По Селенге и Байкалу на лодке “Малютка”

{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}

По Селенге и Байкалу на лодке “Малютка”

Разборная секционная металлическая лодка «Малютка» предназначена в первую очередь для любителей рыбной ловли и охоты, но нередко используется туристами, а в некоторых районах страны и в качестве переносного переправочного средства.

Это — надежная (насколько может быть надежным двухметровое судно!), неприхотливая в эксплуатации одноместная лодка-челнок грузоподъемностью 100 кг при собственном весе 20 кг. Основное достоинство «Малютки» заключается в том, что она приспособлена для перевозки любым видом транспорта, включая автобус: это делает доступными самые заманчивые для рыбаков и охотников глухие, удаленные от городов и селений водоемы. В сложенном виде комплект представляет собой упаковку с габаритами большого чемодана и несколько большей массы, чем багаж, который берут с собой и отпуск. Лодка может разместиться в багажнике автомобиля «Волга».

То, что в сложенном виде (носовая секция вставлена в кормовую, а кормовая — в среднюю) лодка представляет сравнительно небольшой пакет с габаритами 800х650х300, намного упрощает и решение проблемы межсезонного хранения, «неразрешимой» для горожан. «Малютка» прочна и долговечна. Корпус ее не рассыхается и не ржавеет, так что уход за лодкой сведен до минимума — содержи в чистоте и следи за сохранностью защитного слоя краски. Можно добавить еще, что залитая водой лодка не тонет: непотопляемость ее обеспечивает пенопластовая плита — сиденье, пристегиваемое к днищу специальным ремнем.

Три секции (каждая длиной по 0,65 м) соединяются друг с другом с помощью 18 шпилек с гайками-барашками, устанавливаемых по фланцам, которые одновременно служат шпангоутами, придавая конструкции прочность и жесткость. Для обеспечения водонепроницаемости соединений секций по периметру фланцев укладывается резиновая полоса — прокладка.

Материалом корпуса служит легкий сплав АМг-5, пластичность которого позволяет изготовлять секции с применением холодной штамповки. Толщина листов обшивки — 1,5 мм, ее жесткость обеспечивается благодаря гофрам (или зигам, как их иногда называют) полукруглого сечения, выштампованным на днище и бортах. Отдельные элементы конструкций соединяются при помощи аргонодуговой сварки, затем секции направляются на сверловку отверстий во фланцах, зачищаются и поступают на участок окраски (в голубой или шаровый цвет) в электростатическом поле.

Изготовляемые заводом металлические весла имеют положительную плавучесть (в дальнейшем предполагалось снабжать лодку «Малютка» веслами с лопастью из термопласта). Лодки первых лет выпуска поступали в продажу упакованными в парусиновый чехол (он же тент), приспособленный для переноски «Малютки» на спине. В дальнейшем завод перестал поставлять чехлы (и теперь владельцы лодок чаще всего шьют их самостоятельно). Каждую «Малютку» снабжают веслами с уключинами, сиденьем с резиновым ремнем, прокладками, шпильками с барашками и черпаком (с 1974 г. — пластмассовым); лодка упаковывается в деревянный ящик и теперь уже готова к отправке.

Что можно сказать о качествах лодки? Она обладает вполне удовлетворительной остойчивостью — ватерлиния имеет большой коэффициент полноты, скуловые кили оказывают сопротивление резким накренениям; поскольку гребец сидит на очень низком сиденье, центр тяжести расположен низко.

Под веслами довольно неуклюжая на вид лодка идет легко; две пары подуключин позволяют грести, садясь, по желанию, вперед спиной или лицом.

Судя по многочисленным отзывам владельцев «Малютки» лодка вполне пригодна для использования в тех условиях, на которые рассчитана, — в спокойных, закрытых от ветра водоемах. «Малютка» может использоваться не далее 300 м от берега при высоте волны не более 0,2 м. Однако известны случаи, когда лодку оснащали небольшим парусом или устанавливали подвесной мотор «Салют» и отправлялись на ней в небольшое путешествие по реке или даже вдоль побережья Байкала (По Селенге и Байкалу на «Малютке»). Наиболее же частое усовершенствование — это дополнение лодки четвертой секцией для того, чтобы увеличить ее грузоподъемность и вместимость до двух человек, улучшить ходовые качества на веслах, сделать возможным установку подвесного мотора (см. Двухместная мотолодка из «Малютки»). Попутно устраняется и такой существенный недостаток, как неправильное расположение аварийной плавучести: в случае заполнения водой «Малютка» переворачивается вверх дном, что затрудняет ее использование в качестве спасательного прибора.

В последствии лодку «Малютка» заменила новая модель — «Малютка-3» аналогична по конструкции, но имеющая более современный внешний вид и повышенную (благодаря увеличению ширины) остойчивость. Ее размерения 2,0X0,84X0,38 м, масса — 23 кг.

К подлодке типа «Малютка» еще нужно было приспособиться

В тридцатые годы, годы первых пятилеток, когда наш народ решал задачи социалистической индустриализации, остро стал вопрос об усилении обороноспособности Советского государства. При этом большое внимание Советское правительство уделяло созданию мощного военно-морского флота, и в частности — подводного флота.

В июле 1936 года на стапелях одного из заводов были заложены шесть подводных боевых кораблей типа «М» новой серии. Строительство шло по тому времени довольно быстро. Уже через четырнадцать месяцев после закладки первая лодка серии М-171 была спущена на воду. Вскоре один за другим вступили в строй и остальные корабли. Никто в то время не предполагал, что в предстоящей войне этим лодкам придется в числе первых вступить в активную борьбу с противником на море и тем самым внести немалый вклад в историю боевой славы нашего подводного флота. По первоначальному замыслу лодки типа «М» должны были решать ряд частных задач в обороне морских границ; предполагалось использовать их только у своего побережья в закрытых морях, таких, как Балтийское и Черное. Это и определяло их мореходные и тактико-технические качества. Лодки были водоизмещением более 200 тонн, плавали в надводном положении до 800 миль, в подводном, после полной зарядки аккумуляторной батареи, — до 80 миль.

Читайте также:
Лодка Афалина: описание модели, технические характеристики, отзывы

Экипаж состоял из 18 человек, которые обеспечивали двухсменную ходовую вахту. В условиях плавания у своих берегов в течение 8—10 суток это считалось достаточным.

Надводный ход лодки осуществлял один дизель отечественной конструкции, он позволял развивать скорость до 12 узлов. Под водой использовалась энергия аккумуляторных батарей. Максимальная скорость в этом положении была 8 узлов. Скоростные данные лодок типа «М» были примерно такие же, как и у всех других подводных лодок того времени. Однако максимальная подводная скорость практически использовалась лишь в исключительных случаях и очень непродолжительное время. Обычно в подводном положении лодка в целях экономии энергоресурсов передвигалась малым ходом, при котором расход электроэнергии был минимальным. Все подводные лодки довоенного времени вынуждены были вести боевую деятельность под водой на малых скоростях, чтобы как можно реже всплывать для зарядки аккумуляторов, так как при хорошем техническом состоянии батареи зарядка занимала в среднем 10 часов.

Подводные лодки типа «М» были вооружены двумя торпедными аппаратами, заряженными двумя торпедами (без запасных) и 45-миллиметровым артиллерийским полуавтоматом. Пушка предназначалась для самообороны на случай, когда лодка, в силу каких-то причин, не сможет в присутствии кораблей и самолетов противника уйти под воду.

Комфортом эти корабли не отличались, хотя и были несколько лучше малых лодок предыдущей серии. Поскольку их предполагалось использовать вблизи побережья и продолжительность плавания при этом не должна была превышать 10 суток, бытовой стороне на них не придавалось большого значения.

Но война внесла свои поправки в намеченный план использования малых лодок. Им приходилось действовать в более сложных условиях, чем предполагалось, и более продолжительное время. Однако в этих условиях бытовые неудобства на корабле не имели большого значения: в боевой обстановке экипаж сталкивался с затруднениями куда более серьезными.

Завершением строительства нового корабля далеко не заканчивается его создание. После постройки корабль принимает экипаж, которому предстоит еще большая работа по освоению механизмов, идет доработка некоторых узлов, не выдержавших проверки. Одновременно окончательно формируется коллектив, создаются свои, свойственные именно этому кораблю традиции.

Несколько лет корабли типа «М» входили «в форму»: люди учились управлять механизмами, совершенствовали их, вырабатывали эффективные приемы ведения боя. Этот опыт очень пригодился потом морякам, участвовавшим в военных действиях во время Великой Отечественной войны. С благодарностью они вспоминали имена отличных специалистов своего дела: старшины мотористов Демонова, боцмана Маховикова, старшины электриков Поршнева, гидроакустика Матвеева, богатейший опыт которых с успехом использовали во время войны. Большую роль в становлении такого типа кораблей сыграли командиры В. Ф. Кульбакин, Н. Г. Столбов и другие.

Боевая подготовка лодок типа «М» началась в конце 1937 года на Балтике, когда навигация там уже заканчивалась. План подготовки строился по зимнему варианту — в ледовых условиях. В середине следующего года, когда корабли начали плавать после ледостава, была проведена первая летняя кампания, отработаны первые задачи по курсу подводных лодок. Затем начались торпедные атаки.

Зимой 1938 года экипажам было объявлено, что весной все подводные лодки этой серии пойдут на север, в состав молодого Северного флота, который уже начал осваивать Ледовитый океан.

В мае 1939 года дивизион малых подводных лодок из шести единиц под командованием капитана 3-го ранга Г. А. Субботина вышел из гавани и взял курс на север, через Беломорско-Балтийский канал.

10 июня 1939 года прибыли на Северный флот. Началась новая, северная жизнь, надо было освоиться с новыми, суровыми условиями. Неизвестно было, как в этих условиях поведут себя лодки.

Уже первые непродолжительные выходы кораблей в море показали, что вести боевую подготовку здесь будет нелегко. Многие моряки впервые познакомились с океанской волной, не были привычны к такой качке. Кроме того, во время учений в открытом море у всех малых лодок выявился конструктивный дефект: рубочная надстройка оказалась слишком низкой. При шторме свыше шести баллов встречная волна накрывала ходовой мостик. Это очень затрудняло несение вахты. Нередко подводные лодки вынуждены были возвращаться не выполнив задания. Стало ясно, что боеспособность малых лодок в Баренцевом море будет крайне ограниченной. Перед командованием встал вопрос о возвращении их на Балтику. Однако его так и не успели решить, и в войну дивизион вступил в этих неблагоприятных условиях. Надо было к ним приспосабливаться. Была найдена новая конструкция мостика. Чтобы облегчить несение верхней вахты, решили переоборудовать переднее ограждение рубки. Технически эта задача решалась довольно просто, и через год новые ограждения рубок были поставлены.

Читайте также:
Конструкция лодки "Крым": описание модели, технические характеристики, отзывы

Так совершенствовались лодки, совершенствовались в своих специальностях люди. К началу войны дивизион был уже достаточно подготовлен и являлся довольно грозной силой.
«На грани жизни и смерти», вице-адмирал, Герой Советского Союза, Валентин Георгиевич Стариков

Алюминиевая лодка Малютка-Н 3.1м с булями

Малютка-Н 3.1 с булями имеет длину 3.10 м при ширине 1.03 м.
Масса лодки в комплекте 22 кг.
Максимальная грузоподъемность 218 кг, вместимость 2 человека.
При использовании с подвесным мотором его мощность не должна превышать 5 л.с.

Корпус Малютка-Н 3.1 с булями изготовлен из морского алюминия.
Высота борта на миделе 38 см.
Алюминиевая лодка поставляется неокрашенной.

Пол является частью корпуса и изготовлен из алюминия.

Малютка-Н 3.1 с булями комплектуется 2 лавками из водостойкой фанеры на алюминиевом каркасе.

Транец является частью корпуса лодки, что подразумевает монолитную конструкцию высокой надежности.

На носу установлена ручка для удобства перемещения.
Передняя часть кокпита закрыта палубой.
Производитель предоставляет на алюминиевую лодку гарантию 12 месяцев.

Малютка-Н 3.1 с булями поставляется в следующей комплектации:
1. Лодка – 1 шт.
2. Жесткая лавка – 2 шт.
3. Весло с уключиной – 2 шт.
4. Руководство по эксплуатации – 1 шт.

Наличные

Наличные ( для Москвы и М.О. )

Вы можете оплатить заказ наличными при доставке курьеру

Вы можете оплатить заказ наличными при самовывозе

Оплата принимается только в рублях

Онлайн-оплата

Онлайн-оплата ( не выходя из дома)

Оплатить заказ вы можете с помощью электронных способов оплаты — пластиковых карт и электронных денег.

Оплата зачисляется в течение нескольких минут с момента совершения операции в платёжных системах.

Видео инструкция

– Webmoney
– Яндекс.Деньги
– Интернет-банки (Альфа-Банк, Промсвязьбанк и др.)
– Банковские карты (Visa, MasterCard)
– Терминалы (QIWI, Элекснет, Comepay и др.) и т.д.

Банковский перевод

Безналичная оплата ( для юр. лиц )

Для оплаты товара по безналичному расчету из нашего интернет магазина мы высылаем Вам счет согласованным с Вами способом оплаты.
Счет и резерв товара действительны в течение трех банковских дней. Если в течение этого времени Вы не перечислите средства в оплату счета, он становится недействительным и Вам необходимо будет получить новый счет на оплату.
Если Вам необходимо продлить резерв, то необходимо связаться с нами любым удобным способом.
После оплаты счета просим Вас выслать платежное поручение по электронной почте info@vodomotorika.ru, чтобы мы не снимали бронь на складе.
Товар отпускается после зачисления средств на наш расчетный счет.
Для получения товара необходимо предоставить оригинал доверенности от организации-плательщика с указанием получаемых материальных ценностей или заверить наш экземпляр товарно-транспортной накладной печатью организации-плательщика. Пожалуйста, подтвердите оплату вашего заказа, выслав копию платежного поручения.

Кредит

Вкредитрф

ООО "Репутация" (Торговая марка "Вкредитрф") является аккредитованным партнером крупнейших банков России в области POS-кредитования. Большой пул кредитных учреждений гарантирует ододбрение вашей заявки с вероятностью, минимум, 80%. Услуга доступна на всей территории Российской Федерации.

За подбор кредитного учреждения, кредитного продукта, информирования и организации подписания комплекта кредитных документов Вкредитрф взымает комиссию в размере 5,95% от стоимости выбранного вами товара (-ов)

Банковские карты

Оплата банковскими картами ( для Москвы и М.О.) (+3%)

Вы можете оплатить заказ при доставке курьером или на пункте самовывоза банковской картой. Сумма заказа увеличивается на 3%
Эта услуга возможна только при доставке курьером по Москве и Московской области или при самовывозе.
Если Вы находитесь в другом городе, то, чтобы оплатить банковской картой, вам надо выбрать "электронные способы оплаты"

Рассрочка

Рассрочка

В рассрочку вы можете купить без процентов товары с нашего сайта.
Стоимость каждой покупки в рассрочку делится на равные части и выплачивается ежемесячно равными платежами.
Минимальная сумма рассрочки 15000 руб., максимальная 200000 руб.
Срок рассрочки 6 мес.

Рассрочку предоставляет банк Home Kredit.

После оформления заказа на нашем сайте, вы будете перенаправлены на сайт банка Home Kredit для оформления рассрочки.

*Может не корректно работать в браузере Safari, воспользуйтесь другим браузером

Cамовывоз

Самовывоз в Москве

Оформив заказ через сайт или по телефону, менеджеры магазина обеспечат доставку вашего заказа до места выдачи.
Самостоятельно забрать товар вы можете по адресу: г. Москва, МКАД, 78 километр, 14,корп. 1 ( ТЦ ДЕКСТЕР ) (второй этаж, левое крыло)

Читайте также:
Новая мотолодка «Дельта»: описание модели, технические характеристики, отзывы

Режим работы: пн.-сб: 9:00 – 18:00, вс-выходной

Самовывоз надувных лодок

Есть два варианта:

1) Обычный – проверяется внешний вид и комплектация лодки (надуваете лодку вы уже дома, на возврат-обмен у вас есть 14 дней) – бесплатно

2) Самовывоз с проверкой – наши сотрудники полностью накачивают и собирают лодку при вас.

Стоимость данной услуги: 500 руб. (лодки с надувным полом), 800 руб. (лодки с жестким полом)

Доставка курьером

Доставка по Москве курьером

Москва:
– доставка осуществляется на следующий день после заказа товара, но могут быть и исключения
– время доставки: пн.-сб. с 11:00 до 22:00
– доставка товара оплачивается непосредственно курьеру и только в рублях

Стоимость доставки по Москве:
– доставка по Москве заказа стоимостью менее 15.000 руб. — 300 рублей
– доставка по Москве заказа стоимостью более 15.000 руб. — бесплатная
– доставка после 19:00 платная — 400 рублей

Подъем товара:
– доставка тяжелого и крупногабаритного товара производится до подъезда
– доставка товара не габаритного и весом до 20 кг. производится до квартиры
– возможен подъем товара при условии, что это реально сделать одному человеку:
при подъеме товара без лифта — 100 руб. за один этаж, но не менее 300 руб.
при подъеме на лифте — 300 руб.

Алюминиевые лодки фирмы Malutka

Алюминиевая лодка Романтика-Н 3.5м

Алюминиевая лодка Романтика-Н 2.8м

Алюминиевая лодка Мста-Н 3.7м

Алюминиевая лодка Малютка-Н 2.6 м с булями

Похожие Алюминиевые лодки

Алюминиевая моторно-гребная лодка Вятка Вариант

Алюминиевая моторно-гребная лодка Вятка Профи 37-Т

Алюминиевая моторно-гребная лодка Вятка 37-600

Алюминиевая лодка Вятка Профи 38

Наличные ( для Москвы и М.О. )

Вы можете оплатить заказ наличными при доставке курьеру

Вы можете оплатить заказ наличными при самовывозе

Оплата принимается только в рублях

Онлайн-оплата ( не выходя из дома)

Оплатить заказ вы можете с помощью электронных способов оплаты — пластиковых карт и электронных денег.

Оплата зачисляется в течение нескольких минут с момента совершения операции в платёжных системах.

Видео инструкция

– Webmoney
– Яндекс.Деньги
– Интернет-банки (Альфа-Банк, Промсвязьбанк и др.)
– Банковские карты (Visa, MasterCard)
– Терминалы (QIWI, Элекснет, Comepay и др.) и т.д.

Безналичная оплата ( для юр. лиц )

Для оплаты товара по безналичному расчету из нашего интернет магазина мы высылаем Вам счет согласованным с Вами способом оплаты.
Счет и резерв товара действительны в течение трех банковских дней. Если в течение этого времени Вы не перечислите средства в оплату счета, он становится недействительным и Вам необходимо будет получить новый счет на оплату.
Если Вам необходимо продлить резерв, то необходимо связаться с нами любым удобным способом.
После оплаты счета просим Вас выслать платежное поручение по электронной почте info@vodomotorika.ru, чтобы мы не снимали бронь на складе.
Товар отпускается после зачисления средств на наш расчетный счет.
Для получения товара необходимо предоставить оригинал доверенности от организации-плательщика с указанием получаемых материальных ценностей или заверить наш экземпляр товарно-транспортной накладной печатью организации-плательщика. Пожалуйста, подтвердите оплату вашего заказа, выслав копию платежного поручения.

Вкредитрф

ООО "Репутация" (Торговая марка "Вкредитрф") является аккредитованным партнером крупнейших банков России в области POS-кредитования. Большой пул кредитных учреждений гарантирует ододбрение вашей заявки с вероятностью, минимум, 80%. Услуга доступна на всей территории Российской Федерации.

За подбор кредитного учреждения, кредитного продукта, информирования и организации подписания комплекта кредитных документов Вкредитрф взымает комиссию в размере 5,95% от стоимости выбранного вами товара (-ов)

Оплата банковскими картами ( для Москвы и М.О.) (+3%)

Вы можете оплатить заказ при доставке курьером или на пункте самовывоза банковской картой. Сумма заказа увеличивается на 3%
Эта услуга возможна только при доставке курьером по Москве и Московской области или при самовывозе.
Если Вы находитесь в другом городе, то, чтобы оплатить банковской картой, вам надо выбрать "электронные способы оплаты"

Рассрочка

В рассрочку вы можете купить без процентов товары с нашего сайта.
Стоимость каждой покупки в рассрочку делится на равные части и выплачивается ежемесячно равными платежами.
Минимальная сумма рассрочки 15000 руб., максимальная 200000 руб.
Срок рассрочки 6 мес.

Рассрочку предоставляет банк Home Kredit.

После оформления заказа на нашем сайте, вы будете перенаправлены на сайт банка Home Kredit для оформления рассрочки.

*Может не корректно работать в браузере Safari, воспользуйтесь другим браузером

Самовывоз в Москве

Оформив заказ через сайт или по телефону, менеджеры магазина обеспечат доставку вашего заказа до места выдачи.
Самостоятельно забрать товар вы можете по адресу: г. Москва, МКАД, 78 километр, 14,корп. 1 ( ТЦ ДЕКСТЕР ) (второй этаж, левое крыло)

Режим работы: пн.-сб: 9:00 – 18:00, вс-выходной

Самовывоз надувных лодок

Есть два варианта:

1) Обычный – проверяется внешний вид и комплектация лодки (надуваете лодку вы уже дома, на возврат-обмен у вас есть 14 дней) – бесплатно

Читайте также:
Лодка МКМ: описание модели, технические характеристики, отзывы

2) Самовывоз с проверкой – наши сотрудники полностью накачивают и собирают лодку при вас.

Стоимость данной услуги: 500 руб. (лодки с надувным полом), 800 руб. (лодки с жестким полом)

Доставка по Москве курьером

Москва:
– доставка осуществляется на следующий день после заказа товара, но могут быть и исключения
– время доставки: пн.-сб. с 11:00 до 22:00
– доставка товара оплачивается непосредственно курьеру и только в рублях

Стоимость доставки по Москве:
– доставка по Москве заказа стоимостью менее 15.000 руб. — 300 рублей
– доставка по Москве заказа стоимостью более 15.000 руб. — бесплатная
– доставка после 19:00 платная — 400 рублей

Подъем товара:
– доставка тяжелого и крупногабаритного товара производится до подъезда
– доставка товара не габаритного и весом до 20 кг. производится до квартиры
– возможен подъем товара при условии, что это реально сделать одному человеку:
при подъеме товара без лифта — 100 руб. за один этаж, но не менее 300 руб.
при подъеме на лифте — 300 руб.

ПТРК «Малютка» и «Малютка-П» (СССР-Россия)

В начале 1960-х гг. создатели советского оружия поставили задачу расширить область применения противотанковых управляемых ракет. Весьма активно работы в этом направлении проводились в СКБ Шавырина. В 1960 г. коломенским КБ машиностроения под руководством главного конструктора С.Н. Непобедимого был разработан первый в мире переносной ракетный комплекс 9К11, оснащенный противотанковой управляемой ракетой (ПТУР) 9М14. Кроме того, конструкторы КБМ представили созданный в инициативном порядке макетный образец боевой машины 9П110, состоящий из указанного комплекса, установленного на шасси БРДМ-1. В 1961 г. прошли испытания этих образцов с пусками ракет, а 16 сентября 1963 г. на вооружение была принята ПТУР 9М14 «Малютка» (обозначение НАТО — АТ-3 «Sagger») в двух вариантах: переносная ракетная установка 9К11 и самоходная 9П110.

Кроме того, огромный интерес проявили и военные летчики штурмовой авиации, нуждавшиеся в малом эффективном противотанковом оружии. Уже в 1963 г. проводились работы по размещению шести ракет «Малютка» на первом советском боевом вертолете Ми-1 У. Эти ракеты ставились и на вертолеты типа Ми-2, производство которых было организовано в Польше. В 1974 г. был представлен вертолет Ми-8 ТБК, оснащенный шестью «Малютками» вместо четырех ПТУР типа «Фаланга», устанавливаемых на предыдущих моделях вертолетов. Эта машина в основном поставлялась на экспорт. Вскоре модификациями этой ракеты стали оснащать и ударно-транспортные вертолеты Ми-24 первых модификаций (впрочем, недолго — до появления более эффективных ракет).

Наземная «карьера» комплексов этого типа складывалась еще удачнее. Ракету модернизировали с присвоением индекса 9М14М (весь комплекс получил обозначение 9К14М). В 1968 г. на основе модернизированного комплекса была разработана новая боевая самоходная установка 9П122 на шасси разведывательной машины БДРМ-2. Еще раньше комплекс «Малютка» вошел в состав вооружения боевых машин пехоты БМП-1 и десанта БМД-1. Направляющие для пуска ракет были закреплены над стволами основных пушек машин. Ракеты устанавливались вручную, наведение обеспечивалось бортовой аппаратурой типа 9С420. Боекомплект БМП-1 составлял четыре ПТУР, БМД-1 — только три. Кроме того, в первой половине 1960-х гг. проводились работы по оснащению комплексами «Малютка» танков ПТ-76, Т-62, Т-10 М, но до принятия на вооружение эта техника не дошла.

В 1969 г. была принята на вооружение модификация противотанкового ракетного комплекса 9К14П «Малютка-П» с полуавтоматической системой наведения, позволившей немного разгрузить стрелка от работы по наведению боеприпаса. Масса модифицированной ракеты 9М14П незначительно возросла до 11,4 кг. Самоходный вариант, созданный на основе нового комплекса, имел обозначение 9П133 и располагался на шасси БРДМ-2. А вот переносного полуавтоматического комплекса не существовало: новая аппаратура оказалась слишком громоздкой. Правда, новая ракета 9М14П могла применяться и в составе переносного комплекса 9К11, но только в прежнем, ручном режиме наведения.

В целом можно отметить, что комплекс «Малютка», являющийся одной из первых высокоэффективных установок с управляемым боеприпасом, можно отнести к несомненным удачам отечественного ракетостроения. Полуавтоматическая система управления с передачей команд по проводам вполне отвечала требованиям времени по точности наведения. Если расстояние до цели менее 1000 м, оператор мог наводить ракету «на глазок». При больших расстояниях использовался оптический прицел 10-кратного увеличения. Повышению точности способствовал и трассер, размещенный в хвостовой части ракеты.

Проникающая способность ПТУР позволяла эффективно бороться с бронированными целями, а также разрушать укрытия и подавлять огневые точки противника. Кроме того, как и все советское оружие, этот ПТРК был прост, дешев в производстве и достаточно надежен в эксплуатации.

Помимо применения на протяжении нескольких десятилетий в воздушно-десантных войсках и мотопехоте Советской армии комплекс экспортировался в страны-участницы Варшавского договора (а всего в более чем 35 стран мира) и неоднократно использовался во многих локальных конфликтах. За время производства ПТРК этого типа в отечественные Вооруженные силы и за границу поставлено более 300 000 единиц. Кроме СССР ПТРК «Малютка» производился серийно в Болгарии, Иране, Китае и Югославии.

Читайте также:
Лодка Ока-4 на видео: описание модели, технические характеристики, отзывы

Пожалуй, первым и наиболее успешным опытом стало применение ПТУР «Малютка» во время арабо-израильской войны 1973 г. Этим оружием в то время были оснащены как египетские пехотинцы, парашютисты и бойцы спецподразделений, так и всевозможная бронетехника, щедрой рукой поставленная из Советского Союза.

Первой фазой войны стало форсирование египтянами Суэцкого канала и прорыв линии Бар Лева (по фамилии тогдашнего начальника Генштаба израильской армии).

Операция была очень тщательно спланирована. «День Д» назначался на субботу 6 октября 1973 г. — еврейский праздник Судного дня (отсюда и название всей войны), когда боеготовность израильтян была снижена из-за отъезда многих солдат к семьям. Одновременно арабы праздновали Рамадан, что существенно снижало возможность нападения.

Первыми в бой в 14.35 вступили передовые отряды египетских коммандос, получившие задачу нарушить связь между отдельными укрепленными пунктами и сковать силы противника. Под прикрытием египетской артиллерии и штурмовой авиации спецназовцы вместе с передовыми пехотными частями под шквальным огнем израильтян быстро переправились через канал на весельных лодках, взобрались с помощью лестниц на крутой песчаный берег и укрепились на песчаном валу, находившемся в 800–900 м от берега. Израильтяне попытались быстро контратаковать и сбить первую волну десанта в воду, благо рядом располагались танковые части. Однако здесь в полной мере сказалась высокая плотность оснащения коммандос противотанковыми управляемыми снарядами типа «Малютка», с помощью которых атаки были остановлены.

Уже в 14.45 начало прибывать подкрепление с противоположного берега в виде второго эшелона египетской пехоты, бойцы передовых подразделений которого были буквально увешаны гранатометами РПГ-7, противотанковыми снарядами «Малютка» и зенитными комплексами «Стрела». Снаряжение одного солдата весило от 20 до 30 кг. Уже в 15.00 был уничтожен первый израильский опорный пункт (всего силами спецназначения и пехотинцами было захвачено или уничтожено 15 укрепленных пунктов). Израильская авиация совершила первый налет на переправы и потеряла 4 самолета. К 17.30 переправился последний эшелон, и на отвоеванном плацдарме оказались 32 000 египетских солдат.

Одновременно началась вертолетно-парашютная операция на Синайском полуострове, предпринятая для связывания израильских танковых бригад и недопущения их выхода в район форсирования Суэцкого канала, длившаяся три дня. В операции участвовало 3000 египетских парашютистов и бойцов спецназа. В 17.50 вертолеты Ми-8 перебросили 4 батальона коммандос на расстояние 25–30 км восточнее канала. Одно из подразделений, активно используя ракеты «Малютка», в течение нескольких минут уничтожило 8 израильских танков. Еще одна рота парашютистов уже ночью подожгла нефтехимический завод на берегу Суэцкого залива.

Второй эшелон воздушного десанта высадился группами от взвода до роты на вертолетах или парашютах между отдельными укрепленными пунктами линии Бар Лева с целью их уничтожения. В операциях вновь весьма активно использовались РПГ-7, ПТУР, а также огнеметы и минометы. Высадившийся с вертолетов Ми-8 вблизи местности Габес отряд из 140 коммандос уничтожил израильский опорный пункт, который обороняли 50 солдат. Одной из типичных операций явился захват укрепленного пункта Будапешт. Отряд египетского спецназа высадился в двух километрах от места атаки и после ожесточенного боя уничтожил 7 танков из дивизии генерала Адамса. Вскоре началась израильская контратака при поддержке восьми танков, но после уничтожения двух из них и больших потерь среди солдат контратаки прекратились.

В ту же ночь большая группа коммандос высадилась в 30 км восточнее Будапешта и атаковала израильскую танковую бригаду, уничтожив 2 танка и много транспортных средств и создав плацдарм для пехоты.

7 октября 60 коммандос, переброшенных на вертолетах, атаковали командный пункт 116-й механизированной бригады израильтян в Балузе, в северо-западной части Синая. Остальные группы были направлены в район Эль-Таса по направлению к штабу генерала Шарона и к аэродрому Бир Гифгафа. В ходе контратак 8 и 9 октября 1973 г. израильскими силами было потеряно в засадах, организованных египетскими коммандос и пехотинцами, до 180 танков.

Так, в основном отрядами сил спецназначения и парашютистов, вооруженными лишь легким оружием поддержки, был обеспечен успех операции по форсированию канала. В течение 18 часов на израильский берег было переправлено 850 танков, 11 000 различных транспортных средств и 100 000 египетских солдат. Атакующие потеряли всего лишь 5 самолетов, 20 танков и 280 человек убитыми. В результате египетского наступления и особенно действий коммандос и парашютистов впервые в истории арабо-израильских войн израильтяне понесли столь тяжелые потери: за 24 часа 252-я танковая дивизия генерал-майора Мандлена потеряла 170 танков.

И в дальнейшем ПТРК «Малютка» довелось сыграть значительную, если не решающую, роль в уничтожении половины всего израильского танкового парка — из 1700 боевых машин израильтяне потеряли порядка 800. Впрочем, после окончания боевых действий численность танков в армии Израиля была быстро восстановлена с помощью западных союзников, а вскоре и значительно увеличилась.

Читайте также:
Лодка Обь-3: описание модели, технические характеристики, отзывы

Однако со временем все больше стали проявляться и недостатки первого советского малого противотанкового комплекса. В первую очередь это касалось необходимости ручного управления полетом ПТУР, а следовательно, и зависимости точности стрельбы от выучки и психофизического состояния оператора. Ракеты на самоходных установках устанавливались вручную, при этом заряжающий должен был высовываться из люка, что далеко не всегда позволяла обстановка боя.

Следующей проблемой стала невозможность местонахождения стрелка для точного прицеливания сразу позади ракеты из-за реактивной газовой струи от стартового двигателя ПТУР. Поэтому пульт управления относился вбок от пусковой установки на расстояние до 15 м, и после пуска ракета сворачивала в сторону, чтобы занять позицию на линии визирования. На это требовалось время, достаточное для отлета ракеты на 0,5 км от позиции, что существенно ограничивало минимальное расстояние применения.

Кроме того, сказывалась и слишком долгая подготовка переносного варианта оружия к бою. Для начала необходимо было привести в боеготовность пусковую установку, затем извлечь ракету из чемодана-ранца, пристыковать боеголовку, вручную раскрыть стабилизаторы, поместить ПТУР на направляющую, отбежать на нужное расстояние в сторону и развернуть пульт наведения. На все это требовалось от двух до пятнадцати минут, что для современного боя явно многовато.

Наконец, недостаточно высокой оказалась и скорость полета ПТУР, в некоторых случаях позволяющая противнику предпринять эффективные меры противодействия.

Тем не менее в Советском Союзе комплексы типа «Малютка» выпускались вплоть до 1984 г. И несмотря на то что этот комплекс в настоящее время рассматривается как устаревший по причине малоэффективности против брони современных танков, он по-прежнему остается в эксплуатации в армиях Китая, Индии, Кубы, Северной Кореи и некоторых других стран.

Кроме того, для обеспечения эффективного использования имеющихся запасов ракет 9М14 коломенское КБМ провело в последние годы радикальную модернизацию ракеты. Для нее разработана новая головная часть, которая может быть выполнена в двух вариантах — противотанковом и многоцелевом. Противотанковая головная часть обеспечивает бронепробиваемость до 800 мм. Модернизированная ракета имеет обозначение «Малютка-2», для ее запуска используются те же пусковые установки, что и для «Малютки».

Конструкция ПТРК «Малютка»

Противотанковый ракетный комплекс 9К14 «Малютка» в транспортном положении состоит из наземной аппаратуры управления, а также чемоданов-ранцев с пусковыми установками и ракетами 9М14. Комплекс переносится номерами боевого расчета, состоящего из трех человек. Командир расчета (старший оператор-наводчик) несет вьюк массой 12,4 кг, в котором упакованы пульт управления типа 9С415 с монокулярным визиром 9Ш16 и аппаратурой наведения.

Сама ПТУР с пусковой направляющей переносится в заплечном чемодане-ранце 9П111 массой 18,1 кг, выполненном из стеклопластика. Стабилизаторы ракеты в транспортном положении складываются навстречу друг другу, так что габариты ракеты вписываются в цилиндр с радиусом окружности 185 мм при размахе разложенного стабилизатора 393 мм. В боевом положении корпус чемодана-ранца служит основанием пусковой установки. Два помощника оператора несут вьюки по одному чемодану-ранцу типа 9П111 во вьюке.

Головная часть 9Н110 ракеты кумулятивного действия, содержащая боеголовку, выполнена в виде самостоятельного легкосъемного узла, который перед запуском с помощью специальных замков пристыковывается к крыльевому отсеку корпуса ракеты. В крыльевом отсеке последовательно располагаются маршевый двигатель, вокруг которого размещается камера сгорания стартового двигателя с многошашечным зарядом, затем рули, катушка провода и гироскоп. В хвостовой части установлен трассер. При изготовлении корпуса ПТУР широко используются пластмассы.

Ракета имеет ручную одноканальную систему управления с линией связи по проводам из водостойкого трехжильного провода. Наведение осуществляется по методу «трех точек». На ракете отсутствуют бортовые источники электропитания, напряжение подается по проводам от пульта оператора.

В полете ракета вращается относительно продольной оси с постоянной угловой скоростью 8,5 об./с. Первоначальный вращательный импульс боеприпас получает при срабатывании стартового двигателя. Далее вращение поддерживается установкой плоскости стабилизаторов под углом к продольной оси ракеты. Гироскоп служит для контроля скорости вращения ракеты.

Модификация ПТУР 9М14М оснащена более совершенной боеголовкой, контакты взрывателя перенесены с боевой части на двигатель. Наибольший показатель бронепробиваемости — 520 мм — достигнут в модификации ракеты 9М14МП1.

История исследований газовых гидратов озера Байкал

История газогидратных исследований в ООО «Газпром ВНИИГАЗ» наcчитывает более 40 лет.

История исследований газовых гидратов озера Байкал

История газогидратных исследований в ООО «Газпром ВНИИГАЗ» наcчитывает более 40 лет. Возможность образования газогидратов в природных условиях была показана сотрудниками института в 1966 году; результаты научно-исследовательских работ по оценке масштабов газогидратообразования в природных условиях оформлены как научное открытие в 1970 году; впервые в мире в 1972 г. осуществлен отбор керна природных газогидратов из глубоководной части Черного моря.

Читайте также:
Опыт эксплуатации "Сарепты" в морских условиях

В 1978 г. сотрудниками ООО «Газпром ВНИИГАЗ» было получено первое свидетельство существования газовых гидратов на дне оз. Байкал. В настоящее время в Обществе работает квалифицированная, признанная в мире группа газогидратных исследователей.
Значительный потенциал природных газогидратов требует разработки новых методов их поиска и картирования. Первоочередными объектами для поисково-разведочных работ на субаквальные газогидраты для ОАО «Газпром» являются Охотское и Черное моря. При этом отработка методов поиска газогидратов, а также разработка экономически эффективных способов добычи гидратного газа в морских условиях сопряжены с рядом значительных трудностей: необходимы научно-исследовательские суда океанического класса; исследования нередко сопровождаются опасной штормовой обстановкой; имеет место, как правило, большая удаленность объектов исследования от портов приписки судов и т.д.

Такие виды работ в условиях оз. Байкал являются экономически эффективными, благодаря «идеальным» природным условиям глубоководного озера – за непродолжительный рейс можно получить данные, которые могут быть использованы при поиске, картировании и разработке скоплений газогидратов морских акваторий.

В настоящее время лидером в газогидратных исследованиях озера Байкал является Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук (ЛИН СО РАН), возглавляемый академиком РАН М.А. Грачевым. В институте имеется научно-исследовательский флот, в состав которого входят суда, предназначенные для проведения различных исследований дна озера Байкал, включая исследования газогидратов.

Начиная с 1996 года, ЛИН СО РАН в рамках международного сотрудничества, совместно с российскими коллегами и учеными из Японии, Индии, Бельгии, Германии провел большое количество таких исследований, к результатам которых нужно отнести геологию озера, определения рельефа и топографии дна, BSR, поля распространения газогидратов, географию подводных вулканов, микробиологию озера Байкал и др. Регулярно на базе института проводятся международные научные конференции, посвященные результатам газогидратных исследований.

В 2007 году к исследованиям газогидратов озера Байкал вновь присоединилось ООО «Газпром ВНИИГАЗ». Между ЛИН СО РАН и ООО «Газпром ВНИИГАЗ» было заключено соглашение о научном сотрудничестве, предусматривающее обмен научной информацией, проведение совместных семинаров и конференций, организацию совместных технологических экспедиций и т.д. В этой связи в 2008 году ООО «Газпром ВНИИГАЗ», совместно с ЛИН СО РАН, организовало первую технологическую экспедицию на озеро Байкал, в рамках которой был успешно осуществлен отбор газогидратов с глубины около 1 300 м, а также протестированы научные методы их поиска и разведки.

В 2009 году была организована и проведена вторая технологическая экспедиция «Байкальские гидраты 2009», ставившая перед собой более широкий круг задач: продолжение исследований поддонных скоплений природных газовых гидратов, в том числе реализацию полномасштабной программы погружений на глубоководных обитаемых аппаратах (ГОА) «Мир» для изучения гидратного поля подводного вулкана «Маленький», морфологии дна и отбора проб; выполнение экспериментов по моделированию поведения грунтов в глубоководных условиях под действием динамических нагрузок подводных трубопроводов и т.д.

Полученные результаты могут быть использованы при прогнозировании ресурсов нетрадиционных углеводородов, при разработке методов их разведки и обосновании постановки поисково-разведочных работ, а также для обеспечения промышленной безопасности инженерных объектов газовой отрасли.

История газогидратных исследований на оз. Байкал

Изучение газовых гидратов оз. Байкал имеет многолетнюю историю. В ней можно выделить три основных этапа.
Первый этап относится к 1978-1997 годам. Тогда были сформулированы теоретические предпосылки существования газовых гидратов на дне оз. Байкал и получены косвенные признаки присутствия газовых гидратов в донных осадках.

Первое свидетельство существования газовых гидратов на дне Байкала было получено летом 1978 года сотрудниками ООО «Газпром ВНИИГАЗ», в то время – Всесоюзного научно-исследовательского института природных газов и газовых технологий (ВНИИГАЗ) при изучении донных осадков в Южном Байкале. Первая публикация о возможности существования газовых гидратов в осадках пресноводного озера появилась в 1980 году. В ходе газовой съемки озера, проведенной авторами публикации – сотрудниками ООО «Газпром ВНИИГАЗ», в некоторых частях озера отбирались пробы поверхностных донных отложений. Вблизи дельты р. Селенга, в Кукуйском каньоне, был поднят керн, насыщенный газом и с нарушенной первичной текстурой. Подобные грунтовые текстуры авторы встречали ранее в Каспийском море в районе находок природных газовых гидратов – «текстура взрыва». А.Г. Ефремова с коллегами отнесла эти признаки к последствиям разложения газовых гидратов, тогда же была построена первая схема «области возможного накопления газовых гидратов» в осадках озера по термобарическим условиям.
В этот же период коллегами из других институтов, а также благодаря международному сотрудничеству, был проведен ряд специальных исследований дна оз. Байкал. В качестве основных результатов следует выделить следующие:

– Построена прогнозная карта глубины залегания нижней границы газогидратного слоя, исходя из изменений теплового потока вдоль береговой линии6.
– Обнаружен основной (на то время) геофизический признак гидратоностности донных отложений – Bottom-Simulating Reflectors (BSR). BSR в осадках Байкала был выявлен во время российско-американской геофизической экспедиции. По результатам этих работ вокруг района авандельты р. Селенга была составлена более точная карта глубины залегания нижней границы слоя газогидратов.

Читайте также:
Фотографии мотолодки Южанка-2: описание модели, технические характеристики, отзывы

– Сделаны первые прогнозные оценки ресурсов газа в гидратах озера, которые оценивались от 8,8 х 1 011 до 9 х 1012 м3.
Ко второму этапу изучения байкальских газовых гидратов можно отнести период с 1997 по 2002 годы В 1997 году получено первое вещественное подтверждение (гидратосодержащий керн) существования газовых гидратов в осадках озера в процессе реализации международного проекта «Байкал-бурение». Целью глубоководного бурения скважины BDP-97 было получение геолого-геофизической информации в интервале осадочного разреза. На поверхность озера были подняты образцы донных отложений, представлявшие собой смерзшийся песчано-алевритовый материал, который при нагревании обильно выделял газ. Лабораторные исследования керна показали наличие в поровом пространстве гидратов биохимического метана.
В этот же период начинают реализовываться Интеграционные проекты СО РАН, а также международные проекты совместно с бельгийскими и немецкими учеными. Эти работы были связаны с поиском и изучением скоплений газовых гидратов в поверхностном слое осадков озера на небольшой (первые метры) поддонной глубине, а также с оценкой их роли в экосистеме озера. Целью этих проектов, прежде всего, являлись детальные систематические геофизические работы на небольших территориях, направленные на поиск на дне озера структур, связанных с глубоководной разгрузкой газа или газонасыщенного флюида – холодных сипов и грязевых вулканов. Именно к этим структурам и приурочены основные находки газовых гидратов вблизи дна Мирового океана.

В результате гидролокационных работ и детальной батиметрической съемки в южной впадине озера были обнаружены четыре структуры, расположенные вблизи одного из основных разломов. Выделенные неоднородности на дне озера имели размеры в диаметре от 200 до 800 м, а их высота достигала 60 м. Эпизодически в эхолотных записях над ними проявлялись аномалии типа «факела» или «плюма» различной высоты. Именно из-за размера возвышенностей и частоты образования «плюма» они названы «Большой», «Маленький», «Малютка» и «Старый». В Среднем Байкале по сходным признакам было выделено еще четыре структуры в районе Кукуйского каньона, получившие названия «К-1, 2, 3, 4» и две вблизи о. Ольхон – «Санкт-Петербург» и «Новосибирск».

Таким образом, по результатам геофизических работ к 2003 году на дне оз. Байкал было выявлено три отдельных района с обособленными возвышенностями в рельефе дна в областях аномального поведения BSR, приуроченных к активным разломам.
Основываясь на данных геофизических работ, в районах обнаруженных топоструктур было проведено детальное опробование верхнего слоя донных отложений. В районе первой же – структуры «Маленький» – в марте 2000 года были обнаружены в первом метре донных отложений приповерхностные (поддонные) скопления газовых гидратов.

Карта фактического материала второго этапа исследований байкальских гидратов (по данным ЛИН СО РАН) . Квадрат – точка бурения скважины BDP-97, кружки – грязевые вулканы и места подводной разгрузки флюидов. Черной заливкой отмечены места обнаружения газовых гидратов.

Третий этап газогидратных исследований оз. Байкал начинается в 2003 и заканчивается 2007 году. Этот этап характеризуется открытием новых районов приповерхностного залегания газовых гидратов. Благодаря накопленному обширному геологическому материалу и полученным до 2003 года высокоразрешающим сейсмоакустическим материалам из районов грязевых вулканов Маленький, Большой и К-2 было установлено, что все обнаруженные скопления приповерхностных газовых гидратов приурочены к относительно небольшим участкам грязевого вулкана. На временном разрезе такие места характеризуются сейсмоакустическими аномалиями, представляющими собой неглубокозалегающие жесткие отражающие рефлекторы на фоне «немой» (прозрачной) сейсмоакустической записи всего тела грязевого вулкана. Это являться одним из геофизических признаков поиска неглубоко залегающего слоя гидратов в осадках байкальского грязевого вулкана.

Используя этот поисковый признак, по вновь полученым геофизическим данным, в период с 2005 по 2007 годы в рамках российско-японского и российско-индийского сотрудничества были намечены районы возможного нахождения газовых гидратов вблизи дна. Геологическая заверка показала, что практически во всех подобных районах находятся значительные скопления газовых гидратов. Благодаря детальному опробованию донных отложений со льда, обнаружены некоторые закономерности в распределении скоплений газовых гидратов в верхнем слое осадков на некоторых грязевых вулканов. Установлено, что скопления гидратов не имеют сплошного приповерхностного распространения в контуре вулкана, а приурочены к небольшим участкам радиусом от 10 до 50 м на его склоне или вершине. Следует отметить, что практически все образцы газовых гидратов приурочены к глинистым осадкам, слагающим нетипичный для Байкала осадочный разрез.

Этот разрез был определен как потенциально газогидратосодержащий, а перечисленные выше особенности геологического разреза определены как поисковые, легко диагностируемые визуально в полевых условиях геологические признаки присутствия скоплений газовых гидратов в байкальских осадках.

Читайте также:
Опыт эксплуатации "Дракона" в морских условиях

Таким образом, к 2008 году на дне озера Байкал открыто четыре грязевулканических района, объединяющих 14 грязевых вулканов. В осадках семи из них обнаружены скопления газовых гидратов в верхней части осадочного разреза. Кроме того, в 2006 году приповерхностные газовые гидраты обнаружены еще в одном районе озера, не связанном с грязевулканической деятельностью, а приуроченном к подводной разгрузке нефти и газа, на глубине 900 м в зоне одного из активных разломов около восточного борта средней котловины озера – нефтепроявление «Горевой Утес».

Первые результаты технологических экспедиций ООО «Газпром ВНИИГАЗ» «Байкальские гидраты» (2008-2009 годы)

В настоящее время рано подводить окончательный итог исследований в рамках байкальских экспедиций ООО «Газпром ВНИИГАЗ» в 2008-2009 годах – идут активные работы по лабораторному изучению отобранных кернов гидратосодержащих пород, по экспериментальному моделированию условий существования гидратов метана в породах района исследования, определению проницаемости грунтов по газу и воде и содержания органического материала в донных осадках озера и т.д. Лабораторные исследования ООО «Газпром ВНИИГАЗ» проводит совместно с ведущими отечественными газогидратными школами – МГУ им. М.В. Ломоносова, ВНИИОкеангеология (Санкт-Петербург) и др. Идет обработка данных, полученных при погружениях сотрудников Общества на глубоководных обитаемых аппаратах «Мир» при изучении газогидратного поля и разломной системы района глубоководного грязевого вулкана Маленький, данных моделирования оползневых процессов в глубоководных условиях и проч. Однако промежуточные результаты исследований, проведенных ООО «Газпром ВНИИГАЗ» в рамках экспедиционных работ на оз. Байкал показывают их уникальную научную ценность и большой прикладной потенциал.

Первая технологическая экспедиция «Байкальские гидраты 2008»

В июне 2008 года состоялась первая технологическая экспедиция «Байкальские гидраты 2008», организованная ООО «Газпром ВНИИГАЗ» и ЛИН СО РАН. Экспедицию возглавлял заместитель генерального директора ООО «Газпром ВНИИГАЗ» С.В. Анисимов. Целью экспедиции был отбор образцов придонных гидратов озера Байкал, их первичное исследование, консервация и дальнейшая транспортировка в Москву для детального лабораторного изучения. В рамках первой технологической экспедиции состоялась конференция молодых ученых и специалистов ООО «Газпром ВНИИГАЗ», ЛИН СО РАН (г. Иркутск), ФГУП «ВНИИОкеанология» (г. Санкт-Петербург) и Новосибирского государственного университета.

Для осуществления целей экспедиции на судах научно-исследовательского флота Лимнологического института был проведен двухдневный рейс. В первый маршрутный день экспедиция, выйдя с базы в п. Листвянка, работала в районе подводного вулкана Маленький. После ночлега в бухте Песчанка, во второй маршрутный день, исследовался подводный газовый фонтан в районе устья р. Селенга.

Подъем кернов, содержащих газовые гидраты, осуществлялся с помощью гравитационных пробоотборников с глубины около 1 300 м. Было проведено четыре рейса по подъему гидратосодержащих кернов. Каждый образец был детально описан с указанием координат и глубины отбора. Кроме того, в судовой лаборатории научно-исследовательского судна (НИС) «Верещагин» был проведен полный комплекс петрографических исследований гидратонасыщенных кернов – поинтервальное определение водно-физических свойств пород, газо- и гидратосодержания и проч.
Для консервации образцов гидратов была разработана специальная методика, включающая тщательную упаковку в полиэтиленовую пленку и охлаждение до температуры −32 °С при помощи специальных хладоносителей. Затем законсервированные образцы были помещены для дальнейшего хранения и транспортировки в специальный термоконтейнер.

Ученые Лимнологического института Сибирского отделения РАН во время погружения на глубоководных аппаратах «Мир» в район грязевого вулкана Санкт-Петербург на озере Байкал доказали наличие в донных отложениях гидрата метана.
Газовые гидраты (гидраты природных газов) – это кристаллические соединения, образующиеся при определенных термобарических условиях из воды и газа. Пока нет способа добычи гидратов. Они могут существовать только при высоком давлении и низкой температуре, а на глубине выше 380 метров становятся неустойчивыми.

Эти вещества называют топливом будущего. «Когда нефть и газ кончатся, возможно, дойдут и до газовых гидратов, тем более, что это возобновляемый ресурс: накопления донных отложений образуются постоянно, в то время как запасы нефти и газа конечны», – рассказывает заведующий лабораторией гидрологии и гидрохимии Лимнологического института СО РАН Николай Гранин. Сегодня разработкой способов добычи гидратов занимаются Япония и Индия.

О существовании газовых гидратов на дне Байкала на основе косвенных данных было известно с 1990-х годов. В 2001 году во время реализации международного проекта «Байкал-бурение» газовые гидраты были впервые обнаружены в поверхностном слое донных отложений. В 2008 году экспедиция на аппаратах «Мир» пыталась найти залежи газовых гидратов, однако тогда не было специального судна, которое бы провело предварительную работу по картированию района. Только в 2009 году для этой цели был выделен специальный корабль, на котором ученые смогли определить точные координаты 900-метрового подводного газового факела.

По Селенге и Байкалу на лодке “Малютка”

Муравьёв Илья: весь лес на Синюшиной Горе перерыт какими-то карьерами.. им лет, ну не меньше 50-ти. хотя явно больше. Что там добывали?

Читайте также:
Тент для мотолодки "Прогресс-2": описание модели, технические характеристики, отзывы

Я в том лесу не был, но, может быть, камни? 07.04.2010, 10:01:17 | WladimirВот ещё материал о строительстве тракта от Иркутска до Байкала: http://www.child.baikal.ru/nasledniki/rus/ist1998.htm#1 07.04.2010, 10:04:14 | И. Фефелов

Вячеслав Петухин: По-моему, там же, где потом построили железную дорогу, то есть по Ангаре до Байкала, а потом по берегу Байкала.

Нет, вдоль бывшей Кругобайкалки дороги не было, была только тропа. 07.04.2010, 10:33:34 | Вячеслав ПетухинНо, по крайней мере, зимой ездили по Байкалу и летом была возможность плыть по Байкалу. Вот в Улан-Удэ (и далее, на восток), интересно, какой был основной вариант пути? Насколько часто добирались по воде? 07.04.2010, 12:59:42 | Felix

Вячеслав Петухин: Вот в Улан-Удэ (и далее, на восток), интересно, какой был основной вариант пути?

Подозреваю, что от Слюдянки могла быть и дорога тоже. По крайней мере вдоль берега там остатки дороги есть. Я даже фото показывал из района Выдрино 07.04.2010, 13:28:38 | Вячеслав ПетухинДорога была, конечно. Мне вот интересно, как было лучше — ехать длинными дорогами по тайге, по юго-восточному берегу Байкала, или вплавь по Байкалу. 07.04.2010, 13:32:41 | Дмитрий АндроновА мне интересна история купеческого тракта от кяхтинской пристани в Мысовой до Кяхты. Может кто там ходил? Вот тут немного есть:http://www.magicbaikal.ru/history/baikal-railway-3.htm . 07.04.2010, 15:44:53 | Муравьёв Илья

Евгений Рензин: Муравьёв Илья: весь лес на Синюшиной Горе перерыт какими-то карьерами.. им лет, ну не меньше 50-ти. хотя явно больше. Что там добывали? Я в том лесу не был, но, может быть, камни?

да, возможно песчанник брали, но всё же интересно подробнее узнать бы. Куда прийти, кого бы спросить можно. :)

Читал про изыскания путей для КБЖД в конце 19-го века. они же, наверно, в первую очередь рассматривали существующие маршруты. Там описывались маршруты через ольхинское плато и долина Иркута, до каой-то горы. Опять же существовал уже два столетия Монгольский тракт(через Слюдянку). Зимой-то всё ясно, но 6месяцев им же надо было где-то по суше ехать. 07.04.2010, 17:36:03 | И. Фефелов

Вячеслав Петухин: Дорога была, конечно. Мне вот интересно, как было лучше – ехать длинными дорогами по тайге, по юго-восточному берегу Байкала, или вплавь по Байкалу.

Когда была возможность вплавь — было однозначно лучше вплавь. Дорог из Иркутска на Кяхту было четыре — через Тункинскую долину и в трех местах через Хамар-Дабан, и все, прямо скажем, плохие. Только во второй половине 19-го века проложили тракт от Слюдянки по берегу Байкала к низовью Селенги, который уже был достаточно приличным.
Вот, в частности:
http://airikt.chat.ru/trakt/zab_dorogi.txt

По этому поводу в прошлом году слышал хороший доклад на чтениях памяти Дыбовского в Култукской школе — о всех этих перипетиях с прокладками чайных трактов.
07.04.2010, 18:10:46 | Felix

Дмитрий Андронов: А мне интересна история купеческого тракта от кяхтинской пристани в Мысовой до Кяхты. Может кто там ходил?

Если имеется ввиду дорога от Мысовой в сторону Гусиноозерска через хребет, то прмерно 30 км я по ней проезжал. Знаю людей кто и всю проезжал.
Местные ее иногда называют наркотрафиком :)) 07.04.2010, 18:10:53 | И. ФефеловТак называемый Удунгинский тракт. 07.04.2010, 18:21:02 | Муравьёв Ильяспасибо всем за разъяснения и за ссылки. По дороге всё понятно теперь :)

Ещё вопрос. Есть такой пунк на карте — “дабаты”(нежилое) 51,58’20″C 104,21’10″B. Как видно на месте, по количеству фундаментов, селение было оч обширное. Возможно, это всего-лишь посёлок лесорубов середины прошлого века. Или же это была полноценная деревня. 07.04.2010, 18:48:55 | Sergey D

Муравьёв Илья: Или же это была полноценная деревня.

Клады ищите? ;) Лес там готовили, говорят что даже ЗК там работали. 07.04.2010, 19:03:54 | Муравьёв Ильяну, и зк, и японци пленные(чуть подальше). Просто интересна история мест, где бываешь. 07.04.2010, 19:09:48 | Felix

И. Фефелов: Так называемый Удунгинский тракт.

Местные так его почему то не называли. Летом уточню. 07.04.2010, 20:08:55 | Wladimir

Felix: Местные так его почему то не называли. Летом уточню

Можно проще — посмотреть на топокарту. Удунга — приток Темника, дорога от Мысовой в долину Селенги и проходит после перевала по этой речке 07.04.2010, 20:21:01 |

Страница 1 из 2: 1 2Следующая

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

{RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
{RANDOM_SECTION=500-3000}

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: