От «Салюта» до «Спутника». Репортаж с ММЗ «Салют»

Установка вала “под квадрат” в каретку велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок

Рассказывается о проверенном самодельном способе установки современных велосипедных картриджей с резьбой BSA 1,37″ 24 tpi в рамы отечественных велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок.

1. В отечественных велосипедах ММВЗ, Салют, Орлёнок (и некоторых других) используется так называемая каретка Томпсона (в англоязычной литературе — Thompson bottom bracket ):

У этой конструкции есть характерные особенности:
— это безрезьбовая каретка, т.е. в кареточном стакане (КС) резьба отсутствует
— чашки устанавливаются в КС по прессовой посадке
— посадочный диаметр чашек ф40,0 мм (ф38,0 мм встречается очень редко в велосипедах из Европы)
— крепление шатунов — «под клин»
— линия цепи (ЛЦ) 40 мм (для классических тормозных втулок Torpedo и червячных втулок)

Каретки такой конструкции верой и правдой служили в отечественных велосипедах десятки лет.

К настоящему времени рынок бу или новых оригинальных запчастей ХВЗ, ММВЗ исчерпал себя: всё таки 20+ лет прошло с момента развала отечественного велопрома.
Оригинальные запчасти ХВЗ, ММВЗ в технически хорошем состоянии продаются по заоблачным ценам для коллекционеров-собирателей. Спекулятивный спрос поддерживается умышленно (имхо).

Примерно после 2000 года запасы оригинальных запчастей были исчерпаны, и их заменили китайские и индийские копии (клоны):

Купив такой ремкомплект, вместо «долго и счастливо» пользователь получил кучу проблем:
— очень низкое качество стали, из-за чего ресурс каретки — менее одного сезона
— проблема «15.75»
— отсутствие выбора качественных шатунов с креплением под клин

Что такое «проблема 15.75»?
Отечественные шатуны «под клин» имели посадочный диаметр ф16,0мм (метрический стандарт).
И валы кареток ХВЗ, ММВЗ также были в соответствии с этим стандартом ф16,0 мм.

Китайскиеиндийские валы под клин выполнены не по метрическому стандарту, а по дюймовому 5/8″ (15,75 мм).
Под валы дюймового стандарта (в цивилизованном мире) существуют шатуны с соответствующей посадкой.
Но на рынке СНГ произошло смешение стандартов: валы продаются дюймовые 5/8″ (15,75 мм), а шатуны — метрические ф16,0мм.

Такое сочетание при использовании клинового крепления привело к прогнозируемому результату:
— разбивание посадочных поверхностей вала и шатунов
— разбивание паза под клин
— разбивание (смятие) клиньев
Т.е. пользователи вместо полноценной каретки получили макет.
Некоторые «продвинутые» пользователи ставили себе клинья не из «пластилина», а из более твёрдых сортов древесины прочной стали. Но это не улучшало ситуацию.

Цитата ниже отражает общую ситуацию с запчастями для отечественных велосипедов в целом на сегодняшний день:

Кстати, для резьбовых кареток ХВЗ ситуация не намного лучше.

Мой крокодил ХВЗ к концу 2015 года уже был с «квадратом».
И безрезьбовые каретки в мои планы изначально не входили.
Но по просьбам велосипедистов на форуме ХТ была придумана конструкция для кареток Томпсона.

2. Первый вариант был анонсирован в апреле 2016 года под названием Project 38mm:

Вовнутрь ставился вал с напрессованными подшипниками 16*31*10 2RS.

Почему 38мм? Потому что диаметр конструкции в средней части — 38мм.
А посадочный диаметр — ф39,95мм (скользящая посадка в КС).
Всего было изготовлено два экземпляра.
Для установки требовалось торцевать КС до длины 68,0мм, чтобы после сборки не было пережатия подшипников.
Т.е. для установки надо было изрядно повозиться.

3. Учитывая предыдущий опыт, следом появилась усовершенствованная конструкция
Project 38mm v3

Особенности конструкции:
— возможность установки вала «под квадрат» длиной 110 мм и более
— возможность подбора шатунов для получения требуемого значения ЛЦ=40мм для 1-скоростных тормозных втулок и ЛЦ=45мм для планетарных втулок
— сборка-разборка каретки без использования спец. инструментов
— использование стандартных валов «под квадрат» (в качестве доноров валов и подшипников служили дешёвые картриджи KENLI)
— подшипники 16*31*10 2RS

Недостатки конструкции:
— точёные детали (из стали20) необходимо было отдавать на гальванику или воронение, чтобы они не ржавели от влаги
— контрагайка принимала на себя осевые нагрузки
— подшипники внутри имели склонность к прокручиванию по внешней обойме, т.к. посадка подшипников внутри точёных деталей — по скользящей (для упрощения сборки и обслуживания)

По спецзаказу было даже изготовлено несколько кареток из нержавейки:

Кругляк из нержавейки стоит ощутимо, трудоёмкость токарных работ выше по сравнению со сталью 20.
Поэтому дальше нескольких штук дело не пошло.

Пример установки каретки «Project 38mm v3» в КС велосипеда Салют (ссылка на pdf файл)

Несмотря на очевидные недостатки, пользователи хорошо отзывались о конструкции.
Конструкция производилась с апреля 2016 до марта 2018 года.

4. Project 40M35 (ака «труба народу» ).
Последняя версия для кареток Томпсона появилась на свет 26.03.2018г.

Конструкция состоит из двух «половинок», которые скручиваются между собой:

Эти две детали устанавливаются в КС на эпоксидный клей.
После чего в КС можно установить любой стандартный картридж с резьбой 1,37″ 24tpi, как в рамы МТБ велосипедов.

Особенности:
— нет проблемы появления ржавчины (наружная поверхность точёных деталей на 100% покрыта эпоксидкой; внутренняя — консистентной смазкой)
— диаметр в средней (центральной) части — ф38 мм
— масса 150г (без картриджа)
— длина КС 68..70мм
— возможность использования стандартных картриджей с длиной вала 105 мм и более

1. Подогнать внутреннюю поверхность кареточного стакана (КС) наждачной шкуркой, абразивным диском ф25мм на оси дрели или другим инструментом таким образом, чтобы каждая чашка конструкции входила в КС по скользящей без заклинивания.
Особое внимание уделить посадочным поверхностям ф40,0мм: радиальный люфт чашек должен быть не более 0,05..0,1мм.
2. Очистить внутреннюю поверхность КС от абразива, грязи, краски, ржавчины.
3. Проверить возможность сборки конструкции «насухую». При необходимости повторить пункты 1 и 2.
4. Вкрутить технологические чашки (рекомендуется использовать небольшое количество консистентной смазки для смазывания резьб технологических чашек).
5. Обезжирить внутреннюю поверхность КС, наружные поверхности чашек конструкции и резьбы, соединяющие чашки.
6. Использовать эпоксидный клей с временем отверждения (высыхания) 1-2 суток.
(Рекомендуется приготовить пробную порцию клея и убедиться в его качестве, выдержав требуемое время для полимеризации.)
Приготовить рабочий состав эпоксидного клея согласно инструкции производителя.
7. Нанести эпоксидный клей на обезжиренные поверхности:
— на внутреннюю поверхность КС
— на внешнюю поверхность конструкции
— на резьбы, соединяющую чашки
8. Установить конструкция в КС, используя два ключа для установки МТБ картриджей.

Читайте также:
Johnson Service Manuals: описание мотора, технические характеристики, отзывы

Будьте внимательны: чашка с левой резьбой устанавливается с ПРАВОЙ стороны КС,
чашка с правой резьбой устанавливается с ЛЕВОЙ стороны КС.

9. Удалить сухой ветошью излишки эпоксидного клея (в т.ч. с внутренней поверхности конструкции).
10. Выдержать время, необходимое для гарантированного высыхания клея, согласно инструкции изготовителя.
11. Выкрутить технологические чашки.
12. Нанести толстым слоем консистентную смазку (солидол или современный аналог, например, Total XM100) на внутреннюю поверхность конструкции для защиты от коррозии.
13. Нанести консистентную смазку (солидол или современный аналог) на резьбы внутри конструкции.
14. Установить в каретку стандартный картридж.

Один из получателей каретки даже снял видео о процессе установки.

Конструкция в установленном виде (фото не мои):

Велосипед с кареткой Project 40M35 и планетаркой Shimano Nexus 3:

+ Ещё фото по ссылке.

При попытке установить Project 40M35 в кареточный стакан велосипеда Ромет (после выбивания чашек) может представиться вот такая картина:

В таком случае необходимо сточить напильникомсрезатьудалить каким-либо способом торцы трубок, выступающие вовнутрь кареточного стакана.

За два с лишним года было установлено значительное количество кареток Project 40M35.
Некоторые пользователи выражали сомнения касательно надёжности эпоксидки.
Клееный шов работает на сжатие иили на сдвиг, его прочности хватает с запасом.
За всё время не было прецедентов, чтобы конструкция «развалилась».

По результатам «испытаний» можно сделать выводы:
— конструкция проста и надёжна
— задача по установке вала «под квадрат» выполнена
— ресурс каретки, естественно, на 100% зависит от используемого картриджа

5. Что дальше?
В конце 2019 года поступило следующее ТЗ:
«Просьба изготовить каретку для безрезьбового КС, под квадрат, про „трубу
народу“ знаю, но хотелось бы твое изделие.… Хочу до океана не спеша добраться, по
диагонали: от Дании до Португалии. Размеры КС уточню.» ©

И через некоторое время состоялся Project 919 (ака «Т-34»).
Надёжность и долговечность конструкции в разы выше, чем у типичного картриджа на подшипниках 16*31*10.
Недостаток конструкции всего один — цена.

К сожалению, планы заказчика были испорчены коровьим видом.
P.S. Не пытайтесь найти описание Project 919 в сети.

Главные 12 космических побед СССР и России. От Спутника до Мира

Favorite

В закладки

Главные 12 космических побед СССР и России. От Спутника до Мира

Оставаясь международным пространством без границ, национальностей и регалий, космос многие годы манил исследователей, ученых, писателей и простых людей всех стран.

Именно космос позволил России оказаться мировым лидером, символом фантастического, но очень близкого будущего.

Увы, ученые и конструкторы оказались в тени блогеров, которые сегодня популярней космонавтов. Много можете вспомнить российских космических побед? Скорее всего, только зарубежные проекты и катастрофы, прежде всего — экономические.

Попробуем немного изменить ситуацию, рассказав о самых важных достижениях в освоении космоса и ближайших миров, совершенных усилиями наших соотечественников.

1. Искусственный спутник Земли

По сей день дата запуска «Спутника-1», 4 октября, является началом космической эры человечества. Имя аппарата стало нарицательным, используясь сегодня во многих языках мира.

Запуск «ПС-1» («Простейший Спутник-1») осуществлялся с 5-го научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР «Тюра-Там», которому суждено было получить название «Байконур» в далеком будущем.

Ракета-носитель «Спутник» на базе межконтинентальной баллистической ракеты «Р-7» стала самой известной в истории, отправив в космос множество аппаратов, включая «Восток-1» с Гагариным на борту.

Но это было после. А в 1957 радиолюбители всего мира слушали позывные аппарата с помощью обычной радиолюбительской аппаратуры на расстоянии до 2–3 тысяч километров.

Вопреки общепринятому мнению, «Спутник» не был доступен для наблюдения невооружённым глазом, но его вторая ступень отлично просматривалась в темное время суток наравне со звездами.

2. Человек в космосе

Уже 3 ноября 1957 Советский Союз запустил первый спутник с живым существом на борту. Им стала знаменитая собака Лайка, погибшая через несколько часов после старта.

Уже 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени (06:07 UTC) с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Юрий Гагарин, ставший первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.

На орбите Гагарин сообщал о своих ощущениях, состоянии корабля и наблюдениях, записывая их на магнитофон. Гагарин также провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом.

Выполнив один оборот вокруг Земли, после 108 минут полёта Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от Энгельса.

Гагарин стал ещё одним человеком, который изменил мир: посетив 30 стран в роли посла мира, он стал самым известным русским за всю историю.

На этом советские достижения, связанные с «человеческим» космосом, не закончились. Космический корабль «Восход-1» совершил полёт длительностью 24 ч 17 мин, стартовав 12 октября 1964 года с тремя членами экипажа без защитных скафандров.

3. Выход человека в открытый космос

Рекорды советской космонавтики не ограничивались пилотируемыми полетами: Алексей Леонов 18 марта 1965 года стал первым человеком, вышедшим в открытый космос в полёте корабля «Восход-2».

Сразу после выхода на орбиту, была надута шлюзовая камера, которая послужила переходом в открытый космос, совершенным Леоновым. Системами корабля и собственно выходом руководил первый пилот Павел Беляев.

В свободном полёте Леонов находился 12 минут и 9 секунд. Возвращение в шлюзовую камеру было осложнено тем, что из-за большой разности давлений снаружи и внутри скафандра требовались большие усилия для сгибания оболочки скафандра, который к тому же несколько раздулся.

Полет стал первым в истории человечества, проходящим в нештатном режиме: едва попав в корабль, Леонов чуть не погиб от разгерметизации, а следом скакнувшее давление в корабле создало угрозу взрыва.

Следом космонавты столкнулись с неверной стабилизацией полета при отстреле возвращаемой части аппарата и сели в глухом лесу под Пермью, проведя общей сложностью 2 суток в дикой природе до того как спасатели смогли добраться до команды.

Читайте также:
Регулирование, обслуживание и неисправности системы зажигания подвесного лодочного мотора "Вихрь"

Именно после этой ситуации космонавтика получила современный вид спасательных аппаратов и столь серьезную наземную службу.

4. Облет Луны

Луна всегда была целью номер один в мировой космонавтике. Полеты «Апполонов» на долгие годы стали предметом споров — были ли американцы на спутнике Земли.

Хотя пилотируемый полет СССР осуществить не смог, первые достижения именно на этой стороне: спустя 4 неудачных попытки, запущенный 2 января 1959 года космический аппарат «Луна-1» достиг окрестностей Луны.

Агитационный полет должен был завершиться ударом о спутник для того, чтобы оставить на его поверхности различные металлические эмблемы, включая советский герб.

Увы, космический аппарат пролетел в 6000 километрах от лунной поверхности. Однако яркий след, сформированный натриевым газом, позволил отследить орбитальный полет астрономам всего мира.

Примитивность конструкции не позволила достичь каких-либо дополнительных результатов, поэтому спустя 3 суток не имеющий двигателя аппарат перестал передавать сигнал и рекорд быстро забылся.

Тем не менее, Советский Союз не оставлял попыток освоить Луну.

Но забыта оказалась даже вернувшаяся на Землю после облета спутника Земли экспедиция аппарата «Зонт-5» с живыми существами на борту, стартовавшая 15 сентября 1968 года.

5. Съемка темной стороны Луны

В 1959 году, 14 сентября, СССР все же удалась жёсткая посадка на внеземное тело, выполненная аппаратом «Луна-2». К сожалению, станция была разбита и никаких данных, кроме полетных, получить не удалось.

Первым успешным полетом к Луне в истории человеческой космонавтики стал запуск 4 октября 1959 года зонда «Луна-3». Он же позволил впервые получить снимки дальней стороны земного спутника.

Для этих целей аппарат получил сложную аналоговую камеру, которая сделала 40 фотографий. Из них только 17 удалось отправить на Землю.

Не имея в наличии более продвинутых технологий, советским инженерам пришлось реализовать весь процесс: на борту происходила негативная съемка, изготовление фотоснимков, корректировка и даже сушка.

Для «сканирования» использовалась электронно-лучевая трубка, для трансляции — обычный радиопередатчик.

Тем не менее, результаты полета стали революционными, позволив открыть горы и темные регионы Луны.

6. Освоение орбиты и поверхности Луны

К высадке человека на Луну русские ученые готовились не меньше, чем их американские коллеги, несмотря на трудности с ракетоносителями и электронными системами.

Именно им удалась первая мягкая посадка на внеземное тело, которую 3 февраля 1966 года выполнил аппарат «Луна-9». Уже 3 апреля 1966 года на орбиту вышел искусственный спутник Луны «Луна-10».

Фактическим завершением рекордных «завоеваний» желанного спутника стала высадка первого в истории планетохода «Луноход-1», приступившего к работе 17 ноября 1970 года.

Он проработал на Луне одиннадцать лунных дней (10,5 земных месяцев) до 14 сентября 1971 года, проехав за это время 10 540 метров.

«Луноход-1» передал на Землю 211 лунных панорам, 25 тысяч фотографий, позволил определить с помощью лазера точное расстояние до спутника и проанализировал 25 проб грунта.

7. Полеты на Венеру

По всей видимости, Венера была более благосклонна к советским ученым, нежели Луна.

Так, запущенный 12 февраля 1961 года советский зонд «Венера-1» (является вторым советским аппаратом в этот адрес) отправился в миссию умышленного столкновения с Венерой.

Сбой в работе систем во время полета привели к неуправляемому дрейфу аппарата, из-за чего, удалившись на 2 миллионов километров от Земли, зондом была потеряна связь и он пролетел мимо.

«Венера-4» в октябре 1967 года доставила на Венеру сферический спускаемый аппарат, который в течение 94 минут с помощью парашютной системы опускался на ночной стороне планеты.

Это позволило уточнить множество данных о второй планете Солнечной системы и разработать несколько поколений аппаратов для её исследования.

Тем не менее, 17 августа 1970 года один из множества аппаратов серии «Венера-7», отправился к далекой планете и смог осуществить первое успешное приземление на другой планете.

Для работы в условиях раскаленной атмосферы, аппарат был охлажден до −8 градусов по Цельсию.

Таким образом, вопреки отказу парашюта для спуска, зонд передавал данные с поверхности Венеры в течение 23 минут после посадки.

Таким образом была совершена первая передача данных с другой планеты, успешно повторенная уже с дневной стороны планеты в 1972 с помощью ещё одного советского комплекса «Венера-8».

8. Орбитальный радиотелескоп

Орбитальная станция «Салют-6» была создана для продолжения научно-исследовательских и военных работ в космосе, которые были начаты на предыдущих станциях серии «Салют».

Запуск собственно станции состоялся 29 сентября 1977 года. Суммарно она провела на орбите 1764 дня, из которых 683 была обитаема членами 5 основных и 11 экспедиций посещения.

А в 1979 году на ней развернули антенну первого в мире космического радиотелескопа КРТ-10, доставленного грузовым космическим кораблём «Прогресс-7».

В течении июля был осуществлен монтаж антенны, проведена её юстировка и снятие диаграммы направленности и уже 24 июля начался цикл астрофизических и географических исследований.

Астрофизические исследования включали наблюдения пульсара PSR 0329 + 054 и обзор участка Млечного Пути, позволившие почти на 10 лет раньше «Хаббла» получить уникальные снимки отдаленных участков космоса и провести колоссальное количество исследований.

9. Успешная высадка на Марс

Одновременно с венерианской программой, Советы разрабатывали комплексную программу по достижению и исследованию Марса.

Первым достижением в ней стал выход на орбиту четвёртой планеты Солнечной системы аппаратов-близнецов «Марс-2» и «Марс-3», запущенных почти одновременно в мае 1971 года.

Оба космических аппарата были предназначены для орбитального картографирования и кроме того, несли спускаемые посадочные модули.

Посадочный модуль «Марс-2» разбился, «Марс-3» успешно приземлился и начал передачу данных. К сожалению, пылевая буря на поверхности прекратила передачу спустя 20 секунд.

Это не помешало получить подробные снимки поверхности планеты с орбиты и стать им первыми аппаратами, достигшими Красной планеты.

10. Стыковка «на автомате» и контакт с «мертвой» станцией

В будущем человечеству придется не раз столкнуться с космическим мусором, в том числе с брошенными кораблями и орбитальными станциями.

Впервые тему научной фантастики удалось воплотить в жизнь 30 октября 1967 года, когда корабли «Космос-186» и «Космос-188» состыковались друг с другом в полностью автоматическом режиме.

Читайте также:
Москва-30: описание мотора, технические характеристики, отзывы

«Космос-186» был запущен 27 октября 1967 года, за ним вдогонку отправили «Космос-188» таким образом, чтобы расстояние между ними не превышало 24 километра во время выхода на орбиту второго аппарата.

«Активный» «Космос-188» смог запеленговать, приблизиться и состыковаться с ранее выпущенным кораблем, объединив системы.

Впоследствии подобная операция происходила не раз. Полученный опыт пригодился и при восстановлении поврежденной космической станции «Салют-7», после полугодового отсутствия на станции людей оставшейся на орбите в состоянии радиомолчания 11 февраля 1985 года.

В попытке спасти станцию, Советский Союз отправил двух ветеранов космонавтики для ремонта «Салюта-7». Автоматизированная система стыковки не работала, поэтому космонавтам нужно было подойти достаточно близко, чтобы осуществить ручную стыковку.

Космонавты смогли пристыковаться, впервые продемонстрировав возможность стыковки с любым объектом в космосе, даже с мертвым и неконтактным.

К 16 июня космонавтам удалось прогреть и восстановить работоспособность станции, а 23 июня к ней в автоматическом режиме пристыковался «Прогресс-24» с запасом воды и материалами для дальнейших восстановительных работ.

11. Автоматический сбор образцов

Советский Союз, не сумев первым высадить людей на Луну, был полон решимости обогнать американцев с помощью автоматизированного космического зонда для сбора лунного грунта и доставки его на Землю.

Первый советский зонд «Луна-15» разбился при посадке, последующие попытки провалились из-за проблем с ракетоносителями. Только шестой по счету советский зонд «Луна-16» был успешно запущен.

После посадки советская станция взяла пробы лунного грунта вблизи моря Изобилия и поместила их в возвращаемый аппарат, который вернулся с образцами на Землю 24 сентября 1970 года.

Таким образом ученым удалось получить 101 грамм лунного грунта (против 22 килограмма, доставленных на «Apollo-11» во время пилотируемого полета НАСА).

Однако, малый объем материалов и их относительная схожесть была не главным достижением: это было первое успешное возвращение автоматического спускаемого аппарата.

12. Орбитальная и многомодульная станции

Уже упомянутые «Салюты» на самом деле произвели настоящую революцию в космонавтике и исследовании космоса как таковом, ведь аппарат «Салют-1», запущенный 19 апреля 1971 года, стал первой орбитальной станцией Земли.

Проект проводился до 11 октября 1971 года, в результате чего аппарат пробыл на орбите 175 суток, доказав принципиальную возможность долговременного управляемого полета вокруг планеты.

К ней дважды летал экипаж с Земли. «Союз-10» не смог осуществить стыковку, поэтому экспедиция была признана неуспешной. Экипаж «Союза-11», несмотря на ряд внештатных ситуаций, смог провести стыковку и ряд необходимых экспериментов.

Всего по программе гражданских пилотируемых станций «Долговременная орбитальная станция» (ДОС) было запущено 7 «Салютов» и «Космос-557».

Имя сменилось только 20 февраля 1986 года, когда на орбиту был выведен базовый блок первой в истории многомодульной орбитальной станции «Мир», ставшая абсолютным символом космической эпохи и своеобразным закатом СССР.

Станция была обитаема с 13 марта 1986 года по 16 июня 2000 года, суммарно проведя в космосе 5511 суток (из них 4594 дней с экипажем на борту), совершив 86 331 оборот вокруг планеты.

За время существования станции на ней было проведено более 23000 экспериментов. На станции побывали 104 космонавта из 12 стран в составе 28 экспедиций, среди которых 29 космонавтов и 6 астронавтов осуществили выход в открытый космос.

P.S. Мы ничего не забыли?

Российский космос для многих закончился затопленным в Тихом океане «Миром» 23 марта 2001 года.

Для других, напротив, всё только начинается с «Ангарой» и космодромом «Восточный». Истина где-то посередине, и кроме упомянутых, на счету советских и российских ученых, инженеров ещё множество побед.

О чем ещё сегодня стоило бы вспомнить, на ваш взгляд?

Favorite

В закладки

На пути к созданию орбитальной космической станции (хронология, люди, достижения)

На пути к созданию орбитальной космической станции (хронология, люди, достижения) / А. А. Комаров, К. А. Косинова, А. А. Прасолова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 1. — С. 57-63. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3057/ (дата обращения: 22.07.2022).

Космос – это наш дом. Готовясь к полёту, космонавты стараются понять окружающий мир, представить картину будущего. Всё что нас окружает, называется Вселенной, а Земля лишь частица её бесконечного многообразия. Прошло только 50 лет из тысячелетий, как человечество вступило в космическую эру.

– отечественные достижения в области космонавтики.

– история освоения космического пространства и процесс создания орбитальной космической станции.

– изучение и систематизация данных о достижениях отечественной космонавтики в области создания орбитальной космической станции.

1. Изучение и анализ источников информации (специальной литературы, Интернет-ресурсов) об освоении космоса.

2. Составление хронологической последовательности событий, явлений, фактов, отражающих проблему подготовки космонавтов для длительного пребывания на орбите.

3. Выявление эволюционных закономерностей процесса космических разработок в области создания КК и ОКС.

1. «Восток» и «Восход»

Рисунок 1 Звёздный городок, памятник Ю.А. Гагарину

В апреле 1957 года в ОКБ-1 (опытно-конструкторское бюро) был подготовлен план проектных исследований по созданию пилотируемого корабля-спутника и автоматических аппаратов для исследования луны. Разработка в ОКБ-1 под руководством С.П. Королева и успешный пуск 21 августа 1957 года первой двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) создали необходимые предпосылки для вывода в космос первых в мире ИСЗ – искусственных спутников Земли . 4 октября 1957 года объект «ПС» (простейший спутник) был выведен на околоземную орбиту, а 3 ноября 1957 года «ПС-2» с собакой по имени Лайка ушёл в космос. К сожалению, из-за перегрева Лайка погибла на первых витках.

Рисунок 2 Лайка

Эти обстоятельства сыграли решающую роль в создании кораблей-спутников, особенно с человеком на борту.

Рисунок 3 Первый ИСЗ

В 50-х годах руководство США уже заявляло, что кто контролирует космос, тот контролирует Землю. Поэтому в годы холодной войны вполне естественно, что после создания первых ИСЗ, как в СССР, так и в США возникла мысль создать ориентированный на Землю спутник, с целью разведки Земли из космоса.

В августе 1958 года в ОКБ-1 был подготовлен отчет «Материалы предварительной проработки вопроса о создании спутника Земли с человеком на борту». 22 мая 1959 года выходит постановление правительства СССР о том, что ОКБ-1 должно приступить к разработке объекта «Восток-1» (спутник для полета человека). Эскизный проект по автоматическому кораблю-спутнику «Восток-1» был утвержден С.П. Королевым 26 апреля 1960 года.

Читайте также:
Прибой: описание мотора, технические характеристики, отзывы

Рисунок 4 С.П. Королёв

На кораблях спутниках в качестве пассажиров уже летали собаки. В нашей памяти сохранилось немного собачьих имён, связанных с космосом, но их нужно помнить. 28 июля 1960 года корабль с собаками Чайка и Лисичка не вышел на орбиту.

Рисунок 5 Чайка и Лисичка

19 августа 1960 года был запущен корабль с собаками Белка и Стрелка , которые были впервые возвращены на Землю в катапультируемой капсуле.

Рисунок 6 Белка и Стрелка

По нештатной траектории спускался корабль-спутник с собаками Пчелка и Мушка (1 декабря 1960 года).

Рисунок 7 Пчёлка и Мушка

22 декабря 1960 года произошел нештатный спуск корабля с собаками Шутка и Комета. 9 марта 1961 года были проведены испытания будущего корабля «Восток», в котором приземлилась собака Чернушка .

Рисунок 8 Чернушка

25 марта полет был повторен с собакой Звёздочка . [1] , [ 4 ] , [ 5 ] , [ 6 ] , [ 7 ]

Рисунок 9 Звёздочка

Рисунок 10 Звёздочка, Чернушка, Малышка, Шутка (Жулька)

Таким образом, именно собаки проложили дорогу в космос – путь к 12 апреля 1961 был открыт.

Рисунок 11 “Восток-1”

Рисунок 12 Гагарин Ю.А.

При полете Ю.А. Гагарина на корабле «Восток-1» были проведены наблюдения Земли с космоса, опробованы различные виды радиосвязи и д.р. Весть о полёте Ю.А. Гагарина захватила весь мир.

Рисунок 13 Гагарин Ю.А.

Началась эра полётов человека в космос. Полёт корабля «Восток» с человеком на борту явился итогом напряжённой работы советских учёных, инженеров, врачей и специалистов различных отраслей техники.

В ходе полета «Востока-2» Г.С. Титов использовал камеру для съёмки поверхности Земли.

Рисунок 14 Г.С. Титов

На «Востоке-3» так же велась съёмка изображений поверхности Земли, а на «Востоке-4» велась съёмка линии горизонта и зоны терминатора (линия светораздела, отделяющая освещённую часть небесного тела от неосвещенной). Подводя итоги, можно сказать, что в те годы, когда создавались первые космические корабли, многое было неясным и трудным. Задача создания первого в мире КК «Восток» была решена профессионально, а сам корабль занял достойное место в истории техники. [5]

Новые космические корабли (КК) типа «Восход» вобрали в себя весь опыт КК «Восток», однако приобрели новое качество – стали многоместными кораблями с распределением функций между космонавтами. Эти и многие другие технические решения найдут потом своё воплощение на кораблях «Союз» . В начале был осуществлен пуск беспилотного корабля «Восход» (6 октября 1964). 12 октября 1964 года стартовал борт пилотируемого трёхместного корабля «Восход».

Рисунок 15 “Восход”

Комаров В.М., Феоктистов К.П., Егоров Б.Б. провели научно-технические, медико-биологические исследования , проверили работоспособность и взаимодействие космонавтов. К сожалению, полет был кратковременным.

Рисунок 16 “Восход”, Б.Б. Егоров, В.М. Комаров, К.П. Феоктистов

18 марта 1965 года Земля приняла из космоса доклад космонавта П.И. Беляева: «Человек вышел в космическое пространство!» («Восход-2»). Космонавт А.А. Леонов вышел в открытый космос и пробыл вне корабля 12 минут.

Рисунок 17 А.А. Леонов

Планировался также длительный полёт двух космонавтов на очередном КК типа «Восход», но эстафету перехватили американцы на корабле «Джемини» (13 сут., 18 ч., 35 мин.), а далее – мы, на корабле «Союз-9». Только беспилотный корабль «Восход-9» полетел на 22 сут. с двумя подопытными собаками Ветерком и Угольком (22 февраля 1968 года).

Рисунок 18 Ветерок и Уголёк

Рисунок 19 Ветерок и уголек за игрой

Этот КК вошёл в историю как очередной спутник «Космос-110». Оставшийся штатный корабль «Восход» находится в музее НПО (РКК) «Энергия» им. С.П. Королёва. [1], [5], [6], [7]

К середине 60-х появилась необходимость маневрировать в космосе, сближать корабли, т.е. «союзничать». В апреле 1967 года назначается запуск первых кораблей «Союз» с космонавтами на борту.

Рисунок 20 “Союз”

Запуск «Союза-1» (заводской номер №3, первый и второй «Союзы» не выполнили задачи из-за технологических проблем) омрачён гибелью В.М. Комарова (не вышел парашют контейнера и аппарат врезался в землю).

Рисунок 21 В.М. Комаров

Три года испытаний сопровождались неудачами. Только в октябре 1968 года предстояла стыковка «Союза-2» и «Союза-3». Но и в данном случае причаливания не получилось: беспилотный корабль уклонялся от пилотируемого. В октябре 1969 года на орбите вручную состыковываются «Союз-4» и «Союз-5» – в сообщении ТАСС назвали операцию первой в мире научной орбитальной станцией.

Рисунок 22 Стыковка “Союза-4” и “Союза-5”

Далее последовали «Союз-6» (испытания сварки в космосе), «Союз-7» (многосуточный полёт), «Союз-8» (фотосъёмка). «Союз-9» поставил цель изучить возможности человеческого организма, в июне 1970 года полёт продолжался 18 суток. Возникла идея ДОС – долговременной орбитальной станции.

19 апреля 1971 года стартовала станция «Салют» (вначале «Заря»). Через 5 дней с ней стыкуется «Союз-10», но из-за деформации конструкции стыковочного агрегата не получилось перехода. Летом 1971 года состоялся полёт усовершенствованного «Союза-11», экспедиция продлилась более 23 суток, но при спуске происходит разгерметизация и экспедиция погибает. Потеря космонавтов заставила пересмотреть концепцию безопасности и «Союз-12, -13, -14» выводит космонавтов в скафандрах (1973 год).

В 1972-73 годах неудачи коснулись станций «Салют-2», в мае 1973 года сгорела ДОС-3 «Салют-3». В 1975 году экипажи «Союза-17, -18» работали на «Салюте-4» и испытывали ресурс корабля.

Промежуточные номера «Союза» работали на программу «Апполон» и другие европейские проекты.

Рост используемого оборудования, потребление топлива требовали дополнительное число стыковочных узлов. Такими станциями стали «Салют-6, -7» (1977, 1982).

Рисунок 23 “Салют-7”

К моменту запуска седьмого «Салюта», «Салют-6» провёл в космосе более 4 лет. С помощью 12 кораблей «Прогресс» на станцию доставлено около 20 т грузов, произведено 35 стыковок. Станции с двумя стыковочными портами не просто новая модификация ДОС: стало возможным менять экипажи кораблей, организовывать экспедиции посещения, расширена программа исследований. [2], [4], [8]

3. Орбитальная космическая станция «Мир»

На смену «Салютам» пришёл комплекс «Мир» . Новое поколение орбитальных станций ДОС-7, -8, -9 начали проектировать в конце 1975 года. В феврале 1986 года ДОС-7 становится базовым блоком ОК «Мир», а ДОС-8 («Звезда») – основным модулем. [4]

Читайте также:
Впрысковые моторы Yamaha Z300 с системой HPDI

«Мир» – орбитальная станция нового, третьего поколения советских орбитальных станций, на которых более 15 лет велись комплексные научно-технические исследования и эксперименты в космосе. Станции первого поколения – от «Салют-1» до «Салют-5» – обеспечивали длительное пребывание человека в космосе, его продуктивную работу на орбите, они существенно расширили возможности проведения научных исследований на орбите. Однако ограниченные запасы жизненных ресурсов – продуктов питания, средств очистки атмосферы, топлива для двигательной установки – и наличие только одного стыковочного узла не позволяли повысить эффективность космических исследований на этих станциях, а продолжительность активной жизни самих станций давало возможность работать на них лишь одному-двум экипажем (в общей сложности не более 90 суток). Вторым крупным шагом советской космонавтики стало создание орбитальных научно-исследовательских комплексов второго поколения «Салют»-«Союз»-«Прогресс». Стало очевидно, что нужна станция нового поколения, высокоэффективная и свободная от выявленных недостатков (ограниченные возможности ремонта оболочки, иллюминаторов, загромождение жилых отсеков новой аппаратурой, доставляемой «Прогрессами», недостаток стыковочных узлов – только 2 и др.).

Новой станции третьего поколения дали название «Мир», что отражает стремление нашего народа к миру, к использованию космической техники только в мирных целях. По виду её можно отличить от «Салюта-6 и -7».Новый переходный отсек с пятью стыковочными узлами, две увеличенные по площади солнечные батареи – вот некоторые внешние отличительные признаки этой станции. Всего «Мир» имел шесть стыковочных узлов, что позволяло, кроме кораблей «Союз» и «Прогресс», пристыковывать к ней ещё четыре-пять модулей. Модульный принцип построения орбитального комплекса существенно расширил возможности, повысил эффективность научных работ, позволит проводить регулярные исследования.

Для обеспечения электроэнергией научной аппаратуры модулей, мощность бортовой электростанции увеличена вдвое. Повышена надежность системы электропитания, стабильнее стало напряжение в бортовой сети при изменении нагрузки. Поскольку научная аппаратура вынесена в специализированные модули, внутри станции стало свободнее, таким образом, улучшились условия для работы и отдыха экипажа. Появились отдельные каюты, обеденные столы и индивидуальный подогрев пищи, специальные место с набором инструментов для ремонта аппаратуры. Освободились иллюминаторы для визуальных наблюдений.

Гораздо лучше была отделка интерьера станции, с учетом эргономических требований размещено бытовое оборудование и пульты управления. Обширную библиотеку звуко– и видеозаписей имеет видеомагнитофонный комплекс. Возросло время непрерывной связи.

Станция «Мир» была задумана как постоянно действующая орбитальная станция, она рассчитана на многие годы работ и была базовым блоком для создания многоцелевого научно-исследовательского комплекса. Поэтому при её проектировании особое внимание уделялось доступности ремонта систем станции. Приборы скомпонованы группами, установлены на стенках, открывающихся внутрь жилого отсека, чтобы удобнее было к ним подойти и в случае необходимости заменить. И хотя основной метод ремонта – замена приборов, все же иногда бывает необходимо их отремонтировать. Для таких работ в жилом отсеке оборудовано специальное рабочее место с набором разнообразных инструментов. [3]

Данные научных исследований передавались с «Мира» на Землю по радиолинии либо «возвращались» вместе с экипажем на кораблях «Союз». Кроме этого, была предусмотрена капсула «Радуга» – КА с теплозащитным покрытием, устанавливающаяся на корабле «Прогресс». Когда «Прогресс» сгорал, капсула приземлялась на своём парашюте. Выходы в открытый космос длительностью более 6 часов стали характерной чертой экспедиции на «Мир».

«Мир» стал международной орбитальной лабораторией, на борту которой разместились различные приборы, разработанные научными учреждениями планеты.

Рисунок 25 “Мир” (тренировочный макет), Звёздный городок

Эстафету пилотируемых полётов, принимала МКС . «Мир» был выведен с орбиты 23 марта 2001 года. [4]

Последние новости по темам “Рынки и сотрудничество” и “Состояние и перспективы ОПК”

Возобновляются пуски по программе “Морской старт”

Первый после аварии в январе 2007 года пуск в рамках международного проекта “Морской старт” состоится в воскресенье 18 ноября. Российско-украинская ракета “Зенит-3 СЛ” выведет на околоземную орбиту арабский спутник связи “Турая-3” массой 5180 кг. Выведение спутника на орбиту Земли будет проведено по заказу телекоммуникационного консорциума из Объединенных Арабских Эмиратов.

Телекоммуникационный спутник Sirius-4 выведен на целевую орбиту

Российский разгонный блок “Бриз-М” доставил иностранный телекоммуникационный спутник Sirius-4 на орбиту высотой в 35 786 км над поверхностью Земли. “После установки коммуникационного спутника на целевую орбиту разгонный блок отделился от него и начал маневр уклонения, необходимый для предотвращения столкновения с космическим аппаратом”, – сообщил “Интерфаксу-АВН” руководитель пресс-службы Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) имени Хруничева Александр Бобренев.

Словесная гонка вооружений уже началась

Начальник ракетных войск и артиллерии Вооруженных сил России генерал-полковник Владимир Зарицкий пообещал, что в ответ на развертывание американской ПРО в Чехии и Польше Россия может разместить в Белоруссии свои ракетные оперативно-тактические комплексы (ОТК). А белорусский начальник над ракетами и артиллерией Михаил Пузиков сообщил, что Минск и сам готов закупить российские комплексы «Искандер».

Российское оружие продолжают беззастенчиво копировать

Самый известный российский оружейный бренд — автомат Калашникова — в мире продолжают беззастенчиво копировать, лишая тем самым Россию солидной доли выручки. В этом в очередной раз можно было убедиться на недавно завершившейся Азиатской выставке и конференции по оборонным технологиям Defense&Security 2007 в Таиланде.

Всполошились

Накануне Дня Ракетных войск и артиллерии по традиции собирают журналистов, пишущих на военную тему, и начальник РВА рассказывает им, каких успехов добились подчиненные ему войска за минувший год. Так произошло и на этот раз.

Совместные работы с Индией не скажутся на сроках создания российского истребителя по программе ПАК ФА

Совместные работы с Индией по созданию истребителя пятого поколения не скажутся на сроках создания российского перспективного истребителя по программе “Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации” (ПАК ФА). Такое мнение в беседе с корреспондентом “АвиаПорт.Ru” высказал информированный источник в оборонно-промышленном комплексе.

Новый борт президента Он сядет на Ту-334

Как стало известно РБК daily, управление делами президента и Федеральная служба охраны провели совещание по закупкам региональных самолетов для перевозки первых лиц государства. Победило предложение по производству Ту-334. В конкурсе также участвовали проекты Ан-148 и SuperJet.

Читайте также:
ЛМ-7: описание мотора, технические характеристики, отзывы

Первая ракета-носитель “Союз” будет стартовать с космодрома в Куру в 2009 году

Первая ракета-носитель “Союз” стартует с космодрома в Куру во Французской Гвиане в 2009 году, заявил в пятницу журналистам в кулуарах 12-го заседания Российско-Французской комиссии по сотрудничеству на уровне премьеров глава Роскосмоса Анатолий Перминов.

Кого выберет «АвтоВАЗ» Канадская Magna может стать акционером «АвтоВАЗа», считает президент российского автоконцерна Борис Алешин

«АвтоВАЗ» подорожал на 4,59 миллиарда долларов. Столько вчера в РТС стоил «АвтоВАЗ». За год капитализация компании выросла втрое – с $1,4 млрд. Но после ликвидации акций в рамках перекрестного владения капитализация завода должна упасть, говорит аналитик «Уралсиба» Кирилл Чуйко.

Азиатские партнеры пытаются пристроиться к верфям

В строительстве новых верфей Выборгского судостроительного завода (ВСЗ) в Приморске и Объединенной промышленной корпорации (ОПК) на заводе “Северная верфь” могут принять участие иностранные инвесторы. Проектами ВСЗ и ОПК интересуются южнокорейская компания DSME и сингапурская Keppel. На Выборгском заводе уверяют, что переговоры с ними начнутся лишь по итогам конкурса Минпромэнерго: в середине следующего года министерство должно одобрить несколько проектов новых верфей.

Эксперты предлагают Украине отказаться от российского оружия в пользу поставщиков из стран НАТО

Совсем недавно президент Украины Виктор Ющенко заявил, что вступление Украины в НАТО остается приоритетной внешнеполитической целью Украины. А получение украинским ВПК в 2008 году государственного оборонного заказа на 2,5 млрд. гривен ($500 млн.) отвечает показателю для страны, готовящейся к вступлению в альянс. Об этом сегодня, 20 ноября, во вступительной речи к открытию круглого стола на тему “Возможности украинского ВПК в вопросе перевооружения Вооруженных сил Украины согласно стандартам НАТО” заявил директор Центра исследований армии, конверсии и вооружения Валентин Бадрак, передает корреспондент ИА REGNUM.

Азербайджан до конца года начнет выпуск военной продукции – первый вице- премьер республики

Выпуск продукции военного назначения начнется в Азербайджане до конца текущего года, в дальнейшем она будет экспортироваться в другие страны, заявил первый вице-премьер Ягуб Эюбов. “До конца года мы уже начнем выпуск военной продукции”, – заявил он журналистам во вторник.

Проект запусков ракет “Союз” с космодрома Куру под угрозой срыва – представитель КБ общего машиностроения

В Конструкторском бюро общего машиностроения (КБОМ) имени Бармина обеспокоены ситуацией вокруг рейдерского захвата “Компании “Мир”, которая изготавливает мобильную башню обслуживания для стартового стола, контейнеры для перевозки ракет и другое оборудование для запуска российской ракеты-носителя “Союз” с космодрома Куру. “Действительно, этот рейдерский захват повлиял на производство. Мы принимаем меры, потому что не можем допустить срыва такой работы”, – сказал “Интерфаксу-АВН” в среду замгенерального директора, первый заместитель генерального конструктора КБОМ Владимир Климов.

Три эшелона высоты. Объединенная авиастроительная корпорация приступила к созданию самолетов нового поколения

В России определился продуктовый ряд гражданских самолетов на ближайшие двадцать лет. И выпуск новых машин набирает обороты.

Еще в начале прошлого года судьба очень хорошего по своей конструкции пассажирского Ту-334 была туманна. А буквально на днях принято решение о строительстве первых четырех машин этой марки для президентского авиаотряда. Полным ходом идут работы по подготовке к летным испытаниям и одновременно к серийному производству регионального “СухойСуперДжет-100”.

Узбекский авиазавод одним крылом в России. Ташкентское предприятие отдадут ОАК через неделю

Россия и Узбекистан 28-29 ноября могут подписать межправительственное соглашение по интеграции Ташкентского авиазавода в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Контрольный пакет авиазавода к середине 2008 года будет обменян на пакет акций ОАК. В корпорации не скрывают, что присоединение ташкентского предприятия — политический шаг: сейчас завод способен только на единичную сборку Ил-76 и Ил-114, но эксперты не уверены в том, что он может гарантировать даже эти поставки.

Компания “Форкаст интернэшнл” подготовила доклад “Оборонный рынок США”

Перед МО США стоит практически невыполнимая задача проведения масштабного реформирования военной организации и увеличения финансирования дорогостоящих программ закупок вооружения в условиях продолжения боевых операций в Ираке и Афганистане, которые истощают материально-технические и людские ресурсы и негативно сказываются на уровне боеготовности войск. Такие выводы содержатся в докладе “Оборонный рынок США”, подготовленном аналитической компанией “Форкаст интернэшнл”.

“Фрост энд Салливан” прогнозирует рост спроса на малоразмерные и сверхмалые БЛА на европейском рынке

Консалтинговая компания “Фрост энд Салливан” прогнозирует рост спроса на малоразмерные и сверхмалые БЛА на европейском рынке. Согласно оценкам экспертов, в ближайшей перспективе БЛА указанных типов займут доминирующее положение благодаря своей относительно невысокой стоимости и применению передовых технологий, обеспечивающих получение данных о тактической обстановке в реальном масштабе времени в сложных условиях современных боевых действий.

“Рособоронэкспорт” стал корпорацией

Президент подписал в субботу закон о создании очередной госкорпорации — потенциально одной из крупнейших в стране. В “Ростехнологию” войдут ФГУП “Рособоронэкспорт” и его дочерние предприятия. Единственный в России экспортер оружия решил, что именно такая организационно-правовая форма позволит ему наилучшим образом не только продвигать на мировых рынках военную продукцию, но и высокотехнологичную гражданскую.

Создание госкорпорации “Ростехнологии” будет способствовать улучшению ситуации в ОПК

Создание Государственной корпорации “Ростехнологии” на основе Федерального закона “позволит наиболее полно учесть возможности организационно-правовой формы государственной корпорации, специфику ее деятельности как в области военно-технического сотрудничества, так и в сфере разработки, производства и экспорта высокотехнологичной промышленной продукции.

В “Рособоронэкспорте” надеются, что закон “О Государственной корпорации “Ростехнологии” позволит значительно улучшить ситуацию в отечественном машиностроении

Вступление в силу федерального закона “О государственной корпорации “Ростехнологии” позволит придать развитию машиностроения в России инновационный характер, считают в ФГУП “Рособоронэкспорт”

Знаменитые советские велосипеды

1. КАМА
Иметь «Каму» было невероятно круто. Этот велик был настоящим бестселлером. В конце 80-х он стоил сто рублей, что было не так уж мало, но за ним все равно выстраивались очереди. Ещё бы не выстраиваться — советские дети потому так хорошо и учились, что такие вещи как «Кама» покупались родителями в обмен на обещание приносить теперь только пятерки.

Читайте также:
Усовершенствование и ремонт моторов "Нептун", "Москва"

У «Камы» был очень современный и стильный профиль, она обладала массой достоинств. Во-первых, длинные втулки руля и сиденья позволяли сделать её настоящим «байком» (кроме того, велик «рос» вместе с хозяином). Во-вторых, у «Камы» не было горизонтальной рамы и колеса были небольшого диаметра, что серьезно увеличивало возможность погарцевать «на дыбах». В-третьих – выпускались складные «Камы».
Особым шиком было сделать на «Каме» хороший «обвес». Дефицит заводских тюнинговых деталей позволял развернуться фантазии. На руль и раму надевали шланги от противогазов, активно использовалась в тюнинге изолента в разных цветовых сочетаниях; велик обвешивался катафотами, на руль крепились зеркала; на колеса ставились «трещотки» из картона, а в колеса (чтобы можно было гонять по свалкам и закоулкам) вставлялись «колбасы», найденные на ближайшей стройке. Кто помнит – тот поймёт, о чём речь.
«Каму» обклеивали наклейками с гоночными машинами, на «сидушку» и ручки руля вешалась бахрома, а на спицы надевались детали из конструктора. И ещё: на крылья крепились брызговики из резины или линолеума.

2. УРАЛ
«Урал» — это нестареющая классика. Среди советских велосипедов – это диплодок. Неубиваемый, тяжелый, он на протяжении десятилетий служил советским людям верой и правдой. Он не боялся ничего: ни бездорожья, ни больших грузов. На нем перевозили канистры и дрова, доски и трубы.

На «Уралах», принайтовав связки удочек, катились на рыбалку рыбаки. На «Уралах» не форсили, их не обклевали наклейками и не обвешивали катафотами – не солидно. Зато на «Урале» была аптечка, ремонтный набор и насос, часто прямо на раму крепилось второе, пассажирское, сиденье.
Ребенку ездить на «Урале» было неудобно, но сноровка позволяла ездить под рамой, что тоже считалось особым шиком.
«Уралы» и сегодня успешно справляются с непростой обязанностью «дачного велика». Некоторые особо верные «ураловцы» уверены, что негоже русскому человеку покупать заграничные «байки», пока остается в живых хоть один «Урал», а он, как уже можно понять, вечен.

3. МОСКВА 80, позже ТАХИОН

«Москва-80» — это самый легендарный советский велосипед, хотя бы по той причине, что он так и остался легендой – прокатиться на нём посчастливилось немногим. История его показательна и даже поучительна. Когда в середине 70-х годов Москва получила право на проведение Олимпиады, сразу встал вопрос: на каких велосипедах будет соревноваться наша сборная? Задать вопрос и постановить, что необходимо создать отечественный спортивный велосипед – это одно, довести решение до дела – совсем другое.

В условиях дефицита времени велосипед всё же был создан. Для своего времени он был уникален: собранный по последнему слову техники, из высокопрочных и легких материалов (с применением титана), он весил всего 8 килограмм. Однако предстартовые испытания на велотрассах в Сочи выявили недостатки «Москвы-80», главным из которых было переоблегчение машины в ущерб надежности.
Катать домашнюю Олимпиаду на нем не рискнули, советские спортсмены выступали на проверенных велосипедах итальянской фирмы Colnago, а на «Москве-80» состязались в шоссейной гонке спортсмены из Камеруна. Всего было выпущено около 52-х велосипедов «М-80» для различных видов гонок на треке и шоссе и еще 20 рам с вилками в качестве запасных. С 81 года начался выпуск “”Тахиона”. Причем ранние трековые Тахионы мало чем отличались от «Москва-80» большинство узлов оставались такими же, геометрия также мало изменилась.

По мере выпуска Тахион все дальше отходил от «Москва-80» т.к. совершенствовалась конструкция велосипедов непрерывно. Тахионы 1983 года имели уже все узлы собственной «тахионовской» конструкции и своеобразную геометрию.

4. ТУРИСТ
Шоссейные велосипеды – это «роллс-ройсы» советского велопрома. Самое главное отличие их от «простых смертных» великов заключалось, конечно, в наличии нескольких скоростей. В случае «Туриста» — четырех. Во время долгих поездок («Турист» был велосипедом, созданным именно для велопоходов) этот фактор играл решающую роль.

Владельцы шоссейников были небожителями, для детей возможность прокатиться хотя бы на раме «Туриста» признавалась за высшее благо. У «Туриста» в заводской комплектации был насос, подрамная сумка с инструментами (помните ключ «семейник»?), багажник. Некоторые экземпляры выходили с завода с фарой и чудом техники — динамо-машиной.
Также нужно сказать про спортивный эргономичный руль, в народе прозванный за свою форму «бараном». Благодаря его форме, можно было менять хват и давать спине заслуженный отдых. Кроме того, «Турист» был оборудован ручными тормозами, рычаги которых крепились всё на том же «баране». «Турист» был самым народным из всех спортивно-шоссейных советских велосипедов. Несмотря на отсутствие привычных сегодня амортизаторов – это была очень достойная и надежная машина.

5. ОРЛЁНОК
«Орленок» (по-литовски «Эрелюскас») был подростковым велосипедом, а значит – почти взрослым. Его покупка была своеобразной инициацией для советского ребенка, который прошёл стадию «Львонков» и «Школьников».

Немного изогнутая рама «Орленка» была будто специально создана для того, чтобы его удобно было заносить на плече по лестничным пролетам до своего этажа. Да-да, когда у тебя появлялся «Орлёнок» ты больше мог не рассчитывать на то, что старшие будут тебе помогать в деле доставки велика «в гараж».

Что отличало «Орленок» от детских велосипедов, так это то, что количество спиц, профиль обода, втулки и каретка были такие же, как на больших велосипедах, а потому владелец «Орленка» сразу вставал на более высокую ступеньку в дворовой иерархии. Ещё один момент: «Орленок», как и другие велосипеды, многие умельцы переделывали в мотовелосипеды, но это уже другая история.

6. ЗИЧ — 1
Что будет, если авиационный завод станет выпускать велосипеды? Получится великолепная модель, которую многие будут считать шедевром. Именно таким стал велосипед «ЗиЧ-1», выпускаемый бывшим авиационным заводом имени Чкалова.

та модель стала самой желанной для детишек 40-х годов. «ЗиЧ-1» был самым дорогим и самым технически совершенным велосипедом того времени. Такую дорогостоящую покупку могли позволить себе лишь представители интеллигенции, военные в высоких чинах, обеспеченные представители партноменклатуры. Велосипед, впервые увидевший свет в 1946 году, стал культовым, так как велолюбители считали его лучшим из всех моделей 30-70-х годов. «ЗиЧ-1» обладал своеобразным дизайном, который сразу же приглянулся покупателям. Помимо этого, у него была система переключения 3-х передач и ручные тормоза. Этот велосипед прекрасно подходил для тех людей, которые любили кататься в ночное время, так как у него была фара на переднем крыле и генератор электричества, предназначенный для питания фары.

Читайте также:
Тахомент от автомобиля и его подключение к подвесным моторам

7. СПУТНИК
Наверное, каждый слышал много раз о велосипеде под названием «Спутник». У многих был такой, а некоторые даже сохранили его на память о днях минувшей молодости. Он выпускался на Харьковском велосипедном заводе, откуда расходился по всей стране в 60-70-х годах прошлого века.

На велосипеде были установлены обода из дюралюминиевого проката. Но могли так же устанавливаться и стальные. Тормоза с симметричной тягой, усиленные педали, улучшенные переключатели скоростей — все это сделало «Спутник» одним из наиболее популярных велосипедов в стране. Кроме того, он считался мужским легкодорожным велосипедом. В комплекте с велосипедом шли разнообразные «бонусы», такие как: насос, звонок и сумка с комплектом инструментов. Установленный на «Спутнике» руль был спортивного типа, благодаря чему велосипед использовался не только для велопрогулок, но и для спортивных тренировок.

8. ШКОЛЬНИК
«Школьник» — самая популярная модель детских велосипедов в советские времена. Они выпускались на Горьковском велосипедном заводе производственного объединения «ГАЗ».

Этот завод начал свою работу еще в 1940 году, изначально являясь цехом Горьковского автозавода по производству «детских автомобилей» и их комплектующих. Во время Второй мировой войны завод был переквалифицирован на выпуск боевых мин. Но уже в 1956 году началось изготовление велосипеда «Школьник». Эта модель предназначалась для детей 10-11 лет, и поэтому пользовалась огромным спросом среди населения страны. Каждый ребенок, родители которого могли позволить себе купить ему такой велосипед, рассекал на нем с особой гордостью, и берег его как самое ценное сокровище в своей жизни. Наверное, благодаря такому отношению сохранилось множество экземпляров данной модели. Также «Школьник» продавался во многих странах социалистического лагеря. Велосипед выпускался по 1993 год. Ранние модели для мальчиков имели закрытую раму, хотя со временем от этой конструкции отказались. Задняя втулка велосипеда имела свободный ход, руль был высокий с увеличенным выносом, седло мягкое с жестким каркасом.

9. АИСТ ДЕСНА
Эта марка в свое время получила огромное распространение и невероятную популярность, что позволило ей продолжить существование и по сей день. Эти велосипеды запомнились любому человеку, чье детство пришлось не только на вторую половину прошлого столетия, но и на начало нынешнего столетия.

Марка «Аист» была создана в 1947 году. Уже в 1950 году был продан стотысячный велосипед. Простота конструкции, легкость в ремонте, удобство в обслуживании сделали велосипеды этой марки наиболее популярными среди веломашин подобного типа. На данный момент велосипеды этой марки производятся белорусским заводом «Аист».

Во сколько будет салют в Спутнике 13 сентября 2020

Во сколько будет салют в Спутнике 13 сентября 2020

В воскресенье, 13 сентября 2020, в Спутнике прогремит салют в честь закрытия сезона от победителей фестиваля фейерверков «Пламя Спутника». По словам организаторов, начало салюта в Спутнике 13 сентября — 20.30.

Напомним, что фаер-шоу «Пламя Спутника» проходило в городе Спутнике 11 и 12 сентября. Первым выступал коллектив «Лигарт», вторым — «Фиеста». Сегодня отстреляется «Солтис» (начало в 20.00). Пожелаем всем участникам удачи!

Полная афиша мероприятий в Спутнике 13 сентября — здесь.

Нашли ошибку – выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Ссылки по теме

Другие материалы рубрики

19.07.2022 Пензенцы принимают участие во Всероссийском конкурсе «Образ Петра Великого»

90 лет со дня рождения Евгения Евтушенко: вспоминаем визиты поэта в Пензу

18.07.2022 90 лет со дня рождения Евгения Евтушенко: вспоминаем визиты поэта в Пензу

16.07.2022 В Пензе продолжается Фестиваль уличного кино

15.07.2022 «Кукольный дом» представляет Пензенскую область на фестивале в Витебске

15.07.2022 Сергей Пенкин рассказал о своей первой девушке из Пензы

14.07.2022 Пензенцев приглашают на «Сабантуй» в Спутник

Губернатор поручил оказать гуманитарную помощь Пологовскому району в Запорожье

Жительница Пензенской области поссорилась с мужем и ударила его ножом

Пензенские спасатели помогли родственникам попасть в квартиру к больной

Олег Мельниченко и Александр Порядин обсудили вопросы обеспечения общественной безопасности

Пензенцы опубликовали видео горящего дома на Ленинградской

Пензенские эксперты считают YouTube опасным для детей

В Пензенской области ищут 71-летнего мужчину

В Пензе из дома на Ленинградской эвакуировали 10 человек

В Пензенской области расследуют исчезновение 41-летнего мужчины

Пензенские ученые нашли уникальное техническое решение

У жителя Тамалы при обыске нашли 12 грамм конопли

Пензенцы смогут обменяться мебелью, одеждой и посудой

В Пензенской области с начала года погибло 18 детей

Пензенцам рассказали, какие фрукты полезны в июле

Пензенские ученые раскрыли тайну пензенской «чупакабры»

В Пензе 20 июля обещают грозу и туман

Пензенцы принимают участие во Всероссийском конкурсе «Образ Петра Великого»

Пензенское предприятие «Коноплекс» посетили московские гости

В Пензе открылся центр профессиональной патологии

ВТБ: продажи ипотеки в России в этом году могут превысить 4,5 трлн рублей

Прямая линия

20 июля в общественной приемной «Пензенской правды» министр государственного имущества Пензенской области Кудинов Андрей Михайлович

20 июля в общественной приемной «Пензенской правды» министр государственного имущества Пензенской области Кудинов Андрей Михайлович

Фото

Сабантуй в Спутнике 2022 — фотоотчет

Сабантуй в Спутнике 2022 — фотоотчет

«День поля» 2022 — фотоотчет

«День поля» 2022 — фотоотчет

Видео

Выпуск лейтенантов ПАИИ

Выпуск лейтенантов ПАИИ

Жители Донбасса прибыли в Пензу

Жители Донбасса прибыли в Пензу

Власть

Пензенские эксперты считают YouTube опасным для детей

20.07.2022 Пензенские эксперты считают YouTube опасным для детей

В России будет создан Фонд пенсионного и социального страхования

14.07.2022 В России будет создан Фонд пенсионного и социального страхования

12.07.2022 Олег Мельниченко поручил закрепить ответственность руководителей органов власти за работу в соцсетях

11.07.2022 И.о. главы города Пензы назначен Олег Шаляпин

09.07.2022 Валерий Лидин поздравил пензенцев с Курбан-байрам

09.07.2022 В России могут создать единого оператора по цифровой наружной рекламе

Общество

Губернатор поручил оказать гуманитарную помощь Пологовскому району в Запорожье

19.07.2022 Губернатор поручил оказать гуманитарную помощь Пологовскому району в Запорожье

Олег Мельниченко и Александр Порядин обсудили вопросы обеспечения общественной безопасности

20.07.2022 Олег Мельниченко и Александр Порядин обсудили вопросы обеспечения общественной безопасности

20.07.2022 В Пензенской области ищут 71-летнего мужчину

19.07.2022 Пензенцы смогут обменяться мебелью, одеждой и посудой

Читайте также:
Хранение и консервация лодочного мотора Нептун 23

19.07.2022 Пензенцам рассказали, какие фрукты полезны в июле

19.07.2022 В Пензе 20 июля обещают грозу и туман

Происшествия

Жительница Пензенской области поссорилась с мужем и ударила его ножом

20.07.2022 Жительница Пензенской области поссорилась с мужем и ударила его ножом

Пензенские спасатели помогли родственникам попасть в квартиру к больной

20.07.2022 Пензенские спасатели помогли родственникам попасть в квартиру к больной

20.07.2022 Пензенцы опубликовали видео горящего дома на Ленинградской

19.07.2022 В Пензе из дома на Ленинградской эвакуировали 10 человек

19.07.2022 В Пензенской области расследуют исчезновение 41-летнего мужчины

19.07.2022 У жителя Тамалы при обыске нашли 12 грамм конопли

Экономика

Пензенские ученые нашли уникальное техническое решение

19.07.2022 Пензенские ученые нашли уникальное техническое решение

Пензенское предприятие «Коноплекс» посетили московские гости

19.07.2022 Пензенское предприятие «Коноплекс» посетили московские гости

19.07.2022 ВТБ: продажи ипотеки в России в этом году могут превысить 4,5 трлн рублей

19.07.2022 Рефинансировать в Сбере ипотеку других банков можно с первого дня выдачи

19.07.2022 Сбербанк выдал в Пензе первый кредит с дополнительной скидкой на ставку по ипотеке

18.07.2022 Сбер первым в России полностью перевёл розничный кредитный процесс на собственное программное обеспечение

Образование

150 одаренных ребят Пензенской области отдохнут на Черном море

17.07.2022 150 одаренных ребят Пензенской области отдохнут на Черном море

Пензенский школьник победил на Всероссийском конкурсе по машиностроению

14.07.2022 Пензенский школьник победил на Всероссийском конкурсе по машиностроению

13.07.2022 Пензенские учителя будут заполнять меньше документов

12.07.2022 Новый корпус Губернского лицея в Пензе планируют открыть к 1 сентября

05.07.2022 Пензенские школьники смогут пройти бесплатные курсы по программированию

05.07.2022 Пензенский школьник представит свой проект в «Артеке»

Здоровье

В Пензенской области с начала года погибло 18 детей

19.07.2022 В Пензенской области с начала года погибло 18 детей

В Пензе открылся центр профессиональной патологии

19.07.2022 В Пензе открылся центр профессиональной патологии

19.07.2022 В России 5 человек заразились подвидом омикрона «кентавр»

19.07.2022 Суточный прирост ковида в Пензенской области составил 39 случаев

19.07.2022 Еще один житель Пензенской области умер от ковида

18.07.2022 В Пензе медики не смогут получать выплаты за заражение COVID-19

gorvoda

gorvoda

Спорт

В Пензе прошел открытый чемпионат по снайпингу

18.07.2022 В Пензе прошел открытый чемпионат по снайпингу

«Локомотив-Пенза» начал сезон с разгромной победы

17.07.2022 «Локомотив-Пенза» начал сезон с разгромной победы

16.07.2022 Тренер Сергей Старкин высоко оценил пензенского дебютанта Кубка России

15.07.2022 Кровоточащая рана не помешала Аблязину взять «золото»

14.07.2022 В Пензе состоялась встреча с олимпийскими чемпионами по прыжкам в воду

14.07.2022 Пензенские туристы успешно выступили на Всероссийских соревнованиях

Культура

19.07.2022 Пензенцы принимают участие во Всероссийском конкурсе «Образ Петра Великого»

90 лет со дня рождения Евгения Евтушенко: вспоминаем визиты поэта в Пензу

18.07.2022 90 лет со дня рождения Евгения Евтушенко: вспоминаем визиты поэта в Пензу

16.07.2022 В Пензе продолжается Фестиваль уличного кино

15.07.2022 «Кукольный дом» представляет Пензенскую область на фестивале в Витебске

15.07.2022 Сергей Пенкин рассказал о своей первой девушке из Пензы

14.07.2022 Пензенцев приглашают на «Сабантуй» в Спутник

Новости по тегам

105_let

105_let

Новости Пензы и Пензенской области
Редакция
Информация
Информация
Новости Пензы и Пензенской области
Редакция
Информация

Сетевое издание «Информационный центр «Пензенская правда»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-67836 выдано Федеральной службой по надзору в
сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Дата выдачи — 28.11.2016.
Учредители (соучредители): Министерство внутренней и информационной политики Пензенской области; ГАУ ПО «Информационный центр «Пензенская правда».
Адрес: г. Пенза, ул. Володарского, 7.
Адрес электронной почты сетевого издания: info@pravda-news.ru.
Телефон сетевого издания: (8412) 64-34- 87.
Главный редактор ГАУ ПО «Информационный центр «Пензенская правда» П.В. Шишкин.
Редактор интернет-портала О.В. Пискунова.
За мнения, высказанные в комментариях к материалам, редакция ответственности не несет.
При использовании любых материалов с сайта, гиперссылка на pravda-news.ru обязательна.

От «Салюта» до «Спутника». Репортаж с ММЗ «Салют»

Ровно 60 лет назад над планетой произошло чудо – в небесах взошла и помчалась, возвещая весь мир легендарными сигналами «бип-бип», первая рукотворная звезда. Советская. Звезда по имени Спутник. 4 октября 1957 года цивилизация Земли вступила в новую эру своего развития – космическую!

Космос: начало
Всего через четыре года после запуска СССР первого в мире искусственного спутника Земли, в космос отправился её первый человек – Юрий Гагарин. Ещё через три года, покинув борт космического корабля «Восход-2», во вселенский океан шагнул Алексей Леонов, а начиная с 1971 года люди стали космическими долгожителями. В космосе появилась первая в мире долговременная орбитальная станция «Салют», породившая собой целое семейство сменяющих друг друга космических «домов». Космос начал обживаться. Грозное внеземелье продолжало «поставлять» людей-героев. Это произошло очередной раз в первых числах июня 1985 года в суровой реальности. Это произойдёт 12 октября 2017 в такой же беспощадной реальности кинематографической.

«Салют-7»: выбило «пробки»
Над Землёй неслась запущенная ещё 12 апреля 1982 года тяжёлой ракетой-носителем «Протон» надёжная и обжитая космонавтами махина станции «Салют-7» длиной свыше 14 метров и весом более 20 тонн. Станция с 29 июля 1984 года «отдыхала» от людей, работала в беспилотном режиме и ожидала новых «постояльцев».

12 февраля 1985-го во время очередного сеанса связи телеметрия, идущая со станции на Землю, в Центр управления полётами (ЦУП) вдруг сообщила: «Из-за перепада тока в бортовом электрооборудовании сработала защита, отключившая первый, основной, радиопередатчик системы дальней радиосвязи…». На станции выбило «пробки», в результате чего возникла угроза дальнейшего «неподчинения» станции ЦУПу. Ситуацию усугубил «человеческий фактор» – руководитель новой дежурной смены ЦУПа вместо того, чтобы дать команду перейти на второй, резервный радиопередатчик команд, начал пытаться перезапустить первый, закапризничавший. В итоге короткое замыкание первого радиопередатчика на борту станции привело к необратимому нарушению схем питания и второго, резервного. Ситуация ухудшилась катастрофически – на следующем витке «Салют-7» вообще замолчал.

Космические воры из… США?!
Специалисты и руководство ЦУПа, ещё не знавшие причин «молчания», терялись в догадках, одной из которых была совсем уж мрачная: станцию могли похитить американцы!

Ситуация начала более-менее разъясняться. Без корректировки орбиты по сигналам, поступающим из ЦУПа, «Салют-7» начал снижаться. Возникла угроза схода станции с орбиты и неконтролируемому падению останков на поверхность Земли. Оставалось одно – срочно снарядить экспедицию для спасения сверхдорогой и ещё не выработавшей своего ресурса станции.

Опасная миссия «Памиров»
6 июня 1985 года в 10:39 по московскому времени с Байконура стартовал космический корабль «Союз Т-13». Кресло (ложемент) третьего космонавта и система автоматического сближения и стыковки со станцией были демонтированы. Освободившееся место заняли дополнительные запасы топлива, продуктов, воды, установлены дополнительные регенераторы очистки воздуха. Вместо системы сближения со станцией на боковой иллюминатор был установлен лазерный дальномер, облегчающий стыковку в ручном режиме «Союза» с «Салютом».

Читайте также:
Honda: описание мотора, технические характеристики, отзывы

Через несколько минут после старта над Землёй поднялись «Памир-1» и «Памир-2» – такие «высокогорные» позывные были присвоены опытному командиру «Союза» (это был его пятый полёт) Владимиру Джанибекову и бортинженеру (второй полёт) Виктору Савиных.

Спустя двое суток корабль в автоматическом режиме подлетел к терпящей бедствие станции и начал сближение. На расстоянии в 4,4 км «Союз Т-13» перешёл в ручной режим управления. До станции оставалось 200 м, когда Джанибеков сократил скорость сближения до нуля, затем, включая на секунды двигатели корабля, облетел станцию и на «ювелирной» скорости в пределах всего 1,5 м в секунду (почти «пешеходной») вручную произвёл стыковку.

Мёрзлый орбитальный дом
Ещё на подлёте к станции космонавты увидели, что основные панели солнечных батарей не развёрнуты к солнцу – это значило, что на борту нет электроэнергии. Температура внутри «Салюта» оказалась 3-4 градуса. Дело было плохо – аккумуляторы станции могли уже полностью выйти из строя.

Станция осталась без воды – все запасы напрочь замёрзли. Систему водоснабжения «Родник», от которой зависела судьба космонавтов-спасателей, можно было восстановить, но для этого была нужна электроэнергия.

Шапки, варежки и консервы
Космонавты надели максимум имеющейся одежды, приготовленные ещё на Земле шерстяные шапки, специальные варежки и принялись за адскую работу.
Когда станционная холодина совсем уж изматывала героев, то они были вынуждены согреваться (вновь русская космическая смекалка!) банками консервов. Не простыми, а саморазогревающимися – толкали банки под верхнюю одежду, «включали» и на некоторое время радовались теплу, которое вырабатывала «жестянка».

10 июня благодаря профессиональному мастерству космонавтов при помощи двигателей «Союза» станция была повёрнута к солнцу под другим углом, и на солнечные батареи устремился поток лучей. К следующему дню космонавты смогли проверить и зарядить почти все аккумуляторные блоки (советские электротехнические устройства с честью вынесли незапланированные испытания холодом). «Салют-7» начал согреваться и оживать.

К 14 июня 1985 года, несмотря на риск, ценой героических усилий и высочайшего профессионализма космонавтов-спасателей станция была полностью восстановлена. Такова была реальность…

С ней мы столкнёмся воочию, чувствуя ледяное дыхание космоса и опасности спустя 32 года, в залах сотен кинотеатров России и в иллюминаторах – экранах «Бригантины» и «Удокана». 12 октября стартует второй «ступенью» после «разгонного блока» фильма «Времени первых», высокобюджетный (400 миллионов рублей), зрелищный космический кинопроект российских кинематографистов «Салют-7».

«Салют»-идея
Идею снять фильм о героическом полёте «Памиров» – В. Джанибекова и В. Савиных – подбросила творцам-кинематографистам история, хотя инициатор перенести её на экран всё же был – тележурналист и «фанат космоса» с «летающей» фамилией – Алексей Самолётов. Он же вошёл в сценарную группу. Командиром «Салюта-7» стал московский режиссёр (актёр, сценарист и продюсер) Клим Шипенко («Кто я?», 2010; «Любит не любит», 2014). Консультантами проекта помимо самих участников экспедиции «Союза Т-13» стали космонавты Сергей Крикалёв и Александр Лазуткин, глава «Роскосмоса» Игорь Комаров и специалисты Ракетно-космической корпорации им. Королёва.

О тонкостях сюжета
Сценаристы «Салюта-7» – А. Чупов, Н. Меркулова, А. Самолётов и К. Шипенко, опираясь на дневники «Памира-2» – бортинженера В. Савиных, решили упростить некоторые «детали», сделать их более понятными для зрителей. Заодно авторы в пользу большей динамики и напряжения сюжета картины добавили ряд сцен и эпизодов, которых не было в той героической экспедиции «Памиров».

Ещё в мае 2017 был выпущен официальный трейлер фильма «Салют-7», где были: фрагменты пожара на станции, «атака» станции метеоритами (или космическим мусором), скольжение космонавта по панели солнечной батареи, «скоростная» стыковка со станцией, отсек «Салюта», заполненный водяными шарами, и дальнейший «потоп», стычка космонавтов друг с другом, «космическая выпивка» и т.п. Эти сцены – художественный вымысел.

Кинокосмонавты
Воплощать образы В. Джанибекова и В. Савиных на экране было поручено актёрам Владимиру Вдовиченкову (командир корабля, космонавт Владимир Фёдоров) и Павлу Деревянко (бортинженер, космонавт Виктор Алёхин). Образ руководителя полётов, космонавта Валерия Рюмина создал актёр Александр Самойленко. Нашлось место в фильме и его режиссёру – Клим Шипенко исполнил роль американского астронавта.

Космос под Санкт-Петербургом
Основную часть бюджета «Салюта-7» поглотило создание полных копий в натуральную величину (включая внутренний интерьер) станции «Салют-7», корабля «Союз Т-13», ЦУПа и Центра подготовки космонавтов, а также строительство в пригороде Санкт-Петербурга большого съёмочного павильона, поскольку помещения студии «Ленфильм», на базе которой велись работы, не вмещали эти макеты и декорации.

В фильме было также задействовано оборудование, поработавшее в космосе. «Железо» предоставила для съёмок госкорпорация «Роскосмос».

На Земле в невесомости
Главной головной болью для киношников «Салюта-7» стала невесомость. В пользу максимальной реалистичности и достоверности авторы фильма по максимуму отказались от компьютерных спецэффектов и использовали методы создания киноневесомости, разработанные много лет назад советскими режиссёрами – М. Журавлёвым в фильме «Космический рейс» (1935) и гением «космических» спецэффектов Павлом Клушанцевым («Дорога к звёздам», 1957). Суть невесомости сводилась к способу расположения камер в декорациях, а также особой системе расположения подвесных систем.

Актёрам Вдовиченкову и Деревянко пришлось пройти серьёзную физическую подготовку, включая тренировки на центрифуге, бассейне гидроневесомости и в летающей лаборатории – специальном самолёте Ил-76, выполняющем в полёте «горку», в результате которой на борту появлялась невесомость, хотя и с ограниченным сроком действия – 26 секунд.

До киностарта «Салюта-7» и «Союза Т-13» с бесстрашными русскими смельчаками и профессионалами внеземного дела осталось всего семь суток! Читинские кинокосмодромы «Бригантина» и «Удокан» уже начали отсчёт.

Все материалы рубрики “Синескоп”

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№40 (1472) // 04.10.2017 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: