Варианты комплексной модернизации “Салюта”

Модернизация мотоблока Салют-5

Мы неоднократно писали о новинке, представленной в 2013 году московским предприятием ФГУП НПЦ газотурбостроения «Салют» — обновлённой версии хорошо известного многим загородным жителям мотоблока «Салют‑5». Конечно, это не первая модернизация, за более чем два десятка лет их было немало, но на этот раз количество изменений было настолько велико, что модель получила новое наименование — «Салют‑100». Примечание: наша редакция уже протестировала «Салют-100», по этой ссылке на нашем сайте вы можете прочитать результаты теста, отзывы и обзор характеристик.

У новинки обновился дизайн ряда элементов, расширена базовая комплектация (добавлены, в частности, щуп уровня масла редуктора, удлинители колёсных осей, третья пара фрез и диски для защиты растений: раньше их приходилось приобретать отдельно). Имеется и несколько технических отличий, от небольших до довольно серьёзных. Важнейшее из них — перенос рычага переключения передач «ближе к пользователю», на рулевую колонку.

Однако сейчас речь пойдёт не о «Салюте‑100», а как раз о прежних версиях, то есть именно о «Салюте‑5». Мотоблоки — техника сложная и тяжёлая, покупается не на один сезон, при должном уходе способна служить десятки лет. И провести небольшую модернизацию «Салюта‑5» — «перенести рычаг» — можно, воспользовавшись предлагаемым компанией «Салют» комплектом механизма переключения передач. Задача несложная, всё, что понадобится — несколько гаечных ключей, крестовая отвёртка, дрель или шуруповёрт и сверло по металлу диаметром 6 мм.

В качестве «подопытного образца» мы использовали мотоблок «Салют‑5» с двигателем Honda GC‑190 (1). Впрочем, марка мотора тут не важна, за время производства этих мотоблоков на них устанавливали множество двигателей разных производителей, да и отдельные элементы у мотоблоков разных лет выпуска немного отличаются друг от друга. Но конструкция вала, на котором установлена рукоятка переключения передач, принципиально не менялась.

Разница, если сравнить фото (1) и (18), вроде бы невелика, затраты времени тоже минимальны, часа времени на такую переделку более чем достаточно. Но управление мотоблоком становится гораздо удобнее — для переключения передач больше не надо тянуться к корпусу редуктора. Особенно преимущество такой конструкции заметно при использовании мотоблока в качестве транспортного средства или «тягловой силы» — совместно с различными видами прицепных тележек и пахотных модулей.

Комплект механизма переключения передач поставляется упакованным в картонную коробку, состоит из рычажного механизма с тросами, кронштейна, кулисы, необходимого крепежа и, разумеется, инструкции. Его установку на мотоблок можно разбить на три этапа: сборку самого комплекта, монтаж кронштейна и кулисы на редукторе и закрепление рычага переключения передач. Эти три операции допускается проводить в любом порядке.

Собираем комплект. Ввинчиваем в кронштейн регулируемые упоры оплётки тросов, их наконечники соединяем с кулисой с помощью штифтов и шплинтов. Правильное положение всех деталей друг относительно друга показано на фото (2) и (3). Эту работу можно выполнить и не подходя к мотоблоку, да и инструмент не нужен.

Ставим кронштейн и кулису. Снимаем ручку переключения передач (4). Ось, на которой она была установлена, имеет отверстие, через него проходил болт крепления ручки (5). Кронштейн крепится двумя «штатными» болтами, соединяющими половинки редуктора, но тут есть один нюанс. Как уже говорилось, «Салют‑5» выпускался много лет, на некоторых его разновидностях, включая эту, вынуть один из болтов не удаётся, он упирается в металлический кожух приводного шкива. В этом случае сначала придётся ещё немного разобрать мотоблок — снять шкив и кожух.

Снимаем пластиковый кожух, закрывающий ременную передачу. Он крепится всего двумя гайками (6). Отворачиваем болт крепления шкива (7), вынимаем шкив и шпонку, которая находится между валом и шкивом.

Отворачиваем один болт и две гайки, крепящие металлический кожух шкива (8). Левую гайку просто ослабляем, а кожух — поворачиваем вперёд. Доступ к болтам редуктора открыт (9). Отворачиваем их (10), снимаем и заворачиваем обратно, (заменяя один из болтов на более длинный из комплекта механизма), но уже вместе с кронштейном (11). Ставим на ось кулису (12), она крепится не только «клеммой», но и штифтом, который вставляется в отверстие оси и крепится пружинным шплинтом (13). После установки шплинта можно завернуть клеммное соединение.

Возвращаем на место и крепим металлический кожух, ставим шкив с надетыми ремнями. Тут есть маленькая хитрость, способная упростить эту часть работы.

Шпонку шкива допустимо поставить после его установки на ось (14), так гораздо удобнее. Далее закрываем ременную передачу пластмассовым кожухом.

Последняя часть монтажа — крепление на поперечине рулевой колонки самого механизма переключения передач. Для этого в ней нужно просверлить три отверстия.

«Классический» способ (разметить, накернить, просверлить) в данном случае тоже можно упростить. Ставим механизм под поперечину, выравниваем по её центру. Вниз он не «съедет», помешают выступы на корпусе. Берём дрель или шуруповёрт со сверлом «шестёркой» и сверлим первое отверстие из трёх, по центру (15). Даже накернивать не надо — в этом отверстии есть втулка, она и послужит направляющей.

Крепим механизм первым винтом с гайкой (16), повторяем процедуру второй и третий (17) раз. В двух остальных отверстиях втулок нет, но это уже неважно, ошибиться тут не удастся. Затем можно снять механизм и раззенковать отверстия, чтобы утопить крепёжные винты поглубже, но это необязательная операция — «для красоты».

Читайте также:
Что нужно знать о гребном винте








Напоследок регулируем длину тросов управления, вращая упоры оплётки тросов на кронштейне, затягиваем контргайки — и мотоблок снова готов к работе.

Варианты комплексной модернизации “Салюта”

Для владельцев компактных маломощных моторов, которые зачастую используются в туристических походах, немаловажным фактором является снижение веса без потерь эксплуатационных качеств мотора.

Наиболее распространенный способ достижения этой цели состоит в следующем. Необходимо снять с мотора капот со встроенным топливным бачком, нижний кожух с деталями крепления и ручной стартер. Эта мера обеспечивает снижение веса мотора с 12 до 8 кг.

Для подачи топлива из отдельного бачка следует использовать бензошланг с подкачивающей грушей и диафрагменный бензонасос (например, от мотора “Москва”), подсоединенный к картеру при помощи штуцера. Установка на моторе отдельного топливного насоса не вызывает снижения развиваемой мощности а степень сжатия в картере уменьшается незначительно. В любом случае желательно, чтобы шланг, соединяющий верхнюю часть корпуса бензонасоса над диафрагмой с полостью картера, имел минимальную длину. При переливе топлива из поплавковой камеры карбюратора давление бензонасоса следует уменьшить изменив диаметр отверстия в ниппеле поплавковой камеры.

Заводской диск пускового устройства, установленный на маховике, отштампован из очень тонкого стального листа, поэтому шнур для запуска часто рвется о его острые края. Избавиться от этого дефекта можно несколькими способами, однако наиболее надежным является изготовление нового диска большей толщины из дюраля (Рис. 114). Крепится диск штатной глухой гайкой и от проворачивания стопорится двумя винтами М6, головки которых входят в смотровые окна маховика.

Маховик с пусковым диском закрывается кожухом, изготовленным из алюминия надавильном станке (Рис. 115).

Можно сделать его и более простым способом – из алюминиевого 3-литрового хозяйственного бидона или обычной кастрюли подходящего диаметра. Кожух крепится к специальному поддону (Рис. 116), изготовленному из дюраля, и подтягивается накидной защелкой. Для уплотнения на поддон наклеивается кольцо из микропористой резины толщиной 3-4 мм. К ушкам картера поддон крепится на четырех стойках (Рис. 117). Кронштейн для бензонасоса может иметь произвольную форму, изготавливается отдельно или заодно с поддоном.

Для улучшения запуска в надводной части дейдвуда сверлятся три отверстия 04 мм. После того, как мотор заработал, отверстия закрываются поворачивающимся хомутиком из жести.

В щель между гребным винтом и редуктором ставится шайба, выточенная из фторопласта (применимы также капролон и винипласт) (Рис.118). Эта шайба препятствует наматыванию водорослей на гребной валик.

Вариант модернизации “Салюта” 2.

Предлагаемый вариант обеспечивает снижение веса мотора до 9,5 кг при условии минимальных конструктивных изменений и небольшой затраты времени.

Штатный топливный бак и пусковой механизм с мотора не снимаются. С двигателя удаляются стальной колпак (вес 1,1 кг) и стальной поддон (0,4 кг), а стальная рама, на которой крепятся колпак, поддон и топливный бак, заменяется на дюралевую. При этом несколько упрощается ее конструкция (Рис. 119) и выигрывается около 400 г веса.

При изготовлении рамы в домашних условиях можно воспользоваться лобзиком или дрелью. На новую раму устанавливается новый защитный кожух (Рис. 120), согнутый из листового алюминия толщиной 2 мм (вес около 220 г). На верхней части кожуха устанавливается штатный пусковой механизм. Для обеспечения жесткости переделанной конструкции двигателя пусковой механизм, защитный кожух и топливный бачок двигателя связываются алюминиевой накладкой (Рис. 121).

Крепление защитного кожуха к раме производится пятью болтами М4 с пружинными шайбами.
Данная модернизация уменьшает габариты головной части мотора: 310х170х120 вместо 360х220х160 мм.

Вариант модернизации “Салюта” 3.

Опыт эксплуатации “Салюта” на разных лодках показывает, что для плавания по мелководью, в водоемах, поросших водорослями, и при относительно небольших скоростях движения погружение гребного винта в воду целесообразно уменьшить. Учитывая высоту транцев и выносных кронштейнов на большинстве легких лодок, оптимальное укорочение дейдвудной трубы должно составлять около 40 мм.

Для этого на токарном станке следует проточить верхнюю часть дейдвудной трубы с таким расчетом, чтобы нижняя составляющая часть трубы плотно входила в проточку. Можно выполнить эту операцию еще проще — отрезать трубу ножовкой, а напильником и наждачной бумагой произвести подгонку ее конца по диаметру.

Для улучшения работы системы зажигания можно вместо штатного установить агрегатное магнето типа М124Б1, которое применяется на “пускачах” дизелей. Валик магнето следует пропустить через стартерное устройство и при помощи специального штифта соединить с прорезью втулки, закрепленной в центре маховика двигателя. Магнето устанавливается таким образом, что поворотом рукоятки можно плавно изменять угол опережения зажигания в пределах 40°.

Штатный капот”Салюта”снимается, а стартерное устроиство переставляется в алюминиевый колпак, закрывающий двигатель сверху. В верхней части – донышке – колпака закрепляется винтами ступица стартера, которая одновременно служит для шарнирного присоединения магнето. Рукоятка стартера выводится наружу колпака.

В связи с тем, что катушка зажигания в данном случае уже не нужна она может быть перемотана проводом 01,0 мм, чтобы получить энергию для освещения. Вывод обмотки присоединяется к штекерному гнезду, смонтированному на приливе корпуса двигателя.

Читайте также:
Комплектация лодочного мотора Yamaha 30HWCS

Для разобщения гребного винта и вала двигателя на период запуска следует сделать муфту холостого хода, привод которой осуществляется при помощи рукоятки 10 (Рис. 122), смонтированной около румпеля.

При переводе этой рукоятки из положения “А” в ” Б’ вилка 11, входящая под буртик бронзовой втулки 13, насаженной на верхний конец вала 14, поднимает этот вал вверх на некоторое расстояние. При этом храповые полумуфты 15 и 16 на вертикальном г валике редуктора выходят из зацепления.

При обратном переводе рукоятки 10 из положения “Б” в “А’ вал 14 опускается в нижнее положение до полного сцепления зубьев полумуфт. Для гашения ударных нагрузок, возникающих при этом, устанавливается демпферная пружина 19, работающая на скручивание Эта пружина надевается на вал 14, который в середине разрезан и шарнирно соединен при помощи вставной оси. Концы пружины соответственно закреплены на нижней и верхней частях вала. Пружина также предохраняет трансмиссию и двигатель от резких перегрузок и в случае удара гребного винта о дно водоема.

Для прохода хвостовика вилки 12 в дейдвудной трубе делается отверстие 08 мм, которое при работе двигателя закрывается конусной бобышкой, наплавленной из олова на хвостовик вилки. При запуске мотора, когда рукоятка 10 опущена вниз – в положение “Б”, отверстие открывается и дает выход выхлопным газам непосредственно в атмосферу (Рис. 123).

Следует также модернизировать систему питания двигателя, что улучшает компоновку мотора, делает более удобным доступ к свече. Вместо штатного вентиля на перепуске топлива из бачка в карбюратор устанавливается краник с поворотной ручкой.

Карбюратор дополняется воздушной заслонкой 22, положение которой регулируется при помощи рукоятки 9. Винт 20, регулирующий предел опускания дроссельной заслонки, снабжается более широкой головкой для возможности установки оборотов холостого хода рукой — без помощи отвертки.

Для улучшения работы системы газораспределения в золотнике следует просверлить дополнительное отверстие (Рис. 124), а сам золотник повернуть на 12°.

Реализация всех этих усовершенствований позволяет сделать запуск двигателя надежным и легким на самых малых оборотах. Открыв краник подачи топлива к карбюратору и нажав утопитель поплавка, надо заполнить поплавковую камеру топливной смесью. Затем прикрывается воздушная заслонка карбюратора, за рукоятку магнето поворачивается в крайнее положение, соответствующее самому позднему зажиганию.

С помощью рукоятки 10 разобщаются гребной винт и вал двигателя, одновременно открывается отверстие в дейдвудной трубе для выпуска отработавших газов в атмосферу, минуя сопротивление воды на выходе из дейдвуда. Пуск осуществляется легким рывком стартера. Как только двигатель заработает, нужно слегка приоткрыть воздушную заслонку карбюратора, включить сцепление гребного винта (при этом открывается перепускное отверстие газовыхлопа).

Кроме этого полезно изменить систему охлаждения мотора. Взамен крыльчатки ниже разобщительной муфты на вертикальном валу можно установить ведущую шестерню шестеренчатого насоса. Ведомая шестерня закрепляется на оси-шпильке в том же проеме, где ранее была крыльчатка. Этот насос обеспечивает эффективное охлаждение даже на самых малых оборотах двигателя. Относительно простая доработка системы охлаждения заключается в замене штатной пластиковой крыльчатки на более надежную из резины. С этой целью удобно использовать крыльчатку от мотора “Ветерок-8”, которую следует подрезать на токарном станке с обеих сторон до толщины 10 мм и по диаметру до 42 мм. Затем из бронзы вытачивается втулка с внутренним диаметром 11,5 мм, которая запрессовывается в крыльчатку. Паз под шпонку пропиливается надфилем. Такая крыльчатка долговечна и практически не изнашивает внутренние поверхности корпуса помпы. Для предохранения попадания в систему вместе с водой песка можно установить съемную сеточку.

В зависимости от нужного режима работы мотора на ходу возможно регулировать подачу и качество смеси с помощью обеих заслонок — воздушной и дроссельной. Поворотом рукоятки устанавливается оптимальное опережение зажигания (на слух).

ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ

Измеритель диаметра, измеритель эксцентриситета, автоматизация, ГИС, моделирование, разработка программного обеспечения и электроники, БИМ

ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ

Производственный комплекс “Салют” модернизировал производство компрессоров и турбин для нужд авиакластера Ростеха

Фото: © uecrus.com. Объединенная двигателестроительная корпорация Ростеха ввела в строй высокотехнологичный участок на базе производственного комплекса «Салют» в Москве. Новое оборудование позволило на треть сократить производственный цикл и увеличить выработку продукции на 70%. Предприятие получило современные токарные и фрезерные обрабатывающие центры с программным управлением, что позволило уйти от устаревших технологических процессов. Также внедрена электронная система «Диспетчер», позволяющая удаленно следить за работой оборудования. На основе нового участка на «Салюте» будет создан центр компетенций в области компрессоров и турбин, который обеспечит потребности авиакластера Ростеха в этих деталях для авиационных двигателей. На данный момент, главной задачей участка является изготовление деталей двигателя АЛ-31ФН. В дальнейшем мощности будут использованы для создания комплектующих и для других авиационных двигателей. «Новый участок предназначен для изготовления дисков и лабиринтов авиационного двигателя. Линия построена по принципам бережливого производства с применением современных цифровых технологий», — отметил руководитель производственного комплекса «Салют» АО «ОДК» Алексей Громов.

Читайте также:
Хранение и консервация лодочного мотора Нептун 23

© uecrus.com

Мониторинг оборудования на новом участке осуществляет электронная система АИС «Диспетчер», которая в режиме реального времени отображает данные о его работе, анализирует причины простоев, помогает решать вопросы по облуживанию и ремонту.

Производственный комплекс «Салют» АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) госкорпорации «Ростех» занимается разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием авиадвигателей и осуществлением авторского надзора в эксплуатирующих организациях. Предприятие обладает производственными возможностями для осуществления полного цикла изготовления авиационных двигателей, а также современной экспериментальной базой.

Справка:

Московское АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» (входит в входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех), одно из крупнейших российских предприятий по разработке, изготовлению, сервисному обслуживанию авиадвигателей, отмечает 105 лет со дня основания.

«Салют» — это предприятие полного цикла, объединяющее в своей структуре научно-исследовательский институт, конструкторское бюро и производство. Текущие производственные задачи решаются головной площадкой в Москве и многочисленными филиалами предприятия. «Салют» занимается изготовлением и сервисным обслуживанием авиадвигателей АЛ-31Ф и его модификаций для самолетов семейства Су-27, АИ-222-25 для учебно-боевого самолета Як-130, узлов двигателей РД-33МК для семейства истребителей МиГ-29. Компания участвует в широкой кооперации предприятий ОДК по производству двигателей семейства ТВ7-117, ВК-2500 и ПД-14 и в других проектах.

История «Салюта» началась в 1912 г., когда французская компания «Гном-Рон» основала в Москве небольшой завод по сборке авиационных моторов. В 1917 году здесь построили еще один завод — «Сальмсон», а через год оба предприятия национализировали, дав им новые названия — «Икар» (вместо «Гном») и «Амстро». Уже в 1924 г. к «Амстро» присоединили завод «Мотор», а в 1927-м — «Икар». В результате слияния предприятий был создан завод № 24 имени М.В. Фрунзе.

Во время Великой Отечественной войны (октябрь 1941 г.) завод пришлось эвакуировать в г. Куйбышев, но уже в декабре, после того как немецко-фашистские войска были отброшены от столицы СССР, производство возобновилось на прежнем месте. В столице были открыты цех по изготовлению минометов и мотороремонтная мастерская, а с февраля 1942 г. восстановлено производство моторов АМ-38 для штурмовика Ил-2. После окончания войны образовавшийся завод получил название «Салют».

В послевоенное время на заводе было налажено серийное производство реактивных двигателей для отечественных самолетов:

  • 1947 г. — ТР-1, первый отечественный турбореактивный двигатель (устанавливался на самолетах Су-11, И-211, Ил-22);
  • 1948 г. — РД-45 и его модификации РД-45Ф (для самолета МиГ-15 и его модификации);
  • 1950 г. — ВК-1 и его модификации ВК-1А, ВК-1Ф (устанавливались на самолеты МиГ-15бис, МиГ-17, Ил-28, Ту-14);
  • 1955 г. — АЛ-7Ф1 (для самолетов Су-7, Су-7Б, Су-9, Су-11);
  • 1962 г. — Р-15Б-300 (устанавливался на самолет МиГ-25 и его модификации);
  • 1972 г. — АЛ-21Ф (для самолетов Су-17, Су-20, Су-22, Су-24);
  • 1984 г. — АЛ-31Ф (устанавливался на самолеты Су-27 и его модификации).

В 1990-е гг. на базе завода было создано собственное конструкторское бюро.. В 2001–2002 гг. налажен выпуск двигателя АЛ-31ФН (модификации АЛ-31Ф с нижним расположением коробки двигательных агрегатов) для одномоторных истребителей. В 2006 г. завершены государственные испытания двигателя АЛ-31Ф серии 42 (М1) для самолетов типа Су-27 и его модификаций.

В 2015 году ОДК завершила мероприятия по импортозамещению деталей и узлов двигателя АИ-222-25 для учебно-боевого самолета Як-130. В настоящее время он изготавливается «Салютом» полностью из российских комплектующих, производимых на головной площадке предприятия в Москве, так и в омском филиале — «ОМО им. П.И. Баранова». Ранее примерно половина комплектующих поставлялась из Украины.

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!

Тюнинг лодочного мотора салют

На своей четырехместной надувнушке в качестве основного мотора я использую «Привет-22», облегченный за счет снятия «лишних» деталей. На такой лодочке я имею возможность совершать интересные походы по недоступным для обычных тяжелых катеров местам, преодолевать густые заросли и мелководье. Когда на пути встречаются препятствия, мое суденышко можно перевезти любым видом транспорта и даже перенести на себе.

Поскольку надувнушка весит всего 50 кг, то под 38-килограммовым мотором она развивает скорость до 48 км/ч — более высокую, чем металлические лодки под «Приветом». Жаль, что моторостроители не борются за снижение веса подвесных моторов. Почему некоторые литые детали, например, дейдвуд и корпус редуктора, нельзя делать тонкостенными? Всегда ли нужен капот, поддон и другие тяжелые детали?

Кроме основного, мотора, в каждое плавание беру с собой резервный подвесной моторчик. Ведь никто и никогда не может быть уверен в безотказности даже самого лучшего двигателя, особенно в сложных ситуациях. Например, несколько лет назад, когда я во время шторма находился на середине Кременчугского водохранилища, основной мотор внезапно заглох. Лодку погнало вдоль фарватера и развернуло лагом к волне. Проливной дождь и волна так быстро заполняли кокпит водой, что я не успевал ее откачивать. За остойчивость и непотопляемость лодки я не беспокоился, но надвигалась ночь! Ходовых огней мотор не обеспечивал, поэтому надо было как можно скорее убраться подальше от судоходного фарватера. О том, чтобы грести к ближайшему берегу, не могло идти и речи — он был в 5—7 км, а выгрести против волны и ветра я был не в состоянии.

Читайте также:
Yamaha: описание мотора, технические характеристики, отзывы

Вот тогда-то меня и выручил запасной моторчик «Прибой».

В прошлом году я заменил «Прибой» новым «Салютом-ЭС» с надежным электронным зажиганием. В водоизмещающем режиме плавания он вполне удовлетворяет ходовым характеристикам лодки, портативен, менее тяжел при обносах.

Этот мотор можно использовать и в качестве основного, когда нет смысла выжимать из лодки скорость, например, на тихой прогулке по красивым местам, на рыбалке вблизи от базы.

Воздавая должное «Салюту», добавлю, что по общему мнению знакомых мне водномоторников, в качестве мотовесла он может быть полезен и на «Прогрессе». Однако для тяжелых лодок все же лучше иметь несколько большую мощность. Подошел бы «Прибой», лучше всего со складывающейся ногой дейдвуда, но его сняли с производства.

Воспользовавшись рекомендациями справочника «Катера, лодки и моторы в вопросах и ответах» (Л., «Судостроение», 1977), я несколько усовершенствовал свой «Салют». Убрал встроенный топливный бак и капот с ручным стартером и крепежной рамкой. Установил бензонасос от мотора «Москва». Управление газом от румпеля через боуден заменил простым винтом на карбюраторе, регулируемым рукой, а кнопку «Стоп» — тумблером, установленным на корпусе мотора. Тумблер обеспечивает сохранность элементов системы зажигания в тех случаях, когда необходимо прокручивать мотор без свечи. Чтобы была возможность ставить «Салют» на транце рядом с основным мотором, я перенес румпель па правую сторону по ходу и заменил его тяжелые и вибрирующие детали облегченными, сделанными из алюминиевой трубки диаметром 10 мм. Румпель в месте крепления к мотору снабдил шарниром. В носовой части лодки предусмотрел специальное крепление «Салюта» по-походному.

В результате переделок габариты моторчика уменьшились почти в полтора раза, а масса — на 33% (до 8 кг). Облегченный «Салют» со складным дейдвудом можно укладывать в более компактный, по сравнению со штатным, рюкзак.

Входные отверстия бензонасоса и карбюратора я снабдил пробками. Теперь остатки топлива из этих устройств не вытекают в чехол при любом положении мотора. Важно только одно — чтобы коленвал был повернут до закрытого положения золотника.

Под мотором «Салют» надувная лодка развивает скорость до 8 км/ч — идет значительно быстрее, чем на веслах.

Варианты комплексной модернизации «Салюта»

Вариант модернизации «Салюта» 1.

Для владельцев компактных маломощных моторов, которые зачастую используются в туристических походах, немаловажным фактором является снижение веса без потерь эксплуатационных качеств мотора.

Наиболее распространенный способ достижения этой цели состоит в следующем. Необходимо снять с мотора капот со встроенным топливным бачком, нижний кожух с деталями крепления и ручной стартер. Эта мера обеспечивает снижение веса мотора с 12 до 8 кг.

Для подачи топлива из отдельного бачка следует использовать бензошланг с подкачивающей грушей и диафрагменный бензонасос (например, от мотора «Москва»), подсоединенный к картеру при помощи штуцера. Установка на моторе отдельного топливного насоса не вызывает снижения развиваемой мощности а степень сжатия в картере уменьшается незначительно. В любом случае желательно, чтобы шланг, соединяющий верхнюю часть корпуса бензонасоса над диафрагмой с полостью картера, имел минимальную длину. При переливе топлива из поплавковой камеры карбюратора давление бензонасоса следует уменьшить изменив диаметр отверстия в ниппеле поплавковой камеры.

Заводской диск пускового устройства, установленный на маховике, отштампован из очень тонкого стального листа, поэтому шнур для запуска часто рвется о его острые края. Избавиться от этого дефекта можно несколькими способами, однако наиболее надежным является изготовление нового диска большей толщины из дюраля (Рис. 114). Крепится диск штатной глухой гайкой и от проворачивания стопорится двумя винтами М6, головки которых входят в смотровые окна маховика.

Маховик с пусковым диском закрывается кожухом, изготовленным из алюминия надавильном станке (Рис. 115).

Можно сделать его и более простым способом — из алюминиевого 3-литрового хозяйственного бидона или обычной кастрюли подходящего диаметра. Кожух крепится к специальному поддону (Рис. 116), изготовленному из дюраля, и подтягивается накидной защелкой. Для уплотнения на поддон наклеивается кольцо из микропористой резины толщиной 3-4 мм. К ушкам картера поддон крепится на четырех стойках (Рис. 117). Кронштейн для бензонасоса может иметь произвольную форму, изготавливается отдельно или заодно с поддоном.

Для улучшения запуска в надводной части дейдвуда сверлятся три отверстия 04 мм. После того, как мотор заработал, отверстия закрываются поворачивающимся хомутиком из жести.

В щель между гребным винтом и редуктором ставится шайба, выточенная из фторопласта (применимы также капролон и винипласт) (Рис.118). Эта шайба препятствует наматыванию водорослей на гребной валик.

Вариант модернизации «Салюта» 2.

Предлагаемый вариант обеспечивает снижение веса мотора до 9,5 кг при условии минимальных конструктивных изменений и небольшой затраты времени.

Штатный топливный бак и пусковой механизм с мотора не снимаются. С двигателя удаляются стальной колпак (вес 1,1 кг) и стальной поддон (0,4 кг), а стальная рама, на которой крепятся колпак, поддон и топливный бак, заменяется на дюралевую. При этом несколько упрощается ее конструкция (Рис. 119) и выигрывается около 400 г веса.

Читайте также:
8 пунктов в пользу Parsun: описание мотора, технические характеристики, отзывы

При изготовлении рамы в домашних условиях можно воспользоваться лобзиком или дрелью. На новую раму устанавливается новый защитный кожух (Рис. 120), согнутый из листового алюминия толщиной 2 мм (вес около 220 г). На верхней части кожуха устанавливается штатный пусковой механизм. Для обеспечения жесткости переделанной конструкции двигателя пусковой механизм, защитный кожух и топливный бачок двигателя связываются алюминиевой накладкой (Рис. 121).

Крепление защитного кожуха к раме производится пятью болтами М4 с пружинными шайбами.
Данная модернизация уменьшает габариты головной части мотора: 310х170х120 вместо 360х220х160 мм.

Вариант модернизации «Салюта» 3.

Опыт эксплуатации «Салюта» на разных лодках показывает, что для плавания по мелководью, в водоемах, поросших водорослями, и при относительно небольших скоростях движения погружение гребного винта в воду целесообразно уменьшить. Учитывая высоту транцев и выносных кронштейнов на большинстве легких лодок, оптимальное укорочение дейдвудной трубы должно составлять около 40 мм.

Для этого на токарном станке следует проточить верхнюю часть дейдвудной трубы с таким расчетом, чтобы нижняя составляющая часть трубы плотно входила в проточку. Можно выполнить эту операцию еще проще — отрезать трубу ножовкой, а напильником и наждачной бумагой произвести подгонку ее конца по диаметру.

Для улучшения работы системы зажигания можно вместо штатного установить агрегатное магнето типа М124Б1, которое применяется на «пускачах» дизелей. Валик магнето следует пропустить через стартерное устройство и при помощи специального штифта соединить с прорезью втулки, закрепленной в центре маховика двигателя. Магнето устанавливается таким образом, что поворотом рукоятки можно плавно изменять угол опережения зажигания в пределах 40°.

Штатный капот»Салюта»снимается, а стартерное устроиство переставляется в алюминиевый колпак, закрывающий двигатель сверху. В верхней части — донышке — колпака закрепляется винтами ступица стартера, которая одновременно служит для шарнирного присоединения магнето. Рукоятка стартера выводится наружу колпака.

В связи с тем, что катушка зажигания в данном случае уже не нужна она может быть перемотана проводом 01,0 мм, чтобы получить энергию для освещения. Вывод обмотки присоединяется к штекерному гнезду, смонтированному на приливе корпуса двигателя.

Для разобщения гребного винта и вала двигателя на период запуска следует сделать муфту холостого хода, привод которой осуществляется при помощи рукоятки 10 (Рис. 122), смонтированной около румпеля.

При переводе этой рукоятки из положения «А» в » Б’ вилка 11, входящая под буртик бронзовой втулки 13, насаженной на верхний конец вала 14, поднимает этот вал вверх на некоторое расстояние. При этом храповые полумуфты 15 и 16 на вертикальном г валике редуктора выходят из зацепления.

При обратном переводе рукоятки 10 из положения «Б» в «А’ вал 14 опускается в нижнее положение до полного сцепления зубьев полумуфт. Для гашения ударных нагрузок, возникающих при этом, устанавливается демпферная пружина 19, работающая на скручивание Эта пружина надевается на вал 14, который в середине разрезан и шарнирно соединен при помощи вставной оси. Концы пружины соответственно закреплены на нижней и верхней частях вала. Пружина также предохраняет трансмиссию и двигатель от резких перегрузок и в случае удара гребного винта о дно водоема.

Для прохода хвостовика вилки 12 в дейдвудной трубе делается отверстие 08 мм, которое при работе двигателя закрывается конусной бобышкой, наплавленной из олова на хвостовик вилки. При запуске мотора, когда рукоятка 10 опущена вниз — в положение «Б», отверстие открывается и дает выход выхлопным газам непосредственно в атмосферу (Рис. 123).

Следует также модернизировать систему питания двигателя, что улучшает компоновку мотора, делает более удобным доступ к свече. Вместо штатного вентиля на перепуске топлива из бачка в карбюратор устанавливается краник с поворотной ручкой.

Карбюратор дополняется воздушной заслонкой 22, положение которой регулируется при помощи рукоятки 9. Винт 20, регулирующий предел опускания дроссельной заслонки, снабжается более широкой головкой для возможности установки оборотов холостого хода рукой — без помощи отвертки.

Для улучшения работы системы газораспределения в золотнике следует просверлить дополнительное отверстие (Рис. 124), а сам золотник повернуть на 12°.

Реализация всех этих усовершенствований позволяет сделать запуск двигателя надежным и легким на самых малых оборотах. Открыв краник подачи топлива к карбюратору и нажав утопитель поплавка, надо заполнить поплавковую камеру топливной смесью. Затем прикрывается воздушная заслонка карбюратора, за рукоятку магнето поворачивается в крайнее положение, соответствующее самому позднему зажиганию.

С помощью рукоятки 10 разобщаются гребной винт и вал двигателя, одновременно открывается отверстие в дейдвудной трубе для выпуска отработавших газов в атмосферу, минуя сопротивление воды на выходе из дейдвуда. Пуск осуществляется легким рывком стартера. Как только двигатель заработает, нужно слегка приоткрыть воздушную заслонку карбюратора, включить сцепление гребного винта (при этом открывается перепускное отверстие газовыхлопа).

Кроме этого полезно изменить систему охлаждения мотора. Взамен крыльчатки ниже разобщительной муфты на вертикальном валу можно установить ведущую шестерню шестеренчатого насоса. Ведомая шестерня закрепляется на оси-шпильке в том же проеме, где ранее была крыльчатка. Этот насос обеспечивает эффективное охлаждение даже на самых малых оборотах двигателя. Относительно простая доработка системы охлаждения заключается в замене штатной пластиковой крыльчатки на более надежную из резины. С этой целью удобно использовать крыльчатку от мотора «Ветерок-8», которую следует подрезать на токарном станке с обеих сторон до толщины 10 мм и по диаметру до 42 мм. Затем из бронзы вытачивается втулка с внутренним диаметром 11,5 мм, которая запрессовывается в крыльчатку. Паз под шпонку пропиливается надфилем. Такая крыльчатка долговечна и практически не изнашивает внутренние поверхности корпуса помпы. Для предохранения попадания в систему вместе с водой песка можно установить съемную сеточку.

Читайте также:
Москва: описание мотора, технические характеристики, отзывы

В зависимости от нужного режима работы мотора на ходу возможно регулировать подачу и качество смеси с помощью обеих заслонок — воздушной и дроссельной. Поворотом рукоятки устанавливается оптимальное опережение зажигания (на слух).

Модернизация подвесного лодочного мотора «Салют/Спутник»

При переоборудовании своего мотора «Салют» я задался целью получить, может быть, и менее красивый, но зато более легкий и удобный в эксплуатации мотор.

Общий вид переделанного лодочного мотора «Салют»

1 — поворачивающийся хомутик; 2 — кожух; 3 — поддон; 4 — шланг с грушей.

Прежде всего я снял с мотора капот со встроенным топливным бачком, нижний кожух с деталями крепления и ручной стартер. Эта мера и обеспечила снижение веса мотора с 12 кг до 8.

Для подачи топлива из отдельного бачка использованы бензошланг с подкачивающей грушей и диафрагменный бензонасос от мотора «Москва», подсоединенный к картеру при помощи штуцера Ø 4 мм.

Заводской диск пускового устройства, установленный на маховике, отштампован из очень тонкого стального листа, поэтому шнур для запуска часто рвется о его острые края. Конечно, избавиться от этого дефекта можно было бы и другими путями, но я изготовил новый диск большей толщины из дуралюмина.

Диск для запуска

Крепится диск штатной глухой гайкой и от проворачивания стопорится двумя винтами М6, головки которых входят в смотровые окна маховика.

Маховик с пусковым диском закрыл кожухом, изготовленным из алюминия на давильном станке.

Можно сделать его и более простым способом — из алюминиевого 3-литрового хозяйственного бидона или обычной кастрюли подходящего диаметра. Кожух крепится к специальному поддону, изготовленному из дуралюмина, и подтягивается накидной защелкой.

Для уплотнения на поддон наклеено кольцо из микропористой резины толщиной 3—4 мм. К ушкам картера поддон крепится на четырех стойках.

Стойка для поддона

Кронштейн для бензонасоса может иметь произвольную форму, может быть изготовлен отдельно (и закреплен винтами или заклепками) или заодно с поддоном.

Для улучшения запуска в надводной части дейдвуда просверлены три отверстия диаметром 4 мм. После того, как мотор заработал, отверстия закрываются поворачивающимся хомутиком из жести.

В щель между гребным винтом и редуктором поставлена шайба, выточенная из фторопласта (применимы также капрон и винипласт). Эта шайба препятствует наматыванию водорослей на гребной валик.

Шайба под гребной винт

На своем «Салюте» я сделал систему освещения от магнето, позволяющую питать во время движения шестивольтовую лампочку мощностью 10 вт.

А — к конденсатору системы зажигания; В — выключатель; Д — диод Д-215; С — конденсатор электролитический 30 мкф, 25 вольт.

Все эти переделки позволили значительно улучшить эксплуатационные качества мотора.

kv 347

велосипед, салют, велосипедист в шляпе

Так случилось, что однажды мне пришлось возвращаться с велопрогулки пешком. Рядом катился “Салют”, у которого были разорваны и камера, и шина. Дорожка из старых бетонных плит, с внезапно появившейся ржавой арматурой, сделала своё “чёрное дело”. Я не сильно переживал по этому поводу, поскольку считал замену резины на велосипеде делом пустяковым.

Однако реалии современного велорынка быстро охладили мой бодрый оптимизм. Хорошей шины советского стандарта 533-37 я найти не смог. Ставить близкие по размеру шины 24х1 1/2 тоже не хотел , имея не очень приятный опыт такой замены . В конце концов решил заменить колёса на современные. Установка новых колёс потянула за собой изменение и других узлов велосипеда, о восстановлении которого рассказал в статье “Велосипед Салют” .

Эта статья о том, как я переделывал свой велосипед и что из этого получилось. Она не закончена и будет добавляться по мере появления новых изменений.

Прикидывая, какие комплектующие будут необходимы, я столкнулся с дилеммой – их цена значительно превышала стоимость моего б/у-шного “Салюта”. Оправдана ли такая модернизация? После некоторых раздумий решил, что буду покупать качественные запчасти, которые в случае неудачи моей затеи на “Салюте” можно будет без проблем использовать на других велосипедах.

Т акой подход предполагает выбор универсальных комплектующих. Что я понимаю под термином “универсальные комплектующие”? Например, мне необходимо выбрать тормоза для велосипеда. Какому типу из существующих следует отдать предпочтение? Дисковые или ободные (v-brake) требуют соответствующей конструкции рамы. На “Салюте” креплений под них нет и будут ли они на другой раме в случае, если потребуется перестановка, не известно. В тоже время, ножной или роллерный тормоза абсолютно не требовательны к конструкции рамы и потому могут устанавливаться на любой велосипед, а значит являются универсальными. Руководствуясь таким подходом, я и отправился покупать запчасти для модернизации своего велосипеда.

Читайте также:
Москва-12,5: описание мотора, технические характеристики, отзывы

Всё началось с выбора колёс. Вариантов было два:

– меньшие колёса диаметром 24 дюйма;
– большие на 26 дюймов.

У каждого из них есть свои преимущества, но учитывая большую распространённость 26″ колёс и соответственно больший выбор рам под эти колёса остановился на них. В колёсах использовал двойные обода с тормозной дорожкой для V-брейков, аналогичные тем, что ставят на горные велосипеды. Делать “Салют” горным велосипедом я не собирался и креплений для вибрейков на раме тоже нет, просто эти обода показались мне привлекательными по прочности (а значит по долговечности) и по цене.
Использование больших по диаметру колёс наложило свои ограничения на размеры шины. Я приобрёл вот такие, размером 26 х 1,75 со светоотражающей полосой и кевларовым антипрокольным слоем.

шины со светоотражающей полосой

соотношение вело колёс 26

Для установки нового переднего колеса пришлось немного раздвинуть перья вилки и напильником расширить посадочные места под крепление оси ( диаметр осей современных втулок больше чем у переднего колеса “Салюта”).

Установив колёса на велосипед, я решил опробовать их на ходу. Чтобы не мешались под ногами, установил и “родные” крылья. Интуиция подсказывала, что расстояние между крыльями и новой резиной слишком мало. Не добавляли оптимизма и хлипкие проволочные перья удерживающие крылья. И предчувствия меня не обманули. Первый же съезд с бордюра превратил заднее крыло в причудливо изогнутый арт-объект, который не подлежал восстановлению до первоначальной формы.

В конце концов пришлось менять и крылья. Заменил их на пластиковые для колёс размером 26 дюймов с более жёсткими и надёжными крепёжными перьями .

Велосипеды «Салют» — история и характеристики советского велосипеда

Велосипеды «Салют» — история и характеристики советского велосипеда

Советский складной двухколесный велосипед, появившийся на рынке в 90-х, считался пижонской моделью. Компактный и прочный велосипед «Салют» называют заслуженной классикой жанра. Конструкторы нашли простое и бюджетное решение на все времена. Дорожник выпускали без верхней трубы, что позволяло ездить и девочкам, и мальчикам. Благодаря уникальным колесам, длинному рулевому и подседельному штырю, средством передвижения пользовались и взрослые, и подростки. Модели, выпущенные в 1986 году, и сегодня эксплуатируются в первоначальном виде или после апгрейда.

История велосипедов «Салют»

Биография символа советской велосипедной индустрии началась на Пермском машиностроительном заводе. Производитель «рабочих конструкций» для деревенских и городских жителей выпускал двухколесники «Урал» и «Прогресс». В условиях малогабаритных квартир держать громоздкие дорожные велосипеды было крайне неудобно. Конструкторы предложили новинку − надежную складную модель, которая стала самым доступным видом транспорта. В случае поломки любая неисправность устранялась самостоятельно велосипедистом.

Легкий «Салют», предназначенный для комфортного передвижения по дорогам с различным покрытием, понравился гражданам Союза. Его стали производить и в других городах (например, Йошкар-Ола). Позже семейство велосипедов пополнилось усовершенствованной моделью «Салют−С». Под закат СССР пермяки выпустили модный «Салют−5» с набором скоростей и усиленной рамой. После ликвидации предприятия велосипеды под этим брендом не производятся.

Веломоторс

В конце XX века была создана компания «Веломоторс», выпускающая под торговой маркой Стелс двухколесный транспорт. Складные качественные велосипеды предназначены для начального и среднего уровня катания.

Характеристики велика

Дорожный велосипед для активных поездок по городу сохранил общую конструкцию до нашего времени. Рамы «Салюта» выпускали трех видов:

  1. Складная с замком шарнирного типа.
  2. Универсальная рама.
  3. Разборная конструкция, состоящая из двух полурам, которые фиксируются рукояткой или винтом под шестигранник. Редкий вид рамы почти не встречается не только в жизни, но даже на фото.

Производители вкладывали в разборные или шарнирные велосипеды следующие характеристики:

  • складная рама в форме ромба изготовлена из надежного стального сплава; регулируется по высоте и наклону;
  • вилка с круглым сечением;
  • колесо с установленными спицами (36 шт.);
  • два вида сиденья: жесткое с пружинами и мягкое с латексной подушкой;
  • элементы трансмиссии из алюминия;
  • один скоростной режим;
  • дорожные педали, выполненные из металла;
  • багажник из оцинкованного металла; ;
  • тормозная ножка.

Велосипед «Салют» с размером колеса 24 дюйма был оптимальным вариантом для школьников и взрослых байкеров. Вес велика 14,8 кг − в сравнении с другими моделями, изготавливаемыми в Союзе, считался облегченным. Шины размером 533х37мм были рассчитаны на длительную эксплуатацию для катания по любой дороге. За счет задней втулки с ножным тормозом повышалась характеристика надежности всей конструкции.

Особенности эксплуатации и обслуживания

обслуживание велосипеда Салют

Дорожные велосипеды, к которым относится «Салют» требуют соблюдения правил эксплуатации и ремонта. Алгоритм обслуживания представлен в таблице.

Регулярность обслуживания Действие
Ежедневно Проверяйте крепления колес, износ покрышек, тормоза
Один раз в неделю Мойте велосипед чистящими средствами с использованием мягкой ткани
Осматривайте натяжение спиц
Контролируйте затяжку болтов жесткой вилки
Ежемесячно Следите за состоянием рамы, на которой не должно быть трещин и очагов коррозии
Контролируйте надежность соединения в местах резьбы
Перебирайте и смазывайте детали специальными средствами
Каждый год Меняйте смазку подшипников каретки, эксцентрики колес, педалей, подседельного штыря
Замените болты, отвечающие за крепление

После завершения сезона нужно снять колеса и промыть функциональную систему чистящими средствами или керосином. Желательно хранить велосипед с накачанными колесами в подвешенном состоянии.

Читайте также:
Лодочный мотор из газонокосилки

Общие требования к безопасности должны соответствовать установленным стандартам. При катании на велосипеде необходимо надевать шлем, перчатки с мягкими подкладками на ладони, светоотражающую экипировку. Не использовать туклипсы в сочетании дополнительным крылом на колесе, контролировать скорость при движении и пр. Торможение на старой модели не так эффективно, как на современных велосипедах. Поэтому необходимо учитывать увеличение тормозного пути.

Рекомендации по ремонту

Профессионалы советуют собирать и ремонтировать велосипеды «Салют» в специализированных мастерских. Рекомендации связаны с тем, что различные узлы и компоненты могут отличаться от тех, которые установлены на вашем велосипеде. Практика эксплуатации «Салюта» показывает, что перекрашенный и ухоженный байк выглядит не хуже современных моделей.

Как провести ремонт самостоятельно:

  1. Заменить старую резину на новую, даже если при визуальном осмотре она внушает доверие.
  2. «Ахиллесовой пятой» «Салюта» считается восьмерка на колесах. Чтобы устранить дефект, подтягивают спицы и укрепляют внутреннюю часть обода защитой для исключения прокола камеры.
  3. Внимания в обслуживании требуют педали, которые имеют свойство расшатываться. Это связано со своеобразным креплением в виде шатунов на клиньях. Поэтому нужно снять деталь, хорошо очистить и вставить на место.
  4. Если рассыпались 4 мм шарики, их можно заменить современными подшипниками для «Салюта». Они идентичны по размерам старым запчастям.
  5. При появлении ржавчины на цепи, узел трансмиссии обрабатывают наждачной бумагой и вымачивают в керосине. После просушки смазывают маслом или составом WD40.
  6. Для безопасного торможения сиденье располагают ниже обычного уровня посадки. Не рекомендуется изменять геометрию рамы.
  7. При сложных поломках раму ремонтируют с помощью сварки.
  8. Долговечный руль не требует ремонта. Достаточно заменить грипсы или смазать подшипники в рулевом стакане.

Можно ли сделать апгрейд

модернизация велосипеда Салют

Главные особенности реставрации велосипеда советских времен:

  1. Некоторые детали (например, каретку или втулку) придется полностью заменить.
  2. Для старых покрышек сложно подобрать аналог, поэтому лучше установить новые колеса. Многие велосипедисты предпочитают более крупный вариант шин диаметром 26 дюймов.
  3. Восстановлению подлежит седло. После замены пружинных элементов, обшейте сиденье современным материалом или купите современное комфортное седло.
  4. Обязательной смене подлежат крылья, необходимые для езды в нашем климате. Велосипедный аксессуар не только морально устарел, проблемой является еще и то, что удерживающие перья из проволоки расположены слишком близко к резине. Магазины представляют широкий выбор быстросъемных, классических, пластиковых и других полноразмерных крыльев.
  5. Часть модернизации старого велосипеда − установка планетарной втулки на три скорости.
  6. Каретку и крепление шатунов рекомендуют подбирать под квадратное сечение.
  7. Замене подлежит и подседельный штырь, которым регулируют высоту седла.

В интернете размещены видео, показывающие пошаговую инструкцию апгрейда.

Заключение

Велосипед «Салют» выдержал испытание временем. Многие старые модели хранятся сейчас в виде ржавеющего хлама в сараях. Но легенда велосипедной промышленности 35 лет остается востребованным средством передвижения. Долговечный и универсальный байк легко настраивается под каждого велосипедиста, сохраняя комфорт и безопасность при передвижении.

Модернизация мотоблока салют своими руками

Минитрактор из мотоблока Салют. Инструкция, схемы, чертежи

Содержание

Выбор модели мотоблока Салют

Почти каждый счастливый обладатель мотоблока хоть иногда, но задумывается, можно ли переоборудовать мотоблок «Салют» в трактор, пусть не настоящий неприхотливый МТЗ или компьютерный властелин полей John Deerе, но все же.

Все переделки в конечном итоге направлены на облегчение тяжелого труда, повышение комфортности работы и увеличение производительности. Считается, что лень способствует прогрессу – и, действительно, разве не лучше, сидя на минитракторе из мотоблока «Салют», лично переоборудованном, с комфортом и гораздо эффективнее выполнять ту же работу, вместо того, чтобы ходить пешком по полю! А жизненный опыт показывает, что переоборудуются любые модели мотоблоков – «Салют, «Нева», «Агат».

Отличными техническими характеристиками обладают переоборудованные минитракторы из различных модификаций мотоблока Салют-100.

Мотоблоки Салют Honda и Салют-5Р с профессиональными японскими двигателями требуют минимума переделок. Минитрактор из мотоблока Салют-5Л-6,5 (Lifan) после переделки стабильно работает на больших площадях.

Чаще всего переоборудуют легкие и средние мотоблоки, которые изначально конструктивно не приспособлены к выполнению целого ряда работ.

Тяжелым мотоблоком с помощью соответствующей навески можно выполнить массу необходимых работ, с мини-прицепом его даже можно превратить в грузовичок.

Переоборудование

Создание самоделки необходимо начинать с изучения кинематической схемы и чертежей, а также с подготовки соответствующих узлов, материалов, деталей и инструментов. Можно подготовить схему самостоятельно или взять за образец этот пример.

Если чувствуете себя не очень уверенно в вопросах переделок и переломок, можно приобрести специальный комплект, в котором имеются все нужные детали для переоборудования мотоблока, а именно:

  1. задняя навеска с ручным подъемным механизмом;
  2. крылья, сидения, подножки и педали;
  3. передняя балка, тормозные диски, колесные ступицы;
  4. рама с необходимыми креплениями для двигателя;
  5. рулевое управление с тягами;
  6. рычаги выключения блокировки полуосей.

Отечественный производитель ООО «Сельмаш» предлагает наборы для переоборудования мотоблока в минитрактор с различными вариантами комплектации – базовые, гидравлика, тормозная система. Цена базового комплекта вполне приемлема — в рамках 7 тыс.грн.

Обычно при сборе самодельного трактора при наличии комплекта деталей даже у начинающих механиков особых трудностей не возникает. Кроме того, сегодня во многих городах работают мастерские, специализирующиеся на переделке мотоблоков «Салют» в минитракторы.

Читайте также:
Manual Tohatsu M50D2 EPTOS, Tohatsu M50D2 EPTOL

Естественно, данный вариант не подойдет для тех, кто хочет сделать уникальный образец и существенно сэкономить, например, переломку 4х4.

При переделке следует помнить, что для нестандартной адаптации мотоблока потребуются переделки и доводки, многие узлы нужно изготовить и подсоединить неординарным способом.

Важные конструктивные моменты при переоборудовании:
  • Посадка водителя на технику поднимает ее центр тяжести, а это означает, что, во избежание опрокидывания на крутом повороте, необходимо сделать более широкой вторую ведомую ось – не менее 1-1,2м.
  • Расширение колесной базы мотоблока. Сегодня вы можете купить готовые втулки, установкой которых на переднем ведущем вале мотоблока увеличивается расстояние между колесами, поэтому можно спокойно обойтись без услуг токаря.
  • Если дифференциал отсутствует, то вопрос повышения маневренности самоделки решается установкой блокирующих поворотных удлинителей, одновременно этим удастся увеличить колесную базу.

Оборудование и детали

Самодельщик волен сам выбирать тип шасси, привода. Чтобы переоборудовать мотоблок в минитрактор, понадобится:

  • два колеса,
  • рулевой механизм,
  • водительское кресло,
  • навеска,
  • педали.

Возможно использование деталей, которые зачастую годами валяются в гаражах или мастерских. Тут уж, что подскажет фантазия. Кто-то из кусков старых водопроводных труб сумел сделать отличную сварную раму, кто-то использует старые автопокрышки от грузовиков.

Тяжелый мотоблок с дизельным двигателем наиболее целесообразный вариант переделок , в результате получится действительно мощная техника, хоть и самоделка.

Раму минитрактора следует «перекроить» в соответствии с чертежом, чтобы адаптировать ее под вторую пару колес. Платформа трактора может быть переломной или цельнометаллической.

С помощью болгарки можно нарезать поперечные и продольные лонжероны, соединив их болтами или электросваркой. Чтобы швы получились прочными, применяют комбинированное крепление: крепежные элементы + вспомогательная проварка швов.

Переломка, состоящая из двух отдельных полурам, которые соединяются с помощью шарниров, значительно повышает устойчивость, проходимость и подвижность минитрактора.

Навесное устройство монтируется к раме в соответствии со схемой. Приваренный фаркоп еще больше расширяет возможности минитрактора, переоборудованного из мотоблока «Салют».

Видео обзор конструирование рамы для минитрактора

Двигатель

Двигатель обычно размещается в передней части, такое размещение в целом уравновесит конструкцию минитрактора. Ременная передача закрывается оградительным кожухом, определяется расположение педали сцепления.

Для эксплуатации необходимых навесных приспособлений настраивается гидравлика. По завершении этой работы следует установка кресла для водителя, при необходимости, фар и габаритных сигналов.

Ходовая часть

На задней оси крепятся родные колеса от агрегата, на передней – те, что подобраны. Желательно, чтобы протектор на них был выразительным, это даст хорошую сцепку с поверхностью. Как вариант, возможно использование запчастей, бывших в употреблении.

Новый комплект ступиц с тормозной системой, рулевым колесом, редуктором, рулевыми тягами, рулевой колонкой – идеальный вариант для установки ходовой.

Далее с помощью металлической трубы крепятся передние колеса, колесные ступицы. После выполняют монтаж рулевых тяг и выравнивание с рулевым редуктором. Затем — фиксация редуктора на раме, установка рулевой штанги и рулевого колеса, регулировка рулевой колонки.

Видео обзор ходовой части минитрактора

Тормозная система

В соответствии со схемой компоновки определяется место педали тормоза и базового тормозного цилиндра. На видео переоборудования «Салют» в минитрактор детально представлена последовательность работ по правильной установке и регулировке системы тормозов.

Видео обзор установки тормозной системе на минитракторе

Завершающим этапом является подключение электрического оборудования, выведение датчиков на приборную панель.

Разновидности минитракторов

Относительно того, что изначально взято за базис, существует несколько разновидностей минитракторов, переделанных из мотоблока «Салют»:

  • Самодельный трактор с двигателем, идентичным по мощности двигателю мотоблока, успешно выполняет все сельхозработы на площади 2-3 га.
  • Минитрактор с более мощным двигателем сможет выполнить все сельскохозяйственные работы на больших площадях – вспашка, окучивание, прополка, высаживание картофеля.

Благодаря дополнительной навеске возможности самодельной техники существенно расширяются – уборка снега, заготовка сена на площадях более 5 га.

Достоинства и недостатки

Несомненно, эффективность самодельного минитрактора из мотоблока «Салют» по функциональным возможностям не сравнима с рабочими показателями заводского аналога, но это и понятно. Ведь целесообразность такой техники заключается в использовании на бытовом уровне, где самоделки показывают превосходные результаты.

  • Простая эксплуатация, несложный ремонт, почти все сделано из доступных деталей своими руками – неоспоримые преимущества самодельного трактора. Большой плюс — затраты на создание самоделки значительно меньше стоимости заводского минитрактора.
  • Из недостатков стоит отметить необходимость наличия специальных знаний, усердие и кропотливость при работе, поиски необходимых деталей. Однако и не каждый решится на совершение подобных переделок.

Примеры переоборудования

Кроме уникальных экземпляров минитракторов из мотоблока «Салют», умельцы изготавливают такие модели, что впору их выделять в отдельную классификацию – снегоход, мотобуксировщик, болотоход, мотособака с санями, квадроцикл. На фото и видео представлены совершенно нестандартные агрегаты, вызывают заслуженное восхищение умением и талантом мастеров.

Благодаря готовой гусеничной ходовой к разным моделям мотоблоков – «Фаворит», «Салют», «Агат», «Нева» можно переоборудовать мотоблок до неузнаваемости.

Отзывы

Пономарев Владимир, Волгоградская область

«Вначале работал долгое время мотокультиватором Нева МК-100, до этого был Крот, еще советский. На 10 соток вполне хватало. Когда взял в аренду землю, купил Cалют 5 BS6 c бригсом. На поле хорош, а по тяжелой грунтовке с тележкой намучился с ним. За зиму переделал мотоблок в минитрактор – кое-что из комплектации купил, в основном использовал детали от старой пожарной помпы. Теперь на подъеме в горку тяга отличная, даже с грузом, расстояние вообще не помеха.»

Семенов С., Полтава

«Может у кого-то старый мотоблок ржавеет без дела, так все в ваших руках. Каждый мало-мальски разбирающийся в механике и имеющий желание, может переделать из мотоблока минитрактор, это вполне под силу. Я лично использовал готовый комплект для переоборудования, время поджимало. Сейчас решил сделать из Салюта-100 (китайский LIFAN 6,5 лс) вездеход – поменял диски на широкие, резину от внедорожника взял. Конечно, мотоблок на дизеле с водяным охлаждением подошел бы лучше, но думаю, из Салюта тоже получится норм.»

Видео мотоблок САЛЮТ. Доработка. Усовершенствование. Вариант с силовой рамой.

  • เผยแพร่เมื่อ 24 ม.ค. 2015
  • Мотоблок установлен на силовой раме, которая разгружая редуктор, принимает нагрузки на себя.
    krytosdelal.ru/motoblok/modernizaciya-motobloka-salyut.html
    Посадка, окучивание и сбор картофеля мотоблоком.
    krytosdelal.ru/motoblok/posadka-okuchiva…felya-motoblokom.htm
    Модернизация мотоблока»Салют».
    krytosdelal.ru/motoblok/modernizaciya-motobloka-salyut.html
    Мотоблок «Салют-5БС-5.5», отзыв.
    krytosdelal.ru/motoblok/motoblok-salyut-5bs-5-5-otzyv.html
Читайте также:
Рекомендации при покупке лодочного мотора БУ

ความคิดเห็น • 63

Всё хорошо,но всё такое хлипкое,ещё не что не отламилось?

колёса лучше убрать из под кузова тогда он будет опрокидываться вертикально у меня так если хочешь посмотри

Лайк! Підпишіться і ви на мій канал. Дякую!

С дышлом, как ни странно, всё нормально.

Видео ни о чем, возить тележку на таких колесах это просто если добавить массы в тележку, мотоблок будет стоять на и подпрыгивать,зачем люди ставят лайки родственники наверно

С такими рассуждениями можно без ума всё нагрузить. Чтобы вам было легче, поставьте дизлайк

Наххуя блять такая музыка?

Музыка не под этот ролик, поставь утежелители на колеса, сними нафиг борт сделай подъем более крутой , но самое главное выбери борт, если и просыпится перегной не чего страшного

Трубу рано или поздно переломит !

Сделайте что бы задний борт вообще снимался, и будет Вам счастье. Обязательно покрасте прицеп, а то ведь привлекут за знаки.

что за музыка , кто знает ?

Блин, музон задолбал! как будто заело пластинку!

Рома,все классно,единственное переделайте задний борт,чтобы легче было выгружать.

Каким образ распределена нагрузка на раму ? Т.е. снята с редуктора ?

Да, снята с редуктора, в части нагрузки действующей на излом полуосей и тяговых усилий.

и что тут доработано

если поставить калеса на мотоблок такие-же как на телеге еще легше будет кататься по огороду.

задний борт нужно сделать съемным

Или как у КАМАЗа на верхних петлях, чтоб через низ сваливались все

новая новость,на мотоблок с прицепом теперь надо категорию А тракторных прав , штраф от 5000-до 15000 спасибо путину вв ,я в среду иду к начальнику гаи за премией ,я просто в шоке ,а так хочется матерится

где ты это вычитал в доках на мотоблок прописано что он не является транспортным средством соответственно налог платить не надо страховка не нужна но на дороги общева пользования выезжать на мотоблоке запрещено вот за это накажут

хорош НО ГДЕ ТОРМОЗА.

какие тормоза)))) тут они не нужны..торможение двигателем спуск за собой прекрасно держит 500кг

ухахаха,музика ппц бичевая

Я конечно понимаю что хорошая тележка но можно сделать задний БОРТ чтобы открывался не вниз а на верх .Нужно лишь наростить на 10см задние стойки или на 15см и на борт наростить и тогда кузов будет поднимаца выше и не будет препятствий на земле [удобнее сваливать].

Полностью согласен. Эксплуатация подтвердила.

Роман, а безкамерные колеса с мотоблоком шли? С Салютом вроде камерные, некудышные идут, а эти практичные.

Да, шли. В видео они продемонстрированы на мотоблоке.

Все прекрасно, но за кражу дорожных знаков могут привлечь к уголовной ответсвенности! (использованные в конструкции кузова) Вам для информации на каждый пропавший дорожный знак пишется заявление о краже, и не важно сам он отпал или его сняли. Смысл в том, что все знаки принадлежат какой-то там шаражке государсвенной которая на их установку тратит деньги, а отговорки типа я не видел что это дорожный знак не прокатят вы же не слепы абсолютно.

А если столб спиздить?)

it`s the first time i see a 2 wheeel tractor (motobloc — i hear you are calling it) with airless tire, and i like very much this ideea, did you buy those from somewhere, and how much did they cost .

+Ovidiu Moc. Welcome Ovidiu Moc. If I understand correctly, you are interested in the wheels. Yes, they are original, made of solid rubber tires and without compressed air. I bought them with motor-block in 2006. Now, unfortunately, these wheels do not see for sale. Try searching in the internet shop.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: