Опыт эксплуатации “Прогрессов” в морских условиях

{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}

Мотолодки "Прогресс-2" и "Прогресс-4"

Технический проект мотолодки разработан в 1966 г. Л. П. Зимаковым. Отличается от последней модели — «Прогресса-4» — меньшей килеватостью днища, более низкой скулой у форштевня , меньшей на 25 см длиной кокпита, гнутым стеклом «панорамного» типа, а также некоторыми деталями оборудования.

Ходовые качества и характер использования лодки в основном такие же, что и модели «Прогресс-4». Дистанционное управление мотором, тент, мягкие подушки для сидений, колеса со стойками и водилом, поставлялись за отдельную плату в зависимости от варианта комплектации.

Обводы мотолодки"Прогресс-2".

Корпус — клепаной конструкции из дюралюминия; толщина обшивки днища — 2 мм, бортов и палубы — 1.5 мм. Масса корпуса — 180 кг. Непотопляемость обеспечена герметичными отсеками, расположенными в носу и корме. В форпике предусмотрено размещение багажа. При гребле на веслах гребец размещается на откинутой в нос крышке багажника, спустив в него ноги. Благодаря этому, по замыслу конструкторов, достигается устойчивость лодки на курсе и удобство гребли.

У транца предусмотрен моторный отсек, в котором на ходу хранятся топливные баки, а на стоянке может быть уложен мотор. Сверху отсек закрывается дюралевой крышкой, которая может быть заперта на замок.

В кокпите размерами 1.3х2.15 м размещаются сиденья, обшитые сосновыми рейками. Спинки переднего сиденья съемные и используются при оборудовании кокпита под ночлег в качестве подголовников. По всей длине кокпита под палубой расположены две полки для хранения мелких вещей.

К числу недостатков лодки относятся забрызгиваемость при плавании в свежую погоду, отсутствие самоотливной подмоторной ниши, низкое качество ткани тента. Эксплуатация лодки допускается при удалении от берега до 3 км и высоте волны до 0,75 м.

Мотолодка "Прогресс-4".

Корпус лодки клепаной конструкции из дюралюминиевых сплавов, с остро-скулыми глиссирующими обводами. В носовой запалубленной части оборудован багажный отсек с люком на верхней палубе. В кормовой части находится моторный отсек, в котором свободно размещаются два стандартных 20 – литровых бака для горючего, инструмент и запасные части. Сверху отсек закрыт самоотливным рецессом. В транце установлен клапан слива воды с дистанционным управлением из кокпита.

Лодка оборудована съемными креслами с мягкими подушками, складным тентом, ветровым стеклом со стеклоочистителем, рулевым устройством и дистанционным управлением газом и реверсом ПМ типа «Вихрь», ходовыми огнями. Предусмотрена также поставка в торговую сеть стоек с колесами и водила, с помощью которых лодку можно буксировать за легковой автомашиной. Стойки колес снабжены пластинчатыми пружинными амортизаторами.

Выпускается также вариант мотолодки «Прогресс-4Л» с жесткой рубкой из легкого сплава, которая при желании может быть смонтирована самостоятельно (для лодок моделей «Прогресс» и «Прогресс-2» прежних выпусков рубка не подходит по размерам кокпита). Размеры рубки в плане — 1,8х 1,3 м; масса — около 30 кг. В ее крыше предусмотрен открывающийся люк для водителя.

Каютный вариант"Прогресса-4"

Непотопляемость лодки обеспечивается блоками пенопласта, которые размещены по бортам в корме и под палубой в носу. Полностью залитая водой лодка находится в положении на ровный киль; запаса плавучести достаточно для поддержания около нее 5—6 чел. На транце может быть навешен как один ПМ, так и два, однако во втором случае требуется смонтировать дополнительно второй комплект дистанционного управления газом и реверсом и штангу, соединяющую оба мотора для осуществления их синхронного поворота.

Лодка достаточно мореходна — на ней можно выходить в прибрежные зоны морей и водохранилищ при высоте волны до 0,75 м с удалением от берега до 3000 м. Правда, при плавании на волнении «Прогресс-4» забрызгивается, перегрузки на днище заставляют снижать скорость. Благодаря большой грузоподъемности и внутренним объемам «Прогресс-4» пригоден для дальних туристских путешествий с экипажем в 2—3 чел. или для непродолжительных семейных плаваний с экипажем 3—4 чел.

Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться владельцу лодки — повышение её экономичности и скорости за счет применения «грузовых» гребных винтов, установки двух моторов или подводных крыльев.

Скорость «Прогресса-4» с полной нагрузкой (5 чел.) с мотором «Вихрь-М»; составляет 22 км/ч со штатным гребным винтом D = 240, Н = 300 мм. Максимальная скорость с этим мотором — 37 км/ч. Соответствующие цифры при установке «Вихря-30» — 32 км/ч и 40 км/ч.

В качестве грузового для мотора «Вихрь-М» можно рекомендовать винт с шагом и диаметром по 240 мм, под которым скорость с полной нагрузкой повышается до 32—34 км/ч. Для мотора «Вихрь-30» оптимален грузовой винт диаметром 240 и шагом 282 мм; скорость с полной нагрузкой повышается до 39,5 км/ч.

С двумя 25-сильными ПМ максимальная скорость «Прогресса» составляет 52 км/ч.

Опыт эксплуатации в морских условиях


Достоинства "Прогрессов"

Основное достоинство "Прогрессов", позволившее сразу после начала выпуска в конце 60-х годов завоевать популярность – большая вместимость по сравнению со старой "Казанкой", да и большинством массовых лодок, выпускаемых позже. Недаром "Прогресс" прозвали "семейной" лодкой. Благодаря большой ширине корпуса и полноте носовых обводов "Прогрессы" не опрокидывались на волнении, несмотря на то, что имели "закрученные" обводы. "Прогресс-4", имевший более высоко поднятую скулу, большую килеватость днища в носовой части и самоотливной подмоторный рецесс, обладал уже неплохой мореходностью.

Недостатки "Прогрессов"

До 1975г. "Прогрессы" выпускались со скуловой накладкой на стык листов днища и бортов из нержавеющей стали. Это приводило к тому, что развивался процесс электрохимической коррозии и корпус быстро приходил в негодность в морской воде. Более того, были жалобы людей, эксплуатировавших "Прогрессы" в пресной воде, на коррозию корпуса в районе скуловых накладок. C 1975г. на "Прогрессы" устанавливается алюминиевая скуловая накладка, в связи с чем проблема коррозии отпала.

Транец и рецесс "Прогресса-2М".

Первые "Прогрессы" и "Прогрессы-2" не имели самоотливной подмоторной ниши-рецесса, при ходе по крутой попутной волне в кормовой отсек попадала вода, что постепенно приводило к затоплению кокпита водой. Из-за низкой скулы "Прогрессы" и "Прогрессы-2" зарываются в попутную волну, теряя ход, что приводит к ещё большему захлёстыванию водой через транец. Всё это не позволяет считать эти ранние модификации "Прогрессов" пригодными для открытых водоёмов. С середины 70-х годов в производство пошла модель "Прогресс-2М", у которой уже был самоотливной рецесс, однако транец по-прежнему был рассчитан на один мотор. "Прогресс-3М", модель 80-х годов, отличается от "Прогресса-2М" наличием релинга на носовой палубе и некоторыми незначительными деталями оборудования.

Более мореходный "Прогресс-4" поначалу имел транец, рассчитанный на 2 мотора . но суммарной мощностью не более 30 л.с. Если учесть, что 15 – сильные моторы в нашей стране серийно не выпускались вообще (опытная партия "Ветерков-15" не в счёт), любители ставили по два "Вихря", в результате чего транец быстро приходил в негодность. Технология ремонта транца описана здесь. Затем заводом были внесены изменения в конструкцию, направленные на усиление набора и транца, как следствие допустимая мощность была поднята сначала до 40 л.с., а затем и до 50 л.с.

Заключение

"Прогресс-4" выпуска после 1975г. – вместительная, достаточно мореходная и долговечная мотолодка, вполне пригодная для эксплуатации на водоёмах со значительным волнением. Район плавания других моделей и модификаций "Прогресса" должен быть соответственно ограничен из-за присущих им конструктивных недостатков.

Рождённый в 1970-е

Грузовой корабль «Прогресс-1», ведомый ракетой-носителем «Союз», впервые пронзил небо над Байконуром в январе 1978-го. А заодно сотворил мини-революцию. В те годы космонавты не могли долго работать на орбитальных станциях – топлива, расходных материалов, даже воды и еды катастрофически не хватало. Советские инженеры видели выход только один – создать космический грузовик. И вот 22 января 1978-го Юрию Романенко и Григорию Гречко новенький «Прогресс» доставил несколько тонн жизненно важных грузов – воду, продукты, оборудование и кислород. Так Советский Союз вышел на новый уровень изучения космоса.

22 января 1978-го Юрию Романенко и Григорию Гречко новенький «Прогресс» доставил несколько тонн жизненно важных грузов.

Вскоре транспортные модули научились приспосабливать под подсобные помещения станции – на орбите каждый полезный килограмм на счету.

За прошедшие сорок лет космический грузовик пережил несколько модификаций. Век первых «Прогрессов» был короток: доставка груза, отстыковка и – смерть в небесах. Использованные «грузовики» сгорали в верхних слоях атмосферы.

Потом пришли другие – побольше и понадёжнее. Вскоре на орбиту пошла космическая классика – модернизированный «Прогресс-МС». Теперь одного только топлива русский космический грузовик может доставить орбитальной станции 2,5 тонны.

Выход на заданную орбиту обеспечивает автономная система навигации ГНСС ГЛОНАСС/GPS, а когда до цели останется менее 200 километров – активизируется аппаратура сближения «Курс». Обливаться потом, стыкуя корабль вручную, как это показали в известной кинокартине «Салют 6», уже не нужно. «Курс» сам проведёт точную стыковку, без людей, кислорода и давления – он не боится разгерметизации корабля. Не страшны стали и угрозы землян: в последних модификациях на «Прогресс» стали ставить электромагнитную защиту и радиоподавление, чтобы барражирующий рядом спутник-шпион внезапно не подкинул нашему «Прогрессу» фатальных помех.

“Прогресс МС” единственный корабль который обеспечивает маневрирование МКС?

Интервью Рогозина с 6 минуты по 16 мин видео. Глава РК утверждает, что зона ответственности России маневрирование МКС(штатное поднятие орбиты и уклонение от космического мусора). Также там новости по Ангаре и МЛМ «Наука».

(приписывается Рогозину)Только Прогресс может корректировать орбиту МКС”
kozodaevroman Это не правда. 10 июля 2018 года двигательная установка корабля Cygnus была впервые использована для поднятия высоты орбиты МКС.(приписывается Рогозину) Прогрессу же уготована роль могильщика МКС именно он должен свести ее с орбиты..
kozodaevroman Это тоже враньё. Работу МКС собираются продлять до 2030 года, а может, и дальше, если частники на ней смогут организовать коммерческую детяельность.« ( мой коммент — даже до 2050 года продлят работу станции — всё равно нужно продумывать утилизацию и сведение с орбиты столь крупного объекта заранее, а сейчас это планируется делать российскими Прогрессами).

Кстати формулировка у Рогозина иная, чем приведённая маскоботом, дальше прямая дословная цитата цитата »надо иметь ввиду, что МКС уворачивается от космического мусора и корректирует свою орбиту исключительно грузовиками Прогресс. А когда придёт время и станция выработает свой ресурс, то именно российским кораблям предстоит её затопить по плану в определённой точке океана. . Это наша зона ответственности.«( мой коммент — у Рогозина речь идёт про настоящее время и те корабли которые фактически это обеспечивают, а не может быть, когда-нибудь при определённом стечении обстоятельств, и т.д и т.п., кстати Р. у не упоминает конкретной даты свода МКС с орбиты которую ему приписывает бот и которую он же опровергает).

Чтобы понимали читатели, МКС находится на орбите Земли в пределах геомагнитного поля Земли на орбите высотой до 420 км, нижняя граница находилась у 320 км над поверхностью планеты.

график высоты орбиты МКС

Орбиту корректируют регулярно, с 2003 по 2012 орбита была снижена специально — МКС достраивали и шаттлам с грузом было энергетически выгодней летать именно на эту орбиту. Затем с 2012 по 2014 орбиту поднимали до 415 км. До февраля 2015 года в корректировании орбиты принимали участие и российские Прогрессы и европейские грузовики ATV (Automated Transfer Vehicle), больше эти корабли не выпускаются, агрегатный отсек от ATV послужит агрегатным отсеком для американо-европейского лунного корабля Орион.

ATV "Эдоардо Амальди"

ATV "Эдоардо Амальди"

После прекращения эксплуатации кораблей ATV для коррекции орбиты остаются только российские корабли Прогресс. Эти корабли везут с собой топливо для двигателей российского модуля Звезда, который и сам может маневрировать станцией. Так же нужно понимать что масса МКС весьма возросла, примерно до 417 тонн.

Перед каждым стартом российских кораблей орбиту станции выравнивают, «подгоняют» для более удобных условий для стыковки, за счёт этого и уменьшается время между стартом и стыковкой и осуществляются быстрые 4-х и 2-х витковые схемы стыковки, что важно прежде всего для пилотируемых миссий.

Так же коррекцию орбиты используют для избежания угрозы столкновения с космическим мусором.

«Центр управления полетами ЦНИИмаш (входит в состав госкорпорации “Роскосмос”) 3 июля 2020 года в 18:53 мск провел внеплановую коррекцию орбиты Международной космической станции для уклонения от возможного столкновения с космическим мусором. Все операции прошли штатно в полном соответствии с расчётами российских специалистов баллистической службы”, – говорится в сообщении.

Уточняется, что маневр был проведен за счет включения двигателей грузового корабля Прогресс МС-14, пристыкованного к агрегатному отсеку модуля “Звезда” российского сегмента станции. Двигатели были включены на 100 секунд, что придало станции приращение скорости 0,5 м/с.

В результате маневра орбита МКС была поднята на 900 метров над Землей.»

И статья на Хабре Как NASA ( мой коммент — «НАСА и Роскосмос») управляет МКС для избежания столкновений с космическим мусором https://habr.com/ru/post/188286/

Итак корректировать орбиту могут КК Прогресс, которые практически всё время находятся в пристыкованном виде к МКС или российский модуль МКС «Звезда».

текущая конфигурация МКС Прогресс 76 - это Прогресс МС 15

текущая конфигурация МКС Прогресс 76 – это Прогресс МС 15

Прогресс 75( Прогресс МС 14) пристыкован к модулю «Звезда». Нужно понимать станция движется и нам ещё важно направление движения —корма станции — модуль «Звезда», носовая часть сейчас пилотируемый «Дракон»( см. рисунок). Если двигатель включается на корме — станция ускоряется, если двигатель включается на носу — станция замедляет ход и снижается, двигатели коорекции могут менять направление движения. Нижняя обращённая к Земле (надирная) часть — это зона где пристыкованы Прогресс 76( МС 15) и японским HTV-9 из этой зоны включение двигателей поднимает орбиту.

Цингус №9 Cygnus CRS OA-9E

Цингус №9 Cygnus CRS OA-9E

Теперь вернёмся к утверждению kozodaevroman «Это не правда. 10 июля 2018 года двигательная установка корабля Cygnus была впервые использована для поднятия высоты орбиты МКС.

Суть высказывания Рогозина маскоботом искажена и спорит он сам с собой, но всё же разберём. Фактически Цингус №9 корректировал орбиту МКС единожды в тестовом режиме в 2018 году — двигатель был включён на 50 секунд и поднял орбиту станции на 90 метров https://spaceflightnow.com/2018/07/11/u-s-cargo-craft-tests-reboost-capability-at-international-space-station/ , кстати ни до ни после Цингус станцией не маневрировал. И сравним эту работу с 100 секундной работой Прогресса МС 14 из новости и подъёмом орбиты на 900 метров https://www.interfax.ru/russia/715855.

Цитата из американской статьи «Космический аппарат «Будущий Лебедь» также может быть использован для понижения орбиты станции, помогая направить ее к контролируемому, разрушительному возвращению через отдаленный Тихий океан, когда официальные лица решили уволить научный форпост. Администрация Трампа предложила прекратить прямое федеральное финансирование станции в 2025 году, когда НАСА переключит свое внимание на исследование дальнего космоса, но исследовательский комплекс может продолжать летать под коммерческим управлением или под текущим государственным международным партнерством, если Конгресс откажется от План Белого дома.« (автоперевод)

Оттуда же —» До настоящего времени России было поручено демонтировать станцию, следя за планом, который включал бы запуск нескольких роботизированных грузовых кораблей Прогресс подряд для разрушения комплекса«. т.е. и здесь Рогозин прав — демонтаж и сведение с орбиты станции зона ответственности России на данный момент, пока американцы официально не заявят об использовании своих Цингусов или других кораблей. То есть Цингусы возможно, может быть будут использовать для этих целей, но для этого США ещё должны принять такое решение и оповестить страны партнёры по МКС как минимум, до того момента этап миссия за нашими Прогрессами. Сейчас ( на 2020 год) работа станции согласована странами до 2024 года и возможно как закрытие станции, так и продление эксплуатации до 2030 и далее, возможна постепенная отстыковка и сведение с орбиты выработавших ресурс модулей и замена их на новые модули. Решение будут принимать на высшем государственном уровне.

Цингус проверили на возможность им корректирования орбиты — такая возможность есть, но нужна дополнительная модернизация Цингуса для увеличения его запаса топлива, кстати топливо на орбите ещё и стоит денег — его везут с Земли вместо другого, чего-то не менее полезного. Для России было бы выгодно если бы американцы тоже тратились на коррекции орбиты и разделяли нашу обязанность. И есть вторая проблема Цингус летает 2 раза в год и находится в пристыкованном виде к МКС 80-90 дней. Сейчас википедия считает , что Цингус №13 ещё пристыкован к модулю Юнити https://ru.wikipedia.org/wiki/Cygnus_CRS_NG-13 , однако в нашей реальности Цингус №13 был отстыкован и затоплен в мае 2020 года, это даже запечатлел наш космонавт Иван Вагнер

отстыковка Цингус №13 11 мая 2020 года / Иван Вагнер

отстыковка Цингус №13 11 мая 2020 года / Иван Вагнер

Так что проводить коррекцию для уклонения от космического мусора без Прогрессов и двигателей Зари сейчас было бы нечем. Для коррекций орбиты МКС используются лишь Прогрессы и двигатели российского модуля. По планам сведения с орбиты станции — сведение с орбиты должно осуществляться Прогрессами. Естественно со временем это может изменится — появятся новые корабли у американцев изменятся планы на МКС, но когда эти решения будут осуществлены или хотя бы приняты о них можно будет утверждать как о факте.

А сейчас мы — русские можем гордится своим вкладом в поддержание орбиты станции и успешную работу на протяжении существования МКС. Это действительно часть нашей отвественности, на которую мы тратим свои ресурсы и обеспечиваем свой вклад в МКС, американцы например за это снабжают нас энергией со своих солнечных батарей — это их вклад. Кстати маскофилы уже предлагали продавать электроэнергию российским космонавтам за деньги.

Опыт эксплуатации “Прогрессов” в морских условиях

Технический проект моторной лодки «Прогресс» был разработан в 1966 году Л. П. Зимаковым. В этом же году производство лодок было налажено на Куйбышевском авиационном заводе. Мотолодка «Прогресс» была настоящим прорывом в маломерном судостроении тех лет.

Первые версии «Прогрессов» выпускались не долго, на смену им пришли модификации лодки — «Прогресс-2», «Прогресс-2М», «Прогресс-3М». «Прогресс» имел килевую накладка из стали, на «Прогрессе-2» и более поздних «Прогресс-2М» и «Прогресс-3М» ее заменили на дюралюминиевую, это позволило уменьшить влияние электрохимической коррозии и тем самым, значительно продлить срок службы мотолодки.

Дистанционное управление мотором, тент, мягкие подушки для сидений, колеса со стойками и водилом, поставлялись за отдельную плату в зависимости от варианта комплектации.

Обводы мотолодки «Прогресс» и «Прогресс-2»

Корпус лодки Прогресс — клепаной конструкции из дюралюминия; толщина обшивки днища — 2 мм, бортов и палубы — 1.5 мм. Масса корпуса — 180 кг. Непотопляемость обеспечена герметичными отсеками, расположенными в носу и корме. В форпике предусмотрено размещение багажа. При гребле на веслах гребец размещается на откинутой в нос крышке багажника, спустив в него ноги. Благодаря этому, по замыслу конструкторов, достигается устойчивость лодки на курсе и удобство гребли.

У транца лодки предусмотрен моторный отсек, в котором на ходу хранятся топливные баки, а на стоянке может быть уложен мотор. Сверху отсек закрывается дюралевой крышкой, которая может быть заперта на замок.

В кокпите размерами 1.3х2.15 м размещаются сиденья, обшитые сосновыми рейками. Спинки переднего сиденья съемные и используются при оборудовании кокпита под ночлег в качестве подголовников. По всей длине кокпита под палубой расположены две полки для хранения мелких вещей.

К числу недостатков лодки «Прогресс» относятся забрызгиваемость при плавании в свежую погоду, отсутствие самоотливной подмоторной ниши (в модели «Прогресс-2М» самоотливной рецесс уже имеется), низкое качество ткани тента (брезент). Эксплуатация моторной лодки «Прогресс» допускается при удалении от берега до 3 км и высоте волны до 0,75 м. Отличия «Прогресс-2» от «Прогресс-2М»

Обводы моторных лодок «Прогресс-2» и «Прогресс-2М» идентичны.

Основное отличие заключается в том, что у «Прогресса-2М» имеется самоотливной рецесс (рассчитан на установку одного мотора, а не двух как у «Прогресса-4»), пространство справа и слева от рецесса закрыто крышками на шарнирах, через которые можно получить доступ к пространству находящемуся под рецессом. В это пространство хорошо помещаются лежа бензобаки от моторов производства СССР, а также импортные мене 20л, бензобаки 25 л и более лежа туда не помещаются. Из за этого приходится размещать такой бак под задним сидением, а пространство под крышками использовать как рундуки предварительно сделав у них дно, или для хранения канистр (в рундук входит 2 стандартные металлические 20 литровые канистры) и других крупных вещей.

Спереди же лодки отличаются тем, что люк закрывается на одну защелку, а не две как у более ранних моделей. Также у «Прогресса-2М» отсутствует круглый лючек на палубе для доступа в отсек заполненный пенопластом (доступ туда возможен через люк находящийся в носовом багажнике). Фотографии моторных лодок «Прогресс» и «Прогресс-2»

Характеристики мотолодок «Прогресс-4»

Длина наибольшая, мм4650 Ширина наибольшая, мм1700 Высота борта на миделе, мм650 Угол килеватости днища на транце7° Высота транца под мотор, мм380 Масса с оборудованием и снабжением, кг:220

283 Размер кокпита, мм1300X2400 Пассажировместимость, чел5 Допустимая мощность ПМ, л.с.30

50 Грузоподъемность, кг475 Материал корпусаД16Т и Д16М Технология соединенияклепка Общий вид моторной лодки «Прогресс-4»

«Прогресс-4» отличается от ранних модификаций «Прогрессов» более высокой скулой у форштевня, большей килеватостью днища, большей на 25 см длиной кокпита (за счет укорачивания палубы), наличием самоотливного рецесса позволяющем установить два мотора, цельное гнутое стекло «панорамного» типа у него заменено на прямое (составное).

Ходовые качества лодки «Прогресс-4» благодаря большей килеватости несколько лучше чем у «Прогрессов» других модификаций.

Корпус лодки «Прогресс-4» клепаной конструкции из дюралюминиевых сплавов, с остроскулыми глиссирующими обводами. В носовой запалубленной части мотолодки оборудован багажный отсек с люком на верхней палубе. В кормовой части находится моторный отсек, в котором свободно размещаются два стандартных 20 — литровых бака для горючего, инструмент и запасные части. Сверху отсек закрыт самоотливным рецессом. В транце лодки установлен клапан слива воды с дистанционным управлением из кокпита.

Лодка оборудована съемными креслами с мягкими подушками, складным тентом, ветровым стеклом со стеклоочистителем, рулевым устройством и дистанционным управлением газом и реверсом подвесным мотором типа «Вихрь», ходовыми огнями. Предусмотрена также поставка в торговую сеть стоек с колесами и водила, с помощью которых лодку можно буксировать за легковой автомашиной на не большие расстояния (не стоит рассматривать как прицеп для перевозки на большие расстояния). Стойки колес снабжены пластинчатыми пружинными амортизаторами.

Выпускается также вариант мотолодки «Прогресс-4Л» с жесткой рубкой из легкого сплава, которая при желании может быть смонтирована самостоятельно (для лодок моделей «Прогресс», «Прогресс-2», «Прогресс-2М», «Прогресс-3» рубка не подходит по размерам кокпита). Размеры рубки в плане — 1,8х 1,3 м; масса — около 30 кг. В ее крыше предусмотрен открывающийся люк для водителя. Однако рубка съедает большую часть места в кокпите, и открытой остается лишь малая его часть — это хорошо видно на одной из фото ниже. «Прогресс-4Л» — каютный вариант

Непотопляемость моторной лодки «Прогресс-4» обеспечивается блоками пенопласта, которые размещены по бортам в корме и под палубой в носу. Полностью залитая водой лодка находится в положении на ровный киль; запаса плавучести достаточно для поддержания около нее 5—6 чел. На транце «Прогресса-4» может быть навешен как один ПМ, так и два, однако во втором случае требуется смонтировать дополнительно второй комплект дистанционного управления газом и реверсом и штангу, соединяющую оба мотора для осуществления их синхронного поворота.

Лодка достаточно мореходна — на ней можно выходить в прибрежные зоны морей и водохранилищ при высоте волны до 0,75 м с удалением от берега до 3000 м. Правда, при плавании на волнении «Прогресс-4» забрызгивается, а перегрузки на днище заставляют снижать скорость. Благодаря большой грузоподъемности и внутренним объемам «Прогресс-4» пригоден для дальних туристских путешествий с экипажем в 2—3 чел. или для непродолжительных семейных плаваний с экипажем 3—4 чел.

Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться владельцу лодки «Прогресс-4» — повышение её экономичности и скорости за счет применения «грузовых» гребных винтов, установки двух моторов или подводных крыльев.

Скорость лодки «Прогресс-4» с полной нагрузкой (5 чел.) с мотором «Вихрь-М»; составляет 22 км/ч со штатным гребным винтом D = 240, Н = 300 мм.

Максимальная скорость лодки Прогресс-4 с мотором «Вихрь-М» — 37 км/ч. Соответствующие цифры при установке «Вихря-30» — 32 км/ч и 40 км/ч.

В качестве грузового для мотора «Вихрь-М» можно рекомендовать гребной винт с шагом и диаметром по 240 мм, под которым скорость с полной нагрузкой повышается до 32—34 км/ч. Для лодочного мотора «Вихрь-30» оптимален грузовой винт диаметром 240 и шагом 282 мм; скорость с полной нагрузкой повышается до 39,5 км/ч.

С двумя 25-сильными подвесными моторами максимальная скорость «Прогресса» составляет 52 км/ч.

По материалам: «Справочник по катерам, лодкам и моторам» Под редакцией Г.М. Новака. Фотографии мотолодки «Прогресс-4»

Заводские таблички «Прогресс-4». Разрешенная мощность мотора «Прогресс-4»

Усовершенствование серийных мотолодок. Лодки «Прогресс». Модернизация. Дополнительное оборудование. Полезные мелочи
Пособие для любителей-водномоторников. В пособии систематизированы и обобщены рекомендации многих любителей-водномоторников по самостоятельной модернизации корпусов, основных узлов и деталей популярных отечественных мотолодок семейства «Прогресс». Описаны способы установки на лодки дополнительного оборудования — рубок, парусов, тентов и т.д. Подробно рассмотрены наиболее надежные варианты модификации мотолодок для дальних переходов, увеличения скорости и экономичности плавания. Приведен материал по изготовлению своими силами приспособлений, необходимых для улучшения обитаемости и облегчения манипулирования мотолодкой в различных ситуациях.

Опыт эксплуатации «Прогрессов» в морских условиях
Лодка «Прогресс-4» — вместительная, достаточно мореходная и долговечная мотолодка, вполне пригодная для эксплуатации на водоёмах со значительным волнением. Район плавания других моделей и модификаций «Прогресса» должен быть соответственно ограничен из-за присущих им конструктивных недостатков.

Опыт использования моторной лодки «Прогресс-2М»
Прогресс-2М — это моя вторая лодка, до этого была лодка «Крым». В прошлом году появилась мечта совершить путешествие вокруг Байкала, но для этих целей прежняя лодка не годилась, так как была недостаточно вместительной и совсем немореходной. Решено было поменять Крым на более вместительную лодку, приспособленную для путешествий по Байкалу, и способную глиссировать с нагрузкой более 450 кг под мотором 30 лс (мотор Suzuki DT30 остался от прежней лодки). Выбор пал на «Прогрессы».

Транец мотолодки «Прогресс». Взгляд со всех сторон
На «Прогрессе-4» транцевая доска состоит из двух частей. Верхней и нижней. Стык находится чуть выше дна самоотливного рецесса. Верхняя доска облицована дюралевой пластиной со стороны «пятаков» струбцины. На последних моделях эта часть транца подкреплена тремя кницами. Нижняя часть доски находится под самоотливным рецессом и одновременно служит для его герметизации. И подкреплена кницей, вклепанной вместе с килем. Эта кница одновременно служит опорой для рецесса.

Мотолодки «Нептун», «Нептун-2» и «Нептун-3»

Мотолодки «Нептун», «Нептун-2» и «Нептун-3»

Производство мотолодки «Нептун» было начато в 1971г. на Сосновском судостроительном заводе. В ходе эксплуатации первых «Нептунов» потребителями были отмечены такие недостатки лодки, как недостаточная прочность днища, малые размеры кокпита, отсутствие сухих багажников, неудачная конструкция сидений, плохое качество тента и привального бруса.

С учётом отзывов владельцев были внесены изменения в проект: усилена конструкция корпуса (при этом вес лодки увеличился на 15 кг.), применены более удобные и прочные кресла, применён тент из более качественной ткани. Обводы корпуса и внешний вид лодки остались неизменными. Эта промежуточная модель получила название «Нептун-2».

Корпус мотолодки имеет изогнуто-килеватые обводы днища со скуловым брызгоотбойником и четырьмя продольными реданами, с повышенной килеватостью днища в носовой части и подъемом скулы у форштевня. Корпус, изготовленный формованием контактным методом в матрицах, собирается из двух основных секций: собственно корпуса и палубы. Толщина наружной обшивки – 5

6 мм; палубы – 4 мм. Днище подкреплено деревянным килем и флорами. Непотопляемость обеспечена пенопластовыми блоками, закрепленными под палубой в носу и корме.

Теоретический корпус мотолодки "Нептун"

Теоретический корпус мотолодки «Нептун»

Лодка снабжается двумя мягкими креслами и съемным мягким кормовым диваном, спинка которого прикреплена к кормовому комингсу кокпита, рулевым устройством, складным тентом, ветровым стеклом, веслами-гребками.

С подвесным мотором мощностью 20 л. с. «Нептун-2» глиссирует с 3 чел. на борту, развивая скорость 30-32 км/ч; максимальная скорость – 39 км/ч. Эти цифры могут быть повышены благодаря применению грузовых гребных винтов с шагом 240

260 мм (для моторов «Вихрь»). С двумя моторами мощностью по 20 л.с. скорость лодки с одним водителем превышает 50 км/ч.

К недостаткам мотолодки любители дальних путешествий относят мелкий и недостаточно просторный кокпит, отсутствие вместительных багажников для походного снаряжения и запасов горючего, большую массу корпуса. Поэтому лодку можно рекомендовать в основном как прогулочную, хотя ее мореходность (допускается эксплуатация при высоте волны до 0,75м) достаточна для плавания в довольно суровых условиях. Достоинства судна обусловлены применением для его корпуса стеклопластика: «Нептун-2» элегантен, прочен, неприхотлив в эксплуатации.

Мотолодка «Нептун-2» была снята с серийного производства в связи с заменой новой моделью – «Нептун-3».

Мотолодка "Нептун-3"

Мотолодка «Нептун-3″

Пластмассовая мотолодка «Нептун-3», выпуск которой был освоен в 1976г., – комфортабельное и мореходное судно, приспособленное как для непродолжительных прогулок и воднолыжного спорта, так и для длительных путешествий. Она имеет высокий надводный борт, просторный кокпит с размерами 2х1,5м, уширенный обвод палубы у форштевня.

Обводы корпуса – изогнуто-килеватые, с умеренной килеватостью днища у транца, высоко поднятой скулой у форштевня и значительным развалом бортов. Днище снабжено двумя продольными реданами; на бортах имеется уступ, служащий брызгоотбойником и обеспечивающий жесткость обшивки. Просторная кормовая ниша рассчитана на спаренную установку подвесных моторов

Теоретический корпус мотолодки "Нептун-3"

Теоретический корпус мотолодки «Нептун-3″

Кокпит оборудован сиденьями в виде боковых продольных рундуков, что дает возможность при необходимости устроить удобные спальные места для 3 чел.

Длина рундука с уложенной в качестве изголовья спинкой сиденья – более 2 м, ширина – 0,55м. В рундуках можно разместить снабжение и багаж пассажиров, рыболовные принадлежности. Под носовой палубой оборудован багажный отсек, отделенный от кокпита переборкой. Погрузка вещей в него осуществляется через палубный люк. Здесь можно хранить туристское снаряжение, а на стоянке-матрацы, сиденья и т. п.

Опущенный вниз столик-крышка, расположенный на кормовой переборке, служит крышкой люка в отсек под моторным рецессом, который предназначен для хранения бензобаков, канистр и инструмента.

В закрытом положении столик можно закрыть на замок. Мотолодка комплектуется рулевым управлением. Рукоятка ДУ газом и реверсом моторов может быть закреплена на специальном кронштейне, установленном на продольном рундуке сбоку от водителя. Рядом с водителем находится пульт включения-выключения ходовых огней и зажигания мотора. Схема предусматривает подключение ходовых огней к системе освещения подвесного мотора.

Высота от сидений до верхнего полотнища складного съемного тента – 900

950 мм, что позволяет свободно перемещаться в лодке при поставленном тенте. В полотнище тента имеются боковые и кормовое окна из прозрачной пленки, а также клапан на кормовой части, позволяющий обслуживать мотор. Сложенный по-походному, тент укладывается на кормовую часть палубы.

Корпус мотолодки собирается из двух стеклопластиковых частей, формуемых в матрицах: наружной обшивки и палубы. Они соединены при помощи клея и винтов; место соединения снаружи закрывается пластмассовым привальным брусом. Жесткость обшивки корпуса обеспечивается благодаря продольным уступам на бортах, продольным реданам на днище и гофрам на палубе. Днище подкреплено продольным и поперечным набором, важными элементами которого являются стенки рундуков, носовая и кормовая переборки.

Непотопляемость и аварийная остойчивость лодки обеспечиваются блоками плавучести из пенопласта, размещенными под палубой в носу и в кормовой части продольных рундуков.

Под мотором «Нептун-23» с «белым» винтом (Н = 220 мм) лодка уверенно выходит на глиссирование с полной нагрузкой, при этом скорость составляет 30 км/ч. С одним водителем на борту максимальная скорость достигает 39,5 км/ч. С мотором «Вихрь-30» «Нептун-3» с полной нагрузкой развивает скорость 35,6 км/ч. Средняя скорость с двумя подвесными моторами мощностью по 25 л.с. в 110-километровых гонках на приз журнала «Катера и яхты» (2 чел. на борту) составила 50 км/ч; в гонке с полной нагрузкой – 44 км/ч. Естественно, в этих гонках использовались моторы с тщательно подобранными гребными винтами.

Опыт эксплуатации «Нептуна-3» в морских условиях

Первые мотолодки «Нептун-3» весили 200 кг., что даже меньше, чем вес существенно меньшего по размерам «Нептуна-2». Основная экономия веса была получена из-за применения принципа совмещения функций. Переборки носового и кормового багажников и бортовые рундуки-сиденья приформовывались к днищу и играли роль мощного набора. Однако, несмотря на верность заложенных конструктивных решений, при эксплуатации «Нептунов-3» первой партии на большой волне с моторами максимальной разрешённой мощности 50 л.с. происходили поломки переборок. Поэтому после получения первых рекламаций заводом было принято решение ограничить допустимую мощность моторов для выпускаемых лодок до 30 л.с. и заняться доработкой конструкции с целью повышения прочности. С 1979г. выпускались доработанные лодки усиленной конструкции, вес которых увеличился до 220 кг. Внешне модернизированные лодки отличаются от лодок установочной серии тем, что носовая переборка в средней части доведена до днища и полностью изолирует багажный отсек от кокпита. В дальнейшем было принято решение увеличить допустимую мощность до 60 л.с., продиктованное желанием завода повысить шансы на победу в гонках на призы журнала «Катера и Яхты». Однако, 60 л.с. для «Нептуна-3» явно многовато.

При эксплуатации модернизированных «Нептунов-3» с моторами до 50 л.с. особых проблем не возникало, лодки показали себя с лучшей стороны. Мореходность «Нептуна-3» оказалась гораздо лучше, чем широко распространённых «Прогрессов» и «Казанок-5», так как корпус был несколько более килеватым и имел плавный подрез форштевня, что улучшало всхожесть на волну и уменьшало склонность к зарыскиванию. Практически «Нептун-3» не уступал по мореходности более килеватым дюралевым «Днепру» и «Оке-4»: нет худа без добра, больший вес «Нептуна» смягчал удары на волне. Однако из-за малого отношения длины к ширине при ходе под моторами мощностью 50

60 л.с. «Нептун-3» высоко выпрыгивал из воды при ходе на волнении. Приводнения после таких подлётов сопровождались тяжёлыми ударами. Поэтому оптимальной мощностью для «Нептуна-3» следует считать 40

50 л.с., причём желательно стремиться снижать вес силовой установки для уменьшения загрузки кормы и склонности к подлётам. Например, хороши для него два «Привета-22» (76 кг), «Вихрь-30Р»+»Ветерок-12» (71.5 кг). Хороши моторы зарубежного производства, только опять же, настоятельно рекомендуется выбирать мотор полегче, например, «Тохатсу-40С» (59 кг). Трёхцилиндровый же «Меркюри-40» весом 90 кг устанавливать нежелательно, как и два «Вихря-30» с электростартерами, которые потянут на 98 кг плюс ещё вес аккумулятора.

Впрочем, «Нептун-3» относительно несложно избавить от склонности к подлётам: для этого нужно установить на лодку транцевые плиты, на которых возникала бы дополнительная подъёмная сила, «прижимающая» нос лодки к воде. Если же плиты сделать в виде объёмных транцевых наделок (распространённое на западе конструктивное решение), можно увеличить вместимость и грузоподъёмность лодки, переместив в транцевые наделки пенопласт из блоков плавучести под рецессом.

«Нептун-3» проявил себя как весьма удобное для путешествий судно. Большой объём рундуков, удобная планировка кокпита, удобство устройства в лодке на ночлег, удобный набор швартовных уток и киповых планок – всё это ставит «Нептун-3» на одно из первых мест среди отечественных лодок. Следует отметить высокое качество декоративного окрашенного слоя обшивки «Нептунов» всех моделей. В отличие от других пластиковых лодок, «Нептуновский» декоративный слой не растрескивается очень длительное время, что способствует сохранению прочности и хорошего внешнего вида лодки.

В настоящее время производство мотолодок «Нептун-3» возобновлено после длительного перерыва.

Хочете купити човен, або у вас є запитання. Дзвоніть на наш номер, і наші менеджери Вас проконсультують.

Хочете купити човен, або у вас є запитання.
Дзвоніть на наш номер, і наші менеджери Вас проконсультують.

Информация о лодках «Прогресс»

Фотографии моторных лодок «Прогресс»
Около 600 фотографии моторных лодок «Прогресс», «Прогресс-2», «Прогресс-3», «Прогресс-4».

Усовершенствование серийных мотолодок. Лодки «Прогресс». Модернизация. Дополнительное оборудование. Полезные мелочи
Пособие для любителей-водномоторников. В пособии систематизированы и обобщены рекомендации многих любителей-водномоторников по самостоятельной модернизации корпусов, основных узлов и деталей популярных отечественных мотолодок семейства «Прогресс». Описаны способы установки на лодки дополнительного оборудования — рубок, парусов, тентов и т.д. Подробно рассмотрены наиболее надежные варианты модификации мотолодок для дальних переходов, увеличения скорости и экономичности плавания. Приведен материал по изготовлению своими силами приспособлений, необходимых для улучшения обитаемости и облегчения манипулирования мотолодкой в различных ситуациях.

Опыт эксплуатации «Прогрессов» в морских условиях
Лодка «Прогресс-4» — вместительная, достаточно мореходная и долговечная мотолодка, вполне пригодная для эксплуатации на водоёмах со значительным волнением. Район плавания других моделей и модификаций «Прогресса» должен быть соответственно ограничен из-за присущих им конструктивных недостатков.

Опыт использования моторной лодки «Прогресс-2М»
Прогресс-2М — это моя вторая лодка, до этого была лодка «Крым». В прошлом году появилась мечта совершить путешествие вокруг Байкала, но для этих целей прежняя лодка не годилась, так как была недостаточно вместительной и совсем немореходной. Решено было поменять Крым на более вместительную лодку, приспособленную для путешествий по Байкалу, и способную глиссировать с нагрузкой более 450 кг под мотором 30 лс (мотор Suzuki DT30 остался от прежней лодки). Выбор пал на «Прогрессы».

Транец мотолодки «Прогресс». Взгляд со всех сторон
На «Прогрессе-4» транцевая доска состоит из двух частей. Верхней и нижней. Стык находится чуть выше дна самоотливного рецесса. Верхняя доска облицована дюралевой пластиной со стороны «пятаков» струбцины. На последних моделях эта часть транца подкреплена тремя кницами. Нижняя часть доски находится под самоотливным рецессом и одновременно служит для его герметизации. И подкреплена кницей, вклепанной вместе с килем. Эта кница одновременно служит опорой для рецесса.

Ветровое стекло с дверцей на «Прогресс-4»
Ровно год назад пришлось менять ветровое стекло на лодке «Прогресс-4», старое безнадежно испортилось. Повторять штатную конструкцию не хотелось и после долгих раздумий было принято решение об установке лобового стекла с отрывающейся калиткой.

Аэролодка из «Прогресс-2»
Хочу поделится своим первым аппаратом, строительство заняло всего два месяца а результат потрясающий!

{RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
{RANDOM_SECTION=500-3000}

Читайте также:
Защита от коррозии корпуса Прогресса
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: