вполне современная Хонда, но она еле выдает 5 лошадей. 8-сильный Ветерок хоть и ломается, но более динамичный и быстрый. Максимальная скорость составляет 25 км/час, в то время как 5-сильная Хонда едва набирает 10-15 км/час. Разница чувствуется, и не только в динамике. Понятное дело, у Хонды больше других преимуществ – в плане комфорта, надежности, удобства управления, а по функциональности оба двигателя примерно равны – в том плане, что они лишены какой-либо сложной электроники. Ветерок-12 обслуживать намного легче, и он дешевле в ремонте. Запчасти можно найти на каждому углу, и их не надо заказывать. В общем, Ветерок подходит на роль второго «запасного» мотора, не более того.
  • Максим, Нижегородская область. Недавно приобрел Ветерок-12 за 15 тысяч рублей. В неплохом состоянии. Еще прикупил советскую ПВХ-лодку. И лодка, и мотор идеально совместимы друг с другом. Высота транца стандартная – 380 мм, проблем с установкой не возникло. Мотор хорошо тянет и бодро разгоняется, довольно экономичен и надежен. Поломки случаются только по мелочи.
Читайте также:
Повышение надежности лодочного мотора «Стрела»

Мнение владельцев

При наличии некоторых конструктивных недочетов общее мнение владельцев о моторе весьма положительно. Высокая надежность и ремонтопригодность позволяет эксплуатировать мотор без особых проблем. При наличии поломки мотор можно отремонтировать на реке. Неподготовленному водомоторнику лучше выбрать другой мотор.

Но при правильной доработке и обслуживании «Ветерок» будет работать долго и надежно. Лодку с двумя пассажирами под 200 кг уверенно выводит на глиссер. При правильном комплекте лодка – мотор и загрузке позволяет передвигаться по воде со скоростью до 30 км/ч. Неприхотливость к топливу и маслу позволяет эксплуатировать мотор в самых удаленных местах, где отсутствуют качественное топливо и масло.

{RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
{RANDOM_SECTION=500-3000}

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: