Теплоход “Заря” : технические характеристики, фото, отзывы

Заря (тип речных судов)

Теплоходы «Заря» — серия советских пассажирских скоростных глиссирующих речных судов. Вместимость 60-86 пассажиров, экипаж — 2-3 человека. Скорость движения 40-45 км/ч.

Строились по двум проектам 946 (с 1965 по 1981 годы) и Р-83 (с 1971 года по 1985 год) на Московском судостроительном и судоремонтном заводе. В рамках каждого проекта имелись модификации. Разработку проектов судов выполнили в ЦНИИ им. академика Крылова (гидродинамика, движительно-рулевой комплекс), ЦТКБ Минречфлота СССР (общая разработка проекта, разработка конструкции судна), экспериментально-исследовательский завод ЛИВТа (строительство опытных образцов) при участии специалистов Московского судостроительного и судоремонтного завода (разработка технологии производства).

Заводом выпускались суда номерные без имени собственного («Заря 1», «Заря 2» и т. д.). Суда проекта Р-83 имели название серии «Заря-Р», причем при указании номера буква «Р» записывалась после цифр, например «Заря-207Р», «Заря-317Р», «Заря-343Р». Позже некоторые суда получили имена собственные.

По данным официального сайта Московского судостроительного и судоремонтного завода за годы производства было выпущено 556 единиц теплоходов типа “Заря” всех проектов [1]

Содержание

Конструктивные особенности

Теплоход типа «Заря» — глиссирующее судно для перевозки пассажиров и их багажа по малым рекам в светлое время суток.

Когда началась разработка теплохода в 1962 году в его конструкцию был заложен ряд конструктивных особенностей, не имеющих на тот момент аналогов в отечественной и мировой практике:

  • Комбинированные обводы — в носовой части — обратная килеватость («морские сани»), а в кормовой части — нормальная килеватость. Согласно замыслу конструкторов такая форма должна была облегчить судну прохождение мелководных каменистых участков.
  • Широкое использование стеклопластика, что позволяло существенно облегчить конструкцию.
  • Одноступенчатый водомет без спрямляющего аппарата. В экспериментах со спрямляющим аппаратом было получено столь незначительное увеличение скорости, что установка его оказалась нецелесообразной.
  • Воздушная смазка днища. Хотя патенты на такой способ снижения сопротивления движению судна существовали еще в 19-ом веке, практическое применение на серийном судне состоялось впервые в мире.
  • Возможность причаливания к отлогому берегу.

Корпус судна выполнен из алюминиево-магниевого сплава АМг-5. Многие элементы надстройки выполнены из стеклопластика.

Обводы судна проекта 946 — типа «морские сани» с переходом в выпуклую килеватость в кормовой части.

Обводы судна проекта Р-83 — типа «тримаран».

Благодаря таким обводам форме днища и низкой осадке (0,5 м) имеется возможность производить причаливание к берегу в местах, не оборудованных причальными сооружениями. При этом спуск трапа не требуется, так как теплоход выходит носом на берег. Для снижения гидродинамического сопротивления используется воздушная смазка днища.

Двигатель дизельный типа 12ЧН18/20 (аббревиатура расшифровывается следующим образом 12 — число цилиндров, Ч — четырёхтактный, Н — наддувный, 18 — диаметр цилиндра 18 см, 20 — ход поршня 20 см). Марка двигателя М400 на судах первой серии, позже М401.

Движитель — полупогружной одноступенчатый водомёт без спрямляющего аппарата с заслонками выполняющими функции гидрореверса. В отличие от многих водометных судов, где заслонки выполняют еще и функции руля, у теплоходов типа «Заря» имеется отдельный двухперьевой руль, установленный в струе водомёта.

Пассажирский салон автобусного типа с трёхместными сиденьями вдоль каждого борта. Число сидячих пассажиров 60 (в вариантах теплохода без багажного отделения — 66). Допускается перевозка стоячих пассажиров при продолжительности рейса менее 2 часов.

Рулевая рубка в передней части теплохода.

Распространение

В СССР были в эксплуатации почти во всех пароходствах. Поставлялись в Чехословакию, Китай [2] , Румынию, и, возможно в другие страны.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Основные места базирования

В Московском регионе

  • Москва — до 80-х годов — не менее 10 судов
  • Кимры

На Верхней Волге

  • Рыбинск (до 2010 года)
  • Углич
  • Тверь — до середины 80-х годов — не менее 8 судов
  • Ярославль

На Средней Волге

  • Нижний Новгород
  • Самара

На Нижней Волге

  • Волгоград — до конца 90-х годов — не менее 10 судов
  • Калач-на-Дону — до середины 90-х годов — 2 судна
  • Ростов-на-Дону — до начала 90-х не менее 5 судов на обслуживании маршрутов нижней части Северского Донца.
Читайте также:
Теплоход Баргузин-3: технические характеристики, фото, отзывы

На Северо-Западе России

  • Санкт-Петербург — до середины 80-х годов — не менее 6 судов
  • Великий Новгород(ранее Новгород) — 3 судна на всю область (в том числе на Валдайском озере)
  • Архангельск
  • Онега («Заря-340Р»)
  • Порог (Онежский район) — до начала 90-х годов — не менее 4 судов (в настоящее время — 1 судно:”Заря-311Р”)
  • Череповец — не менее 5 судов
  • Вологда — не менее 5 судов
  • Великий Устюг — не менее 5 судов
  • Петрозаводск (бассейн Онежского озера) — 2 судна
  • Сыктывкар

  • Иркутск — не менее 2 судов

На Каме, Вятке, Белой

  • Чайковский — не менее 4 судов
  • Березники — не менее 6 судов
  • Пермь — не менее 6 судов
  • Уфа — не менее 5 судов
  • Киров — не менее 3 судов

На Иртыше, Тоболе и Тавде

  • Тобольск — не менее 6 судов
  • Омск — не менее 6 судов
  • Тавда — не менее 4 судов (до 1991 года, сейчас неизвестно)

На Оби, Томи, Бии, Васюгане

  • Барнаул — в середине 80-х — 10 судов (в настоящее время — 3 судна: «Заря-317Р», «Заря-335Р», Радуга )
  • Новосибирск — не менее 8 судов
  • Томск и Северск — не менее 8 судов (в настоящее время в Томске — 2 судна, в Северске — 2 судна)
  • Каргасок — 2 судна
  • Сургут — не менее 4 судов
  • Нижневартовск — не менее 7 судов
  • Кемерово — не менее 6 судов
  • Новокузнецк — не менее 4 судов
  • Бийск — в середине 80-х — 5 судов (в настоящее время — 2 судна, которые с 2009 года не эксплуатируются: «Заря-144», «Заря-164»)
  • Красноярск — не менее 10 судов

На Лене, Вилюе, Алдане

  • Якутск — не менее 6 судов
  • Пеледуй — не менее 4 судов
  • Ленск — не менее 4 судов
  • Олекминск — не менее 3 судов
  • Усть-Кут — не менее 4 судов
  • Нюрба — не менее 2 судов (действуют в настоящее время)
  • Усть-Мая — 1 судно
  • Гомель — не менее 9 судов (до середины 90-х)
  • Забайкальский край г. Сретенск — не менее 2 судов (действуют в настоящее время)

На Норилке – оз Лама

  • Красноярский край г. Норильск — не менее 6 судов (действуют в настоящее время)

Социальное значение теплоходов типа «Заря»

Появления на реках СССР теплоходов типа «Заря» произвело настоящую транспортную революцию в районах с неразвитой дорожной сетью и мелководными реками, не оборудованными причалами (Сибирь, Урал, Дальний восток и Северо-Запад России). Традиционными видами транспорта для жителей этих районов были лодки. Речные суда традиционного типа обладали малой скоростью и не могли подходить для посадки/высадки пассажиров к необорудованному берегу. «Зори» обеспечили надежную связь между маленькими поселками на берегах рек и райцентрами (городами), перевозили туристов, грибников, дачников.

Основные достоинства и недостатки

Основные достоинства теплоходов типа «Заря» — сочетание высокой скорости, достаточной пассажировместимости и высокой проходимости (за счет малой осадки и водомета). Теплоходы типа «Заря» часто эксплуатировались в очень жестких условиях (мелководье, перекаты, удары о камни, лесосплавные реки, перегрузка, отсутствие должного техобслуживания и ГСМ требуемого сорта), но тем не менее служили очень долго, а некоторые суда, выпущенные еще в начале 70-х годов, служат до сих пор.

Однако с перечисленными достоинствами были связаны и принципиальные недостатки.

Для достижения высокой скорости требовался мощный легкий высокофорсированный двигатель. Как известно, такие двигатели обладают небольшим моторесурсом. Двигатели М-400 с механическим нагнетателем, применяемые на судах первых серий, не могли отработать и одной навигации. Более поздние модификации двигателя М-401 с газотурбинным наддувом работали дольше, но всё равно существенно меньше, чем на тихоходных судах. Большая мощность двигателя обуславливала и большой расход топлива.

Теплоходы «Заря» проекта 946 были некомфортабельными. Это опять-таки связано с необходимостью достижения высоких удельных показателей. Глиссирующий режим движения обуславливал сильную тряску при ходе на волнении. Салон был довольно тесным, вентиляция его была неэффективной. Уровень шума, создаваемого в салоне двигателем, был настолько высок, что разоваривать без повышения голоса было невозможно.

Читайте также:
Теплоход "Фонтанка" : технические характеристики, фото, отзывы

На теплоходах проекта Р-83 условия для пассажиров были существенно улучшены. Уровень шума в салоне был существенно снижен за счет применения звукоизоляции машинного отделения. Тримаранные обводы носовой части корпуса существенно смягчали удары волн. Была применена система вентиляции и кондиционирования салона.

С экологической точки зрения теплоходы «Заря» не выдерживали никакой критики. Двигатель М-400 был очень несовершенным. Чадащие выхлопные газы двигателя на теплоходах проекта 946 смешивались с водой (система «мокрого выхлопа») и выбрасывались за борт, откуда в воду попадали несгоревшие остатки нефтепродуктов. За теплоходом всегда тянулся шлейф сизого дыма — в цилиндры двигателя, по причине примитивной конструкции поршневых колец, попадало масло. Высокая крутая волна, создаваемая теплоходом, приводила к размыванию берегов, гибели мальков рыбы. По этой причине эксплуатация теплоходов типа «Заря» в середине 70-х годов на ряде рек Европейской части России (в частности, на Оке) была прекращена. Теплоходы были переданы на сибирские реки (где берега более прочные).

По современным представлениям теплоходы типа «Заря» небезопасны в эксплуатации. При отказе единственного двигателя теплоход полностью лишался управления. Это приводило к авариям, таким как навал на опоры моста или другие суда. Известны случаи аварий по указанной причине, произошедшие в Ленинграде (навал на другое судно) в 1972 году, в Бийске (попадание постороннего предмета в водомет теплохода «Заря-89» вызвало его отказ, что привело к навалу на опору моста) в 1989 году, в Красноярске («Заря-277Р», удар об устой моста) в 2001 году. Компоновка теплохода (отсутствие открытых палуб), узкие проходы в зоне рубочных дверей, не позволяла выполнить быструю эвакуацию пассажиров в случае аварии. Теплоходы не были оборудованы спасательными средствами. Однако эксплуатация преимущественно на малых неглубоких реках частично снижала указанные риски.

Расположение рулевой рубки в носовой части судна ограничивало обзор назад, что затрудняло выполнение маневров на заднем ходу. По этой причине экипажи часто дооборудовали свои теплоходы автомобильными зеркалами заднего вида. Кроме того, при движении на волнении члены экипажа, сидящие в рубке, испытывали значительные перегрузки от ударов волн, что обуславливало повышенную утомляемость, затрудняло управление и визуальное наблюдение за судоходной обстановкой.

Указанные недостатки стали очевидными уже в 80-х годах 20-го века. Поэтому выпуск теплоходов типа «Заря» начиная с 1981 года был существенно сокращен. Для его замены были разработаны суда типа «Линда». Однако общий экономический упадок в СССР не позволил пустить эти суда в серию. Кроме того, заводом проводились работы и по модернизации теплохода «Заря». В частности были изготовлены опытные суда с импортными дизельными двигателями MAN и Дойц. Эти же двигатели на часть судов были установлены при капитальном ремонте.

Современное состояние

В настоящее время эксплуатация большинства теплоходов типа «Заря» уже прекращена. Многие «Зори» разрезаны на металлолом. В строю остаётся не более сорока судов этой серии. Часть из них оборудованы менее мощными двигателями, обеспечивающими скорость 10-15 км/ч. Интересен факт, что одно время привезенный из Днепропетровска и переоборудованный теплоход типа «Заря» (теплоход «Ласточка») ходил по харьковским рекам, однако при невыясненных обстоятельствах сгорел 1 апреля 2005 года. Сейчас данные теплоходы эксплуатируются в основном в труднодоступных местах для перевозки пассажиров (например, Томская область) или в качестве прогулочных судов (например, на озере Неро или на паромных переправах (например в Ярославской области). Техническое состояние уцелевших экземпляров различное от очень хорошего (например «Заря-339Р» в городе Северске, «Заря Югры» в городе Нижневартовске), до очень плохого.

Часть списанных теплоходов используются в качестве кафе (как плавучих, так и на берегу), плавучих дач (как правило, несамоходных), причальных сооружений, понтонов. При таких переделках как правило с судов срезается надстройка.

Несмотря на все недостатки — теплоход «Заря» является важной вехой в истории развития отечественного транспорта.

Теплоход “Заря” (проект 946, 946А, Р-83, Р-83А)

Теплоход Заря

Характеристики теплохода “Заря” (Проект 946 / 946А / Р-83)

Длина габаритная, м. 22,14 / 22,14 / 23,9
Ширина, м. 3,93
Высота борта, м. 1,2 / 1,2 / 1,25
Высота надводная габаритная, м. 3 / 3 / 3,15
Водоизмещение в грузу, т. 22,87 / 24,63 / 29,85
Осадка средняя в грузу, м 0,42 / 0,44 / 0,55
Водоизмещение порожнем, т 14,87 / 16,63 / 19,45
Осадка средняя порожнем, м 0,29 / 0,31 / 0,4
Пассажировместимость, чел. 86
Дизельный двигатель М-400 / М-400 / М-401Л (на первых судах проекта 946/946А устанавливались двигатели М50-7)
Мощность двигателя, л.с. 1х830 / 1х830 / 1х900
Скорость хода в грузу, км/час 45 / 45 / 43
Материал корпуса АМг
Читайте также:
Теплоход Баргузин-1: технические характеристики, фото, отзывы

Глиссирующий автобус

А. А. Оскольский, Катера и Яхты, №25, 1970 год

Путешествуя по малым, иногда явно несудоходным рекам страны, многие туристы встречали глиссирующие водометные теплоходы-автобусы. Что же это за судно?

Теплоход «Заря» спроектирован при участии ученых ленинградскими конструкторами, а серийно строится в Москве. При его проектировании пришлось решать целый ряд сложнейших проблем. Начнем с того, что необходимо было обеспечить скоростную перевозку не менее 60 пассажиров в условиях мелководных, засоренных древесиной рек с извилистым узким фарватером, без всяких причальных сооружений. Размерения и вес судна должны были быть не просто минимальными, а такими, чтобы можно было перевозить готовые теплоходы от завода-строителя к месту службы по железной дороге. Теплоход должен был отличаться от обычных «речных трамваев» простотой эксплуатации и надежностью при одновременном увеличении скорости и повышении проходимости. Необычными получились форма и соотношения размерений корпуса, компоновка, или, как говорят судостроители, общее расположение судна. Сварной корпус из легкого сплава АМг-5 (толщина обшивки 5—6 мм) прямоугольный в плане. Главная его особенность — комбинированные обводы. Если посмотреть на носовую часть «Зари», это — типичны» глиссер «морские сани». Некоторый подъем днища от миделя в нос позволяет подходить к отлогому берегу прямо носом. Килеватость шпангоутов на миделе и далее в корму позволила защитить водомет от попадания воздуха. В целом примененные обводы обеспечивают достаточно высокое гидродинамическое качество и снижение ударных нагрузок при ходе на волнении.

Естественно, что в качестве движителя мелкосидящего глиссирующего теплохода «Заря» применен водометный комплекс. Установлен одноступенчатый полупогруженный водомет с «поджатием» выходного сечения примерно до 0.8. Конструкторам-любителям полезно помнить, что незначительное изменение величины поджатия струп позволяет добиться хорошего согласования ротора (рабочего колеса) и двигателя. Такое согласование при открытом гребном винте обычно производится за счет изменения его шага и диаметра, что гораздо сложнее. Увеличение поджатия, кроме того, позволяет и отдалить возникновение кавитации, характерной отсутствием роста скорости при повышении числа оборотов двигателя.

Установка компрессоров — было использовано несколько вариантов — давала увеличение скорости всего на 0.5 км/час, поэтому от их установки отказались, что значительно упростило конструкцию.

Водозаборник защищен решеткой, очистка которой производится через специальный лючок. Два руля за срезом сопла водомета обеспечивают хорошие маневренные качества на переднем и на заднем ходу. Задний ход создается перекрытием заслонок и направлением струп в специальные каналы заднего хода.

В качестве главного двигателя применен надежный и экономичный дизель «М400» эксплуатационной мощностью 800—900 л. с. Расход топлива около 130 кг/час при числе оборотов 1400 в минуту и скорости хода в грузу до 45 км/час.

Поскольку теплоход «Заря» рассчитан на короткие рейсы продолжительностью 4 часа, экипаж его составляют всего 2 человека. Сходство с автобусом придает расположение рулевой рубки, отформованной из стеклопластика, в самом носу теплохода. Просторный и светлый пассажирский салон с трехместными мягкими креслами (65 сидячих мест) отделен от моторного отделения багажным отделением и санблоком.

Первый теплоход «Заря» проходил испытания па реке Мсте в 1964 г., а сейчас такие суда успешно эксплуатируются практически во всех пароходствах страны.

Одновременно с серийной постройкой судов продолжаются работы по усовершенствованию конструкций и обводов этих удобных и неприхотливых в эксплуатации речных автобусов.

Фотографии теплохода «Заря»

Теплоход Заря

Теплоход «Заря» на видео


Красноярск, 22 августа 2013 год.


Теплоход Заря в городе Орле (2014 год)


Могилев, набережная Днепра возле памятника воинам-интернационалистам (2011 год)

Наследие СССР. Глиссирующий теплоход “Заря” с двигателем от самолета — настоящий “внедорожник” среди советских речных судов

На Русском Севере много красивых озер, живописных и извивающихся речек и вдоль них раскинулись десятки маленьких и уютных архангельских деревушек. Но почти совсем нет дорог.

Читайте также:
Пожар на теплоходе "Баргузин-2": технические характеристики, фото, отзывы

И путешествуя по Кенозерью в этот раз на рестайлинговом Mitsubishi Pajero Sport 3, я постоянно задавался вопросом, а как же местные жители добираются до своих труднодоступных деревень, раскиданных по разным берегам многочисленных озер. На лодках особенно не наплаваешься и не у каждого есть лодка с мощным мотором.

И неожиданно, у деревушки Вершинино в самом сердце Кенозерского национального парка, на берегу я приметил небольшой теплоход светлого цвета. Такие раньше бороздили речные просторы огромного Советского Союза от Калининграда и до Владивостока. Теплоход заботливо вытащили из воды и разместили на нескольких бревнах, на улице была середина октября и сезон речной навигации в этих краях подходил к концу.

Совершенно невероятно, но мы наткнулись на самый настоящий и эксплуатирующийся, а не гниющий на “кладбище” кораблей, глиссирующий скоростной речной теплоход “ЗАРЯ”.

С дорогами в СССР в то время было не очень и многие населенные пункты были доступны только по воде. Оно и сейчас не очень, но тогда была совсем беда. Нужен был пассажирский теплоход — “внедорожник”, чтобы доставлять людей в самый отдаленные и труднодоступные деревни и поселки нашей страны. Быстро, относительно комфортно и с минимальными затратами на строительство пирсов и причалов.

Обычные теплоходы тех лет не всегда могли быстро и безопасно перемещаться по маленьким рекам, неглубоким озерам и обмелевшим протокам.

И для таких задач для пассажирских перевозок по малым рекам в условиях отсутствия какой-либо речной инфраструктуры в 1960-х годах и была создана целая линейка скоростных водометных глиссеров «Заря».

При проектировании “Зари” использовались передовые технологические решения:

— Одноступенчатый водомёт без спрямляющего аппарата позволял достичь очень высокой скорости теплохода
— Воздушная смазка днища — технология из XIX века, но не нашедшая применения в серийной технике для
снижения трения во время движения
— Использование стеклопластика для облегчения массы массы теплохода
— Комбинированные обводы для более легкого преодоления камней, мелей, порогов и возможности
причаливать в любом месте без пристаней и причалов просто в берег

Проектирование началось в 1962 году, а первые теплоходы “Заря” пошли в серию уже в 1965 году и выпускались более 15 лет.

Технические характеристики пассажирского глиссера впечатляют до сих пор:
-Максимальная скорость: 45 км/ч
-Полное водоизмещение: 30 тонн
-Полная вместимость: до 86 человек
-Длина: 22,4 метра
-Ширина: 4,06 метра
-Осадка: 0.5 метра (на ходу 0.4 метра)

“ЗАРЯ” получился очень удачным теплоходом. Производили его на Московском судостроительном и судоремонтном завода. А эксплуатировали во всех речных пароходствах СССР.

Причудливое судно можно было встретить не только на малых реках, но даже и на внутригородских маршрутах как речной трамвайчик.

За годы производства было выпущено около 200 теплоходов и они поставлялись даже за рубеж. Есть фотографии “ЗАРИ” на Рейне в Германии.

На первых сериях “Зари” устанавливали судовые двигатели М-50, которые разрабатывались изначально как семейство авиационных поршневых двигателей АН-1/АЧ-30, модификации которых и устанавливались на опытные образцы Ил-12, Ил-6, Пе-8.

На более поздних сериях ставились уже судовые 12-цилиндровые V-образные дизеля М-400 мощностью 1000 л.с., которые являлись по сути дальнейшей конверсией авиационного двигателя М-40.

Мощная водометная струя позволяла “Заре” даже выезжать на полкорпуса на сушу для посадки и высадки пассажиров и также обратно уходить в воду. За это теплоход и называют речным “внедорожником”. Ему не нужны причалы и пирсы — подошел к берегу, выполз на сушу и ушел обратно в воду.

Но с точки зрения экологии, “Заря” сейчас считается неэкологичным транспортом. Мощная водометная струя при движении теплохода на маленьких реках поднимает большую волну и часто размывает берега и практически уничтожает популяцию мальков в водоеме.

Читайте также:
Теплоход Баргузин-1: технические характеристики, фото, отзывы

Массовое списание этих уникальных и интересных судов произошло в 1990-е годы. Сейчас рабочую “Зарю” почти не встретить, да и на “кладбищах” кораблей списанные экземпляры давно порезали на металл. Нашему же герою повезло больше. Его выпустили в 1976 году и до начала 1990-х он трудился в Северном речном пароходстве МРФ РСФСР на Онеге. Потом его передали в Кенозерский национальный парк, где он и трудится по сей день.

А вы плавали на таком теплоходе? Помните свои ощущения?

Комментарии 395

Почти тоже самое, метеор
Буквально полтора месяца назад гонял на таком

2001 год, по Енисею. Возила дачников такая и я там среди них бывал, катались на дачу к друзьям. Грузили в нее больше 100 человек с дачным скарбом. Осаживалась она в воду по самые стекла, в результате чего вода через растрескавшиеся резиновые уплотнители стекол, тонюсенькими струйками попадала в салон. Первый раз было реально жутко, но дачники успокаивали : -Не ачкуй, мы сто раз так плавали! ))))

Ханты-Мансийск, АО “Северречфлот” в настоящее время п прежнему эксплуатирует Зори. Ханты-Мансийск — Междуреченский, р. Конда, основной маршрут, ну и по ХМ району пригороды, и не планируют останавливать эксплуатацию. Старинный М400 заменили на МАН и вроде что-то из Китая.

А если глиссер не сможет стать на рабочий ход, как у него с плаванием будет?
Я просто помню поездку на Комете Сочи — Батуми. У Кометы после половины пути что-то с крыльями случилось. Стали посреди моря, экипаж нырял, но починить не смог — несколько раз пытались стать на крылья. Пришлось водоизмещающе плыть дальше. А в таком положении лёгкую и длинную Комету сильно швыряет на волнах.

В 90ые годы катался по маршруту Уфа-Караидель, помню

В Липецке на пляже раздербаненый стоит Заря-152.

А как же! Рыбинск Ярославской области — до сих пор в летниц период возят дачников на Юршинский остров. А еще у нас также по Волге ходит Московский-7, и даже непотомпляемый Метеор! Конечно не такой красивый и отреставрированный как в Питере, но все же)))

У нас «Нибулон» выкупил и восстановил «Ракеты», которые теперь гоняют по Югу Украины. Летом как раз на море ездили на ней. Красота. Ностальгический кайф.))

У нас, на р.Лена Метеоры, Ракеты, Кометы летали и до сих пор летают над рекой.

У нас по Южному Бугу и Чёрному Морю ходят до сих пор, только отреставрированные.)

2003 год. Заря-343Р в Красноярске. Прокатился в Усть Маны.
Билет на Зарю:

2003 год. Заря-343Р

2003 год. Заря-343Р. На конечной:

2003 год. Заря-343Р. Прокатился в Усть Маны:

рубка Зари — обрати внимание на два штурвала управления: в горизонтальной и в вертикальной (на взлёт) плоскостях
:)

Второй штурвал — задний ход. Я на таком все детство прокатался. Отец работал механиком на такой. У нас на Чиркейском водохранилище таких три было — рабочих возили на стройку ГЭС

Точно так. Открытие шторок реверса

Минимум раз в году имею возможность пользоваться этим теплоходом в Вершинино. Но в основном красненьким катером, что с права стоит)))

Про экологию — ну такой бред!
При Союзе десятки и даже сотни этих и других водометных судов ходили — не было проблем ни с рыбой, ни с размывом берегов.
А теперь и тех судов нет, единицы остались — и рыбы нет, и берега все равно размывает…

Экологов — на кол!

Несомненно. СССР являлся образцово-показательным не только по обилию рыбы на душу населения, но и с точки зрения экологии был эталоном чистоты. Ни волн, ни копоти, ни прочего мусора не было. Рыба сама счастливая прыгала из воды в закрома Родины. И вообще, такую страну просрали.

Раньше две Зари по реке Томь ходило, одна шла из Новокузнецка в Кемерово, а другая и Кемерово в Новокузнецк, семь дней в неделю, каждый день, у меня дед всю жизнь на речном вокзале Новокузнецка проработал, так что полазил я по этому чуду, особо, в детстве размер поршня впечатлил помню ))) Однако давайте не забывать следующее, расход у этой пушки-гонки адский, и как верно подмечено не только солярки, ещё и масло любило кушать, а сейчас часть деревень по томи заброшенна, часть еле живёт, к остальным, которые стали дачными по сути, есть дорога по суши, может хреновая, но есть . Получается на Томи данный вид транспорта стал не рентабельным … И дело не СССР не СССР, коммунисты — демократы, просто реалии времени.

Читайте также:
Теплоход Баргузин-3: технические характеристики, фото, отзывы

Сложный вопрос. Деревни заброшены во многом из-за того, что нет до них нормального транспорта. Нормального транспорта нет потому что некого возить. Замкнутый круг получается(
Как мне кажется такие перевозки к отдалённых поселения должны быть регулярными и дотироваться гос-вом, иначе деревни вымрут совсем. Одни вахты останутся (

Глубокая модернизация теплохода Заря

А бюджет прикидывали? С учетом Ваших желаний, Вы на вскидку потратите в 10-15 раз больше, чем вложили в её покупку это если без фанатизма и всё по-простому делать. А если вдумчиво то умножайте еще на два.

Странник
Старожил форума

Для примера. Я за изменение кормы до 19.8 метра беру примерно 200 т. руб. А резать в середине это КОСМОС.

Теплоход Заря
Коллега

А бюджет прикидывали? С учетом Ваших желаний, Вы на вскидку потратите в 10-15 раз больше, чем вложили в её покупку это если без фанатизма и всё по-простому делать. А если вдумчиво то умножайте еще на два.

Еще пока не прикидывали, начали с прорисовки, в основном сейчас идет сбор данных, проработки аналогов.

Старожил форума

А почему, если не секрет?

Заря сверху вообще пластмассовая.
А снизу она сварная? Если она варится, а не клепается, то, по-моему, вообще не проблема.

Теплоход Заря
Коллега
Старожил форума

Ух ты!
я их облезлых несколько штук видел, и у меня сложилось стойкое мнение, что вот это желтое, из-под лохмотьев краски – советский эпоксидный пластик.
Может, показалось.
А может, они разные были?

1603786272951.png

1603786419443.png

Теплоход Заря
Коллега
weeFOX
Старожил форума

1239.jpg

Старожил форума
weeFOX
Старожил форума

1239.jpg

Старожил форума
Владимир Ленько
Старожил форума

Мы тоже думали убрать с носа 10 см, с кормы 1 метр, и с середины. В середине у нее между шпангоутами есть одинаковые участки (образмерили). Просто корму (на всю длину) не хотим обрезать, т.к. задняя часть у нее идет под заужение, что уменьшает ее сопротивление (не создается еще одна волна).

Про заужение – непонятно. На фото типичные обводы глиссирующего корпуса – цилиндрические в корме. При желаемой скорости 20-25 км/ч будет переходный к глиссированию режим. Самый невыгодный по волнообразованию, сопротивлению, расходу топлива. Возможно, придётся хитрить с установкой транцевых плит (если их ГИМС не причисляет к длине катера). Согласен с голосами за 2 дизеля с колонками, либо один дизель с двумя гидравлическими колонками. Вариант резать посередине и оставлять водомёт. Так пострадает полезный объём, а там уже отделка идёт (можно догадаться, что уже выбран вариант вгоняния в 20 м). Не похоже на коммерческий теплоход для перевозки пассажиров, похоже на прогулочный катер для своих. Если так – можно смело жертвовать скоростью и экономить на мощности двигателей, топливе, налогах. Извините – дело не моё, болтаю.

Курсант
Старожил форума

А сравните, отличие и в кормовой части рубки (на пластиковой два окна над надстройкой, на АМГшной одно и другой формы). Наверное можно по этому признаку определить. С наибольшей долей вероятности на фото Т.С.- пластиковая.

Старожил форума

При желаемой скорости 20-25 км/ч будет переходный к глиссированию режим. Самый невыгодный по волнообразованию, сопротивлению, расходу топлива.

Судя по обводам, “Зарю” проектировали как судно на воздушной каверне (свп скегового типа, корпус с воздушной смазкой, или что-то типа того).
Но что-то пошло не так, и теперь это катер переходного режима.

Читайте также:
Теплоход "Фонтанка" : технические характеристики, фото, отзывы

Когда я был маленький и бестолковый, проходил плавпрактику рулевым на омике. Эти “Зари” сновали по Оке, как мухи. Капитан, глядя на них, рассказал такую вот байку. Когда появилась “Заря”, им было распоряжение, при приближении ее снижать ход при расхождении. Сначала снижали, потом забили на это. “Заря” выходит на режим исключительно на гладкой воде. А при встрече с кильватерной от ОМика, плюхается на пузо, и потом медленно, тоскливо, снова выходит на режим. Если успеет до следующей волны – судоходство-то было порезвее, чем сейчас.
В общем, ее потом то-ли дефорсировали, то-ли скеги изменили. В общем, она теперь просто полу-глиссер.

Но это только байка. Один раз ее слышал. Правда, нет ли.
Но обводы у “Зари”, и правда, странные.

Старожил форума

Не похоже на коммерческий теплоход для перевозки пассажиров, похоже на прогулочный катер для своих. Если так – можно смело жертвовать скоростью и экономить на мощности двигателей, топливе, налогах.

Тогда есть смысл отрезать вообще задницу болгаркой, заглушить дыру, а на транец повесить подвесник с грузовым винтом. Или два, но поменьше.

Курсант
Старожил форума

Заря-317Р – Тип Заря, проект Р-83, Р-83А

Vasya
Супер модератор

Тогда есть смысл отрезать вообще задницу болгаркой, заглушить дыру, а на транец повесить подвесник с грузовым винтом. Или два, но поменьше.

И получить плавдачу, как впрочем и с гидромоторами наверное тоже.
Я согласен со Странником, что нужно ставить водомет от Борус и ЯМЗ 238.
https://svk-borus.ru/catalog/400-mm/445/
Водомет не дешевый, но зато ЯМЗ можно недорого купить и в сумме будет дешевле, чем Китаец с редуктором, к которому еще нужен ВРК. Если ЯМЗ вызывает отторжение, то можно и контрактный автотракторный дизель купить.

Владимир Ленько
Старожил форума

[QUOTE=”ВМГ, post: 274535, member: 6130″

. Но это только байка. Один раз ее слышал. Правда, нет ли.
Но обводы у “Зари”, и правда, странные.
[/QUOTE]

“Заря” – в совковые времена гоняли из Питера до Шлиссельбурга и далее по Новоладожскому каналу (до какого пункта – не помню). На Неве не бывает без волны, срывов с глиссирования не наблюдал. На канале они гнали огромную волну, хоть и глиссировали – вероятно, из-за узкости и малой глубины канала. Берегам и всем, кто на них – гарантированный 3,14здец. Смотрел информацию об этом проекте – многообразие модификаций, разные двигатели (вплоть до 900 л.с) – наверняка питерские “Зари” были уже “продвинутые”, с мощным двигателем. Обводы тоже менялись – от “морских саней” до тримарана, да ещё и небольшой редан на скегах. Утверждается, что достигалась воздушная смазка днища (кто проверит ?). В туристском варианте корпус привлекателен малой осадкой, возможностью приткнуться к берегу в очень многих местах. Если не требуется мореходность – почему бы не “Заря” как основа ?

“Заря, заря, заря – алая заря” – эту песенку напевали при приближении угрозы

Речные теплоходики типа “Заря”

Вы используете Internet Explorer устаревшей и не поддерживаемой более версии. Чтобы не было проблем с отображением сайтов или форумов обновите его до версии 7.0 или более новой. Ещё лучше – поставьте браузер Opera или Mozilla Firefox.

Обсудить и задать вопросы можно в этой теме.

Vadikgg
втянувшийся

Завел тему про это интересное судно. Авось, материалов насобирается.
Может, есть у кого что? чертежи, фотки.

Userg
старожил

Vadikgg> Завел тему про это интересное судно. Авось, материалов насобирается.
Мне очень нравились

Vadikgg> Может, есть у кого что? чертежи, фотки.

17

втянувшийся

Обновите браузер – Cправка – Google Диск

Вы используете устаревшую версию Chrome, которая не поддерживается Google Диском. Для работы с сервисом вам нужн // drive.google.com

втянувшийся

Ограничение — Водный транспорт

администратор

Kэп> Из соседней ветки.

заря.jpg (скачать) [1701×676, 191 кБ]

11.0

Павел35
опытный

Untitled-411.jpg (скачать) [768×528, 70 кБ]

63.0.3239.132

Анатолий К
аксакал

Катер Заря на Дону.jpeg (скачать) [1349×1027, 98 кБ]

Читайте также:
Теплоходы "Баргузин" : технические характеристики, фото, отзывы

52.0

MagistrTot
новичок

Хочу заметить, что у нас есть два проекта типа Заря, это проект 946 и Р-83. Визуально отличия имеются и довольно существенные.

52.9

Павел35
опытный

63.0.3239.132

Павел35
опытный

00ad6c12ed5864451367361a6db96f6cea55fbbb.jpg (скачать) [1280×899, 146 кБ]

64.0.3282.186

Павел35
опытный

Корпус – полностью алюминий, а у следующей более угловатой верх стеклопластик – друзья называли ее как озерный проект.

заря 1.jpg (скачать) [800×491, 80 кБ]

64.0.3282.186

Oleg_Oleg
аксакал

Павел35> Корпус – полностью алюминий, а у следующей более угловатой верх стеклопластик – друзья называли ее как озерный проект.

Блин прикольно,гидроавтобус да еще и глиссирующий

49.0.2623.112

координатор

O.O.> Блин прикольно,гидроавтобус да еще и глиссирующий
В 80гг до начала 90гг по р.Иртыш такой бегал в районе г.Усть-Каменогорска, в качестве “речного трамвайчика” ходил от Речного Вокзала вниз по течению к дачным поселкам.
Такой, как на этом фото:

Отзыв: Речная прогулка на теплоходе “Заря” (Россия, Санкт-Петербург) – Теплоход “Заря” – в Шлиссельбург вернул меня!

Всем привет, мои дорогие друзья. Сегодня мы снова отправимся на речную прогулку. И на этот раз, мы совершим речную прогулку в город Шлиссельбург с Орехового острова, на котором находится знаменитая крепость “Орешек”:

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Я вам уже рассказывала про судоходную компанию “Алые паруса” из города Санкт-Петербург. В основном, компания “Алые паруса” – работает на речных перевозках в Санкт-Петербурге, но им также принадлежит, и несколько теплоходов в Шлиссельбурге, которые работают на переправе в крепость “Орешек”. И в один из июньских дней, наше путешествие состоялось на небольшом теплоходе “Заря”, из крепости ” Орешек” – до Шлиссельбурга. Теплоход “Заря” – является самым маленьким, из 3-х работающих на этой переправе теплоходов судоходной компании ” Алые паруса”. И вот он здесь, перед нами, здесь он подходик к причалу в Шлиссельбурге. Данный снимок – был сделан нами с другого теплохода компании “Алые паруса”, с теплохода “Миллениум-1”:

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Наш отход от крепости “Орешек”:

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

А здесь мы видим, как теплоход “Заря” – подходит к причалу на Ореховом острове:

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Наш теплоход “Заря” – довольно небольшой, в него может поместиться не более 30 человек. Вот именно поэтому, когда из крепости “Орешек” – выходят большие массы народа, то в один теплоход они все не помещаются, и им приходится ждать следующего теплохода.

У теплохода “Заря”, как мы с вами видим, носовой закрытый салон, где можно посидеть, если погода будет – не очень хорошая. Но в основном, народ, конечно, размещается в открытой кормовой части, где можно сидеть и любоваться красотами берегов Невы.

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Так что, такой вот небольшой теплоход “Заря” – служит переправочным средством, между Ореховым островом и городом Шлиссельбургом (как и еще два других небольших теплохода судоходной компании “Алые паруса”).

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

И вот на этом фото теплоход “Заря” подходит к причалу Орехового острова, на котором уже толпится народ в ожидании своей переправы обратно в Шлиссельбург.

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Также, с Орехового острова, можно переправиться не только в Шлиссельбург, но и в поселок имени Морозова, на противоположном от Шлиссельбурга берегу Невы. Правда из поселка имени Морозова – до Санк-Петербурга, можно будет добраться только на электричке до Финляндского вокзала. А вот из Шлиссельбурга до Санкт-Петербурга, часто ходят автобусы.

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Обратите внимание, что у этого нашего теплохода “Заря” – обычная конструкция, для тех теплоходиков, которые курсируют по рекам и каналам в Санкт-Петербурге:

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Осмотрев в очередной раз древнюю крепость Орешек, мы вышли из крепостных ворот, и решили немного прогуляться по острову.

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

А на этой фотографии – очень хорошо можно рассмотреть почти весь причал на Ореховом острове:

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Видим всю крепость “Орешек” с башнями и причал:

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

А погода, в ходе нашей поездки в крепость “Орешек” – очень часто менялась. То светило солнышко, которое полностью закрыли, быстро набежавшие тучи:

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Вид на крепость “Орешек” – с причала Орехового острова:

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

И вот теплоход “Заря” отходит от причала Орехового острова и мы можем напоследок еще раз полюбоваться красивыми видами этой крепости:

Читайте также:
Пожар на теплоходе "Баргузин-2": технические характеристики, фото, отзывы

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Погода стала немного ухудшаться и народ стал опасаться, что сейчас может пойти дождь, поэтому многие перебрались в крытый салон, где установлены диванчики и металлические стулья. Здесь – вполне себе уютно находиться, но, конечно, если вам надо фотографировать и если вы хотите наслаждаться видами, то лучше посидеть в кормовой части теплохода.

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Тут вот также есть небольшой столик, а справа мы видим радио. Из окна отсюда вы видим одну из башен Шлиссельбургской крепости, которую мы отставляем, отходя все дальше и дальше от берега Орехового острова.

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

А здесь мы видим, где на нашем теплоходе “Заря” расположены спасательные жилеты, они хранятся в отдельном отсеке. И конечно же, здесь имеются, как взрослые, так и детские спасательные жилеты.

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Видим спасательный круг нашего теплохода “Заря”. И на спасательном круге, можно прочитать название нашего теплохода, как и порт его приписки – это город Санкт-Петербург.

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Итак, мы с вами отошли от причала Орехового острова, и он опустел, потому что большая часть уехала на другом теплоходике, а те, кто туда не поместился погрузились на “Зарю”.

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

С кормы можем наблюдать башни и крепкие вековые стены нашей с вами Шлиссельбургской крепости:

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Причал остается позади, а на нем остались люди, которые ждут другой теплоход.

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

А мы с вами отправляемся в город Шлиссельбург по синим водам красавицы Невы. Продолжительность прогулки составляет не более 10 минут, вот эти теплоходики, как раз, довольно шустренькие, в отличие от тех, на которых мы ходили на Валааме.

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Мы решили все-таки не ходить вниз, надеясь, что дождик все-таки не начнется, и поэтому остались в кормовой части теплохода, откуда смогли еще раз насладиться видами удаляющейся от нас Шлиссельбургской крепости. Если вы там еще не были, то я вам очень советую посетить это замечательное место.

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Еще дальше наш теплоход “Заря” отходит от Орехового острова, и находящейся на острове крепости “Орешек”.

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

И вот тут мы также видим катер, на котором можно также переправиться в Шлиссельбург, но это будет стоить побольше, чем на теплоходике. Зато быстрее, и этот катер готов переправлять хоть одного человека. А эти 3 теплоходика компании “Алые паруса” – ходят строго по расписанию (по графику движения):

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Вот крепость осталась уже совсем далеко, а это значит, что мы с вами скоро уже прибудем в город Шлиссельбург. В общем туда, откуда мы с вами и начали свое путешествие на Ореховый остров.

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Крепость “Орешек” – остается совсем далеко.

На этом теплоходе не рекомендуется вставать с места. Там даже написано. Но все равно все встают, и в этот раз, в отличие от ужасного теплохода “Миллениум”, на котором мы ехали на Ореховый остров, никто не ругался по поводу того, что все вставали и ходили.

А здесь, мы с вами видим садовые домики по берегам Невы.

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Хорошо было бы тут пожить – какая тут красота, и Нева рядом, и Ладожское озеро.

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Тут вот мимо нам проходит еще один теплоходик от судоходной компании “Алые паруса” – “Крепкий орешек”. Он похож на нашу “Зарю”, но более крупный по размерам.

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Скоро мы с вами прибудем в город Шлиссельбург, ведь начался уже имеющийся здесь волнолом:

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Мы подошли к его окончанию:

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

И переваливаем его:

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Видим весь волнолом:

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

А здесь мы видим остров Фабричный, и находящийся на нем Невский судостроительно-судоремонтный завод:

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

И уже замаячили на берегу, некоторые теплоходы, которые стоят возле причалов:

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

И вот мы с вами уже можем рассмотреть некоторые из них поближе, а это значит, что наше с вами путешествие подходит к концу.

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

А вот и берег, и мы начинаем швартоваться. Видим большой торговый центр на берегу, а также кафе “Крепость”, в которое мы отправились сразу после того, как сошли с нашего теплоходика “Заря”.

Читайте также:
Теплоход Баргузин-1: технические характеристики, фото, отзывы

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Проходим мимо несколько теплоходов и подходим к причалу:

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

И красивые храмы на берегу снова стали хорошо видны:

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Берега очень зеленые, но, конечно, когда мы совершали речные прогулки на острове Валаам – там было красивее, потому что там совершенно другая природа.
И здесь, нас уже поджидает этот “Миллениум-1” – на котором нам испортили все настроение:

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

Все, наш теплоход “Заря” – швартуется к причалу в Шлиссельбурге. Пора уже вставать со своего сиденья, и выходить уже на берег:

Речная прогулка на теплоходе Заря (Россия, Санкт-Петербург) фото

На нашем теплоходе, хорошо видна сделанная надпись: “Не вставать!”.
Но, несмотря на такую надпись, практически все сидевшие на корме теплохода люди – постоянно вставали с мест, фотографируя красивые виды. В общем, на теплоходе “Заря” – имеется намного более воспитанная и более благожелательная команда, чем на их же теплоходе “Миллениум-1”. Так что, в отличие от речной прогулки на теплоходе “Миллениум-1”, эта прогулка нам очень понравилась, и поэтому всем советуем именно теплоход “Заря”. И поставим ему самую высокую оценку, а именно пять баллов.

Кладбище Кораблей. История легендарного глиссера “Заря” и фотографии изнутри заброшенных теплоходов

«Заря» — линейка скоростных глиссирующих речных судов созданных для дневных пассажирских перевозок по малым рекам. На корабельном кладбище реки Белой нам удалось застать сразу две Зари 83-Р проекта и одну 946-го.

Теплоходы в линейке различались по проектам и сериям.

Строились глиссера Заря на Московском судостроительном заводе и были широко распространены на всей территории СССР.

У 946 проекта было четыре серии, каждая из которых была усовершенствованной версией предыдущей. Ранние версии Зари «83» почти полностью копировали третью и четвертую серию 946, а поздняя версия уже имела ряд существенных отличий.

Не буду останавливаться на описании каждой спецификации, лучше приведу общие ТТХ судов серия «Заря»

Полное водоизмещение: 30 тонн

Максимальная скорость: 45 км/ч

Полная вместимость: 86 (66 сидячих мест)

Длина: 22,4 метра Ширина: 4,06 метра Осадка: 0.5 метров (на ходу 0.4)

В конструкцию “Зари” были внедрены инновационные по тем временам технические решения:

Комбинированные обводы в носовой части — обратная килеватость («морские сани»), а в кормовой части — нормальная килеватость. Согласно замыслу конструкторов такая форма должна была облегчить судну прохождение мелководных каменистых участков.

Широкое использование стеклопластика — что позволяло существенно облегчить конструкцию.

Одноступенчатый водомёт без спрямляющего аппарата — в экспериментах со спрямляющим аппаратом было получено столь незначительное увеличение скорости, что установка его оказалась нецелесообразной.

Воздушная смазка днища — хоть технология и была довольно старой, но практическое применение на серийном судне состоялось впервые в мире.


“Заря” легко пришвартовывалась к пологому берегу, даже не оборудованному пирсом. Очень удобно для доставки пассажиров в населенные пункты, не имеющие собственного порта.

Благодаря плоскому днищу Заря на отлогом берегу могла запросто выйти наполовину на песок, посадить-высадить людей, а потом также легко сойти в воду обратно.

Суда этого типа обычно не имели собственных имен и обозначались серийным номером, после которого указывалась модификация. Например, мы сейчас “находимся” на борту судна “Заря 284р”.

Двигатели дизельного типа: на первых теплоходах стоял авиационный двигатель М-50, но большинство судов оснащались судовыми дизелями марки М-400 и м-401 (800 и 1000 л.с. соответственно). Двенадцать цилиндров, 48 клапанов!

Движитель — полупогружной одноступенчатый водомёт без спрямляющего аппарата с заслонками, выполняющими функции гидрореверса. В отличие от многих водометных судов, где заслонки выполняют ещё и функции руля, у теплоходов типа «Заря» имеется отдельный двухперьевой руль, установленный в струе водомёта.

Водомёты на Заре вызвали бы на сегодняшний день много вопросов по экологии. Основными претензиями к ним было размытие берегов в зоне посадки и высадки и массовая гибель мальков на путях следования теплохода.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: